Копты христиане

Египетские копты в вопросах и ответах

В воскресенье епископ Тавадрос стал 118-м патриархом Коптской православной церкви Египта. Тавадрос II наследует Шенуде III, который скончался в марте этого года в возрасте 88 лет после 40 лет во главе коптской церкви.

Епископ Тавадрос. © REUTERS Mohamed Abd El Ghany

Каковы полномочия коптского патриарха?

Как глава автокефальной (то есть полностью независимой) церкви, он является для коптов тем же, чем Папа римский для католиков. Его полный титул звучит как «Папа Александрийский и Патриарх всей Африки на Священном Престоле св. апостола Марка». Он руководит 51 епархией и определяет религиозную доктрину.

Кто такие копты?

Копты представляют собой большинство египетских христиан, которые распределены по более чем десяти различным церквям. Они любят называть себя «подлинными египтянами». Их название произошло от греческого слова «aegyptos» путем редукции первого слога. Они занимают видное место как в истории, так и в современной жизни Египта, и не желают, чтобы их воспринимали как «меньшинство». В результате активной работы прошлого патриарха Шенуды III в сообществе наблюдается религиозный подъем.

Монастырь преподобного Бишоя в Египте, где похоронен патриарх коптской церкви Шенуда III

Сколько их?

У нас нет достоверных данных на этот счет. На коптов приходится порядка 6-10% от 83 миллионов египтян. В церкви обычно называют цифру в 12%. Египетские копты – это потомки тех, кто не перешел в ислам с течением веков. Эмиграция также играет заметную роль. В США находится их крупнейшая диаспора, в которой насчитывается 500 000 человек.

В чем их отличие от других христиан?

Их церковь зародилась в результате раскола. В 451 году в Халкидоне египетские христиане делали выбор в пользу монофизитской доктрины, из которой следует, что Христос обладает единой божественной природой. Примерно такой же доктрины за несколькими отличиями придерживается и православная церковь. Коптские ритуалы довольно сложны, в них большое место отводится культу мучеников. Кроме того, существуют католическая и евангелическая коптская церкви, которые были основаны в XIX веке. Их одеяния восходят еще к временам фараонов. К тому же, как и египетским мусульманкам, коптским женщинам нередко делают обрезание.

К каким общественным кругам они принадлежат?

Их представителей можно найти как среди буржуазии, так и среди беднейшего крестьянства. Крестьяне-копты проживают преимущественно в Верхнем Египте. Во времена монархии коптская буржуазия держала в руках половину национальных богатств. Копты играли активную роль в торговле и промышленности, кроме того, их было много среди крупных землевладельцев. Аграрная реформа и национализации Насера лишили их большей части богатств. Сегодня в стране вновь появляется множество состоятельных коптов.

Как складываются их отношения с государством?

Коптские церкви Каира, квартал Мэри Гиргис

Со времен Насера президенты Египта проводили дискриминационную политику по отношению к их соотечественникам-христианам. В 1970 году Садат сделал исламские законы шариата частью Конституции. Коптский патриарх Шенуда III выразил протест, однако все было впустую. В 1981 году Садат отправил его под домашний арест, из которого его освободил Мубарак в 1985 году. Впоследствии Шенуда III начал политику сближения с властью, которая иногда воспринималась как чрезмерно податливая среди юных коптов.

До сегодняшнего дня президентом Египта мог быть только мусульманин. Кроме того, по негласному правилу, копты не могут пробиться в высшие эшелоны вооруженных сил. В последние годы руководства страной Мубарак назначил нескольких коптов в правительство: им в том числе достался портфель министра экономики. Тем не менее, по результатам последних выборов при его режиме, которые, как и раньше, были «подтасованы», коптам досталось всего десять депутатских мест (семь из них были назначены президентом) в парламенте из более чем 500 представителей.

Обладают ли они свободой вероисповедания?

Да, но до 2000 года им требовалось президентское разрешение на строительство или расширение церкви. Причем выдавали его исключительно редко… Построенные без разрешения здания нередко сносили бульдозерами. Власть оказала эту услугу исламистам в обмен на их отказ от создания политической партии. В 2000 году Хосни Мубарак передал эти полномочия губернаторам, однако на ситуации это почти не отразилось.

Чего они могут ждать от новой власти?

Сегодня в правительстве «Братьев-мусульман» работает коптское меньшинство, которому поручены научные вопросы. В числе трех ближайших советников президента Мурси находится копт Самр Маркос, который занимается проблемами политического переходного процесса. В проекте Конституции обозначено, что личный статус и религиозные дела в этих общинах будут определяться на основе «принципов христианских и иудейских законов», что вовсе не обязательно по нраву светски настроенным коптам. Кроме того, пока еще нет определенности насчет шариата. Его «принципы» должны быть «главным источником закона», что оставляет самые широкие возможности для интерпретации. Тем более, что в статье 4 утверждается, что принимать решения о сути этих самых принципов будут «мудрецы» из Университета Аль-Азхар.

Коптская православная церковь

Коптская православная церковь

копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛ̀ⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ


Собор Святого Марка в Каире

Общие сведения

Основатели

Апостол Марк

Руководство

Предстоятель

Феодор II

Центр

Александрия

Резиденция предстоятеля

Каир

Территории

Юрисдикция (территория)

Африка (без Эфиопии и Эритреи)

Автономные церкви в канонической зависимости

Британская, Французская

Богослужение

Богослужебный язык

коптский, арабский, английский

Календарь

коптский

Статистика

Верующих

18 млн, из них 14 в Египте

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Ко́птская правосла́вная це́рковь Александри́и (копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛ̀ⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛ̀ⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ, «Египетская православная церковь») — христианская церковь Египта, относящаяся к группе Древневосточных (нехалкидонских) церквей. Как и все другие Древневосточные церкви, Коптская церковь признаёт решения трёх Вселенских соборов, придерживается традиционной для Александрийской богословской школы миафизитской христологии и не входит в семью поместных православных церквей византийской традиции. Глава церкви – Патриарх Александрии и Престола Святого Марка, также имеющего титул Коптского Папы. В настоящее время титул блюстителя Александрийского престола сугубо титульный, и резиденция главы Коптской церкви находится в Соборе Святого Марка в Каире.

Основана, по преданию, апостолом Марком в середине I века Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою преемственность коптский патриарх. Оформилась как самобытная автокефальная церковь вследствие разделения в VI веке единой церкви в Африке (Александрийского патриархата) на две кафедры — халкидонитскую (диофизитскую) и нехалкидонскую (миафизитскую). В IV-VII веках распространила свое влияние на Эфиопию и Нубию, вследствие христианизации Аксумского царства и нубийских королевств Нобатии, Алодии и Макурии (последняя изначально признавала авторитет Константинопольской церкви).

В VII веке Египет был захвачен арабами мусульманами, после чего Коптская церковь пережила как периоды гонений, так и относительной веротерпимости. В XII веке религиозный центр Церкви переместился из Александрии в Каир, а коптские христиане стали религиозным меньшинством в Египте. В XIV и XV веках христианство почти полностью исчезло в Нубии.

В 1959 г. была гарантирована автокефалия Эфиопской церкви.

В богослужении используется коптский обряд.

В настоящее время состоит из 18-22 миллионов верующих и 400 общин, большинство из них в Египте, остальные в египетской диаспоре.

Энциклопедичный YouTube

LiveInternetLiveInternet

Хотел процитировать, но стоит запрет… Поэтому выдам собственный пост;-)
«Есть в Египте интересный народ, исповедующий христианскую религию, потомки фараонов и коренного (неарабского) населения Древнего Египта — копты. Это настоящие хранители древнейшей культуры Египта, его главных древних основ — языка и веры. В современном Египте их численность по разным источникам составляет от 6 до 8 млн. человек, встречаются они и в Эфиопии, и в очень малом количестве в Америке и Европе. Даже само название «копт» означает просто «египтянин».
В течение нескольких столетий Египет был христианской страной. После арабского завоевания в 641 году коптами стали называть египтян-христиан в отличие от египтян, принявших ислам. И сейчас в стране христиане живут рядом с мусульманами, а церкви соседствуют с мечетями.
Христианство без особого труда в свое время распространилось в древнем Египте, потому что его жители тысячелетия верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Кроме того, близкое соседство Египта со Святой Землей тоже способствовало этому. Считается, что на берегах Нила в течение почти 4 лет Дева Мария с мужем Иосифом прятали маленького Иисуса от преследований царя Ирода. Эти места посещают христианские паломники со всего мира.
Копты не похожи на остальных жителей Египта, они сохранили точеный профиль лица фараонов на протяжении многих веков. У них светлая кожа и красивый разрез глаз. Копты строго хранят чистоту своей крови и не вступают в брак с египтянами: в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. Христианские традиции они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.
Современный язык коптов с успехом использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Именно коптский язык сохранил в себе элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Он сочетает в себе элементы греческого и древнеегипетского языков. Ещё в начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое, а язык стали называть коптским. И хотя в качестве разговорного он не используется уже лет триста, священные книги коптов сейчас печатаются не только на арабском, но и на коптском языке.
Коптская Церковь была основана самим святым Марком Евангелистом, который прибыл в Африку в 47-48 гг. и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году он принял мученическую смерть от римлян. Святой Марк почитается коптами как их первый патриарх. С незапамятных времен коптский Александрийский патриарх носил титул папы, который затем стали присваивать и римскому епископу. Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Нынешний Папа Шенуда III был избран в 1971 году, он замечательный богослов и доступный человек. В сопровождении епископата он проводит еженедельные встречи с народом в соборе Св. Марка. Вначале для собравшихся папа произносит духовное слово, а затем без всякой подготовки отвечает на записки мирян, заранее собираемые в специальный сосуд в храме.

Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между нашим и египетским христианством — и в теологии, и в традициях. Копты — монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две — божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.
Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. Кроме того, в большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения отличается от разговорного: служба ведётся на древнем коптском языке.
Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.
Очень необычны у коптов места захоронений — кладбища. Над могилами сооружаются небольшие домики-часовни без крыши, так как дождей в Египте практически не бывает. Здесь копты проводят целый день, молятся, даже готовят пищу. При необходимости можно даже пожить.
Именно у коптов в 3-4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила. В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.
Из праздников копты почитают Рождество, отмечая его 7 января. Отмечают и праздник весны — Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Этот праздник очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Этот праздник копты отмечают в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой. Люди массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники.
Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древних храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. При семинарии есть вечерние курсы для мирян по изучению Священного Писания и богословия. В 1954 г. на территории патриархата был основан Коптский институт высших исследований, который является важным центром по изучению коптской христианской традиции. В Египте имеется довольно много воскресных коптских школ.
Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах. Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты — самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.
Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий — автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом — основатель монашеского и отшельнического движения. А также бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Можно сказать, что все они в какой-то степени — потомки фараонов.
Живут копты в своих городских районах, в Каире таких несколько. Их можно определить по обилию храмов с крестами над куполом, портретам Папы Шенуды в магазинах и аптеках. Есть несколько городов, населенных в основном коптами. Говорят, что копты — очень дружелюбные и простые в общении люди, отличаются честностью и готовностью придти на помощь нуждающимся».

От себя: с уверенностью можно говорить только, что мы отличали коптских женщин — в отличие от мусульманок, которых большинство, они не носят хеджабов, то есть ходят с непокрытой головой. Кстати, их с удовольствием берут на работу в отели и в сферу обслуживания, так как, несомненно, европецам комфортно видеть женщину с непокрытой головой в качестве, к примеру, администратора в отеле. К слову, мусульманских женщин практически не встретишь на подобной работе. Некоторые из мусульманок учатся, получают образование, а потом — замуж, домой и ни ногой оттуда. Кстати, поэтому у них меньшая продолжительность жизни. Коптки темноволосы и кареглазы, именно такими я представлял египтянок, ну на крайняк южных итальянок, сильно загоревших;-)

Коптские храмы можно встретить по всему Египту. Из тех мест, что мы посетили, самые большие соборы -в Хургаде и Асуане. Копты и мусульмане живут очень мирно, уважая традиции друг друга, но друг с другом, действительно, стараются не смешиваться. Разность культур имеет место быть, поэтому соседство соседством, а живут каждые своей жизнью. Конечно, количество коптских храмов не сравнить с мечетями, но прихожане-христиане, я думаю, не обделены.

На фото: коптский собор в Асуане;-) Это не минареты, а аналог колоколен;-)

КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КО́ПТСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ — одна из древних восточных христианских церквей, не принявших постановления IV Вселенского собора.

Ис­то­рия.

Коптская церковь ве­дёт свою ис­то­рию от ап. Мар­ка, ко­то­рый, со­глас­но Свя­щен­но­му Пре­да­нию, соз­дал хри­сти­ан­скую об­щи­ну в Егип­те около 48 года. К середине V века хри­сти­ан­ст­во ис­по­ве­до­ва­ло по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во на­се­ле­ния Егип­та. В конце 440-х годов алек­сан­д­рий­ский пат­ри­арх Дио­скор (444-451 годы) вы­сту­пил на сто­ро­не ар­хи­ман­д­ри­та од­но­го из кон­стан­ти­но­поль­ских мо­на­сты­рей Ев­ти­хия, учив­ше­го о еди­ной Бо­же­ст­вен­ной при­ро­де Хри­ста (см. Мо­но­фи­зит­ст­во). Вы­сту­п­ле­ние Ди­о­ско­ра при­ве­ло к рас­ко­лу в Алек­сан­д­рий­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Уче­ние, под­дер­жи­вае­мое Дио­ско­ром, взя­ло верх на со­бо­ре в Эфе­се (449 год), но бы­ло осу­ж­де­но IV Все­лен­ским со­бо­ром в Хал­ки­до­не (451 год), вы­ра­бо­тав­шим пра­во­слав­ное уче­ние о со­еди­не­нии двух при­род (Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской) во Хри­сте. Дио­скор был низ­ло­жен и от­прав­лен в ссыл­ку, на его ме­сто им­пе­ра­тор на­зна­чил но­во­го пат­ри­ар­ха, не при­знан­но­го боль­шин­ст­вом егип. ми­рян и ду­хо­вен­ст­ва.

На­чи­ная с 451 года не­хал­ки­дон­ская док­три­на бы­ла вос­при­ня­та боль­шин­ст­вом егип­тян. В VI веке у не­хал­ки­до­ни­тов воз­ник­ла от­дель­ная ие­рар­хия, с это­го вре­ме­ни мо­ж­но го­во­рить об их са­мо­сто­ят. Церк­ви. «Не­хал­ки­дон­ское» ду­хо­вен­ст­во Егип­та ак­ти­ви­зи­ро­ва­ло про­по­вед­ни­че­скую дея­тель­ность в Эфио­пии, Ну­бии и не­ко­торых др. рай­онах Аф­ри­ки. В 520-530-х годы египетская Цер­ковь пре­тер­пе­ла ряд рас­ко­лов. Кри­зис усу­гу­бил­ся го­не­ния­ми, уже­сто­чив­ши­ми­ся при имп. Юс­ти­ниа­не I (527-565 годы).

Но­вый ви­ток пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны ви­зантийских вла­стей при­шёл­ся на 620-630-е годы. По­сле за­вое­ва­ния Егип­та ара­ба­ми в 641 году египетские хри­стиа­не вос­поль­зо­ва­лись сло­жив­шей­ся си­туа­ци­ей, что­бы по­рвать вся­кие кон­так­ты с Ви­зан­ти­ей. Клир вер­нул­ся в хра­мы, хри­стиа­не-ан­ти­хал­ки­до­ни­ты за­ня­ли боль­шин­ст­во долж­но­стей в ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. В то же вре­мя ут­ра­та не­об­хо­ди­мо­сти вес­ти по­ле­ми­ку с ви­зантийскойй Цер­ко­вью обу­сло­ви­ла упа­док египетской бо­го­слов­ской литературы. В пер­вые ве­ка арабские вла­ды­че­ст­ва за ав­то­хтон­ны­ми егип­тя­на­ми за­кре­пи­лось на­име­но­ва­ние коп­ты, а за египетской Цер­ко­вью ан­ти­хал­ки­до­ни­тов — Копт­ская цер­ковь.

Коптская церковь, ос­но­вы­ва­ясь на фор­му­ле «еди­ная при­ро­да Бо­га Сло­ва во­пло­щён­ная» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρϰωμένη), при­зна­ёт един­ст­во Хри­ста (μία φύσις ), об­ра­зо­ван­ное не­раз­рыв­ным слия­ни­ем Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской сущ­но­стей «без сме­ше­ния и без из­ме­не­ния». Т. о., с точ­ки зре­ния стро­гой хри­сто­ло­ги­че­ской тер­ми­но­ло­гии Коптской церкви яв­ля­ет­ся миа­фи­зит­ской, хо­тя в ев­роп. цер­ков­ной и ис­то­рические тра­ди­ции XIX века час­то име­но­ва­лась мо­но­фи­зит­ской. Са­ма Коптская церковь при­зна­ёт мо­но­фи­зит­ст­во ере­сью, об­ви­няя ви­зантийскую Цер­ковь в на­ме­рен­ном ис­ка­же­нии смыс­ла её уче­ния.

С начала VIII века за­вое­ва­те­ли на­ча­ли про­во­дить по­ли­ти­ку ара­би­за­ции стра­ны, вы­тес­не­ния копт­ско­го языка, а так­же чи­нов­ни­ков-хри­сти­ан из ор­га­нов управ­ле­ния. Вве­де­ние со­ци­аль­ных и бы­то­вых ог­ра­ни­че­ний, не­об­хо­ди­мость вы­пла­чи­вать по­душ­ную по­дать под­тал­ки­ва­ли коп­тов к об­ра­ще­нию в ис­лам. В IX веке хри­стиа­не ста­ли мень­шин­ст­вом на­се­ле­ния Егип­та. Тем не ме­нее в VIII-XII веках му­сульманские вла­сти от­ли­ча­лись вы­со­ким уров­нем ве­ро­тер­пи­мо­сти, за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да прав­ле­ния фа­ти­мид­ско­го ха­ли­фа аль-Ха­ки­ма (996-1021 годы), под­верг­нув­ше­го копт­скую об­щи­ну ре­лиг. пре­сле­до­ва­ни­ям. Пат­ри­арх Хри­сто­дул (1047-1077 годы) пе­ре­вёл ре­зиден­цию пред­стоя­те­лей Коптской церкви из Алек­сан­д­рии в сто­лич­ный Ка­ир, тем са­мым при­бли­зив управ­ле­ние Церк­ви к египетским вла­стям и од­но­вре­мен­но сим­во­ли­че­ски под­черк­нув изо­ля­цию Коптской церкви от пра­во­слав­ных церк­вей.

XII-XIII века — ко­рот­кий пе­ри­од воз­ро­ж­де­ния копт­ской тео­ло­гии, апо­ло­ге­ти­ки, цер­ков­но-ис­то­рич. нау­ки и ка­но­нического пра­ва. В пе­ри­од ме­ж­ду 1279 и 1447 годами годамимам­люк­ские пра­ви­те­ли Егип­та про­ве­ли около 8 кам­па­ний по из­гна­нию копт­ских слу­жа­щих с государсвтенных по­стов и уже­сто­че­нию на­ла­гае­мых на хри­сти­ан со­ци­аль­ных и бы­то­вых ог­ра­ни­че­ний. Го­не­ния при­ве­ли к рез­ко­му со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти Коптских церквей, за­кры­тию хра­мов и мо­на­сты­рей, упад­ку цер­ков­ной нау­ки.

В XIV веке пре­ры­ва­ет­ся фик­са­ция хро­ни­ста­ми цер­ков­ной ис­то­рии. По­сте­пен­ное вос­ста­нов­ле­ние по­ли­тич. и эко­но­мич. по­зи­ций копт­ской об­щи­ны, ожив­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни Коптской церкви при­шлись на XVII-XVIII века. На­чи­ная с пат­ри­ар­ха Бут­ру­са VII (1809-1852 годы), копт­ский клир стал воз­вра­щать се­бе ут­ра­чен­ные влия­ние и ав­то­ри­тет в гла­зах егип. вла­стей.

Прав­ле­ния Му­хам­ме­да Али (1805-1849 годы), Саи­да-па­ши (1854-1863 годы) и хе­ди­ва Ис­маи­ла (1863-1879 годы) ста­ли для коп­тов-хри­сти­ан эпо­хой ак­тив­ной ин­те­гра­ции в об­щественно-по­ли­тические ин­сти­ту­ты Егип­та. Важ­ны­ми ве­ха­ми в этом про­цес­се яви­лись отмена в от­но­ше­нии коп­тов-хри­сти­ан по­душ­ной по­да­ти (джи­зьи), рас­про­стра­не­ние на них во­ин­ской обя­зан­но­сти, вхо­ж­де­ние в ка­че­ст­ве де­ле­га­тов в егип. Кон­суль­та­тив­ный со­вет.

Пред­стоя­тель­ст­во пат­ри­ар­ха Ки­рил­лу­са IV (1854-1861 годы), по­лу­чив­ше­го впо­след­ст­вии ти­тул «От­ца копт­ско­го ре­фор­ма­тор­ст­ва», оз­на­ме­но­ва­лось фун­дам. пре­об­ра­зо­ва­ния­ми в сфе­рах об­ра­зо­ва­ния, кни­го­пе­ча­та­ния и бо­го­слу­же­ния. В по­след­ней четверти XIX — четверти тре­ти XX веков обо­ст­ри­лось про­ти­во­стоя­ние пат­ри­ар­ха­та и копт­ской свет­ской вер­хуш­ки, уч­ре­див­шей в 1874 году аль-мадж­лис аль-мил­ли (Со­вет об­щи­ны).

В то же вре­мя в Егип­те ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась про­зе­лит­ская дея­тель­ность западных церк­вей. Во­зоб­но­вив­шие­ся ещё во второй половине XVI века кон­так­ты с Римским пре­сто­лом за­вер­ши­лись рас­ко­лом в Коптской церкви и об­ра­зо­ва­ни­ем в 1895 году уни­ат­ско­го Алек­сан­д­рий­ско­го пат­ри­ар­ха­та. В 1899 году из час­ти па­ст­вы Коптской церкви бы­ла об­разо­ва­на про­тес­тант­ская (пре­сви­те­ри­ан­ская) де­но­ми­на­ция, впо­след­ст­вии по­лу­чив­шая назв. Еван­ге­ли­че­ская цер­ковь Егип­та — Ниль­ский си­нод.

В прав­ле­ние ко­ро­ля Егип­та Фа­ру­ка (1936-1952 годы) на­блю­дал­ся рост ис­ла­ми­ст­ских на­строе­ний, ко­то­рый со­про­во­ж­дал­ся по­сте­пен­ным вы­тес­не­ни­ем коп­тов из об­ще­ственной и по­ли­тической жиз­ни Егип­та. Од­но­вре­мен­но уг­луб­лял­ся кри­зис в Коптской церкви, до­стиг­ший сво­его пи­ка в пе­ри­од, ко­гда пат­ри­ар­шая ка­фед­ра бы­ла ва­кант­на (1942-1944 годы), и во вре­мя пред­стоя­тельств Ма­ка­риу­са III (1944-1945 годы) и Йу­су­фа II (1946-1956 годы), низ­ло­жен­но­го по об­ви­не­нию в си­мо­нии. Сре­ди коп­тов на­ча­лась эмиг­ра­ция в стра­ны Ев­ро­пы и США, где об­ра­зо­ва­лась влия­тель­ная копт­ская диа­спо­ра. Пе­ри­од пред­стоя­тель­ст­ва Ки­рил­лу­са VI (1959-1971 годы) стал эпо­хой подъ­ё­ма Коптской церкви: вос­ста­нов­ле­ние мо­на­сты­рей, воз­ро­ж­де­ние копт­ско­го мо­на­ше­ст­ва.

Ак­тив­ная об­щественная и бла­го­тво­рительная дея­тель­ность Коптской церкви со­про­во­ж­да­лась её во­вле­че­ни­ем в меж­кон­фес­сио­наль­ный диа­лог в стра­не и за ру­бе­жом. Пре­зи­дент Егип­та Г.А. На­сер лич­но за­ло­жил пер­вый ка­мень при по­строй­ке в Каи­ре копт­ско­го со­бо­ра Св. Мар­ка, ку­да в ию­ле 1968 года бы­ла тор­же­ствен­но воз­вра­ще­на из Ита­лии часть мо­щей ап. Мар­ка. Пат­рио­тич. на­строй копт­ско­го ду­хо­вен­ст­ва и об­щи­ны про­явил­ся во вре­мя войн с Из­раи­лем 1956 и 1967 годы, про­во­ди­лись му­суль­ма­но-хри­сти­ан­ские де­мон­ст­ра­ции национальной со­ли­дар­но­сти.

Из­бран­ный в 1971году пат­ри­ар­хом Ше­ну­да III про­дол­жил дея­тель­ность по ук­ре­п­ле­нию Коптской церкви. Его мно­го­численные ви­зи­ты за ру­беж спо­соб­ст­во­ва­ли спло­че­нию копт­ской ди­ас­по­ры. Воз­гла­вив­ше­му еже­ме­сяч­ные со­б­ра­ния аль-мадж­лис аль-мил­ли Ше­ну­де III уда­лось ис­чер­пать про­ти­во­стоя­ние пат­ри­ар­ха­та и свет­ско­го ру­ко­вод­ства копт­ской об­щи­ны, ук­ре­пить по­зи­ции Коптской церкви как сим­во­ла иден­тич­но­сти об­щи­ны. Вме­сте с тем рост ис­ла­ми­ст­ских на­строе­ний в Егип­те в прав­ле­ние пре­зи­ден­та А. Са­да­та спро­во­ци­ро­вал мно­го­числ. столк­но­ве­ния на ре­лиг. поч­ве, со­про­во­ж­дав­шие­ся по­гро­ма­ми церк­вей, убий­ст­ва­ми и на­си­ли­ем.

Про­изо­шёл но­вый ви­ток хри­сти­ан­ской эмиг­ра­ции. В знак про­тес­та про­тив по­пус­ти­тель­ст­ва ис­лам­ско­му экс­тре­миз­му Си­нод Коптской церкви от­ме­нил пас­халь­ные тор­же­ст­ва 1980 году. В от­вет Са­дат об­ви­нил Ше­ну­ду III в раз­жи­га­нии ме­жоб­щин­ной роз­ни и под­ры­ве един­ст­ва египетской на­ции. В 1981 году пре­зи­дент из­дал указ, от­стра­няв­ший пат­ри­ар­ха от обя­зан­но­стей пред­стоя­те­ля К. ц. Бы­ли аре­сто­ва­ны де­сят­ки ду­хов­ных и свет­ских ли­де­ров копт­ской об­щи­ны, пат­ри­арх со­слан в мон. Ан­ба-Бе­шой. При­шед­шее в 1981 году к вла­сти но­вое егип. руко­во­дство пред­при­ня­ло ряд ша­гов по сни­же­нию меж­кон­фес­сио­наль­ной на­пря­жён­но­сти. В 1985 году пре­зидент М.Х. Му­ба­рак раз­ре­шил пат­ри­ар­ху вер­нуть­ся к ис­пол­не­нию сво­их обя­зан­но­стей. По­сле объ­яв­ле­ния в 2003 году Ро­ж­де­ст­ва национальным празд­ни­ком в Егип­те копт­ские ро­ж­де­ст­вен­ские и пас­халь­ные бо­го­слу­же­ния ста­ли ре­гу­ляр­но транс­ли­ро­вать­ся по государственному те­ле­ка­на­лу.

Со­вре­мен­ное по­ло­же­ние.

Ка­но­ни­че­ская тер­ри­то­рия Коптской церкви, по­ми­мо Егип­та, ох­ва­ты­ва­ет Ли­вию и Су­дан. Коптская церковь вклю­ча­ет 11 ми­тро­по­лий, 54 епи­скоп­ст­ва в Егип­те и за его пре­де­ла­ми (в Ев­ро­пе, Ав­ст­ра­лии, Северной и Южной Аме­ри­ке на­хо­дят­ся 12 епар­хий Коптской церкви), 9 ви­ка­ри­атств. Име­ют­ся так­же 5 пат­ри­ар­ших эк­зар­хов, 11 епи­ско­пов-на­стоя­те­лей пат­ри­ар­ших мо­на­сты­рей, 7 ти­ту­ляр­ных епи­ско­пов, хо­ре­пи­скоп, пат­ри­ар­ший ви­ка­рий. Все­го в Коптской церкви на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 2 тыс. при­хо­дов; к началу XXI века бы­ло 22 муж­ских мо­на­сты­ря (18 в Егип­те и 4 в Па­ле­сти­не) и 7 жен­ских.

Коптская церковь яв­ля­ет­ся цер­ко­вью-ма­те­рью для ав­то­ке­фаль­ных Эфи­оп­ской церк­ви (с 1959 года) и Эрит­рей­ской церк­ви (с 1998 года). В 1994 году Копт­ский пат­ри­ар­хат при­нял под свою юрис­дик­цию в ка­че­ст­ве отдельной ми­тро­по­лии Британскую пра­во­слав­ную цер­ковь, ве­ду­щую своё апо­столь­ское пре­ем­ст­во от си­рий­ской не­хал­ки­дон­ской Церк­ви.

Пред­стоя­те­лем Коптской церкви яв­ля­ет­ся пат­ри­арх, его ти­тул — Алек­сан­д­рий­ский па­па и пат­ри­арх всея Аф­ри­ки на Свя­щен­ном апо­столь­ском пре­сто­ле Св. Мар­ка, пер­во­свя­щен­ник Егип­та, Пен­та­по­ли­са, Ли­вии, Ну­бии, Су­да­на, Эфио­пии, Эрит­реи и всея Аф­ри­ки. Пат­ри­арх из­би­ра­ет­ся по­жиз­нен­но из чис­ла мо­на­хов и не дол­жен быть мо­ло­же 50 лет. По­ме­ст­ный со­бор из ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян (в со­бо­ре 1971 года впер­вые уча­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Эфи­оп­ской церк­ви) вы­дви­га­ет наи­бо­лее дос­той­ные кан­ди­да­ту­ры, вы­бор из 3 пре­тен­ден­тов про­из­во­дит­ся по­сред­ст­вом жре­бия. Выс­ший ор­ган управ­ле­ния Коптской церкви — Свя­щен­ный Си­нод из 101 чле­на (на 2008 годц), со­би­раю­щий­ся еже­год­но в ка­нун Пя­ти­де­сят­ни­цы. В Си­нод вхо­дят пат­ри­арх, епи­ско­пы, на­стоя­те­ли круп­ней­ших мо­на­сты­рей и чле­ны Ду­хов­но­го со­ве­та при пат­ри­ар­хе.

Бо­го­слу­же­ние ве­дёт­ся на арабском и копт­ском язы­ках. Слу­жат­ся ли­тур­гии свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва и Ки­рил­ла Алек­сан­д­рий­ско­го. Ка­но­нич. пра­во ос­но­ва­но на но­мо­ка­но­не Ибн аль-Ас­са­ля (XIII век). Семь та­инств дог­ма­ти­че­ски и ли­тур­ги­че­ски сход­ны с пра­во­слав­ны­ми. Цер­ков­ные празд­ни­ки от­ме­ча­ют­ся по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю. Со­хра­нив­шее­ся у коп­тов муж­ское об­ре­за­ние вос­при­ня­то из се­мит­ской тра­ди­ции и по­лу­чи­ло ре­лиг. кон­но­та­цию лишь в XI веке . При вхо­де в храм по­ло­же­но сни­мать обувь. Жерт­вен­ни­ка в ал­та­ре нет, ико­ны и фре­ски в хра­мах не­мно­го­чис­лен­ны. Мо­лить­ся при­ня­то семь раз в су­тки, об­ра­тясь на вос­ток, обя­за­тель­но в го­лов­ных убо­рах, муж­чи­ны от­дель­но от жен­щин. С 1981 года жен­щи­ны воз­во­дят­ся в чин диа­ко­нис без ру­ко­по­ло­же­ния и пра­ва при­слу­жи­вать на ли­тур­гии.

Ду­хов­ные се­ми­на­рии на­хо­дят­ся в Каи­ре (основана в 1893 году) и Алек­сан­д­рии (ос­но­ва­на в 1972 году). Пе­чат­ный ор­ган Коптской церкви — журнал «Аль-Ке­ра­за», боль­шим влия­ни­ем поль­зу­ет­ся копт­ский еже­не­дель­ник «Ва­та­ни».

Коптская церковь на­хо­дит­ся в ев­ха­ри­стическом об­ще­нии с др. не­хал­ки­дон­ски­ми церк­ва­ми. С 1948 года яв­ля­ет­ся чле­ном Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей. С 2001 года Коптская церковь и Алек­сан­д­рий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь (Алек­сан­д­рий­ский гре­ко­пра­во­слав­ный пат­ри­ар­хат) вза­им­но при­зна­ют та­ин­ст­ва кре­ще­ния и бра­ка.

Коптский патриарх: мы начинаем с чистого листа

— То есть период нестабильности, начавшийся после египетской революции, когда многие христиане Египта почувствовали себя лишними на этой земле, можно сказать, уже позади? И нет ли новых угроз?

— Надеемся, что так. Мы уповаем на будущее. Сейчас мы, можно сказать, начинаем с белого листа.

— Египетская революция для коптов и других христиан страны в целом стала трагедией или, наоборот, в итоге привела к позитивным изменениям?

— Революция в Египте началась в январе 2011 года (массовые народные волнения, приведшие к отставке многолетнего президента страны Хосни Мубарака — ред.) и закончилась в июне 2013-го (массовые народные волнения, итогом которых стало вмешательство армии и арест президента-исламиста Мухаммеда Мурси —ред.). Между этими двумя событиями страна переживала нестабильный период, в течение которого нам выпало множество трудностей. Дошло до того, что было совершено нападение на кафедральный собор в Каире, это случилось 17 апреля 2013 года. А 14 августа этого же года поджогам и разрушениям подверглись сразу 100 церквей. Нападения происходили в основном в городах Верхнего Египта.

Начиная с июньской революции отношения между всеми слоями египетского общества начали улучшаться. Сейчас у церкви прекрасные контакты с президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси, с премьер-министром, министрами, с Аль-Азхаром. Отношения, в общем, в Египте развиваются. Мы думаем, что это положительные подвижки для христиан Египта.

— Бытует такое мнение, что копты при всех предыдущих режимах были несколько ущемлены в своих политических правах, что их непропорционально мало в органах власти. Сохранилась ли эта тенденция?

— Приведу пример. В парламент, в его прошлых составах, шанса на избрание не имел ни один копт. Новым же законом предусмотрено, что на будущих выборах в Национальное собрание какое-то количество коптов попадет в парламент по спискам. Так, от предвыборного списка, по которому избираются 45 человек, минимум 9 должны быть копты. Это я считаю прорывом и очень хорошим показателем.

Копты сейчас возглавляют министерство торговли и промышленности, министерство финансов, министерство по делам трущоб. Занимают и ряд других постов, хотя даже и это представительство в органах власти не пропорционально количеству коптов, которые проживают в Египте.

— Являются ли эти достижения следствием вашего участия в политической жизни страны, а конкретно в событиях 30 июня минувшего года, приведших к смене власти в стране?

— Я участвовал в этих политических процессах не как копт, а как египтянин, потому что все граждане этой страны, будь то христиане или мусульмане, вышли на улицы, чтобы принять участие в демонстрациях. Было бы немыслимым мне оставаться сидеть дома одному. Было необходимо выйти и принять участие.

— Какие у вас взаимоотношения с египетскими мусульманами?

У нас прекрасные отношения с мусульманами. Я и его превосходительство шейх аль-Азхара Амед ат-Тайеб недавно вместе участвовали в национальном торжестве, посвященном дню 6 октября (годовщина форсирования египетскими войсками Суэцкого канала — ред.). Нас, христиан и мусульман, объединяет комиссия под названием «Дом семьи». Это официальный орган, имеющий свою роль в обществе. Учреждение занимается образованием, работой со СМИ, межрелигиозными отношениями.

— Конфликты, происходящие в последние годы на Ближнем Востоке, то, что мы сегодня видим в Ираке и Сирии, все чаще носят оттенок межрелигиозного противостояния. Как мир может повлиять на это, остановить или предупредить эти конфликты?

— Всему миру как на Востоке, так и на Западе необходимо объединиться против того, что называют терроризмом. Проблема в том, что некоторые государства используют терроризм как способ давления на другие страны. Если мир объединится против этого явления не только на словах, но и на деле, эти противостояния прекратятся.

— Известно, что за последние несколько лет в связи с тяжелой ситуацией в стране и боязни преследований на религиозной почве Египет покинули тысячи и тысячи коптов. Какова ситуация сейчас?

— Темпы эмиграции снизились. После того как к власти пришел новый президент, Египет стабилизируется, а значит, и темпы эмиграции тоже снижаются. Некоторые уже вернулись обратно.

— Ряд народов, не имеющих своей государственности, например курды, вот уже долгое время движутся к этому. Не было ли подобных идей у коптов? Либо желания создать свою автономию в рамках одной страны?

— Нет, у нас таких мыслей совсем нет. Мы живем духовной жизнью. В то время как наши ступни на земле, наши мысли на небе.

— То есть можно так сказать, что копты полностью интегрировались в египетское общество?

— Если мы живем в Египте, мы являемся одним целым с остальными египтянами, если живем в Канаде, мы часть канадского общества и так далее. В Канаде, например, сейчас 55 коптских церквей, 80 священников, епископ. Копты сегодня присутствуют практически в 80 странах. В некоторых государствах их немного, как в Литве или Эстонии. Там от силы проживают 2-3 семьи. Однако в некоторых других странах уже тысячи семей, как, например, в Америке или Судане, Кении и Южной Африке.

Для любого копта, где бы он ни находился, жизнь и земная деятельность будут уступать мыслям о небе. Это главный смысл — мы ищем свое место на небе.

— Кстати, а нет ли в планах появления коптского храма в России?

— Мы бы хотели, чтобы в России появилась церковь, в которой проводились бы богослужения для проживающих там коптов. Этот вопрос мы намерены обсудить с российской стороной.

— Это и будет главной целью вашего визита в Россию?

— Нет, нет. Визит — это в первую очередь возможность выразить свое уважение и признательность патриарху Кириллу и знакомство с ним. Я в свою очередь приглашу его посетить Египет. Я ценю роль России в ее отношениях с Египтом, а также позицию президента Путина и российского государства по поддержке Египта в период кризиса. В третьих, я хочу посетить Россию, так как она имеет довольно яркую христианскую историю. Ее церкви, духовность… Очень хочу посетить Россию.

— Ваш визит в Москву называют историческим. Ведь фактически активизируется контакт между предстоятелем Коптской церкви и патриархом Московским и всея Руси. Возможно ли сближение между двумя церквями?

— Мы стремимся к этому. Между нашими церквями ведется диалог. Мы пытаемся прийти к единому пониманию, и мы уже очень близки друг к другу.

— Надеетесь на объединение церквей в будущем?

— Мы назовем это — единство в многообразии. У каждой церкви останется своя церковная иерархия, но все мы сможем молиться вместе. Я мечтаю о том дне, когда все мы, православные церкви, соберемся для нашего единства.