Корни православия

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ

Академик РАЕН А.А. Тюняев, 07.02.04 г.

Фетишизм от португальского слова fitico (магическая вещь) — первобытное верование, обнаруженное впервые моряками в Западной Африке, основанное на вере в то, что определенная вещь — фетиш — способна принести обращающемуся к ней человеку удачу, успех, помочь ему. Если фетиш помогал, ему поклонялись. Если не помогал, его выбрасывали, заменяя другим.

Тотемизм (от слова «ототеман», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его») — первобытное верование, основанное на вере в существование родственной связи группы людей (племя, фратрия, род) и тотемного животного или растения. В тотемизме, как результат социального расслоения общества, впервые появился запрет — «табу».

Магия (от греч. mageia — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий.

Анимизм (от лат. anima — душа) — вера в существование душ и духов. Будучи не в состоянии объяснить такие явления, как сон, галлюцинация, транс, видения, болезнь, смерть, первобытный философ вырабатывает понятие «душа», находящуюся в теле человека и покидающую его время от времени. В дальнейшем это развивается в учения о переселении душ, о загробном мире, о существовании души после смерти. Второй ряд анимистических верований заключается в том, что все явления и предметы объективного мира наделялись, как и человек, желаниями, волей, чувствами, мыслями, то есть развилась вера в то, что существуют духи грозных сил, растений, животных и др.

На этом этапе полидемонизм (почитание множества духов) был сменен политеизмом — почитанием множества богов, ранее бывших самыми почитаемыми духами, обожествленными впоследствии.

Среди множества богов стала развиваться иерархия. Высшими богами постепенно стали те, что связаны с небом и небесными силами и проявлениями, например, Тянь — Небо в Китае.

Ведение племенами войн и заключение союзов привели к синтезу некоторых верований. При объединении во главе политеистического пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется генотеизм, когда определенная общность людей (позже — национальное сообщество) считает своим покровителем лишь одного из множества богов.

Так зародились предпосылки для возникновения монотеизма.

В иранском зороастризме (парсизме) впервые возникло учение о посмертном воздаянии в загробном мире. (Позже это учение развилось в египетской религии. И законченный вариант его — существование рая и ада — мы имеем в индо-буддистском и христианском учении.) Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворяющим справедливость и порядок, и даэвам, тесно связанным с природой. Почитались светлые божества — Мазда, воплощавший мудрость и правду, и Митра — договор, согласие, союз.

В маздеизме (VI — IV в до н.э.) — особо почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-творец.

В старейшей (процесс формирования начался три тысячи лет назад) национальной религии — индуизме — распространенной в основном в Южной Азии и насчитывающей более 700 миллионов последователей, тщательно проработано понятие перерождения душ в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карма) — основная доктрина, а также образ Тримурти (Троицы) — космического духовного начала, имеющего три ипостаси — Вишну, Шива, Брахма. Из них Шива — разрушение и воссоздание мира; Вишну — хранитель мирового порядка; Брахма — первопричина мира.

Конфуцианство (Конфуций, 551 — 470 до н.э), распространенное в Китае, Корее, Японии, в основном сосредоточило свое внимание на разработке понятия «ритуал».

Китайский даосизм (IV — III вв. до н.э.) устанавливает главную категорию — дао — закон бытия Космоса, всеобщий закон природы, начало, порождающее мир форм. При этом, достигнуть бессмертия можно слившись с дао путем соблюдения определенных ритуалов.

В национальной японской религии синтоизме (VI — VII вв., «синто» — путь богов) важную роль имели родовые божества и божества, повелители природных стихий.

В национальной еврейской религии иудаизме (на иврите «яаадут»), происходящей от названия еврейского племенного объединения Иуды (выходцем из которого был царь Давид, конец XI в. до н.э. — ок. 977 г. до н.э.), определяющей на протяжении около 4.000 лет уклад жизни евреев, была выработана центральная доктрина — вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ, безграничен; человеческий разум адекватен образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие души. В иудаизме канонизированы 46 книг Ветхого Завет и выработаны десять заповедей, впоследствии перенесенные в различные направления иудаизма. Иудаизм устанавливает ростовщичество как единственный инструмент покорения евреями других народов, в то время как по отношению к своим соплеменникам ростовщичество должно не применять.

В национальном ответвлении еврейского иудаизма — христианстве (возникло в иудейской общине эссенов, живущих в Палестине в 1 в н.э.) провозглашено равенство всех людей как грешников, искупителем грехов которых был ниспослан на Землю Христос, его и распяли — одного за всех. В христианстве канонизированы наряду с книгами Ветхого Завета также и книги Нового Завета. Ницше говорил о тотальном мятеже, устроенном христианством — в Нагорной проповеди важная роль отведена ПРОВОКАЦИИ (и поощрению преступления) как методу достижения блаженства: «…УДАРИВШЕМУ ТЕБЯ ПО ПРАВОЙ ЩЕКЕ, ПОДСТАВЬ И ДРУГУЮ, И ОТНИМАЮЩЕМУ У ТЕБЯ ВЕРХНЮЮ ОДЕЖДУ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙ ВЗЯТЬ И РУБАШКУ…» (Ев. от Луки, 6, 20-29). Это же является также и оружием национальности, владеющей этой религией, обращенным против порабощаемых народов: иудаизм как основа верования доминантной национальности советует своим последователям чрезвычайно жесткие меры по отношению к порабощаемым народам — гои равны скотам, в то время, как христианское ответвление иудаизма, посеянное в порабощаемом народе, заставляет жертву мириться с агрессором — не препятствовать взятию последней рубашки, подставлять для бытия другую щеку.

Все христианские догматы были выработаны священнослужителями в течение времени на соответствующих соборах. Никейский собор установил догмат о единстве Бога в трех ипостасях (лицах). На Константинопольском вселенском соборе (381) были преданы проклятию многочисленные ереси, в числе которых и Евномиане, отказывающиеся считать Христа Богом. На Ефесском соборе (431) Христа признали орудием спасения. На четвертом Халкидонском соборе (451) главное внимание было уделено обоснованию догматов искупления и боговоплощения. На пятом Константинопольском 11 (553) соборе приняли 82-е правило, согласно которому Христа решили изображать в образе человека, а не агнца, как это делалось ранее. Также обстояли дела и с изображениями святых: запрещенные ранее как символы идолопоклонства, на седьмом Никейском II (787) соборе было принято решение считать изображения святых необходимым. И только в конце V в. сложилось таинство крещения, еще позже — причащения.

Разновидность национальной еврейской христианской религии — православие (утвердилось в XI в. при активном участии постриженного в монахи за дворцовые интриги константинопольского патриарха Михаила Керуллария (ум. 1058 г.)) распространилась на многие государства Восточной Европы и Россию, крещение которой обошлось ее в смерть половины своего населения. Православие опирается на ряд незыблемых догматов — догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Бог — «есть Дух Вечный, Всеблагий, Всеведующий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный». Богом из ничего созданы небо и земля, мир видимый и невидимый. Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра первую женщину — Еву. По христианскому учению все люди изначально греховны — первородный грех.

Разновидность национальной еврейской христианской религии — католицизм (отпочковался после семи вселенских соборов, добавляя к основным догматам с течением времени новые). Распространен в Западной Европе, Латинской Америке, США. Новые догматы составляют Священное Предание католиков, догматы, утвержденные в котором, и отличают католиков от православных.

Разновидность национальной еврейской христианской религии — протестантизм (возник в XIV — XV вв. в Англии) отрицает Священное Предание и утверждает, что первородный грех не только повредил природу человека, но и целиком извратил ее.

В национальной арабской религии исламе (создана пророком Мухаммедом ок. 570 — 632) говорится о вере в бога единого Аллаха, о братстве верующих, об ограничении ростовщичества, об оказании богатыми помощи бедным, о вере в ангелов и демонов. Мусульманам предписано верить в ад и рай, в божественное предначертание, в бессмертие души и в воскресение из мертвых в день Страшного суда.

В разновидности национального индуизма буддизме (возник в середине I тысячелетия до н.э.) жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций нематериальных частиц — дхарм, сочетания которых определяют бытие того или иного человека, животного, растения. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию. Будда не считается творцом мира, мир, по буддийскому канону, существует сам по себе. Цель буддизма — достичь состояния нирваны, прекращения цепи перерождений.

Ссылки по теме:

  • Бог.
  • Моя первая проповедь.
  • Дьявол – болезнь Бога?
  • Из чего состоит Бог?
  • Новая религия ждет тебя!
  • Новая религия.
  • Что такое религия.

на начало

Египетские корни христианства

Представления египтян о сущности бога
Изучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнающего, всемогущего, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира, создателя моря и суши, мужчин и женщин, животных и птиц, рыб и пресмыкающихся, деревьев и растений, а также бестелесных существ — вестников, исполняющих его волю и слово. Именно эту часть их воззрений следует признать основополагающей и поместить в начале первой главы нашего краткого описания основных религиозных представлений Египта, ибо на ней базировались его религия и теология в целом. Надо также отметить, что, как бы далеко в прошлое мы ни углублялись при изучении египетских текстов, вряд ли мы когда-нибудь дойдем до той эпохи, когда этого замечательного верования не существовало. Однако верно и то, что в Египте были распространены и политеистические идеи и верования, которые в определенные исторические периоды развивались до такой степени, что соседние народы и даже чужеземцы были введены в заблуждение и считали египтян политеистами и идолопоклонниками. Но, несмотря на все подобные отступления от обязательных обрядов, высокая идея Единого Бога никогда не терялась из виду. Напротив, она воспроизводится в религиозной литературе всех исторических периодов.
Представления о Боге, которые имел Птах-хетеп, иллюстрируются следующими отрывками:
1. «Ты не станешь пугать ни мужчину, ни женщину, ибо это противно Богу; и, если какой-нибудь человек скажет, что будет жить этим, Он заставит его желать хлеба».
2. «Что же касается высокородных людей, обладающих богатством богов, они могут действовать по своему разумению и делать с собой все, что им нравится; и даже ничего не делать, если такова их воля. Простым жестом руки высокородный делает то, чего человечество (или человек) не может достичь; но так как вкушение хлеба согласно Божественному замыслу, этому нельзя противоречить».
3. «Если ты имеешь землю для обработки — работай на поле, которое Бог дал тебе; вместо того чтобы наполнять свой рот тем, что принадлежит соседям твоим, лучше устраши того, кто имеет владения «.
4. «Если ты унизил себя, служа достойному человеку, твой поступок будет угоден Богу».
5. «Если желаешь быть мудрым — сделай так, чтобы сын твой был угоден Богу».
6. «Удовлетвори зависящих от тебя настолько, насколько сможешь; так должны делать те, к кому благосклонен Бог».
7. «Если тебя не уважали, а ты стал великим; если ты был беден, а стал богат; и если стал ты правителем города — не будь жестокосерден из-за своего успеха, ибо ты стал лишь хранителем того, что дано Богом».
8. «То, что угодно Богу, — есть послушание; непослушание Бог ненавидит».
9. «Воистину, хороший сын — дар Бога».
Эти отрывки доказывают существование у египтян возвышенной идеи о высшем Существе.
«Его невозможно изваять из камня, его не увидишь в скульптурах, на которые люди возлагают объединенные Короны Юга и СевераXVIII, украшенные уреями; никакие труды и подношения не могут быть посвящены ему; и нельзя заставить его выйти из своего тайного убежища.
Место, где он живет, неизвестно; его нельзя найти в расписанных святилищах; не существует жилища, которое могло бы вместить его, и ты не можешь постичь образ его в сердце своем».
В Ветхом Завете Иегова неоднократно говорит своему избранному народу, что нельзя ставить мне (т.е. Богу) идолы и как-то изображать.
Доктор Г. Бругш выбрал из текстов всех периодов большое количество эпитетов, которыми египтяне наделяют богов. Они явно показывают, что идеи и верования египтян, касающиеся Бога, были почти идентичны еврейским и мусульманским представлениям более позднего времени. Вот что мы увидим, если классифицируем все эти эпитеты:
«Бог Один и Единственный, и никто другой с Ним не существует; Бог Единственный, Который все сотворил».
«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».
«Бог изначален, и Он существовал сначала, существовал издревле, когда ничего другого не было.
Он существовал, когда ничего другого не существовало, и то, что есть, Он сотворил после Своего появления. Он — отец начал».
«Бог — Вечен; Он вечен и бесконечен; и пребудет вовеки; Он существовал неисчислимые века, и будет пребывать вовеки».
«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он — тайна для Своих творений».
«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; Имя Его — тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».
«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он — Царь истины, Он опирается на истину, Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».
«Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».
«Бог есть отец и мать, отец отцов и мать матерей. Он рождает, но не был рожден; Он творит, но не был сотворен; Он родил Себя и сотворил Себя. Он создает, но не был создан; Он — создатель Своего образа и ваятель Своего тела».
«Бог Сам есть существование, Он живет во всем и живет надо всем. Он пребывает, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Он умножает Себя миллионы раз, и Он имеет множество образов и множество членов».
«Бог сотворил вселенную и все сущее в ней; Он — творец всего сущего в мире, того, что было, того, что есть, и того, что будет. Он — Творец мира, и Он — Тот, кто придал ему форму руками Своими прежде, чем было какое-либо начало; Он его утвердил тем, что от Него изошло. Он — Творец небес и земли, Творец небес, земли и глубин; Творец небес, земли и глубин, и вод, и гор. Бог распростер небеса и основал землю. То, что сердце Его замыслило, — сразу сбылось, и, когда Он говорит, слово Его сбывается и пребудет вовеки».
«Бог есть отец богов и отец отцов всех божеств; Он заставил Свой голос звучать — и появились божества, и боги стали существовать после того, как Он заговорил устами Своими. Он создал людей и изваял богов. Он есть великий Мастер, изначальный Гончар, который сотворил людей и богов руками Своими, и Он изваял людей и богов на гончарном круге».
«Небеса покоятся на голове Его, и земля служит опорой Его ногам, небо скрывает дух Его, земля скрывает образ Его, и подземный мир заключает в себе тайну Его. Его тело — как воздух, небо покоится на голове Его, и новое русло содержит образ Его».
«Бог милостив к тем, кто Его почитает, и слышит того, кто призывает Его. Он защищает слабого от сильного и слышит плач закованного в цепи. Он — судья между сильным и слабым. Он знает того, кто знает Его; Он награждает того, кто служит Ему, и защищает того, кто следует за Ним».
Гимн Осирису
Близость египетского бога Осириса к Христу настолько очевидна, что ее отмечали многие исследователи. Более того, этот факт был хорошо известен и в средневековой христианской традиции. Соответствие между Осирисом и Христом обнимает собой почти все основные моменты учения о Христе. Кроме того, многие другие утверждения Библии и церковного предания тоже отражены в древнеегипетских мифах.
Поклонение Осирису было столь широко распространено и вера в него как в бога воскресения столь глубоко укоренилась в сердцах египтян, что даже в гелиопольской системе теологии Осирису и богам его цикла отводилось особое место. Во все эпохи он воплощал в глазах египтян идею существа, бывшего одновременно и богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и смерть и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти. Идея о человеческой сущности Осириса отвечала потребности людей в общении с существом, которое, будучи отчасти божественным, имело бы, тем не менее, больше сходства с ними. Изначально египтяне воспринимали Осириса как человека, который жил, подобно им, на земле, нуждался в воде и пище, претерпел жестокую смерть, но с помощью богов победил ее и достиг вечной жизни. Но то, что совершил Осирис, могли совершить и другие люди, ведь боги, оказавшие помощь Осирису, должны помочь им; и если, воскресив Осириса, они сделали его правителем подземного мира, значит, воскресив людей, они должны позволить им войти в его царство и жить там так же долго, как и сами боги. В некоторых своих ипостасях Осирис отождествлялся с Нилом, Ра и другими «богами», известными египтянину. Но именно как бог воскресения и вечной жизни он был наиболее близок жителям долины Нила. Много тысячелетий мужчины и женщины умирали, веря в то, что все, сделанное для Осириса, будет символически отнесено и к ним и, подобно ему, они восстанут из мертвых и унаследуют вечную жизнь. Даже проследив религиозные воззрения египтян вплоть до самой глубокой древности, мы не достигнем времен, о которых с уверенностью могли бы сказать, что тогда не существовало идеи воскресения, поскольку во всех известных нам источниках утверждается, что Осирис восстал из мертвых.
Уже во времена XII династии (около 2500 г. до н.э.) поклонение Осирису стало почти всеобщим, а спустя тысячу лет он стал чем-то вроде национального бога. Ему приписали атрибуты великих космических богов, и он считался теперь не только богом и судьей умерших, но также и создателем мира и всего сущего. Он, бывший сыном Ра, оказался равным своему отцу и занял место рядом с ним на небесах.
Главной причиной того, что культ Осириса продолжал существовать в Египте вопреки всему, было, вероятно, то, что он обещал своим последователям воскресение и вечную жизнь. Даже после принятия египтянами христианства они продолжали мумифицировать умерших и на протяжении долгого времени совмещали атрибуты своего Бога и «богов» с атрибутами Бога Всемогущего и Христа. По собственной воле они никогда бы не отступили от веры в то, что тело должно быть мумифицировано, хотя умершему и гарантирована вечная жизнь, но христиане, проповедуя то же учение о воскресении, что и египтяне, сделали шаг вперед, утверждая, что в мумификации умерших нет необходимости вообще. Св. Антоний Великий просил своих последователей не бальзамировать его тело и не держать в доме, но похоронить и никому не говорить, где оно погребено; иначе те, кто любил его, могут выкопать и мумифицировать тело, как они обычно поступают с телами тех, кого почитают святыми. «Очень долго, — говорил он, — я умолял епископов и проповедников убеждать людей оставить этот бесполезный обычай». О своем теле он сказал: «При воскресении из мертвых я получу его нетленным от Спасителя». Распространение этой идеи нанесло смертельный удар искусству мумификации, хотя из-за врожденного консерватизма и желания иметь поблизости реально существующие тела дорогих им людей египтяне продолжали еще некоторое время сохранять их. Причины мумификации постепенно забылись, искусство умерло, погребальные обряды сократились, молитвы стали мертвой буквой и обычай изготовления мумий вышел из употребления. Вместе с искусством мумифицирования умерли культ и вера в Осириса, который из бога мертвых стал мертвым богом. Для христиан Египта его место занял Христос, «Упование усопших», чье воскресение и возможность даровать вечную жизнь проповедовались в то время в большинстве стран доступного им мира. В Осирисе египетские христиане нашли прототип Христа; в изображениях и статуях Исиды, кормящей своего сына Хора, они распознавали прототип Девы Марии и ее Младенца. Нигде в мире христианство не нашло людей, чье сознание было столь хорошо подготовлено к восприятию его учения, как в Египте.
Осирис проповедует о вечной загробной жизни, а Христос о Царствии Небесном. После воскрешения Осирис занимает место в мире мёртвых и судит души погибших, а христиане верят, что Иисус Христос свершит Страшный Суд над человечеством дабы выявить всех грешников и праведников.
Молитва Эхнатона или молитва слепого:
Отче Наш, неведомый но сущий
Да святится имя нам Твое,
Пусть придет закон Твой, свет дающий
Миру звезд, и в наше бытие.
В этот день Ты накорми нас хлебом,
И прости нам смертные долги,
Как и мы прощаем перед Небом.
От соблазна и от зла — обереги.
Молитва Эхнатона как две капли воды похожа на молитву отче наш:
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь
Современное христианство является разновидностью культа Осириса, который придумали иудеи в древнем Египте. С помощью таких культов (культ Адониса, Аттиса, Дионисия) коренным народам тех стран в которые приходили «богоизбранные» навязывался рабский менталитет, покорность и послушание перед злом и несправедливостью, ибо сказано в Евангелие от Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…». Чтобы легче ограбить тот или иной народ без войн иудеи навязывали коренным народам, которые их приютили пассивность, обдирали как липку и отправлялись в дальнейшее расселение. Но если во всех дохристианских культах миссии были выдуманы, то в христианстве его заменили на реального светлого человека, который никакого отношения к этой религии не имеет.
Подробнее о настоящей жизни Христа читайте здесь http://levashov.ws/about.html#02