Крест награда

Этносы

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Подробнее

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Подробнее

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Перевод:

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Перевод:

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой — Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню — с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание — это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне — крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно — с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

— пшеница (зерно) – 200 г
— очищенные орехи – 30 г
— мак – 150 г
— изюм – 50 г
— фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
— ванильный сахар – по вкусу
— мед и сахар – по вкусу
— сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, —
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

19 января 1973 г.

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

19 января 1979 г.

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года — Крещение Господне

Богоявление (Тит 2, 11-14; З, 4-7; Мф З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Награды Русской Православной Церкви

Наградную систему Русской Православной Церкви составляют две группы наград – богослужебно-иерархические награды и ордена, медали и грамоты. Награждение богослужебно-иерархическими наградами регулируется «Положением о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви», принятым на Архиерейском соборе 4 февраля 2011 года. «Положение об орденах, медалях и грамотах Русской Православной Церкви» в настоящий момент находится в разработке.

Богослужебно-иерархические награды, согласно регламентирующему их положению, — это «форма поощрения духовенства и монашествующих за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах». К ним относятся:

  • повышение в сане;
  • особые элементы литургического облачения;
  • отличия при совершении богослужения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ

1. Награды диаконов:

  • двойной орарь (не ранее чем через пять лет после хиротонии, правом награждения обладает епархиальный архиерей) – носится на левом плече поверх стихаря. Также двойным орарем может быть награжден диакон, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по богословию;
  • сан протодиакона (для белого духовенства; не ранее чем через пять лет после награждения двойным орарем; производится указом Патриарха Московского и всея Руси);
  • камилавка (не ранее чем через пять лет после возведения в сан протодиакона; производится указом Патриарха Московского и всея Руси) – носится за богослужением, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Цвет камилавки, установленный Положением – фиолетовый. Награжденный камилавкой протодиакон имеет право носить фиолетовую скуфью.

В сан архидиакона по должности возводят указом Патриарха старших иеродиаконов мужских монастырей (не ранее, чем через десять лет служения), а также протодиакона, возглавляющего диаконов при патриаршем служении.

2. Награды пресвитеров:

  • набедренник (не ранее чем через три года после хиротонии, правом награждения обладает епархиальный архиерей) — навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро. Также набедренником может быть награжден выпускник духовной семинарии или получивший степень бакалавра богословия при условии успешного окончания курса;
  • камилавка (для белого духовенства; не ранее чем через три года после награждения набедренником, правом награждения обладает епархиальный архиерей) — носится за богослужением, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Цвет камилавки, установленный Положением – фиолетовый. Награжденный камилавкой священник имеет право носить фиолетовую скуфью. Также камилавкой может быть награжден выпускник духовной академии или получивший степень магистра богословия при условии успешного окончания курса;
  • наперсный крест (не ранее чем через три года после награждения камилавкой (монашествующих — набедренником, правом награждения обладает епархиальный архиерей). Наперсным крестом также может быть награжден священник, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по богословию;
  • сан протоиерея (для белого духовенства; не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом или – в исключительных случаях – по должности и не ранее чем через десять лет после пресвитерской хиротонии). Эта и все последующие награды производятся указом Патриарха Московского и всея Руси;
  • палица (не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея или через пять лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через десять лет служения в сане пресвитера) — навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник — слева;
  • крест с украшениями (не ранее чем через пять лет после награждения палицей протоиереев или через семь лет — иеромонахов);
  • митра для протоиереев или сан архимандрита для монашествующих (не ранее чем через пять лет после награждения крестом с украшениями; при возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра) — носится исключительно во время богослужения;
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (не ранее чем через пять лет после награждения митрой;
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни). По указу Святейшего Патриарха храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;
  • патриарший наперсный крест (награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги по воле и указом Патриарха независимо от выслуги лет и предшествующих наград) — может носиться в качестве второго креста (в том числе и архиереями, награжденные патриаршим крестом до хиротонии). Награжденные патриаршим крестом имеют первенство чести перед клириками, не имеющими этой награды;
  • сан протопресвитера (награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги по воле и указом Патриарха).

Пресвитерской богослужебно-иерархической наградой, не входящей в последовательность награждения, является особый крест доктора богословия. Право ношения докторского креста предоставляется Святейшим Патриархом пресвитерам, защитившим диссертацию на соискание степени доктора богословия, а также докторов богословия, принимающим иерейский сан. Данный крест не может быть использован в качестве второго креста.

3. Награды епископата:

  • возведение в сан архиепископа (отличие – крест на клобуке);
  • возведение в сан митрополита (отличие – белый клобук с крестом).

Кроме того, существует ряд епископских наград, не входящих в последовательность награждения. Такими наградами являются:

  • право ношения второй панагии в пределах своего канонического удела (правом ношения двух панагий обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины);
  • патриаршая панагия (независимо от выслуги лет и предшествующих наград);
  • право преднесения креста за богослужениями (для митрополитов, имеющи право ношения двух панагий; правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах своего удела).

Все награды епископата возлагаются на награжденных по инициативе и решению Патриарха.

Особенностью действующего положения о наградах является исключение из последовательной наградной системы пресвитеров возведения в сан игумена. В настоящее время чин поставления во игумена совершается над иеромонахами, архимандритами и архиереями, назначенными Священным Синодом на должности настоятелей или наместников монастырей. При поставлении во игумена вручается посох. После оставления должности звание игумена сохранятеся в память о понесенных трудах.

Указанное положение также регламентирует награды для насельниц и настоятельниц женских монастырей:

  • возведение монахини в игуменское достоинство сразу после назначения Священным Синодом на должность настоятельницы монастыря (сопровождается возложением наперсного креста и вручением посоха). В случае оставления должости игуменское достоинство в память о понесенных трудах оставляется, но теряется право ношения наперсного креста и посоха;
  • для монахинь или игумений: возложение наперсного креста или креста с украшениями в качестве пресональной награды (за особые заслуги указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; право ношения сохраняется за монахиней или игуменией пожизненно);
  • для игумений: патриарший крест (в исключительных случаях, по инициативе и указом Патриарха независимо от выслуги лет и предшествующих наград).

В своей речи на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в феврале 2011 года в Москве, Патриарх Кирилл сказал: «нам следует уйти от механического подхода, когда каждые пять лет клирику дается очередная иерархическая награда. Само понятие награждения профанируется, когда присвоение степени является автоматическим. А в иных епархиях в промежутке между иерархическими наградами еще умудряются клирика наградить каким-нибудь орденом или медалью «к круглой дате». Присвоение очередной награды должно осуществляться не по выслуге лет, а на основании реально осуществляемой клириком работы. В порядке исключения богослужебно-иерархические награды могут присваиваться и в силу занимаемой клириком должности, что исторически ближе к понятию иерархических степеней».

ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Общецерковные награды — разновидность наград Русской Православной Церкви, определяемых «Положением о наградах Русской Православной Церкви»

В 1698 году императором Петром I был учрежден первый русский орден в честь святого апостола Андрея Первозванного. Награждение этим орденом производилось за военные подвиги и государственную деятельность. При императоре Павле I этот орден был пожалован митрополиту Гавриилу (Петрову). С того времени православное духовенство стало награждаться следующими орденами Российской Империи, которые при вручении освящались особым чином:

  • святого Андрея Первозванного;
  • святого Владимира, четырех степеней;
  • святого Александра Невского;
  • святой Анны, трех степеней;
  • святого Георгия Победоносца.

В XX веке Русская Православная Церковь учредила свои собственные ордена и медали. Первым из них стал орден святого равноапостольного князя Владимира, учрежденный в 1957 году к 40-летию восстановления Патриаршества в России.

Ныне к общецерковным наградам Русской Православной Церкви относятся:

  • ордена Русской Православной Церкви
  • медали Русской Православной Церкви
  • патриаршие знаки отличия
  • патриаршие грамоты
  • награды и знаки отличия синодальных учреждений
  • епархиальные награды и знаки отличия

Ордена

Ордена Русской Православной Церкви установлены в награду за заслуги на поприще духовном и гражданском и в поощрение ревности ко благу и пользе Святой Церкви и Отечества. Верховным начальником всех орденов Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх.

Русская Православная Церковь имеет следующие ордена:

  1. Орден святого апостола Андрея Первозванного
  2. Орден святого равноапостольного князя Владимира
  3. Орден Славы и чести
  4. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси
  5. Орден преподобного Сергия Радонежского
  6. Орден святого благоверного князя Даниила Московского
  7. Орден святой равноапостольной княгини Ольги
  8. Орден преподобного Серафима Саровского
  9. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  10. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского
  11. Орден святителя Макария, митрополита Московского
  12. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской
  13. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского
  14. Орден преподобного Андрея Иконописца
  15. Орден святого мученика Трифона
  16. Орден святого благоверного царевича Димитрия

Общее празднество для всех орденов устанавливается 21 ноября, в день святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Орденские знамена

Каждому ордену установлено орденское знамя, которое изготавливается по образцу церковных хоругвей и представляет собой прямоугольное полотнище (190см х 80см) с бахромой, висящее на перекладине и закрепленное на древке. Навершие знамени имеет купольную форму и увенчивается крестом (навершие знамени ордена Славы и чести крестом не увенчивается).

Цвета орденского знамени повторяют цвета ленты соответствующего ордена.

На лицевой стороне орденского знамени изображена звезда первой степени соответствующего ордена.

Орденское знамя изготавливается в одном экземпляре и хранится в орденском храме, указанном в статуте ордена, совместно с другими орденскими регалиями (знамя ордена Славы и чести — в Тронном зале Храма Христа Спасителя).

В день главного престольного праздника орденского храма знамя может выноситься для участия в Крестном ходе. Почетное право несения орденского знамени имеет орденоносец, назначенный орденским собранием.

Орденские собрания

Лица, награжденные орденами Русской Православной Церкви объединяются в орденские собрания.

Собрания формируются епархиальным архиереем из лиц, награжденных каждой степенью ордена. Количество членов собрания также определяется епархиальным архиереем.

Собрания несут попечение о благочестивой жизни своих членов, их участии в социальных программах Церкви, об оказании помощи детским домам, приютам, богадельням, местам призрения и всем в них содержащимся, о поддержании лиц, оказавшихся в местах лишения свободы и исправлении их нравственности. Собраниями определяются таковые заведения, выбираются ответственные орденоносцы по каждому из них.

Одним из важнейших направлений в деятельности собраний является забота о воспитании подрастающего поколения в вере Христовой, любви к Святой Церкви. В связи с этим собрания делают все от них зависящее для преподавания основ православной веры в школах, лицеях, институтах и прочих учебных заведениях в соответствии со светским законодательством.

Собраниям вменяется в обязанность постоянная забота, попечение о благолепии и помощь в содержании не только общецерковных орденских храмов, указанных в статутах каждого ордена, но и епархиальных, если таковые будут учреждены решением епархиального архиерея.

Председателем собрания является епархиальный архиерей.

Медали

Медали Русской Православной Церкви бывают следующих видов и по своей значимости располагаются в следующем порядке:

  1. Патриаршие медали, именуемые медалями соответствующих орденов (например, медаль ордена равноапостольного князя Владимира) или юбилейные медали;
  2. Патриаршие наградные знаки;
  3. Медали и наградные знаки синодальных отделов и учреждений;
  4. Епархиальные медали и наградные знаки.

Патриаршими медалями награждаются лица, послужившие на благо Церкви, но заслуги которых еще не столь велики и достаточны для пожалования их орденскими знаками. Патриаршие медали Русской Православной Церкви имеют одну степень (за исключением медали ордена Славы и чести) и располагаются в следующем порядке по старшинству:

  1. медаль ордена святого равноапостольного князя Владимира;
  2. медаль ордена Славы и чести;
  3. медаль ордена преподобного Сергия Радонежского;
  4. медаль «Патриаршая благодарность»;
  5. медаль ордена святого благоверного князя Даниила Московского;
  6. медаль ордена святой равноапостольной княгини Ольги;
  7. медаль ордена преподобного Серафима Саровского;
  8. медаль ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского;
  9. медаль ордена святителя Макария, митрополита Московского;
  10. медаль ордена святого благоверного князя Димитрия Донского;
  11. медаль ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской;
  12. медаль ордена преподобного Андрея Иконописца;
  13. медаль ордена святого мученика Трифона.

Медаль ордена святого равноапостольного князя Владимира

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25-26 декабря 2012 года.
  • За что награждаются: за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью, за полезные труды на благо Святого Православия.

Медаль ордена Славы и чести

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009 года.
  • Количество степеней: три.
  • За что награждаются: за личный вклад в и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами.

Медаль ордена преподобного Сергия Радонежского

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 1978 года.
  • За что награждаются: за церковные и миротворческие заслуги, за труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Медаль «Патриаршая благодарность»

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25-26 декабря 2012 года.
  • За что награждаются: награждаются лица, удостоенные Святейшим Патриархом особого Первосвятительского внимания.

Медаль ордена святого благоверного князя Даниила Московского

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси.
  • За что награждаются: за вклад в духовное возрождение общества.

Медаль ордена святой равноапостольной княгини Ольги

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25-26 декабря 2012 года.
  • За что награждаются: женщины за заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних.

Медаль ордена преподобного Серафима Саровского

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского.
  • За что награждаются: за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность.

Медаль ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.
  • За что награждаются: за миссионерские и просветительские труды.

Медаль ордена святого благоверного князя Димитрия Донского

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25-26 декабря 2012 года.
  • За что награждаются: за проявленное мужество при защите отечества, а также за оказание духовно-нравственной поддержки военнослужащим.

Медаль ордена святителя Макария, митрополита Московского

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова.
  • За что награждаются: за личный научный и организационный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения.

Медаль ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года в ознаменование 600-летия преставления преподобной Евдокии, в монашестве Евфросинии, великой княгини Московской.
  • За что награждаются: женщины за вклад в дело развития социального служения Церкви, церковно-общественную деятельность, за усердные труды на ниве укрепления духовно-нравственных основ в обществе, ревностной проповеди духовных и культурных ценностей, за труды на благо Русской Православной Церкви.

Медаль ордена святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 сентября 2012 года в ознаменование 100-летия со дня преставления святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского.
  • За что награждаются: за миссионерское и просветительское служение.

Медаль ордена преподобного Андрея Иконописца

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова.
  • За что награждаются: за участие в благоукрашении православных храмов, за долговременную и успешную работу в области иконописи, церковного зодчества, преподавательской деятельности в области иконописи и церковноархеологических дисциплин, издание книг по церковному искусству и благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение храмов.

Медаль ордена святого мученика Трифона

  • Учреждена: определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года.
  • За что награждаются: за деятельное участие в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими вредными явлениями, разрушающими здоровье человека и общества, за личное мужество в борьбе с распространением наркотиков.

Патриаршие знаки отличия

  1. Патриарший знак храмостроителя;
  2. Патриарший знак святой великомученицы Варвары;
  3. Патриарший знак Материнства.

Патриарший знак храмостроителя

  • Учрежден: указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 31 мая 2005 года.
  • Количество степеней: одна.
  • За что награждаются: за усердные труды в реставрации, строительстве и благоукрашении храмов, достойно продолжающие традиции русского храмового зодчества.

Патриарший знак святой великомученицы Варвары

  • Учрежден: указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15 июня 2006 года.
  • Количество степеней: две.
  • За что награждаются: за труды по духовно-нравственному оздоровлению общества, духовному возрождению России, по социальному обеспечению тружеников горнодобывающей отрасли и их семей, за вклад в повышение безопасности условий труда при освоении земных недр, за труды по восстановлению и строительству храмов и монастырей.

Патриарший знак Материнства

  • Учрежден: указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 октября 2006 года.
  • Количество степеней: две.
  • За что награждаются: за воспитание в традициях православной веры пятерых и более детей, за образцовое духовно-нравственное воспитание детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), за подвиг чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе.

Патриаршая грамота

Патриаршими грамотами награждаются клирики и миряне в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви. Награждение благословенными Патриаршими грамотами производится Святейшим Патриархом по представлению епархиальным архиереем соответствующего ходатайства.

Награды и знаки отличия синодальных учреждений

Синодальные учреждения Русской Православной Церкви могут учреждать свои медали, грамоты и знаки отличия, которые должны быть зарегистрированы в Наградной комиссии.

Епархиальные награды и знаки отличия

Автономные и самоуправляемые Церкви, экзархаты и митрополичьи округа могут учреждать собственные ордена и медали, при условии, что их наименования не будут совпадать с наименованиями общецерковных орденов и медалей. Такие ордена и медали подлежат регистрации в Наградной комиссии.

Украинская Православная Церковь учредила следующие награды:

  • Отличие Предстоятеля Украинской Православной Церкви
  • Ордена:
  1. святого апостола Андрея Первозванного
  2. преподобных Антония и Феодосия Печерских
  3. святого равноапостольного князя Владимира
  4. святого князя Киевского Ярослава Мудрого
  5. преподобного Нестора Летописца
  6. преподобного Агапита Печерского
  7. преподобного Ильи Муромца
  8. преподобного Иова Почаевского
  9. апостола Иоанна Богослова
  10. святителя Феодосия Черниговского
  11. святителя Димитрия Ростовского
  12. святителя Петра Могилы
  13. великомученика Георгия Победоносца
  14. святителя Луки Крымского
  15. святителя Николая Чудотворца
  16. «Рождество Христово»
  17. равноапостольной княгини Ольги
  18. святой великомученицы Варвары
  19. святой праведной Анны
  20. святой великомученицы Екатерины
  21. преподобной Анастасии Киевской
  22. Почаевской иконы Божией Матери
  • Медали:
  1. преподобных Антония и Феодосия Печерских
  2. святого равноапостольного князя Владимира
  • Благословенную Грамоту Предстоятеля Украинской Православной Церкви
  • Юбилейные ордена:
    1. «Рождество Христово — 2000»
    2. «1020 лет Крещение Киевской Руси»
  • Юбилейные медали:
    1. «Рождество Христово — 2000»
    2. «Харьковский Собор — 10 лет»
    3. «Харьковский Собор — 15 лет» (1992-2007)

    Белорусская Православная Церковь учредила:

    • орден Креста преподобной Евфросинии Полоцкой

    Русская Православная Церковь Заграницей учредила:

    • Синодальный Знаменский орден

    Епархии Русской Православной Церкви могут учреждать свои медали, грамоты и знаки отличия Епархиальными наградами награждаются лица, понесшие значительные труды на благо той или иной епархии Русской Православной Церкви.

    Использованные материалы

    • «Положение о наградах Русской Православной Церкви», принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года:
    • «Общецерковные награды Украинской Православной Церкви», страница сайта Симферопольского благочиния :
    • Українська Православна Церква. Нагороди і титули: Довідково-енциклопедичне видання /Уклад.: Болгов В.В., Болгов І.В. — К.: Інститут біографічних досліджень, 2009.:

    документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года, текст:

    «Состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, от 4 апреля 2017,

    Пиары

    Смотреть что такое «Пиары» в других словарях:

    • Пиары — Пиаристы Полное название Орден бедных регулярных христианских школ во имя Божией Матери Латинское название Ordo Clericorum Regularium Pauperum Matris Dei Scholarum Piarum Сокращение S.P., Sch.P. Церковь Католическая Церковь … Википедия

    • ПИАРЫ — ПИАРИСТЫ или ПИАРЫ (лат.). Орден монахов, учрежденный в XVII, в., с целью обучения бесплатно юношества; они называли себя patres piarum scholarum. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    • Конгрега́ция — (лат. congregatio союз, соединение) в католицизме монашеская организация, не имеющая статуса монашеского ордена. История Основной формой монашеской жизни в католической церкви эпохи средневековья были монашеские ордена, однако уже начиная с XIII… … Католическая энциклопедия

    • Конгрегация (католицизм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Конгрегация (значения). Конгрегация (лат. congregatio союз, соединение) в католицизме совокупность, союз или организация монастырей, следующих одному и тому же уставу;… … Википедия

    • Пиаристы — в Польше пиары (Piarzy), в Италии Scolopii, в Испании Scolopiosi, или отцы благочестивых школ (patres scholarum piarum), католич. монашеский орден, члены которого сверх обычных обетов принимают еще обет безвозмездного обучения юношества. Орден П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    • Панявежис — Координаты: 55°43′30″ с. ш. 24°21′00″ в. д. / 55.725° с. ш. 24.35° в. д. … Википедия

    • Список католических орденов и конгрегаций — Список католических монашеских орденов и конгрегаций Название Вариант названия Аббревиатура Год основания (роспуска) Основатель Одеяния Августинцы O.A.D. Августинцы … Википедия

    • Иосиф де Каласанс — Ф. Гойя «Последнее причастие Иосифа де Каласанса». Иосиф де Каласанс, Иосиф Каласанский … Википедия

    • Западное монашество — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи. См. также: Монашество Содержание … Википедия

    • История Радома — Основная статья: Радом Содержание … Википедия

    • Паневежис — Город Паневежис лит. Panevėžys … Википедия

    О церковных наградах

    Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются разнообразными наградами, каждая из которых имеет свою историю и свое символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид. Иерархия Православной Церкви состоит из трех ступеней: диаконской, пресвитерской и епископской. Поэтому священнослужители могут быть поощрены только присущими своему иерархическому уровню наградами.
    Первой наградой для диаконов Русской Православной Церкви является двойной орарь. В древней церкви это был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом — талесом. Некоторые историки предполагают, что эта одежда имеется в виду в Апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе «ризы белы» (Откр. 4, 4).
    Следующей наградой для женатых диаконов является возведение в сан протодиакона. Иеродиаконы, то есть диаконы-монахи, возводятся в сан архидиакона. В сан архидиакона в исключительных случаях может быть возведен и женатый протодиакон. Протодиаконы могут быть награждены камилавкой.
    Первой наградой для священника (иерея, пресвитера, иеромонаха) является набедренник, продолговатый прямоугольный плат с нашитым крестом, который носится во время богослужения на правом бедре и символизирует духовный меч Слова Божьего. В Русской Церкви набедренник известен с XVI столетия; в качестве награды стал употребляться в средине XIX века.
    Второй наградой белого священника является скуфья фиолетового цвета. Вообще, скуфья — головной убор, обычно, темного цвета, который имеют право носить все священно- и церковно-служители вне богослужения. Фиолетовая скуфья — награда священника; она надевается во время богослужения как часть облачения и должна сниматься в некоторые наиболее возвышенные моменты церковной службы.
    Следующей наградой для белого священника является камилавка также фиолетового цвета. Первоначально это была простая шапка из верблюжьей шерсти, которая постепенно приняла форму расширяющегося кверху цилиндра. Черную камилавку имеют право носить все монахи. Фиолетовая является наградой для священников и надевается во время богослужения. Иногда священники изготавливают камилавки не только фиолетового цвета, но и красные, синие, лиловые и даже зеленые под цвет облачения, в котором совершают богослужение; это считается вполне допустимым.
    Следующей наградой для иерея является наперсный крест, называемый в просторечии «протоиерейским», «золотым» или «павловским» крестом. Эта награда была учреждена императором Павлом в 1797 г. как знак отличия, выдаваемый для протоиереев и заслуженных священников: это были четвероконечные серебряные позолоченные кресты. Современный наперсный крест является видоизмененным «павловским» крестом.
    Восьмиконечный крест, который вручается каждому священнику при его рукоположении, не является наградой, а служит принадлежностью иерейского сана. Эти кресты учреждены указом императора Николая II в 1896 г. в память о его коронации. До 1896 г. рядовые священники Русской Православной Церкви наперсных крестов не носили. Исключение составляли бронзовые наперсные кресты, учрежденные в память Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны 1854-1856 гг., которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита.
    Высшей наградой для белого священника является возведение в сан протоиерея; в старину на Руси он назывался протопопом. Иеромонахи возводятся в сан игумена, а игумены — в сан архимандрита. Одежда архимандрита отличается так называемыми скрижалями, нашитыми на четыре угла мантии.
    Первой наградой для протоиерея является палица. Первоначально она была непременным элементом архиерейского облачения, впоследствии в качестве награды стала выдаваться за служенным протоиереям. Палица носится там, где ранее носился набедренник, который при этом переносится на левую сторону.
    Следующей наградой для протоиереев является «крест с украшениями». Первоначально он также был принадлежностью архиерейского сана, заменив в XVIII столетии кресты-энколпионы, в которых хранились мощи и другие святыни. Энколпионы, изготовленные из меди, серебра или золота, могли носить даже миряне. Драгоценные энколпионы носили цари и митрополиты. В 1842 г. императрица Елисавета Петровна наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Лубянского. Такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II. С 1820 г. за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным «кабинетными» крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан. Наперсными крестами особого вида с 1808 г. награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 г. такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.
    Следующей после креста с украшением наградой для протоиерея является митра, которая также является принадлежностью архиерейского сана. Отличие состоит только в том, что протоиерейская митра не имеет креста, которым увенчана митра архиерейская. Для архимандритов с 1667 г., так же как для епископов, митра не является наградой, а служит непременной частью облачения. Митра, известная с глубокой древности, изменилась более других частей облачения. Первоначально это была повязка, изображавшая кидар ветхозаветного первосвященника и символизировавшая терновый венец Спасителя. Первоначально в России крестом увенчивались только две митры: московского митрополита Филарета и Санкт-Петербургского — Исидора. Затем митры с крестами в навершии стали надевать все митрополиты в отличие от епископов и архиепископов. В конце XX столетия крест появился на митрах всех архиереев без исключения.
    Наградой для митрофорных протоиереев является право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, а для тех, кто это право уже имеет, — с отверстыми Царским вратами до «Отче наш». Эта награда приближает богослужение к архиерейской службе.
    Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшением, после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.
    Менее всего наград предусмотрено для высшего иерархического уровня Церкви — епископата. Признание заслуг епископа выражается в возведении в сан архиепископа; архиепископ может быть возведен в сан митрополита. Архиепископы и митрополиты носят на клобуках кресты, которые в прошлом были бриллиантовыми. Митрополит носит мантию голубого цвета, в то время как епископы и архиепископы облачаются в фиолетовые мантии. Кроме того, кафедра архиепископов и митрополитов на одну ступень выше, чем епископская кафедра. Все это, впрочем, не является наградами, а составляет знаки отличия.
    В Российской Империи с конца XVIII столетия священнослужители наряду с мирянами могли быть представлены к государственным наградам. Священнослужители достаточно часто награждались государственными орденами в соответствии со статутом каждого ордена. В настоящее время существуют особые церковные ордена и медали, которыми могут быть награждены как священнослужители, так и миряне Русской Православной Церкви. В настоящее время существует одиннадцать церковных орденов:
    1. Орден святого равноапостольного князя Владимира 3-х степеней, учрежден в 1958 г.
    2. Орден преподобного Сергия Радонежского 3-х степеней, учрежден в 1978 г.
    3. Орден святого апостола Андрея Первозванного, учрежден в 1988 г.
    4. Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней, учрежден в 1988 г.
    5. Орден святой равноапостольной к нягини Ольги 3-х степеней, учрежден в 1988 г.
    6. Орден святого мученика Трифона 3-х степеней, учрежден в 1995 г.
    7. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, 3-х степеней, учрежден в 1996 г.
    8. Орден святого благоверного царевича Димитрия Угличского, учрежден в 1997 г.
    9. Орден святителя Макария, митрополита Московского, учрежден в 2001 г.
    10. Орден преподобного Андрея Рублева 3-х степеней, учрежден в 2001 г.
    11. Орден преподобного Серафима Саровского 3-х степеней, учрежден в 2004 г.
    Клирики и миряне могут быть награждены медалями, входящими в капитул соответствующих орденов: преподобного Сергия Радонежского 2-х степеней, преподобного Андрея Рублева, благоверного князя Даниила Московского, равноапостольной княгини Ольги, святителя Иннокентия Московского, преподобного Серафима Саровского.
    Кроме того, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила два ордена: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Нестора Летописца, а Белорусская Православная Церковь — орден Креста преподобной Евфросинии Полоцкой.
    Высшей наградой является орден апостола Андрея Первозванного, что соответствует положению одноименного ордена среди государственных наград Российской Федерации. Статут некоторых орденов предусматривает награждение за заслуги в каком-то одном направлении церковной деятельности. Так, например, орденом святителя Иннокентия награждаются священнослужители и миряне за заслуги в миссионерском служении; орденом святителя Макария отмечаются заслуги в области церковной науки. Орден святой равноапостольной княгини Ольги предназначен для награждения женщин.