Лубяной это какой

7 сказочных слов, о которых мы не все знаем

Редакция «Правмира» ко дню защиты детей составила список слов из детских сказок, которые кажутся хорошо известными лишь на первый взгляд.

КУРЬИ НОЖКИ

Никогда не задумывались, почему ножки именно курьи, а не куриные? Дело в том, что к курам они имеют весьма отдаленное отношение. В словаре В.И.Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах, чтобы не было очень сыро и не гнило дерево. Есть и еще одна версия: название “курьи ножки” происходит от “курных”, т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили “избу смерти” — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.) В пользу второй версии говорит то, что в избушке на курьих ножках все-таки живет Баба-Яга, которая находится на границе двух миров: реального и потустороннего.

ЛУБЯНАЯ ИЗБУШКА

Из чего она сделана? Из луба. У слова «луб» три значения, говорит нам Большой Толковый словарь под редакцией А.С.Кузнецова.

1. Волокнистая ткань растений, по которой происходит перемещение органических веществ.

2. Внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (преимущественно липы);

кусок, полоса такой коры (используется для изготовления верёвок, корзин, плетения рогож и т.п.);

лыко. Надрать лубья. собир. Короб из луба.

3. Спец. Волокнистая ткань льна, конопли и т.п., идущая на выделку пряжи. < Лубовый, -ая, -ое. Л-ые волокна. Лубок; Лубяной (см.).

То есть лубяная избушка – это та, что изготовлена из коры.

ФИНИСТ – ЯСНЫЙ СОКОЛ

Кто такой Финист и откуда взялось такое имя? Фольклористы утверждают, что имя Финист — это искажённое греческое «феникс» — волшебная птица, возрождающаяся из пепла. В России он превратился сначала в «финисе», а потом в «финиста». Но почему тогда Сокол? Это имя, скорее всего, возникло под влиянием метафорического образа сокола – жениха из русских свадебных песен.

Царь Кощей. Картина И. Билибина

КАЩЕЙ

С этим персонажем вроде бы все понятно, но есть один вопрос. Как все-таки правильно: Кащей или Кощей? Если заглянуть в словари, то можно убедиться в том, что правильны оба варианта. Но тогда возникает другой вопрос: от какого слова образовано это имя? Автор этимологического словаря, Макс Фасмер, связывает слово «кощей» как имя и как наименование худого человека со словом «кость». Отсюда, кстати, и представления о его худобе,истощенности, которая сочетается со злобой и жадностью. Есть и другие родственные и отражающие суть этого персонажа слова. Например, «кош» — кошелка, корзина, короб, сундук (над златом в котором и чахнет Кащей, вероятно). А еще, конечно, Кащей – это кощунник, производящий некие магические действия. Забавная деталь: в «Словаре русского арго» Владимира Елистратова есть слово «Кощеевна» — так, согласно словарю, называют некрасивую, злую женщину.

МИЗГИРЬ

Странное по своему звучанию, ни на что не похожее имя, которым названа одна из русских сказок, а еще так зовут одного из героев «Снегурочки» Островского – купца, который влюбляется в Снегурочку и забывает о своей невесте Купаве. Кто же такой Мизгирь? Мизгирь – это паук, причем опасный, ядовитый. У Даля читаем:

ПОЛКАН

Трудно поверить, но это кажущееся таким русским имя имеет итальянские корни! Этимологический словарь Фасмера указывает, что слово происходит от итальянского Pulicane – такое имя носит герой повести о Бове. Полкан не имеет ничего общего с полуконём, отмечает Фасмер. Однако элемент «полу- «там все же есть. Pulicane — это полупес, собакоголовое чудовище, пес- богатырь. А версия о полуконе появилась потому, что слова cane (собака) и конь похожи по звучанию.

СУСЕКИ

Откуда взялось слово «сусеки», которым пришлось скрести, чтобы набрать муки на Колобка? Сусек — то же самое, что закром; отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна или мук. В словаре Фасмера сказано, что произошло это слово от глагола «сечь», «сосекать». То есть «су-» — это что-то вроде древней приставки, а «сек» — корня.

Полкан — славянский кентавр

ПОЛКАН (Палкан, Полкановиц, Чудище-Полканище, Полкан-Богатырь) – дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже пояса телосложение коня. Аналог греческого кентавра, хотя с существенными отличиями.

Тот факт, что он помогал людям в битвах и сражениях имеет большое отражение в легендах и мифах. Поэтому он даже изображен на обережных орнаментах древних славян и является неотъемлимым образом традиционных русских керамических игрушек.

Вот что читаем в описании к такой игрушке: «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище — как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана — лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке — это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

Упоминания о полканах в русской письменной традиции начинаются с 11 века. Известны многочисленные изображения полканов, например на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194 г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230 г.).

Славяне считали Полкана полубогом и приписывали этому существу неимоверные силу и прыткость. Считали, что Полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст. Полкан — персонаж из рассказа о Бове-королевиче, и сначала он выступал в повести как враг Бовы, но после сражения с ним Полкан стал его верным другом и соратником во всех сражениях.

Он считается практически неуязвимым. Но герой помнит и отлично знает, что должен погибнуть от львиного когтя. Вот он и погиб, когда защищал детей и жену Бовы от когтей и клыков хищных и кровожадных львов.

Имя его, ставшее кличкой большинства русских деревенских собак, вовсе нерусское. Оно латинско-итальянское и происходит от Pulicane — «полупес» (значит, еще один псоглавец, но только на Руси?).

Полкан. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век

Давайте спросим у фольклористов. Полкан известен в русской литературе давно: «Азбуковник» XVII в. сообщает, что Полкан — получеловек, полуосел, и это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя Полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы.

Так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из «за-астраханских степей».

Проводником в народную среду представлений о богатыре Полкане были переводы итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной академиком А. Веселовским. В XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом.

Из лубочной сказки о Бове Полкан переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Полкана, напавшего на китайское царство.

Полкана крылатого называли Китоврас. Он приобретает крылья, причем последние располагаются не в области плечевого пояса лошади (как у некоторых парфянских изображений), а за спиной человеческого торса.

Такой полкан обычно изображался в короне (Новгород 1336 г.). В колдовских стихах Полкан — спаситель «солнцевой девы» от змея.

Китоврас из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря (книгописец Ефросин). XV в.

Существует ещё несколько древнерусских книжных легенд, связанных с именем Полкана — Китовраса. Согласно русской версии легенды, царь Соломон нуждался в помощи Китовраса для того, чтобы построить Иерусалимский храм.

При посредстве обмана и цепи с заклятием именем Божьим Китовраса ловят и приводят к Соломону. Китоврас научает его, как добыть у чудесной птицы шамир (шамур, по одним толкованиям — алмаз, по другим — волшебный червь), с помощью которого можно тесать камни, избегая согласно ритуальным предписаниям, использования железных орудий.

Характерны мотивы состязания Китовраса и Соломона в мудрости. По завершении строительства Соломон говорит Китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ Китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, Китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню.

Легенды о Соломоне и Китоврас получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены (восточный сказочный мотив), которую Китоврас носил в ухе.

Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Софийского собора в Новгороде. Надпись верху изображения: «Китоврас мече(т) братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово»

Еще одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде.

Он наделен чертами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде “зверя Китовраса” — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу.

Жена узнает Соломона и предает его Китоврас Соломон просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают Китовраса и неверную жену.

Былинный богатырь с необычной внешностью

Есть в моей маленькой коллекции глиняных игрушек интересный персонаж — Полкан.

Знала я о нем давно, а преобрести настоящего, традиционного получилось не сразу.

Кто же он такой, Полкан-мужичок?

Почему его образ так популярен и в фольклоре, и в керамике, и в народной живописи?

Полкан — богатырь огромной силы, но с необычной внешностью. Имеет до пояса вид человека, а ниже — коня (или собаки).

Есть мнение, что имя «Полкан» произошло от внешнего вида — «Пол — конь».

Сказки говорят, что Полкан мог перепрыгивать через леса и горы, преодолевая в одном прыжке аж 7 верст.

Помогал людям в битвах и сражениях.

Поэтому, Полкана любили и его образ был очень популярен.

Полкан — один из символов каргапольской глиняной игрушки.

В описании к такой игрушке читаем: «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище — как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана — лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке — это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

Кстати, все каргапольские игрушки отличаются приземистостью, кажущейся простотой исполнения и росписи.

Немного истории.

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился в XI–XIII вв: археологи нашли здесь фрагменты посуды, предметы быта.

В этих местах добывали красную глину, хорошо подходящую для ручной лепки и для работы на гончарном круге.

Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Изначально гончарное дело служило дополнительным источником дохода каргопольских крестьян. Посуду делали лишь зимой, в свободное от земледельческих работ время. Крутить её умели даже дети, начиная с 8-9 лет.

А вот из остатков глины делали игрушки ребятишкам на забаву. Вместе с горшками и крынками фигурки продавали на ярмарках.

Лепили в основном женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородками, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц.

В начале XX в. появились сюжетные глиняные игрушки, отражавшие сценки из деревенской жизни.

Наряду с коровками, медведями и оленями, лепили и фантастических существ.

Так появился и былинный защитник слабых, бедных и обиженных, добрый богатырь Полкан.

На груди сказочного богатыря чаще всего рисовали солнышко. Отсюда пошло и некое отождествление Полкана с Солнцем.

Есть у меня и Полкан современного мастера глиняной игрушки.

По его версии, Полкан — символ мужской силы. Обязательно нужно иметь такого глиняного богатыря дома, однако в руки никому не давать.

Так и живут на одной полочке два Полкана, два защитника, два солнышка.

Поскребём по сусекам

Когда нам в детстве читали сказку про Колобка, мало кто из родителей был способен толком объяснить, что это за сусеки такие, по которым скребла старуха, чтобы набрать пригоршню муки для изготовления главного героя. Пришло время открыть завесу тайны.

Сенсации тут, увы, не получится. Сусек только кажется странным и непонятным словом. В действительности он родственен «отсеку», да и означает примерно то же самое. Сусеком называли отгороженное место в амбаре или ларь, куда ссыпали муку или зерно. Веришь, // Шаром кати — ни корки хлеба в доме, // Ни зернушка в сусеке, ни копейки // Железной нет в мошне у Бобыля (А. Островский).

Интересно, что у сусека есть синоним, который более известен и всегда на слуху. Это слово — «закром» (от глагола закромить — «поставить кромки, обнести досками»). И, значит, фразеологические «закрома Родины» можно свободно именовать «сусеками Родины», смысл от этого совершенно не изменится. Правда, будет разрушен фразеологический оборот, но это уже совсем другая сказка.

Ежи Лисовский