Кто такой эколог для детей?

Внеклассное занятие по экологии

С.Л. Трифонова

учитель начальных классов

МОУСОШ № 8

» Будь природе другом «

Цель занятия:

— формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

-воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

— углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

— развивать экологическое мышление у детей;

— развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;

— воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

  • Учиться защищать природные ресурсы.

  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

  • оформление плаката » Будь природе другом»

  • творческие задания;

  • мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

Эпиграф:
Если каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша! (А.П. Чехов)

I.Организация начала урока.

УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Красиво изданные «Красные книги» — это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет-это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы. (сл.- 2)

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— А говорить мы сегодня будем о природе , о человеке, об экологии.

Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический плакат » Будь природе другом».

Учитель. А что же такое «экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом , “логос”-наука. ( слайд 3 )

Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».

— Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

— Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

— Какие проблемы существуют ? ( слайд 4 )

Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.

Итак, тема нашего урока: “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”

Послушайте историю о лесе.

1 Лес ( слайд 5 )

– Жил был лес.

2 Птицы ( слайд 6 )

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

3 Звери ( слайд 7-8 )

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

4 ЦВЕТЫ

Цветы украшали (слайд 9)

5 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

6 Вырубка леса ( слайд 10)

– Стал человек тогда вырубать лес.

7 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. ( слайд 11-13)

8 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. . ( слайд 14)

9 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. ( Слайд 15)

10 Засорение отходами.

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). ( слайд 16-17)

11 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. . ( слайд 18)

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.

Задание 1

Учитель

– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1 .Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)

2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)

3. Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)

4. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. ( сосна)

На какие группы можно разделить эти деревья? ( хвойные, лиственные).

. Деревья

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

Задание 2

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

– Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки . отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (картинки)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?( кукушка)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее …( Синичка)

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – ( Утка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.( заяц)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …. (лиса)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Задание 3

Учитель

– Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает ?

Ученик

– Не хватает цветов.

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки ,отгадки прикрепи к доске.

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (одуванчик)

. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)

Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. ( ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.( колокольчик)

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы. ( слайд 19)

Задание 4

Задания группам. Чтобы лес не потерял свою привлекательность , существуют правила поведения , которые вам надо расшифровать.

( слайд 20,21,22,23)

Задание 5

«Ситуации».

1 группа.

Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

— Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

1). Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

2). Как бы вы поступили в этой ситуации?

2 группа.

1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

– Что ты делаешь?– спросила старушка.

– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.

Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

– А я и не знал об этом.

ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?

3 группа.

1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.

– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.

– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…

ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?

Задание 6

Учитель

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Задание 7

Учитель

Территорию нашего поселка окружают живописные места. Со всех сторон нас окружает лес, рядом протекает река Кута. В окружении поселка отсутствуют загрязняющие природу промышленные производства и предприятия.

Все лето и осень жители нашего поселка выходные дни проводят в лесу или на берегу реки. Такой отдых позволяет им насладиться великолепными видами, созданными самой природой, позагорать на берегу реки, или спрятаться в тени деревьев и надышаться чистейшим лесным воздухом, собирая грибы да ягоды. (фото детские на природе)

Однако, отсутствие организованности в размещении, проживании, питании, проведение различных мероприятий во время отдыха приводит к увеличению загрязнением бытовыми отходами.

С каждым годом растет количество отдыхающих. И с каждым годом после их отъезда увеличивается количество неубранного бытового мусора и поврежденной растительности.

Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя. ( Слайд 24-27)

Сценка

1 турист: Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес — рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

2 турист: Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Туристы: (хором) Ничей!

3 турист: Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

4 турист: Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на “ты”!

1турист: Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

2 турист: Мы цари! Молчи природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)

Матушка природа:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Она – твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую,

Нас много, а она – одна!

Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.

Задание 8

Учитель

Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки.

У каждой команды нашего класса есть по 2 природоохранного знака . Вы должны их объяснить и прикрепить на наш плакат . ( рисунки )

Задание 9

Информация: Свалка по имени «Земля». (слайд 28-29)

Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду. (Слайд 30)

Может ли при этом человек оставаться здоровым? (слайд 31)

«Мусор приносит золото» – так считают те, кто заботится о природе. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В Германии их – 50 тысяч. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др. Из шин получают нефть, бензин.

Игра «Пойми меня».

(определить, что является отходами)

Задание 1.

  1. У меня очень много игрушек из нее.

  2. Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.

  3. Предметы, сделанные из нее, легкие.

  4. Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.

  5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса.) 200 лет.

Задание 2.

  1. Его делают из песка.

  2. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

  3. Чаще всего оно прозрачное.

  4. Если его сильно нагреть, оно тянется.

  5. Когда падает, оно разбивается. (Стекло.) 1000 лет.

Задание 3.

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.

  2. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

  3. Это можно сдать и получить деньги.

  4. Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.

  5. Это бывает цветным и черным. (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)

Задание 4.

  1. Ее изобрели китайцы.

  2. В нашей стране ее получают из древесины.

  3. Она легко горит.

  4. Из нее получается очень много мусора.

  5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага – 2 года)

Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.

Что можно сделать ?

Мусор можно: (слайд 32)

а) Переработать и получить полезные вещи.
б) Отвезти на свалку.
в) Сжечь.
г) Выбросить на землю, в речку, озеро.

Задания :

  1. Какой пункт необходимо убрать из списка и почему?

  2. Из оставшихся пунктов назвать самый безвредный для природы способ утилизации отходов.

ПОКАЗ работ из вторсырья.

Экологическая работа «Мусорная фантазия»

Итог

Ребята мудрые слова
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый.
И чтобы жизни каждый день
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей
И лучше год от году!
Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!

Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля — величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня. ( слайд 33-34)

Рефлексия :

— Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета. напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.) ( слайд -35)

Заключение: муз.презентация » Берегите Землю! «

ИСТОЧНИКИ

План ИПК Интеграл на 2020 г. с датами

http://www.kalugin.org/ru/images/pejzaz3/rodnik_na_opushke_lesa.htm

http://www.personalguide.ru/tours/1328/1444/

http://boris.tylevich.ru/ribbon.php?journalid=45958&action=readers&page=3&r_jour=1&r_comm=1&r_rss=1&cat0=1&cat1=1&cat2=1&cat3=1

http://eco-vida.ru/2010/08

http://www.clipartov.net/show-365.html

http://www.clipartov.net/show-365-2.html

http://www.clipartov.net/show-268-30.html

Помогите плиз срочно!!!!! Нужно описать картину вот что нужно обязательно написать: Кабинет. Занятие людей. Растения. Качества, которые развивает в людях забота о природе.

м. Тут, в широкой лощине, окруженной скалами, где густо переплетались корни осин и берез, лисы устроили новое жилище. Вход в него охраняли два больших гранитных камня. Прежняя нора находилась на склоне холма, в сосновой роще, а эта — в лощине, заросшей осиной. Сосна вечно шумит и вздыхает, осина все время дрожит и трепещет. А мимо со звонкой песней катит свои волны река. У входа в нору начинались густые заросли, которые спускались к заросшей осокой тихой речной заводи. Этот зеленый скат служил местом игр для трех малышей, и здесь все лето можно было десятки раз наблюдать прежнюю сцену возвращения домой охотника-отца с добычей. Вся трава была примята от вечной возни лисят и вытоптана их лапками. (Э. Сетон-Томпсон) Задание 1. Определите стиль текста и тип речи. Задание 2. В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми? Подтвердите примерами из текста. Задание 3. Выпишите из текста действительное и страдательное причастия. Выполните морфологический и морфемный разборы одного из них. Задание 4. Определите лексическое значение выделенных слов. Задание 5. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Задание 6. Выпишите из текста служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Укажите их разряд.

«Кто такие экологи?» материал (старшая группа) на тему

Ход занятия:

В: Ребята, хотите поиграть интересную игру,? Замечательно, тогда слушайте внимательно.

Наш общий дом — планета Земля.

Человек, живущий на ней в окружении растений и животных, не может не любить природу. Ребята как вы думаете, что мы с вами должны делать, чтобы не погубить нашу планету.

ОТВЕТ ДЕТЕЙ:

В: правильно ребята человек-часть природы, и поэтому просто обязан жить в согласии с ней. (Раздается звук сирены)

Ой ребята мне пришло электронное письмо, давайте посмотрим, внимание на экран.

На экране жители леса (ханты) : здравствуйте ребята, мы жители леса ханты, я очень рада вас видеть. Ребята сегодня я обращаюсь к вам с просьбой о помощи мы одни с этим справиться не можем. Случилась беда!Посмотрите кто-то пытается погубить экологию , леса, реки, животные они в большой беде. Я прошу вас помогите нам спасти их!

В: Как вы думаете, сможем мы помочь?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ:

В: Молодцы ребята, я очень рада что вы согласились.

В: Прежде чем мы отправиться в наше путешествие, я хочу у вас спросить знаете ли вы кто такие экологи?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:

В: правильно ребята — экологи — это специалисты которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба исчезают животные.. Это помощники природы. И мы с вами сегодня вступаем в клуб «Юного эколога». ЗНАКОМСТВО: (вручается паспорт) Поздравляю вас ребята теперь вы сотрудники экологического клуба. И я приглашаю вас на первое совещание .Ребята, у сотрудников нашего клуба есть опознавательные знаки – это вот такие значки, на которых изображены эмблемы (раздаю) посмотрите на ваши значки, что изображено на них (на одних – лес, на других –вода, на третьих – животные) Ответы:

В: это те области , которые находятся в опасности и им срочно нужно помочь, но если мы будет помогать всем по очереди, то может пройти очень много времени, и кто-то не дождется нашей помощи. Поэтому мы с вами разделимся на команды и каждая команда будет помогать тому, кто изображен на вашем значке. А помочь мы сможем, если правильно выполним задание, которое будет на вашей станции. Каждая станция будет отмечена таким же знаком, который есть у вас. Ну, что приступим?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ:

В: Ну тогда посмотрите на свой значок и найдите своего сотрудника и поделитесь на команды…ОТПРАВЛЯЕМСЯ НА ПОМОЩЬ! Экологи вперед!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА:

Отправляемся в поход

Дружно мы идем вперед

Мы помощники сегодня

Нас природа очень ждет

Вот идем мы по лесам

Сосны, ели тут и там показывают руками сосны, ели

И по кочкам на болоте

скачем весело вот так. скачем как по кочкам

Здесь мы реку переплыли, махи руками, как будто плывем

Но про помощь не забыли

Вместе по полю бегом бежим

И до места мы дойдем.

Останавливаемся возле трех центров, на каждом центре знак, дети по командам расходятся по центрам в соответствии с опознавательными знаками.

В каждом центре находится ноутбук с видеозаписью где герой озвучивает задание, карта-схема последовательности выполнения задания.

Центр 1 «Вода» Морской царь. Дорогие экологи! Мои детки, мои маленькие рыбоньки в большой опасности. Кто — то сбросил в воду что –то не понятное и посмотрите, что случилось с моей чистой водой. И моим деткам, моим рыбешкам совсем нечем дышать. Помогите им, очистите воду!

Центр 2 «Лес» на экране Старичок – лесовичок. Дорогие юные экологи в моем лесу случилась беда. Кто-то пришел в мой лес и оставил очень много мусора, а как вы знаете это очень опасно для природы. Можете себе представить, чтобы оставленная пластиковая бутылка исчезла совсем, ей нужно целых 100 лет. И если люди не будут убирать за собой мусор наша планета превратиться в мусорную свалку. Помогите мне друзья, помогите очистить мой лес от мусора

Центр 3″Животные » медведь. Здравствуйте юные экологи. Помогите мне, кто-то очень нехороший пробрался Банки, склянки раскидал, За собою не убрал? Я поранился вот тут .

Центр: в лесу сломали все запрещающие знаки, все знаки, которые говорили о том, что нельзя делать в лесу. Помогите сделать новые. Вам нужно нарисовать их на компьютере.

Цент: Ребята возникла еще одна проблема, мы с вами так часто не сможем помогать природе. Поэтому я вам предлагаю изготовить эко-роботов. Они смогут помогать природе по уборке мусора.

В: Ну что, дорогие экологи, вы все справились с заданием?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ:

В: НУ давайте посмотрим на ваш результат и послушаем вас, вы расскажете всем чем же вы занимались. Готовы?

В: Ну что уважаемы экологи вы большие молодцы все справились с заданием помогли нашей природе и теперь вы по праву можете носить звание «Юные экологи», разрешите вручить вам сертификат помощника природы. Большое спасибо вам, до свидания.

30 способов помочь природе

Восторгаясь красотами природы, мы забываем о том, что окружающая нас среда нуждается в защите. Свой вклад в сохранение планеты может внести каждый, для этого не обязательно вступать в ряды Greenpeace или дожидаться громких манифестаций с лозунгами.

Существуют сотни вещей, которые по силам любому, главное – знать, как можно помочь природе и не откладывать дела.

  1. За день мы чистим зубы, как минимум, дважды. Выключайте воду во время процедуры и сбережете за каждую почти 20 литров.
  2. После работы на компьютере выключайте его полностью из сети. Режим сна забирает электроэнергию, а при выключенной технике сохраняется до 40 ватт в час.
  3. Люди привыкли, что большую часть домашних дел за них выполняет «умная» бытовая техника. Но работа приборов зачастую наносит вред окружающей среде. Как помочь природе от загрязнения? Начните с малого – не оставляйте белье для сушки в машине-автомат, а выносите его на балкон. Одежда прослужит дольше, уменьшится расход электроэнергии, да и сами полезное дело сделаете.
  4. Раз или два в неделю проводите разгрузочные вегетарианские дни. Для того чтобы 1 кг свежего мяса попал на магазинный прилавок, требуется израсходовать большое количество воды. Исключите из меню мясные продукты, сэкономите несколько сотен литров чистой воды.
  5. Непереработанная стеклянная тара разлагается несколько миллионов лет, загрязняя воздух и воду. Приучите себя отправлять стекло в переработку, и воздух станет чище на 20%, а вода – почти на 50%.
  6. Прочитанные и ненужные газеты сдавайте в макулатуру. Переработка вторсырья спасет почти 500 тысяч деревьев. И не в год, а в неделю!
  7. Покупаете воду в пластиковых бутылях? Но вас же интересует вопрос, что нужно делать, чтобы сохранить природу? Приобретите качественные фильтры для воды и необходимость покупки воды в бутылках отпадет. Пока же около 90% пластиковой тары разлагается в почве, серьезно загрязняя продуктами распада окружающую среду.
  8. Замена одной обычной лампочки на флюоресцентную равноценна исчезновению с дорожных магистралей миллиона транспортных средств. Такие светильники отличаются высоким КПД и лучшей, чем у ламп накаливания, световой отдачей. Они экономичнее, а монтировать их можно в любые жилые помещения.
  9. В одном небольшом офисе за год в мусор выбрасываются тонны бумаги. Используйте двустороннюю печать, это позволит уменьшить число отходов, сберечь сотни деревьев от вырубки.
  10. Используйте для своего малыша подгузники, изготовленные из безопасных экологических материалов. В отходы уходит около 3 тысяч тонн, но, по крайней мере, весь этот мусор не причинит вреда планете при разложении.
  11. Как я могу помочь окружающей среде? Стирайте в теплой, а не горячей воде, сэкономите почти 100 тысяч баррелей нефти в день.
  12. Экономьте на бумажных салфетках. За год человек использует около 2200 салфеток, а теперь представьте эту цифру в масштабах планеты.
  13. Принимайте душ, так сэкономите воду и электроэнергию.
  14. Привыкли, перед тем как поставить тарелки и чашки в посудомоечную машину, споласкивать остатки пищи водой? Воспользуйтесь для этого вилками, ложками и сохраните до 74 литров воды.
  15. И снова о водных процедурах. Все знают, как приятно принимать душ с любимым человеком. Возьмите это за правило, получите экономию воды и удовольствие – все в одном флаконе!
  16. Любите эффектно затянуться сигаретой? О вреде курения (общеизвестный факт) говорить не будем, а вот о пользе замены зажигалок спичками знать не помешает. Использованные и отправленные в мусор зажигалки с пластиковым корпусом разлагаются долгое время, наносят природе непоправимый вред. Пользуйтесь спичками – просто, удобно, оригинально.
  17. Привыкайте заказывать билеты онлайн. Сэкономите огромное количество материалов, потраченных на выпуск бумажных носителей, исключите временные затраты от ожидания в очередях.
  18. Прекращайте ежедневно покупать в супермаркетах полиэтиленовые пакеты. Период разложения этих вещей бесконечен, вред, наносимый от них природе, огромен. Приобретите специальные прочные сумки-пакеты, проблема будет решена.
  19. Не выбрасывайте в отходы старые, отжившие свой век, вещи. Если одежда или обувь в приличном состоянии, отдайте ее в благотворительные фонды или организации, а там уже распорядятся по назначению.
  20. Найдите компанию по утилизации мобильных телефонов и сдайте им свои старые гаджеты. Выброшенные в мусор, они, при разложении, выделяют токсины, опасные для окружающей среды и здоровья человека. Грамотный подход к переработке отходов – залог здоровья всей планеты.
  21. Привыкайте экономить электроэнергию. Выключайте приборы освещения, даже если уходите из комнаты на полчаса. За это время воздух слегка остынет, лампочка «отдохнет», а энергия не будет израсходована впустую.
  22. Что можно сделать для сохранения природы? Используйте вместо одноразового стаканчика для кофе специальную кружку. Поверьте, напиток будет вкуснее, горячее, а вокруг нас убавится количество бумажного мусора.
  23. Покупайте товары местных производителей. Транспортировка грузов наносит окружающей среде громадный урон, так почему бы не уменьшить вред? Кроме того, местные товары, как правило, вкуснее и экологичнее.
  24. При слове «секонд-хэнд» вы презрительно улыбаетесь? Напрасно, в подобных торговых точках часто предлагают товары в отличном состоянии. Разные игрушки, ролики, скейты, велосипеды – вполне подходящий выбор для вещей «на вырост».
  25. При поездке в собственном авто используйте функцию круиз-контроля. Многие о ней забывают, а такие кнопки экономят до 15% топлива.
  26. Проявите оригинальность и при подготовке подарка используйте старые ткани, газеты, обои. Экономьте на красивой, но бесполезной подарочной бумаге, и природа отблагодарит вас за это. Кстати, адресату получить презент в стильной колоритной упаковке будет приятно.
  27. Щелочные батарейки, широко применяемые в быту, опасны при разложении. Только представьте, сколько вредных отходов выделяют использованные устройства. И если вы всерьез задумываетесь, что нужно делать, чтобы сохранить природу, замените щелочные приборы безвредными аккумуляторными батареями.
  28. Помните вечное: «каждый настоящий мужчина должен посадить дерево…». А почему только лицам мужского пола дали такое задание? Посадить деревце, и даже не одно, вполне по силам каждому жителю Земли.
  29. Сокращайте количество времени под душем. Пара минут позволит сэкономить многие десятки литров чистой воды в неделю. За месяцы и годы наберется внушительный объем.
  30. Теперь вы знаете, что нужно сделать, чтобы сберечь природу. Не забывайте рассказывать об этих простых вещах своим друзьям и знакомым. Начнем с малого, но при условии, что каждый будет заботиться об окружающей среде, эффект будет значительный.

Статья по экологии статья на тему

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы.

В последние время проблема окружающей среды превратилась в остро

распространенную проблему. Обострение экологической проблемы и необходимость их преодоления ставит задачу в просвещении населения по формированию экологического сознания, культуры природопользования.

Нам необходимо понимать, что человек связан с природой и зависит от нее, что в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание — это значит сформировать у детей осознанно правильное отношение к объектам природы. Мы взрослые должны помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, необходимый всем, беречь и охранять. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. С этой задачей мы можем справиться, если с раннего возраста активно начнем приобщать ребенка к миру природы.

К.Д. Ушинский определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека» . Он считает, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить. Именно в детстве надо развивать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Детский сад является первым звеном непрерывного экологического образования, поэтому я поставила перед собой цель:

— помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе, решая, через следующие задачи:

— формирование системы конкретных и обобщенных представлений о явлениях

живой и неживой природы. (интеллектуальное развитие)

— воспитание у детей способности воспринимать и глубоко чувствовать красоту

природы, умения бережно относиться к ней;

— участие детей в посильной для них деятельности по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей проходит через весь педагогический

процесс: и в повседневной жизни, в свободной деятельности, и в специально подготовленной совместно организованной деятельности.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет не только хорошо организованное природное окружение — это конечно уголок природы в группе, правильно оформленный участок для прогулок, дающие возможность постоянного общения с природой, огороды, для приобщения детей к регулярному труду, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, но и чтение литературы, игры, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

В переводе «экология» означает «наука о доме». Для наших малышей дом в детском саду начинается с группы, поэтому в группе был создан «маленький естественноприродоведческий уголок» (в современном понимании — уголок природы). Здесь дети познакомились с комнатными растениями, с условиями необходимыми для их роста и развития, потом сами участвовали в пересадке растений и следили за их произрастанием. Все наблюдения отмечались в календаре, делались зарисовки. В уголке имеется аквариум. Он служит не только для украшения группы, но и очень полезен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдение за жизнью рыбок в воде, за их поведением проводилось многократно, каждый раз подмечая что-то новое. Детям пояснялось, что рыбка живёт только в воде, без воды она не может жить. Для наблюдений за другими животными просматривали с детьми передачи о животных, энциклопедии, читали художественную и научную литературу, наблюдали и ухаживали за домашними животными: кошка, собака, хомячки, черепахи. Во время живых наблюдений ребенок учится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с ними. Заботливое отношение к животным у маленьких детей закладывается при организации систематических длительных контактов и общения с ними.

Уголок природы также служит местом для разнообразных опытов. Имеется необходимое оборудование: коробочки с песком, глиной, землей, совочки, формочки, печатки, микроскоп для работы с природным материалом (водой, снегом, листьями, плодами). Дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Чаще опыты проводятся в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В результате опыта учила детей рассуждать, делать умозаключения. Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим мы с детьми учились различать предметы природного мира — дерево, камень, шерсть, и рукотворного мира — пластмасса, стекло, железо — дети должны были назвать предметы, сделаны из этих материалов, для чего они нужны. При совместной деятельности «Приготовление морса» — дети узнали, что из свежих фруктов, можно еще получить сухофрукты, варить компоты, варенья, то есть, используя богатства природы, человек научился создавать окружающий мир во благо себе. Полученные знания закреплялись играми: «Узнай по вкусу», «Повар», «Из чего сделано», «Цепочка» и др.

На территории детского сада имеется экологическая тропа с картотекой природных объектов и речевым материалом к ним. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Знакомя детей с экологической тропой, мы наблюдали за деревьями, кустарниками разных пород, возраста, формы, различными насекомыми: муравьями, бабочками, жучками. На небольшой полянке, в виде солнышка, расположились лекарственные растения. Дети узнали, что многие растения, которые просто растут в лесу, полезны и лечебны. А на одной из берез, мы с детьми заметили гнездо, понаблюдали, узнали какой, формы оно, из чего сделано, из какого материала, какая птица поселилась, слушали писк птенцов, смотрели, как мать кормит их. После этого малыши и их родители приняли активное участие в изготовлении кормушек для птиц.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. Они были подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменялись другими. Детям разрешили прополоть цветы, подрыхлить, полить, с каким удовольствием и старанием они приняли участие. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки (знакомить детей с изменениями природы по сезонам, продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом людей), интересно проводить экологических занятий, различные игры и упражнения («Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных») и одновременно полезно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Одной из интересных форм организации работы по экологическому воспитанию являются экскурсии. Находясь в лесу, парке, на берегу озера можно одновременно знакомить детей с растениями, животными и с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Вместе с детьми мы собирали разнообразный природный материал для последующих работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

На занятиях я часто использовала художественное слово, так как художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми беседовали, рассуждали, по глазам детей можно было определить, какие чувства испытывали они: сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Конечно, приятно, когда дети после прочитанного, задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А ему кто-нибудь поможет?», «А давайте возьмем его к себе?», «А почему он остался один?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Также полезно привлекать детей участвовать в конкурсах и выставках: «Осенний калейдоскоп», «Необычный урожай», «Мир глазами детей», «Парад снеговиков», «Мини-музей цветов» и другие. Малыши старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

За совместную работу, дети и родители получили благодарность и сюрпризы.

Результатом правильного экологического воспитания является эстетическое удовольствие, восхищение детей при восприятии природы, в практической готовности участвовать в создании необходимых условий для живых существ, которые находятся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель.

Природу нужно видеть, любить, воспринимать всей душой, замечать ее

красоту, слышать звуки, движения, запахи. Все это многообразие формирует сенсорный опыт ребенка, что является основой интеллектуального развития. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Список использованной литературы: