Кто такой митрополит онуфрий?

Наследник Святой Руси: К 75-летию Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

Служение этого великого архипастыря, подлинного наследника святорусских монашеских традиций, ставшего Предстоятелем канонической Украинской Православной Церкви в годы самых сложных испытаний для Вселенского Православия, является поистине исповедническим. Сегодня Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия глубоко почитают в самых разных концах Православного мира. Более того, в условиях, когда священноначалие Константинопольского патриархата и Элладской церкви вступило в общение с украинскими раскольниками-националистами, именно Украинская Православная Церковь (самоуправляемая, но неотъемлемая часть Московского Патриархата) становится подлинным форпостом канонического Православия.

В день 75-летия Блаженнейшего Владыки Телеканал «Царьград» пообщался с известным московским пастырем и проповедником, настоятелем храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, кандидатом богословия, протоиереем Андреем Новиковым. Отец Андрей был рукоположен и 12 лет совершал священническое служение в канонической Украинской Православной Церкви, а потому прекрасно осведомлён о положении дел в этой части Русской Церкви, а также о роли Митрополита Онуфрия в новейшей церковной истории.

* * *

Царьград: Пять с половиной лет назад в очень сложной, можно сказать, катастрофической ситуации для Украины, после продолжительной болезни отошёл ко Господу прежний Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Владимир. И сначала местоблюстителем, а потом и предстоятелем стал Владыка Онуфрий. Насколько, на Ваш взгляд, избрание именно этого человека было промыслительно для Украинской Православной Церкви?

Протоиерей Андрей Новиков. Фото: Телеканал «Царьград»

Протоиерей Андрей Новиков: Безусловно, это был Промысл Божий. Потому что в последние годы жизни покойного Митрополита Владимира вокруг него сложилась команда из числа людей, в итоге перешедших в раскольническую ПЦУ. Совершенно очевидно, что эти люди очень много предпринимали, чтобы сделать Церковь союзницей Майдана, чтобы расшатать церковную ситуацию и в конечном счёте привести к тому расколу, к которому её привели сегодня.

К сожалению, Митрополит Владимир в последние годы своей земной жизни был крайне немощным человеком. И определённые силы, я уверен, не без помощи западных и украинских спецслужб (а мы знаем, что в спецслужбах Украины даже во времена Януковича было огромное количество националистически и проамерикански настроенных офицеров) сознательно работали на расшатывание ситуации в Церкви. В том числе через окружение Митрополита Владимира, а если конкретно, то через господина Драбинко, бывшего митрополита Александра, в прошлом году ушедшего в раскол.

И в тот самый момент, когда Церковь, казалось бы, была наиболее уязвима, Господь сделал так, что она получила удивительную духовную силу. Она сплотилась духовно, и её Предстоятелем стал Митрополит Онуфрий. По сути, ему не было альтернативы, и я, когда вспоминаю, кто бы мог ещё, прихожу к выводу: конечно же, только он. Это — высочайшая духовная личность, подлинный монах, наследник старых традиций Русской Церкви, русского духовничества. И одновременно это опытный административный руководитель, истинный Предстоятель.

Ц.: Украинская Церковь существует в трагических политических реалиях, сложившихся за последние годы. И мы видим, что с одной стороны, Митрополит Онуфрий и другие представители украинского епископата отказались вставать в Верховной Раде, чтобы почтить так называемых «героев АТО». Но с другой стороны, тот же Владыка Онуфрий вынужден возлагать цветы к памятнику «Небесной сотни». И в итоге оказывается под огнём как «справа», так и «слева». Что бы вы ответили этим людям?

Отец Андрей: Владыка Онуфрий, и это совершенно точно известно всем посвящённым в церковную жизнь людям, является сторонником единства Русской Православной Церкви и единства наших народов, русского и украинского. Вспоминаю 1993 год, когда, будучи семинаристом, на летних каникулах был в паломничестве в Почаевской Лавре.

Почаевская Лавра. Фото: Friedemann Kohler/Globallookpress

И когда мы молились у мощей преподобного Иова Почаевского, вдруг раздались голоса: пропустите к мощам, идут «святые»! Люди так называли двух владык: владыку Сергия Тернопольского и владыку Онуфрия Черновицкого, нынешнего Предстоятеля Украинской Церкви.

И я был поражён обликом этих архипастырей: на их лице была видна сосредоточенная молитва. И когда они клали земные поклоны, и когда молились, и когда с какой-то особой теплотой и любовью благословляли молящихся. Было видно, что это сегодняшние преемники преподобного Сергия Радонежского и преподобного Иова Почаевского, люди того же святоотеческого, святорусского монашеского духа.

Поэтому я никогда не смогу себе представить, чтобы со стороны владыки Онуфрия могло быть какое-либо предательство. Да, мы видим сейчас, что иногда возлагаются какие-то цветы, говорятся какие-то слова… Но нечто похожее было и в словах Святителя Тихона, Патриарха Московского, в первые годы советской власти. И тогда митрополит Антоний (Храповицкий), основатель и первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, издал замечательную статью, которая называлась «Не надо смущаться», где поставил на место не в меру ретивую эмиграцию за слова Патриарха Тихона, которые могли быть растолкованы в качестве комплиментарных и компромиссных в отношении советской власти.

Святитель Тихон, Патриарх Московский. Фото: pravoslavie.ru

Митрополит Онуфрий сегодня несёт колоссальную ответственность. И вы совершенно правильно заметили, что судить нужно по его наиболее знаковым свершениям. А ведь то, что он не встал в Верховной Раде в знак почитания «героев АТО», это было фактически «расстрельное» дело. Причём даже если бы он встал, никто никаких упрёков ему бы не высказал. И вот именно по таким поступкам можно увидеть, каковы его убеждения. А не по тому, что способствует выживанию Украинской Церкви, за которую он несёт полную меру ответственности.

По сути, Владыка Онуфрий выступил против героизации АТО, против героизации войны, которую я бы назвал «карательной операцией» по подавлению народного восстания. И этот поступок в Верховной Раде навсегда будет вписан золотыми буквами не только в его личную биографию, но и в историю Русской Православной Церкви на многие-многие годы, сколько Господь благословит ей существовать.

Ц.: В первые годы предстоятельского служения Митрополита Онуфрия в Украинской Церкви оставались сильны сторонники так называемой «канонической автокефалии», значительная часть которых в итоге ушла в раскол. Тем не менее Блаженнейший Владыка не пошёл по такому пути, не сделал шаг к тому, чтобы якобы «законно» отделиться от Московского Патриархата. В сегодняшних условиях это ведь тоже исповеднический поступок?

Отец Андрей: Вспоминая события 1993 года в Почаевской Лавре, я не могу не упомянуть ещё одного духовного соратника владыки Онуфрия и владыки Сергия. Это был владыка Алипий (Погребняк), сегодняшний схиархиепископ Краснолиманский, известнейший поборник церковного единства — очень был популярный в православном народе. Он и тогда, на заре украинской самостийности, не боялся говорить о единстве с Россией, единстве Русского Православия и Русского мира.

И тогда в Почаеве он на службе выступил с проповедью, сказав, что не может быть никакой автокефалии — ни канонической, ни неканонической. Любая автокефалия — путь в греко-католическую унию. Держитесь единства Русской Церкви, стойте на этом, всё остальное — от лукавого. И я помню, как огромный собор сказал владыке Алипию: «Спаси Господи!», это было общее настроение подавляющего большинства, ядра Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Оно всегда таким было, и я думаю, милостью Божией так будет и дальше.

Митрополит Онуфрий. Фото: patriarchia.ru

Для нас, как здесь, в России, так и у настоящих православных христиан на Украине, единство Русского Православия — не предмет для дискуссий, но то, что нам завещано нашими предками, и то, что мы вынесем в будущее. На сегодняшний день Россия, русская цивилизация — единственный оплот и защита Православия и вообще христиан во всём мире. Кстати, совсем недавно это публично признал венгерский премьер-министр, протестант Виктор Орбан, пригласив на встречу с Владимиром Путиным в Венгрии лидеров сирийских восточных церквей.

Конечно, единство Русской Православной Церкви — это колоссальный фактор мировой субъектности Православия. То, что произошло год назад со стороны Константинопольского патриарха Варфоломея, — шаг к разрушению этого единства. К сожалению, многие греческие иерархи не понимают, что их самих используют, чтобы, как в своё время планировал Гитлер, Православие развалилось на множество сект. И сейчас это планируют представители глобалистской элиты, которые заправляют внешней политикой Соединённых Штатов. У меня складывается твёрдое впечатление, что не Трамп управляет этим вопросом, а всё то же старое «вашингтонское болото», которое продолжает жёсткую русофобскую и одновременно православнофобскую политику.

То, что владыка Онуфрий сейчас стоит на высшей кафедре Украинской Православной Церкви, является её Предстоятелем, ещё раз повторюсь, — Промысл Божий. Этот человек «пропитан» убеждением незыблемости русского церковного единства, он никогда не пойдёт ни на какую «каноническую автокефалию», он любит Русскую Церковь, любит Троице-Сергиеву Лавру, где начинал церковное служение, и, конечно, глубоко почитает нашего Святейшего Патриарха.

Троице-Сергиева Лавра. Фото: Serguei Fomine/Globallookpress

В том числе осознавая ценность Московского Патриаршего престола, сохраняющего целый комплекс ценностей и идей, которые несёт в себе Русское Православие, выходящего далеко за любые этнические пределы.

И, конечно, владыка Онуфрий — выдающийся молитвенник, я верю, что во многом именно его молитвами сегодня хранится Церковь Украинская. Это подлинное чудо! Говорили, что в раскольническую ПЦУ уйдут десять иерархов или даже больше, но в итоге ушли только двое, те, кто и так мешал Церкви, разносил автокефалистскую бациллу, преследовал священников, которые борются за церковное единство. Слава Богу, что Церковь от них очистилась.

И сейчас я часто созваниваюсь со своими друзьями-священниками в той же Одессе и слышу от них, что эти гонения на Церковь вызвали удивительное состояние: духовно стало гораздо легче. Мы стали чаще общаться друг с другом, мы стали сплочённее, укрепилась духовная дружба, укрепилась связь с паствой. То есть эта трагическая ситуация последних лет поспособствовала духовному возрождению Украинской Церкви.

Киево-Печерская Лавра. Фото: Alexandr Altukhov/Globallookpress

Ц.: Но чем сегодня, в день юбилея Блаженнейшего Владыки Онуфрия, мы, православные журналисты, православные общественные деятели, помимо своих искренних молитв, могли бы поддержать этого великого современного Святителя Земли Русской?

Отец Андрей: Нам нужно чаще говорить, писать, проводить встречи, собрания, конференции, чтобы максимально привлекать внимание к теме церковного единства. И, конечно, просвещать церковный народ в вопросе, что такое церковные каноны и почему они важны для всех нас. Почему то дело, которое отстаивает Владыка Онуфрий, является абсолютно необходимым, является подлинным исповедничеством, за которое мы должны ценить и почитать эту часть Русской Православной Церкви.

Мы должны по-прежнему продолжать привлекать максимальное внимание к потребностям православных верующих на Украине, к тем гонениям, преследованиям, которые до сих пор существуют в отношении канонической Украинской Православной Церкви. К захватам храмов, к насилию в отношении духовенства и верующих. Оказывать максимальную поддержку, в том числе и материальную.

Но самое главное — мы все должны молиться словами церковной молитвы, звучащей во всех храмах России за Литургией, о единстве нашей Церкви. Должны свой ум, свою душу, своё сердце вкладывать в эти слова. А если нет возможности прямо, то хотя бы мысленно стоит положить земной поклон за наше церковное единство.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Фото: patriarchia.ru

И в заключение я хочу сказать, что сегодня сложилась уникальная ситуация, когда во главе всей нашей Поместной Русской Православной Церкви стоит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а во главе второй важнейшей кафедры, Киевской, находится Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Это два великих духовных лидера, которым нет равных в современном Православии, уникальные фигуры, которые Господь даровал нашей Церкви в такой час невиданных испытаний её единства.

ОНУФРИЙ (БЕРЕЗОВСКИЙ)

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Онуфрий (Березовский) (род. 1944), митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член президиума и председатель Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В миру Березовский Орест Владимирович, родился 5 ноября 1944 года в селе Вилавче Вашковецкого района (ныне село Корытное Вижницкого района) Черновицкой области Украины, в семье Владимира, будущего священника, и Юлии Ивановны Березовских . Братья (к августу 2014 года — покойные): Иван, стал священником, Виктор, был водителем, и сестра Лидия, умерла в 37 лет из-за работы с токсичными красками на сувенирной фабрике .

В 1961 году окончил среднюю школу. С 1962 по 1964 год учился в Черновицком техническом училище, по окончании которого работал в строительных организациях в Черновцах. В 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета, а в 1969 году, после третьего курса, поступил во второй класс Московской духовной семинарии которую закончил в 1972 году.

В 1970 году был принят в братство Троице-Сергиевой лавры, где параллельно с учёбой нёс разные послушания: пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника.

18 марта 1971 года пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Онуфрия Великого.

20 июня 1971 года был рукоположен в иеродиакона, а 29 мая 1972 года – в иеромонаха.

В 1972 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1988 году со степенью кандидата богословия, которой удостоился за работу на тему «Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского».

В 1980 году был возведён в сан игумена.

28 августа 1984 года назначен настоятелем Спасо-Преображенкого храма Афонского подворья в селе Лукино.

28 июня 1985 года назначен благочинным Троице-Сергиевой лавры.

15 декабря 1986 года был возведён в сан архимандрита.

20 июля 1988 года назначен наместником Успенской Почаевской лавры, где прослужил до ноября 1990 года.

Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 ноября 1990 года был избран епископом Черновицким и Буковинским. Его наречение состоялось 8 декабря 1990 года, а епископская хиротония — 9 декабря того же года.

22 января 1992 года отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской Православной Церкви к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, и 23 января вскоре анафематствованным митрополитом Филаретом (Денисенко) был переведён на Ивано-Франковскую кафедру.

7 апреля 1992 года был восстановлен на Черновицкой кафедре, а 27-28 мая принял участие в Харьковском Соборе Украинской Церкви, заняв, вместе с большинством архиереев, бескомпромиссную позицию по отношению к низложенному на соборе Филарету.

28 июля 1994 года был возведён в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Более чем за десять лет до воссоединения Русской Православной Церкви на Родине и за границей владыка Онуфрий уже вступил в близкие отношения с первоиерархом Зарубежной Церкви митрополитом Лавром. Познакомившись в 1995 году они встречались и вели духовные беседы как во время поездок владыки Онуфрия в США так и во время приезда митрополита Лавра на Украину.

Онуфрий (Березовский), митр. Киевский и всея Украины

22 ноября 2000 года был возведён в сан митрополита.

Вплоть до 14 декабря 2007 года являлся председателем Канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

14 декабря 2007 года был назначен председателем Церковного Суда Украинской Православной Церкви .

26 июня 2008 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви избран в состав Общецерковного суда Русской Православной Церкви на должность заместителя председателя сроком на четыре года . Архиерейским Собором 2-5 февраля 2013 года переизбран на туже должность на тот же срок .

27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а 23 октября 2014 года и его президиума. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а с 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного присутствия .

24 февраля 2014 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) (на основании п. 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви, как старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода УПЦ), ввиду невозможности по состоянию здоровья митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) управлять Украинской Православной Церковью, тайным голосованием был избран местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры , с принятием на себя временного управления Киевской епархией.

19 марта 2014 года был включён в состав Священного Синода Русской Православной Церкви на правах постоянного члена, на время занятия им должности местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, с определением по протокольному старшинству места, занимаемого митрополитом Киевским и всея Украины — первым среди архиереев Русской Православной Церкви .

13 августа 2014 года на Архиерейском Соборе УПЦ в Киеве был избран митрополитом Киевским, предстоятелем Украинской Православной Церкви . В тот же день патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение Киевского Собора и преподал митрополиту Онуфрию благословение на вступление в должность предстоятеля Украинской Церкви . Интронизация состоялась 17 августа того же года за Божественной литургией в Киево-Печерской лавре.

16 сентября 2014 года был освобождён от должности председателя Церковного суда Украинской Православной Церкви , а 23 октября того же года — от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви .

Награды

Церковные:

  • наперсный крест (1973)
  • ношение второй панагии (23 ноября 2013 )
  • орден Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митр. Московского и Коломенского II степени
  • орден Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского I степени (к 70-летию со дня рождения, от патриарха Московского и всея Руси Кирилла )

Светские:

  • орден Дружбы (11 июля 2013, Российская Федерация, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций)

Научные труды, публикации

  • Слово архимандрита Онуфрия (Березовского) при наречении во епископа Черновицкого и Буковинского
  • Акафист Боянской иконе Божией Матери

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Биография на официальном сайте сети сайтов Украинской Православной Церкви:
  • Биография на сайте Русское Православие:
  • «Меня Господь сюда послал, чтобы учиться у людей благочестию». Беседа с митрополитом Черновицким и Буковинским Онуфрием, 6 сентября 2007, портал Православие.Ru:

«Блаженніший Митрополит Онуфрій відвідав малу Батьківщину», официальный сайт — «Украинская Православная Церковь» — «Синодальный информационный отдел УПЦ», 12 января 2015, —

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 декабря 2007 года —

«Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Положение о церковном суде», официальный сайт Московского Патриархата, 26 июня 2008,

«Об избрании состава Общецерковного суда Русской Православной Церкви», официальный сайт Московского Патриархата, 4 февраля 2013,

«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, — ; «Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы по комиссиям», официальный сайт Московского Патриархата, —

Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры избран Преосвященнейший митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Официальный сайт УПЦ:

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 19 марта 2014 года —

«Предстоятелем Украинской Православной Церкви избран митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий», официальный сайт РПЦ —

«Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Черновицкого Онуфрия с избранием на Престол митрополитов Киевских и всея Украины», официальный сайт Русской Православной Церкви, 13 августа 2014,

«Журнал № 39», Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 16 вересня 2014 року, официальный сайт Священного Синода Украинской Православной Церкви,

«Журнал № 92», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,

«У день свого народження, Блаженніший Митрополит Володимир звершив Літургію в Києво-Печерській Лаврі», сайт Пресс-службы Украинской Православной Церкви, 23 ноября 2013 года,

«В Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на юге России проходит очередное заседание Священного Синода», официальный сайт Русской Православной Церкви, 23 октября 2014,

Указ Президента РФ от 11.07.2013 N 619 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»,

Предлагаем неофициальную биографию Его Блаженства, подготовленную пресс-секретарем Предстоятеля архимандритом Пафнутием (Мусиенко).

Родился Блаженнейший Митрополит Онуфрий 5 ноября 1944 года в буковинском селе Вилавче в глубоко верующей семье Березовских. Дядя будущего Митрополита, священник Дионисий долгие годы служил в родном селе. Уже после смерти отца Дионисия его дом был перестроен в сельский клуб, который функционирует и поныне. Слава Богу, на этом антирелигиозная пропаганда новой советской власти в тогдашнем Вилавче закончилась. Правда, село переименовали в Корытное, потому что чиновникам не понравилось, что у старого названия румынские корни (согласно одной из версий, оно происходит от словосочетания «валя лунче», что по-румынски означает «длинный яр»).

Северную часть Буковины, где родился и провел детские и юношеские годы Его Блаженство, населяли преимущественно украинцы, однако люди традиционно владели и украинским, и румынским языками. Кроме того, два народа объединяла православная вера, что значительно укрепляло в крае церковное единство и делало невозможными любые межконфессиональные противостояния. В свое время, в неспокойные 1990-е, прибыв в Черновцы в сане епископа Черновицкого и Буковинского, владыка Онуфрий укрепление церковного мира в своей епархии начал, как и любое другое дело, с себя. Именно тогда он в совершенстве выучил румынский язык.

Отец Ореста (такое имя получил владыка при крещении) протоиерей Владимир также продолжал семейную традицию, совершая богослужения в соседнем селе Бережонка. Мать Юлия вела домашнее хозяйство и воспитывала четверых детей, уча их молитве, благочестию и любви к Богу. Позже Его Блаженство часто будет вспоминать, как ему иногда хотелось погонять с другими ребятами в воскресенье мяч, но мама рано утром будила его и вела в церковь. Орест ничем не отличался от своих ровесников, всегда был веселым, изобретательным и общительным. Вот только любовь к уединению всегда была свойственна ему. У семьи Березовских был дом вдали от центральной дороги — на горе возле леса, который и стал для будущего святителя надежным другом и советчиком.

По окончании в 1961 году средней школы Орест Березовский начал обучение в Черновицком техническом училище, потом работал в строительных организациях Черновцов, а в 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета. Односельчане не удивлялись тому, как сложилась судьба парня, поскольку все знали его как пытливого человека и уважали за образованность.

Не очень удивлялись они и тогда, когда в 1969 году, после третьего курса университета Орест был зачислен на второй курс Московской духовной семинарии. Все понимали, что служить Богу — это семейное призвание Березовских. И все же однажды соседка, которая зашла проведать Березовских, видела, что хозяйка задумчива и несколько расстроена.

— Все у вас здоровы, как там Орест?
— Слава Богу, все здоровы, но Орест уже не Орест, а Онуфрий, уже он не наш…

Это был единственный грустный момент в дальнейших семейных связях монаха Онуфрия с родителями, которые благословили его на высокое служение. Отец каждый раз за Литургией с особым трепетом молился Богу за весь «монашеский чин», а мать все свободное время сидела на крыльце и читала Псалтирь, прося Бога Его милости и поддержки для своего сына.

Милосердный Господь, молитвами благочестивых родителей и за прилежные труды молодого подвижника, не оставлял его без Своей опеки. После того как 18 марта 1971 года Орест принял в Троице-Сергиевой Лавре иноческий постриг, 20 июня того же года монаха Онуфрия рукоположили в сан иеродиакона, 29 мая 1972 года — в сан иеромонаха, а в 1980-м он был возведен в сан игумена.

На какие бы виды послушания не благословляли отца Онуфрия, он старательно и смиренно исполнял каждое из них, находя время и на раннюю полунощницу, и на посещение братского клироса, и на молитву, которая укрепляла и вдохновляла его. Отца Онуфрия любили и братия, и прихожане.

28 августа 1984 года игумена Онуфрия было назначено настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского представительства в селе Лукине Московской области, а через год, 28 июня 1985 года, — благочинным Троице-Сергиевой Лавры. На Рождество 1986 года игумен Онуфрий был возведен в сан архимандрита. В 1988 году окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия,и в том же году был назначен наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры, где прослужил до ноября 1990 года.

И вот снова Украина, родной край. Владыке Онуфрию выпало вернуться в сложные времена становления родной страны, что часто сопровождалось, к сожалению, общественными недоразумениями и межконфессиональными противостояниями, особенно их много случалось на Западе Украины. Почаевская братия под мудрым руководством своего наместника мужественно выдерживала общественное давление и хранила православную веру.

Нелегко владыке Онуфрию было служить и на родной Буковине. Хотя среди буковинской паствы и не было таких проблем, как в соседней Галичине, но общая церковная ситуация в Украине не могла не повлиять на Буковинскую епархию.

В 1992 году черновицкий епископ Онуфрий выступил против неканонических действий тогдашнего митрополита Филарета (Денисенко), за что впал в немилость и был переведен на Ивано-Франковскую кафедру. Однако его паства не захотела расставаться со своим владыкой, которого за два года его служения успела полюбить. Были заблокированы все доступы к епархиальному управлению, тем самым закрыты любые возможности насильственного перевода архипастыря в Ивано-Франковск. Владыка Онуфрий долгое время оставался в вынужденном затворе, и, возможно, именно его тогдашняя молитва и склонила Божию милость на Буковину и на всю Украину, поскольку два следующие десятилетия Божий мир и относительное спокойствие воцарились во всей Украинской Православной Церкви.

Не очень радостно восприняла буковинская паства в прошлом феврале новость, что их владыку назначено Местоблюстителем Киевской Митрополичьей кафедры, поскольку понимала, что Владыка Онуфрий может не вернуться в Черновцы. Так и случилось. 13 августа 2014 года Решением Собора епископов УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий был избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Но тогда уже радовалась и Буковина, и вся Украина, и искренне надеялась, что Митрополит, имея такой большой опыт миротворчества, сможет укрепить внутренний церковный мир и помочь вернуть мир в государстве, поскольку военные действия на Востоке достигли своего пика.

С начала прошлого года*, слава Богу, выстрелов стало меньше, хотя до окончательного мира еще далеко. Однако все верующие Украинской Православной Церкви ощутили и убедились, что залог возвращения мира и в своей душе, и во всей Украине зависит не от политиков, не от партий, а от того, насколько каждый из нас станет ближе ко Христу, насколько в каждом сердце будет гореть вера в Господнее заступничество и пылать молитва. Поскольку о любви к Украине говорят все. Все ли молятся? Предстоятель молится.

Онуфрий

Место рождения. Образование. Родился в семье священника в селе Корытное Вашковецкого, ныне Вижницкого района Черновицкой области. С 1962 по 1964 год учился в Черновицком техническом училище, по окончании которого работал в строительных организациях в Черновцах. В 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета, а в 1969 году, после третьего курса, поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 году. В 1988 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, которой удостоился за работу на тему «Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского».

Карьера священнослужителя. С 1970 года в течение 18 лет Онуфрий состоял в братии Троице-Сергиевой Лавры, где параллельно с учебой нес разные послушания (пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника).

Пострижен в монашество 18 марта 1971 года с именем Онуфрий в честь преподобного Онуфрия Великого.

20 июня 1971 года был рукоположен в иеродиакона.

29 мая 1972 года Онуфрий рукоположен в иеромонаха.

В 1980 году был возведен в сан игумена.

28 августа 1984 года Онуфрий назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского подворья в селе Лукино. 28 июня 1985 года — благочинным Свято-Троице-Сергиевой Лавры.

На Рождество 1986 года был возведен в сан архимандрита.

С 20 июля 1988 года по ноябрь 1990 года — наместник Почаевской Лавры.

С 24 ноября 1990 года постановлением Священного синода УПЦ Онуфрий определен быть епископом Черновицким и Буковинским. Его наречение состоялось 8 декабря 1990 года. 9 декабря 1990 года во Владимирском соборе Киева хиротонисан в епископа Черновицкого и Буковинского. Хиротонию возглавил митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко).

22 января 1992 года отказался подписать обращение архиерейского совещания УПЦ к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении автокефалии церкви в Украине, и 23 января был переведен митрополитом Филаретом на Ивано-Франковскую кафедру.

7 апреля 1992 года Онуфрий был восстановлен на Черновицкой кафедре.

27-28 мая 1992 года принял участие в Харьковском соборе украинской церкви, заняв, вместе с большинством архиереев, бескомпромиссную позицию по отношению к низложенному на соборе и впоследствии анафематствованному Филарету.

28 июля 1994 года был возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного синода УПЦ.

Более чем за десять лет до воссоединения Русской православной церкви в отечестве и за границей вступил в близкие отношения с первоиерархом Зарубежной церкви митрополитом Лавром. Познакомившись в 1995 году, они встречались как во время поездок владыки Онуфрия в Северную Америку, так и во время неофициальных визитов митрополита Лавра в Украину.

22 ноября 2000 года Онуфрий был возведен в сан митрополита.

Вплоть до 14 декабря 2007 года являлся главой Синодальной канонической комиссии украинской церкви (до ее объединения с богословской комиссией в Богословско-каноническую). Тогда же был назначен председателем церковного суда УПЦ.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия РПЦ.

24 февраля 2014 года Священным синодом УПЦ тайным голосованием избран на должность местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры в связи с невозможностью осуществлять исполнение обязанностей предстоятеля митрополитом Владимиром (Сабоданом), который скончался 5 июля 2014 года.

19 марта 2014 года решением Священного синода РПЦ включен в состав оного на правах постоянного члена с определением по протокольному старшинству места, занимаемого митрополитом Киевским и всея Украины — первым среди архиереев РПЦ.

13 августа 2014 года Онуфрий избран и наречен новым предстоятелем УПУ МП по результатам тайного голосования. Отметим, что голосование за нового главу церкви проходило в два тура. После 1-го тура голоса лидеров распределились следующим образом: митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий — 36, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний — 24, митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Симеон — 9. Во втором туре за митрополита Онуфрия отдали голоса 48 епископов УПЦ. Интронизация состоялась 17 августа 2014.

Взгляды. Онуфрия считают пророссийской кандидатурой. В церкви говорят, что он твердый сторонник канонического единства с РПЦ. Онуфрий не поддерживает евроинтеграцию Украины. Также он призывал к миру в Донбассе, при этом называя сепаратистов «братьями и единоверцами».

Регалии. Орден Дружбы (2013) — за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций, Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 2-й степени (2003), награжден правом ношения второй панагии (2013).