Кто такой скаут?

Чем занимаются скауты

Впервые о скаутинге заговорили в Англии в 1907 году, когда лорд Баден-Пауэлл организовал лагерь для 22 мальчиков на острове Браунси. Детей захватила такая жизнь. И не только детей: по всему миру взрослые перенимали опыт Баден-Пауэлла и создавали свои скаутские патрули.

В России в 1908 году выходит перевод книги Баден-Пауэлла – у нас книга называется «Юный разведчик». А уже в следующем году молодой офицер Олег Пантюхов собирает первый патруль под названием «Бобр», и 30 апреля 1909 года считается днем рождения скаутинга в России.

Сейчас скаутинг это огромное движение – более 16 миллионов человек в 150 странах мира.
Что же стало причиной такой популярности? Что так притягивает миллионы девчонок и мальчишек в скаутинг?

Заповеди скаутов вобрали в себя всю мудрость, накопленную человечеством за историю: быть честным и правдивым, веселым и скромным, быть рыцарем, защитником бедных и слабых, бороться со злом в мире, жить для других, быть завтра лучше, чем вчера.

Жизнь для других, жизнь для себя, путешествия, полные приключений и испытаний, лишь преодолев которые можно стать настоящим человеком. Знаменитый клич мушкетеров: «Один за всех и все за одного». Братская помощь и взаимовыручка – вот залог успеха братства скаутов. Но даже если нет рядом друзей, которые могут помочь в трудной ситуации, не нужно отчаиваться поверь в свои силы, откажись от слова НЕВОЗМОЖНО. Все ВОЗМОЖНО, нужно лишь приложить усилия, работать над собой.

Скаутинг открыт для всех, вне зависимости от веры или расы. Он не представляет и не должен представлять какую-либо политическую партию или организацию. Вместе с тем скауты вносят посильный вклад в развитие своего общества, своей страны. Становиться скаутом или нет – решать тебе, но помни – стать скаутом несложно, трудно им оставаться.

Скаутский метод

В начале 90х годов скауты снова появились в России, выйдя из забвения и запрета; тысячи мальчиков и девочек, молодых и не очень молодых людей по всей России одели скаутскую форму, дали Обещание «…исполнять свой долг перед Богом и Родиной и жить по законам скаутов…»

Идея скаутинга предполагает, что помимо хорошего образования ребенка должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится в некоей сфере интересов, соответствующих мировоззрению родителей, с себе подобными детьми и взрослыми. Такая сфера может быть в виде спортивного клуба, хобби-центра, общественной организации.

Скаутская группа, патруль — один из наиболее педагогически апробированных, традиционных «клубов общения» детей-скаутов, взрослых-скаутов, родителей. Игра в разведчиков-скаутов дает возможность физического и духовного развития детей, самоутверждения и гражданской активности взрослых. Во многом это пока еще «идеальная картинка» из жизни скаутов и не совсем соответствует российской действительности.

Во многих странах мира скауты находятся под патронатом государства, частного капитала, нам на такую помощь в достаточном количестве надеяться не приходится и мы рассчитываем только на свои силы, поддержку родителей скаутов. Но истинные скауты должны быть «Всегда готовы!» пройти этот путь. Наградой всем нам будет Новая Россия.

Что делают скауты?

Так что же они делают такого, что привлекает в скаутинг миллионы взрослых и детей во всем мире? Эти вопросы часто требуют от руководителя четкого и внятного ответа. Возможно, приведенная иллюстрация поможет в разъяснении и понимании этого.

Скаутинг — игра, игра в жизнь с объективными и придуманными нами, скаутами, правилами. Место этой игры — вся реальная жизнь со своими трудностями и проблемами, личными и корпоративными интересами и проч. Буквально, скауты делают все, что и остальные люди, но все то, что скауты делают наполнено особым смыслом, который и позволяет назвать эту «игру по особым правилам» — скаутингом.

Наглядный пример: группа славных ребят-туристов с замечательным опытным тренером-руководителем, заявляет:» Мы ходим в походы и лагеря, имеем свою систему иерархии, нашивки — значит мы скауты? Нет, вы просто хорошие туристы!

Другая ситуация: молодежный клуб при Храме; ребята уделяют много внимания изучению истории религии и России, прекрасно поют в церковном хоре, ведут активную религиозно-просветительскую работу, помогают в Доме престарелых, это ли не скаутинг?

Нет, это не скаутинг. И даже если они будут одновременно и туристами из упомянутой тур.секции — они не скауты. Но они в расстоянии шага от скаутинга! Для этого уже есть многое, что отличает их от других детей: умение работать в группе, соизмерять и контролировать свои действия, высокие духовные идеалы, готовность воспринять скаутинг и стать частью Движения.
Скауты используют то, что стало для этих ребят специализацией, как одни из многих обязательных скаутских требований. И это не означает «верхоглядства» скаутов, а гибкость и приемлемость скаутского Метода к различным детям, широту интересов скаутов, универсальность скаутской педагогики.

Опыт показывает, что существующие уже детские кружки, клубы, секции ВСЕГДА с трудом вживаются в работу скаутской организации. У них уже есть свой опыт, круг общения, устои и масса другого, что не совсем удачно сочетается с пребыванием в скаутинге. Подчас лучше не делать опрометчивого шага и не становиться из хорошего туриста — «плохим» скаутом.
Очень часто приходиться видеть, как старый туристский, походный опыт, слегка приправленный скаутскими терминами, с легким налетом педагогики выдавался (и выдается) за скаутский Метод.

Вот и другие отличительные черты скаутинга, отличные от других педагогических систем:

  • система «специальностей»; в Русском Союзе Скаутов существует более 80 специальностей для скаутов и более 40 для младших скаутов
  • скаутский Закон, Обещание, Заповеди; то, что было придумано почти столетие назад Основателем скаутинга Баден-Пауэллом и легло в основу идеологии движения;
  • уникальный скаутский Метод, определенный как:
    прогрессивное воспитание через Обещание и Закон, учебу через дело, членство в малых группах, подготовка к самоконтролю, направленность на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способности к сотрудничеству, к руководству, прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанных на интересах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и проводимые преимущественно на природе;
  • ступенчатая система подготовки от младшего скаута до Скаутмастера; специальные методы и системы тщательной подготовки и тренировки скаутских руководителей.

Что такое скаутинг и какое он имеет отношение к нам?

Возникновение скаутинга.

Скаутское движение — всемирное юношеское движение. Слово скаут (англ. scout) переводится с английского как «разведчик».

Основателем движения скаутов считается Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл. Во время своей службы в период англо-бурской войны в Южной Африке он организовал вспомогательную воинскую часть из мальчишек, которые взяли на себя разведку и доставку донесений через позиции врага. Полковник был поражен, что мальчики воевали не хуже взрослых, отличались отвагой, хитроумием, исполнительностью. Благодаря своим кадетам Баден-Пауэллу удалось продержаться с крошечным гарнизоном 207 дней против превосходящих сил противника. С этого момента полковник пришел к выводу, что начинать готовить военных разведчиков надо с детства.

Однако изобретение самой идеи скаутинга принадлежит не Баден-Пауэллу, а писателю и художнику Эрнесту Сетон-Томпсону, создавшему первый в мире детский отряд «Woodcraftindiens» — «лесных индейцев». Историю создания отряда Сетон-Томсоном красочно описал в своей биографии, в главе «Знатоки леса». В 1906 году Сетон-Томпсон отправил свои записки Баден-Пауэллу. Возвратившись в Англию, Баден-Пауэлл, основываясь на опыте Сетон-Томпсона, основал в 1907 году движение скаутов.

В 1907 году был проведен первый скаутский лагерь на острове Браунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scoutingforboys» — «Скаутинг для мальчиков».

Новаторство скаутинга было в том, что в нем нашло воплощение стремление детей и подростков к неформальному общению и объединению между собой. При этом они объединялись со взрослыми в процессе совместной деятельности, общей длительной игры в разведчиков, в стремлении быть полезными другим людям, обществу, природе. Изначально скаутинг был задуман для подготовки мальчиков к службе в английской армии, военные разных стран во многом переняли его систему.

За эти заслуги Баден-Пауэлл был возведён королём Англии Георгом V в звание барона с титулом «Лорд Баден-Пауэлл оф Гивелл».

Скаутинг в России

В России скаутинг зародился в 1909 году. Основателем российского скаутского движения стал полковник Олег Иванович Пантюхов. Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке в Санкт-Петербурге.

Книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» была получена императором Николаем II в 1910 году и вызвала его живейший интерес, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной военной подготовки молодёжи, особенно сельской. По приказанию царя, книга была переведена на русский язык и издана в типографии Главного штаба.

Российские организаторы скаутского движения старались поддерживать связь с генералом Баден-Пауэллом. Баден-Пауэллом по приглашению императора посетил в декабре 1910 года Санкт-Петербург и, помимо аудиенции с царем, встретился с О. И. Пантюховым и пригласил его для для ознакомления со скаутингом в Англию.

В августе 1914 года в Петербурге организуется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут».

Основателем скаутизма в Москве стал редактор журнала «Вокруг света» Владимир Алексеевич Попов.

Наиболее интенсивно скаутское движение стало развиваться в годы Первой Мировой войны. Скауты дежурили на станциях, встречали поезда с раненными, работали в госпиталях, помагали беженцам, собирали подарки для солдат, занимались благотворительностью, помогали летом семьям крестьян, у которых взрослые мужчины были на фронте. С началом Первой мировой войны полковник О. И. Пантюхов отправился на фронт и Царскосельский отряд скаутов (впоследствии переименованных на русский манер в «юных разведчиков») возглавил Эраст Платонович Цытович.

С 1915 года организация «Русский скаут» стала издавать одноимённый журнал. В том же году В. А. Попов создал первый в мире музей скаутизма, а в следующем году организовал отряд речных скаутов. В том же 1915 году Э. П. Цытович привлек к движению скаутов великого князя Георгия Константиновича и, по распоряжению Императора Николая II, записал в Царскосельский отряд Цесаревича Алексея. Деятельное участие в обществе принимала также сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна. В декабре 1915 года состоялся Первый съезд по скаутизму в России, утвердивший устав, организационную структуру и символику русского скаутизма.

На первом съезде Э. П. Цытович прочитал несколько основополагающих докладов, посвященных скаутскому движению: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма». В одном из них Цытович произнес лозунг, хорошо знакомый всем, кто состоял в пионерской организации СССР, вот что он писал: «Будем же надеяться на то, … что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодёжью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: «Будьте готовы!» будут стройно, бодро и весело отвечать: «Всегда готовы!». Н. А. Адуев написал гимн скаутов — «Будь готов!», положенный В. А. Поповым на музыку.

К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

После Октябрьской революции скаутское движение распадается.

Комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился к ним и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга.

Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошёл последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.

В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (отправленных главным образом в Соловецкий лагерь). По свидетельству одного из бывших заключенных внутренней тюрьмы ОГПУ, разведчики, попадавшие в мрачные тюремные застенки, несли с собой свет и вселяли надежду в сердца арестованных (по материалам парижской русской газеты «Возрождение» 1927 года).

Некоторые лидеры скаутов пошли на сотрудничество с большевиками. Ярким примером является В. Ян, ставший известным советским писателем и избежавший репрессий.

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.

В результате в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга.

Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством О. И. Пантюхова. Во время Второй Мировой Войны в странах, окупированных нацистами, скаутские организации, в том числе и НОРС, были запрещены, но русские скауты продолжали действовать нелегально. После окончания войны в 1945 году в Мюнхине состоялся съезд руководителей НОРС европейских стран, на котором было принято новое название организации — Организация Российских Юнных Разведчиков (ОРЮР). Сегодня русских скаутов можно встретить почти на всех континентах — в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

В августе 1990 года, по благословению епископа Костромского и Галичского Александра, был проведён первый в России после 1926 года лагерь Организации Российских Юных Разведчиков в селе Горелец Костромской области. В ноябре того же года в Москве прошел Учредительный съезд российских скаутов с участием представителей ОРЮР, в том числе Олега Олеговича Пантюхова (сын Олега Ивановича Пантюхова). С 1991 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, было создано Братство Православных Следопытов (БПС). Началось возрождение русского скаутинга в России.

Основы скаутского метода воспитания заключаются в следующем:

Скаутский метод – это универсальная воспитательная система, целью которой является «содействие целостному личностному развитию ребенка и молодого человека как автономной, готовой помочь другим, ответственной, идейной личности и члена общества» (В.С. Стрелов — ответственный секретарь Братства Православных Следопытов, члена Совета Всероссийской Национальной Скаутской Организации).

Каждый участник движения добровольно берет на себя обязательство соответствовать принципам и законам скаутов или, в русской традиции, разведчиков.

3 принципа лежащие в основе скаутинг:
Долг перед Богом.
Долг перед Родиной и окружающими.
Долг перед Собой.

Законы разведчиков Организации российских юных разведчиков:
Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
Разведчик честен и правдив.
Разведчик помогает ближним.
Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
Разведчик вежлив и услужлив.
Разведчик друг животных и природы.
Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
Разведчик трудолюбив и настойчив.
Разведчик весел и никогда не падает духом.
Разведчик скромен.

Патрульная система или система микрогрупп служит для реализации стремления подростков к неформальному объединению и общению, совместной деятельности, выявлению личных способностей, стимулирует развитие личной и коллективной ответственности.

У подростков формируются и развиваются навыки социализации и правильного поведения в коллективе. Умение строить конструктивные отношения и разрешать конфликтные ситуации. Умение подчинятся старшим и коллективу, но при этом и умение принимать ответственность и решения по вопросам собственной компетенции. Умение ориентироваться в оперативной ситуации, формулировать актуальные задачи и решать их.

Фактически, скаутинг формирует гармонично развитого, хорошо организованного, подготовленного к практической жизни человека.

Когда в 2007 году тогдашний министр образования РФ А. А. Фурсенко посетил в Карелии Всероссийском слете скаутов «Джамбори-2007», у него сложилось следующее мнение: «Идея скаутского движения — успешные люди для успешной страны — очень актуальна».

Характерной чертой скаутинга является активная деятельности на природе.

Символика скаутов.

Девиз скаутов — «Будь готов!»

Скаутская эмблема — трёхлепестковая лилия. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображён Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.

Галстук является обязательным элементом скаутской формы. По цвету и символике он отличается у разных скаутских групп.

Особые знаки в виде нашивок, значков, лент и шнуров, которые скаут носит на своей форме, обозначают его принадлежность к той или иной организации, положение в ней, принадлежность к дружине, отряду, звену. Так же по скаутской форме можно определить достижения, разряд скаута или сданные им «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутского обещания.

При скаутском приветствии правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца — большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Скауты при встрече пожимают левую, а не правую руку, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл во время военной службы в Африке позаимствовал этот обычай у африканских племен. Во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.

Современные скаутские организации.

На сегодняшний день Всемирная Организация Скаутского Движения оценивает число своих членов более чем в 28 миллионов человек в нескольких десятках стран мира.

В России существует Всероссийская Скаутская Ассоциация (ВСА) – национальная скаутская организация России, официально признанная Всемирной Организацией Скаутского Движения. В ВСА входят Всероссийская Национальная Скаутская Организация, Братство Православных Следопытов, Федерация Скаутов России, Российская Скаутская Организация и другие.

ВСА является членом Национального Совета молодежных объединений Российской Федерации и активным участником ряда программ и проектов Комитета Государственной Думы по делам молодежи. Входящее в ВСА Братство Православных Следопытов (БПС) действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и является структурным подразделением Синодального отдела по делам молодежи.

В уставе Всероссийской Скаутской Ассоциация (ст. 2,п.1) написано: «Целью Организации является содействие развитию молодых людей для достижения их полного интеллектуального, физического, общественного, духовного и эмоционального потенциала как индивидуумов и ответственных граждан своей страны и как членов местных, национальных, международных сообществ на основе духовных и культурных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию».

В Калуге при храме Покрова Богородицы более 10 лет действует Дружина юных разведчиков во имя апостола Андрея Первозванного. Штаб – квартира организации располагается по адресу: ул. Чебышева, дом 3. С прошлого года при нашем храме Рождества Пресвятой Богородицы в Перемышле действует Отряд юных разведчиков во имя великомученика Георгия Победоносца. Он является структурным подразделением калужской Дружины апостола Андрея Первозванного. Инструктора и руководители Дружины еженедельно проводят занятия и сборы с нашим Отрядом. Для того, что бы дать представление о том, чему посвящены эти занятия, приведём описание тех тем, по которым сдаются зачёты для получения 3-го скаутского разряда, дающего право на ношение полной формы.

По разведчеству (скаутингу): объяснить, зачем и как разведчик дол­жен делать добрые дела; знать историю разведчества; знать законы разведчиков и уметь объяснить их значение; знать гимн России и гимн дружины; знать традиции, основную символику и форму разведчиков, знаки различия и награды, схему дружины.

По Православию: понимание значение и знание наизусть некоторых основных молитв; умение рассказать о праздниках Рождества Христова и Пасхе; о святом, имя которого носишь; о том зачем и как следует Причащаться.

По Родиноведению: знать краткую историю отечества (киевский, московский, питербургский периоды и XX век); знать Российский национальный флаг, Андреевский флаг, герб России и уметь объ­яснить их значение.

По географии: показать на карте и объяснить значение в развитии России государственных границ, основных городов, рек, гор и морей.

Иметь практические навыки строевой подготовки и ориентирования.

Знать правила поведения в походе и лагере касающиеся питания, воды, гигиены, движения, отдыха и остановки, безопасно­сти, обуви, одежды, рюкзаков.

Иметь знания и умения по использованию палаток, костров, инструментов, основных узлов.

Иметь знания и умения связанные с оказанием первой медицинской помощи.

Иметь знания и умения связанные с основными способами сигнализации на расстоянии.

Пробыть в ла­гере и в бивуаках не менее 4 суток.

Кроме этого существуют ещё так называемые «специальности» – кружковые направления, выпираемые по собственному желанию. Их спектр огромен – это все возможные творческие научные и прикладные направления.

За год Дружина проводит летний, осенний, зимний и весенний многодневные выездные лагеря. Большое количество поездок, паломничеств, экскурсий, праздников, мероприятий.

Мы приглашаем вступать в Отряд при нашем храме юношей и девушек от 10 до 16 лет. Тех, кто не боится, или хочет научиться не бояться трудностей, любит дружеское общение, приключения и хочет жить не только для себя, но и служить Богу, стране и обществу.

Постепенно при нашем храме формируются условия для проведения занятий по следопытству – подготовительной для скаутинга ступени, ориентированной на детей возрастом от 6 до 10 лет.

Работа Отряда великомученика Георги Победоносца при нашем храме осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

По всем вопросам можно обращаться по телефону (920)613-27-67

Иерей Дионисий Добров.

Скаутское движение является одним из самых популярных в США, у него есть свои собственные праздники, и один из них выпадает на 12 марта. Это Национальный день девочек-скаутов (National Girl Scout Day), который ежегодно отмечается всеми девушками-скаутами по всей стране.

  • 2020 — 12 марта (Чт)
  • 2021 — 12 марта (Пт)
  • 2022 — 12 марта (Сб)
  • 2023 — 12 марта (Вс)
  • 2024 — 12 марта (Вт)
  • 2025 — 12 марта (Ср)

Основанные 12 марта 1912 года в Саванне, штат Джорджия, девочки-скауты остаются любимой организацией, которая поощряет дружбу, инновации и расширение прав и возможностей среди миллионов девочек по всей стране. 8 февраля 1910 года — день рождения Бойскаутов Америки. 12 марта отмечается День в 1912 году, когда Джульетта Гордон Лоу официально зарегистрировала первых 18 членов организации. Организация состояла всего из 18 членов, но сегодня в стране насчитывается более 3,5 миллионов девочек-скаутов. Большинство из них — девочки, но около 800 000 взрослых работают в основном в качестве добровольцев.

В 1920-х годах в центральном штате Нью-Йорк был основан первый отряд американских девочек-скаутов из числа девочек племени Онондага. В 1956 году доктор Мартин Лютер Кинг-младший описал девочек-скаутов как «силу для десегрегации». «Члены Девочек-скаутов избрали своего первого афроамериканского Национального президента Глорию Д. Скотт в 1975 году.

Девушка-скаут из Соединенных Штатов Америки является членом Всемирной ассоциации девушек-гидов и девочек-скаутов. В эту организацию входят более 10 миллионов взрослых и девочек в 145 странах.

У девочек-скаутов есть в общей сложности 112 уставных советов по всей стране. USA Girl Scouts Overseas (USAGSO) — это организация, которая обслуживает американских девушек, живущих за границей.

Девушка-Скаут обещает: «Клянусь честью, я постараюсь. Служить Богу и своей стране, помогать людям во все времена и жить по закону девочек-скаутов.» Самая высокая награда в скаутском деле — золотая награда скаутов.

Движение «Девочки-скауты» стремится обучать девушек таким ценностям, как справедливость, честность, смелость, характер, сострадание, уверенность и сестринство посредством мероприятий, которые в основном проводятся на открытом воздухе, включая кемпинг и общественные работы. Девушки учатся оказывать первую медицинскую помощь, зарабатывают значки, приобретая практические навыки и часто занимаются благотворительностью.

Свобода и доверие

Я хочу порассуждать о полной сексуальной свободе и полном, абсолютном доверии в отношениях любой пары близких людей независимо от того, состоят они в браке или это внебрачный союз.
Под сексуальной свободой я понимаю право каждого из нас распоряжаться своими симпатиями и своим телом по собственному желанию и усмотрению, без оглядки на мнение близких людей и тем более без оглядки на общественное мнение. Предположим, мне понравился вон тот человек, притом понравился так сильно, что мне захотелось целовать, ласкать его (её) прижать к себе. Да, я женат (замужем), но тот человек мне нравится так, что я хочу забыть об этом. Я его (её) ХОЧУ — и всё! Лаская свою жену (мужа), я представляю на его (её) месте того человека. Почему я должен (должна) сдерживать себя, не пойти, не побежать к тому человеку, раскрыть ему себя, остаться с ним наедине?
Я знаю, что вы на это скажете: а как же мораль, супружеская верность и прочие святые атрибуты цивилизации? Ну и хрен с ними! Я живу один раз, и вовсе не для того, чтобы постоянно давить в себе желания и эмоции. Я не хочу прожить серую жизнь и самому быть серой личностью. Я хочу ярких, незабываемых впечатлений, а что в жизни может быть более ярким, чем внезапно вспыхнувшее острое желание близости с человеком, который мне так понравился?
Из близости, тем более временной или даже кратковременной, одноразовой, нужно извлечь все радости, все удовольствия, какие только позволяют обстоятельства и здоровье. Природа щедро снабдила нас почти неограниченными возможностями получения этих удовольствий. Камасутра – это не просто набор поз, это бесконечная гамма наслаждений друг другом, это вершина близости, апофеоз чувств пары, их полное слияние. Грех не воспользоваться таким подарком природы, пока ты молод и жив. На том свете не дают.
Доверие – это возможность откровенно, ничего не скрывая, сообщать близкому человеку все свои сокровенные, интимные тайны. При этом быть уверенным, что он всё правильно поймёт и оценит, и никогда не воспользуется сообщёнными ему сведениями во вред тебе или кому-либо другому. Я представляю себе такой вечерний диалог между мужем и женой в постели:
— Дорогая, у тебя появился любовник?
короткая пауза, и:
— Да… а откуда ты это узнал?
— Я это почувствовал только что по твоему поведению во время нашей близости. В тебе появилось что-то новое, заманчивое, что я не могу определить словами. Скажи, тебе с ним было хорошо?
снова пауза, и:
— А ты не будешь ревновать меня к нему?
— Нет, дорогая. Ревность – это проявление чувства собственности, а я не собственник. Я тебя люблю, и хочу, чтобы тебе всегда было только хорошо.
— Да, мне было с ним хорошо. Настолько хорошо, что хочется повторить!
— Я искренне рад за тебя! А ты не можешь мне сказать, что именно тебе в нём понравилось? Может быть я тоже этому научусь.
— Милый мой, я тебя люблю таким, какой ты есть. Оставайся таким же. А с тем человеком у меня скоро всё пройдёт.
Мы ценим в близких нам людях их душевный мир. Но их интимные тайны, которые составляют часть этого мира, нередко остаются закрытыми для нас. Так не лучше ли полная откровенность, открытость друг для друга? Представляете, как интересна, богата впечатлениями будет жизнь с любимым человеком, если он приоткроет для вас свои тайные мечты, свои интимные фантазии. Я понимаю, что для этого должны коренным образом измениться социальные условия жизни и должны быть выветрены из мозгов все те уродливые моральные принципы, которые нам вбили туда попы в рясах и без них. Несколько поколений должно смениться, а на Земле должен быть мир и всеобщее благополучие. Но почему бы не приблизить это время хотя бы в наших мечтах?

Пионеры Российской империи: история русских скаутов

30 апреля 1909 года в городе Павловске под Санкт-Петербургом зажегся первый в России скаутский костер

На протяжении почти 80 лет существования Советского Союза эти две организации фактически противопоставлялись друг другу: «наши» пионеры — и «чуждые» скауты, или бойскауты. А между тем именно у скаутского движения советская пионерия взяла практически всю внешнюю атрибутику: от галстуков и костров до салюта «Будь готов!» и ответа «Всегда готов!» Так что пионеров и скаутов правильнее рассматривать как основоположников и наследников массовой спортивно-патриотической работы с подростками. И спорта, и патриотизма, и даже начальной военной подготовки хватало и у тех, и у других; другой вопрос – какую идеологическую подложку имели все эти составляющие. Но если отвлечься от идеологии, то нужно признать, что фактически основа подросткового спортивно-патриотического движения в России была заложена 30 апреля 1909 года в городе Павловске под Санкт-Петербургом, где свой первый костер зажег первый русский скаутский патруль «Бобры».


Старший скаут России Олег Пантюхов с русскими скаутами в Америке, 1960-е.

От помощи разведке до скаутинга для мальчиков

Чтобы понять историю русского скаутинга, нужно хотя бы немного узнать историю скаутинга как такового. До конца XIX века идея отдельной, самостоятельной юношеской организации, которая не имела бы сословной составляющей, а позволяла состоять в ней всем подросткам и юношам, просто не рассматривалась — не было задачи, для которой нужен был бы такой инструмент. Все изменилось, когда стало понятно, что традиционная для позапрошлого столетия война с марширующими каре и красиво скачущей кавалерией уходит в прошлое и наступает эра другой войны — некрасивой, победителем в которой становится тот, кто сумел мобилизовать практически все население.


Один из значков русских скаутов начала ХХ века.

Первым и самым ярким свидетельством начала такой эры стала англо-бурская война 1899-1902 годов. Первоначальные успехи буров как раз и определялись тем, что они воевали фактически всем народом. Однако со временем регулярная британская армия все-таки сумела переломить ситуацию и в конечном итоге одержать верх в этой войне. Тем не менее именно этому конфликту обязано своим рождением мировое скаутское движение. Его создатель – лорд Роберт Баден-Пауэлл – в 1899 году во время командования обороной Мафекинга был вынужден использовать все наличные людские ресурсы, в том числе кадетов и просто местных мальчишек. Подростки поразили военачальника своими способностями быстро схватывать премудрости науки лазутчиков и связных, и это натолкнуло Баден-Пауэлла на мысль о создании целой юношеской организации, которая бы готовила фактически молодых резервистов.

Одним из поводов задуматься над этим оказался неожиданный успех книги Баден-Пауэлла «Помощь разведке», представлявшей собой учебное пособие для тех, кто хотел приобрести необходимые разведчику навыки. Особенно популярна книга оказалась у юношества, и автор взялся за переработку своего учебника, стараясь сделать его еще более востребованным у молодежи. Кроме того, он поставил перед собой задачу как следует проработать свою концепцию юношеской организации нового типа, подкрепить ее знаниями в сфере педагогики и ранее известных систем воспитания молодых людей. И только восемь лет спустя после зарождения самой идеи скаутинга новое движение обрело реальные черты. Это случилось в августе 1907 года, когда лорд Роберт Баден-Пауэлл организовал первый в истории скаутский лагерь на острове Браунси у британских берегов Ла-Манша. Туда приехали всего 22 участника: восемь мальчишек из христианского движения «Бригада мальчиков» и 14 учеников обычных школ, большинством из которых были сыновья друзей лорда.


Русские скауты в разведке во время пребывания в одном из летних скаутских лагерей, начало ХХ века.

Лагерь оказался неожиданно удачным, его участники взахлеб рассказывали о своих впечатлениях. Так что, когда в 1908 году вышла книга «Скаутинг для мальчиков», представлявшая собой кардинально переработанное с учетом интересов молодежной аудитории пособие «Помощь разведке», ей был обеспечен колоссальный успех. Книга разошлась тиражом в 150 миллионов экземпляров! Очень быстро новый бестселлер попал и в Россию, где идеи Роберта Баден-Пауэлла легли на уже подготовленную почву и быстро прижились.

Старший скаут России

Принято считать, что у основания скаутского движения в России стояли три человека: служивший в лейб-гвардии поручик Олег Пантюхов, преподававший латинский язык в 1-й Петербургской гимназии Василий Янчевецкий (позднее ставший знаменитым писателем Василием Яном) и ротный офицер Александровского военного училища в Москве Григорий Захарченко. Каждый из них внес свою лепту в развитие русского скаутинга, и о каждом стоит хотя бы коротко рассказать.

Построение скаутов в полевом лагере, начало ХХ века.

Наибольшую роль в создании скаутского движения в России и в том, что оно продолжало существовать и после Октябрьской революции, пусть и за пределами России, сыграл человек, создавший первый русский скаутский патруль, — Олег Пантюхов. Профессиональный военный, выпускник Тифлисского кадетского корпуса и Павловского военного училища, он познакомился с книгой лорда Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» практически сразу после того, как она вышла из печати, и загорелся идеей привить британское новшество на родине. Сильнее всего Пантюхова привлекла мысль о том, что подобное движение способно обеспечить русскую армию большим числом молодежи, освоившей азы военных профессий до начала службы и в игровой форме. Последнее было особенно важно: полученные таким образом знания не вызывали у подростков отторжения, а напротив, буквально впитывались ими – как и любые навыки, которые они осваивают во время игры.

Первых русских скаутов Олег Пантюхов собрал в Царском селе, где он сам в то время жил и служил. Их было немного — всего семеро, и именно они составили первый скаутский патруль (так называется низовое подразделение в скаутинге) «Бобры». Свой первый обязательный костер «Бобры» разожгли 30 апреля 1909 года в Павловском парке, став первыми официальными русскими скаутами. В декабре того же года Олег Пантюхов сумел познакомиться с лордом Баден-Пауэллом, который посетил Россию по приглашению заинтересовавшегося его идеями императора Николая II, а двумя годами позже создатель первого русского скаутского патруля отправился в вояж по европейским странам, прежде всего в Великобританию, чтобы познакомиться с тем, как работают и чем живут европейские скауты.

Один из основателей русского скаутинга Василий Янчевецкий, начало ХХ века.

Перу Олега Пантюхова принадлежит первый устав русской скаутской организации — Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут», появившегося в Петрограде 26 августа 1914 года. И он же приложил колоссальные усилия для того, чтобы сохранить движение русских скаутов после октября 1917 года, пусть и за границей. Этим он занимался уже в статусе Старшего скаута России: такое звание Пантюхов получил в 1919 году на съезде скаутов в Новочеркасске и сохранил до самой смерти в 1973 году.

Учитель, ротный воспитатель и скульптор

Вместе с Олегом Пантюховым на встрече с лордом Баден-Пауэллом 19 декабря 1910 года присутствовал и латинист Василий Янчевецкий. К тому времени он уже руководил созданным им отрядом «Легион юных разведчиков», в котором большинство составляли ученики 1-й Петербургской гимназии. Но если поручик Пантюхов делал ставку на практическую деятельность, то учитель Янчевецкий сосредоточился на создании теоретической базы русского скаутинга. Четыре года он выпускал журнал «Ученик», в котором существовал и специальный раздел «Юный разведчик», где публиковались учебные программы и статьи, посвященные скаутингу. Впрочем, и от практической работы будущий знаменитый писатель не отказывался: в 1912 году он организовал летний скаутский лагерь, в котором появилось и первое звено герл-скаутов — девочек-разведчиц.

Русские скауты в лагере «Фабрегас» во Франции, 1930-е годы.

Что касается ротного воспитателя Александровского военного училища Григория Захарченко, то он в 1910 году стал создателем первого скаутского отряда в Москве. Кроме того, он написал и первую отечественную брошюру, посвященную скаутингу — книгу «Юный разведчик», которую выпустило издание Московского общества содействия физическому развитию, где состоял и сам автор. На обложке брошюры есть примечательные слова: «Становясь разведчиком, вы проникнетесь духом, что делаете это не для забавы, но подготовляете себя для службы Отечеству».

Эти слова можно считать общим девизом для всего дореволюционного русского скаутинга. Очень скоро детская, казалось бы, затея получила поддержку на самом верху: в конце 1910 года по распоряжению императора Николая II книга лорда Баден-Пауэлла была переведена на русский язык, и с этого момента число скаутских отрядов в России стало расти невероятными темпами. Если в 1909 году в единственном в стране патруле «Бобры» состояли всего семеро мальчишек, то к 1917 году в 143 городах по всей стране состояли уже 50 тысяч подростков!

Плакат с изображением советских скаутов: амуниция повторяет дореволюционную,
но галстук уже не синий, а красный. Источник: http://www.charmingrussia.ru

Движение стало настолько массовым, что вскоре даже начало разделяться на два неформальных направления — «монархическое» и «демократическое». Ярким представителем первого был Олег Пантюхов, считавший, что для скаута верность царствующему дому является очевидной и непререкаемой обязанностью. Лидером второго направления стал скульптор Иннокентий Жуков, за спиной которого к 1910 году были уже и участие в политических акциях на стороне революционеров, и распространение листовок, и даже высылка под негласный надзор. По мнению Жукова, скаутское движение должно было проповедовать прежде всего идеи равенства людей и помощи всем, независимо от социального или имущественного статуса. Кстати, именно Иннокентий Жуков, став со временем секретарем Петроградского общества содействия юным разведчикам «Русский скаут» и редактором его «Листка», сумел сформулировать цели и задачи организации, законы и обычаи скаутов, которые были приняты I и II съездами русских скаутов в 1915 и 1917 годах.

Из скаутов в пионеры и обратно

Иннокентий Жуков и стал тем самым человеком, благодаря которому движение русских скаутов в конце концов превратилось в пионерскую организацию. Всей душой принявший революцию и новую власть, один из скаутских лидеров сразу увидел открывающиеся перед ним возможности трансформировать скаутинг так, как он давно задумывал, и превратить в бессословное движение. Очень быстро он нашел поддержку в лице Надежды Крупской, которая, собственно, и сумела направить энергию вечного мальчишки, как называли Жукова хорошо знавшие его люди, в идеологически правильную сторону и помогла ему создать новую детскую организацию. Кстати, название «пионеры» предложил тоже Жуков, искавший замену вызывавшему недовольство у советской власти слову «скауты».

Обложка одного из пособий для пионерских дружин, разработанного Иннокентием Жуковым
на игровых принципах, свойственных скаутскому движению. Источник: http://lib.rpg.ru

При этом, что любопытно, Иннокентий Жуков до самого конца своей жизни оставался сторонником именно скаутинга, с его максимально игровой составляющей и традицией помощи всем, кто в ней нуждается. Во многом такие же приемы использовали и такие же ценности исповедовали и советские пионеры, пусть даже роль идеологической составляющей в их деятельности была выше. Но невозможно отрицать, что именно благодаря этому в советское время пионерия работала прежде всего как система воспитания у подростков патриотических взглядов, преданности Родине и готовности защищать ее. Примером тому служат подвиги пионеров-героев, четверо из которых — Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик — удостоились звания Героев Советского Союза.

А за границами Советской России русский скаутинг сохранялся почти неизменным, в чем была колоссальная заслуга Олега Пантюхова. И пусть ему не довелось увидеть, как после 1991 года на его родине вновь начали появляться скаутские патрули, он сделал все, чтобы это случилось. На сегодняшний день в России в скаутских организациях состоят порядка 30 тысяч юношей и подростков, деятельность которых регулируется правилами и законами, придуманными русскими энтузиастами уже больше века назад.

Обложка: Группа русских скаутов отправляется в поход, 1910-е годы. Источник: https://viktoriiako.livejournal.com