Кто такой архангел Михаил?

Друзья, этой статьёй я открываю рубрику «Ангелология» на своём сайте.

Эта рубрика была задумана давно, но, видно, только сейчас получила окончательное благословение cвыше и начинает свою жизнь. Вообще — то, по плану я должна была для начала написать вводную статью с подробным описанием нашей Архангельской и Ангельской Иерархии. Думаю это будет в ближайшее время. А сегодня я начинаю с Архангела Михаила, так как это будет статья с практическими рекомендациями и практиками взаимодействия с этим Архангелом.

Кто такой Архангел Михаил

Наверное мало существует на Земле людей абсолютно разных вероисповеданий, культур, национальностей, которые, хотя бы раз, не слышали об Архангеле Михаиле. Это один из немногих Архангелов, который почитается во всех религиях. Но данная статья не будет носить никакой религиозной направленности. Это просто изложение информации о могущественной, безграничной и бесконечно любящей Сути с верхних ступеней Божественной Иерархии.

Хоть о чудесах Архангела Михаила повествует Библия, он не есть достоянием какой-то из религий. Архангел Михаил покровительствует абсолютно всем существам из Иерархии нашего Бога. Не важно какому вероисповеданию относится человек, какой он расы или национальности. Даже категоричный атеист — каждый человек может в любой момент рассчитывать на поддержку Архангела Михаила.

В книге Дорин Вёрче «Чудеса Архангела Михаила» о нём написано так:

Слово архангел происходит от греческого выражения «величайший посланник Божий». «Арх» означает «первый» или «величайший», а «ангел» — «посланник Бога». Имя Михаил происходит от арамейского и вавилонского слов, означающих «подобный Богу». Таким образом, архангел Михаил — это «величайший посланник, подобный Богу». Другими словами, Михаил несет послания чистой любви, мудрости и силы прямо от Создателя.

Михаил не приемлет поклонения, обрядов и разных иных глупостей, придуманных людьми для загадочности процесса. Вообще в Мироздании существуют абсолютно точные и логичные законы, которые не предусматривают процедур поклонения, восхваления и прочих подобных ритуалов. Все ритуалы и процедуры придуманы исключительно людьми, преследовавшими свои цели. И направлены они на усложнение, увеличение загадочности и значимости простых процессов. И тут, как по мне могут быть два основания. Либо показать своё превосходство незнающим, либо просто обмануть человеческий ум, который ищет во всём простом подвох. Дать ему с усложнениями, лишь бы принял и действовал во благо.

Так вернёмся к Михаилу. На самом деле никаких сложных ритуалов поклонения ему не требуется. Он практичен и всегда готов прийти на помощь по первому зову.

Архангел Михаил — это владыка первого Божественного луча. Архангел Михаил — это ярко выраженная мужская энергетика, хоть эти Сути пола не имеют в нашем привычном смысле. Но в Мироздании всё гармонично. Поэтому у каждого Архангела есть своя Архея — Суть с женской энергетикой. Архею Архангела Михаила зовут Вера.

Цвет Архангела Михаила — ярко красный. Это воин, защитник. Михаил ревностно оберегает Божественный порядок, бесконечно справедлив, любящий и добрый.

День Михаила — Воскресенье.

Михаил — это святой покровитель военных и милиции. Мужская энергетика Михаила отражается в способах его помощи нам. Дальше мы разберём подробно с чем и как можно к нему обращаться.

Михаил стоит во главе всей Ангельской Иерархии. В его подчинении находятся остальные Архангелы и Ангелы. Поэтому призывать Архангела Михаила Вы можете не зависимо от вопроса. Он направит к Вам того, кто поможет самым оптимальным образом. В подчинении Архангела Михаила находится Ангельский легион под названием «Армия милосердия». Они очень ревностно следят за энергетической чистотой пространства и по вашей просьбе будут защищать Вас от всякого негативного воздействия.

Как обращаться к Архангелу Михаилу

Как мы уже говорили, никаких ритуалов и поклонений Михаил не требует. Это может показаться так просто, что, даже, не реально, но это так и есть: обратиться к нему вы можете просто сказав «Архангел Михаил, помоги!» Поверьте, этого предостаточно. А лучше начните это общение внедрять в свою жизнь и всё увидите сами.

Конечно, вы можете обращаться с конкретной проблемой. Для этого просто обратитесь к нему с просьбой помочь решить самым оптимальным образом для всех такую-то проблему. Вы будете удивлены каким чудным образом будут приходить решения.

У меня и моей семьи давно вошло в привычку общение с Архангелом Михаилом. Мы так часто к нему обращаемся, что уже явно ощущается стойкая связь между нами. Часто достаточно только подумать, а Михаил уже помогает. Не бойтесь нагрузить его своими просьбами. Ведь Архангел — это не человек в физическом теле. Не думайте, что если Вы его попросили о пустяке, так он обидится или в это время не сможет кому-то помочь в более сложной проблеме.

Архангелы — это мощнейшие энергетические Сути и их существование мы не можем до конца понять своим трёхмерным физическим мозгом. Просто примите как данность то, что помогая вам, он может помогать ещё миллиардам существ во всём Мироздании. И для него нет проблем мелких или крупных, для него есть: призвали его на помощь или нет!

Именно так, обратите на это особое внимание. Если вы нуждаетесь в помощи, обязательно призывайте того, от кого вы эту помощь хотите получить. В Мироздании чётко соблюдается принцип доброй воли. Если вы не просите о помощи, то вам её и не дадут. Не надо думать, что там и так знают. Там, конечно, всё видят и знают, но без просьбы помогают только в самых-самых экстренных случаях, когда человеку грозит смертельная опасность, а по программе жизни ему уходить ещё не время. Всё! Остальное, будьте добры, озвучьте! Да, без просьбы ещё вам на помощь может поспешить представитель Иерархии Дьявола, но там, думаю, понятно, какой смысл им спешить.

Часто люди считают, что обращаясь к Высшим, они их нагружают. Нет, здесь по-другому. Чем чаще вы обращаетесь, тем крепче между вами связь и сокращается время между просьбой и результатом.

Не стесняйтесь, но будьте уважительны и не упрекайте, если что-то происходит не с тем результатом, который вы ждали. Поверьте, им виднее, они делают всё максимально хорошо для всех участников процесса и глобального разворота ситуации. Может быть вам надо сейчас потерять мелочь, чтобы обрести что-то покрупнее. Помощь свыше всегда во благо. Доверяйте и благодарите! Не забывайте благодарить. Благодарность — это энергообмен. Вам дали — вы вернули. Это важно, не копите энергодолги.

Также можно к Архангелу Михаилу обращаться по принципу НБР. Подробнее об этой практике общения с Ангелами вы можете прочитать .

В каких случаях следует призывать Архангела Михаила

На самом деле, как я уже писала, Архангел Михаил — это глава всех Архангелов Иерархии нашего Бога. Поэтому если Вы не знаете какого Ангела или Архангела призывать в том или ином случае, смело призывайте Михаила. Он направит к Вам на помощь именно того, кто Вам нужен в данный момент.

Но у Михаила есть и свои непосредственные функции поддержки. Прежде всего он защитник. Его можно призывать во всех случаях, когда вы нуждаетесь в защите. Не важно какого рода защита Вам нужна. Это может быть защита имущества, близких, планеты, вашей энергетики, бизнеса — абсолютно все сферы подвластны защите этого Архангела. Просить его о защите вы можете как вслух, так и мысленно. Не всегда мы имеем возможность вслух произнести просьбу к Архангелу. Например в кабинете у начальника это вряд ли будет возможно. Но мысленно позвать: «Архангел Михаил, пожалуйста, помоги, поддержи меня и защити!» — это всегда возможно. И помощь придёт.

Защитные функции Михаила распространяются на все уровни Мироздания. Поэтому защита от негативных энергий и отрицательных сущностей нижнего астрала — это тоже к нему. Для этого достаточно только попросить его о такой защите. Периодически, когда чувствуете, что надо попросит ещё раз — просите ещё раз. Вы просто обновите эту защиту и усилите.

Абсолютно всё негативное для просящего Михаил блокирует. Есть такое понятие, как энергетические привязки. Эти привязки возникают между всеми людьми между которыми происходит контакт. Например вы кому-то помогли, а этот человек оказался энергетически слабее вас. На тонком плане между вами, в большей части случаев, образуется привязка и человек сам того не зная потихоньку подпитывается от вас энергетикой по этому канальчику. Вы точно также можете к кому-то подключаться и тянуть из него. Но у людей не всегда чистые энергоструктуры. Вы можете такого себе натянуть, что мало не покажется. В общем, эти связи, в любом случае, не полезны. И от них надо периодически избавляться.

Здесь я дам эффективную практику отключения от потребителей с помощью Архангела Михаила.

Закройте глаза и представьте, что от вас в разные стороны тянуться бесконечные трубочки. Скажите: «Архангел Михаил, пожалуйста, разруби все патологические связи, которые есть в моей энергоструктуре и жизни». И представьте, как мощный ангел с мечом из фиолетового света, поочерёдно со всех сторон наотмашь рубит вокруг вас эти нити и трубки. Чётко представьте, что места разрезов сразу сворачиваются, заживают и сравниваются с общей Вашей структурой. Когда чувствуете, что достаточно, поблагодарите обязательно и откройте глаза.

Какие последствия этой практики. Во-первых, вы можете ощущать дискомфорт в местах, где были эти трубки в вашей энергетической структуре. Постепенно, если вы, хотя бы, раз в неделю будете приводить себя в порядок таким образом, начнёте замечать, как что-то лишнее будет отходить из вашей жизни. Поначалу те, кто плотно питался вашей энергией, могут истерично лезть к вам в жизнь, но вы не сдавайтесь. Они поймут, что лавочка закрылась и отпадут сами по себе.

Технические неисправности — тоже к Михаилу

Это удивительная область взаимодействия. Так как энергетика Михаила по-настоящему мужская, то очень часто его приглашают помогать при решении мужских вопросов. Например, поломка техники. У Дорин Вёрче в книгах описано множество случаев, когда после обращения, начинали работать технические приборы. Но читать — это одно. У меня уже масса собственных свидетельств чудного возвращения в строй техники после обращения за помощью к этому могущественному Архангелу.

Ехали мы с мужем в машине из одного города в другой. Открыли окно проветрить салон и что-то замкнуло в подъёмнике окна. Окно не стало закрываться. На улице холод, ехать далеко, никаких сто по близости. Как минимум простуда нам была обеспечена после такой поездки. И окно открыто полностью. И ни туда, и ни сюда. Естественно, кто же сразу вспоминает о хорошем деле, муж давай возиться. Разобрал даже дверцу, крутил, вертел — без результата. Промучились, наверное, минут сорок. Но потом-таки осенило. И я сказала: «Дорогой Архангел Михаил, пожалуйста, помоги нам с дверцей, ну пусть она сработает оптимальным образом и мы доедем хорошо домой. Спасибо тебе, родной!» Не прошло и десять секунд, муж в расстройстве в очередной раз нажимает кнопку подъёмника и стекло закрывается без единой проблемы!

Тоже самое было с сигнализацией. Вечером оставлять машину — сигнализация закоротила и не включается. Но тут муж сразу сообразил и через пять минут уже был дома, оставив машину с нормальной включённой сигнализацией.

И таких моментов, начиная от неработающего пульта для телевизора и заканчивая совсем чудесными вещами, только в нашей семье уже не один десяток можно насчитать.

Да, автолюбителям, если остановили гаишники — первое дело попросить помощи и заказать НБР. Вы устанете удивляться как всё решается! Этот Архангел знает своё дело, он потрясающий помощник и защитник!

У него есть чувство юмора. Ещё какое. Бывает, что тяжелая проблема решается, мало того, что легко, так ещё и с таким поворотом, что долго потом вспоминаешь не как страшный сон, а как весёлое приключение.

Друзья, общайтесь с вашими помощниками свыше как можно чаще. Они рядом и всегда готовы прийти на помощь. От нас требуется только попросить и поблагодарить.

Конечно, в этой маленькой статье я не изложила и миллионной доли того, кто, на самом деле, этот Великий Архангел. Но самое главное, что я хотела, это донести до читателей эту возможность, о которой многие не знают. Я буду писать ещё об Ангелах и Архангелах, мне эта тема очень близка и я обожаю это направление эзотерики. Но Вам никто не мешает найти труды Дорин Вёрче, Марка и Элизабет Клэр Профет, Елены Свитко.

Также на этом сайте Вы можете прочитать статью «Кто такой Ангел Хранитель» и уже из неё многое разложить по полочкам.

А по этой ссылочке вы можете заказать практику очищения и защиты с помощью энергий Архангела Михаила.

С помощью нее вы сможете:

— снять «привязки» извне — отключить сторонних потребителей вашей энергетики;

— очистить тонкие оболочки;

— поставить защиту;

— выровнять и гармонизировать ваши энергетические поля.

Я желаю вам добра и счастья!

Ната Герман

архангел михаил, молитва архангелу михаилу, молитва михаилу архангелу сильнейшая молитва, защита архангел михаил, архангел михаил очень, архангел михаил сильная защита, архангел михаил очень сильная защита, молитва архангелу михаилу очень, молитва архангелу михаилу очень сильная, молитва архангела михаила сильнейшая защита, молитва архангелу михаилу очень сильная защита, храм архангела михаила, архангел михаил гадание, церковь архангела михаила, онлайн архангел михаил, икона архангела михаила, акафист архангелу михаилу, архангел михаил гадание онлайн, совет архангела михаила, святой архангел михаил, святого михаила архангела, собор архангела михаила, день архангела михаила, гадание михаила архангела бесплатно, бесплатные гадания архангела михаила, архангела михаила +в тропареве, гадание михаила архангел +на будущее, храм архангела михаила +в тропареве, архангел михаил фото, гадание архангела михаила онлайн +на будущее, гадание архангел михаил онлайн бесплатно, бесплатные онлайн гадания архангел михаил, защита архангела очень сильная
молитва защите архангел, карты архангела михаила, совет архангела михаила гадание, архангелы михаил +и гавриил, оракул архангела михаила, архангел михаил слушать, сайт архангела михаила, архангел михаил сочи, архангел ру, послание архангела михаила, архангел михаил значения, храм михаила архангела сайт, святой михаил, архангел гавриил , архангел рафаил, молитвы архангелам, молитвы михаилу, архангел гадания, сила архангела михаила, архангел онлайн, сильная защита, архангелы фото, архангел, архангелы защиты, архангел бесплатно, совет архангела, ангелы +и архангелы, архангелы имена, архангел фильм, +как поставить защиту +от порчи, какую защиту поставить, +как поставить защиту +на +себя, +как поставить защиту +от сглаза, поставить защиту +от порчи +и сглаза, +как поставить защиту +от порчи самостоятельно, +как поставить защиту +от сглаза самостоятельно, +как самостоятельно поставить защиту +от порчи сглаза, поставить защиту +на человека, поставить защиту семьи, +как поставить защиту +от негатива, поставить защиту видео, поставить защиту самой, +как поставить защиту +на семью, +как поставить защиту +на ребенка, снять поставить защиту, +как поставить энергетическую защиту, +как поставить защиту +на дом, архангел фото, гадание архангел бесплатно, бесплатное гадание архангел, архангел онлайн бесплатно, очищение молитвам, очищение слушать, защита +от порчи, защита +от сглаза, защита +от порчи +и сглаза, защита человека, +как сделать защиту, +как защитить +себя +от порчи, +от сглаза +и порчи, +как защитить +себя +от сглаза, +как снять проклятие, энергетическая защита, порча +на дом, +как снять проклятие порчу, приворот любимого

Архангел Михаэль

Но прежде чем начать наш разговор, давайте разберемся, кто же такие архангелы? В одной из статей мы уже говорили про ангелов, а теперь рассмотрим конкретно архангелов. И как можно ближе.

Арха́нгел (др.-греч. Ἀρχάγγελος от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + др.-греч. ἄγγελος — «вестник, посланец, ангел») — в христианском вероучении одна из высших категорий (чинов) ангелов. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.

В Православной церкви встречается упоминание о восьми архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Селафииле, Иегудииле, Варахииле и Иеремииле. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Согласно книге «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — нач. VI вв), архангел — название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). Семь архангелов согласно апокрифу «книга Еноха» (II в. до н. э.):

Михаил — главный архангел,

Гавриил — вестник божественных откровений и начальник над духами, оказывающими помощь людям,

Рафаил — властитель мысли человека и его исцелитель,

Уриил — властвующий над небесными светилами, страж Рая,

Рагуил — архангел справедливости и законности,

Иеремиил — наблюдающий за воскресением мёртвых,

Сариил — начальник над душами сынов человеческих, а также зрит за грешниками.

Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно «Третьей книге Ездры», Уриил — является ангелом (не архангелом или херувимом или серафимом), а Иеремиил — архангелом.

В каббале раскрывается соответствие иерархии ангелов, праотцов и сфирот:

Михаил — Авраам — хесед, Гавриил — Исаак — гвура, Рафаил — Иаков — тиферет.

Вот такая получается картина. По одной иерархии архенгел – высший ангельский чин. По другой – один из низших… Ну, в какой-то мере это не особо-то и важно. Ведь Михаил во вселенной DxD довольно важная шишка. Так что теперь переключимся именно на него.

Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (др.-евр. ‏מיכאל‎, ивр. ‏מִיכָאֵל‎‏‎‎, Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как христианство, иудаизм и ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает глава Святого воинства Ангелов и Архангелов.

Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др.-евр. מלאך‎ «малах», означает «посланник», а с добавлением «арх» — «старший посланник». «Ми ка эл» (др.-евр. ‏מיכאל‎) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».

Однако допустим и вариант, «который, как эл». «Эл», или «Эль», в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля. Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь двое названы в Ветхом

Завете: Михаэль и Гавриэль. Рафаил упоминается по имени в Книге Товита, которая отсутствует в Еврейской Библии (ТаНаХе), но присутствует в Септуагинте.

Стоит так же отметить и то, что Михаил упоминается и у мусульман. В Коране архангел именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов.

Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.

В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:

«И такового и божественного Архистратига Михаила…постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса».

Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется, что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».

Да и в войне демонов (тогда еще падшие ангелы) и воинства небесного Михаил сыграл не малую роль. В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали , но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9)

Думаю, что стоит сказать и несколько слов о внешности архангела. В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Начиная с XII века, изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп — сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.

Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса».

И еще несколько интересных фактов:

Предполагают, что Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». Указывают, что «христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы»

Этот персонаж Нового Завета, победитель Сатаны, считается покровителем немецкого государства. В соответствии с народными верованиями он появляется преимущественно на горных вершинах, то есть в тех местах, где в годы язычества обитал верховный бог германцев Один (Вотан).

В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства, что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра.

Ну, думаю, пора заканчивать. Потому как если продолжать говорить про Архангела Михаила и про то, как его почитают в христианской церкви, разговор может затянуться на долго. Так что, постаравшись выделить наиболее важные, на мой взгляд, моменты, я спешу закончить статью. Передохнуть, и продолжить сбор материалов для чего-нибудь интересненького. Так что, до скорых встреч, уважаемые читатели!

Архангел Михаил

Полезная информация

Архангел Михаил
Архистратиг Михаил
др.-евр. ‏מיכאל‎
ивр. ‏מִיכָאֵל‏‎‎‎
транслит. Михаэ́ль
досл. «Кто как Бог?»
др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ

Празднование

Празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на поместном Лаодикийском соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившем еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах).

Почитание в христианстве

В православии архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён (см. упоминание о споре Михаила о теле Моисеевом — Иуд. 1:9). Следуя этой традиции, в Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо.

К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с указанным выше почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу (о наиболее известном источнике в Хонех — см. раздел Чудеса архангела Михаила). В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель, и его главная святыня — Михалион — находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он по преданию явился императору Константину).

Коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты приняли византийскую традицию празднования в честь архангела Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, был установлен праздник в честь святого Михаила и в благодарность за разлив реки.

В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:

«И такового и божественного Архистратига Михаила…постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса»

Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется, что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».

Чудеса и явления архангела Михаила

Чудо архангела Михаила в Хонех

Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвящённый архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия, и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

Чума в Риме

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела.

Спасение Сипонта

При осаде в 630 году итальянского города Сипонта лангобардами архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что лангобарды услышали сильный гром и увидели облако, сходящее на гору Гарган с огнём, дымом и молниями. Это устрашило их и обратило в бегство. Узнав о явлении архангела Михаила, они отказались от арианской ереси.

Спасение отрока близ Афонской горы

Согласно предания, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

Спасение наследника

Чудо описано в коптской гомилии X века. Богач узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумывает убить его. Он оставляет его одного в лесу, бросает в море, но отрок благодаря заступничеству архангела Михаила остаётся невредим. Тогда богач отправляет его к своей жене с письмом, в котором просит её погубить отрока, но Михаил заменяет письмо на требование немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погибает от собственного меча, который пронзает его, когда он садился на коня.

Спасение Новгорода

Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

Архангел и Жанна д’Арк

Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.

Чудо о Флоре и Лавре

По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых — они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Молитвы

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 4

Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 2

Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.

Величание

Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.

Михаил Архангел, Архистратиг

Кондак 1

Из­бра́н­ный Не­бе́с­ных сил вое­во́­до и ро́­да че­ло­ве́­чес­ка­го зас­ту́п­ни­че, сие́ те­бе́ и́же то­бо́ю от ско́рб­ных избавля́еми, бла­го­да́р­ствен­ное при­но́­сим пе́­ние: ты же, я́ко пред­сто­я́й Пре­сто́­лу Ца­ря́ Сла́­вы, от вся́­ких нас бед сво­бож­да́й, да с ве́­рою и лю­бо́­вию в по­хва­лу́ те­бе́ зо­ве́м:

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Икос 1

Я́ко а́нгельских огнезра́чных лико́в предстоя́теля, а́нгельскими у́бо и язы́ки подоба́ше восхвали́те тя, Михаи́ле: но до́ндеже вразумля́еми то­бо́ю навы́кнем безпло́тных глаго́лом, услы́­ши, а́ще и от че­ло­ве́­чес­ких, оба́­че благода́рных усте́н, си­це­ва́я:

Ра́­дуй­ся, звез­до́ ми́­ра первообра́зная; ра́­дуй­ся, свеще́ и́с­ти­ны и пра́в­ды златоза́рная.

Ра́­дуй­ся, луче́й све́­та несозда́ннаго пе́рвый во а́нгельских ликостоя́ниях прие́мниче; ра́­дуй­ся, А́н­ге­лов нача́льниче.

Ра́­дуй­ся, в не́м­же наивя́щше светле́ется сла́­ва Тво́рческия Десни́цы; ра́­дуй­ся, и́м­же красу́ются собо́ры всех суще́ств безпло́тных.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 2

Прови́дяще ве́­ры очесы́ ве­ли́­чие ду­хо́в­ныя красоты́ и си́­лу молниено́сныя десни́цы твоея́, Арха́нгеле Бо́­жий, мы, я́ко земни́и и пло́­тию обложе́ннии, удивле́нием, ра́­дос­тию и благодаре́нием ко Твор­цу́ вся́ческих исполня́емся, зо­ву́­ще со все́­ми Небе́сными си́лами: Алли­лу́иа.

Икос 2

Ра́­зум чист и свобо́ден от страс­те́й ис­про­си́ нам, пре­чу́д­ный Михаи́ле, Не­бе́с­ных чино́в нача́льниче, да, возне́сшеся мы́слию от зем­ны́х к Не­бе́с­ным, хвале́бную песнь воспое́м ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, Бо́­жия не­из­ре́чен­ныя красоты́ и добро́ты ближа́йший зри́­те­лю; ра́­дуй­ся, всеблаги́х сове́тов Пре­свя­ты́я Тро́ицы преи́скренний таи́н­ни­че.

Ра́­дуй­ся, преве́чных суде́б Тро́ических ве́р­ный исполни́телю; ра́­дуй­ся, ему́­же с лю­бо́­вию удивля́ются Не­бе́с­ная во́­ин­ства.

Ра́­дуй­ся, его́­же с ве́­рою прославля́ют земноро́днии; ра́­дуй­ся, его́­же тре­пе́­щут а́дския си́­лы.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 3

Си́­лу необори́мыя ре́вности по сла́­ве Бо­жией в се­бе́ явля́я, стал еси́ во главе́ лико́в а́нгельских, Михаи́ле, про­ти́­ву ды́шащаго зло́бою, прего́рдаго Денни́цы, ему́­же со те́мными клевре́ты его́ с вы­со­ты́ не­бе́с­ныя в преиспо́днюю низве́ржену су́щу, во́­ин­ства Не­бе́с­ная, то­бо́ю пресла́вне води́мая, с ве­се́­ли­ем, я́ко еди­н́ы­ми ус­ты́, пред Пре­сто́­лом Бо́­жи­им возгласи́ша: Алли­лу́иа.

Икос 3

И́мать те­бе́, Арха́нгеле Михаи́ле, весь род христиа́нский вели́ка за­сту́п­ни­ка и ди́вна во бра́нех с проти́вными по­мо́щ­ни­ка: се­го́ ра́­ди пречу́днаго покро́ва тво­его́ спо­до́­би­ти­ся жела́юще, в день торжества́ тво­его́ взы­ва́­ем ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, и́м­же са­та­на́, я́ко мо́лния, с Не­бе­се́ низве́ржеся; ра́­дуй­ся, и́м­же храни́мый род челове́ческий к Не­бе­си́ вос­хо́­дит.

Ра́­дуй­ся, всесве́тлаго ми́­ра Го́р­ня­го преди́вное укра­ше́­ние; ра́­дуй­ся, па́д­ша­го ми́­ра до́ль­ня­го пре­сла́в­ное за­ступ­ле́­ние.

Ра́­дуй­ся, николи́же си́лами зла побежде́нный; ра́­дуй­ся, со все́­ми А́н­ге­лы Бо́­жи­ими в и́стине и пра́вде на ве́­ки бла­го­да́­тию Бо́­жиею утвержде́нный.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 4

Бу́ри ис­ку­ше́­ний и бед из­ба́­ви нас, А́н­ге­лов первопресто́льниче, с лю­бо́­вию и ра́­дос­тию пресве́тлое торжество́ твое́ соверша́ющих: ты бо еси́ в бе­да́х ве­ли́­кий помо́щник и в час сме́р­ти от злых ду­хо́в храни́тель и засту́пник всех во­пию́­щих тво­ему́ и на́­ше­му Вла­ды́­це и Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 4

Ви́­дя­ще твое́ про­ти́­ву по́лчищ сатани́нских дерз­но­ве́­ние, вси чи́нове а́нгельстии с ра́­дос­тию подвиго́шася во след те­бе́ на брань за и́мя и сла́­ву сво­его́ Влады́ки, во­пию́­ще: кто я́ко Бог? Мы же, ве́­ду­ще сатану́ под нога́ма твои́ма пове́ржена, те­бе́, я́ко по­бе­ди́­те­лю, зо­ве́м:

Ра́­дуй­ся, и́м­же мир и тишина́ на Не­бе­си́ водвори́шася; ра́­дуй­ся, от него́же ду́хове зло́бы да́же до а́да низложи́шася.

Ра́­дуй­ся, а́нгельския во́­ин­ства и си́­лы ми́­ра неви́димаго ко истребле́нию зла направля́яй; ра́­дуй­ся, прю и возмуще́ние стихи́й ми́­ра ви́димаго незри́мо укро­ща́­яй.

Ра́­дуй­ся, подъе́млющих брань к духово́м зло́бы поднебе́сным ди́вный спобо́рниче; ра́­дуй­ся, изнемога́ющих во искуше́ниих и на­па́с­тех ве́­ка се­го́ кре́пкий по­мо́щ­ни­че.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 5

Богото́чный ис­то́ч­ник превели́ких чу­де́с яви́л­ся еси́ во хра́­ме тво­е́м, и́же в Хо́нех; не то́­чию бо змий ве­ли́­кий и стра́шный, на ме́сте том пребыва́вый, си́­лою твое́ю потреби́ся, но и струи́ водны́я, вся́кий не­ду́г теле́сный врачу́ющия, откры́шася, да вси про­слав­ля́­юще­му тя Вла­ды́­це А́н­ге­лов с ве́­рою зову́т: Алли­лу́иа.

Икос 5

Слы́­ша­ще и ве́­ду­ще тя я́ко све­ти́­ло вели́кое, посреде́ лико́в а́нгельских блиста́ющася, пре­чу́д­ный Михаи́ле, к те­бе́, по Бо́­зе и Пресвяте́й Ма­те­ри Бо­жией, при­бе­га́­ем: озари́ лу­ча́­ми све́­та тво­его́ всех нас, во­пию́­щих ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, вож­дю́ и хра­ни́­те­лю в пусты́ни наро́да богоизбра́ннаго; ра́­дуй­ся, высо́кий посре́дниче зако́на, ру­ко́ю Моисе́а на Сина́и да́ннаго.

Ра́­дуй­ся, у него́же судии́ и вожди́ Изра́илевы си́­лу и по­кро́в обрета́ху; ра́­дуй­ся, чрез него́же проро́цы и первосвяще́нницы иуде́йстии дар ве́­де­ния от всеве́дущаго Бо́­га приима́ху.

Ра́­дуй­ся, богобоя́зненныя законода́вцы та́йною прему́дростию снабдева́яй; ра́­дуй­ся, суд и пра́вду творя́щим бла́гость на се́рд­це полага́яй.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 6

Провозве́стника тя Бо́­жи­их суде́б ег­да́ узре́ не́­ког­да Мано́е, недоуме́ния и стра́ха ис­по́л­ни­ся, мня не жи́ти ктому́ на зем­ли́; науче́н же от жены́ своея́ о бла́­гос­ти яв­ле́­ния и кро́­тос­ти сло­ве́с тво­и́х, в ра́­дос­ти о име́вшем роди́тися, по словеси́ тво­ему́, сы́­не сво­е́м Сампсо́не, бла­го­да́р­не возо­пи́ Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 6

Возсия́л еси́ пречу́дно сла́­вою, Михаи́ле, ег­да́ во о́б­ра­зе челове́честе пред Иису́­сом Нави́ном стал еси́, глаго́ля: Иззу́й сапо́г с ногу́ твое́ю: аз есмь Архистрати́г си́­лы Госпо́дни. Таково́му явле́нию тво­ему́ чудя́шеся, с лю­бо́­вию во­пи­е́м ти:

Ра́­дуй­ся, боговенча́нных глав не­усы́п­ный охрани́телю; ра́­дуй­ся, противля́ющихся вла́сти, я́ко Бо́­жию повеле́нию проти́вящихся, ско́­рый низ­ло­жи́­те­лю.

Ра́­дуй­ся, усмири́телю наро́дных треволне́ний; ра́­дуй­ся, незри́мый упраздни́телю злочести́вых обы́чаев.

Ра́­дуй­ся, я́ко ты просвеща́еши сомня́щихся в час лю́­тых недоуме́ний; ра́­дуй­ся, я́ко ты исхища́еши искуша́емых от пагубоно́сных наважде́ний.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 7

Хо­тя́й Вла­ды́­ка вся́ческих показа́ти, я́ко жре́бии сыно́в че­ло­ве́­чес­ких не самослуча́йнии суть, но в десни́це Его́ вы́­ну содержа́тся, даде́ тя ца́рствам земны́м за­сту́п­ни­ка и храни́теля, да племена́ и наро́ды к ве́ч­но­му Ца́рствию Бо́­жию уготовля́еши; се­го́ ра́­ди вси, ве́дущии о вели́цем служе́нии тво­е́м спа­се́­нию челове́ческому, бла­го­да́р­не зову́т Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 7

Но́вая чу­де­са́ по­ка­за́ нам, Архистрати́же, то­бо́ю на зем­ли́ всех чу­де́с Тво­ре́ц и Вла­ды́­ка, ег­да́ храм, во и́мя твое́ созда́нный, от потопле́ния вода́ми ре́чными ди́в­но спасл еси́, струя́м пото́ка в не́дра зем­на́я устреми́тися повеле́вый: е́же ви́­дя бла­же́н­ный Архи́пп с духо́вными ча́ды свои́ми, бла­го­да́р­не к те­бе́ возо­пи́:

Ра́­дуй­ся, свя­ты́х хра́мов Бо́­жи­их несокруши́мая огра́до; ра́­дуй­ся, враго́м ве́­ры Хри­сто́­вы не­обо­ри́­мая прегра́до.

Ра́­дуй­ся, его́­же веле́нию стихи́и покоря́ются; ра́­дуй­ся, и́м­же вси зло́бнии за́мыслы со­кру­ша́­ют­ся.

Ра́­дуй­ся, ве́р­ным ра́­дость от Пре­сто́­ла Вседержи́теля износя́щий; ра́­дуй­ся, не­ве́р­ных на стезю́ пра́в­ды и и́с­ти­ны приводя́щий.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 8

Стра́н­ное чу́­до си́­лы твоея́, Архистрати́же Бо́­жий, уве́де на се­бе́ Авваку́м, ег­да́ по ма́нию Бо́­жию восхи́тив, прине́сл еси́ его́ скороте́чне от Иуде́и в Вавило́н, да́­ти пи́щу Дании́лу, в ро́ве со львы заключе́ну: те́м­же уди́влься превели́кому де́йствию си́­лы твоея́, возо­пи́ с ве́­рою: Алли­лу́иа.

Икос 8

Весь еси́ в вы́ш­них, Михаи́ле, Пре­сто́­лу Ца­ря́ Сла́­вы пред­сто­я́й, не дале́к еси́ и от ни́ж­них, ра́туя вы́­ну со вра­га́­ми спа­се́­ния че­ло­ве́­чес­ка­го: те́м­же вси вожделе́ннаго Оте́чества Не­бе́с­на­го дости́гнути хотя́щии со­гла́с­но те­бе́ зову́т:

Ра́­дуй­ся, нача́льниче трисвята́го а́н­гель­ска­го пе́­ния; ра́­дуй­ся, земноро́дных при́с­но го­то́­вый пред­ста́­те­лю и хра­ни́­те­лю.

Ра́­дуй­ся, прего́рдаго фарао́на с неве́рными еги́птяны порази́вый страннообра́зно; ра́­дуй­ся, ве́р­ныя иуде́и путеводи́вый в пусты́ни пресла́вно.

Ра́­дуй­ся, и́м­же угаси́ся пла́мень пещи́ вавило́нския.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 9

Вси и́ноцы Свя­ты́я Горы́ Афо́нския в ра́достный тре́пет приидо́ша, ви́­дя­ще, ка́­ко богобоя́зненна о́трока, неи́стовно от не­чес­ти́­вых златолю́бцев во глу­би­ну́ морску́ю с ка́мнем пове́ржена, спасл еси́: те́м­же прия́вшая его́ оби́­тель, и́ме­нем тво­и́м красу́ющися, бла­го­да́р­не взыва́ет ко Го́с­по­ду: Алли­лу́иа.

Икос 9

Вити́й гла­го́­лы и любому́дров смы́слы не довле́ют ко изглаго́ланию си́­лы твоея́, Михаи́ле, ка́­ко во еди́ну нощь сто о́смьдесят и пять ты́сящ порази́л еси́ от во́ев ца­ря́ ассири́йска Сеннахири́ма, да нака́жется про́чее не хули́ти и́мя Госпо́дне: мы же, почита́юще свя­ту́ю ре́в­ность твою́ о сла́­ве Бо́­га И́с­тин­на­го, с ве­се́­ли­ем зо­ве́м ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, пра­во­сла́в­ных во́инств не­по­бе­ди́­мый вое­во́­до; ра́­дуй­ся, злове́рных ра́тей страх и низ­ло­же́­ние.

Ра́­дуй­ся, пра́­выя ве́­ры и бо­го­почита́ния на­са­ди́­те­лю; ра́­дуй­ся, ду­ше­вре́д­ных ере­се́й и раско́лов искорени́телю.

Ра́­дуй­ся, благочести́выя Маккаве́и на по́ле бра́­ни мно́гажды укрепи́вый; ра́­дуй­ся, не­чес­ти́­ва­го вождя́ Антио́хова Илиодо́ра в саме́м хра́­ме порази́вый.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 10

Спас­ти́­ся хотя́щим нам бу́­ди помо́щник тверд, Архистрати́же Бо́­жий, избавля́яй и храня́й нас от бед и на­па́с­тей, па́­че же от злых на́выков и гре­хо́в на́­ших, да, преспева́юще в ве́­ре, на­де́ж­де и любви́ Христо́ве, с ра́­дос­тию о преди́внем заступле́нии тво­е́м, ко Вла­ды́­це А́н­ге­лов и че­ло­ве́­ков бла­го­да́р­не зо­ве́м: Алли­лу́иа.

Икос 10

Сте­на́ еси́ ве́рующим че­ло­ве́­ком, Архистрати́же Бо́­жий, и столп кре́пок во бра́нех со вра­га́­ми ви́димыми и неви́димыми: се­го́ ра́­ди от сете́й бесо́вских то­бо́ю избавля́еми, благода́рным се́рд­цем и ус­ты́ зо­ве́м си́­це:

Ра́­дуй­ся, враго́м ве́­ры и сопроти́вником Свя­ты́я Це́рк­ве не­по­бе­ди́­мый противобо́рниче; ра́­дуй­ся, сми­ре́н­ным провозве́стником Ева́нгелиа неутоми́мый споспе́шниче.

Ра́­дуй­ся, во тьме зло­ве́­рия седя́щих све́­том ве́­ры Хри­сто́­вы про­све­ща́яй; ра́­дуй­ся, лжему́дрием объюро́девших на стезю́ и́с­ти­ны и по­кая́­ния на­став­ля́яй.

Ра́­дуй­ся, гро́зный отмсти́телю кляну́щимся и́ме­нем Бо́­жи­им всу́е; ра́­дуй­ся, молниено́сный кара́телю глумя́щихся безу́мие о та́инствех свя­ты́я ве́­ры.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 11

Пе́­ние вся́­кое хва­ле́б­ное побежда́ется мно́жеством чу­де́с тво­и́х, Архистрати́же Бо́­жий, я́ко соверше́на суть то­бо́ю не то́­чию на Не­бе­си́ и на зем­ли́, но и в те́мных се́нех преиспо́дней, иде́­же глуби́ннаго зми́я связа́л еси́ у́зами си́­лы Госпо́дней, да избавля́емии от зло́бы его́ благословя́т Вла­ды́­ку Не­бе­се́ и зем­ли́, зо­ву́­ще: Алли­лу́иа.

Икос 11

Светоно́сный служи́тель и́с­ти­ны и чис­то­ты́ бо­го­почита́ния яви́л­ся еси́, Архистрати́же, ег­да́, прови́дя ко́з­ни ду́­ха тьмы, воспрети́л еси́ ему́ и́ме­нем Бо́­жи­им, да не де́рзнет сокрове́нное те́­ло почи́вшаго вождя́ Изра́илева Моисе́а яви́­ти ко обо́жению чу́вственным сыново́м Изра́илевым: се­го́ ра́­ди, чту́ще ны́­не благосве́тлый собо́р твой, бла­го­да́р­не во­пи­е́м ти:

Ра́­дуй­ся, чис­то­ту́ богове́дения во дни Ве́тхаго Заве́та среди́ иуде́ев сохрани́вый; ра́­дуй­ся, пле́­ве­лы за­блуж­де́­ний во дни Но́выя бла­го­да́­ти мно́гажды искорени́вый.

Ра́­дуй­ся, язы́ческих прорица́лищ и куми́ров истреби́телю; ра́­дуй­ся, христиа́нских подви́жников и стра­сто­те́рп­цев укрепи́телю.

Ра́­дуй­ся, немощны́я ду́­хом си́­лою бла­го­да́­ти Бо­жией ис­пол­ня́­яй; ра́­дуй­ся, изнемога́ющия пло́­тию всеору́жием ве́­ры облека́яй.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 12

Бла­го­да́ть от Бо́­га с Не­бе­се́ ис­про­си́ нам, пою́­щим во сла́­ву все­чест­на́­го име́­не тво­его́, Михаи́ле, да, осеня́еми тво­и́м заступле́нием, во вся́ком бла­го­че́с­тии и чис­то­те́ по­жи­вем, до́ндеже, отреше́ннии сме́р­тию от уз пло́­ти, спо­до́­бим­ся пред­ста́­ти огнезра́чному Пре­сто́­лу Ца­ря́ Сла́­вы и с ли́ки а́нгельскими возопи́ти: Алли­лу́иа.

Икос 12

Пою́­ще многообра́зная твоя́ чу­де­са́, Михаи́ле, во спа­се́­ние на́­ше соде́янная, мо́­лим Го́с­по­да и Вла­ды́­ку вся́ческих, да дух ре́вности по сла́­ве Бо­жией, и́же в те­бе́, николи́же оскуде́ет и в нас, зо­ву́­щих ти си́­це:

Ра́­дуй­ся, ве́р­ных ра­бо́в Бо́­жи­их во вре́­мя благопотре́бно на вы­со­ту́ вла́сти преди́вне поставля́яй; ра́­дуй­ся, проде́рзых и не­до­сто́й­ных с вы­со­ты́ си́­лы и сла́­вы незри́мо низлага́яй.

Ра́­дуй­ся, в день после́дний избра́нных от четы́рех конце́в зем­ли́ име́яй собра́ти; ра́­дуй­ся, и́м­же гре́ш­ныя, я́ко пле́­ве­лы, по гла́су Бо́­жию, ог­ню́ ве́ч­но­му преда́ны бу́дут.

Ра́­дуй­ся, и́м­же са­та­на́ со а́н­ге­лы его́ во е́зеро о́гненное на ве́­ки пове́ргнется; ра́­дуй­ся, и́м­же пра́веднии во оби́­те­лех От­ца́ Не­бе́с­на­го пресла́вне водворя́тся.

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Кондак 13

О, пре­чу́д­ный Арха́нгелов и А́н­ге­лов нача́льниче, за преди́вное служе́ние твое́ спа­се́­нию ро́­да че­ло­ве́­чес­ка­го при­ими́ от нас возноси́мый к те­бе́ ны́­не глас хвалы́ и благодаре́ния, и я́ко испо́лнь си́­лы Бо­жией, по­кры́й нас невеще́ственныма крило́ма твои́ма от всех враг ви́­ди­мых и не­ви́­ди­мых, да прославля́емому то­бо́ю и просла́вившему тя Го́с­по­ду вы́­ну зо­ве́м: Алли­лу́иа.

Этот кондак чи­та­ет­ся трижды, за­те́м 1-й икос «Я́ко а́нгельских…» и 1-й кондак «Из­бра́н­ный Не­бе́с­ных сил…»

Мо­ли́т­ва

Свя­ты́й и ве­ли́­кий Арха́нгеле Бо́­жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во А́нгелех предстоя́телю, ро́­да же че­ло­ве́­чес­ка­го приста́вниче и хра­ни́­те­лю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми гла­ву́ прего́рдаго Денни́цы на Не­бе­си́ и посрамля́яй вы́­ну зло́бу и ко­ва́р­ства его́ на зем­ли́! К те­бе́ при­бе­га́­ем с ве́­рою и те­бе́ мо́­лим­ся с лю­бо́­вию: бу́­ди щит несокруши́м и за­бра́­ло тве́рдо Свя­те́й Це́рк­ви и Пра­во­сла́в­но­му Оте́чествию на́­ше­му, огражда́я их молниено́сным ме­че́м тво­и́м от всех враг, ви́­ди­мых и не­ви́­ди­мых. Не оста́­ви же, о, Арха́нгеле Бо́­жий, по́­мо­щию и заступле́нием тво­и́м и нас, про­слав­ля́ю­щих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни ес­мы, оба́­че не хо́щем в без­за­ко́­ни­их на́­ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́с­по­ду и оживле́нным бы­ти от Не­го́ на дела́ бла­га́я. Озари́ у́бо ум наш све́­том ли­ца́ Бо́­жия, и́же вы́­ну сия́ет на молниеви́днем челе́ тво­е́м, да возмо́жем ра­зу­ме́­ти, что есть во́ля Бо́­жия о нас бла­га́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же по­до­ба́­ет нам твори́ти и я́же презира́ти и оставля́ти. Укре­пи́ бла­го­да́­тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́­ше, да, утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́нии пло́­ти, увлека́ющеся, по подо́бию несмы́сленных дете́й, скороги́бнущими красо́тами ми́­ра се­го́, я́ко ра́­ди тле́н­на­го и зем­на́­го безу́мне забыва́ти ве́ч­ная и не­бе́с­ная. Над все́­ми же си́­ми ис­про­си́ нам Свы́­ше дух и́с­тин­на­го по­кая́­ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́­зе и сокруше́ние о гре­се́х на́­ших, да остаю́щее нам число́ дней вре́меннаго жи­во­та́ на́­ше­го иждиве́м не во угожде́нии чувств и рабо́те стра­сте́м на́­шим, но во изглажде́нии зол, соде́янных на́­ми, сле­за́­ми ве́­ры и со­кру­ше́­ния серде́чнаго, по́двигами чис­то­ты́ и свя­ты́­ми дела́ми ми­ло­се́р­дия. Ег­да́ же прибли́зится час оконча́ния на́­ше­го, освобожде́ния от уз бре́ннаго се­го́ телесе́, не оста́­ви нас, Арха́нгеле Бо́­жий, беззащи́тных про­ти́­ву ду­хо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да, охраня́еми то­бо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йс­ких, иде́­же несть печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь без­ко­не́ч­ная, и, сподо́бльшеся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́с­по­да и Влады́ки на́­ше­го, па́дше со сле­за́­ми у ног Его́, в ра́­дос­ти и уми­ле́­нии воскли́кнем: сла́­ва Те­бе́, дража́йший Ис­ку­пи́­те­лю наш, И́же за премно́гую лю­бо́вь Твою́ к нам, недосто́йным, бла­го­во­ли́л еси́ посла́ти А́н­ге­лы Твоя́ в служе́ние спа­се́­нию на́­ше­му! Ами́нь.

Архистратиг (Архангел) Михаил

Кто такой архангел Михаил? Какую роль он играет в жизни Православной Церкви и христианской веры? Об этом Вы узнаете, прочитав нашу статью!

Архангел Михаил — вождь небесного воинства

Архангел Михаил

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.

Празднование 8 ноября по старому стилю, 21 ноября по новому стилю.

Упоминается в канонических книгах:

Дан. 10:13; 12:1.

Иуд. ст. 9.

Откр. 12:7-8.

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви.
Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог».
Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября (нов: 21 ноября).

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом.» (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

… Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).

Вы прочитали статью Архистратиг (Архангел) Михаил. Читайте также:
Воспоминание чуда святого архистратига Михаила в Хонех
День ангелов: 21 ноября, Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных: о дате праздника и иерархии ангелов

Словарь «Правмира» — Ангелы