Келья монаха отшельника

20 лет монах живёт на неприступном утесе в горах (12 фото)

Этого грузинского отшельника зовут Максим Кавтарадзе. Сейчас ему 59 лет, двадцать из которых от прожил в горах Грузии, на неприступном утесе. Пищу ему доставляют с помощью лебёдки. Сам же отшельник всё время проводит в молитвах. Так он искупает грехи своей молодости, в которой от много пил и продавал наркотики другим людям. Фотографу удалось снять его жилище! Смотрим!

Это место называется Столп Кацхи. Еще в дохристианское время оно было окутано легендами, а уже 5 веке у подножья скалы появилась первая церквушка. До 15 века, когда Грузия захватили турки-оттоманы, здесь жили так называемые «столпники».

Скит долгое время находился в запустении, и именно монах Максим ратовал за его восстановление: собирал деньги, лично обустраивал территорию.

Во время строительных работ был найден камень, с высеченной надписью 12-13-го века — молитва о некоем Георгие, построившем многое во славу Божию.

2010 в Кацхи прибыл Патриарх всея Грузии святейший и блаженнейший Илия Второй. Он пожертвовал старинную икону (на золоте) Илии Пророка Кацхинскому монастырю. Медальон носит монах Максим, потом он передаст ее своему последователю.

Интересно, что Кавтарадзе перед постригом в 1993 работал оператором крана, так что высоты он совершенно не боится. Говорит, на вершине он ощущает присутствие Бога. Здесь Максим искупает грехи юности, когда он пил, продавал наркотики и в итоге угодил в тюрьму.

Визитеров монах обычно не принимает, и фотографу стоило немалых усилий, чтобы получить разрешение на съемку жилища знаменитого грузинского отшельника (а именно пришлось четыре дня молиться по 7 часов в сутки, и вставать за четыре часа до рассвета).

Это место настолько крутое, что долгое время я не открывала его координаты. И даже если бы вы разгадали загадку его местонахождения, доехали до самого конца глухомани, потом прошли пешком по каменистому пляжу, перелезли через скалу и нашли в этой пещере монаха, то поняли бы всё сами… Сейчас координаты появились в сети, пусть же они будут и здесь (в конце поста).

Совершенно безлюдный пляж на задворках острова упирается сначала в скалу, через которую во время прилива придётся перелезть (шлёпки для этого точно не подойдут).

Потом, посреди самой глухомани, появляется всё это.

Такое убранство неудивительно встретить в храмах Таиланда, куда проложены дороги и ходят толпы туристов… Но не в таком месте, где людей в принципе нет. Когда, офигевая от открывшейся взору картины, ты осмотрел всё, собираешься уже уходить, начинается дождь и перед тобой вдруг возникает монах в оранжевом одеянии и, улыбаясь во весь рот, предлагает тебе взять его зонт — ощущения чуда умножается в разы.

Монах живёт здесь в полном уединении.

Без электричества и водопровода, разогревая воду для кофе в чайнике на огне.

Медитировать под москитной сеткой в этом уединении можно часами и днями..

Потому что до этого места люди, к счастью, доходят нечасто.

Медитации в пещере отшельника с видом на это море…

Монахи не могут принимать от людей деньги и, если вы всё-таки дойдёте сюда, можно принести с собой питьевую воду (она самая тяжелая и нужная здесь), еду, печеньки, кофе (растворимое, он пьёт, по крайней мере пытался угостить нас).

Координаты пещеры: 9.573396,99.916042

Также место можно найти на Геокэшинге.

Другие интересные посты в моём блоге:

  • Жизнь и путешествия в Таиланде: авторский путеводитель
  • Самуи: авторский гид по интересным местам
  • Лагеря беженцев в Таиланде
  • Как живут в зонах России. Фоторепортаж
  • Копилка матёрых лайфхаков для путешествий

(c) Ольга Салий. Копирование материала запрещено.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Пещеры естественного и искусственного происхождения являются местом проведения сакральных церемоний и обрядов во многих мировых религиях. В данном случае, объектом изучения и анализа явились подземные сооружения на территории Российской Федерации, используемые с целью совершения богослужений православными христианами.
Если обратиться к истории христианства, то два ключевых для него собтия произошли именно в пещерах, которые сегодня являются центральной частью исторических храмовых комплексов, местом совершения богослужений и паломничества представителей Поместных Православных Церквей, Римо-Католической Церкви, а также Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей. Речь идет о пещерном храме в честь Рождества Христова в Вифлееме, а также храме Воскресения Христова в Иерусалиме.

На территории Европы древнейшими подземными сооружениями, использовавшимися христианами с богослужебными целями, являются катакомбы Рима. Во II-IV веках здесь проходили общественные богослужения. Катакомбы также служили местом погребения членов христианской общины, в том числе мучеников, останки которых становились священными реликвиями, употреблявшимися в подземных храмах с литургическими целями .
С IV столетия на Востоке зарождается и набирает силу монашество. Его родоначальником считается святой Антоний Великий, ведший жизнь аскета-отшельника в пещере в египетской пустыни. Примечательно, что как гласит житие, в пустыне он встретил другого отшельника — Павла, начавшего свой подвиг несколькими годами ранее и также жившего в пещере . По их примеру в пещерах начали селиться другие христиане, стремившиеся к уединенной молитвенной жизни. Они занимали скальные ниши, а в местах, где это позволял состав почв, выкапывали себе кельи, расширяя естественные углубления в рельефе. Со временем кельи соединялись внутренними переходами, образуя целые комплексы. Наиболее обширное помещение в нем отводилось для совместной молитвы.
Подобные подземные сооружения, время появления которых относится к раннему Средневековью, сохранились на территории государства Израиль, в Иордании, Сирии и Эфиопии, в исторической области Каппадокия на территории современной Турции, являвшейся в течение первого тысячелетия одним из крупнейших духовных центров не только Малой Азии, но и всего христианского Востока.
Появление христианских пещерных культовых сооружений на территории современной России также связано с аскетической традицией монашества. Древнейшие из них находятся на Крымском полуострове. Это Успенский монастырь в Бахчисарае, монастырь Христа Спасителя «Шулдан» в Севастополе, монастырь святителя Климента, папы Римского в Инкермане, и некоторые другие. Исследователи, в основном, сходятся на том, что эти религиозные объекты, относящиеся к раннему Средневековью, были устроены греческими монахами, бежавшими от иконоборцев, а затем использовались русскими иноками .
Основание первого собственно русского пещерного храма – Успенской церкви в Киеве связано с именами святых Антония и Феодосия, почитаемых, как основатели русского монашества. Именно они в XI веке в Киеве положили начало мужскому монастырю в честь Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии – Успенской Киево-Печерской Лавре. Как гласит житие преподобного Антония, он принял постриг в одном из монастырей на Афоне, около которого затем проводил уединенную жизнь в пещере. Получив благословение вернуться на Русь, он в 1051 году поселился в пещере на днепровском берегу. В числе тех, кто хотел разделить подвижнические труды преподобного Антония, оказался и его будущий друг и ученик преподобный Феодосий. В житии приводится их диалог: «Видишь ли, чадо, – спросил его Антоний, – что пещера моя скромна и тесна?» – «Сам Бог привел меня к тебе, – ответил Феодосий, – буду исполнять то, что ты мне повелишь» . «Патерик Печерский» — летописное сказание о начальном периоде существования монастыря, гласит, что эта пещера была выкопана ранее пресвитером Иларионом, автором знаменитого памятника древнерусской литературы «Слова о Законе и Благодати», который уединялся здесь для молитвы .
Подобным образом – с пещеры, самостоятельно выкопанной или обнаруженной и обжитой подвижником, к которому затем присоединялись другие люди, ищущие молитвенного уединения, зарождались многие русские монастыри. В естественных условиях пещеры образовывались в результате либо биологического и механического выветривания пород, либо карстовых процессов.
Подземные монастыри от прочих культовых пещер отличаются наличием в их комплексе помещений различного назначения: храмов, некрополей, жилых (в т. ч. хозяйственных), структурно разделенных.
Подземные храмы обычно имели архитектурное убранство определенного функционального назначения: ниши для икон и светильников, места для мощей и иных христианских реликвий, полки, уступы, колонны, аналои и т.п. Входы в помещения могли оборудоваться дверями, а храмы иметь иконостасы . Со временем под землей возникали целые многоуровневые пещерные комплексы, состоявшие из нескольких соединенных подземными галереями отдельных пространств. Порой после кончины основателей такие монастыри угасали, а пещеры использовались только как некрополи, а затем возрождались снова.
К таким культовым объектам относится, например, Успенский Псково-Печерский мужской монастырь в городе Печоры Псковской области. Монастырская летопись свидетельствует, что в конце XIV века местный крестьянин Иван Дементьев рубивший лес на склоне горы, обнаружил под корнями упавших деревьев вход в пещеру, над которым была надпись: «Богом зданныя пещеры». По местному преданию было известно, что в этом месте жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы, спасаясь от набегов крымских татар. Имена их остались неизвестны за исключением «начального инока» преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца иноком Ионой . Сохранившаяся к настоящему времени подземная часть монастыря состоит из 6 пещер длиной от 4.5 до 200 метров. До сегодняшнего дня пещеры используются как некрополь (илл.4), где уже погребено порядка 10 000 человек .
С пещерных келий и храма в XIII веке начал свою историю монастырь апостола Иоанна-Богослова в селе Пощупово под Рязанью. В ученическом журнале Рязанской гимназии 1906 года есть упоминание о посещении детьми с экскурсией пещеры «затворника, основавшаго монастырь и ушедшаго, по свидетельству братiи, на Афонъ. Эта пещера громадна; она выкопана под дубовой рощей, так что в потолке свешиваются корни. Посередине пещеры земляной престол съ крестами, вырезанными изъ земли. Против престола находится сделанное изъ земли, но плохо сохранившееся изображенiе Божьей Матери съ Младенцем на рукахъ» .
С некогда бывшими в нем пещерами связано название Вознесенского Печерского монастыря в Нижнем Новгороде. В XIV веке его основатель – бывший монах Киево-Печерской Лавры Дионисий «в трех поприщах от города, при брезе Волги…ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь» . Также с рытья пещеры началась история Желтоводского Макариево-Унженского мужского монастыря на Волге, основанного преподобным Макарием Унженским – младшим современником и учеником преподобного Дионисия.

В XVIII-XIX веках в России частым явлением становится уход лиц обоего пола, желающих молитвенного подвига, в пещерножители. Возможно, это стало народным ответом на закрытие властями небольших монастырей, происходившее в русле политики секуляризации. Множество простых людей, как православных, так и сектантов, самостоятельно копало пещеры по примеру первых христианских подвижников . Наибольшее распространение эта практика получила в среднем Подонье, особенно на территории современных Липецкой и Воронежской области, а также Белгородчины.
Первые письменные упоминания о пещерных монастырях в этом регионе появляются с XVII столетия. Пещерные монастыри и храмы юга России сосредоточены по склонам речных долин, где имеются выходы коренной породы: мела, песчаника, глины . Христианские пещерные храмы донской лесостепи – уникальные памятники природно-культурного ландшафта.
Развитие пещерничества в Нижнем Подонье и Поволжье оказалось связано с особенностями освоения этого региона русским населением. Вторым фактором, определившим специфику пещерного подвижничества в этом регионе стал церковный раскол – монахи и священники, придерживавшиеся старого обряда, бежали на Дон от преследования церковных и светских властей и создавали здесь тайные монастыри .
К числу наиболее известных относится храм во имя святого Александра Невского Воскресенского Белогорского монастыря в Воронежской области. Основание монастыря связано с упоминавшимся периодом пещерокопательства. По историческим материалам общая длина подземных ходов здесь была свыше 2 км. Сегодня посетителям доступно около 900 метров.
Пещерный комплекс Спасского Костомаровского монастыря в Воронежской области состоит из 8 пещер длиной от 2 до 220 метров. Первые пещеры здесь могли появиться в период XII-XIV веков, в дальнейшем. комплекс был расширен пещерокопателями. На месте пещер монастырь был основан только в XX веке. Сейчас возрожден.
Пещерный комплекс Успенского Дивногорского монастыря в Воронежской области состоит из шести отдельных пещер длиной от 2 до 284 метров, суммарная длина пещер около 604 метров. Первые письменные упоминания о нем относятся к XVII столетию. Наиболее поздние подземные сооружения комплекса — XIX века. Монастырь находится в местности «Дивногорье» с характерными меловыми столбами-останцами «Дивами», в которых вырублены входы в пещеры . На территории Дивногорья обнаружено несколько пещерных храмов, наиболее известные — в честь Рождества Иоанна Предтечи в Малых Дивах, известный с 1653 года, и в честь Сицилийской иконы Божией Матери в Больших Дивах .
Пещерный храм во имя священномученика Игнатия Богоносца в скиту при Успенском Валуйском монастыре XVII века в Белгородской области был официально открыт и освящен уже в 1914 году. Общая длина коридоров подземного комплекса составила 640 метров, высота проходов до 3 метров и шириной до метра, храм 8 на 9 метров и 5,5 метров в высоту. Храм был разорен, возобновлен в 2007 году .
С XIX века известен пещерный монастырь при Свято-Троицком Скановом монастыре в Пензенской области с подземным храмом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Имеет архитектурные аналогии с пещерными монастырями Киева, что подтверждает монастырское предание об основании обители выходцами из Киево-Печерской лавры. Общая длина открытых ходов около 722,5 метров, а всего их было 2,5 км. Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. Сейчас монастырь возобновлен, храм действует .
По подобию Киево- Печерских в конце XIX века создавались пещеры Никольского монастыря Оренбургской области. Их основание связано с именем казака Нижнеозерной станицы Захария Карцева, которого по его словам благословил на подвижничество святой Иоанн Кронштадский. Общая длина обнаруженных подземных ходов около 350 м. Мужской монастырь здесь открыт в 1909 году. В настоящее время монашеская жизнь возобновлена, действует подземный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских .
Известны пещеры Успенского мужского монастыря в Сарове Нижегородской области. Описание начала строительства пещер дал в своей рукописи «Сказание о первом жительстве монахов» основатель монастыря иеросхимонах Иоанн в традициях житийной литературы. Согласно этому описанию, Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником, «идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион — тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. Продолжена аналогия Сарова с Киевом была и тогда, когда сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония, Феодосия и прочих святых Киево-Печерских. Общая длина обнаруженных ходов около 380 м. В XIX пещерный комплекс был расширен и изменен, сейчас храм обнаружен, расчищен и возобновлен.
В окрестностях Москвы также имеются подземные церковные сооружения. К их числу относится, например, пещерный комплекс Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры (Московская обл.), общая длина ходов в котором около 260 метров. В середине XIX века рядом с Гефсиманским скитом юродивый Филиппушка соорудил пещерные кельи, которые в несколько этапов были расширены в сложный подземный комплекс после основания скита .
Из подмосковных обителей имеющих подземные храмы выделяется Спасо-Вифанский скит Троице-Сергиевой Лавры, устроенный московским митрополитом Платоном (Левшиым). Название Вифания отсылает к новозаветному событию воскрешения Христом из мертвых его друга Лазаря, до того три дня пролежав шего в погребальной пещере. На средства митрополита по проекту архитектора Н.М.Одоевского был выстроен уникальный двухпрестольный храм с нижней пещерной церковью, в 1785 году освященной в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного и верхней — в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К.Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, а у основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную церковь .

Келья отшельника

Келья вышенского затворника

Премудрость мира оправдана чадами её. Станешь поститься – скажут: чего это вы себя радостей мира лишаете? Станешь веселиться – спросят: не стыдно вам радоваться в то время, как множество людей в мире страдают от расовой и гендерной дискриминации, от голода, от атипичной пневмонии? В общем, как ни поступи, найдется недовольный гражданин, гордящийся некими дипломами, который попытается разделать тебя под орех на тему твоего несоответствия реальной жизни.

Ох, лукавое семя! Ох, злодеи, хоть бы и без ножей, но в очках и даже при галстуке! О, убийцы истины с высшим образованием. Извратители. Специалисты перекрасить белое в черное, и вывернуть черное серой изнанкой наружу. «Мы пели вам плачевные песни, а вы не плакали. Мы играли вам, и вы не плясали». Со времен Христа никуда они не делись, хотя кровных связей меж эпохами нет. Одни только связи духовные. Очевидно, что духовное зло зачинается в душе без плотского семени, как нечестивая пародия на Бессеменное зачатие. Вот и бродят по миру потомки Ария, потомки Иуды, потомки Копронима, без всякого намека на кровяное родство.

Поведите человека, хотя бы, в пещеры Киевской Лавры. Покажите ему места затвора и расскажите об образе жизни тех живых мертвецов, которые здесь были, по сути, погребенными заживо. Добровольно и ради Христа погребенными. Так в тропаре и поется: «Егда снидосте во гробы и самих себе заключисте…»

Мозг современного человека дойдет до кипения и откажется понимать то, что здесь «жили люди». Причем, жили десятилетиями. Лично я уверен, что любая камера любой тюрьмы в сравнении с пещерами киевских угодников выглядит, как VIP-номер в отеле Хилтон. В тюрьме, как-никак, есть батарея, и радиоточка, и трехразовое (пусть и скудное) питание. Есть постельное белье. Там есть с кем поговорить, пусть даже на очень ограниченные темы. Там есть сотни вещей, которые напрочь отсутствуют в пещере отшельника. И современные люди, поднимая брови, спрашивают: зачем?

Зачем эти добровольные издевательства над собой? Ведь жизнь такая сладкая. Спрашиваешь в ответ: А что вы предлагаете? Ведь аскеза, это радикальный вызов безумию мира. А у вас лично есть хоть какая-то благородная альтернатива обывательству? Есть у вас противовес всем этим неизбежным в миру сплетням, покупкам, продажам, блуду, болтовне, суете? Есть? Отвечают: Ну, есть же театр, музеи, книги, семья, наконец. Есть культура и цивилизация. Зачем же в пещеру? Надо бы в музей. Опять спрашиваешь: А вы сами часто ходите в музеи, театр? Лично вы? Часто вы детьми своими занимаетесь? Молчат. Слепому ясно, что в театры не ходят, на детей плевали и книг не читают. Но так, в видах общей культурной оппозиции, ссылаются на то, что сами знают плохо.

И вот этим последним, этим теоретическим борцам с «аскетическим изуверством» ради научного прогресса и неминуемого счастья, я хотел бы предложить посещение Выши. Той самой Выши, где жил Феофан, именуемый Вышенским. Той самой Выши, которую Феофан не согласен был поменять ни на что, кроме Царства Небесного. Там тоже жил отшельник. Не в пещере, правда, но в доме. В ограде монастыря. Однако жил он в подлинном затворе, никого не видя и ни с кем не общаясь лицом к лицу десятилетиями. И было это не в 10-м веке, в в 19-м.

И что же там есть, в этой трехкомнатной келье, не идущей по строгости даже в близкое сравнение с пещерами киевских отцов?

Там есть микроскоп и телескоп. Да-да. Епископ, никуда не выходивший десятилетиями, в келье своей изучал звездное небо и микромир. Ему было это интересно – деление клетки, вращение планет. Ему это верить не мешало. Да что там «не мешало»! Ему это верить помогало, как помогало составлять псалмы царю Давиду сияющее звездное небо над Израилем. Еще там в келье есть скрипка. Обычная скрипка, игра на которой есть одна из вершин музыкального искусства. Ведь из всех музыкальных инструментов только скрипка ближе всего способна уподобиться человеческому голосу – совершенно уникальному музыкальному инструменту во вселенной. Итак, епископ Феофан смотрел на небо в телескоп, играл на скрипке. А что еще? А еще он играл на клавесине. Одной скрипки ему было мало. Еще он читал книги на нескольких европейских и нескольких восточных языках. Еще имел близ себя набор столярных инструментов, которыми активно пользовался. Сверла, рубанок, пилочки… А еще он вел оживленную переписку с сотнями людей. Написал за время затвора тома книг. Занимался переводами. Годами ежедневно служил Божественную Литургию. Молился, как монах; проповедовал письменно, как епископ.

Итак, перед нами два типа отшельничества. Одно скудное и тяжелое, как мученичество. Другое обильное плодами и богатое, как живое соединение храма Божьего, лаборатории ученого и кабинета писателя. Какое из них вам больше по вкусу? Скорее всего, и то и другое будет не то, что не вкусу – не по зубам. Человек-дохляк непомерно напрягается даже для того, чтобы просто поверить, что праведники существуют, и подвижники, это не выдумка.

Подлинные ученые похожи на отшельников, а подлинные отшельники – на ученых. Зато мы не похожи ни на тех, ни на других. Мы похожи на людей, которым если покажешь келью Печерского святого, сразу начнут «уплывать» в рассуждения о культуре, науке, цивилизации. А еще о лифте, газовой плитке и стоматологическом кабинете. Но если покажешь нам келью Феофана, то мы тут же скажем, что это у него, мол, монаха было столько времени на книжки, скрипки и телескопы. А мы, мол, в трудах живем. Аки пчела. Куда, мол, нам. И оправдается в очередной раз ложная премудрость чадами её.

А все-таки я хочу сказать, что келья Феофана многие жала вырвет. Тех, кто в небо смотрит, а в Бога не верит, обличит феофанов телескоп. Тех, кто в микроскоп смотрит, а в Бога не верит, обличит феофанов микроскоп. Тех, кто многие языки выучил, а с Богом разговаривать не научился, обличит феофанова библиотека. И рубанок, и сверло, и клавесин, и швейный набор, и слесарный инструмент в свою очередь свою работу тоже сделают. И это я просто молчу о том, кем мы все без изъятия выглядим на фоне затворников печерских!

Веры не бывает без догмата. Христианства не бывает без Церкви. И Церковь не живет без подвига. Без подвига она засыхает и, что еще хуже, превращается в подделку, в имитацию. Подвиг лучше нести. Но даже если сил на это нет ни нравственных, ни физических, хотя бы признать красоту подвига человек обязан. Непонимание подвига – его красоты и необходимости – есть печать полной чуждости духу Христову.

Страшная такая печать. И крайне распространенная.