Лидия Михайловна

Лидия Михайловна в рассказе «Уроки французского»: образ и характеристика учительницы, описание внешности и характера, портрет в цитатах

Учительница Лидия Михайловна в рассказе «Уроки французского»

Лидия Михайловна — учительница французского языка у главного героя. Она же классный руководитель:
«…Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно…»Лидия Михайловна — хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет. Она также следит за жизнью своих учеников:
«…Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания…»Возраст Лидии Михайловны — около 25 лет:
«…Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того…»Внешность Лидии Михайловны в цитатах:
«…Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят…» «…Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее…» «…я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости <…> а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке — мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность…» «…Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате…»
Лидия Михайловна — внимательный человек. Она замечает все, что происходит с ее учениками:
«…я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой…» «…Но, как ни прятал я ее, как ни npикусывал, а Лидия Михайловна разглядела…»Лидия Михайловна живет в райцентре рядом со школой, в учительских домах. Ее соседом является директор школы:
«…Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор…» «…да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек…»Квартира Лидии Михайловны выглядит так:
«…В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку…»Лидия Михайловна — упорная девушка. В школе у нее были проблемы с французским языком. Она поступила на французский факультет и доказала себе, что может освоить французский язык:

«…пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других…»Лидия Михайловна — городской человек. Она привыкла жить в городе:
«…Я же городской человек…»Лидия Михайловна родилась на Кубани. В Сибирь она приехала, чтобы работать учителем:
«…А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда…» «…Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь…»Лидия Михайловна считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным:
«…Иной paз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому…»Лидия Михайловна в душе — ребенок. В детстве она была отчаянной, озорной девочкой. Во взрослом возрасте ей по-прежнему хочется прыгать и скакать:
«…А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала…»

Лидия Михайловна и уроки французского

Лидия Михайловна предлагает главному герою заниматься французским языком дополнительно — чтобы улучшить оценки. Мальчик ходит к учительнице домой. Однажды она показывает ему игру в «замеряшки» — игру на деньги. С тех пор они постоянно в нее играют. Так мальчик зарабатывает себе деньги на еду и перестает голодать:
«…Вы играете на деньги с этим? <…> Играете с учеником?! Я правильно вас понял?..»Однажды директор школы обнаруживает, что учительница и ее ученик играют на деньги. Директор осуждает Лидию Михайловну за аморальное поведение. В результате Лидия Михайловна увольняется из школы:
«…Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»После увольнения Лидия Михайловна уезжает из Сибири домой на Кубань. Она и ее ученик больше никогда не видятся:
«…Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому…» «…И больше я ее никогда не видел…»Спустя некоторое время Лидия Михайловна присылает мальчику посылку с Кубани. В посылке — яблоки, которые мальчик никогда раньше не ел:
«…мне пришла на школу по почте посылка <…> в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока…»Это был цитатный образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского»: описание внешности и характера героини, ее цитатный портрет.
Смотрите: Все материалы по рассказу «Уроки французского»

Образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина «Уроки французского»

Лидия Михайловна – главная героиня рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Образ данной героини стоит в центре идейного замысла всего произведения.
Это учитель французского языка в школе, где обучается рассказчик. Помимо этого, героиня – классная руководительница класса, в котором обучается школьник, который является рассказчиком.
В повествовании указываются такие портретные характеристики героини: «косящие внимательные глаза», «живое лицо», «тугая, редко раскрывающаяся до конца улыбка», черные, короткие волосы. Как отмечает рассказчик, Лидия Михайловна была аккуратной и красивой. Учительнице было около 25 лет.
Героиня была сдержанным человеком, не позволяющим себе кричать на детей. Хотя рассказчик произносил все слова на французском неправильно, она лишь «морщилась и закрывала глаза», однако продолжала обучать мальчика тому, как нужно правильно произносить звуки.
Лидия Михайловна отлично справлялась с обязанностями классного руководителя. Перед каждым занятием героиня осматривала своих учеников и делала «шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Когда рассказчик перешел в школу, Лидия Михайловна поглядывала, как отмечает мальчик, с любопытством на его обувку, которая отличалась от обуви других детей своей бедностью.

Это говорит о том, что преподавательница неравнодушно относилась к каждому ученику своего класса, стремилась понять их настроение, помочь с какими-либо проблемами.
Педагог никогда не кричала, она делала замечания в шутливой форме. Когда Лидия Михайловна увидела, что рассказчика побили, то она пошутила над ним перед классом, чтобы обучающиеся сказали ей правду. Учительница, узнав о том, что рассказчика побил Вадик, говорила с ним сдержанно и неравнодушно, сказав ему, что играть на деньги не стоит.
Лидия Михайловна, получив информацию о том, что рассказчик играет с другими детьми на деньги, не стала его ругать, не стала рассказывать эту информацию директору. Героиня искренне хотела помочь ученику, потому что видела, в каком трудном жизненном положении он находится.
Лидия Михайловна смогла сделать так, что рассказчик, который был уверен в том, что обучение французскому было «впустую», смог понять предмет и ко всему прочему полюбить его. Школьник отмечал, что Лидия Михайловна преподает «загадочный французский язык, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому».
Когда учительница поняла, что рассказчику требуется помощь, она сказала ему, что она будет с ним заниматься отдельно. Они стали заниматься в ее доме. Героиня рассказывала о себе, спрашивала у мальчика о его делах, ставила музыку на пластинках. Лидия Михайловна хотела помочь ребенку, который находился в состоянии постоянного голода. Она приглашала его на ужин, а после придумала другой способ накормить рассказчика – играть с ним в «замеряшки», чтобы он выигрывал материальные средства на еду.
Данный образ олицетворяет добрых, неравнодушных и заботливых учителей, которые пытаются помочь детям, нуждающимся в помощи.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ повествователя в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Василия Андреевича в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Федьки в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Вадика в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество»

    Проект «Со словарями по жизни» в конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» (кафедра филологического образования МИОО) 12.12.2014

    Пленарное заседание конференции открыла профессор института русского языка им. В.В. Виноградова, доктор филол. Наук, академик РАЕН, председатель фонда им. О.Н. Трубачёва «Славянский мир» Галина Александровна Богатова докладом «Словари как духовная основа жизни языка».
    В заключение пленарного заседания прошло награждение призеров Конкурса общешкольных словарных проектов, проведенного в рамках проекта «Со словарями по жизни». (Фотографии с процедуры награждения и работы секции можно посмотреть также в фото-отчете о конференции: http://filnauka.blogspot.ru/).
    В рамках конференции была проведена секция «РОЛЬ И МЕСТО РАБОТЫ СО СЛОВАРЕМ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ», посвященная осмыслению методов и приемов формирования культуры работы со словарями. Руководила секцией Ольга Николаевна Левушкина – доцент Московского института открытого образования, кандидат пед. наук.
    Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1236 (СП-250), г. Москвы Лидия Михайловна Видерман выступила с докладом «Составление словаря как вид учебной деятельности, способствующий формированию лингвокультурологической компетенции учащихся».
    Светлана Ивановна Болдовская — учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1234 (немецкого отделения гимназии № 1513) г. Москва – рассказала о развитии творческих способностей учащихся на основе работы со словарями.
    Учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 1563 г. Москвы Екатерина Владимировна Коняшкина выступила с докладом «Формирование культуры работы со словарями средствами школьного телевидения».
    Оксана Владимировна Дрябина – учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 1409 г. Москвы – рассказала о филологических минутках на школьном телевидении.
    Учитель начальных классов ГБОУ Гимназия № 1592 (отделение 2043) г. Москвы Елена Николаевна Соловьева выступила с докладом «Обращение к словарям во внеклассной деятельности как способ ос-мысления духовности русского языка».
    Доклады вызывали большой интерес и обсуждались бурно.
    Участниками секции были описаны разнообразные современные пути формирования у учащихся культуры работы со словарями:

    • разработка общешкольных словарных сайтов;
    • создание общешкольных метапредметных словарей;
    • создание лингвистических словарных исследовательских передач на школьном телевидении;
    • разработка семейных словарей;
    • создание словарей, стимулирующих творческую активность учащихся;
    • систематизация приемов формирования культура работы со словарями и др.

    По окончании работы конференции были подведены итоги работы секций.

    Учитель в рассказе “Уроки французского”

    Важную роль играет учитель в рассказе «Уроки французского». Валентин Распутин описал данный образ не только как учителя, но и как неравнодушного человека, способного к милосердию и самопожертвованию.

    Взаимосвязь с главным героем

    Лидия Михайловна – классный руководитель рассказчика. Она преподавала французский язык, с которым у главного героя были небольшие проблемы. Он отставал по предмету, поэтому учительница вызвалась помогать ему, устроив персонажу дополнительные занятия. Однако обучала героиня одиннадцатилетнего мальчика не только французскому языку, но и особенностям реальной жизни.

    Как педагог

    Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.

    Лидия Михайловна в произведении не только мастерски преподавала свой предмет, но и замечала все изменения, происходящие со школьниками: «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Так, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому неравнодушна жизнь ее учеников.

    Как человек

    Образ учителя в «Уроках французского» не ограничивается только ее педагогической деятельностью, смысловая нагрузка лежит именно на характере героини.

    Лидия Михайловна – двадцатипятилетняя девушка, которая до работы в школе жила на Кубани.

    В. Распутин дает лицо героине, в отличие от директора школы, в которой она преподавала. Внешне она была красива и аккуратна. Лицо ее было «правильное и потому не слишком живое», но оно не имело ни капли жестокости. Глаза учительницы «косили и смотрели словно бы мимо». Чтобы скрыть эту «косинку», Лидия Михайловна прищуривала глаза. Она имела «тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку», а также «черные, коротко остриженные волосы». По ее поведению чувствовались «смелость и опытность».

    Лидия Михайловна – настоящий человек со своими особенностями. Внутренние качества ее связаны с милосердием. Именно благодаря ему героиня помогает главному герою. Учительница готова жертвовать собственной работой, чтобы показать мальчику жизненный урок: в любой ситуации необходимо оставаться человеком.

    Данная статья, которая поможет написать сочинение «Учитель в рассказе «Уроки французского», рассмотрит образ Лидии Михайловны и как педагога, и как простого человека с ее внутренними качествами.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Уроки французского»
    • для самых компанейских — Главные герои «Уроки французского»
    • для самых занятых — Читательский дневник «Уроки французского»
    • для самых любопытных — Анализ «Уроки французского» Распутин

    Тест по произведению