Климент папа римский священномученик

КЛИМЕНТ РИМСКИЙ

Икона Климента папы Римского со сценами жития на фоне. Пермская икона. Первая половина 17 века

Климент I (лат. Clemens, греч. Κλήμης; + 101), епископ Римский, священномученик

Память 25 ноября, 30 января — обретение мощей ок. 855-967 годов , 24 ноября (Греч. )

Родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлучённый с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружён роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Климент был также сотрудником апостола Павла в его апостольской проповеди (Флп. 4, 3) Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67-79), и его преемника, святителя Анаклета (79-91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещённых были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98-117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов.

Сщмч. Климент совершает литургию. Фреска собора Сан-Клементе в Риме (XI в.)

По преданию, император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать в тяжёлых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году .

По молитвам верных учеников святителя Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться его святым мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божьему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

Мироточивая глава сщмч. Климента Римского. Дальние пещеры Киево-Печерской лавры

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы все собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была отнесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и вместе с мощами святого Фивы положена в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя святого Климента.

Ныне глава святителя Климента пребывает в числе мироточивых глав, хранящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры .

Память священномученика свято чтится в России. Издревле ему посвящались многие храмы.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя:

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.

Тропарь, глас 2, на обретение мощей

Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.

Труды

Несомненная близость сщмч. Климента к двум названным апостолам служит причиной, что его имя носят два важнейших канонических памятника первобытной церкви: «Правила святых апостолов» и «Постановления апостольские». Доказано, однако, что оба эти произведения в той редакции, в какой сохранились до нашего времени, не принадлежат ему.

Принадлежность Климента двух окружных «Посланий к (христианским) девственницам», по мыслям вполне согласных с его подлинным учением, также оспаривается многими.

Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.

«Второе послание к коринфянам», в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.

Клименту Римскому приписывается ещё сочинение, известное под названием «Клементины», в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: «Беседы (homiliae) Климента Римского»; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название «Воспоминаний (recognitiones) Климента» и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведёт с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из «бесед» и «воспоминаний». Происхождение «Клементин» относят ко времени не ранее 171 г. и не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что «Клементины» — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства «Клементины» не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учёными тюбингенской школы.

Русский перевод посланий — в «Памятниках древней христианской письменности» 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав — в сочинении профессор Н. И. Барсова: «История первобытной христианской проповеди» (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.

Литература

  • Приселков, А. Климент Римский и его Послания, СПб., 1887.

Использованные материалы

«Ὁ Ἅγιος Κλήμης ὁ Ἱερομάρτυρας Ἐπίσκοπος Ρώμης», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

По Брокгаузу — ок. 103 года.

Пещеры Киево-Печерской Лавры. — К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006, с. 26

Рукописный тропарь из ЖЖ «Уставные заметки» священника Максима Плякина, .

Базилика Святого Климента в Риме

Базилика Cвятого Климента (Basilica di San Clemente) – церковь, которую стоит посетить всем, кто хочет ощутить, что «Вечный город», не фигура речи, а отражение реальности.

В этой небольшой церкви, находящейся к востоку от Колизея (Colloseo), под вполне обычным обликом итальянского сейченто, кроется настоящий кладезь христианских святынь, произведений искусства и пласт исторических наслоений от императора Нерона до XVIII века.

Святые покровители

Не удивляйтесь, но именно базилика San Clemente в Риме – это место, где вы можете поклониться даже православным святым. Под ее сводами обретаются мощи святого Климента, четвертого римского епископа, принявшего мученическую смерть в инкерманских каменоломнях и Кирилла, одного из славянских просветителей, подаривших нам Азбуку.

Гробница Климента находится в нижней церкви, поскольку базилика представляет собой лестницу в прошлое, и это не фигура речи. Спустившись вглубь храма можно перенестись из сегодняшнего дня в эпоху Древнего Рима.

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro). Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме. Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.

Любите Италию? Приглашаем подписаться на наш Instagram, а также скачать лучшее приложение для телефона с советами перед поездкой в Италию. Ждём вас в стране солнца и вина, Артур и Яна.

Храм Святого Климента — уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания — это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек:

  • нижний (I — III века н. э.);
  • средний (IV век н.э.);
  • верхний (XII — наши дни).

Нижний уровень

Во время раскопок раннехристианской базилики археологи ждали еще удивительные находки, датированные I-III веками нашей эры.

Был раскопан храм Митры, относящийся к III веку. От него остался триклиний – длинный грот со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем, где изображена Митра – древнее божество, олицетворяющее солнечный свет, согласие и дружбу.

После отведения воды от фундамента удалось докопаться до руин гражданских зданий, сожженных Нероном в 64-м году. Удалось выяснить, что одно из зданий принадлежало римскому консулу Титу Флавию Клименту. Он был тайным христианином и был казнен в период правления императора Домициана. Возможно, что именно его имя было рассмотрено строителями раннехристианской базилики как некий сакральный знак для увековечивания памяти святого Климента, четвертого Папы римского.

На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни – он был утоплен по приказу императора Трояна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.

Средний уровень

Средний ярус базилики содержит сильно разрушенную раннехристианскую церковь, созданную около IV века н.э., которая пострадала во время Норманнского нашествия.

Примечательно, что прилегающая к базилике Святого Климента улица носит название Via dei Normanni. Разрушенный храм был засыпан, а все что удалось сохранить перенесли в новостройку. Во время раскопок были обнаружены великолепно сохранившиеся фрески. Одна из них рассказывает о злоключениях римского префекта Сизиния, жена которого дала обет целомудрия по подсказке Святого Климента.

Можно сказать, что эта фреска – средневековый комикс. Фразы, принадлежащие изображенным героям, практически нецензурные. Одна из них, самая лояльная, гласит: «Trahite, fili de puta!» («тащите, сукины дети»), – так Сизиний приказывает слугам изгнать Климента из его дома. Эти надписи стали материальным подтверждением существования раннего итальянского языка и являются лингвистическим памятником.

В IX веке базилика Сан-Клементе наконец-то стала хранилищем мощей святителя, который дал ей имя. Православные святые Кирилл и Мифодий сумели найти останки на территории Крыма и доставили их в итальянскую столицу. Понтифик Адриан II принял священный дар и поместил его в саркофаг, хранящийся в среднем ярусе базилики. Зимой 869 года Кирилл умер в Риме и по настоянию Папы был похоронен в Сан-Клементе.

Гробница равноапостольного Кирилла находится слева от алтаря (к югу). Это место превратили в «славянский уголок», где сербы, хорваты, болгары, русские, украинцы установили памятные доски в благодарность своему просветителю.

Верхний уровень

Войдя через дверь базилики, посетители попадают в царство великолепия раннего барокко (сейченто). Построенная по стандартному проекту – длинный узкий неф со сводом на столбах, эта церковь украшена со всей возможной пышностью. Великолепные барельефы, картины, фрески, мраморный мозаичный пол. В апсиде базилики привлекает внимание мозаичное панно XII века, изображающее древо жизни: райских птиц, оленей на водопое, небесный Иерусалим.

Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско, а потолки отделаны кессонными плитками с рисунками (XVIII в.). Стены Сан-Клементе украшает цикл из 10 фресок, посвященных деяниям равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также Игнатия Богословца и Святого Климента. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный птицами, цветами, виноградной лозой (XII в.). Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.

Как добраться, время работы

Адрес: Via Labicana, 95, Roma

Добраться можно на метро, ехать до станции Colosseo, а потом пройтись пешком на юго-восток, по улице Via di San Jiovanni in Laterano. На мощеной брусчаткой улице почти неприметна, используйте в качестве ориентира улицу Via dei Normanni. Пройдя еще квартал, сворачивайте налево, на улицу Piazza di San Clemente. Сразу за углом вы увидите ворота под двускатной крышей и мраморной табличкой над ними.

  • Время работы храма: службы проводятся с понедельника по субботу в 8:00 и 18:30 на итальянском языке; по субботам в 9:30 — службы на латыни (октябрь-июнь);
  • Время работы Митриума: с понедельника по субботу с 9:00 до 12:30 и с 15:00 до 18:00;
  • Стоимость билета в Митриум: полный — 5 евро, студентам в возрасте до 26 лет — 3,5 евро. С 1 июля 2015 года цена билетов будет изменена!
  • Официальный сайт: www.basilicasanclemente.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

Священномученик Кли́мент Римский, папа Римский

Кондак 1

Избраннаго от иерархов западныя страны христианския, достославнаго священномученика Климента приидите, вернии, песньми восхвалим, прославляя предивную его веру и любовь ко Христу; потщимся подражати угоднику Божию и нелицемерно воззовем ему:

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Икос 1

Уготовляя тя, яко сосуд избранный, Всевышний Господь положи, священномучениче Клименте, многи скорби от младых дний; честная матерь твоя Матфидия, сохраняя святость супружества и бегая нечистоты злаго человека, отыде в греческую страну со двема чады, оставльши тя, юнейшаго, на попечение отца твоего Фавста. Ублажая твоих родителей и вспоминая безматернее житие, глаголем ти:

Радуйся, лозо божественнаго винограда;

радуйся, яко финике процвел еси благоплодный;

радуйся, маслина плодородна;

радуйся, храме Божественнаго Духа;

радуйся, на гору божественных добродетелей возшедый;

радуйся, чаше мудрости, источающая душам нашим спасение;

радуйся, божественными ученьми ко Христу многия приведый;

радуйся, благовестниче веры Христовой.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 2

Пловущей матери твоей дни некия по морю, воста буря зельна и волнение велие; и занесену бывшу кораблю волнами и ветром в неведомую страну, погибе корабль в полунощи и вся истопи, матерь же твоя Матфидия, от ветренныя волны приметаема, на камень возвержена бысть и обрете спасение у брега Асийския страны. Прославляя Всемилостиваго Бога, сохраньшаго ти матерь, святе, на утешение, взываем Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Неведающь ничтоже о случившихся бедах Матфидии и чад, супруг ея уготовль корабль и взем мало имения, пойде сам на взыскание подружии своей и любезных чад; тя же, юнейшаго, остави в дому учащася книгам. Ублажая сиротство твое, священномучениче Христов, глаголем ти:

Радуйся, светодательное солнце запада;

радуйся, огнь воздержания, попаливый страстей стремление;

радуйся, яко смирна и ливан благоухаеши во дворех Господних;

радуйся, столпе благочестия;

радуйся, избранный сосуд благодати Христовой;

радуйся, храме Божественнаго Духа;

радуйся, заре, светло блистающая миру христианскому;

радуйся, чаше мудрости, источающая душам нашим спасение.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 3

Пришед в совершенный возраст и вся философская учения добре уведев, видя, яко несть отца ни матери, ты печален бяше, угодниче Божий, и утешиться не хотяше. Ключися же ти беседовати с некиим мужем благоразумным, иже рече, яко Божий Сын прииде на землю, проповедуя всем живот вечный и всем, послушающим Его, обещая неизреченная блага в будущем веце. То слышав, распалился еси ты желанием неизреченным известнее о Христе уведети, да разумно поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Остави убо дом свой, святителю Божий, умыслил еси идти в Иудею, в нейже благочестие Христово расширяшися. Бывшу же в море волнению и занесену бывшу ветром в Александрию, обрел еси тамо святаго апостола Варнаву, имже наставлен, притекл еси в Кесарию Стратонийскую и обрел еси тамо святаго апостола Петра; и крещен быв от него, последовал еси ему с прочими ученики, в нихже бяху и два брата твоя. Сего ради зовем ти:

Радуйся, отрясый языческое безбожие;

радуйся, на гору божественных добродетелей возшедый;

радуйся, верный учениче верховнаго апостола Петра;

радуйся, яко от него навыкл еси Божественному знанию;

радуйся, просвещенный ученьми великаго апостола;

радуйся, возсиявый на камени сем всехвальнем;

радуйся, явивый плоды учений Христовых;

радуйся, просветивый твоими богомудрыми устами многия.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 4

Преплавая море, апостол Петр вопрошаше тя, святе Клименте, о роде твоем, и послушая повести твоя, умиляшеся любви твоей к родителям. Бысть же, по Божию строению, приста корабль к некоему острову; изшедшу же святому апостолу на брег во град, обрете некую старицу, милостыню просящую, и, уразумев Духом, яко матерь есть учеником его, приведе ю к тебе; ты же, уведев родившую тя, прослезися, пад на ноги ея, лобызая и плача. Торжествуя сию твою радость велию, со умилением глаголем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Обрет матерь свою честную, добрый пастырь Христов и последователь Его, ты умолил еси святаго апостола Петра, да крестит ю; и, зело рано изшед к морю, в прикровенном месте крести апостол Матфидию во имя Отца и Сына и Святаго Духа; и отослав ю пред себе со чады в витальницу, сам иным путем идяше. Восхваляя любовь твою сыновнюю, зовем:

Радуйся, потщивыйся просветити матерь твою именем Христа;

радуйся, лозо божественнаго винограда;

радуйся, розго красная, износящая грозды догматов;

радуйся, явивый плоды учений Христовых;

радуйся, просветителю верных зарею догматов;

радуйся, каплющий вино спасительнаго божественнаго познания;

радуйся, отрясый языческое безбожие;

радуйся, приявый венец мучения за Триединаго Бога.

Радуйся, всеблаженне Клименте, свящеиномучениче богоносне.

Кондак 5

Видев святое крещение матере твоея Матфидии, некий муж честен, приветствова любезно верховнаго апостола Петра, рече к нему: хочу убо мало побеседовати с тобою. Петр рече: глаголи, господине! И беседующу ему с тем человеком на долг час и прящуся о Бозе, позна же апостол, яко Фавст есть, и приводе ко Матфидии и чадам ея. Тогда бысть радость неизглаголанная всем и плач мног от радости. Сего ради благодаряще Бога, сохраняюща благочестивые родители и чада, зовем: Аллилуиа.

Икос 5

По нечаянном обретении подружии со чады, честный Фавст прослезися, благодаря Бога, и помале беседоваше с тобою, богоносне священномучениче, припаде ко апостолу, крещения прося, уверова бо несумненно во Единаго Бога. Мы же, радуяся, яко ты апостола рукама и отца своего привел еси ко Христу, умиленно глаголем:

Радуйся, во апостольстем учении упражнявыйся;

радуйся, преемниче апостольскаго престола;

радуйся, новый Петре, сияяй апостольскими даровании;

радуйся, священных учений описателю;

радуйся, вторый Моисею, законы божественныя всем изложивый;

радуйся, божественными ученьми ко Христу многия приведый;

радуйся, яко законоположника и учителя тя имамы;

радуйся, чаше мудрости, источающая душам нашим спасение.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 6

Уведев Христа распята и прияв святое крещение, родители твои, блаженне, возвратистася в Рим, и живяста зело благочестно, многи милостыни творяща. Ты же нераздельный был еси ученик Петров и всех его путей и благовестия Христова проповедник явился еси; и того ради постави тя епископа прежде своего распятия от Нерона. Сего ради Всемогущу Богу, устрояющу таковая, глаголем: Аллилуиа.

Икос 6

Скончавшуся святому апостолу Петру и по нем епископу Лину и Клиту, священномучениче, был еси кормчий Римския Церкве, правя добре кораблем Церкве Христовой посреде волнения и бури, яже бе тогда от мучителей возмущаема. Того ради восхваляем тя, угодниче Божий, сице:

Радуйся, великий постниче;

радуйся, огнь воздержания, попаливый страстей стремление;

радуйся, мученическим праведным венцем украшенный;

радуйся, потам трудов твоих угасивый пещь прелести;

радуйся, яко молитвами твоими бесы прогнаны быша;

радуйся, яко от твоея раки струи исцелений источаются;

радуйся, яко твоими молитвами Господь прозрение слепым дарует;

радуйся, мучеников похвале.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 7

Пасый Христово стадо со многими труды и терпением, окружаемь сый отвсюду, яко львы рыкающими и волки хищными, лютыми гонителями, ищущими поглотити тя и потребити веру Христову, ты, блаженне, пеклся еси непрестанно со многим тщанием о спасении душ человеческих и много неверных людей ко Христу обратил еси. Прославляя твоя труди и болезни, глаголем содействующу ти Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Трудящуся ти на ниве Христове, ненавистнии врази наустиша некия от народа востати вражбою на тя, преемниче апостолов, и оклеветати тя, яко унижающа боги языческия. Ублажая ти, яко претерпевшаго беды и гонения за Церковь Христову, с любовию глаголем ти:

Радуйся, божественными ученьми ко Христу многия приведый;

радуйся, новый Петре, сияяй апостольскими даровании;

радуйся, созидателю храмов во славу Святыя Троицы;

радуйся, преемниче апостольскаго престола;

радуйся, учением, труды, чудесы добродетельным житием умноживый Церковь Христову;

радуйся, страдалъче за имя Христово;

радуйся, явивый плоды учений Христовых;

радуйся, описателю деяний святых мучеников, избиваемых за Христа.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 8

Не терпя молвы и мятежа людскаго, повеле епарх градский привести тя к себе и нача глаголати: из корене благородна изошел еси, но прельстился еси, и неведомо коего Бога чтишь новаго, некоего, глаголемаго Христа, противнаго богом нашим. Ты же, достославне Клименте, отвеща ему: Единаго ; истиннаго Бога Отца ведаю и Ему с Единосущным Сыном и Святым Духом покланяюся и пою: Аллилуиа.

Икос 8

Множайшая о Бозе Вседержителе глаголюща, не обрете в тебе епарх вины и посла известие к царю Траяну, возвещающи о тебе, исповедниче Христов, яко воста на тя народ богов ради и не престает вопияти; обаче вернаго свидетельства не обретается. Радуяся посрамлению клеветников твоих, зовем ти:

Радуйся, благовестниче веры Христовой;

радуйся, умягчивый сердце грознаго епарха;

радуйся, обличителю идольскаго нечестия;

радуйся, посрамителю клеветников;

радуйся, не убоявыйся грознаго суда римскаго царя;

радуйся, повергнувый на осуждение противника Христова;

радуйся, приявый венец мучения за Триединаго Бога;

радуйся, созидателю храмов во славу Святыя Троицы.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 9

Слышав царь Траян о тебе, яко о благовестнике неведомаго ему Бога, отписа епарху: или да богом идольским жертву принесет, или на заточение на место пусто близ Херсониса послан будет. Таков ответ уведев, епарх моляше тя, да не избираеши самовольнаго того изгнания, но да пожреши богом и свободен будеши. Ты же, святе Клименте, извествоваше епарху, яко изгнания того не боишися и на всяком месте будеши благовестити о Христе и пети Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Словеса твоя, богоносне Клименте, умилиша епарха и плакаше той, глаголя ти сице: Бог, Емуже ты всем сердцем служиши, поможет ти во изгнании, на неже осужден еси. Восхваляя тя, яко Петра, камень веры, с веселием глаголем:

Радуйся, непокоривыйся богопротивному велению цареву,

радуйся, за Христа изгнание приявый;

радуйся, предпочтивый заточение перетерпети, неже без Христова света на свободе жити;

радуйся, мученическим праведным венцем украшенный;

радуйся, изгнанниче за веру апостольскую;

радуйся, умиливый врага Христовы Церкве;

радуйся, страдальче за имя Христово;

радуйся, сопутствуемь на заточение многими от благоверных.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 10

Достигшу ти, святе, на то место, на неже в заточение осужден был еси, ныне нарицаемое Инкерман богохранимый, обрел еси тамо паче двух тысящ христиан, осужденныя на тесание камения в горах оных; и ты с ними к тому приставлен был еси. Тако неисповедимыми путьми Господь Бог посылает заточенным утешение благодатное, да и мы в печалех будем благонадежны, и да поем Ему чистым сердцем: Аллилуиа.

Икос 10

Видевше христиане инкерманстии новаго сожителя и ведяще тя иерарха, угодника Божия, вси единодушно со слезами и воздыхании приступиша к тебе, глаголюще: помолися о нас, святителю, да достойны явимся обетования Христова. Ты же рекл еси им: несмь достоин таковыя Владыки моего благодати, яко сподобился быти причастник венца вашего; и работа с ними, утешая и утверждая их полезными словесы. Сего ради глаголем ти, угодниче Божий

Радуйся, учителю христианскаго смирения;

радуйся, столпе благочестия;

радуйся, просветивый твоими Богомудрыми устами многая;

радуйся, утешителю в заточении сущих;

радуйся, чудесно на утоление жажды заключенным воду открывый;

радуйся, многих обращенных ко Христу в водах тех крестивый;

радуйся, живыя воды новый источник с собою принесый;

радуйся, яко тобою вся страна инкерманская приняла есть святую веру.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 11

Уведев Траян кесарь, яко и в Инкермане множество людей тобою во Христа вероваша, посла некоего игемона в ту страну, иже пришед многих христиан изби; тебе же, угодника Божия преславнаго, повеле посадити в ладью и везти на средину моря, и тамо, привязав котву к вые твоей, воврещи во глубину и утопити, да не обрящут христиане тела твоего. Приемля сей венец мученичества, ты по обычаю умиленною душею воспел еси Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Бывшу утоплению твоему, священномучениче Клименте, стояху вернии на брезе, рыдающе плачем велиим; посем ученицы твои Корнелий и Фив глаголаста народу: помолимся единодушно, да явит нам Господь честное тело мученика Своего. Молящуся же народу, уступи море недра своя и показа тело твое; хотящим же верным честное мученическое тело оттуда взята, бысть откровение учеником, да оставят быти тамо тело твое, яко всякое лето имать тако море отступати, дающе путь хотящим приходити на поклонение. Того ради ублажаем тя сице:

Радуйся, благовестниче веры Христовой;

радуйся, идолы поправый;

радуйся, единый за многих пострадавый;

радуйся, приявый венец мучения за Триединаго Бога;

радуйся, оплаканный велиим рыданием благочестивых;

радуйся, прославленный Богом;

радуйся, яко тобою несказанная чудеса совершаются;

радуйся, заре, светло блистающая миру христианскому.

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 12

Царствующу Никифору царю греческому, приспевшей памяти твоей, святителю отче Клименте, не отступи море, якоже во вся прешедшая лета; и бяше тако до пятидесяти лет и вящше. Егда же наста в Херсонисе епископ Георгий блаженный, той печален бысть вельми о сем, яко море не отступает от мощей толикаго угодника Божия, аки под спудом водами покровенны суть. Сего ради воззва святитель люди к молитве, да усердно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Во дни блаженнаго Георгия, иже в Херсонисе епископствовал бе, приидоста в той град два учителя словенская, святии Кирилл и Мефодий; с ними купно собра святитель вся благоверныя люди, и идоша со псалмы и песньми на край моря, хотяще получити тело твое, священномучениче; но не разступися море. Зашедшу же солнцу, вседоша в корабль, и в полунощи свет возсия от моря, и явися первая глава, потом же вси мощи твои, угодниче Божий. Радуяся обретению мощей твоих, восхваляем тя, чудотворче святый, тако:

Радуйся, яко тобою хромии шествуют;

радуйся, яко тобою всяким недугом болящие здрави бывают,

радуйся, яко молитвами твоими бесы прогнаны быша;

радуйся, избранный сосуд благодати Господа нашего Иисуса Христа;

Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.

Кондак 13

О всехвальне угодниче Божий, священномучениче Клименте, приими хвалы сии от нас, живущих в стране твоего заточения, ублажающих память твою и молящихся в обители имене твоего, и умоли Всевышняго Господа Бога умножити веру в нас, да всегда прославляем Его, дивнаго в мученицех Своих, псаломскими песньми: Аллилуиа.

(Сей кондак глаголи трижды. Посем: икос 1, кондак 1.)

Климент Римский, священномученик

День памяти: 25 ноября (8 декабря)

Предварительные сведения

Климент Римский родился в I столетии по Рождестве Христовом. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых.

О его почитании в первые века существования Церкви говорит хотя бы тот факт, что в его память и честь в Риме была воздвигнута базилика. Несмотря на известность святого Климента среди современников, в последующую эпоху сведения о деталях его жизни и деятельности стёрлись временем, обросли ложными слухами и легендами.

На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.

Согласно ранним историческим источникам, Климент Римский есть одно и то же лицо, что и Климент, упоминаемый апостолом Павлом в послании к Филиппийцам (Флп.4:3). В этом Писании о Клименте говорится как об апостольском сотруднике. Приведенное утверждение вполне согласуется с данными предания, указывающими на то, что Климент Римский был мужем апостольским, страдал за веру в Филиппах.

Сообразно другой точке зрения, святого Климента должно отождествлять с известным консулом Титом Флафием Климентом, родственником императора Домициана (гонителя Церкви). Известно, что в правление Домициана консул был обвинен в безбожии (атеизме) и казнён.

Разумея под этой политической фигурой Климента Римского (который был верующим христианином, но не атеистом), обвинение в безбожии интерпретируют и оценивают как обвинение в отрицании существования языческих богов.

Между тем в названное суждение не встраивается тот факт, что Тит Флавий Климент подвергся наказанию в 96-м году, тогда как святой Климент Римский руководил христианской паствой до третьего года правления Траяна (101-й год).

Несмотря на замечания критиков, что стиль составленного Климентом послания к Коринфянам якобы не даёт оснований видеть в нём представителя высшей аристократии, на основании его жития утверждается, что он принадлежал к знатной, богатой фамилии. Там же указывается, что его родители, Фавст и Матфидия, держались языческого мировоззрения.

В молодости, на протяжении нескольких лет, Климент жил в Риме без родителей, и очень страдал от того, что не имеет о них ни малейших вестей. Ни материальное благополучие, ни заботливость слуг не могли погасить его сыновнюю скорбь.

Обращение ко Христу

Однажды Божественный Промысл свёл Климента с христианином, который поведал ему о Пришествии в мир Искупителя, будущем воскресении, Страшном Суде, вечном мучении грешников и вечном блаженстве святых. Тронутый услышанным до глубины сердца, Климент оставил Римское жилище и отправился в Палестину.

Здесь, в Кесарии Палестинской, он познакомился с первоверховным апостолом Петром. После того как Петр просветил его светом Евангельской Истины, Климент принял Святое Крещение и вошёл в круг его учеников. Вскоре, помощью Божьей, нашлись его родители. Они тоже приняли Крещение от апостола Петра.

Епископское служение

Незадолго до своей мученической кончины, Пётр возвёл Климента на епископскую кафедру Рима. Так он стал третьим Римским архиереем после Лина и Анаклета.

Добродетели Климента встречали уважение как среди верующих, так и среди язычников. Это способствовало распространению веры и успеху Благовестия. Число верующих в Риме росло.

Успешная деятельность Климента Римского вызывала у языческих фанатиков лютую ненависть, чувство вражды. В какой-то момент некий Торкутиан, движимый злобой, инициировал против него возмущение и втянул в это дело градоначальника.

Градоначальник вызвал епископа для объяснений, а во время беседы напомнил ему о благородном происхождении и укорил в провоцировании беспорядков. В ответ Климент Римский попросил тишины и выступил с проповедью о Христе. Выслушав речь, градоначальник признался, что не нашёл в нём вины, но поскольку тот явился виновником народных волнений, постольку он вынужден доложить о случившемся императору Траяну.

Император ответил, что Клименту надлежит принести жертву богам. В противном случае он должен быть наказан и как негодный раб отправлен в ссылку в Херсонес. Когда Климента поставили перед выбором между предательством и страданием, он, не раздумывая, предпочел первому второе.

Ссылка

В ссылку совместно со святым Климентом добровольно отправилось несколько человек из его паствы и между ними два ближайших ученика: Фив и Корнелий.

Прибыв на место, Климент обнаружил среди ссыльных около двух тысяч Христиан. В основном все они были осуждены, как и он, за твёрдость убеждений. Как епископ он взял их под свое окормление.

Братиям приходилось трудиться в Инкерманских каменоломнях. Помимо физических перегрузок и унижений они испытывали трудности от жары, изнывали от недостачи питьевой воды. Тогда Римский епископ предложил обратиться к Богу в соборной молитве, чтобы Господь явил им источник. Во время молитвы пред святителем предстал Агнец. Святитель, приняв это видение за Божье знамение, ударил в то место, на которое было указано Агнцем, и из камня пробился поток свежей, прохладной воды. Это чудо привлекло внимание многих и способствовало массовому обращению язычников ко Христу.

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма. В этом помещении братия стали устраивать богослужения (со временем на том месте образовался Православный монастырь).

Примеру епископа следовали и другие христиане. По некоторым свидетельствам, во время пребывания Климента Римского в Херсонесе, там было организовано более 70 церквей.

Конечно, эти древние храмы имели ограниченную площадь и вмещали небольшое количество людей, но и в этом усматривалось торжество Правды Божьей над злом. Климент Римский поставлял пресвитеров, и они помогали ему в распространении веры.

Весть о развернутой в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до ушей императора Траяна. И он не оставил её без внимания. В соответствии с его тайным распоряжением, святого Климента вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так он увенчался славой мученика. Это событие произошло в 101 году.

Чудесное развитие дальнейших событий

Смерть Климента лишила верующих архиерея, но его светлый образ продолжал жить в чутких сердцах. Ученики Климента, Корнелий и Фив, совместно с другими братиями предались молитве и стали упрашивать Бога явить им тело учителя.

По их искренней вере Господь совершил чудо: морские волны отступили и в одной из пещер, освободившейся от воды, были обнаружены нетленные мощи святого. Впоследствии за этой пещерой закрепилось название «Ангельская церковь».

С тех пор в течении нескольких лет, ежегодно, в день гибели Климента, море освобождало Ангельскую церковь от вод и люди, молясь при мощах, воздавали Богу хвалу.

Среди сочинений, приписываемых Клименту Римскому, достоверным признано одно: Послание к коринфянам. Другое произведение, Два окружных послания о девстве, или К девственникам и девственницам, хотя и считается плодом его творческой мысли, однако не единогласно.

Тропарь священномученику Клименту, папе Римскому, глас 4

Иже от Бога чудодействы / преславно удивляя вселенныя концы мира, / священный страдальче, / паче естества морю составы водам содеваеши разделение / в честней памяти твоей / всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь / чудесным твоим мощем, / и по всенародном хождении, / море во едино течение чудодетельне твориши, / Клименте предивный, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Климент I (Clemens Romanus) , епископ Римский, священномученик.

8 декабря (25 ноября) — день памяти священномученика Климента, четвертого Римского епископа, одного из мужей апостольских.

В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Климент был также сотрудником апостола Павла в его апостольской проповеди (Флп. 4, 3) Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67-79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79-91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

О самом св. Клименте нам известно очень немногое. Родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98-117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов.

По преданию, император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году .

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Клименты море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы все собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (+ 1015) и положена в Десятинной церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во имя святого Климента.

Ныне глава святителя Климента пребывает в числе мироточивых глав, хранящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Труды.

Несомненно подлинным его творением считается известное под его именем «Первое послание к коринфянам», в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р. Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.

Св. Клименту приписываются несколько произведений, но подлинным является только его «Послание к Коринфянам» (называемое иногда «Первым посланием св. Климента»). Оно дошло до нас в двух греческих рукописях (V и XI вв.); имеются несколько переводов этого послания на латинский (XI в). и сирийский (XII в). языки, а также фрагменты двух коптских переводов (рукопись одного датируется IV или V в.). Данное послание пользовалось большим авторитетом и весьма почиталось в древней Церкви: Климент Александрийский причислял его к новозаветным книгам, а Евсевий Кесарийский сообщает, что в его время послание св. Климента читалось в церквах (вероятно, при богослужении). Датируется оно довольно точно 96-97 гг. Послание являет нам святого автора, миросозерцание которого насыщено и пронизано духом Священного Писания — его св. Климент постоянно цитирует и глубоко понимает. Причем цитаты из Ветхого Завета у него явно преобладают над новозаветными, что неудивительно, ибо в то время канон Нового Завета только еще проходил процесс своего становления. Во всяком случае, св. Климент дважды ссылается на изречения («логии») Господа, почерпывая их из устного Предания (См.: Koester H. Ancient Christian Gospels: Their History and Development. — Cambridge (Mass.), 1990. — P. 66-71). Обращаясь к Священному Писанию, св. Климент безоговорочно «признавал высшее происхождение» его «как в отдельных выражениях, так и в целом объеме.» Поэтому «учение св. Климента по вопросу о богодухновенности есть самое ясное и отчетливое свидетельство церковной веры в богодухновенность Св. Писания послеапостольского века» (Леонардов Д. Учение о богодухновенности Св. Писания мужей апостольских // Вера и Разум. — 1898. — № 3. — С. 293). В то же время св. Климент отнюдь не чуждался и эллинской образованности: некоторые стоические идеи явно находят у него отклик (особенно гл. 19-20 послания).

Непосредственным поводом к написанию послания был слух, дошедший до римской церкви, о нестроениях в братской коринфской общине: по словам св. Климента, среди коринфских христиан произошел «мятеж» στάσις, который «немногие дерзкие и высокомерные люди разожгли до такого безумия, что почтенное, славное и для всех достолюбезное имя ваше (т.е. имя христиан. — А. С). подверглось великому поруганию» (гл. 1). Далее он говорит, что «люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших» (гл. 3). Эту фразу, особенно последние слова: οι νέοι επί τους πρεσβυτέρους, можно понимать в двояком смысле — как «восстание младших по возрасту против старших» и как «мятеж некоторой части мирян против клира.» Оба смысла, вероятно, почти совпадают, но св. Климент выделяет все-таки второй, ибо ниже он замечает, что «твердейшая и древняя церковь коринфская из-за одного или двух человек возмутилась против пресвитеров» (гл. 47). Таким образом, причина волнений в коринфской общине не имела серьезной догматической подоплеки: это была обычная схизма (раскол), у истоков которой стояли всего несколько лиц, обуреваемых гордыней и честолюбием. Поэтому видеть в этой схизме столкновение «харизматических проповедников с пресвитерами» (Попов И. В. Конспект лекций по патрологии. — Сергиев Посад, 1916. — С. 9) у нас нет серьезных оснований.

«Второе послание к коринфянам», в неполном составе в первый раз открытое, с именем Климента, в александрийском кодексе Библии (V в.), а в полном составе в 1875 г. найденное митрополитом Никифором Вриеннием в Константинопольской патриаршей библиотеке, также возбуждало большие споры относительно принадлежности его Клименту, которая, однако, более чем вероятна. Это послание есть не что иное, как гомилия, произнесенная Климентом в Риме и с некоторыми изменениями отправленная им в виде послания в Коринф, и представляет образец тех первобытных церковных поучений, какие слагались по примеру апостольских наставлений и согласно с их требованиями о безыскусственности учительской речи.

Клименту Римскому приписывается еще сочинение, известное под названием «Клементины», в котором содержится сравнительное изложение учения христиан иудействовавших и христиан из язычников: автор заметно склоняется на сторону первых. Одна редакция их носит название: «Беседы (homiliae) Климента Римского»; здесь речью живой и даже художественной рассказывается о путешествиях апостола Петра, о его прениях с Симоном-волхвом, Аппианом, Афинодором и др. Другая редакция носит название «Воспоминаний Климента» (recognitiones) и представляет распространенную и варьированную версию предыдущей. В ней Климент представляется спутником апостола в его путешествиях, во время которых Климент находит своих родителей и братьев, о которых долго ничего не знал, и ведет с ними беседы. Апостол Петр является здесь горячим сторонником христиан иудействующих, развивает воззрения, близкие к учению евионитов, в противоположность Симону-волхву, который представляется защитником взглядов Павла, апостола язычников. Кроме того, известны: а) сокращение (epitome) бесед и б) отрывочные фрагменты из «бесед» и «воспоминаний». Происхождение «Клементин» относят ко времени не ранее 171 г. и не позже 217 г. (в первый раз они упоминаются у Оригена, около 230 г.). Обыкновенно думают, что «Клементины» — произведение кого-либо из сирийских еретиков второго века: это доказывается тем, что отношения двух первых лиц св. Троицы представлены здесь несогласно со Св. Писанием, отвергается вечность мучений и Иисус Христос ставится наряду с Моисеем. Как памятник апокрифической литературы первобытного христианства, «Клементины» не лишены интереса, и в этом смысле усердно изучались Бауром и другими учеными тюбингенской школы.

Русский перевод посланий — в «Памятниках древней христианской письменности» 1861 г. и в издании Преображенского (Москва, 1875); второе послание здесь лишь в количестве первых 12 глав; русский перевод найденных Вриеннием остальных восьми глав — в сочинении профессор Н. И. Барсова: «История первобытной христианской проповеди» (СПб., 1885); там же указание всей литературы о Клименте Римском.

Помимо «Второго послания» св. Клименту приписываются и некоторые другие произведения. Например, «Апостольские постановления» и «Восьмикнижие Климента.» Среди этих «подлогов» наибольший интерес представляют два послания к избравшим аскетическую жизнь подвижникам и подвижницам. На самом деле эти послания в своем изначальном виде были единым произведением, позднее искусственно разделенным на две части (Общий обзор их с приложением соответствующей библиографии см. в кн.: Quasten J. Patrology, vol. I, p. 58-59). Греческий оригинал, за исключением нескольких фрагментов, утерян, сочинение целиком сохранилось лишь в сирийском переводе (частично также и в коптском). Датируется оно приблизительно серединой III в., написано неизвестным автором, вероятно, в Палестине. Правда, высказывается и не менее основательное предположение, что данное произведение могло быть создано в сиро-Палестинеком ареале, т.е. в непосредственной близости к древнему сиро-язычному христианству (См.: Voobus A. History of Ascetism in the Syrian Orient. — Louvain, 1958. — Vol. 1. — P. 64-65). Главная тема этого сравнительно большого аскетического произведения (в двух посланиях 29 глав) — преимущество девственной жизни и высокие нравственные требования, предъявляемые к избравшим ее.

Тропарь.

Иже от Бога чудодействы / преславно удивляя вселенныя концы мира, / священный страдальче, / паче естества морю составы водам содеваеши разделение / в честней памяти твоей / всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь / чудесным твоим мощем, / и по всенародном хождении / море во едино течение чудодетельне твориши, / Клименте предивный, / моли Христа Бога спастися душам нашим.