Константин парикожа

Круг над Атлантикой

Российские и иностранные пассажиры рейса Р2-554 уверены, что экипаж совершил подвиг. Все они теперь называют десятое февраля (или одиннадцатое — по московскому времени) своим вторым днем рождения. Такую же оценку дали летчикам и в Томске, где мэр города вручил цветы и памятный адрес Людмиле Парикожа в благодарность за воспитание сына, который совершил аварийную посадку с горящим двигателем в аэропорту города Пунта-Кана.

— Благодаря его ответственности и стойкости в чрезвычайной ситуации были спасены жизни пассажиров самолета. Константин показал себя настоящим профессионалом. И мы все гордимся таким земляком, — подчеркнул мэр. А также сообщил ей об идее номинировать Константина в числе других будущих претендентов на звание «Томич года-2016».

Мама героя рассказала, что в 1994 году ее сын Костя подавал документы в Томский университет систем управления и радиоэлектроники, но затем поступил в Ульяновский институт гражданской авиации — решил стать пилотом и пойти в авиацию — по стопам отца-летчика.

По ее словам, попасть на международные линии сыну стоило больших трудов. В Томске Константин летал на Ан-24, за собственные деньги переучился на Ту-154, целенаправленно проходил и дальнейшую переподготовку, стал не только командиром судна, но и пилотом-инструктором.

Об инциденте в небе над Доминиканой мать узнала от самого сына — по телефону, когда шла на обед домой. Бодрым голосом Константин поинтересовался, как дела и спросил, смотрела ли она телевизор. «Ну и правильно», — ответил он и попросил не волноваться: «Все живы-здоровы». Вспоминая об этом разговоре, томичка благодарит сына, что позвонил сам: «Если бы откуда еще узнала, точно инфаркт хватил бы».

Сам Константин рассказал, что самолет в воздухе в общей сложности был 45 минут, загорание началось через шесть-семь минут после взлета. На высоте три тысячи метров началось очень сильное задымление в кабине пилотов, и им пришлось надеть кислородные маски из-за резкого и неприятного запаха. Пассажиры увидели за бортом яркую вспышку двигателя…

Пилоты экстренно выключили взорвавшийся двигатель и сделали запрос на возврат в Доминикану. Летчики вели самолет в экстренной ситуации около 30 минут. По словам Константина, пожар на воздушном судне — одно из самых неприятных происшествий, так как лайнер горит очень быстро и нельзя терять ни секунды. Действия экипажа в подобной ситуации отрабатывались на тренировках и потому были доведены до автоматизма. Во время посадки самолет повел себя хорошо, остановился на середине полосы и пассажиров эвакуировали через правые надувные трапы.

38-летний Константин Парикожа смог посадить на одном работающем двигателе один из самых больших пассажирских лайнеров в мире — «Боинг 777-200». Из пятнадцати лет в небе конкретно этот самолет пилотирует последние четыре года. Отвечая на вопросы журналистов, он просил не преувеличивать его заслуг — мол, все пилоты отрабатывают такие ситуации на земле, и в небе сделали то же самое. После посадки он последним покинул самолет — проверял все системы. И лишь потом сделал звонок маме, в город Томск, — сказать, что все хорошо.

Несмотря на все рассуждения о штатной ситуации, командир экипажа все-таки признался, что самым ответственным решением было не возвращение в Пунта-Кану, а посадка с полными баками. Максимальная посадочная масса самолета была превышена, но экипаж принял решение не вырабатывать топливо и снижать массу, так как боялись возгорания фюзеляжа.

— Так как была неизвестна причина задымления, было принято решение не терять время на сброс топлива, и мы, посовещавшись с коллегами, пошли на посадку. Спасибо пассажирам за адекватность, понимание. Спасибо бортпроводникам за слаженные действия, — рассказал командир экипажа.

Знаменитый теперь на весь мир пилот дальнемагистральных авиалайнеров России Константин Парикожа родился в 1977 году. Отец, Юрий Николаевич, был командиром самолета Ан-2 и несколько десятков лет отдал томской авиации. Мама, Людмила Петровна, работала бухгалтером в Томском авиапредприятии.

В 1994 году Константин окончил в соседнем селе Богашевскую среднюю школу. Затем в 1994-1999 годах учился в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации по специализации «летная эксплуатация воздушных судов». С ноября 2009 года стал работать в авиакомпании «Оренбургские авиалинии», где начинал пилотом-инструктором воздушного судна. К 10 февраля 2016 года общий налет Константина Парикожи составил более 9450 часов — и без единой аварии.

Прямая речь

Сергей Краснов, ректор Ульяновского института гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева:

— Константин был хорошим курсантом, участвовал в научно-технических конференциях. Учился нормально. То, что он совершил, это не одного дня работа, потому что, выйдя из нашего учебного заведения, он прошел большой путь переподготовки на другие типы воздушных судов. Но все-таки тот «камушек», заложенный в училище при подготовке наших курсантов на уровне международных стандартов, заложили ему мы. Мужество и знание, навыки и умение позволили ему принять единственное правильное решение в такой ситуации и совершить посадку в аэропорту вылета.

Подготовила Татьяна Шадрина

Командир корабля Константин Парикожа, второй пилот Дмитрий Алкеев. Эти имена должна знать вся Россия. Потому что эти летчики — настоящие герои. И именно они посадили дважды горевший самолет. Именно благодаря им никто из 346 пассажиров не пострадал.

Напомним, сегодня ночью через пятнадцать минут после взлета из доминиканского аэропорта Пунта-Кана, у направляющегося в Москву Боинга-777 загорелся двигатель.

Пассажиры почувствовали сильный толчок и увидели языки пламени, вырывающиеся из левого двигателя. Салон наполнился едким дымом.

Но, к счастью, экипаж сумел погасить и пожар, и панику. Капитан Константин Парикожа отключил неисправный двигатель и послал стюардесс успокоить пассажиров. Второй пилот Дмитрий Алкеев слил часть авиационного топлива, чтобы облегчить вес самолета. Борт вернулся в аэропорт. Однако на этом приключения не кончились. Во время экстренно посадки загорелось одно из шасси. Самолет докатился до конца полосы, шасси и двигатель пожарные залили пеной, а пассажиров эвакуировали по надувным трапам.

Эвакуация пассажиров по надувным трапам прошла организованно. Фото: твиттер@capiurtecho

Руководство очень просит не трогать пилотов сейчас. Нужно отойти от стресса. Потому мы попросили рассказать о пилотах их коллег.

— Константин — выпускник Ульяновского авиационного училища и он пилот от Бога! Я летала с ним несколько раз и могу с уверенностью сказать, что рейсы с ним всегда проходят безопасно, — поделилась с нами бортпроводница АО «Оренбургские авиалинии» Елена Томина.

Того же мнения и пилот гражданской авиации Сергей, с которым мы беседовали в прямом эфире Радио «КП».

Слушатель Радио КП Сергей, знающий пилотов: Они справились идеально. Я прекрасно знаю обоих

00:00 00:00

— Сергей, насколько, по вашему мнению, были профессиональными действия экипажа?

— На 100 баллов. Они справились идеально. Я прекрасно знаю обоих. Это бывшие пилоты «Трансаэро», прошли великолепную школу, великолепную подготовку получили.

— Расскажите о них, а то повторяется ситуация: как только пилоты совершают подвиг, их начинаю прятать.

— Это отличные ребята. С Дмитрием летал много. Константина знаю с училища, вместе учились. А дергать из сейчас и вправду не надо, у ребят был своего рода стресс, поэтому я думаю, что из этих соображений и не дают ни контактов, ни связи никакой с ними.

— А сколько им лет хотя бы?

— Дмитрию в районе 50, Константину – 38. С Константином буквально недавно созванивался, виделся. Замечательные ребята, абсолютно спокойные, профессионалы. Что тут еще сказать?

— Сергей, по-вашему, что могло случиться с машиной, почему двигатель загорелся неожиданно?

— Я не думаю, что там какие-то проблемы с техобслуживанием или еще с чем-то. Просто техника рано или поздно выходит из строя. Поэтому не надо делать каких-то предположений до заключения комиссии. И не надо излишне раздувать трагедию. Ничего сверхъестественного не произошло. Произошел отказ матчасти, ребята справились.

— У меня вопрос дилетантский. По двигателю понятно, это сложная система. А шасси из-за чего могло при посадке загореться?

— Идет информация, что загорелась передняя стойка. Хотя, по идее, должна была быть основная. Потому что была посадка с массой, превышающей максимальную посадочную. Они были заправлены под завязку, пассажиров битком, экстренное торможение — тормоза просто не выдержали. Но на передней стойке нет тормозов, поэтому меня и удивил этот момент.

— То есть у них не было времени выработать топливо, они с полной нагрузкой садились.

— Они приняли решение, решение грамотное, совершить посадку с массой, превышающей максимальную. Самолет допускает, документы допускают, все было грамотно сделано.

— Сергей, а вы на этом же типе работаете?

— Да.

— Расскажите в целом о самолете, насколько надежен?

— Великолепный самолет. Это, скажем так, произведение искусства. То есть насколько у него шикарный планер, насколько у него тяговооруженность, насколько он оборудован. То есть там нет чего-то лишнего, там все то, что нужно, что упрощает жизнь пилота при современной жизни. Это великолепный самолет. У меня уже порядка 4 тысяч налет на нем, нареканий никаких.

— Еще один дилетантский вопрос. Если загорается один двигатель, как его тушат в полете?

— Есть система пожаротушения. Он выключается, есть пожарный кран, который перекрывает подачу топлива, гидросистемы, электрику, есть два баллона с жидкостями для тушения. Достаточно бывает в принципе одного, но если нет, есть возможность и вторым затушить. Вообще, по идее, сколько раз в Америке учился, американцы говорят, что разрабатывается «Боинг» с учетом того, что если загорается двигатель, даже если его невозможно потушить, выгорает всё внутри мотогондолы и все. Никто, конечно, на практике это не проверял, выгорание полностью двигателя в полете, но такая идея заложена.

— То есть машина очень надежная, даже если один двигатель выгорит полностью, самолет все равно сядет на втором?

— Абсолютно. То есть при отказе одного двигателя он летит великолепно, причем даже с максимальной взлетной массой. Я вам скажу больше, он — способен даже взлететь на одном двигателе.

Кстати, родные героев узнали о произошедшем только из выпусков новостей.

— Руководство приняло решение премировать летчиков, которые благополучно посадили самолет в сложной ситуации, и сохранили жизни почти четырем сотням человек, — заявили в авиакомпании «Оренбургские авиалинии».

Поделиться видео </> xHTML-код

Российский самолет загорелся над Доминиканой.Боинг «Оренбургских авиалиний» сел на одном двигателе и с пылающим шасси

Свидетельства пассажиров российского самолета, загоревшегося над Доминиканой: «Яркая вспышка, толчки, истерики, едкий белый дым в салоне»

Россияне активно делятся своими переживаниями в Интернете

В сети стали появляться свидетельства очевидцев, переживших ЧП в воздухе с самолетом «Оренбургских авиалиний» над Доминиканой. Напомним, что сегодня через 15 минут после взлета у Боинга-777 загорелся левый двигатель. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт Пуанта-Кана. (подробности)

КСТАТИ

Авария над Доминиканой случилась с таким же бортом, что был сбит над Донбассом

За время эксплуатации Боингов-777 случилось семь крупных происшествий

Сегодня ночью произошло ЧП с российским самолетом в небе Доминиканы. Из-за пожара в левом двигателе пассажирский Боинг-777, летевший в Домодедово, был вынужден вернуться в аэропорт Пуанта-Кана. Во время посадки загорелось еще и переднее шасси. (подробности)

ОФИЦИАЛЬНО

Летчики развернули самолет в Пунта-Кана из-за хлопка в двигателе

«КП» узнала подробности о ЧП с российским самолетом в Доминикане

— Через 15 минут штатного полета на высоте 6000 метров в области одного из двигателей раздался хлопок, после чего началось задымление салона. Капитан воздушного судна отключил неисправный двигатель и принял решение вернуться в аэропорт вылета, — прокомментировали «КП» в авиакомпании ORENAIR. (подробности)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Авиа-эксперт: Экипаж российского самолета в Доминикане продемонстрировал прекрасную подготовку

Пилоты приняли верное решение в опасной ситуации — совершить экстренную посадку

Экипаж загоревшегося в Доминикане «Боинга-777» «Оренбургских авиалиний» принял правильное решение и отлично провел экстренную посадку. Такое мнение высказал президент фонда Содействия развитию гражданской авиации Олег Смирнов в эфире радио «Комсомольская правда». (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Мама летчика, посадившего горящий самолет: «Решение о посадке принимали всем экипажем»

Чрезвычайное происшествие с самолетом произошло вчера в три часа ночи по московскому времени

ЧП произошло в ночь с 10 на 11 февраля в три часа ночи по московскому времени. Самолет с российскими пассажирами вылетел из аэропорта Пунта-Кана в Москву. Внезапно, по неизвестным техническим причинам один из двигателей воздушного судна «Боинг-777» (рейс 554 «Оренбургских авиалиний») вспыхнул. (подробности)

Дважды герой: капитан загоревшегося «боинга» недавно спас свою семью из пожара

Буквально три недели назад командиру экипажа лайнера «Боинг-777» Константину Парикоже пришлось спасать из огня собственную семью. Из-за короткого замыкания электропроводки в квартире капитана лайнера «Оренбургских авиалиний» вспыхнул пожар.

По словам соседей, в момент ЧП Константин действовал спокойно, благодаря чему успел вывести родных и никто из членов семьи не пострадал. От квартиры пилота практически ничего в итоге не осталось, и теперь он вынужден жить у друзей.

— Я приехал с работы, у дома стояли четыре пожарные машины, из окон шёл дым. Насколько я знаю, квартира выгорела вся, в данный момент семья здесь не живёт, — рассказывает сосед Арсен. — Константин повёл себя абсолютно спокойно, без паники. Я предлагал помощь, но он практически всё сделал сам — мусор после пожара весь вывозил ночью.

Как стало известно LifeNews, Парикожа работает в «Оренбургских авиалиниях» около шести лет. Ранее он летал на самолётах авиакомпаний S7 и «Трансаэро». Константин закончил Ульяновское высшее авиационное училище.

Напомним, командир «боинга» Константин Парикожа и второй пилот Д. Алкеев сегодня благополучно посадили лайнер с горящим двигателем. Инцидент произошел в небе над Доминиканской Республикой.

Самолёт вылетел из аэропорта Пунта-Кана в Москву и успел подняться на высоту около пяти километров, когда у него вспыхнул один из двигателей. Капитан воздушного судна принял решение вернуться в аэропорт и успешно посадил «боинг».

Никто из 346 пассажиров лайнера во время ЧП не пострадал. В Доминикану направлен резервный борт, который заберет пассажиров аварийного самолёта. Инцидент с экстренной посадкой проверяет Следственный комитет.