Кто мой ближний?

Близкий человек (Сочинение на свободную тему)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Ведь, несмотря на все наши детские шалости и проказы, она всегда найдёт доброе слово, простит и пожалеет.Настоящая мать никогда не бросит в беде.Моя мама-это еще и лучшая подружка.Мы с сестрой спокойно может посвятить ей какие-то секреты,рассказать произошедшие ситуации.И она обязательно выслушает,постарается решить любую проблему ради дочек.

Любовь матери-бесценное чувство,которое хранится в сердце всю жизнь.Иногда,конечно,возможны и ссоры,но после понимаешь их значимость и тяготеющую вину за собой.Может,вспыльчивость или недовольства.Но какая радость настигает после прощения и мира.

Для меня мама открыла настоящую дружбу,веру и преданность.Я знаю,что нужно ценить каждое мгновение,особенно если оно с близким и любящим человеком. Мамино слово-это единственное, чему можно доверять сейчас в наше время.Ведь верный человек никогда не предаст.И понимать это,ощущать и иметь родную кровь-самое лучшее счастье,имеющееся на Земле.

Я благодарна маме за то,что она у меня есть.Ее любовь и заботу ничем не заменишь.И можно бесконечно говорить о самом добром близком тебе человеке…И каждый вносит что-то свое,душевное.Но я с уверенностью могу сказать,что моя мама-лучшая на свете!

Берегите и не обижайте самое ценное сокровище жизни!

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id45406

Обновлено: 2018-12-14 Опубликовал(а): Александра(Лев)

Кто такой ближний по Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».

«Помочь ближнему» — одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось и где мы встречаем это слово в Библии?

В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:

Для человека Ветхого Завета понятие «ближний» непременно включает в себя значение «соотечественник» (кроме Исх 11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи),

Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

На заставке фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта. Источник фото wikipedia.org

Кто наш ближний?

Добрый самарянин

Бог есть наша истинная Жизнь, а человек — образ Божий. И потому в Священном Писании мы видим две главных заповеди — любовь к Богу и любовь к ближнему. Если ты не любишь Бога, то никогда к Нему не придешь, но невозможно достичь любви к Богу, пренебрегая ближним. Любовь к ближнему — наглядная проверка нашей христианской жизни. Но чтобы понять, что есть любовь к нашему ближнему, хорошо бы сначала выяснить, а кто же собственно это такой — ближний наш?

Вроде бы всё понятно: ближние — это те, кто находятся близко к нам, наши родные, друзья и знакомые, сотрудники по работе… Так оно, конечно, и есть. Ведь странно было бы говорить о любви к людям вообще и при этом не терпеть тех, кто нас непосредственно окружает. Как часто мы раздражаемся на близких нам людей, которых видим ежедневно, и переносим любовь куда-то на периферию, к тем, кого практически не знаем. Такая любовь обманчива, а подлинная любовь познается по отношению к конкретным людям, которых Бог свел по жизни с тобой.

Вместе с тем в Священном Писании вопрос о ближних куда более непростой и обращает наш взор к более глубоким сферам.

В Евангелии есть известная притча о милосердном самарянине (см. Лк.10:25–37). Произнесению этой притчи предшествовал вопрос некоего книжника, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь обращает его внимание на Священное Писание, и книжник сам вспоминает заповедь возлюбить Бога всей душой и ближнего своего как самого себя (Втор.6:5; Лев.19:18). Спаситель подтверждает истинность древней заповеди, и тут-то как раз следует главный вопрос книжника, а кого же собственно считать за ближнего, чтобы его любить как самого себя.

В вопросе этом вовсе не было лукавства или усмешки, как может показаться сначала. Дело в том, что в те времена иудеи делили всё человечество на три категории. Иудеев, то есть родных по крови и вере, они считали не просто ближними, но и братьями. Принявших иудейство иноплеменников называли только ближними. А язычников считали абсолютно чужими и не распространяли на них действие заповеди о любви. Ошибочность таких представлений вроде бы очевидна. Но если мы обратим внимание на собственную реальную жизнь, то обнаружим, что и сами порой неосознанно поступаем так же, подразделяя всех окружающих нас людей на подобные три категории. А именно: в одних людях мы души не чаем, считая таковых за самых близких, соответственно, бываем готовы помочь им, нисколько не задумываясь, в любое время суток. К другим мы расположены уже не так тепло и открыто, но в принципе благосклонны и в определенной ситуации пойдем им навстречу. Третьих же мы вообще не выносим, не терпим (возможно, что по какой-то обиде, причиненной с их стороны), так что о какой-то помощи и содействии им с нашей стороны не может быть даже речи.

Преподобный Максим Исповедник относительно такого подхода к людям говорил: «Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека». Поэтому притча о милосердном самарянине вполне актуальна и для нашего времени.

Вспомним ее содержание: некий человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, которые его ограбили и, нанеся многие раны, ушли. Иудейский священник и левит, проходившие мимо, не обратили на несчастного никакого внимания. Проезжавший же самарянин, то есть человек, презираемый иудеями, не только оказал первую медицинскую помощь: перевязал раны избитого, возлив на них масло и вино (смягчавшие и дезинфицировавшие раны по правилам тогдашней медицины), но и позаботился о дальнейшем существовании ограбленного: довез до гостиницы и дал ее содержателю средства на заботу о раненом, обещая на обратном пути добавить еще, если будет израсходовано более.

Кто из этих троих был ближним пострадавшему, очевидно. Господь хотел показать, что подлинная близость определяется не категориями родства, совместного проживания или даже вероисповедания, а прежде всего бескорыстной и искренней любовью к другому человеку, кем бы он ни был. В вопросе книжника: «Кто мой ближний?» присутствовало опасение, как бы он не начал любить того, кого любить не должен. Господь же Иисус Христос показал, что истинная любовь не знает никаких вымышленных человеческим воображением пределов в заботе о пользе нуждающегося человека. «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37), то есть считай своим ближним всякого человека, нуждающегося в твоей помощи, хотя бы он был иноверец и враждебен тебе, благотвори ему, и таким образом обретешь вечную жизнь, о которой ты вопрошал.

Относительно притчи хочется отметить и еще кое-что. Давайте подумаем, почему собственно самарянин проявил сострадание? Да потому, что он видел в пострадавшем своего ближнего, не задумываясь, как к нему относится этот иудей. И вот это очень глубокая истина. На самом деле, наш ближний — не тот, от кого мы ждем помощи, а тот, кто нуждается в нашей помощи, кому мы могли бы помочь, не ожидая от него никакой благодарности. Поэтому вот то золотое правило, которому должен следовать христианин: не жди, что добро сделает кто-то другой, поспеши сам сделать его. Это и есть исполнение Божией заповеди о любви к нашим ближним (Лев. 19: 18).

Апостол Павел писал: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Как Спаситель воспринимал окружающих людей, как поступал Он с нуждающимися, как относился Он к Своим врагам, которые распинали Его? Апостол Павел об этом писал: «Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:2–4).

Так уж в нашей жизни случается, что легче всего нам бывает любить тех, кто находится далеко от нас, с кем мы встречаемся лишь время от времени. Это понятно: каждый старается выглядеть перед другими как можно более достойно, привлекательно, не выставляя напоказ своих отрицательных качеств. И это легко удается, если общение бывает редким. При более же тесном соприкосновении с людьми все более вскрываются стороны, которые оказываются для нас неприятными. Поэтому ближних, оказывается, любить уже тяжелее, чем дальних. Но любовь к дальнему, хотя и кажется легкой, не может быть глубокой, она не испытана серьезным общением, совместным решением каких-то проблем.

Значит, подлинная любовь проверяется буднями? Да, она выражается в мелочах, на кои мы так не любим обращать внимание. Особенно же она проявляется в доброте и милости, которые стоит являть к ближним именно в будни.

В завершение хочется привести слова святителя Феофана Затворника: «Коренная, источная заповедь: люби. Малое слово, а выражает всеобъемлющее дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть должной меры любви. Не совсем ясно и то, как ее достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, как самого себя (Мф.22:39), как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит затем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби ближнего твоего, как самого себя, Он хотел, чтобы вместо нас стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше “я”, то не жди добра».

Комментарии 3

фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии».

Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».

В Ветхом завете слово «ближний» имеет несколько значений:

«От ближнего зависят наша жизнь и смерть» (преподобный Антоний Великий).
Но кто этот ближний?
Да любой человек, не только наши близкие.
Не надо, кстати, путать значения этих слов и смешивать их.

Близкие – это семья, родственники, друзья, единомышленники.
Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно.

Понятие «ближний» непременно включает в себя значение «соотечественник» (кроме Исх 11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи),

Понятие «ближний» содержится в одной из заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.

В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился,

перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.

Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

автор Богданова Ольга. ж.»Фома» № 11,2015

Ближние: одного корня

Притча о милосердном самарянине. Россанский кодекс, VI век. Фрагмент миниатюры

«От ближнего зависят наша жизнь и смерть» (преподобный Антоний Великий). Но кто этот ближний? Да любой человек, не только наши близкие. Не надо, кстати, путать значения этих слов и смешивать их. Близкие – это семья, родственники, друзья, единомышленники. Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно. То есть, это все те, кто неслучайно или случайно оказался рядом с нами, особенно те, кто нуждаются в нашей помощи. Как сказал духовный писатель второй половины 19 века, протоиерей Иоанн Толмачев, «кто не помогает другому, потому что он иудей, турок или лютеранин, тот не христианин».

В Евангелии заповедь о любви к врагам тесно связана с заповедью о любви к ближнему:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5. 43-45).

То есть, с евангельской точки зрения невозможно любить ближнего, если ты ненавидишь своих врагов, потому что враги – тоже ближние. Это, конечно, может показаться очень странным, с точки зрения так называемого здравого смысла, или так называемой естественной жизни, но тем не менее, это так. Почему? Понять это поможет апелляция на этот раз к церковнославянскому языку. Интересно, что в нем русскому слову «ближний» соответствует вроде всем знакомое тоже русское, но непривычное в этом контексте слово «искренний». «Возлюбиши искреннего твоего» – вот как в церковнославянском, например, произносится заповедь «возлюби ближнего твоего».

Какой смысл в этом заключен? О чем говорит мудрость языка? Как сказано в знаменитом этимологическом словаре русского языка Фасмера, слово «искренний» произошло от слова корень: искренние, близкие – это те, кто произошли из одного корня, «кто одной крови». А ведь все люди с точки зрения Библии – действительно однокоренные друг другу, произошли от Адама и Евы. Поэтому даже смертельные враги – это ближние, которые, не сознавая этого, вцепились друг другу в горло и не понимают, что они на самом деле братья и сестры друг другу, напрасно терзающие друг друга словно звери.

Мировая история вся наполнена такими трагическими происшествиями и непониманиями, когда гуляющие на свободе страсти делают из людей врагов друг другу. Но, увы, этот архетип задало уже первое поколение потомков Адама и Евы, когда Каин убил своего брата Авеля. Оттого вся земная человеческая история с тех пор, несущая в себе последствия первого рокового грехопадения, стала великой трагедией, где братоубийство под видом убийства врага стало делом обыденным и привычным.

Советский солдат перевязывает раненого гитлеровца

Хотя, бывают и совершенно иные примеры, которые становятся светом миру. Важно то, что с христианской точки зрения ты не должен испытывать личной ненависти даже к врагам Отечества, сражаясь с ними. Известна фотография, на которой советский солдат перевязывает плененного и раненого гитлеровца. Рискнем сказать, что это был настоящий христианский поступок, хотя сам солдат и мог считать себя атеистом.

В нашем контексте и смысле искренность правильнее понимать не как откровенность и прямоту (зачем они, если в человеке все равно сохраняется неприязнь к кому-либо?), а как сочувствие к ближнему, как способность радоваться вместе с радующимися и скорбеть со скорбящими.

Кстати, о, том, что все люди братья и сестры, искренние друг другу существа одной крови, на мой взгляд, призван напомнить один церковный обычай – целование друг друга при приветствиях. Об этом повелел еще апостол Павел христианам Римской и Коринфской церквей: «Приветствуйте друг друга святым целованием» (Рим. 16, 1-16; Кор. 16, 20). Как и многие другие церковные установления и обычаи, это правило, которое может сначала показаться ненужной тягостной формальностью, на самом деле исполнено глубокого смысла – напомнить о том, что все мы родственники друг другу. Дело заключается тогда лишь в нашей способности увидеть его за ритуалом, почувствовать, а затем прочувствовать и понять его смысл.