Литургика для детей

Детям о Литургии

Божественная литургия

  • Проскомидия
  • Литургия оглашенных
  • Литургия верных

«Литургия» – греческое слово. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.

Божественная литургия – самая главная церковная служба

На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.

Литургия таким образом делится на три части:

  1. Проскомидия;
  2. Литургия оглашенных;
  3. Литургия верных.

Проскомидия

«Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:

— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая «Агнцем»);

— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;

— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);

— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;

— частицы за усопших – еще ниже;

— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.

Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).

Литургия оглашенных

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».

После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.

По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.

В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата.

(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».

После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).

По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).

После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.

По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.

После этого оглашенным предлагают выйти из храма.

Литургия верных

Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».

После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв – «Символ веры», – которую вместе с певчими исполняют все прихожане.

Наступает кульминация Литургии:

Совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.

Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.

Традиция детских литургий – новая в церковной жизни, но многим полюбившаяся. Какую пользу приносят такие богослужения? Почему они важны для воцерковления детей и подростков? Можно ли говорить о более серьезном, глубоком и осмысленном приобщении через нее юных верующих к церковной жизни, ее таинствам и смыслам?

В Русской Православной Церкви три вида Божественных литургий. Это литургия св. Иоанна Златоуста, литургия свт. Василия Великого и литургия Преждеосвященных даров, в которой мы участвуем Великим постом.

Детская литургия – это не особый вид литургии, это богослужение, на котором присутствует много детей; где им доверяют не только молитвенное участие в богослужении, но и кое-что еще.

В этот день маленькие прихожане повсюду – они поют вместе со взрослыми на клиросе, читают «часы» и «Апостол», а иногда даже регентуют одним из хоров. Их голоса громче слышны, когда верующие исполняют молитвы «Верую» и «Отче наш». Они дежурят возле лампад и подсвечников в полной готовности зажечь случайно загашенные огоньки или убрать догоревшие свечи, и очень стараются со всем справляются. Они возглавляют шествие крестного хода в стихарях, с крестами, хоругвями и образами.

В некоторых храмах детям школьного возраста доверяют и пространство церковной лавки, разрешая отпускать свечи и книги, принимать записки.

Можно уверенно говорить о миссионерском и воспитательном значении подобных детских литургий, за которыми дети и подростки учатся православному благочестию, проникаются смыслами богослужения и чувствуют себя причастными происходящему в храме во время службы.

Большая включенность в богослужение способствует тому, что ни малыш, ни подросток, ни юноша не заскучают в храме, они будут помогать, приносить посильную пользу.

Улучшается дисциплина и меняется поведение детей во время службы. И – самое важное: больше юных верующих придет в такие дни на Таинства Исповеди и Причастия. Иногда исповедь на детской литургии бывает первой в жизни – за такими богослужениями духовенство внимательнее говорит с детьми, подробнее их исповедует, простыми словами проповедей говорит о Христе.

Опыт показывает, что этот довольно новый в Церкви обычай очень сплачивает прихожан и их семьи, помогает доброму и доверительному общению верующих на приходе. Детская литургия становится общесемейным праздником, на котором представители разных поколений с радостью приходят молитвенно поддержать своего брата, сына или внука.

Случается, что вслед за ребенком или подростком, который однажды участвовал в детской литургии и рассказал об этом родителям, воцерковляется вся его семья – в полном составе, включая отцов и дедушек.

В чем еще воспитательный и педагогический посыл таких богослужений? Чем они дороги нам и нашим детям?

Иерей Никита Заболотнов, клирик Петропавловского храма города Полевской Свердловской епархии, помощник благочинного по образованию и катехизации, завуч приходской воскресной школы:

– Детская литургия – это всегда особенный опыт не только для детей, но и для священнослужителей. В нашем храме такая литургия проходит не реже чем раз в месяц, все ребята, воспитанники воскресной школы (а это примерно 100-120 человек) встают перед амвоном, занимая часть основного пространства храма, и вместе поют. Им подпевают взрослые, которым также раздаются богослужебные сборники. Профессиональный хор исполняет только изменяемые песнопения и «Милость мира…». Такая совместная молитва, когда поёт весь храм, всегда очень вдохновляет и окрыляет.

Я убежден, что опыт участия в детской литургии помогает детям понять и полюбить богослужение, ощутить встречу с вечностью. Поразительно, но сами дети «настоящей» литургией считают именно детскую литургию, про другие они чаще говорят просто –»служба».

Марина, мама, прихожанка Дмитрие-Солунского храма, г. Тула:

– У меня двое маленьких детей с разницей в год, справиться с ними во время службы очень непросто – они разбегаются в разные стороны, им все интересно, но как-то организовать их деятельное любопытство и сосредоточить внимание на ходе службы не получается. Дети сами по себе гипердинамичные, еще и возраст такой подвижный. А вот на детской литургии все по-другому: мои малыши смотрят на сверстников и тех, кто постарше, видят, как те внимательно следят за ходом литургии, как помогают, и сами рады помочь. В этот раз на детском богослужении им дали подержать нетяжелые иконы, и детски с радостью согласились. Всю службу они спокойно простояли на месте, крестились вовремя, старались подпевать молитвам, наблюдали за другими детьми и брали с них пример. Дома они с восторгом рассказывали всем, где они были и что делали. Понемножку дети начинают понимать, что за место такое – храм и для чего они там оказались.

Мария С., православный психолог:

Поделиться с ребенком ответственностью – давно известный и любимый прием педагогов и психологов, учитывающий важную особенность детской психологии: ребенок с огромным удовольствием включается в деятельность, в которой сам участвует, тем более, в которой ему доверена важная роль.

Ему сложно, но очень интересно, потому что ему предстоят разные виды деятельности, зачастую для него новой. Для него происходящее – почти игра, но не стоит забывать, что именно в игре ребенок осваивает навыки, необходимые для жизни. Его наглядно-предметное мышление насыщается, ведь ему поручают конкретные дела, в которых, помимо него, задействованы богослужебные предметы – церковная утварь, храмовые чтимые

святыни. Это относится, конечно, к малышам – дошкольникам и младшим школьникам. Но и для подростков детская литургия важна и полезна, им тоже не будет скучно во время службы, поскольку сверхзначимый вид деятельности для подростков – это общение, а самое интересное общение как раз со взрослыми. Заходя в алтарь, помогая духовенству, подростки ощущают себя нужными, они ценят такое доверие и общение.

Маленькие и юные верующие проникаются мыслью, что христианство – это огромная радость единения во Христе со многими близкими по вере людьми, а храм – то место, в которое хочется приходить снова, чтобы говорить с Богом. И эта воспитывающая роль праздника дает надежду, что, вырастая и мужая, маленькие прихожане не забудут его благодати и не покинут церковную ограду, когда придут искушения юношеского и подросткового возраста.

Записала Валентина Киденко

Фото автора

Полный комплект по курсу «Литургия» известного учебного пособия разработки воскресной школы «Вертоград»

Сведения

Среди причин, мешающих переступить порог храма, невоцерковленные люди часто называют такую — «Я не понимаю, что там происходит». От людей, симпатизирующих протестантам, или самих протестантов, богослужение которых заключается в «вечере Господней», сопровождаемой пением псалмов или современных песен под гитару, можно услышать еще и обвинение в отступлении от Библии. Действительно, современное православное богослужение сильно отличается от богослужения апостолов и первых христиан. Да и в Евангелии Господь призывает к немногословию в молитве, приводя как образец одну-единственную молитву «Отче наш». Почему же богослужения православной Церкви такие длинные и замысловатые? Ответить на эти вопросы и призван курс «Православное богослужение» для учащихся 12-14 лет. Эта часть проекта посвящена православной Божественной литургии.

Смотреть учебную тетрадь для детей

Loading…

Смотреть конспект учителя

Loading…

Год появления 2010

Страна происхождения РФ

Составитель Захарова Л.А.

Данные для воскресной школы

Возраст Средний школьный

Целевая аудитория Воцерковленная (воскресная школа)

Дисциплина Литургика

Данные имеющегося файла

Состав комплекта Рабочая тетрадь для учащихся, конспект учителя, тесты, описание курса

Формат Архив rar с документами формата pdf и doc

Размер 13,6 МБ

Божественная литургия

«Литургия» – греческое слово. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.
Божественная литургия – самая главная церковная служба
На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.
Литургия таким образом делится на три части:
1. Проскомидия;
2. Литургия оглашенных;
3. Литургия верных.

1. ПРОСКОМИДИЯ
«Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.
Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:
— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая»Агнцем»);
— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;
— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);
— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;
— частицы за усопших – еще ниже;
— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.
Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.
Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову(богослужебная книга).

2. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ
Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».
После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.
По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.
Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос).При пении Третьего антифона открываются Царские врата.
В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь черезЦарские врата.
(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».
После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).
По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает»Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).
После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.
По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.
После этого оглашенным предлагают выйти из храма.

3. ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выноситСвятые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись вЦарских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую»со слов: «Яко да Царя всех подымем…».
После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв – «Символ веры», – которую вместе с певчими исполняют все прихожане.
Наступает кульминация Литургии:
Совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
В это время хор поет «Милость мира».
Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.
Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:
«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».
По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст(т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.