Красота в глазах смотрящего откуда

Что такое Красота, какова её природа? Если Красота в глазах смотрящего, как она там рождается? Для чего люди слушают Баха и сажают цветы? (далее в комменте)?

Ксюшка Голикова 31 год назад Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему (с)

Согласно Википедии, «красота» — это:

Совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; всё красивое, прекрасное.

Абстрактное определение, но все же Википедия считает, что красота в глазах смотрящего. Красота субъективна, поэтому в случае с вашим примером никем не увиденного цветка, красоту невозможно определить или измерить.

Мне кажется, понятие о красоте рождается еще в детском возрасте. Лица наших близких, наши игрушки, наше место, где мы выросли…все это в большей или меньшей степени оказывает влияние на наше восприятие (красоты и ее определения в нашем понимании в том числе).

Мне вспоминается фильм «Красота по-американски». Кто-то из героев фильма видел красоту и в летающем пакете, и в умершей птице. Кто-то в молодом теле. Кто-то в большой женской груди. И каждого можно понять, потому что понятие о красоте сформировала среда, в которых выросли эти персонажи.

Подытожив, мое мнение, что красота без зрителя/слушателя/наблюдателя не существует. Она не априорна и рождается лишь в момент взаимодействия с субъектом.

Красота в глазах смотрящего или почему мы влюбляемся.

Я хотела бы поделиться) тем, что вижу я в человеке, с которым вынуждена была прервать общение во благо себе, ибо для него мои чувства не имеют смысла.
Конечно, в начале, поняв, что пора заканчивать с этой бесперспективной историей, которая в силу нежелания второго ее участника развивать ее в каком-то другом направлении, мне вдруг стало страшно. Хотя, все было понятно изначально: этот мужчина не несет в мою жизнь ничего кроме застоя, но я долго на что-то надеялась. Тем более, что мужчина показывал, хоть и довольно странно, но свою заинтересованность во мне. Меня предупреждали те, кто знал его долгие годы, что с ним я могу «налететь» на весьма неприятные вещи, что он безответственен в плане отношения у людям, но мои чувства к нему были настолько глубоки, что я решила не рубить с плеча, а присмотреться.
Сейчас, когда все окончено и я прошла стадии депрессии, апатии, бессонницы, заниженной самооценки, я ловлю себя на мысли, что только лишь злиться на него-не совсем верный путь. Ведь что-то держало меня в этой истории, что-то не давало бросить все раньше и уйти в сторону. Были и хорошие моменты, когда от мужчины исходил какой-то интерес в мою сторону, желание общаться, и это впервые совпало с моим трепетом в отношении его. Господи, сколько бы я отдала сейчас, напиши он мне хоть одну из тех смсок, что писал тогда.) Поэтому, лишь гневаться и клясть судьбу-ну неверно это. Поэтому, несмотря на прекращение общения, на очевидные минусы, которые были в его отношении ко мне и в его образе жизни, я могу сказать, что до сих пор это мужчина, о котором я думаю каждую секунду, в которого я безумно влюблена, рядом с которым мне хотелось бы жить, разговаривать, рассказывать все то, что происходило и происходит со мной, делиться своими достижениями, слушать, что происходит с ним. Иногда я мысленно с ним разговариваю и мне видится: вот он пришел, он делится со мной чем-то, а вот я готовлю ему борщ, жду его за ужином, а вот я зову его погулять и т.д., и т.п.) как бы то ни было, насколько бы четко и ясно я не сознавала, что с этим человеком не может быть никакого будущего по определению, все равно я вижу его другим, я готова была принять его со всеми его плюсами и минусами, и лишь один минус заставил меня отойти в сторону: неуважение ко мне во всех смыслах этого слова. Где нет уважения, там нет и будущего.
И все же я благодарна за то, что было хорошего, когда я была рядом, или он был рядом, и все радовалось, наполнялось эйфорией, смыслом, интересом.
Сейчас неинтересно.
Но надеюсь, когда-то интерес снова придет, только уже с другим мужчиной. И там все будет иначе.
А тому, кто сейчас занимает все мои мысли, я говорю спасибо. Больно, что больше нет возможности его видеть, ждать встречи и дрожать от счастья от одной только мысли, что вот сейчас, через час, через полчаса, через пять минут, и мы увидимся. Будь счастлив!

Красота в глазах смотрящего

— Алина, Ваши работы необычайно художественны. В них видна не только рука фотографа-профессионала, понимание законов композиции и того, как работают свет и тень, не только насмотренность в фотоискусстве и живописи, но и… Алина, у Вас есть художественное образование? В Ваших работах, на мой взгляд, от живописи даже больше, чем от фотографии.

А если нет, хоть и не верится, то расскажите, пожалуйста, на кого Вы учились, как пришли к фотографии, как долго ей занимаетесь?

— Если быть честной, я почти не знакома с законами композиции, художественного образования у меня нет. Была на нескольких мастер-классах по обработке фотографий. А училась я на экономиста и работала бухгалтером, снимать начала не очень давно. В 2009 получила свой первый Никон в подарок — простенькую зеркалку D 80.

Сначала снимала своих детей, подруг. Потом поняла, что не хватает знаний, стала заниматься самообразованием. Сейчас творчество занимает очень большую часть моей жизни: смотрю ежедневно много работ — фотографии, живопись, с удовольствием посещаю выставки, читаю книги.

— У Вас получаются в хорошем смысле несовременные образы. XIX век, начало XX, а то и еще раньше. И эффект достигается не стилизацией, а неким настроением. Всё в лицах, задумчивых, мечтательных. В портретах Вашего авторства есть музыка и поэзия. Не верится, что это случайность. Расскажите, пожалуйста, что Вы любите в музыке и литературе?

— Я очень люблю портреты из прошлого, длинные платья, белые воротнички. Лица у людей на них совсем другие — сколько в них одухотворенности и чистоты!

Поэзией и музыкой я интересуюсь почти так же, как фотографией и живописью, ну, может быть, немного меньше. Моя дочь играет на виолончели, нетрудно догадаться, что у нас в семье ежедневно слушаются классические произведения -в том числе и в живом исполнении. Я смотрю, как играет дочь (ей одиннадцать), и поражаюсь, как эти крохотные руки могут так ловко двигаться и извлекать из инструмента прекрасные звуки — это похоже на чудо. Люблю Шопена, Вагнера, Чайковского и других, конечно. Работаю всегда под музыку, однако мне важно, чтобы она была нежной и тихой.

Из любимых поэтов выделить кого-то сложно. Пожалуй, к Бродскому, Блоку, Цветаевой и Волошину я особенно неравнодушна. Хотя этот список можно продолжать.

— В Ваших работах заметен интерес к Ренессансу и прерафаэлитам. Можете назвать кого-то из мастеров изобразительного искусства, кто оказал на Вас влияние, или просто вдохновлял, был некоей опорой в творчестве?

— Самое большое влияние на меня произвел Боттичелли. В глубоком детстве над моей кроваткой висел фрагмент его картины «Рождение Венеры» — я смотрела на ее лицо, когда засыпала и просыпалась. Оно мне казалась совершенным, в глазах была какая-то загадка — я все время думала, печалится она или нет. Это «боттичелиевское настроение» — светлую печаль — я пыталась создавать в некоторых своих портретах.

Люблю фототворчество авторов конца XIX — начала XX веков: Julia Margaret Cameron, Clementina Hawarden, Arnold Genthe и др. Часами могу рассматривать старые фотографии и черпать в них свое вдохновение.

— Главные герои Ваших портретов — Ваши дети и Ваши кошки, если я правильно поняла? Фотографировать своих любимых и близких — проще или сложнее? Ведь в чем-то Вы как мама всегда необъективны — и как же тогда строить кадр, отбирать лучшее? Это с одной стороны. А с другой, кто как не мама лучше знает и любит какие-то мелочи и детали — улыбки, поворот головы, характерные черточки? И как Ваши дети относятся к процессу? Им нравится быть участниками съемки?

— Дети привыкли, что я все время с фотоаппаратом, и когда приходит вдохновение, мы вместе творим. Своих детей мне легко снимать — они мое продолжение, и понимают меня без слов. Не надо много говорить и объяснять, о чем будет фото — я задаю направление и становлюсь наблюдателем, немного корректирую их действия в процессе.

Бывает и так, что я вижу кадр и тороплюсь тихо сделать снимки, не спугнуть мгновение. Иногда объявляю, что сегодня мы пойдем фотографироваться — рассказываю, что мы возьмем с собой, что наденем — заинтересовываю их и обязательно благодарю за труды. Детей я своих снимаю часто, они опытные модели -поэтому съемки всегда проходят быстро, никто не устает, любят побаловаться в процессе, могут импровизировать, не всегда слушаются. А наши кошки, как правило, заходят в кадр по собственной инициативе, и получаются неожиданные, незапланированные портреты.

Проблем с отбором кадров обычно нет — сразу видно удачные, но я на всякий случай даю снимкам полежать и обрабатываю спустя какое-то время.

— Как Вы создаете и подбираете антураж, костюмы? Они часто одновременно и просты, и интересны. Фактурная ткань, интересные ретро-детали в одежде, порой — естественные материалы (цветы, листья, желуди). Делаете все сами или с кем-то сотрудничаете?

— Я не пользуюсь услугами визажиста или стилиста. Как правило, мне помогают дети, иногда друзья дарят интересные вещицы для съемок. У портрета с желудями забавная история -мы возвращались с детьми с прогулки и увидели дуб. Желуди были такие красивые, кругленькие — пришлось добывать веточку, дети мне помогали.

Для создания образа не обязательны костюмы — достаточно несколько разных отрезов ткани, шарфов, палантинов и пара деталей — брошка, вязаный воротничок, цветок, заколка. А еще у детей есть любимый магазин, в котором продаются костюмы для вечеринок и карнавалов. Я туда заглядываю в поисках интересных деталей и акцентов для моих портретов — шляпки, маски, украшения. Уже накопился целый шкаф аксессуаров для съемки, которые ждут своего часа.

— В Ваших портретах всегда есть воздух, его просто можно потрогать руками! Воздух и свет, что, наверное, одно из важнейших инструментов фотохудожника. Можете поделиться парой секретов? Как добиваетесь «воздуха»? Открытой диафрагмой, конечно, но ведь не только?

Еще очень любопытно, как Вам удается добиться фарфоровой кожи в портретах ренессансной серии? И скульптурности ткани и рук? Все это — свет? Или что-то еще?

— В нашем старом доме был потрясающий свет во второй половине дня и много окон. Пара рассеивателей, отражатели, и я получала нужный мне световой рисунок. Нет ничего лучше естественного освещения, на мой взгляд. Почти всегда снимаю на максимально открытой диафрагме, мои любимые линзы — старенький Гелиос 85*1,5 и Lensbaby, мне очень нравится размытость и воздушность, которую они дают. Дальше я дорабатываю снимок в Фотошопе, и, к сожалению, у меня нет универсального рецепта — каждый раз это новая последовательность действий. Главное — знать, что я хочу получить в конце.

— Что, на Ваш взгляд, самое важное в портрете? Когда Вы можете сказать сами себе: «Да! Вот это удалось! Это цепляет. Я передала то, что хотела»?

— Должна признать, что хороший портрет — это все-таки дело случая и везения. Нужно, чтобы совпало очень много факторов -это и интересный свет, и настроение модели, мое состояние, внимательность к деталям, удачный антураж и плюс тот самый случай (да и это еще далеко не все).

Зачастую я не могу сказать, чем именно мне нравится снимок, он просто трогает мое сердце, я чувствую в нем красоту. Я не обольщаюсь мыслью, что удачный портрет — это дело исключительно рук фотографа. Прекрасно понимаю, что повторить тот или иной кадр я не могу — значит, я этим не управляю, и это не совсем моя заслуга. Я благодарю Бога, когда у меня что-то получается.

— Ваши образы можно назвать классичными, романтичными, в чем-то готичными, нежными, поэтичными, обязательно — духовными… и вряд ли современными. Почему так получается? Каким Вы видите человека-чувствующего в современном мире? За какой духовный стержень можно зацепиться в огромном городе, таком как Нью-Йорк или Питер? Как это делаете Вы?

— «Красота в глазах смотрящего» — вы это видите (я бы даже сказала, чувствуете), а кто-то увидит совсем другое. Третий пройдет мимо. Несовременные? Может быть. Я вижу, что делаю не совсем то, что сейчас модно, и часто слышу, что у меня слишком простые работы. Так и есть. Мне нравится говорить в них о простых и самых важных вещах. Я женщина и мать — и говорю о том, что мне дорого, близко: о детских радостях и чистоте, их светлых надеждах, о внутренней красоте, женской нежности, мягкости и уязвимости, о материнстве и любви.

Я думаю, человек во все времена один и тот же, все мы живые и чувствующие — не важно, в Питере или Нью-Йорке, сейчас или сто лет назад. Духовный стержень — это то, что внутри человека, в наших сердцах, то, что закладывается в детстве — ценности, которые нам прививаются в семье, наша Вера. Я верю в Бога, люблю свою семью — детей, кошек, и не так важно, где мы находимся — главное, что мы вместе, и в нашем доме мир. Это дает мне силы идти вперед, жить, творить, радоваться.

— Пожалуйста, расскажите немного о себе. Знаю, что родились в Казахстане, потом переехали в Питер, а потом в Нью-Йорк. Какими судьбами такие переезды? Как живется в Нью-Йорке? Бываете ли на Родине?

— В Питер из Казахстана родители перевезли нас еще детьми, в Ленинградской области раньше жила семья маминого отца. Я училась в этом прекрасном городе и прожила в нем около 20 лет, считаю его своим домом и нежно люблю, тут родились наши дети. Позже возникла необходимость сменить климат для здоровья детей, и муж увез нас в Нью-Йорк. В этот город влюбляешься с первого взгляда — в нем есть свой особый дух и очарование, так же, как и у Питера. Дети ходят в школу, я оборудовала маленькую студию в доме и снимаю, когда появляется свободное время. Его теперь у меня не так много, в нашей семье прибавилось забот и радостей — родилась дочка.

По Питеру и близким очень скучаю, но пока обстоятельства не позволяют вернуться.

— Ну и в заключение, что бы Вы пожелали читателям Правмира?

— Пожелаю простых и очень нужных вещей — мира вашим домам и семьям, любви сердцам, и пусть в вашей жизни будет больше прекрасного.

С работами Алины можно познакомиться на веб-сайте: http://www.mayboroda.net

Интервью подготовила и провела Алена Гаспарян