Лемпорт Владимир

Лемпорт, Владимир Сергеевич

Владимир Сергеевич Лемпорт

Дата рождения

12 июля 1922

Место рождения

  • Тамбов, РСФСР

Дата смерти

11 сентября 2001 (79 лет)

Страна

  • СССР
  • Россия

Учёба

  • Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова

Владимир Сергеевич Лемпорт (12 июля 1922, Тамбов — 11 сентября 2001) — советский и российский скульптор, художник, переводчик, актёр.

Биография

Родился 12 июля 1922 года в Тамбове в семье учёного-агронома и учительницы словесности. В 1936 году Владимир переезжает к тётке в Москву, где учится в художественной школе. В 18 лет его призывают служить в армию. Через год началась война и будущий скульптор попадает на фронт.

За отличие в боях под Сталинградом Владимир Сергеевич был награждён орденом Красной Звезды. В 1942 году он получил тяжёлое ранение и впоследствии был комиссован из рядов Красной Армии.

Владимира Сергеевича Лемпорта не стало 11 сентября 2001 года. Скульптор скончался в результате продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище.

Образование и творчество

После войны Владимир Лемпорт закончил Высшее художественно-промышленное (Строгановское) училище, факультет монументальной и декоративной скульптуры. Для творческого метода Владимира Лемпорта характерны монументальность, обобщённость формы с одной стороны и графическая деталировка с другой. Работы Владимира Лемпорта представлены в постоянных экспозициях в музее Москвы, на Поклонной горе, в парке скульптуры «Музеон»; они также украшают фасады общественных зданий многих городов России и бывших союзных республик.

Владимир Сергеевич Лемпорт выработал свой собственный пластический стиль, поражающий мощью и глубиной художественного решения. Автор множества монументальных скульптурных композиций, ставших неотъемлемой частью облика таких архитектурных памятников, как МГУ на Воробьевых горах (1952), стадион в Лужниках (1956), Дворец Советов (1960), посольство в Лагосе и Нигерии (1968), гостиница «Турист» и государственная библиотека в Ростове-на-Дону (1973-80), посольство в Афинах (1980), театр русской драмы в Уфе (1982), зданий академгородков Новосибирска и Красноярска (1985), гостиниц «Ариадна» и «Артек» в Крыму (1986).

Весьма интересную композицию Владимир Сергеевич создал на внешней стороне здания библиотеки в Ростове-на-Дону. Он выполнил из армянского тёмного туфа ряд портретов выдающихся деятелей мирового масштаба: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Гомера, Данте и других. Он никогда не делал памятники вождям, но однажды ему все-таки пришлось сделать исключение. Он создал двухфигурную композицию «Эрнст Неизвестный беседует с Н. С. Хрущевым об абстрактном искусстве». Лемпорт неоднократно участвовал в престижнейших выставках в нашей стране и за её пределами.

Владимир Лемпорт был натурой увлекающейся. В любом своем увлечении он добивался великолепных результатов. Так, на одном дыхании он выучил французский язык. Один из участников творческого союза ЛеСС: Лемпорт — Сидур — Силис. Снимался в кино: «Бегущая по волнам», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Улица Ньютона, дом 1». Позже, преодолев последствия ранения левой руки, почти профессионально освоил исполнение классических пьес на гитаре. Затем им овладела страсть к переводам песенного жанра. Так, незадолго до болезни он полностью перевёл с итальянского «Божественную комедию» Данте.

Фильмография

  • 1963 — Улица Ньютона, дом 1
  • 1967 — Бегущая по волнам

Примечания

  • Персональный сайт
  • Коллекция скульптуры и графики В.Лемпорта
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

В Манеже на выставке советского авангарда произошел погром

Лидер православного общественного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов по прозвищу Энтео вместе со своими сторонниками громят скульптуры 1960–1970-х годов на выставке в Манеже «Скульптуры, которых мы не видим» (Фото: Коммерсантъ)

Как рассказал корреспондент Интерфакса, активисты заявили, что выставленные скульптуры оскорбляют чувства верующих. «Эта богохульственная выставка — например, Иисус Христос изображен в непотребном виде, — заявил Энтео. — Мы хотим, чтобы эта выставка была закрыта, чтобы закон о защите чувств верующих реально соблюдался, чтобы в главном выставочном центре страны не было такого грязного, жесткого глумления над Иисусом Христом и над святыми».

При этом в разговоре с радиостанцией «Говорит Москва» Энтео отметил, что активисты не повредили ни одну работу. «Экспонаты не повреждены, лишь одна тарелка из IKEA», — сказал он.

Карнеева, отвечая на вопросы РБК, отметила, что организаторам пока только предстоит оценить ущерб, который нанесли погромщики. Она обратила внимание на то, что работы относились к Госфонду и были застрахованы.

За несколько часов до произошедшего Энтео рассказал о том, что активисты планируют ликвидировать некое «богохульство». «Внимание СМИ! В самом центре Москвы на выставке страшное богохульство, бежим ликвидировать», — написал он в своем микроблоге в Twitter.

В Русской православной церкви, комментируя погром в Манеже, призвали к соблюдению законов как верующих, так и организаторов выставок. «Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки», — сказал Интерфаксу глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

«Выставка «Скульптуры, которых мы не видим» — это полномасштабное исследование феномена подвального нонконформизма, существовавшего в СССР параллельно официальному искусству. Десятки произведений авторства Вадима Сидура, Леонида Берлина, Анатолия Слепышева и Александра Позина из собрания МВО «Манеж» экспонируются вместе с работами Владимира Лемпорта и Николая Силиса», — говорится в пресс-релизе на сайте Манежа.

Объединение ЛеСС было создано Лемпортом, Сидуром и Силисом в 1954 году. Их деятельность продолжалась вплоть до 1968 года. Работы Сидура в СССР обвиняли в формализме, при жизни его работы выставлялись только за рубежом. Несколько скульптур по его моделям установлены в Германии.

«Я бы, например, сказал тем людям, которые увлекаются всякого рода мазней, не рисуют, не создают картины, а буквально мажут их: вы, господа, говорите, что мы, видимо, не доросли до понимания вашего искусства. Нет, мы, наш народ, понимаем, что хорошо, а что плохо. И если эти, с позволения сказать «художники», которые не хотят трудиться для народа и вместе с народом, выразят желание поехать за границу к своим идейным собратьям, то пусть они попросят разрешения на выезд, в тот же день получат паспорта, дать им свободу в «свободных» государствах, и пусть они там хоть на головах ходят. Но у нас покамест такое «творчество» считается неприличным, у нас милиционер задержит.
Ни копейки государственных средств не дадим. Тут уж я, как Председатель Совета Министров, беру всю беду на себя. Поощрять действительное искусство. А это — искусство, когда картину пишет осел, когда его муха начнет кусать, и чем больше она его кусает, тем он создает «сложнее произведение».
Но некоторые, видимо, стали стыдиться, что мы действительно, может быть, не доросли? Пошли к чертовой матери! Не доросли, что делать! Пусть судит нас история, а покамест нас история выдвинула, поэтому мы будем творить то, что полезно для нашего народа и для развития искусства».
«Вы обкрадываете общество. Человек, который не ворует, но не трудится с пользой для общества, а питается его благами — вор. Вы тоже вор, потому что вы своим трудом полезного вклада в общее дело не делаете, а из общего котла вы берете, и это все — паразитизм. Я сколько раз выступал и говорил: нам надо уточнить наше законодательство. Нам надо так общественность организовать, чтобы она осуждала, если он живет в среде, так она должна видеть, что вы не работаете, вы пользы никакой не вкладываете, а живете — за счет чего? Вы живете в квартире: люди сделали цемент, люди сделали стекло, сделали квартиру. Какое вы имеете право жить в этой квартире, если вы ничего не делаете для общества?!»
Из документа «Стенограмма присутствия Н.С. Хрущева на выставке художников-авангардистов в Манеже» (АП РФ. Ф. 52. Оп. 1. Д. 329. Л. 85—111)