Кормухина и Белов

Ольга Кормухина: биография, личная жизнь, семья, дети, творчество, фото

В нашей стране среди музыкантов, тяготеющих к более тяжелой музыке, подавляющее большинство — мужчины. Принято считать, что рок — это их среда. Но есть и несколько женщин, которые дадут фору даже рокерам-мужчинам. В их числе — неподражаемая Ольга Кормухина. С чего начинался ее жизненный путь, как складывалась ее судьба в дальнейшем, что происходит в ее жизни сейчас? О биографии певицы Ольги Кормухиной расскажем в нашей статье.

Детские годы счастливые

Первый крик маленькой Оли Кормухиной прозвучал в стенах городского родильного дома в первый календарный день лета 1960 года. Это знаменательное событие, принесшее счастье в дом ее родителей, людей тоже отчасти творческих, произошло в небольшом городке Горьком (прежнее название Нижнего Новгорода). Музыку в семье любили необыкновенно, хотя до появления маленькой Оли певцов в роду не было.

Ее отца звали Борисом. Он обладал прекрасным тенором, но профессионально музыкой не занимался, а трудился инженером на заводе. Пел дома только для своих. Ему аккомпанировал на пианино Олин брат Андрей, который был младше ее на 10 лет (впоследствии вся страна узнает его как талантливого композитора).

Мама Фаина к музыке прямого отношения не имела. Окончив историко-филологический факультет, она руководила музеем по архитектуре, культуре и быту нижегородского Поволжья. Однако музыка с детства окружала Олю. Поэтому можно сказать, что в биографии Ольги Кормухиной она присутствует отнюдь не случайно.

Подрастая и развиваясь в музыкальной, творческой атмосфере, Оленька с ранних лет знала, кем хочет быть: артисткой, певицей. Несмотря на свой очень юный возраст, девочка хорошо понимала, что нужно упорно трудиться, чтобы тебя заметили, чтобы что-то получилось. Этим она и занималась, разучивая гаммы и ноты. Родители стремились привить дочери любовь к классической музыке. А дочь, согласно собственному бунтарскому характеру, музыку любила роковую, дерзкую.

Юность и непокорность

В 1977 году семнадцатилетняя Ольга окончила среднюю школу в родном Горьком. Встал вопрос о том, куда поступать. Девушка хотела посвятить себя музыке, но мама страстно желала, чтобы дочка пошла по ее стопам и занялась архитектурой. Оля была любящей дочерью и вняла маминым просьбам, поступив в Архитектурную академию имени Чкалова в родном Горьком.

Архитектура Ольге не нравилась. Поступив в академию вопреки собственной воле, она так и не смогла полюбить эту науку. Ее душа тяготела к музыке. Поэтому Оля не выдержала и ушла из архитектурного института. Мама была вне себя, но на сторону дочери встал отец. Ольге дали «зеленый свет». Так начался ее собственный путь поиска себя в качестве рок-музыканта.

Рассматривая биографию Ольги Кормухиной, нельзя не сказать о ее многочисленных удачных выступлениях на различных музыкальных конкурсах. Первый раз Ольга приняла участие во Всесоюзном конкурсе джазовой музыки «Нижегородская весна» в 1980 году. Это было ее дебютное выступление на большой сцене. Оно прошло для нее недаром: Ольга унесла с фестиваля домой честно заслуженный Гран-при в номинации «Лучший сольный вокал».

Работа в ресторанах

После феерической победы на фестивале джаза Ольга стала знаменитой в своем Горьком. Ее приглашали на разные эфиры и кастинги, ей наперебой сыпались предложения о сотрудничестве от местных музыкантов. Но, во-первых, амбициозной девушке всегда хотелось чего-то большего, нежели горьковские подмостки, а во-вторых, она считала, что у хорошего исполнителя должен иметься наработанный базис.

Лихо отсекая все предложения, она отправилась петь в ресторан на вечерних программах. Этот поступок открывает характер Ольги с новой стороны. Многие чураются подобной работы, считая ее ниже собственного достоинства. Ничего такого Ольга не думала, а поскольку в биографии Ольги Кормухиной поступков, подобных этому, немало, можно сделать вывод, что надменность и спесивость ей чужды. В ресторанах Ольга работала три года — накапливала опыт и знания. Вскоре о ней начали говорить не только в родном Горьком, но и в столице.

Москва зовет

Известный советский джазмен и композитор Олег Лундстрем как раз в то время, когда в Нижнем Новгороде рок-певица Ольга Кормухина (биографию ее мы продолжим исследовать далее) набиралась опыта для выступлений, работая в вечерних ресторанных программах, у себя в Москве искал солистку для своего оркестра. Искал — и не находил. А потом он каким-то образом узнал, что в Нижнем Новгороде есть Ольга Кормухина, которая довольно прилично поет. Терять легенде джаза было нечего, поэтому он поехал посмотреть на эту девушку. Услышав ее, он был покорен. Лундстрем сразу предложил будущей звезде перебираться в столицу и работать в его коллективе. Ольга, разумеется, согласилась. Так в личной биографии Ольги Кормухиной наконец появилась Москва.

Первые годы в столице

Перебравшись в Москву ближе к середине восьмидесятых годов, Ольга Кормухина стала работать в лундстремовском оркестре, известном на всю страну. Параллельно с этим она осуществила свое давнее желание относительно учебы в музыкальном вузе — поступила в Институт Гнесиных на эстрадное отделение. Несмотря на то что у Олега Лундстрема уже имелось весомое в музыкальной среде имя, а в его оркестре работать было действительно престижно (тем более, если ты приехал из провинциального города), Ольга надолго не задержалась в коллективе маэстро. Он стал для нее своего рода стартовой площадкой, трамплином, оттолкнувшись от которого, она отправилась дальше.

После Лундстрема Кормухина некоторое время трудилась у композитора и дирижера Анатолия Кролла, однако в скором времени покинула и его. Она стремительно осваивалась в столице и приобретала понимание, в какую сторону ей двигаться, чего она от жизни хочет. Пока не закончилось обучение в институте (вне зависимости от места основной работы), Ольга выступала еще и со студенческой «бандой» рок-джаз музыкантов.

Первые шаги

Личная биография Ольги Кормухиной богата на всевозможные конкурсы и выступления на фестивалях. Так, будучи на третьем курсе, Кормухина поехала в Юрмалу представлять родной институт на конкурсе молодых исполнителей. Было это в восемьдесят шестом году минувшего столетия. Фестиваль не прошел для артистки зря — она увезла оттуда специальный приз жюри, а также знакомство с Маргаритой Пушкиной — поэтессой, поэтом-песенником, журналисткой, с которой впоследствии записала большое количество песен (Пушкина выступала автором текстов).

В течение трех последующих лет (вплоть до 1989 года) Ольга Кормухина работала сразу с несколькими рок-коллективами — «Рок-ателье», «Красная пантера», «Черный кофе». Некоторые тексты к песням этих групп писала Маргарита Пушкина, ставшая доброй подругой Ольги. Эта дружба продолжается и по сию пору. Потом наступил 1989 год. Вместе с ним пришло осознание того, что хватит петь в группах. Ольга начала свою сольную карьеру.

Сольное творчество

Отправившись в самостоятельное «плавание», Ольга немного поменяла стиль своего исполнения. Теперь она пела менее жесткие песни, более подходящие к популярной в те годы музыке. Она не переставала ездить на разнообразные конкурсы и фестивали. Например, в 1989 году участвовала в фестивале в Польше, в 1990-м — выступала на одном из многочисленных телевизионных конкурсов. Эти конкурсы приносили певице все новые награды и победы.

Первое время в начале девяностых Ольга Кормухина активно гастролировала. Принимали ее везде тепло. Сопровождал рокершу в этих поездках созданный ею ансамбль под названием «Гелла». В него входило четверо мужчин-музыкантов. В 1992 году вышел ее первый альбом, также радушно встреченный аудиторией — она стала лучшей певицей года в одной из музыкальных премий, а также сыграла в кино. Казалось бы, чего еще желать? Фортуна явно повернулась к Ольге лицом! Карьера шла в гору, наград было много, поклонников — еще больше.

Спад деятельности

Однако человек не может все время быть на подъеме. Так произошло и с Кормухиной. Девяносто третий год принес ей разочарование в том, что прежде приносило лишь счастье. Интерес к музыке стал угасать, артистка резко сократила количество съемок и выступлений. Она с головой окунулась в новое для себя ощущение — в депрессию. Возможно, свою роль здесь сыграл и тот факт, что страница личной жизни в биографии Ольги Кормухиной все еще не была заполнена. Другая причина — Ольга просто устала, перегорела. Так или иначе, у нее началась затяжная депрессия, выбраться из которой она смогла далеко не сразу.

А преодолела она свои проблемы с помощью религии и любви. В поисках ответов на возникшие у нее вопросы, в поисках самой себя она обратилась к Богу, а потом уехала на остров Залита в Дивеево на Псковское озеро (это место известно благодаря жизни святого старца Николая Гурьянова, который жил здесь более пятидесяти лет и предрек многие действительно произошедшие впоследствии события). На Залиту приезжают за тишиной, божьим благословением, ясностью. Так произошло и с Ольгой. Все это она обрела в данном месте. Именно на Залите Ольга Кормухина познакомилась со своим будущим мужем — рок-музыкантом, лидером группы «Парк Горького» Алексеем Беловым.

Алексей Белов, муж Ольги Кормухиной: биография

Прежде чем продолжать разговор об Ольге, скажем пару слов и об Алексее, которого артистка выбрала себе в мужья.

Алексей на два года старше Ольги. Он родился в Москве, музыкой стал интересоваться с детства. Учился в музыкальной школе, занимался на баяне, на скрипке, затем учился игре на гитаре, но уже самостоятельно. С четырнадцати лет он начал играть в самых разных коллективах. А выступать на сцене в качестве гитариста Алексей начал в семидесятых годах, немного раньше, чем его жена. Поначалу играл в разных группах, но в 1987 году стал основателем известной и любимой многими группы «Парк Горького».

В 1993 году судьбоносный случай привел Алексея в Дивеево на остров Залита. Там он познакомился со святым отцом Николаем и со своей будущей женой Ольгой Кормухиной. Так биографии Алексея Белова и Ольги Кормухиной объединились. Теперь эти двое шли по жизни вместе.

Ольга Кормухина в настоящее время

После судьбоносного визита на остров Залита и встречи со своей второй половинкой (подробнее о личной жизни, мужьях, детях в биографии Ольги Кормухиной расскажем немного позже) Ольга на несколько лет ушла в тень. А вернулась совершенно обновленной, готовой к новому этапу в творчестве.

Триумфальное возвращение произошло в начале нового тысячелетия. Связано оно с дорогим мужем. Именно Алексей сейчас является одним из основных авторов, чьи песни исполняет Ольга. Однако вначале грандиозных выступлений Кормухина не давала. Точнее, она не выступала на сцене, а записывала песни в студии, но на «подмостках» не появлялась еще несколько лет. Увидеть Ольгу после продолжительного перерыва на сцене удалось тем, кто смотрел отчетные концерты «Фабрики звезд-6» на Первом канале. Именно тогда Ольга Кормухина показалась на эстраде вновь. Она пришла на концерт поддержать Диму Колдуна (одного из участников проекта) и спела с ним дуэтом свою новую песню «Я падаю в небо». После этого концерта Ольга записала данный сингл и стала плотно работать над одноименным фильмом.

Она открыла в себе страсть к режиссуре: сама сняла три фильма. Далее она поступила во ВГИК на режиссерский факультет. Однако поклонники ждали диск певицы. Пластинка под названием «Падаю в небо» вышла в свет через шесть лет с момента презентации одноименной песни на «Фабрике звезд». Появление этого альбома означало окончательное возвращение Ольги Кормухиной в большую музыку.

С того же 2012 года Ольга Кормухина является постоянным и ежегодным участником рок-фестиваля «Нашествие», концерта в честь дня любви, семьи и верности, а также фестиваля добрых дел, организатором которого она сама и является. Последние три года Ольга Борисовна солирует в Московской областной филармонии, а вот уже два года она является почетным обладателем престижного звания заслуженной артистки нашей страны.

Последний (на настоящий момент) альбом артистки вышел в 2016 году. Его название — «Соль».

Личная жизнь в биографии Ольги Кормухиной

Дети, внуки, мужья, жены, любовники и любовницы — это зачастую интересует людей гораздо больше творчества того или иного артиста. Однако, по меркам многих, у Ольги Кормухиной в этом отношении все довольно скромно — сейчас она любящая жена и мать, счастливая в браке вот уже почти двадцать лет. Однако нельзя сказать, что насыщенной и разнообразной никогда не была ее личная жизнь. В биографии Ольги Кормухиной мужей было трое. Первые два брака случились в молодости, но они ни к чему хорошему не привели. Третий брак с Алексеем (как говорят сами супруги) был им предопределен небесами. Именно таким Ольга и представляла своего будущего избранника.

Дети в биографии Ольги Кормухиной — больная тема. У них с Алексеем есть дочка Анатолия, в этом году отметившая свое совершеннолетие. Однако всю жизнь Ольга хотела иметь больше детей. Поэтому она сконцентрирована на том, чтобы помогать разным ребятишкам, нуждающимся в этом. Также она поддерживает младшего брата, который является отцом восьмерых детей.

Мы познакомили вас с биографией Ольги Кормухиной, искреннего человека и талантливого рок-музыканта.

Ольга Кормухина, дети

Дети Ольги Кормухиной были давней мечтой этой известной российской рок-певицы. Однако ее образ жизни отдалил появление на свет дочки на долгие годы. Стать матерью Ольге посчастливилось только в сорок лет, когда она уже совсем отчаялась родить ребенка. Два ее предыдущих брака нельзя было назвать удачными, зато третий муж Ольги Кормухиной солист группы «Парк Горького» Алексей Белов восполнил все, чего она не получила ранее. Они встретились, когда уже были зрелыми состоявшимися людьми, а в их биографиях было много общего, даже специальность, полученная ими после школы, была одна и та же – архитектор. Они встретились после того, как Алексей вернулся из Америки, в которой долгое время работал в составе своей группы.

На фото — певица с мужем

К моменту их встречи Ольга пережила многое, не избежав главных пороков многих творческих людей – алкоголя и загульного образа жизни. Будущий муж певицы после возвращения из США жил один, но уже задумывался о том, чтобы создать семью и обзавестись детьми. Вместе с мужем они начали все с чистого листа – вместе с ним Ольга обратилась к вере. С помощью своего духовного наставника протоиерея Николая, Кормухина смогла справиться со своими пороками, он же предсказал певице, что ей еще суждено стать матерью и скоро должны появиться на свет дети Ольги Кормухиной. Так и случилось – через какое-то время на свет появилась дочка певицы Анатолия.

На фото — Ольга Кормухина с дочкой и мужем

С рождением дочки Ольга Кормухина поняла, что в сорок лет жизнь только начинается. Она, наконец, почувствовала себя счастливой женщиноq, любимой женой и мамой. Кормухиной очень хорошо рядом со своим мужем, который относится к ней очень трепетно и заботливо. Певица признается, что таких чувств, какие испытывает она сейчас, ей не пришлось пережить даже в молодости. Их дочке совсем недавно исполнилось четырнадцать лет, а все ее детство прошло на острове Залита в Псковской области, где Ольга с мужем приобрели дом, чтобы быть ближе к отцу Николаю, ставшему духовным наставником не только для певицы, но и для всех членов ее семьи. И хотя сейчас они, в основном, живут в Москве, при любой возможности стараются приехать на остров, чтобы зарядиться необыкновенной духовной энергией, царящей в тех местах.

Сейчас дочь Ольги Кормухиной учится в православной гимназии, но отгораживать ее от окружающего мира родители не стремятся, правда, некоторые ограничения, все-таки, накладывают. Например, не разрешают пользоваться Анатолии интернетом, полагая, что ничего хорошего ребенку он дать не может.
Возможно, вас также заинтересует: Кристин Дэвис, дет и Кристина Агилера, дети

Ольга Кормухина — биография, информация, личная жизнь

Ольга Борисовна Кормухина. Родилась 1 июня 1960 года в Горьком (ныне Нижний Новгород). Российская певица, автор песен, актриса, режиссер. Заслуженная артистка России (2016).

Ольга Кормухина родилась 1 июня 1960 года в Горьком (ныне Нижний Новгород).

Отец — Борис Александрович Кормухин, инженер, хорошо пел.

Мать — Фаина Анфимовна Кормухина, директор музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья «Щёлоковский хутор».

Брат — Андрей Борисович Кормухин, композитор, бизнесмен, многодетный отец, получил известность как один из лидеров движения «Сорок сороков».

В 1977 году окончила школу № 48 в Горьком.

Далее поступила в ГИСИ им. Чкалова на архитектурный факультет.

В 1980 году дебютировала как певица на Всесоюзном джаз-рок фестивале «Нижегородская весна» и завоевала Гран-при в номинации «Лучший сольный вокал».

Пела в ресторане «Нижегородский», где ее заметил руководитель известного джаз-оркестра Олег Лундстрем. В 1983 году по приглашению Олега Лундстрема переезжает в Москву и поступает в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на эстрадное отделение к педагогу Т. Н. Маркович. Во время учёбы работала с оркестром Олега Лундстрема, затем Анатолия Кролла. Также выступала в джаз-рок коллективе студентов института им. Гнесиных.

В 1986 году принимала участие в фестивале молодых исполнителей «Юрмала-86» с песней «Высота» и завоевала специальный диплом фестиваля.

В 1987 году стала участницей группы «Рок-ателье» Криса Кельми.

Ольга Кормухина и Крис Кельми

В 1988 году была организована группа «Красная пантера», куда вошли: Ольга Кормухина (вокал), Вадим Усланов (бас-гитара) из «Рок-ателье», барабанщик Олег Ховрин и гитарист Игорь Андреев из группы «Чёрный кофе», Константин Веретенников (гитара), Валерий Казаков (клавишные), художественный руководитель группы Ованес Мелик-Пашаев.

В октябре 1988 года на Международном фестивале «Ветер перемен» в Днепропетровске группа «Красная пантера» и Ольга Кормухина завоевали Гран-при, а затем на рок-фестивале «Интершанс», проходившем в Лужниках, группа сыграла свою большую сольную программу.

С 1989 года начала сольную карьеру. Ольга Кормухина принимала участие в «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой, а затем и работала в ее театре.

Ольга Кормухина в молодости (1989 год)

Принимала участие в 1988 году на Международном фестивале «Ветер перемен» в Днепропетровске, на рок-фестивале «Интершанс» в Москве. В 1989 году — на фестивале в Сопоте, в 1990 году — в телевизионном конкурсе «50/50». В 1992 году певица становится лауреатом национальной премии «Овация» в номинации Лучшая рок-певица.

Также Ольга принимала участие в телепрограммах «Песня 1991», «Пять+», «Программа А», «Песня 1993», «хит-парад Останкино», и многих других.

Ольга Кормухина — Усталое такси

В 1991 году Кормухина организовала коллектив «Гелла», в состав которого вошли: Сергей Алмазов (гитара), Евгений Палистратов (бас), Александр Ефимов (клавишные), Сергей Черняков и Андрей Потонин (ударные).

В 1991 году дебютировала в качестве актрисы в фильме Ю. Сабитова «Шаг вправо… шаг влево…», где исполнила роль певицы, оказавшейся в заложниках на зоне.

В том же 1991-м вышел ее первый магнитоальбом «За гранью слов».

В 1992 году Кормухина стала лауреатом национальной музыкальной премии «Овация» в номинации «Лучшая рок-певица» по итогам 1991 года.

С начала 2000-х начала сотрудничать Алексеем Беловым, который стал ее мужем. Они записали песни «Я падаю в небо» (на песню был снят клип), «Сердце — не отель», «Ждать», «Я больше не боюсь», музыку к кинофильмам «Красный змей» (реж. С. Воробьев и Дж. Тананеску), «Зеркальные войны. Отражение I» (реж. В. Чигинский).

В 2007 году Ольга Кормухина поступила на режиссёрский факультет ВГИКа им. С.А. Герасимова. В 2008 году сняла свою первую режиссёрскую курсовую работу «И светит, и греет», где снялась в одной из главных ролей вместе с Евдокией Германовой.

В 2009 году певица снимает дипломную работу «Колокол», главные роли в которой исполнили Лариса Гузеева и Иван Охлобыстин.

В 2010-м Ольга Кормухина и Алексей Белов поддерживали олимпийскую сборную России на играх в Ванкувере. Певица подготовила специальную сольную программу, состоящую из мировых хитов: «We Will Rock You» (Queen), «Try to Find Me» (группы «Парк Горького») и др.

22 марта 2011 года состоялась официальная премьера режиссёрской работы Кормухиной — нового видео на композицию «Ждать». Певица выступила в качестве автора сценария и режиссёра клипа, который является первой частью трилогии «Мужчина и Женщина».

В феврале 2012 года вышел альбом Кормухиной «Падаю в небо», в который вошло 18 композиций, написанных Алексеем Беловым, Евгением Кобылянским, Сергеем Саватеевым, Григорием Безуглым, Маргаритой Пушкиной и Виктором Цоем. 26 апреля состоялся сольный концерт-презентация Кормухиной с программой «Падаю в небо» во МХАТе им. М. Горького.

В 2012 году Ольга Кормухина принимала участие в «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой с песней «Путь».

В 2013 году Кормухина стала победителем телевизионного музыкального шоу «Две звезды» на Первом канале. Вместе с Глебом Матвейчуком она спела несколько хитов, в т.ч. «Памяти Карузо» и песню Виктора Цоя «Кукушка».

Ольга Кормухина — Кукушка

23 февраля 2014 года Кормухина и музыканты группы «Парк Горького» во главе с Алексеем Беловым приняли участие в церемонии закрытия XXII Олимпийских игр в Сочи и исполнили англо-русскую версию песни «Moscow Calling», специально подготовленную для данного мероприятия.

5 июня 2014 года в Московском международном доме музыки Кормухина представила программу «The BEST» с симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония».

В конце 2014-го в дуэте с Наргиз Закировой представила песню Love Hurts. В том же 2014 году получила премию «Русский топ» как лучшая сольная исполнительница 2014 года (по результатам интернет-голосования).

С 2012 года является ежегодным участником фестиваля «Нашествие» начиная с 2012 года, а также ежегодным участником концерта «День Семьи, Любви и Верности», который проходит под патронажем С. В. Медведевой в Муроме. Также является организатором фестиваля Добрых Дел «Остров.ру», который ежегодно с 2012 года проходит в Наро-Фоминском районе Московской области.

С 2015 года — солистка Московской областной филармонии.

В 2015-м представила новую сольную программу «Территория любви». На проекте «ДОстояние РЕспублики» на Первом канале спела композицию «Молитва» на музыку и стихи Анатолия Доровских.

На XXV Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске 2016» Ольге Кормухиной вручен специальный диплом Постоянного комитета Союзного государства «За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России».

В 2016 году Ольге Кормухиной присвоено почетное звание Заслуженный Артист Российской Федерации.

18 ноября 2016 года вышел альбом Ольги Кормухиной «Соль», в который вошло 11 композиций, 3 из которых в дуэте с Алексеем Беловым. Также в ноябре 2016-го презентовала программу «Индиго», премьера которой прошла в Крокус Сити Холле.

«Я очень берегу свою публику. Она у меня эксклюзивная, которая не только слушает, но и слышит музыку, понимает ее и любит. И мы стараемся не размениваться ни на какие форматы, идем своим путем… Главное, чтобы был качественный слушатель. Именно такие двигают все здоровое, прогрессивное и полезное. Так что я эту публику готова и хочу «окормлять» — я ведь Кормухина! И буду этим заниматься, сколько сил даст Господь», — говорила певица.

Общественно-политическая позиция Ольги Кормухиной

В 2014 году поддержала политику Владимира Путина по Украине и Крыму. Резко критически высказывалась о коллегах, которые поддерживали госпереворот на евромайдане.

Она говорила: «Наше общество сейчас не раскололось, а проявилось. Сразу стало видно, кто болеет совестью, а кто этой совести не имеет вовсе. Я понимаю, что вы имеете в виду высказывания по событиям в Крыму и на Украине в целом Макаревича, Шевчука, других известных в нашем мире людей. Бог всех рассудит. Пиар на костях еще никому не приносил славы и уважения. Впрочем, судя по отзывам, прежние поклонники этих музыкантов глубоко разочаровались в своих кумирах. Мне обидно за Юру Шевчука, не понимаю, почему он занял такую позицию. А вот Андрею Макаревичу я еще в 91-м году сказала в глаза: «Ты своими песнями обманул целое поколение, которое поверило в тебя». Собственные страдания творческой личности — это личное дело артиста, но он должен осознавать ответственность за людей, которых ведет за собой. И потом, все, что имеет Макаревич в этой жизни, ему дала Россия, и его нынешние суждения можно расценивать лишь как неблагодарность по отношению к своей Родине».

Ольга Кормухина в программе «Наедине со всеми»

Рост Ольги Кормухиной: 163 сантиметра.

Личная жизнь Ольги Кормухиной:

Замужем. Супруг — Алексей Белов, гитарист рок-группы «Парк Горького». Познакомились на острове Залит, в глухой деревне при Свято-Даниловском монастыре. 25 апреля 1999 года поженились.

2 мая 2000 года у пары родилась дочь Анатолия.

Имя дочери Ольга дала по совету своего духовного наставника отца Николая. Она поясняла: «Когда мы с Алексеем уже ждали ребенка, пришли к старцу. Он сказал: если родится мальчик, назовите Анатолием, если девочка — Анатолией. Когда малышка родилась, мы пошли в церковь ее крестить, и тогда выяснилось, что в этот день совершается память святого мученика Анатолия. Представляете? Я уверена, что это не просто совпадение».

Ольга Кормухина и муж Алексей Белов

Ольга Кормухина с мужем и дочерью Анатолией

Фильмография Ольги Кормухиной:

Озвучивание Ольги Кормухиной:

1991 — «Звезда шерифа»
1998 — «Привет от Чарли-трубача»
2000 — «Игра в любовь»
2002 — «Красный змей»
2005 — «Зеркальные войны. Отражение первое»
2008 — «И светит и греет»
2008 — «Туман»
2013 — «Чудо»

Режиссёрские работы Ольги Кормухиной:

2008 — «И светит, и греет»
2011 — трилогия «Мужчина и Женщина»
2014 — «Колокол»

Дискография Ольги Кормухиной:

Видеоклипы Ольги Кормухиной:

1986 — «Верю»
1988 — «Время пришло»
1989 — «Всё дело в удаче»
1989 — «Усталое такси»
1990 — «Корабль»
1991 — «Жёлтая дорога»
1991 — «Ангел»
1991 — «Плывущее кафе»
1991 — «Мой первый день»
1992 — «Слушай рок!»
1997 — «Право на любовь»
1999 — «Взгляни на эту землю с высоты»
2005 — «Я падаю в небо»
2010 — «Дорога к счастью»
2010 — «Путь»
2011 — «Ждать»
2013 — «Шарманщик»
2016 — «Говори не молчи»
2017 — «Без тебя»

Остров Ольги Кормухиной

На рубеже 1980-х и 1990-х Ольгу Кормухину — лауреата фестиваля «Юрмала-86», обладательницу национальной премии «Овация» и звания «Лучший голос России», называли русской Тиной Тернер. Ее песни становились хитами и звучали в эфире центрального телевидения и радио, гастроли с успехом проходили по всему Союзу. Казалось бы, все, о чем может мечтать человек, посвятивший свою жизнь музыке и сцене, достигнуто. Но неожиданно для всех на самом пике славы Ольга на несколько лет исчезает с телеэкранов и крайне редко появляется на сцене…

Фото Марины Захаровой.

Почему Мусоргский — это рок?

— Ольга, Вы покинули большую эстраду в начале 1990-х, на пике вашей популярности, и фактически вернулись только сейчас. Что заставляло Вас так долго молчать?

— В то время смутное, которое многих переломало, я вдруг четко осознала, что пришло безвременье, что своими песнями я не смогу ничего изменить ни в стране, ни в людях. Многие друзья моего возраста, которым было тогда 33–34 года, кто уехали, кто сломались, особенно те, кто действительно чего-то хотел достичь в музыке, — не свихнуться морально было трудно. Я поняла, что благоприятную ситуацию нужно вымолить, что ли. И почувствовала, что мне надо остановиться. Захотелось жить по правде, хотя бы по своей. Я решила тогда, что мой путь — монастырь. Но оказалось, он привел меня к венцу…

— Как уйти, если в то время Вас уже назвали лучшей рок-певицей страны, была масса наград, предложений?…

— Да, у меня все получалось, и я приписывала эти удачи не своей исключительности, а тому, что мой путь был предначертан свыше, и я шла по нему прямо, честно и, как говорится, «добровольно и с песнями». Поэтому почти и не тщеславилась, скорее испытывала тихую радость, словно путник, который идет по незнакомой дороге и, сверяясь с картой, с удовольствием замечает обозначенные на ней пункты маршрута и убеждается в правильности своего движения.

— Вы пришли в рок-музыку, отношение к которой в Церкви было и остается неоднозначным. Не появлялось сомнений в выбранном пути?..

— Да, часто можно услышать, что рок и вера — понятия несовместимые. Ничего подобного! Когда говорят, что это какая-то сатанинская музыка, я с этим абсолютно не согласна. Однажды Алексей (муж Ольги — Алексей Белов, рок-музыкант, выступает с известной группой «Парк Горького». — Ред.) спросил у отца Николая Гурьянова, нашего духовника, угодно ли Богу его ремесло. На что батюшка ответил: «Угодно, угодно! Оставайся на своем месте и продолжай делать добрые дела».

Понимаете, дело не только в том, что ты делаешь, а с каким сердцем ты это делаешь. Вокруг нас всегда столько молодежи крутится, и многие из них уже воцерковились и далеко вперед нас ушли. Есть даже священники. Идеальных людей ведь нет. Даже святые и те имели и слабости, и падения. Люди часто по внешнему судят, не зная человека, а среди рокеров достаточно очень чистых, добрых людей.

А почему я выбрала рок? Я ничего никогда не выбирала. Меня Господь вел все время — я в этом уверена. Меня просто «загоняли» туда, где я есть, где я нужнее. И я также знаю, что если мне будет что-то неполезно — Господь уберет от меня это. Я верю Ему.

А вообще рок, когда он только начинался у нас в стране, — это была музыка честная, молодая, если и бунтующая, то против косности и лжи, царившей вокруг. Против мещанства, равнодушия, что есть самое страшное в духовном смысле. Помните, как Господь говорил: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч (Откр 3:15). Даже враги ценнее, чем равнодушные люди. Враги нас учат, они нас вразумляют, через них Господь выводит нас на те пути, которые нам необходимы. Через эту брань, через молитвы за врагов Господь нас укрепляет и очищает, как в горниле. А равнодушие — это же муть. Ведь говорят, что в тихом омуте черти водятся. Вот против этого душа бунтовала, и рок наиболее соответствовал такому протесту по своей энергетике. Рок — сильная музыка. Да и с творческой стороны — это возможность исполнять серьезную, сложную оркестровую музыку. Для меня Мусоргский, Стравинский — это рок. Просто электроинструментов они не использовали. А по стилю, по ритму, по гармонизации — рок чистой воды. Можно сказать, что они основоположники этого стиля.

Фото Михаила Филатова.

«Развлечение нужно унывающим людям»

— Что для Вас творчество? Способ самовыражения, попытка изменить к лучшему мир, людей?

— Вы даже представить себе не можете, какая это сила. И тут не все зависит от того, кто поет. Важно и кто слушает. Знаете, это еще на заре творческой карьеры, в туманной юности, я писала: «Боже, знаю я, чего желаешь Ты — любви, святости и чистоты». Сейчас я таких песен уже не пою. Во-первых, чтобы не упоминать всуе Имя Божие, во-вторых, мне благословили доносить смыслы притчами. Вот, например, песню «Я падаю в небо» люди православные очень хорошо понимают и принимают.

А что касается творчества, я всегда думаю, как бы не навредить. Каждый из нас будет отвечать за то, что делает. Божий дар — это ведь не просто так. За него нужно принести Богу благодарность, его надо стараться всячески приумножить, как в притче о талантах.

А о творчестве и искусстве у святых отцов, к сожалению, написано мало. Я буквально по крупинкам собираю эти высказывания. И больше всего нашла их у святителя Феофана Затворника. Ими и руководствуюсь.

— Можно ли, на Ваш взгляд, «оживить» современную культуру — этот пестрый «бразильский карнавал»?

— Повторюсь, здесь ответственность слушателя и зрителя такая же, как и исполнителя, актера, режиссера. Когда я слышу, как жалуются бабушки на приходе у нас на безобразные песни и программы: «Вот, скажи ты этим своим знакомым телевизионщикам, что же они показывают безобразия сплошные». Я им отвечаю: «Бабульки мои дорогие, не надо писать гневных писем в редакции, просто кнопку не включайте эту, и продюсеры быстренько сообразят, чтó народу нравится, а чтó нет». «А что же тогда делать без телевизора? — говорят они. — Скучно». Вот и весь ответ. К Богу сходили в воскресенье, галочку поставили: «Господи! Баба Маша сегодня у Тебя побывала. А теперь всё — буду жить, как я привыкла, как я хочу». Вот и вся «православность». Потому и культура у нас в таком состоянии. Мы одной рукой свечку ставим, а другой кнопку на пульте нажимаем. Да еще и смотрим всякую чушь. А рядом дети или внуки сидят и видят, что сегодня взрослые с ними на полуголых девиц, простите, на экране смотрят, а завтра их за руку в храм поведут. Вот такое процветает двоедушие.

И если снова говорить о творчестве, я считаю, что это в чистом виде энергия — как автор чувствует, что переживает, через какую душу он все пропускает, с какими мыслями он выходит к людям… Все имеет значение. Это как пойти съесть гамбургер в «фастфуде» или подкрепиться здоровой пищей, приготовленной дома с любовью. Поэтому надо с большой осторожностью относиться к тому, что мы смотрим, что слушаем, что читаем. Всё мне позволительно, но не всё полезно
(1 Кор 10:23).

Но выбор все равно делаем мы сами. И популярность дешевого ширпотреба на нашей эстраде я могу объяснить только тем, что публика сегодня соответствует таким артистам. Как говорил один батюшка: «В унынии живем, в унынии рожаем детей, в унынии делаем свою работу». Уныние — это ведь состояние души без Бога. Вот унылым людям и требуется постоянное развлечение и отвлечение, чтобы не оказаться вдруг один на один с самим собой.

О Церкви и «расцерковлении»

— Как Ольга, которая пела об «усталом» такси, стала Ольгой, которая «падает в небо»? Как отнеслись Ваши близкие к такой перемене?

— Дело не в том, падает Ольга в небо или в усталом такси едет, главное, с каким сердцем она это делает. Я всегда была верующим человеком. Просыпалась под звуки бабушкиной молитвы. Время от времени я заходила в храм, интересовалась, трепет, конечно, испытывала. Я понимала, что есть иная жизнь, кроме той, которой живет мир вокруг. Но, как говорит мой друг Гарик Сукачев, не готова еще была отказаться от многого того, что мне было на тот момент дорого. Хотя это глупости, и сейчас я понимаю, что ни от чего отказываться не надо. Просто дела света не боятся света. Поэтому в первую очередь надо идти в храм, чтобы освятить свои дела и понять — светлы ли они. А темные дела нам на что? Зачем человеку весь мир, если он душу свою вечную погубит? Теперь я перед каждым ответственным, важным делом прошу молебен отслужить, испрашиваю совет духовника.

— Ольга, если в 90-е был действительно ощутимый поворот общества к Церкви — многие пришли в храм, остались в лоне церковном, то сегодня даже православные СМИ пишут о таком явлении, как расцерковление, прежде всего среди интеллигенции. Как Вы считаете, с чем это связано?

— Считаю, что во главу угла такие люди, видимо, возводили внешнее, а внутренним совсем не занимались. Ведь часто мы можем услышать даже среди церковных с виду людей: «Я в храме отстоял службу». Что значит «отстоял»? Как на заводе у станка, что ли? Но мы же не отстаивать ходим в храмы, мы идем молиться. Наша связь с Богом — это наша молитва. И соборная молитва Церкви — она же какую силу имеет огромную! И люди, которые не ощутили этой благодати, сердце которых не затронуло вот это дыхание вечности — молитва, не растопило его, они, наверное, не поняли еще разницу между душевным и духовным.

А наша интеллигенция… Я ни в коем случае не противник наук и знания, но вижу, сколь большие искушения в светской образованности существуют. Мне кажется, я понимаю, почему Анна Ахматова открещивалась постоянно от того, чтобы ее называли «частью интеллигенции».

Помните притчу о богатом юноше? Когда он на вопрос Спасителя о заповедях Божьих говорит, что все их сохранил от юности своей, Христос предлагает ему большее — раздать все свое имущество и последовать за Ним. Это имущество — это ведь не только материальное богатство его было, но и знания, навыки, таланты, которыми он обладал. И вот от этого очень трудно бывает человеку отказаться, потому что столько трудов на это положил, времени. А Христос стоит у двери сердца, стучит и говорит: «Да брось ты это все, Я дам тебе гораздо больше». — «А что же Ты мне дашь, Господи?» — «Я дам тебе Себя Самого».

Но человек даже не слышит этого, не хочет слышать. Он вцепился мертвой хваткой в свое, в то, чего добился праведным и неправедным путем. Это называют «самостью», т. е. гордостью.

Поэтому я думаю, что никакое это не расцерковление — то, о чем пишут в социальных сетях. Тот, кто ушел, не был в Церкви на самом деле. Церковь — это Тело Христово. Как можно из нее куда-то уйти?

Какое расцерковление? Странное какое-то слово! Воцерковления-то не было, наверное. Воцерковление — это когда человек становится Телом Христовым, когда жизнь свою полагает к подножию Его Креста. А если сейчас кинуть клич, сколько отзовется на призыв пострадать за Спасителя? И совершенно не обязательно, чтобы тебя при этом убивали. Просто пойди в больницу страждущих утешать, в тюрьму. Это тоже страдание. Это же самая высокая молитва, как учит мой духовник. Церковь — это не стены, где батюшка ходит с кадилом, а бабушки свечки ставят. Это мы. А от себя куда сбежишь?

Старец Николай Гурьянов

— Как Вы познакомились с Вашим духовным наставником — отцом Николаем Гурьяновым?

— С отцом Николаем мы познакомились лет за пять до того, как мы впервые встретились. Как такое может быть, спросите? «Я Вас давно знаю», — сказал он мне при первой встрече. Понимаете, батюшка участвовал в жизни многих людей, которые даже не слышали о нем. Меня к нему на остров Залит благословляли поехать еще году в 93-м, а я решилась на это только в 97-м. Ситуация жизненная просто вынудила это сделать. Перед этим я много молилась, просила Господа, чтобы встреча наша состоялась, чтобы я смогла найти ответы на свои вопросы. И вот приезжаю. Вокруг отца Николая столько народа, что батюшку даже не видно за ними. Но когда я закрыла калиточку и снова повернулась, то увидела, что от меня к нему прямая тропинка уже расчищена. Батюшка попросил всех расступиться и сказал: «Это ко мне, пропустите ее». Для меня это было так удивительно. Просто чудо! И первое, что он мне сказал при встрече: «Ну, что же ты так долго?»

— Говорят, что со старцами тяжело рядом жить…

— А мы рядом с ним не жили, мы рядом с ним летали, как на крыльях. Это уже после, когда батюшка в затвор ушел, мы начали «жить рядом», т. е. любоваться островом, рыбу ловить, огород возделывать в купленном неподалеку домике.

— Что Вас более всего поразило в нем?

— В отце Николае меня больше всего удивляла его подлинность. Подлинность во всем. У меня так сложилась жизнь, что многие в глаза говорили одно, а за глаза — другое. Меня предавали самые близкие люди. А это, пожалуй, единственный человек, в котором я была уверена, что он не только ничего не скажет обо мне дурного, а даже не подумает. Я это знала. Он был не способен. И поражало то, что рядом с ним мир духовный становился реальностью. А наш реальный мир казался нарисованным. Все, что касалось сокровенной жизни духа, было естественным. Даже чудо было естественным. Оно казалось нормой, а наша жизнь казалась ненормальной.

Я люблю рассказывать один случай. Один профессор математики, русский, приехал на остров со своим английским другом, тоже профессором математики, совершенно неверующим. И русский очень молился, чтобы тот уверовал. А англичанин имел помысел: «Если покажет мне этот старец чудо, тогда уверую». Приехали, батюшка их встретил, завел в келью и сразу же, с первых слов говорит: «Какое же чудо тебе, сынок, показать?» Подошел к выключателю и начал щелкать: «Вот есть свет, а вот нету света. Вот есть свет, а вот нету света. Ха-ха-ха». Посмеялись, и отец Николай отправил их домой: «Езжайте, сынки, с Богом, пока тихонько». Англичанин тоже посмеялся, мол, какие могут быть чудеса? Ведь ученый человек.

Приехали они с острова обратно на материк, а там толпа народа, милиция, рабочие какие-то провода тащат. «А что случилось-то?» — «Так три дня уже на островах света нет». И ученый наш тут же развернул лодку обратно.

А всем, кто жил рядом со старцами, со святыми, конечно, было тяжело, я думаю. Ведь почему Христа ненавидели и гнали? Потому что Он Сам, вся Его жизнь была обличением многим, что они не таковы. Он мешал людям жить так, как им хотелось, — по собственной прихоти, а значит, в рабстве у греха. Ведь и сегодня легко сказать: «Почему я пью? Да все пьют». А вот есть люди, которые не пьют, не курят, матом не ругаются, женам верны и о стариках родителях заботятся, в храм ходят. Почему же тогда христиан во все века гонят? Ведь это же хорошо — то, что они делают? Да потому, что общество всегда ищет себе оправдания в своих слабостях, а тут перед ним живой пример, что можно служить и не красть, дружить и не лгать, любить и не блудить, жить и не убивать. Одних вид этой «соли земли» приводит к раскаянию, а большинство готово снова и снова если не распинать, то трусливо отворачиваться, проходя мимо Креста.

— Что самое важное, чему Вы на острове научились?

— Радоваться и благодарить. Таким был ответ батюшки на вопрос: «Как мне спастись?» Радоваться вроде бы, уже научилась, а вот благодарить непрестанно — еще нет.

Для себя после нескольких лет, проведенных на острове, я открыла, что религия, вера наша — это не учение. Это сама жизнь. Что не выживать надо, а жить. Жить каждый день перед лицом Божьим. Это так просто, и в то же время так трудно! Просто — потому что знаешь, что делать, а трудно — потому что это надо выполнять!

Протоиерей Николай Гурьянов

Родился в 1909 году. Учился в Ленинградском педагогическом институте, откуда был исключен за выступление против закрытия одного из храмов. В 1929—1931 гг. преподавал математику, физику и биологию в школе, служил псаломщиком в храмах.

Был арестован, отбывал заключение в лагере
в г. Сыктывкаре.

Во время Великой Отечественной войны не был мобилизован, так как покалечил ноги на тяжелых работах в лагерях. В 1942 г. окончил богословские курсы, был рукоположен в диаконы, а затем

и в священники. Служил в Свято-Троицком женском монастыре в Риге, затем был уставщиком в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе.

С 1948 по 1958 г. — настоятель храма свт. Николая в селе Гегобросты в Литве. Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию.

В 1958 г. был назначен настоятелем Свято-Никольского храма на острове Талабск (Залита) на Псковском озере, являлся им бессменно до самой кончины в 2002 году. В течение многих лет к отцу Николаю, как к прозорливому старцу, за советом приезжали православные верующие со всей страны.

Фото Марины Захаровой.

Почувствовать себя любимыми

— Ольга, сейчас, когда отца Николая рядом нет, что изменилось в Вашей жизни?

— Я помню, что, перед тем как батюшка ушел в затвор, в одно из последних моих посещений, почему-то у меня вырвались слова: «Батюшка, я скучаю…» Вроде бы мы рядом, общаемся, чего скучать, казалось бы… А он тихо так, нежно и протяжно говорит: «Не скучай!» И только спустя время я поняла, — он знал, что скоро его не станет, и таким образом он отпустил душевное, телесное, если можно так сказать, общение наше, а духовное — оно ведь никогда не прекращается. Я всегда чувствую его молитвенную помощь.

— Вы поете на клиросе. Что значит для Вас богослужение, храм?

— Может быть, это громко прозвучит, но я скажу, что для меня это — всё. По крайней мере, это очень важная часть моей жизни. Когда меня спрашивают о месте храма в ней, мне всегда приходит на ум образ отношений матери и ребенка. Ребенок всегда любит маму, но он может увлечься, заиграться, убежать за угол и даже потеряться. Оказавшись совсем один, он будет тут же с беспокойством искать ее, стремиться к ней, а когда найдет и успокоится в ее объятиях, станет по-настоящему счастлив. Так и мы блуждаем по этому бурлящему морю житейскому, а потом приходим в храм и чувствуем, что мы дома, что мы любимы, что все правильно. Как в детстве в теплых объятиях мамы. По-другому я это никак объяснить не могу. Мама научит, мама согреет, мама накормит. Церковь — это Мать наша.

А на клиросе я стою в храме, где пел когда-то сам Суворов. И это для меня глубоко символично. Я все чаще в своей жизни эти символы отмечаю: я родилась в день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, ношу имя святой равноапостольной княгини Ольги и пою там, где молился великий русский полководец. Это мои путеводные звезды по жизни, и я думаю, что неспроста у меня такой воинственный характер (смеется. — Ред.).

Честно говоря, на клирос я стала за послушание отцу Николаю. Я его спросила однажды о своей профессии, о том, можно ли совмещать стремление жить духовной жизнью и профессионально заниматься музыкой, а он мне в ответ: «Пой. Главное — на клиросе пой». Я даже не понимала тогда, как это важно. Ведь Богу Богово надо отдавать.

— А что для Вас счастье, Ольга?

— Знать волю Божию и ее исполнять. Снова и снова настраивать себя по этому камертону.

Как певица дебютировала в 1980 году на Всероссийском джазовом фестивале «Нижегородская весна», завоевав Гран-при в номинации «Лучший сольный вокал». С отличием окончила ГМУ им. Гнесиных. Выступала в составе группы «Рок-ателье». На национальной музыкальной премии «Овация» в 1992 году Кормухина побеждает в номинации «Лучшая рок-певица». В следующем году резко сокращает количество концертов, начинаются духовные поиски.

В 1997 году приезжает на остров Залит к священнику Николаю Гурьянову, два года спустя выходит замуж за Алексея Белова. У Алексея и Ольги растет дочь, Анатолия.

В 2012 после почти 10-летнего перерыва выпустила альбом «Падаю в небо».

В 2013 году принимает участие в съемках шоу-проекта «Две звезды» на Первом канале. Участвует в благотворительных концертах и акциях вместе с мужем.