Кто такой дух святой?

Вопрос:

Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому<…> Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16).

Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13:13).

Мир сотворен при деятельном участии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).

Святой Дух все оживотворяет и освящает: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис.32:15). «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6).

Св. пророк Исаия называет семь дарований Святого Духа: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (11:2-3).

Духом Святым совершались все пророчества: «и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1 Цар.10:6); «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28).

Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос обещает ученикам послать им Святого Духа, Которого называет Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Это евангельское место очень ценно в богословском отношении, ибо показывает, что святые апостолы, как и пророки, писали по наитию Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день ветхозаветной Пятидесятницы привело к рождению новозаветной Церкви (Деян.2:1-21). Благодатью Святого Духа совершаются все семь церковных Таинств.

] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2009 АВ 5769 – 8(208)

ЧТО ТАКОЕ ПРОРОЧЕСТВО?

Йеуда Векслер

Рамбам пишет: «Одна из основ религии – знание того, что Б‑г посылает людям дар пророчества». Перечислив множество качеств, необходимых для получения дара пророчества от Всевышнего, Рамбам заключает: если человек обладает ими, «его немедленно осеняет “руах а-кодеш” (“дух святости”)». Затем он говорит о различиях между уровнями пророчества, о смысле пророческих видений, о первенстве Моше среди всех пророков, о цели пророчества и т. д., однако ничего не пишет о том, что же такое само пророчество. Следовательно, по мнению Рамбама, понятие пророчества «интуитивно очевидно» для каждого еврея, хотя бы немного знакомого с Торой. Тем не менее великий каббалист рабби Ицхак-Лурия Ашкенази (Аризаль), раскрывая и распространяя знания каббалы, объяснил также «механизм пророчества». Очевидно, он предвидел наступление века, когда наука вызовет к себе у людей чрезмерный пиетет, а в вопросах религии водворится соразмерное ему невежество, – когда многие очень неглупые люди займут такую позицию: «пока не пойму, не поверю».

Широко распространено представление, будто основная функция пророка – предсказывать будущее. Получается, что пророк – подобие современного прогнозиста, только несколько более возвышенный – как пишет поэт:

Пророк –

Про рок,

А прогнозист –

Про испещренный формулами лист…

Но в действительности дело обстоит иначе. Для того чтобы выяснить истинную задачу пророка, нам следует узнать, что означает это слово на иврите.

«Нави», «пророк», – это сокращение двух слов. Первые две буквы, «нун» и «вет», – корневые согласные слова «нив», которое входит в сочетание «нив сфатаим». Дословно оно означает «урожай уст», то есть «то, что произносят уста» (см.: Раши к Шмот, 7:1). Но та же самая буква «вет» вместе с другими, «йод» и «алеф», образуют корень глагола «эйви», «приводить». Таким образом, само слово «нави», «пророк», указывает на сущность пророчества: сообщать народу повеления Всевышнего и тем самым приводить людей на истинный путь. А предсказания будущего – это лишь одна из сторон пророчества, и не самая главная. Правда, в самом начале деятельности нави эта сторона действительно играет важную роль: чтобы завоевать доверие к себе, пророк должен несколько раз предсказать события ближайшего будущего, которые произойдут у всех на глазах, и все убедятся в том, что он и в самом деле получает информацию Свыше (Дварим, 18:21, 22).

Пророчество – основа иудаизма, так как и само дарование Торы, и ее изложение в письменном виде, и объяснение ее как кодекса указаний, касающихся и служения евреев Всевышнему, и их повседневной жизни, стали возможны лишь благодаря величайшему из пророков – нашему учителю Моше. Ни один из древних народов не верил в возможность общения человека непосредственно с Творцом, так как с точки зрения человеческого разума пророчество представляется совершенно невероятным. Поэтому, например, древнегреческие философы, известные как основоположники материализма, а за ними все их последователи категорически отрицали пророчество как таковое. Поскольку сам человек не в состоянии совершить пророчества по своему желанию, они заключали, что его не существует вовсе. Но ведь на самом-то деле не человек совершает пророчество, а Всевышний одаряет им человека! Творец всемогущ, и смешно предполагать, что невозможное для человека для Него тоже невозможно. Один из основоположников так называемого «научного материализма» писал, что «человек творит Б‑га по своему образу и подобию», и в отношении его самого – совершенно точно так же, как в отношении древних язычников, – это было безукоризненно верным. Но евреям, обладающим Торой, изучая которую они постигают Его, незачем обращать внимание на злобу невежд, лишенных даже проблеска Истины.

«Механизм пророчества»

Аризаль указывает, что ключ к пониманию того, каким образом к человеку может прийти сообщение Свыше, дает изречение наших мудрецов: «Исполняющий одну заповедь приобретает себе одного защитника, а совершающий один грех – одного обвинителя» (Авот, 4:11). То есть своими делами и даже словами человек постоянно создает ангелов: хорошими – хороших, плохими – плохих, и они свидетельствуют о нем. Хорошие ангелы говорят о хорошем и тем самым защищают человека перед лицом Небесного суда, плохие сообщают о грехах человека и тем самым обвиняют его…

Только необходимо раз и навсегда расстаться с представлением об Ангелах как о пухлых младенцах с крылышками. Для наших современников, привыкших к квазинаучной терминологии, более приемлемо определение ангела как персонифицированного сгустка энергии. Именно благодаря ангелам, образующим два встречных потока энергии, осуществляется связь между материальным миром и духовным. Вспомним лестницу, которую увидел во сне наш праотец Яаков (Берешит, 28:12, и комм. Мальбима): по ней поднимались и спускались ангелы – сначала поднимались одни, а потом спускались другие. И греческое слово «ангел», и соответствующее ему в иврите слово «малах» означают «посланник»: посланник, несущий определенную информацию или из нашего мира в духовный, или из духовного мира в материальный. Поэтому все, что люди делают, говорят и даже думают, немедленно образует ангелов, которых люди творят, большей частью не отдавая себе в том никакого отчета. Но каждый миг в нашем мире появляется также неисчислимое множество ангелов, сошедших Свыше, и для нашей темы крайне важно, что появление этих посланцев в преобладающем большинстве случаев вызывают ангелы, которые возносятся из материального мира в духовный.

И тут мы касаемся чрезвычайно важного вопроса, имеющего огромное практическое значение. Как объясняет учение хасидизма на основе сказанного в Зоаре (ч. 3, с. 168, 169), все поступки, слова и даже мысли людей производят определенное энергетическое воздействие на весь мир. Ничто не проходит бесследно: все порождает отзвук даже в высших духовных мирах.

Поразительный пример тому приводил Любавичский Ребе, рабби Йосеф‑Ицхак (Раяц). Однажды в синагоге Бааль-Шем-Това вспыхнула ссора между двумя старожилами Меджибожа, и один закричал другому, что «разорвет его на куски, как рыбу». Бааль-Шем-Тов тут же велел своим ученикам встать в круг и положить руки на плечи соседей; сам он тоже положил руки на плечи двух ближайших учеников (тем самым замкнув круг), и вдруг все его ученики закричали от ужаса: они увидели, как тот еврей разрывает своего противника, «как рыбу»! Бааль-Шем-Тов разомкнул круг и объяснил, что даже те намерения, которые в нашем мире не осуществляются на деле, реализуются в плане духовном столь наглядно, как если бы были исполнены в действительности.

Более того: эффект, порожденный человеком на духовном уровне, не исчезает затем сам по себе, но существует и далее. Сказано в книге выдающегося израильского каббалиста ребе Менахема-Азарью ди Фано (1548–1620) «Асара мааморот», что каждого человека окружает его собственная, неповторимая аура, включающая его слова, поступки и даже мысли. На основе этой идеи там объясняется один загадочный эпизод из Торы. Когда к слепому Ицхаку зашел Эсав, чтобы получить отцовское благословение, тот «содрогнулся в несказанном ужасе» (Берешит, 27:33). Почему? Раши приводит мидраш, согласно которому Ицхак увидел (слепой Ицхак – увидел!) Ад, разверзшийся под ногами вошедшего сына. Для нас очевидно, что Раши знал ту каббалистическую тайну, о которой сообщает автор «Асара мааморот»: Эсава окружала его аура; на ней же были «записаны» его ужасные дела, слова и мысли, и Ицхак внутренним зрением праведника узрел ее и ужаснулся.

Сказано в Тикуней Зоар (21, 23, 25), что, когда человек занимается Торой, звуки его речи и даже дыхание, вырывающееся при этом из его уст, становятся «колесницей» для душ праведников былых времен, на которой, говоря фигурально, они могут спуститься к нему и помочь как в собственно изучении Торы, так и в служении Всевышнему вообще. Вот это и есть те самые ангелы, которые открываются людям, чтобы сообщить им о будущем или открыть тайное.

По словам Аризаля, суть пророчества в том, что оно – «голос», посылаемый Свыше. Он имеет чисто духовную природу и поэтому воспринимается не ушами пророка, как физический звук, а возникает в его сознании. Это тот самый ангел, который прежде возник из голоса пророка, когда тот изучал Тору. Теперь же, когда он приходит к нему, чтобы тот смог передать другим людям сообщение Свыше, духовный голос «облачается» в физические звуки, исходящие из уст пророка в момент пророческого откровения.

Но это не единственная возможность. Объясняя указанное выше место в Тикуней Зоар, Аризаль учил, что в пророчестве есть множество уровней. Речь состоит из трех элементов: звука, слова и дыхания, вырывающегося из губ во время речи. Поэтому возможно, чтобы «голос» Свыше явился в виде духовного «звука» и облачился в звук голоса пророка, или в виде «слова» и облачился в слово, произнесенное пророком, или в виде «дыхания» и облачился в дыхание. Или, например, пришел бы тоже в виде «дыхания», но облачился в звук или слово, или пришел в виде «слова», но облачился бы в звук или дыхание и т. п. Легко представить себе, сколько возникает различных вариантов, и каждый из них – иной уровень пророчества, отличающийся от остальных степенью яркости, ясности, точности, достоверности.

Высшая же ступень, которой достигли очень немногие, – это пророческое виде́ние. Оно настолько же выше уровня пророчества, приходящего через голос, насколько видимое полнее и достовернее слышимого. Однако даже тогда, когда величайшие из пророков получали пророческое видение, они всегда также слышали голос, объяснявший им смысл того, что они видели.

Уровни пророчества

То, что было сказано выше, относится, главным образом, к высшему из уровней пророчества, который так и называется – «невуа», «пророчество». Более низкая ступень его – так называемый «руах а-кодеш», дословно «дух святости», часто именуемый Б‑жьим духом. Это иной вид общения с духовными мирами и получения информации из них. Различие между пророчеством и духом святости, согласно Аризалю, в том, с какого уровня духовных миров они приходят. Источник духа святости – сфира Малхут, источниками же пророчества служат другие сфирот, и в первую очередь Нецах и Год.

Руах а-кодеш также имеет бесчисленное множество ступеней: от «вдохновения», «озарения» новой идеей до получения Свыше таких сведений, которые совершенно выходят за границы этого мира. Когда дух святости воспринимается разумом, он может быть чрезвычайно близок к уровню пророчества, когда же он посылается в сердце человека, полученное знание никогда не достигает той четкости, как воспринятое разумом.

То же место, которое занимает среди всех пророков Моше-рабейну, занимает Давид, царь Израиля, среди всех обладателей духа святости. Моше-рабейну обладал даром пророчества самой высокой степени, и у Давида был такой уровень руах а-кодеш, что в этом с ним не мог сравниться никто. И выразился он в творении, которое во все времена и повсеместно считалось и продолжает считаться непревзойденным шедевром поэзии, а именно в книге Теилим – «Псалмы». Издавна ни одну из книг Танаха не читают так часто, как эту. Вся книга разделена на пять разделов – наподобие Пятикнижия, – а также на семь частей, соответственно дням недели, и на тридцать – соответственно дням месяца. Кто желает – может закончить ее за неделю, кто желает – за месяц. В такие моменты, когда необходима особая помощь Свыше, принято читать особенно много псалмов. В изданиях Теилим в начале и конце обычно печатаются молитвы, которые произносят перед чтением псалмов и после него. В них упоминается, что и из первых, и из последних букв слов Теилим складываются Имена Всевышнего – те, которые известны только каббалистам. Так что когда читают эти слова, даже не понимая их смысла, призывают Всевышнего Его тайными Именами – и Он отвечает!

Вот что значит руах а-кодеш: Давид создал текст, не только уникальный по своему поэтическому совершенству, но и содержащий в себе сокровенные тайны каббалы! Разве способен даже гениальный человеческий разум создать такой многослойный текст, который на любом уровне исследования обнаруживает поразительную связность и стройность!

Это доказывает, что дух святости не уступает пророчеству-невуа. Когда говорят, что он «ниже», чем пророчество, это отнюдь не означает, что он «слабее» или что пророчество «лучше». Так же как, например, все сфирот необходимы для мира, дополняют и обогащают друг друга, так каждый из видов пророчества, обладая своими неповторимыми особенностями, дополняет другие.

И есть еще третий вид. В Талмуде (Йома, 9б) сказано, что, когда умерли последние пророки Танаха – Хагай, Зхарья и Малахи, – ушел руах а-кодеш, однако Всевышний продолжал посылать людям бат коль, совершенно иной вид Б‑жественного откровения.

«Бат коль» на иврите буквально значит «дочь (то есть “порождение”, “отзвук”) голоса» – эхо. Рабби Йом-Тов Липман, автор комментария к Мишне Тосафот Йом-Тов, объясняет, что бат коль называется так потому, что по сравнению с величайшими пророками Танаха этот уровень пророчества – как эхо по сравнению с голосом живого человека. Но хотя бат коль и считается пророческим откровением более низкого порядка, нежели невуа или руах а-кодеш, это вовсе не означает, что оно «слабее» или «хуже». Наоборот: можно даже сказать, что в определенном смысле этот уровень откровения имеет преимущество перед всеми иными. Талмуд приводит множество примеров, когда Глас Свыше, бат коль, обращен сразу к нескольким и даже многим людям (Шабат, 88а; Сота 13б); более того: даже к нееврею и даже к злодею (Псахим, 94б).

Тем не менее существует понятие «эпоха пророчества», означающее время великих пророков, книги которых вошли в Танах. Каждый из видов пророчества имеет какое-то свое, определенное время. На это намекает следующий рассказ Талмуда (Сота, 48б). Во время собрания мудрецов в Йерихо они услышали бат коль с Небес: «Есть среди вас один человек, достойный того, чтобы Шхина спустилась и осенила его, только его поколение этого недостойно» – и все посмотрели на Гилеля. Иерусалимский Талмуд (Ораот, 3:7), приводя тот же случай, говорит более определенно: «Руах а-кодеш». Это означает, что Гилель мог бы быть пророком – таким, какие были в эпоху Первого храма, – но поколение, в котором он жил, не соответствовало такому откровению Шхины. В трактате Вавилонского Талмуда Сота (48б) то же самое рассказывается о Шмуэле а-Катане, который жил на полтора столетия позже Гилеля. А раббан Гамлиэль однажды обратился к совершенно незнакомому нееврею, назвав его по имени; «тогда, – говорит рассказчик, – мы узнали, что у раббана Гамлиэля есть руах а-кодеш».

Еще пример – уже из недалекого прошлого. Любавичский Ребе Цемах Цедек говорил о своем деде, рабби Шнеуре-Залмане (Алтер Ребе): «Если бы он жил во времена пророков – он был бы пророком… И много раз, – свидетельствует Цемах Цедек, – слышали мы от него пророчества, исполнявшиеся так точно, словно стрела попадала в волос» – пророчества, соответствовавшие его поколению. И приведем поразительные слова мидраша Тана двей Элияу раба (гл. 9): «Призываю я в мои свидетели Небеса и землю: будь то еврей или нееврей, мужчина или женщина, раб или рабыня – в точном соответствии с делами, которые он совершает, руах а-кодеш осеняет его».

Возможно ли получить дар пророчества в наше время?

Лет сто пятьдесят назад один человек прочел в каббалистической книге, что тот, кто в течение сорока дней воздерживается от пусто­словия, удостаивается получить от Всевышнего дух святости. Он тщательно исполнил это – но сорок дней минуло, а ничего особенного не произошло. Почему? Он же сделал все, как следовало! Чтоб выяснить причину неудачи, он поехал к цадику рабби Исраэлю, жившему в местечке Ружин (или, как произносят украинские евреи, – Рижин).

А надо сказать, что рабби Исраэль жил на чрезвычайно широкую ногу: его дом был настоящим царским дворцом. И цадик выезжал на прогулку в роскошной карете, запряженной четверкой великолепных коней.

Понятно, что попасть к Ребе на аудиенцию было совсем не просто. И вот, дивясь на великолепие его дома, наблюдая за всем происходившим в нем, этот человек усомнился: да впрямь ли рабби Исраэль праведник? Разве вообще раввин имеет право так жить – да еще в условиях изгнания? И он пришел к выводу, что ему незачем дольше оставаться в Ружине: не имеет смысла спрашивать здесь о вещах, связанных с духом святости.

В то утро, когда этот человек решил отправиться домой, не переговорив с цадиком, он увидел, что рабби Исраэль собрался выехать на прогулку и перед тем, как сесть в карету, подошел к коням и несколько раз погладил одного из них по спине. Это так поразило нашего еврея, что он подошел к ребе и язвительно спросил:

– Ребе, объясните: что это за вид служения Всевышнему – ласкать коней?

– Это ведь не простая скотина, – ответил рабби Исраэль, – уже сорок дней, как он не говорит ни одного пустого слова, и его вот-вот осенит руах а-кодеш…

Так что не каждому – даже праведнику – Всевышний дает дух святости, но каждый удостоившийся этого состояния – непременно праведник. Значит, вопрос следует переформулировать так: как достичь ступени праведника?

Снова ответим хасидским рассказом. Рассказывают, что однажды, разговаривая с рабби Йеудой-Цви, хасидским Ребе в местечке Розла, один знаменитый раввин заметил:

– Сдается мне, что желание быть цадиком – такая же страсть, как прочие страсти.

– Конечно, – ответил рабби Йеуда-Цви, – это чистая правда! Только для того, чтобы достичь этой страсти, надо суметь побороть в себе все остальные.

Обратите внимание: не «чтобы удовлетворить эту страсть», а «чтобы достичь» ее. То есть только для того, чтобы сделать самый первый шаг – чтобы стремление стать праведником заполонило всего человека, – необходимо побороть в себе любое иное влечение…

Значит, тот, кому очень хочется стать пророком, должен серьезно поработать над собой. Аризаль учил, что тому, кто желает достичь уровня, на котором появляется вероятность получить от Всевышнего дух святости, среди многого прочего, необходимо не только отучить себя от настоящего гнева, но нужно остерегаться даже малейшей досады на кого бы то ни было и особенно – на собственную жену. Начните с этого, и если достигнете успеха – сможете сделать следующий шаг.

Дух занялся

Смотреть что такое «Дух занялся» в других словарях:

  • дух занялся — не поверить ушам, остолбенеть, взволноваться, обомлеть, разинуть рот, не поверить глазам, глаза полезли на лоб, дух захватило, дыхание перехватило, задыхаться, поразиться, ахнуть, бросило в жар, ахнуть от удивления, не поверить своим глазам,… … Словарь синонимов

  • Дух занялся — ДУХ ЗАНИМАЕТСЯ. ДУХ ЗАНЯЛСЯ. Прост. Экспрес. От избытка чувств, сильных переживаний тяжело дышать. Я скакал по лагерю с поручением начальника, когда нос к носу налетел на князя Багратиона. Дух занялся во мне от радости при виде чудного моего… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • дух занялся — дыхание заняло/сь Затруднилось, остановилось дыхание (вследствие сильного волнения, при быстром движении и т.п.) … Словарь многих выражений

  • Дух занимается — ДУХ ЗАНИМАЕТСЯ. ДУХ ЗАНЯЛСЯ. Прост. Экспрес. От избытка чувств, сильных переживаний тяжело дышать. Я скакал по лагерю с поручением начальника, когда нос к носу налетел на князя Багратиона. Дух занялся во мне от радости при виде чудного моего… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • дух захватило — прил., кол во синонимов: 19 • ахнувший (61) • ахнувший от удивления (16) • … Словарь синонимов

  • Занялся дух — Занялся духъ (иноск.) объ остановившемся дыханіи, лишеніи голоса (отъ волненія). Ср. «Не ходи, постой! дай время мнѣ Заглушить грусть, печаль выплакать; На тебя на ясна сокола … Занялся духъ слово замерло»… Кольцовъ. Разлука. Ср. Что я вижу?… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • занялся — дух • действие, субъект, прерывание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • занялся дух — (иноск.) об остановившемся дыхании, лишении голоса (от волнения) Ср. Не ходи, постой! дай время мне Заглушить грусть, печаль выплакать; На тебя на ясна сокола… Занялся дух слово замерло … Кольцов. Разлука. Ср. Что я вижу? что такое? Как? и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • дух — витает дух • существование / создание, субъект дух живёт • существование / создание дух замирает • действие, субъект, прерывание дух занимается • действие, субъект, прерывание дух захватить • действие, прерывание дух захватывать • действие,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • заняться — ЗАНЯТЬСЯ, займусь, займёшься; ялся и ялся, ялась; явшийся; совер. 1. чем. Начать что н. делать, приступить к какому н. занятию. З. чтением. Дети занялись игрой. 2. с кем. Помочь кому н. в учении, занятии. З. с отстающим учеником. З. с детьми. 3.… … Толковый словарь Ожегова

Дух

  • Дух Библейский словарь
  • Плоть и дух свт. Тихон Задонский
  • Дух свт. Димитрий Ростовский
  • Дух свт. Тихон Задонский
  • Дух, душа и тело свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Дух, духовность преп. Оптинские старцы
  • Дух преп. Ефрем Сирин
  • Дух праведный Иоанн Кронштадтский
  • «Духовность» и «душевность» архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Душевность и духовность прот. Николай Депутатов
  • Учение Св. Ап. Павла о душевном и духовном человеке свящ. Илия Гумилевский
  • Дух — 1) бестелесное личностное существо (Бог (Ин.4:24), ангел (Пс.103:4), душа почившего человека (1Пет.3:19) либо человеческая душа вообще (Тов.3:6); 2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души); 3) духовно-нравственное расположение; духовно-нравственный настрой (см. молитву прп. Ефрема Сирина); 4) характер, нрав (Пс.75:13) (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером); 5) настроенность (пример: воинственный дух); 6) суть (пример: дух произведения).

    «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник)

    Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

    По слову св. Игнатия Брянчанинова, «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога».

    Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами.

    Человеческий дух есть разумное начало в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов).

    По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.

    «Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

    Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом. «Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский).

    См. ТЕЛО, ЧЕЛОВЕК

    Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе

    «Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

    Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр. 4:12), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (Лев. 17:11,14). Преподобный Макарий Великий на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»

    Свт. Феофан Затворник о человеческом духе

    «Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.

    Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

    Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

    1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

    2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

    3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?

    Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

    Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).

    Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

    Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.

    В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

    Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.

    В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

    В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

    Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

    Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.