Кризис 7 лет ребенка

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

ИНТЕРЕСНО: средний вес и рост ребенка в 7 лет по данным ВОЗ

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • привыкание к учебным нагрузкам;
  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

  • наигранность;
  • вертлявость, неусидчивость;
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
  • передразнивание взрослых;
  • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
  • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

  • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
  • ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
  • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

Самостоятельная диагностика

Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет:

  1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
  2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
  3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
  4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
  5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
  6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
  7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
  8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
  9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
  10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

  1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
  2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
  3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

Причины кризиса

Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: календарь кризисов детского возраста В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

Конфликт между потребностями и окружающей средой

Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

ИНТЕРЕСНО: почему ребенок в 8 лет часто врет?

Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться – хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

Что делать родителям?

Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего – не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку – забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

Право на собственные решения

Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если ребенок в 7 лет не слушается родителей?

Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать – наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.

Сохранение детства

В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи – например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

Базовые рекомендации

При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

  • объясняли;
  • слушали;
  • советовались;
  • исключили насилие;
  • предоставляли личное время;
  • не относились к ребенку как к собственности.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка материться и стоит ли наказывать?

Объяснять

Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

Слушать

Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: что делать, если старший ребенок ревнует к младшему?).

Советоваться

Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

Следует интересоваться мнением сына или дочки – планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.

Исключить насилие

Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

Предоставлять личное время

Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок ворует деньги у родителей и как его можно отучить?

Не относиться к ребенку как к собственности

Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: польза и вред компьютера для детей

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ материал (младшая группа) по теме

Тема: КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

1.основные феномены кризиса трех лет;

2.личностные новообразования в период кризиса;

3.рекомендации родителям.

ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ:

КОПЫЛОВА Т.Н.

К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период называется кризисом трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношение с окружающими людьми. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: «Я сам!» Ребенок пытается самоутвердиться.

Симптомы кризиса:

1.НЕГАТИВИЗМ—это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.

НАПРИМЕР: ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр – это масло, синее – это зеленое, а собака – это лев и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его мнение резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, отношением человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.

2. УПРЯМСТВО – его следует отличать от настойчивости.

НАПРИМЕР: ребенок хочет какой – нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.

Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

3. СТРОПТИВОСТЬ – этот симптом является центральным для этого кризиса. Поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

4.СВОЕВОЛИЕ:

Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей.

1.- бунт против окружающих. Он находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

2. – обесценивание ребенком личности близких. Малыш может обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.

3.- деспотичное подавление окружающих – это встречается в семьях с единственным ребенком. Вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики им пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

В тоже время их личностное развитие происходит нормально.

РАЗЛИЧАЮТ: субъективный кризис – это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми.

Объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором проявляются личностные новообразования (он невсегда сопровождается негативным поведением).

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Собственное Я ребенка становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Раньше его интересовали, прежде всего, предметы, он сам поглощен своими предметными действиями, они закрывали фигуру взрослого и собственное Я ребенка. В кризисе происходит новое открытие себя и взрослого.

Новообразование кризиса трех лет — это появление «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я и следствие этого – самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Формируются новые отношения со взрослыми.

Положительное значение новых отношений со взрослыми:

стремление к достижению результата своей деятельности: дети непросто манипулируют предметами, но настойчиво ищут новый способ решения задачи.

неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Описанный поведенческий комплекс назван «гордостью за достижения» и охватывает три сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям и к самому себе. Суть этого новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но и сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки – взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя.

Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Успех или неуспех – это всегда результат, замеченный и оцененный кем – то, это признание в чьих – то глазах, перед лицом кого – то другого. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания.

Становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Советы взрослому:

1.Стараться поддержать ребенка в его самоутверждении, этим Вы поможете сформировать такие качества, как инициативность, предприимчивость (а не чувство вины и зависимости).

2. Избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле.

3.Способствуйте формированию эмоциональной реакции на похвалу, которая лежит в основе развития самооценки, отношения к самому себе и к своим качествам (чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что).

4.Стимулировать пробуждение нравственных чувств, основанных на альтруизме, бескорыстии (в этом случае быстрее формируются внутренние моральные побудители – совесть).

5.Демонстрируйте образцы уверенного, культурного поведения в ответ на агрессию ребенка, будьте ему примером.

6.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку, чаще обращайтесь к нему по имени.

7.Проводите больше времени с ребенком, чаще используйте телесный контакт сопровождая словами нежности.

Кризис семи лет у ребенка: симптомы, признаки, причины

Кризис 7 лет у ребенка связан, в первую очередь, с новым этапом развития и жизни – поступлением в школу. Появляется чувство взрослости, познавательный интерес и новый вид взаимодействия со взрослым и сверстниками, направленный на приобретение знаний.

Вместе с тем первоклассник начинает ощущать на себе новые нагрузки и возникновение ответственности, поэтому своим поведением как бы демонстрирует взрослым, что он – все еще ребенок. Гримасничает, кривляется, капризничает. Главная задача родителей – не взваливать малыша сразу много новых обязанностей, но и мягкими методами показать, что вернуться в детский сад уже нет никакой возможности.

Кризис семи лет возникает в связи с естественным этапом развития ребенка и его психики. К 7 годам он начинает понимать, что у него теперь другие функции: раньше он играл, а теперь нужно получать знания, выполнять определенные задачи. Главная причина кризиса 7 лет – конфликт между малышом и обществом: он хочет быть взрослым, старшие говорят ему, что он – взрослый, но продолжают относиться к нему как к маленькому.

У первоклассника формируется внутренняя позиция школьника – совокупность потребностей познания и общения со взрослыми на новом уровне. Для того чтобы их реализовать, необходимо трансформировать свое поведение, но сделать это резко и сразу не получается.

Факторы, провоцирующие более яркие проявления кризиса:

  • Гиперопека. Родители отказываются признавать, что ребенок стал более самостоятельным, продолжают с тревогой контролировать его и на каждом шагу предупреждать об опасностях.
  • Авторитарный стиль воспитания. Мама и папа пытаются подавить старания первоклашки стать самостоятельным, не позволяют принимать ему решения даже в мелочах.
  • Состояние здоровья. У детей с неврологическими диагнозами кризис семи лет может проходить более заметно.

Продолжительность кризисного периода

Кризис семи лет у детей может длиться от пары месяцев до года. Примерные возрастные рамки – от 6,5 до 7,5 лет. Обычно чем кризис длится дольше, тем более спокойно протекает, и наоборот – короткий проходит очень интенсивно. У девочек кризис 7 лет протекает обычно ярче, чем у мальчиков.

Симптомы кризиса

В психологии кризис 7 лет у ребенка не такой яркий, как кризис трех лет и подросткового периода, но он имеет свои особенности и симптомы. В возрастной психологии отмечается, что среди них есть как заметные всем вокруг, так и те, которые переживаются ребенком только внутренне.

Признаки кризиса 7 лет:

  • Наигранность поведения. Ребенок время от времени демонстративно хохочет, вычурно говорит и странно ходит. Он пытается обратить на себя внимание взрослых, показать им, что он еще в периоде детства и от него не нужно очень многого ожидать. Одновременно снимает таким поведением свое психическое напряжение.
  • Неусидчивость. В связи с новыми учебными нагрузками иногда значительно снижается концентрация внимания, возникает непреодолимое желание бегать и прыгать. Если кризис попал на период, когда ребенок уже пошел в первый класс, то этот симптом также связан с недостаточной физической активностью из-за необходимости сидеть за партой.
  • Передразнивание взрослых и паясничанье. Эта характеристика кризиса 7 лет часто служит своеобразной защитной реакцией от родительских слов о важности учебы и наставлений по поводу правильного поведения.
  • Повышенная утомляемость. Малыш в период кризиса 7 лет усиленно растет, а мозг испытывает колоссальные нагрузки, поэтому работоспособность у первоклашек и дошкольников подготовительной группы детского сада не такая высокая, как хотелось бы учителям и родителям.
  • Болезненная реакция на критику. Семилетке хочется быть взрослым, а когда его критикуют, он чувствует себя беззащитным и маленьким, поэтому горько расстраивается.
  • Рассеянность связана с утомляемостью, мозг просто не успевает за тем потоком информации, который ему необходимо переработать: куда нужно пойти, во сколько, что положить в рюкзак, какие задания выполнить и многое другой.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка обычно замечают родители, иногда – педагоги. Если они вовремя успевают сориентироваться в ситуации и начать вести себя иначе, то у ребенка снижается тревожность и он продолжает успешно развиваться, хотя кризис продолжается.

Определить кризис семи лет вполне под силу самим родителям, если они достаточно внимательны к своему чаду и замечают изменения, которые с ним происходят. Например, можно воспользоваться анкетой всего из 10 вопросов. Для ответа на каждый из них нужно использовать следующую шкалу:

1 – утверждение полностью подходит к актуальному состоянию ребенка, явление постоянно повторяется;
2 – явление носит периодический характер;
3 – утверждение полностью не подходит для описания поведения и состояния ребенка.

Анкета:

  1. Поведение малыша кардинально изменилось в последние полгода.
  2. Он начал грубить старшим и постоянно им перечить.
  3. Практически перестал интересоваться развивающими и обучающими занятиями в садике и системе дополнительного образования.
  4. Практически перестал сам играть игрушками, зато стал более активно взаимодействовать со сверстниками.
  5. Старшие дети интересуют его больше, чем сверстники и те, кто младше.
  6. Любит играть «в школу».
  7. Часто конфликтует с членами семьи.
  8. Упрямство, которое проявляется в попытках отстоять свое мнение во что бы то ни стало.
  9. Кривляется, паясничает, вычурно смеется и разговаривает.
  10. Пытается подражать взрослым в высказываниях и поведении.

Если удалось набрать от 10 до 20 баллов, то кризис семи лет на лицо, родителям непременно нужно немного подстраивать свое отношение к ребенку под его новое состояние и изменять тактику поведения при взаимодействии с ним. Если набрано от 5 до 10 баллов, значит, кризис или только начинается, или уже подходит к своему завершению. При 0-5 баллах кризисное состояние отсутствует, оно или возникнет позднее, или уже прошло.

Результат кризиса

В результате кризиса 7 лет, согласно теории Выготского, у первоклассника формируется новая структура личности. Ведущая деятельность становится учебной. Общение со взрослыми выходит на новый уровень – они становятся нужны для реализации познавательного интереса. Взаимодействие со сверстниками разнообразное, но в него также включается новый момент – деловое общение.

Среди личностных новообразований: внутренняя позиция школьника, возрастающий уровень самостоятельности, качественные изменения в мышлении – постепенно оно преобразуется в словесно-логическое. Другие психические процессы также развиваются:

  • память из механической превращается в произвольную и опосредованную;
  • воображение становится шире и ближе к реальности за счет накопления жизненного опыта;
  • внимание в большей степени сконцентрировано и осознанно.

Детский кризис 7 лет – это не время издевательства над родителями, как им это может показаться, а нормальный этап развития человека. Без этого периода не произошло бы всех тех личностных новообразований и изменений в психике, которые необходимы для качественной учебы.

Нежелательные действия со стороны родителей

Если во время кризиса родители будут вести себя неправильно, то их действия могут помешать нормальному развитию первоклассника. Вместо внутренней позиции школьника и развития психических процессов у ребенка сформируется низкая мотивация и самооценка. Что делать в период кризиса 7 лет родителям не стоит?

  • Кричать на ребенка. Это демонстрирует унижение и неуважение к человеку, хоть он пока и не взрослый. Кроме того указывает на бессилие родителей, раз договориться спокойно они не в состоянии.
  • Критиковать педагогов в присутствии ребенка, даже если кажется, что он занят своими делами и не слушает. Мнение родителей обязательно отложится на сознании ребенка. В этом случае спрашивать его о том, почему он не слушается учительницу, нет смысла, это и так понятно: мама же говорит, что «она – глупая», так зачем ее слушать?
  • Нарушать правила, установленные для ребенка. Если ему запрещается есть перед телевизором, то и мама с папой делать этого не должны.
  • Физически наказывать. Это унижает и также демонстрирует беспомощность родителей в воспитании.
  • Сравнивать с другими детьми. Это обидно, понижает самооценку и приводит к новому витку конфликта с родителями в период кризиса.
  • Игнорировать школьные проблемы. Если первоклассник обратился к родителям за помощью, то они должны сделать все, чтобы помочь ребенку в них разобраться.

Избегая подобных действий, родители смогут вырастить сознательного и уверенного в себе человека. Эти правила работают не только в кризис, но и в другие периоды жизни.

Мои рекомендации родителям

Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:

  • В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
  • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
  • Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
  • По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
  • Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего — нет.
  • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
  • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
  • Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.

Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.

Кратко, кризис семи лет в возрастной психологии – это важный период для формирования у ребенка качеств, необходимых для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Его личность качественно преобразуется, изменяется самосознание, восприятие мира, общение со взрослыми и сверстниками, модернизируются психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

В зависимости от поведения родителей в период кризиса, ребенок будет расти или уверенным и способным, или тревожным и немотивированным.

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Кризис 7 лет у детей. Краткое пособие для родителей

Кризис у ребенка 7 лет является непростым моментом для всех. Еще вчерашние детсадовцы вдруг становятся серьёзными школьниками. Количество обязанностей возрастает, происходит изменение режима дня, по-другому начинают относиться старшие. Не удивляет, что для детской психики все это становится потрясением.

Кто-то из родителей предпринимает попытки подавления кризиса. Другие же воспринимают его слишком спокойно. Но ни один из таких подходов нельзя назвать правильным. Надо прожить этот коллапс и определиться с правильным поведением, не травмирующим психику ребенка, и не допустить появления комплексов, которые разрушают личность.

Суть кризиса

Кризис 7 лет обусловлен тем, что в жизни ребенка заканчивается дошкольный период и начинается младший школьный. Многим родителям кажется, что они хорошо понимают то, что переживает их чадо: идет адаптация к учебе, создающая сложности.

В семь лет у ребенка не просто изменяется образ жизни. Начинается осознание своего социального «я», предпринимаются попытки установления наиболее тесных контактов с окружением, уходит наивное и непосредственное восприятие действительности. Теперь он воспринимает себя не просто как физически существующий человек, но и как человек со своими психическими особенностями, своим внутренним миром, отличающим его от других людей.

Подобные многообразные новые ощущения повергают ребенка в шоковое состояние. И в этих условиях еще нужно влиться в жизнь школы, реагируя на вызовы окружения.

В 7 лет у ребенка происходит формирование психологических новообразований, определяющих сущность этого кризиса. Они чётко прописаны в психологии и выражаются:

  • произвольностью;
  • осмыслением своих переживаний;
  • подчинением взаимных отношений определенным требованиям;
  • вступлением в наиболее широкую социальную общность

Из новообразований формируются основа кризиса 7 лет и причины проблем ребенка и окружающих его людей.

Ведущей деятельностью этого возраста является учебная деятельность, предполагающая, что ребенок осваивает обобщенные способы действий в системе научных понятий.

Выдающиеся психологи XX века Д. Б. Эльконин и Л. С. Выготский описывали в своих научных трудах особенности этого возрастного периода у детей, связанного с кризисом 7 лет.

Следуя теории Эльконина, учебная деятельность является трижды социальной:

  1. По содержанию (у ребенка происходит усвоение социокультурного опыта);
  2. По смыслу (значимость обучения и оцениваемость его обществом);
  3. По форме (регуляция посредством социальных правил и норм).

Выготским выделены черты, характеризующие кризис 7 лет:

  • у переживаний появляется смысл (когда ребенок сердится, он осознает, что сердится)
  • обобщаются переживания, появляется логика чувств (когда ситуация повторяется много раз, ребенок ее обобщает)

Самая явная черта данного кризиса, как считает Выготский, — начинающиеся различия между внутренней и внешней сторонами личности ребенка. В это период заканчивается формироваться воображение, образное мышление, внимание и произвольная память. Ребенком выстраивается система, позволяющая ему осознавать, что «хорошо», а что нет. В основе этой системы факторы внешней среды, свои внутренние чувства и взаимоотношения. Ребенок теперь отличает плохое от хорошего. Начинается формирование самооценки, ребенок воспринимает себя как личность не только среди членов своей семьи, но и в обществе.

Признаки

Родителям помогут знания о проявлениях возрастного кризиса, чтобы они могли убедиться, что он настал, и не приняли за признаки кризиса другие, контекстные личные трудности.

Симптомы:

  1. не хочет слушаться и не реагирует на просьбы, допускает своеволие;
  2. желает, чтобы его считали взрослым (не играет с младшими, пытается подражать старшим);

  3. проявляет упрямство и строптивость, демонстрирует капризы;
  4. обнаруживает болезненную реакцию при любой критике;
  5. демонстрирует негативное восприятие всего;
  6. резко меняет настроение;
  7. обнаруживает свои действия и слова (обзывает осознанно), открыто может выражать свой протест;
  8. позволяет себе обесценивание прежних идеалов: может сломать дорогую для себя игрушку, использует запрещенную лексику, проявляет жестокость и деспотичность.

Набор должен включать не меньше трех-четырех симптомов кризиса семилетнего возраста. Иначе они будут иллюстрировать не возрастной кризис, а лишь контекстный случай. К примеру, после тяжелого дня, переутомления и усталости ребенок может к вечеру стать капризным, отказываться ложиться спать в привычное время. Но это не признак того, что настал кризис семилетнего возраста.

Зачастую в 7 лет, когда родители неправильно относятся к этому жизненному этапу ребенка или ребенок не подготовлен к школьному этапу, у последнего может развиваться определенный симптомокомплекс. Если его своевременно не обнаружить, он впоследствии обернется многочисленными хлопотами.

В условиях наступившего кризиса поначалу появляется протест (против того, что изменились социальные роли, стало другим поведение родителей, пришли в жизнь новый режим, школа, учитель). Для страданий нужен выход, и они проявляются в протесте (ребенок не делает уроки, отказывается идти на занятия, не выполняет то, что требует учитель). Это выражается и в соматических проявлениях (подскакивает давление, появляется холодный пот, учащенно бьется сердце, снижается способность к работе, ослабляется внимание). Невротизация — конечный пункт в этой цепочке, с нею требуется посещение специалиста.

Сроки

Многие, ошибаясь, думают, что кризис 7 лет наступает, когда ребенку исполнилось 7 лет. Или когда он в первый раз отправляется учиться и начинает видеть суровую реальную действительность.

Проявления кризиса происходят у шести-семилетних детей. Это обусловлено стремлением родителей позаботиться об их подготовленности к учебе загодя. В детсаду требования становятся более серьезными. Ребенок начинает посещать «школу будущего первоклассника» и не может не почувствовать, что предстоят изменения, и, если все это происходит неожиданно в его жизни, формирование психических новообразований может начаться еще до того, как дитя отправится в первый класс. Случается и так, что сложности осознаются детьми через промежуток времени. Кризис наступает тогда, когда детская психика к нему не подготовлена.

Кризис не может случиться в одночасье. Постепенно происходит нарастание трудностей, сходное с комом снега. Вначале сформируется одно новообразование и появится симптоматика, им обусловленная. Позже обнаружит себя второе и так далее.

По утверждениям специалистов-психологов длительность кризиса 7 лет равна шести-семи месяцам и обусловлена особенностями психики ребенка.

Краткие рекомендации психолога по поведению родителей в период кризиса 7 лет

Итак, время кризиса 7 лет настало, и как с этим быть? Однозначно ситуация не должна быть пущена на самотек с ожиданиями, что всё пройдет. Специалисты дают конкретные советы, как должны вести себя родители и педагоги, чтобы пережить кризис 7 лет вместе с ребенком без психологических травм и проявления конфликтов.

Что следует делать:

  1. Замена требований просьбами.
  2. Совместное следование новым правилам.
  3. Постепенная замена игр на учебную деятельность. Должно оставаться время для игр.
  4. Уважение выбора ребенка. Выслушивание его мнения. Аргументирование своих отказов. Предоставление хоть незначительной свободы.
  5. Обучение на своих ошибках (позвольте лечь позже, а утром, когда он почувствует себя нехорошо по причине недосыпания, обратите на это внимание).
  6. Достаточное время на помощь по выполнению домашних заданий.
  7. Совместное следование режиму дня.
  8. Обсуждение событий прошедшего дня, испытанных им эмоций, оценка поступков.
  9. Поддержание связи с учителем, совместное решение проблем.

10 запретов для родителей. Не допускайте:

  1. Повышения голоса;
  2. Критики учителя и других взрослых при ребенке;
  3. Нарушений правил, установленных для соблюдения;
  4. Обращений по любому поводу в поликлинику или на консультацию к психотерапевту;
  5. Отношения как к малышу. Поймите и примите самый первый этап взросления;
  6. Паники, самообвинений в том, что неправильно воспитываете;
  7. Физических наказаний;
  8. Ограничений общения с ровесниками;
  9. Сравнений с другими, критики — только мягкие (исключительно, когда рядом нет посторонних!) указания на ошибки;
  10. Игнорирования школьных проблем (идет ли речь об успеваемости или конфликтах в классе);

Если кризис 7 лет превращается в настоящую катастрофу, у родителей может возникнуть необходимость в помощи педагогов. Важно поставить их в известность о существовании проблемы. Они окажут ребенку помощь в адаптации, организуют индивидуальную работу с ним. Педагог задумается о необходимости большего внимания для ребенка, изменении требований.

Гендерные различия

Кризис 7 лет неодинаково воспринимают девочки и мальчики. Об этом обязательно должны знать родители для корректирования своей поддержки в этот особенный период. Детьми этого возраста уже осознаются гендерные особенности, и это отражается в их поведении.

Последствия

Если кризис 7 лет благополучно пройден, благодаря этому начнут формироваться положительные паттерны поведения и психические новообразования:

  • ребенок станет серьезно, со всей ответственностью относиться к учебе;
  • обогатится его эмоциональная палитра;
  • осознает социальные роли;
  • появятся увлечения.

Если кризис 7 лет осложняют незнание родителей, конфликтные ситуации в классе, внутрисемейные сложности, это может негативно отразиться на психическом состоянии ребенка и обернуться отрицательными последствиями. Ребенок:

  • потеряет интерес к учебе;
  • будет обостренно воспринимать критику;
  • будет иметь низкую самооценку;
  • разовьются комплексы;

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.).

Как проявляется возрастной кризис 7 лет?

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности:

  • нарочитость
  • нелепость
  • искусственность поведения
  • паясничанье
  • вертлявость
  • клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  9. Поощряйте общение со сверстниками.
  10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
  14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Надеемся, что эта информация поможет вам пережить кризис 5-7 лет ребенка без особых проблем.

Использованная литература:

Об авторе: Е.А. Дудова, воспитатель, МБДОУ д/с №56 «Гусельки», г.Тамбов.