Конфессиональному признаку

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений.

В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объединении усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.

Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир.

Факторы риска, угрожающие межрегиональному миру и согласию:

1)религиозная нетерпимость

2)расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

Зачастую религией прикрываются экстремисты, пользуясь незнанием религиозной культуры многих людей, особенно молодежи.

Решение проблемы поддержания межрелигиозного мира:

— Борьба с религиозной нетерпимостью (никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства).

— Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.

— Противодействие деструктивным религиозным объединениям , тоталитарными сектам и сотрудничество с нетрадиционными для России конфессиями, деятельность которых не противоречит принятым в России правовым нормам.

— Борьба с экстремистскими религиозными группами и общинами ( документ стр. 210 Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).

· Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», (2002 год).

Статья 1: понятие «экстремистская деятельность»:деятельность направленная на: насильственное изменение Конституции РФ, подрыв безопасности РФ, захват или присвоение власти, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террора, возбуждение рассовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, пропаганда превосходства по национальности … религиозной или языковой принадлежности…

Статья 9: В Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности

Деструктивная религия (секта) — религиозное объединение, чье вероучение и деятельность оцениваются в данном обществе как опасные, разрушительные (деструктивные) в отношении устоев, общественных и государственных учреждений, семьи, принятых норм морали.

Тоталитарная секта — религиозное объединение, руководство которой использует жесткие способы контроля за сознанием и поведением своих членов, стремясь к полному, тотальному контролю.

Особенности деструктивных религиозных организаций:

· Отсутствие строго разработанных вероучений,

· жёстко иерархическая структура с авторитарным лидером,

· оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам,

· культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования.

Подобная деятельность оказывает вредное и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведёт к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учёбу, уходят из семей.

Классификация деструктивных религиозных организаций:

1. Деструктивные религиозные организации восточной ориентации:

«АУМ синрике», «Международное общество сознания Кришны», «Сахаджа-йога», «Бахаи», «Брахма Кумарис, «Академия йоги», «Белый голос», группы последователей Шри Чинмоя, «Трансцендентальная медитация», группы последователей Радж-ниша (Ошо), «Миссия божественного света», «Институт знания о тождественности» и т.п.

2. Деструктивные религиозные организации западной ориентации (псевдохристианские):

«Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», муниты, мормоны, «Семья» (Д. Берг), «Церковь откровения» Лазаря Каширского, «Церковь Христа» («Бостонское движение»), «Новоапостольская церковь», «Слово жизни» (Лайфспринг»), «Живой поток» («Церковь свидетеля Ли») и т.п.

3. Деструктивные религиозные организации оккультной или языческой ориентации:

«Белое братство», «Церковь последнего завета» (последователи Виссариона), движение «Нью эйдж», группы последователей Карлоса Кастанеды, «Сатори» (А. Суворовой), «Новый акрополь», ряд теософских и антропософских групп, «Внутренний круг» последователей П. Иванова, неоязыческие группы и т.п.

4. Деструктивные сатанистские культы:

«Российская церковь сатаны», «Зеленый орден», центр «Юнивер», «Белые ангелы», «Черный лотос», «»Церковь саентологии», «Южный крест» (Московская церковь сатаны»), «Нави», «Черный ангел», «Черное братство», «Крысятницы», неоязыческие группы сатанистского толка, демонические группы, «Синий лотос», братство «Мадра» и т.п.

5. Деструктивный культ организации «Свидетели Иеговы» подлежит запрету на территории Российской Федерации как грубо и систематически нарушающий права и свободы личности (ст.17 п.3, ст.29 п.5; ст.41 п.1 и п.3; ст.55 п.3 Конституция РФ и другие нормы права).

Выводы:

1. Реализация права на объединение по интересам включает возможность создавать общественные объединения религиозного характера.

2. Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни РФ и т.д.

3. К концу XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями, которое перенесло человечество (революции, мировые и религиозные войны, последствия НТР). Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, церкви, в вере и религия помогает обрести человеку душевное спокойствие. Но наряду с этой позицией, в современной религиозной деятельности значительно повысилась доля фанатизма и религиозного экстремизма, неприятие инакомыслящих и инаковерующих.

Практические выводы:

1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности . Вам самим решать , участвовать или нет в религиозном объединении , организации . Это дело сугубо личное и добровольное .

2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь , которая , с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой — склонна к социальному протесту , в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей .

3 Решая для себя , состоять или не состоять в объединении верующих , стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека , отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья .

Слово конфессиональный

Слово конфессиональный английскими буквами(транслитом) — konfessionalnyi

  • Буква с встречается 2 раза. Слова с 2 буквами с
  • Буква ф встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ф
  • Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
  • Буква ь встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ь
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква н встречается 3 раза. Слова с 3 буквами н
  • Буква о встречается 2 раза. Слова с 2 буквами о

Значения слова конфессиональный. Что такое конфессиональный?

Конфессиональный язык

Конфессиональный язык. (Культовый язык, Ритуальный язык) Язык, используемый в сфере религиозного (культового) общения. Роль К.я. могут выполнять как мертвые…

Словарь социолингвистических терминов / Отв. ред. В.Ю. Михальченко. — М.: РАН, 2006

Конфессиональный язык (Культовый язык, Ритуальный язык) Язык, используемый в сфере религиозного (культового) общения. Роль К.я. могут выполнять как мертвые…

Кожемякина В.А. Словарь социолингвистических терминов. — 2006

Конфессиональный язык — (культовый язык, ритуальный язык) Язык, используемый в сфере религиозного (культового) общения. Может применяться и в других сферах: например, классический арабский язык – живой язык ислама в мусульманских странах…

Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — Назрань, 2011

Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция

Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция (англ. Confessional Evangelical Lutheran Conference) (CELC) — объединение наиболее консервативных лютеранских деноминаций.

ru.wikipedia.org

Конфессиональная политическая партия

Конфессиональная политическая партия — политическая партия, объединяющая граждан по принципу общности вероисповедания. Конфессиональные политические партии характерны для поликонфессиональных стран.

glossary.ru

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — политическая партия, объединяющая граждан по принципу общности вероисповедания. Существуют, как правило, в поли-конфессиональных государствах.

Словарь экономики и права. — 2005

Конфессиональное представительство

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — принцип организации представительной власти в отдельных поликонфессиональных государствах, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или к.-л.

Словарь экономики и права. — 2005

Конфессиональное представительство — принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельной территории…

glossary.ru

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — принцип организации представительной власти в отдельных поликонфессиональных государствах, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений избираются от религиозных общин (конфессий)…

Словарь юридических терминов. — 2000

Русский язык

Конфесси/он/а́льн/ый.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ — направление религиозной мысли на базе традиционных христианских представлений о человеке и его месте в мире, к-рые, как правило, дополняются принятием определенных положений ведущих социологич. учений нашего столетия.

Российская социологическая энциклопедия

Конфессиональные типы культур

В основе конфессиональных типов культур лежит религия и весь набор ее мировоззренческих и социальных установок. Религиозные культуры принципиально отличают­ся от всех других типов культурных систем иным спо­собом упорядочивания мира и представлений чело­века, выделением во всем этом зоны сакрального, принципиально непостижимого рациональным интел­лектом.

На европейскую культуру решающее влияние оказала христианская религия, возникшая в I веке н.э. Христианская картина мира определялась несколькими основными догматами: верой в единого Бога, но в трех лицах; идеей Боговоплощения; искупительной жертвой Иисуса Христа; верой в существование загробного мира и в бессмертие души; идеями спасения и Откровения, конца света, второго пришествия Иисуса Христа, страшного суда и воскрешения.

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека. Статус человека высок – он не произошел от низших существ, а является высшим творением Бога и, более того, образом и подобием Бога. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий и, прежде всего, веры. Путь к спасению и вечной жизни – в единении с Богом. В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации. Христианская нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной связи добра, истины и свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия. Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Христианство призвано было утверждать идеалы Любви, Добра, Милосердия, только на этом пути человек мог приблизиться к Богу. В противном случае – зачем ему свобода воли? Движение в другом направлении умножает зло, ненависть, ведет человека к гибели не только физической, но и духовной.

В индо-буддийской традиции отсутствует христианская идея однонаправленности мирового процесса, подчеркивающая центральную роль прихода Спасителя. Ее место занимает идея бесконечного круговорота, который не имеет ни начала, ни конца, ни конечной цели. Но наряду с этим миром существует иной, Абсолютный мир, неподвижный и вечный. Ни в одной другой религии посмертная судьба человека не обусловлена столь жестко его собственными действиями и помыслами (кармой). Здесь нет Бога, которого можно было бы умолять о помиловании, замолить свои грехи покаянием. Здесь есть лишь личная карма и «мировой закон», некий идеальный порядок, космический принцип, которому подчиняется все в мире. Здесь нет и вечной смерти – здесь только вечная жизнь во всем многообразии ее проявлений, бесконечная цепь «вращений» всех живых существ в кругу перерождений.

Еще один «ключ» к пониманию индо-буддийской традиции – идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта, отношение к земному бытию как к страданию. Цель жизни – достижение нирваны, то есть такого плана бытия, где прекращаются страдания, и происходит «выключение» из цепи перерождений. Нирвана с санскритского переводится как «медленное затухание огня». Приближение к нирване означает приобретение высшей мудрости, «просветление», дающее возможность постичь иллюзорность видимого мира, жизни и смерти. «Мудрец не оплакивает в сердце своем ни тех, кто живет, ни тех, кто умер» – гласит тибетская мудрость.

Индо-буддийское учение о личном спасении – это учение о путях приближения к Высшему Знанию, о путях познания Высшей Истины, о путях духовного просветления. Есть три уровня знания: неведение (авидья – дологическое мышление); понятийное, научное знание (виджняна – логическое знание); всезнание (праджня – надлогическое, космическое знание). Путей приближения к истине может быть много; истина каждым может пониматься по своему, но в любом случае ее познание предполагает «выход» на третий уровень знания: слияние с абсолютом, с «космическим законом», переживание своего единства с миром.

Согласно буддизму, личности как таковой нет, это всего лишь поток дхарм. Индивидуален путь, которым каждый человек идет к своему освобождению, и в этом смысле личность есть в то же время некоторая целостность. В контексте индо-буддийской культуры личность никогда не воспринималась как начинающая с «нуля» свой путь; она есть ежесекундное порождение Космоса, она исходит из бесконечности, изначально неся в себе все ее великие потенции – потенции абсолютного совершенства. То, что изначально присутствует в любой личности, неизмеримо больше того, что эмпирически проявляется в реальной жизни. Поэтому развивать личность для носителя индо-буддийской традиции означает не «записывать» на ней, а, наоборот, стирать «написанное», очищать сознание от «загрязнения».

Космические связи человека, осознанные им, перестают быть его оковами и становятся связующими звеньями, соединяющими его со Вселенной. В результате человек получает возможность воздействовать на жизнь во всех ее проявлениях, а это и есть индо-буддийское понимание свободы.

Основой, главным принципом индо-буддийского сознания принято считать принцип недвойственности мышления, то есть целостный взгляд на мир. Вместо привычного для западного человека разделения «одно и другое», восточная традиция исходит из другого типа связи – «одно во всем и все в одном». На Востоке считают, что осознание этого логического принципа является главным признаком начала «просветления».

Главными духовно-нравственными источниками, на протяжении веков питающими китайскую культуру, являлись учения Конфуция и Лао-цзы, мудрецов, живших в VI веке до н.э.

В китайско-конфуцианской традиции так же, как и в индо-буддийской, отсутствует идея единого Бога, творца мира и человека. Конфуцианское Небо, как и индуистский абсолют – Брахман, суть безличные начала, и с этим неразрывно связан целый комплекс других идей. Нет личного Бога – нет сотворения мира и нет его конца. Мир вечен, он не движется ни к какой цели, ни к какому завершению, он движется по кругу. Нет личного Бога – нет и Божественного Откровения, истина вечно пребывает в мире.

Однако при определенном сходстве религиозно-философских основ индо-буддийской и конфуцианско-дао-систской культур, между ними есть и существенные различия. Как Небо, так и закон кармы регулируют социальную жизнь и поведение людей. Но хорошее будущее рождение – не высшая цель для индуса, равно как и земной мир – не высшая реальность. Высшая реальность – Брахман, и высшая ценность – осознать свое с ним тождество, слиться с ним и навсегда выйти из круга перерождений. С Небом же «слиться» нельзя, можно лишь подчиниться его законам.

Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность. Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье на все общество и осуществить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного этикета – правил ли (ритуал, этикет). Этот ритуализированный этикет становится не только семейной, но и государственной нормой. Отношения государя и подданных строятся по образцу отношений «отца» и «сыновей», и каждый должен исполнять отведенную ему роль: «государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».

Делая ритуализированный этикет своим внутренним содержанием, человек обретает жень – гуманность, человеколюбие. Основой конфуцианского человеколюбия является семейный долг, уважение человека как носителя родовых связей.

Лао-цзы, в отличие от Конфуция, считал, что человек должен следовать не искусственно созданному ритуалу, а естественному, необходимому закону природы – Дао (путь). Задача мудреца – освободиться от сковывающей его привязанности к единичному, преходящему и обрести подлинную гармонию бытия. Эта гармония уже содержится в дао. Дао – это путь единой жизни, которая пронизывает все сущее, принимая различные формы и воплощаясь в бесконечной череде преходящих вещей и состояний. Ради слияния с дао мудрец отказывается от всего того, что его привязывает к конечным формам, и в том числе к собственной индивидуальности.

Основу мусульманской культуры составляет ислам (в буквальном переводе с арабского – предавание себя богу, покорность). Ислам возник в VII веке и был третьей по времени образования мировой религией. Идейными источниками ислама были арабские предания, иудаизм и христианство, в силу этого в исламе много схожих с ранними религиями идей. Сходство мусульмане объясняют тем, что Бог един и много раз давал откровение людям через пророков, в том числе и через Иисуса, но прежние истолкования были не совсем верными. Ислам опирается на пять «столпов веры», указывающих на важнейшие обязанности мусульманина. К ним относятся: исповедание двух основных догматов исламской веры – единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда – а также молитва, пост, налог в пользу бедных, паломничество.

Как и в любой религии, основополагающее значение в исламе имеет вера. Но в отличие от христианства мусульманство высоко ценит и знание. То, что в Коране не славили «нищих духом», дало возможность исламу овладеть духовными богатствами других народов. В отличие от христианства ислам не отрицал значения рациональных отраслей культуры. Именно благодаря этому обстоятельству арабы многое сохранили из культурного наследия античности.

Мусульманская этика зиждется на неразрывном единстве знания, веры и действия. Мало верить, чтобы попасть в рай, нужны еще добрые деяния. Коран, как и Библия, обещает исполняющим моральные заповеди вечное блаженство. Среди добродетелей, почитаемых в исламе, можно назвать разум, рвение, скромность, богобоязненность, праведность, верность, искренность, смирение, негневливость, прощение, а среди отрицательных свойств характера – склонность к мирским украшениям, жадность, ненасытность, похотливость.

В исламе в большей степени, чем в христианстве, проводится идея провиденционализма, божественного предопределения. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога, поэтому мусульманине должны быть сдержаны в проявлении своих чувств во время несчастий и бед.

Субкультура

Научно-технический прогресс, процессы урбанизации, индустриализации, специализации неизбежно ведут к усложнению социальной структуры общества. Общество состоит из множества социальных групп, классов, наций, народностей, слоев. Каждая социальная группа занимает определенное положение в обществе, имеет свои интересы, цели, потребности, выполняет определенные функции. В силу обособленности у неё формируется собственная субкультура.

Субкультура – это часть общей культуры, отличающаяся определенной спецификой. Всякая культура состоит из многих элементов, составляющих ее специфику (язык, религия, обычаи, нравы, искусство, хозяйственный уклад и другие), а субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень близка базовой, отличаясь лишь несколькими чертами. Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретно-историческое сообщество внутренне неоднородно, включает в себя помимо основного этнического и социального ядра и определенные вкрапления – группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и иными признаками.Специфика этих признаков может быть порождена и накоплена в связи с относительно изолированным от основного ядра проживанием данной группы (например, русские камчадалы), особым вероисповеда­нием (старообрядцы), особыми сословно-профессиональными функциями (степные казаки волжско-азиатского района), иным этническим происхождением (кубанские казаки).

Помимо субкультур, отличающихся от основной культуры какими-либо этническими, лингвистическими или конфессиональными признаками, существует множество субкультур, основанных на социальной или возрастной специфике. Например, молодежная субкультура, субкультура пенсионеров и людей пожилого возраста, субкультура среды инвалидов. Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален так же, как и тенденция сближения или еще большего размежевания с базовой культурой.

В рамкахпроцессаразделения труда, проявившегося в выделении социальных функций, статусов и ролей, длящегося современ неолита, происходила и все более углубляющаяся их специализация в самых различных областях материального, интеллектуального, художественного и иного произ­водства, коммуникации. Эта тенденция углубления специализированностиразличных областей деятельности есть объективная составляющая общего социокультурного прогресса. Подобное разделение культуры на профессиональные сегменты началось со времен неолита с разделения функций бродячих охотников и оседлых земледельцев, затем с выделения функций и культур скотоводов, шаманов, вождей, воинов, ремесленников. В основе профессиональной культуры лежат не столько социально-бытовые элементы образа жизни (как в этнической культуре), а некоторые принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями и правилами той или иной профессии. Сюда же входят элементы социальной этики, целей и социальной ответственности за последствия данной деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональные языки.

Уже в Античную эпоху появились первые объединения ремесленников и торговцев, воинов и жрецов, в среде которых начали вырабатываться определенные специфические ритуалы поведения и этикета, внешние атрибуты принадлежности к такому объединению. Еще большее развитие все это получило в эпоху Средневековья, когда начали складываться специфические ремесленные цеха и гильдии, рыцарские и церковные ордена, существенно углубившие символико-ритуальные особенности своего быта, начавшие постепенно влиять и на обыденную сторону культуры подобных объединений, на их язык (профессиональный жаргон), стиль поведения. В эпоху Нового времени система цехов и гильдий, а также большинства орденов (за исключением церковных) преимущественно распалась, но понятие «профессиональной культуры» (военного или священника, финансиста или инженера) еще больше углубилось. Перечень подобных профессиональных культур вырос до многих десятков, особенно, если учесть и то, что на статус подобных субкультур с полным правом могли претендовать и десятки криминальных «профессий» (воры, грабители, террористы, проститутки). В каждой из этих культур (субкультур) складывалась своя специфическая система поведения, этика отношений, суждений, оценок, статусно-ролевых положений, языка, символики.

Молодежь представляет собой социально-демогра-фическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств. Молодежная культура отражает особенности образа жизни, вкусы, моду, формы проведения досуга, поведения молодежи. В молодежной культуре находят отражение многие противоречия подросткового периода жизни: высокие притязания и низкий социальный статус; стремление самоутвердиться и отсутствие опыта; максимализм и ограниченные возможности; стремление к самостоятельности и зависимость от взрослых. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей. «Бунтуя» против образа жизни и ценностей взрослых, молодежь не может предложить ничего позитивного взамен. Молодежная субкультура формируется на стыке массовой и популярной культуры. Частью массовой культуры она является потому, что молодежь выступает ее основным субъектом и потребителем.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. По каким критериям строится типология культур? 2. В чем существенное отличие формационной типологии от цивилизационной? 3. Какие признаки характеризуют кровнородственный и этнический типы культур? 4. Каковы признаки национального типа культуры? 5. Какие идеи определяют христианский тип культуры? 6. Дайте характеристику буддийской культуры. 7. Каковы главные ценности конфуцианской культуры? 8. В чем сходство и в чем различие буддийской и конфуцианской культур? 9. Какие идеи в исламе сходны с идеями в иудаизме и христианстве? 10. Охарактеризуйте основные ценности исламского типа культуры. 11. Как социальная структура отражается на культуре общества? 12. Чем субкультура отличается от до-минирующей культуры? 13. Что лежит в основе профессио-нального типа культур? 14. В чем особенность молодежной субкультуры?

Задания. Тесты. Ответы.
1. По видам деятельности выделяют: а) культуру управления; б) молодежную культуру; в) культуру общения; г) массовую и элитарную культуру; д) культуру познания. 2. Основанием формационной типологии культур является: а) технологический базис общества; б) социально-экономическая основа общества; в) духовная сфера общества; г) историческая эпоха. 3. Понимание цивилизации как локальной моно- или полиэтнической общности с выраженной культурной спецификой принадлежит: а) Н.Я. Данилевскому; б) А. Тойнби; в) О. Шпенглеру; г) А. Веберу. 4. В национальном типе культуры консолидирующую роль выполняют: а) кровное родство; б) обычаи; в) государство; г) общая система ценностей. 5. Признание творчества и свободы человека – признак культуры: а) христианской; б) исламской; в) конфуцианской; г) буддийской. 6. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». О каком типе культуры идет речь: а) исламской; б) христианской; в) конфуцианской; г) буддийской. 7. В конфуцианско-даосистском типе культуры утверждается: а) смерти нет, есть бесконечная цепь перевоплощений; б) жизнь человека определяется не судьбой, а кармой; в) человек должен жить в соответствие с ритуалом; г) человек должен следовать естественному, необходимому закону при-роды – дао. 8. Профессиональный тип культуры обусловлен: а) общественным разделением труда; б) разными способностями людей; в) общественной потребностью; г) многообразием видов деятельности. 9. Тип культуры, основанный на социальной или возрастной специфике ее носителей называется: а) конфессиональным; б) национальным; в) субкультурой; г) контркультурой.