Кто такой монах Глеб?

«Во свидетельство всем народам»

Братство во имя преподобного Германа Аляскинского создано при Московском подворье Валаамского монастыря в 2014 году по инициативе группы мирян для ведения миссионерской, просветительской и приходской деятельности. Ядро и начальный состав участников сложился на курсах при Миссионерском центре имени Даниила Сысоева. Духовником братства является игумен Иосиф (Крюков), настоятель храма преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Важная часть деятельности членов братства – проповедь на улицах.

Еще каких-то 5–7 лет назад словосочетание «уличная миссия» вызывало у верующих противоречивые чувства. «Неужели мы, православные христиане, должны выходить в народ и, как сектанты, проповедовать незнакомым людям?» – удивлялись одни. «Надо свидетельствовать о Христе своей жизнью, поступками, а дело проповеди – это для святых. Вот святым станешь, тогда и можно будет к людям подходить с вопросами о Боге», – вторили другие. Но прошло время, и сегодня совсем немногие православные до сих пор задаются подобными вопросами. Из Евангелия строк не выкинешь – Христос прямо призывает всех Своих истинных исповедников совершать дело проповеди всем народам земли (см.: Мф. 28: 19). Об этом же говорит и наше Предание. Наступает время, когда, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, миссия становится главной темой нашей Церкви.

Чуть более года назад Миссионерское братство во имя преподобного Германа Аляскинского поставило перед собой цель – по возможности каждое воскресенье нести слово Божие незнакомым людям на улице. В современной православной действительности это называется «уличной миссией», с точки зрения Нового Завета –проповедь тем, кому по каким-то причинам непонятно или неведомо Святое Благовестие.

Заговорить с незнакомым человеком о самом сокровенном – это личный подвиг, пойти на который может только тот, кто искренне уверовал в Истину и старается жить по Ее святой воле. А если ты нетверд в своей вере или живешь не так, как благовествуешь, то найдутся тысячи слов и отговорок, как бы от этого богоугодного дела поскорее увильнуть. И слушать не желают такие христиане, что Бог уготовил любящим Его дело благовестия: «Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 20). Понять то, о чем говорит апостол Иаков, может только возжелавший спасти свою душу от смерти больше всего на свете.

Воскресенье – благодатный день для уличной проповеди. Беседу с прохожим можно начать со слов: «С праздником!» «А какой сегодня праздник?» – спросит неискушенный собеседник и, сам того не подозревая, создаст миссионеру плодотворную почву для рассказа о Евангелии.

– Подходя к людям, мы говорим, что мы из Русской Православной Церкви, спрашиваем, желает ли человек побеседовать о Боге, – рассказывает руководитель Миссионерского братства во имя преподобного Германа Аляскинского Дмитрий Захаркин. – Если наш оппонент согласен, то наводящими вопросами определяем уровень его воцерковленности. Самое большое и ответственное дело впереди – возвестить Благую Весть, пытаясь преодолеть стереотипы собеседника. Здесь важно понимать, на что необходимо сделать упор: если человек не верит в Бога – привести доказательства; если считает Библию небогодухновенной книгой – объяснить признаки слова Божия; если его смущают церковная дисциплина или какие-то правила – дать четкий и обоснованный ответ на основании Священного Писания. Вариантов может быть много, и к наиболее популярным миссионер должен быть готов. Таким образом, мы всегда отталкиваемся от запроса нашего собеседника. Наше дело – засвидетельствовать Истину, все остальное сделает Господь, если Ему будет угодно.

Молитва сопровождает миссионера всегда – до, во время и после проповеди

Члены Миссионерского братства выходят на уличную проповедь по двое, как и учил апостолов Христос (см.: Мк. 6: 7). Перед проповедью – обязательная молитва миссионера: «Господи, Господи! Положивый душу Свою…» Пока один разговаривает с собеседником, другой про себя повторяет Иисусову молитву. Молитва сопровождает миссионера всегда – до, во время и после проповеди. Это – залог духовных сил и щит против козней диавола. Если миссионер не молится (не только во время миссии, но и в целом, в своей жизни), Господь перестает действовать через него и он бывает поруган бесами.

– К сожалению, мне в своей практике приходилось видеть горе-миссионеров, которые не стараются вести духовную жизнь и пребывают в различных заблуждениях, – продолжает Дмитрий Захаркин. – Над такими диавол издевается особенно изощренно, ведь любой миссионер – личный враг люцефера. Бывает, что человек начинает панически бояться проповедовать, не может ничего произнести, находит всяческие отговорки не выходить на миссию, ведет себя неадекватно перед или во время проповеди. Многие думают, что уличная миссия – это дело не особо важное и серьезное, здесь можно себя повести и так и эдак, можно пойти или не пойти и так далее… Как же сильно заблуждаются эти люди, «не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22: 29).

В свое время известный проповедник – убиенный священник Даниил Сысоев – сказал, что любой миссионер недостоин быть миссионером, каким бы успешным ни было его слово. «Недостоин, но иду, потому что Господь призвал меня», – говорил батюшка, как бы оппонируя противникам миссионерского служения. Члены Миссионерского братства, будучи людьми грешными, откликаются на призыв Христа и Церкви, прекрасно понимая свое недостоинство служить делу Благовестия.

– Думаю, что если человек каким-то образом попал в миссионерский кружок, общество, братство – это явный призыв Бога следовать великому делу православной миссии, – предполагает Дмитрий Захаркин. – Важно этот призыв услышать и последовать за Христом, какие бы сомнения при этом ни возникали. Оставить дело проповеди, если ты на него призван Самим Богом, – преступно.

Наступает время миссии. С чего же начать? Выйти с проповедью за ограду храма – на улицу

Сегодня мало миссионерских групп, которые регулярно выходят на уличную проповедь в Москве. На более чем 12-миллионный город всего каких-то 15–20 человек. Среди них есть и священники, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. О проблемах, сопутствующих миссии, говорил еще святитель Николай Японский: «У нас недостает миссионерского сознания. А связано это во многом с душевредной мыслью, вернее – ощущением, что Православие – это нечто существующее только для меня». Нам, православным христианам, живущим в XXI веке, остается только с сожалением согласиться с этими словами.

Надежду вселяет пока лишь робкое, но вполне оформившееся движение молодых проповедников, готовых нести слово Божие вопреки всем трудностям. Крепнут миссионерские общины, укрепляется сотрудничество между миссионерскими центрами, в том числе и на ниве практической проповеди. Это прекрасно понимают и в Миссионерском братстве во имя преподобного Германа Аляскинского, которое все чаще и чаще заявляет о себе организацией различных миссионерских инициатив и мероприятий, влияющих на понимание целей и задач современной миссии.

Наступает время миссии. С чего же начать? Выйти навстречу ищущему Истину. Вслушаемся в слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Нужно выйти за ограду храма и самому идти… Куда идти? На улицу. Скажу сейчас вещь, которая многих поколеблет: на завод, в колхоз, на вокзал, в электричку, на перекрестки дорог… Идти так, как апостолы шли. Потому что миссия – это есть проповедь, связанная с движением навстречу».

Близ при дверях, у последних времен.

перенесено из темы кощунственный и клеветнический фильм «Матильда»

итак, тут даны три комментария
в отношении монаха Глеба

Для начала, выскажу своё личное мнение.

Смотрел несколько фильмов,
в частности вот эти:

некоторые из них даже пересматривал.

На меня эти фильмы произвели впечатление глотка свежего воздуха
после затхлых смердящих испарений гниющего во грехе этого падшего мiра.
Слово этого монаха благодатное.
Весьма точно соответствует духу святых отцов.
Никаких расхождений по духу и сути со святыми отцами я не приметил.

Удивительный человек этот монах Глеб. Слово его обладает простотой,
понятностью, но при этом также глубиной и силой. Как это бывает у людей,
которые говорят не от ума, но от сердца и от реального опыта духовной жизни.

Во многом его слова раскрываютщие суть проблем нынешнего времени
перекликаются с тем, что говорил старец Паисий. И по тематике и по сути.

Проникся к нему глубоким искренним уважением.

Думаю, что таких людей нынче очень-очень мало, буквально единицы.
И их нужно ценить и беречь.
Ради таких людей Господь милует этот мiр и удерживает его от надвигающейся катастрофы.

Но, также понимаю, что несть человек, иже жив будет и не согрешит
и что мiр во зле лежит… поэтому всем, кто изъявит желание послушать монаха Глеба
советую тщательно сверять всё услышанное со Святым Евангелием, преданием Церкви,
и святоотеческими писаниями. В наше время требуется духовная бдительность.
Ну и мы знаем, что некоторые из святых, даже уже достигших значительного духовного
преуспеяния и стяжавших некоторые дары впадали в прелесть и заблуждения,
поэтому в наше время опасно поспешно доверяться даже и тем, кого считают старцами
( и может быть даже прозорливыми ). Требуется неспешность и осторожность.
Лучше 100 раз перепроверить и сверить, чем поспешно довериться.
Тут к нашему времени как никогда применимы слова святителя Игнатия:

Сердце Ваше да принадлежит единому Господу, а в Господе и ближнему.
Без этого условия принадлежать человеку – страшно.
Не бывайте раби человеком, сказал апостол.

Всегда трогали меня до глубины сердца слова св. Иоанна Предтечи, произнесенныя им
относительно Господа и себя, сохраненныя нам в Евангелии Иоанна:
«Имеяй невесту, – говорит святой Предтеча, – жених есть: а друг женихов, стоя и послушая его,
радостию радуется за глас женихов: сия убо радость моя исполнися.
Оному подобает расти, мне же малитися» (Ин.3:29–30).

Всякий духовный наставник должен быть только слугою Жениха небеснаго,
должен приводить души к Нему, а не к себе, должен возвещать им о безконечной,
неизреченной красоте Христа, о безмерной благости Его и силе: пусть они полюбят Христа,
точно достойнаго любви. А наставник пусть, подобно Великому и смиренному Крестителю,
стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками,
умалению, которое служит признаком и духовнаго преуспеяния.
Доколе плотское чувство преобладет в учениках, – велик пред ними наставник их;
но когда явится в них духовное ощущение и возвеличится в них Христос, они видят
в наставнике своем только благодетельное оружие Божие.

Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остерегались и впали вместе с наставниками
своими в сети диаволу. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор,
пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимаго человека кумиром:
от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь,
погибают добрыя дела, как благовонное курение, разносимое сильным вихрем
или заглушаемое вонею смрадною. Не давайте в сердце Вашем места никакому кумиру.

И ты, наставник, охранись от начинания греховнаго! не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога.
Последуй примеру святаго Предтечи: единственно ищи того, чтоб возвеличился Христос в учениках твоих.
Когда Он возвеличится, – ты умалишься: увидев себя умалившимся по причине возраставшаго Христа,
исполнись радости. От такого поведения чудный мир будет навеваться на сердце твое: в себе увидишь
исполнение слов Христовых: «смиряяй себе, вознесется» (Лк.18:14).

Блаженни те, которые с самоотвержением следуют истинному Евангельскому учению, которые отреклись
от удовлетворения похотениям тела и похотениям души! Похотения падшаго тела – греховны:
греховны и похотения падшей души. Она всюду ищет осуществить свое я, соделаться каким-то отдельным,
самостоятельным, первенствующим существом, для которого должно существовать все прочее.
Евангелие требует, чтоб такая жизнь была умерщвлена, чтоб человек признал Бога Богом,
а сам встал на свое место: в разряд созданий. По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле
несуществующей жизни, может явиться истинная жизнь, с преизобильным ощущением существования,
– жизнь о Боге.

святитель Игнатий Брянчанинов
Письмо 231
«Предостережение от пристрастия к наставнику и правильном духовном руководстве и о жизни в Боге»

Но, ещё раз повторю, что вот те три фильма я посмотрел
сравнил и оценил очень высоко.

У монаха этого есть, возможно, некоторые несовершенства и, быть может, некоторые слова
не совсем применимы к вашей конкретной жизненной ситуации, но считаю, что он заслуживает
внимания более, чем подавляющее большинство доступных на YouTube оригинальных русскоязычных
материалов о духовной жизни.

Буду рад, если и и вы друзья посмотрите, сверите со святыми отцами и поделитесь своим мнение.

Предупреждаю заранее, этот монах довольно строгий и слова его доходят до совести,
возбуждают её и если она не чиста, то могут причинить боль и страдания.
Но для разумных эта боль станет спасительным побуждением к исправлению жизни.
И причиной для того, чтобы весьма смириться признав свою жизнь весьма далёкой от совершенства.
Да, это не лёгкое развлекательное чтиво.

вот на этом канале есть ещё ряд видео с монахом Глебом:
https://www.youtube.com/channel/UCUWAce … ssA/videos

я не все их видел, лишь некоторые. Но те, что видел произвели весьма доброе впечатление.

Планирую в ближайшее время посмотреть вот это видео: https://youtu.be/8azHXEvSkm0
Это ответы на разные вопросы современной жизни, и из этого видео был взят фрагмент про «Матильду»,
с которого и началась эта тема.

Далее я по-идее должен бы был сказать нечто в противовес комментариям.

maxcom110 написал(а):

Интересно кто этого монаха раскручивает и ведет съемки, сам?
Откуда у монаха все это?

Много раз видел, как человек добившись некоторых успехов в той или иной области
человеческой деятельности и став через то полезным для ближних
начинает привлекать внимание и находятся те, кто желая сохранить
то полезное чему он учит изыскивают нужные средства, аппаратуру
и прочее.

Вот и сам я участвовал в подобных проектах. Любительских, но выполненных
на весьма достойном уровне и по качеству картинки и по звуку.

Ничего удивительного в этом нет. В наше время обработка и монтаж видео
стал дешевле и доступнее, чем во времена 8мм плёнки.

Эти видео — дань уважения к тому опыту духовной жизни, которым обладает монах Глеб.

далее идут некоторые высказывания в адрес монаха Глеба от

1) протоиерея Константина Пархоменко
2) протоиерея Михаила Карпеева
3) священника Виктора Кузнецова

эти высказывания по большей части вызвали у меня недоумение….
но затем я вспомнил, что есть несколько «лакмусовых бумажек»
позволяющих грубо, но хоть как-то оценить насколько близок
тот или иной священник к истине

первая бумажака — это чистота вероисповедания православного и ревность в борьбе за эту чистоту
посмотрите насколько борется священник с засилием экуменизма и разного рода обновленчества
и либерализма ( в худшем смысле, близком к слову «апостасия» ) и поймёте стоит ли дальше ему доверять.
Посмотрите какие книги он рекомендует к прочтению, каких автором хвалит.

вторая бумажка-индикатор — это правильное понимание экклезиологии и верность святой соборной и апостольской церкви
если священник разорвал отношения с РПЦ ( и ушел в раскол ), то едва ли стоит ему доверять.

третья — это отношение к глобализму и всем видам его проявления

четвёртое — ясное осознание того, в какие времена живём и стремление священника к тому,
чтобы пробуждать совесть своей паствы и готовить к исповедничеству, а может быть даже и мученичеству

пятая — уважение церковных канонов, установленных постов и чина богослужения, благоговейное отношение
к богослужению. ( Тут даже единажды посетив храм в котором служит и который возглавляет священник уже можно очень многое понять ).

Даже и стрижение волос духовенством и монашествующими свидетельствует о том,
что такой человек разделяет пагубные модернистские идеи реформации Церкви.
священномученик Патриарх Тихон указывал на это как на признак приверженности обновленчеству.
Так, священник Георгий Н. в письме к архиепископу Самарскому Петру (Рудневу) в 1934 году рассказывал:

«От Его Святейшества в 1923 году я получал таковое инструктирование: отец Георгий, при объезде причтов церквей,
если только встретите священнослужащих:
1) стригущих волосы на голове,
2) бреющих бороды,
3) ходящих в штатских одеждах,
4) небрежно относящихся к святыне,
5) допускающих своеволие при богослужении,
6) курящих,
7) посещающих увеселительные места: клуб, кино и т. д.,

– хотя и поминают Патриарха как главу Российской Святой, Соборной, Апостольской Церкви, – не верьте им,
ибо они явные обновленцы, скрывая себя только в поминовении Патриарха».

Ну и наконец, сейчас у многих есть масса видео на YouTube, есть блоги и странички на ВК.
В том числе и у некоторых из этих священников. Вот можете сходить и посмотреть кто чем живёт,
чем дышит, о чём проповедует ( и как! ). Доступны и биографии, можно проследить жизненный путь
и он тоже может дать некоторые подсказки.

Вот так вот сможете испытать кто есть кто и понять — кому стоит доверять, а кому нет.
Сейчас время лукавое и ни ряса, ни мантия, ни митра, ни кукуль уже могут быть довольным удостоверением к доверию.

вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя (от всякого вида зла) отгребайтеся

Игумен Герман Подмошенский

В лучшую жизнь игумен Герман перешел 17/30 июня 2014 года, третий день его загробной жизни пришелся на день памяти его духовного отца святителя Шанхайского, Западно-Европейского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича).
Отец Герман был выдающимся миссионером, как свидетельствовал о нем видный клирик Русской Православной Церкви Зарубежом протоиерей Роман Лукьянов. Он привел в лоно Православной Церкви Евгения Роуза, будущего отца Серафима, вместе с которым основал Свято-Германовскую пустынь в американской Северной Калифорнии, монашеское Братство преподобного Германа Аляскинского и миссионерское Валаамское Общество Америки, вместе с отцом Серафимом многих привел в Церковь. Святитель Иоанн называл их своими любимыми духовными чадами, благословил их на создание Братства и предсказал их пустынь в традиции великого русского Валаама. Об отце Серафиме подробнее можно прочитать здесь. А сейчас — немного об отце Германе.
Личность отца Германа столь неординарна, что и в большой книге всего не рассказать. К тому же, нужно еще время: как сказал поэт, «лицом к лицу лица не увидать» — всего год прошел в нашей разлуке с ним.
Глеб (его мирское имя) Подмошенский — сын новомученика Димитрия Подмошенского, который был арестован и умучен видимыми бесами в человеческом образе в концентрационном лагере в Воркуте за то, что тот был сыном богатого человека, содержавшего в Царское время России от своих доходов женский Спасо-Казанский монастырь в городе Острове под Псковом.
Дед отца Германа, Александр Михайлович Фокин, создатель Троицкого театра в Санкт-Петербурге, ставил спектакль перед святой Царской Семьей Государя Николая II, за что был удостоен августейшей благодарности и личного рукопожатия. То рукопожатие, придя домой, Александр Михайлович передал маленькому Глебу. И, таким образом, все бравшие благословение у отца Германа имеют соприкосновение со святым Царем через два рукопожатия.
Это — о земных корнях Батюшки, по плоти.
А по духу отец Герман был учеником и духовным последователем нескольких современных подвижников чистой и святой жизни.
Своей духовной аммой собратья и сотаинники отцы Герман и Серафим (Роуз) называли Елену Юрьевну Концевич, племянницу духовного писателя Сергея Александровича Нилуса, супругу профессора Ивана Михайловича Концевича, по наработкам которого они составили книгу «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» и которую выпустили под его именем. Елена Юрьевна была в свою очередь духовной дочерью духовника святой Царской Семьи архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова), Нового Затворника, а также старца Нектария Оптинского.
Другой духовный наставник отца Германа — отец Адриан (позже владыка Андрей) Рымаренко, тоже был учеником старца Нектария. Под его епитрахилью старец Нектарий перешел в лучший мир.
В Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле будущий отец Герман учился под окормлением выдающегося архиерея — владыки Аверкия (Таушева), диплом защищал у талантливейшего профессора Ивана Михайловича Андреева. Там, в монастыре в Джорданвилле (Иордановой веси — по-русски), молодой семинарист пользовался духовными советами отца Владимира (Сухобока), по благословению которого стал посредством переписки духовным сыном афонского старца Никодима Карульского — опытного делателя Иисусовой молитвы, ученика карульского старца Феодосия, академика, который в свою очередь состоял в духовном общении со святителем Игнатием (Брянчаниновым). Позднее отец Герман побывал на Афоне, пожил там у старца Никодима, и результатом той поездки стало издание поучений старца об Иисусовой молитве.
На создание Братства преподобного Германа Аляскинского отец Герман получил благословение аляскинского подвижника архимандрита Герасима (Шмальца), подвижничество которого на Еловом острове на Аляске было предсказано за сто лет до того самим преподобным Германом: «Хотя и много времени пройдет после моей смерти, но меня не забудут, и место жительства моего не будет пусто: подобный мне монах, убегающий славы человеческой, придет и будет жить на Еловом — и Еловый не будет без людей». И можно теперь утверждать, что именно трудами Братства, трудами отцов Германа и Серафима было заложено основание для прославления отца Германа Аляскинского в лике преподобных Русской Зарубежной Церковью и владыки Иоанна (Максимовича) в лике святителей обеими ветвями Русской Церкви — сначала Зарубежной, и затем и во Отечестве сущей.
В молодые свои годы отец Герман был секретарем в Джорданвилле епископа Лавра (Шкурла) — объединителя, вместе со Святейшим Патриархом Алексием II, двух ветвей Русской Церкви.
В последние годы земной жизни отца Серафима братия окормлялись у дивного, неотмирного духа епископа, бывшего викарием у владыки Иоанна (Максимовича), того же духа, что и блаженный святитель — владыки Нектария (Концевича), родного брата профессора И.М. Концевича. Отец Герман называл епископа Нектария, Ивана Михайловича и Елену Юрьевну «мои три Концевича» — носители старых оптинских традиций.
Окормлялись отцы Герман и Серафим и у еще одного замечательного человека, духовного сына архиепископа Иоанна — архимандрита Спиридона (Ефимова), которого считали самым близким по духу Владыке.
Еще одним духовным наставником отцов был близкий друг архиепископа Иоанна архимандрит Митрофан (Мануйлов), который в молодости в России, до своей эмиграции, знал юродивую Феоктисту Михайловну и позже свидетельствовал, что тот же дух почивал на блаженном архиерее Иоанне.
Конечно, праведник без искушений не бывает. Гонимый миром, блаженный святитель Иоанн предсказывал отцам платинским, что после его смерти гонения дойдут и до них. Незадолго до своей смерти, последовавшей в 1983 году, и епископ Нектарий предсказал платинской братии сугубые искушения, тайно оставил им запасной антиминс. Казалось, не очень понятно было это тогда: все шло хорошо, Братство выпускало довольно много душеполезных изданий, которые расходились по всему миру, отцы Герман и Серафим становились известными и уважаемыми. И отец Герман просил молитвенно Бога дать знак, все ли у них правильно на пути ко спасению — уж очень все хорошо, без искушений. … И пришло — и сколько же раз отец Герман будет жалеть о той своей молитве… Вскоре тяжкая болезнь повергла отца Серафима. В мученических страданиях окончен был его земной путь. А отца Германа политики от веры лишили сана. Большой темной тучей надвинулось недоброе. Но это долгий рассказ — не теперь об этом. Скажем, что взор свой с того времени отец Герман сугубо обратил на Россию, благо пал вскоре железный занавес, и стало возможным приезжать и свидетельствовать о том опыте, который был накоплен в православном Русском Зарубежье.
Споры о сане отца Германа разрешил для нас в 1991 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он пригласил сослужить ему Батюшку в сущем сане на праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля. И сослужил ему отец Герман, и был награжден им крестом с украшениями. Напомним, что это было до воссоединения двух ветвей Русской Церкви.
А какое слово, какое свидетельство принес отец Герман в Россию?
В 1991 году в Москве отец Герман открыл Российское Отделение Валаамского Общества Америки — во владениях митрополита Питирима (Нечаева), покровительствовавшего Американской Православной Миссии. Из Калифорнии приехали Ричард (в крещении Фома) Бэттс, монахиня Нектария (Мак-Лиз), Джеймс Паффаузен (будущий митрополит Иона, предстоятель Американской Православной Церкви), к ним присоединились русские православные Дмитрий Родионов (ныне директор Издательского Дома «Русскiй Паломникъ»), Владимир Легойда (ныне председатель Синодального отдела Патриархии) и автор этих строк. Приезжали и приходили потрудиться о Боге и другие. И встречал нас отец Герман со словами: «Посмотрим, кого мне тут Бог послал!?» И обнимал сразу, как родных, с любовью, и принимал к себе — в свои молитвы, наставления, во всяческое попечение — и духовное, и мирское, бытовое.
Отец Герман приехал в Россию со словом о традиционном Православии, о Православии, которое передается не от профессора ученику, а от духовника — послушнику. Православие — это не только учение, не сухая теория, но жизнь, живой опыт, действующая сила Божия и благодать. Это вдохновение, радость — как радостны, ликующи наши праздничные Богослужения. И при этом не бывает подвижничества без искушений. Где искушения — там правильный, узкий путь ко спасению. Не «витринное», показное и внешнее, но настоящее — искреннее и часто сокрытое, через лишения и часто страдания.
Отец Герман много поездил по России, посетил многие святые места и обители, поклонился многим святыням, встречался со многими уважаемыми духовниками. Назову имена отцов Кирилла (Павлова), Иоанна (Крестьянкина), Павла (Груздева), Илия (Ноздрина), Рафаила (Берестова) — отцов, принимавших его как равного. Я видел, иногда присутствовал на некоторых их встречах и беседах. Благодаря желанию Батюшки мне довелось побывать вместе с ним у блаженной Любушки в Сусанино под Петербургом. А Санкт-Петербургский митрополит Иоанн (Снычев) призывал нас к соработничеству с собой, благословил нашу книгу об архиепископе Феофане (Быстрове), рукоположил двух платинских монахов, учеников отца Германа, в священнический сан — отцов Герасима (Элиела) и Дамаскина (Христенсена).
Множество было душевных и душеполезных встреч у отца Германа в России: от Московского государственного университета — до скромных обителей и приходов. Были целые циклы его бесед на радио «Радонеж». Он был завсегдатаем православных ярмарок.
Перед смертью своей отец Герман завещал нам возвысить голос во свидетельство о российских новомучениках. И как благодарил за книгу о новомучениках Даниловских… но надо это дело продолжать.
К сказанному надобно прибывать о Царской иконе. Мироточивый образ Царя-Мученика Николая был написан в Америке русским иконописцем П.Н. Тихомировым по инициативе и усердием Ии Дмитриевны Подмошенской — сестры отца Германа и по благословению самого отца Германа. Копии этой иконы были массово разосланы по России. Одна из этих копий — мироточивая и особенно чтимая икона Царя Николая пребывает в храме святителя Николая в Пыжах в Москве.
Незадолго до своей смерти отец Герман говорил мне, что он уже приспел, что пора умирать. Что он уже видел сон, как с Неба ему была спущена лествица для восхождения, а вверху лествицы виделся добрый призывающий Лик Христов. Я попросил тогда: раз так, то возьмите и меня с собой. Он сказал: хорошо. Но через секунду: нет, рано тебе.
Почему так? — Наверное, чтобы было еще время свидетельствовать пред миром о нем и о слове его — в его духе, о его страданиях и переживаниях о возрождении Святой Руси.
Внучка белого генерала, героя и мученика Андрея Григорьевича Шкуро Ольга Шкуро, одна из духовных чад батюшки Германа, бывшая на освящении креста на его могиле, написала: «На освящение собралось человек сорок, в основном община Успенской церкви и близкие родственники. Служба была очень трогательная, пели частично по-русски. Был такой неяркий серый тихий полдень, зелень казалась особенно яркой. Над нами все кружил ястреб и громко вразлад щебетали птицы. Речей никто не говорил и поэтому запомнилась только тихая светлая печаль православной панихиды, в монашеской простоте, с одинаковой благодарностью принимающей и жизнь, и смерть. Отступили на второй план суета и страхи, осталась благодарность за радость встречи в Боге».
Место погребения отца Германа:
Pleasant Hills Memorial Park
1700 Pleasant Hill Road
Sebastopol, California 95472
И молимся мы, осиротевшие чада его, по образцу молитвы оптинских старцев: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего отца нашего духовного Германа и его святыми молитвами помилуй нас, грешных!»