Лука и клеопа

Явление Воскресшего Христа Луке и Клеопе

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Иисус Христос неоднократно являлся своим ученикам в день Своего славного Воскресения!

Первыми были почтены встречей с Воскресшим Спасителем — жены мироносицы, как особо поддержавшие Его во время крестных страданий. Затем Иисус Христос явился апостолу Петру, находившемуся в крайне скорбном и томительном положении по причине недавнего отречения от Своего Божественного Учителя и нуждался в этой славной встрече, как никто другой из учеников. Затем Спаситель явился двум Своим ученикам из числа 70-ти, Луке и Клеопе. Сей же апостол Лука и дает подробное описание столь неожиданной для них, радостной и поучительной встречи.

Двое учеников Христовых, из числа 70-ти, Лука и Клеопа, пошли в селение Эммаус, находящееся в 30 километрах к западу от Иудейской столицы.

Явление Воскресшего Христа Луке и Клеопе!

Святитель Димитрий Ростовский

«Тем временем прошло уже полдня великого воскресения, а из последователей Христовых удостоились видеть Воскресшего, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — только жены мироносицы и апостол Петр; прочие апостолы, исключая возлюбленного ученика Господня, колебались между сомнениями и верою, не зная, как отнестись к вести о воскресении Спасителя, — пишет святитель Димитрий Ростовский. — И Господь, как бы снисходя к их немощи, постепенно подготовлял душевные очи апостолов к Своему светозарному явлению. Последними вестниками воскресения для апостолов из двенадцати были два апостола из числа семидесяти: Клеопа, вероятно муж Марии, сестры Богоматери, и, как говорит древнее предание Церкви, св. евангелист Лука.

В день воскресения Христова, уже под вечер, они шли вместе в селение Еммаус, отстоявшее от Иерусалима стадий на шестьдесят. Дорогою, естественно, они разговаривали между собой о том, что более всего волновало их душу: о последних событиях жизни своего Учителя и о дивной вести сегодняшнего дня, которой их любящее Христа сердце желало бы верить, но этому препятствовало их еще нераскрытое разумение. Во время задушевного обмена мыслями, делясь общим горем и недоумением, ученики заметили, что к ним приблизился Кто-то; то был Сам Иисус, но апостолы не узнали Его, потому что «глаза их были удержаны», тем более, что Господь явился «в ином образе», т. е. не в том, в каком привыкли видеть Его ученики во время земной жизни. Учитель не желал Своим внезапным явлением резко изменить душевное настроение апостолов, представлявшее собою удобную почву для Его последующих наставлений.

— «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» спросил апостолов присоединившийся к ним Путник. Для учеников Христовых, всецело поглощенных мыслью о недавней крестной смерти Учителя, вопрос нового Собеседника был удивителен: им казалось, что раздиравшие их душу события должны были волновать всех без исключения — и что теперь ни о чем ином и речи быть не может. Поэтому, принимая Незнакомца за прозелита, ходившего на праздник Пасхи в Иерусалим и возвращавшегося домой, Клеопа с горячим полуупреком ответил на вопрос вопросом:

-«Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»

-«О чем?», — снова спросил Господь, желая, чтобы ученики сами сообщили Ему причину своей печали. Апостолы были рады случаю облегчить свою скорбь и, ничего не утаивая, раскрыли свою душу: они печальны от того, что первосвященники и начальники осудили на смерть Иисуса Назарянина, не только ни в чем невинного, но, напротив пророка «сильного в деле и слове пред Богом и всем народом»; эта смерть невинного Праведника для них особенно горька, потому что с нею окончательно разбилась их надежда на открытие славного земного царства Мессии, что было общим верованием иудеев того времени:

-«Его распяли, а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиль; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло».

В заключении ученики передали своему Спутнику удивительную весть, принесенную им сегодня от гроба Учителя женами:

-«Некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив; и пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видали».

Господь Иисус Христос неоднократно говорил ученикам о Своей смерти и воскресении, но эти слова Господа не вязались с утвердившимся и среди апостолов воззрением временем на Мессию, как славного земного царя, и это несмотря на то, что в святом писании Ветхого Завета содержались довольно ясные указания на то, как «надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою»: закон Моисея в образных учреждениях представляя страждущего Мессию; пророки в откровениях, — и некоторые из них с поразительною яркостью, — предуказывали на страдания и грядущее за ними прославление Христа. Поэтому апостолы не были неповинны в своих сомнениях в воскресении Учителя. С порицания этого сомнения Господь и начал Свою речь прежде чем выяснить им на основании Священного Писания всю необходимость страданий Мессии и Его воскресения:

-«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!», — воскликнул Христос.

Дальнейшие слова Господа, изъясняющие сказанное о Христе во всем Писании падали на скорбные души апостолов живительной росой: согреваемые святым огнем благодатного утешения сердца их трепетали от радостного восторга.

Незаметно путники приблизились к Еммаусу, и чудный Незнакомец «показывал вид, что хочет идти далее». Но благодарные апостолы не хотели так скоро расставаться с человеком, который, утешая, с такой одушевленной и необычайной убедительностью говорил о предмете их скорбных дум и чувств; они удерживали Его, говоря:

-«Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру».

Желая наградить учеников окончательным уверением в истине воскресения, Господь исполнил их просьбу: «Он вошел и остался с ними». Когда возлегли за трапезу, Христос Спаситель, как старший между возлежавшими, взяв хлеб, благословил, преломил и подал ученикам: что-то неизмеримо дорогое восстало пред открывшимся глазами апостолов; в радостном недоумении они пристально взглянули на Незнакомца и узнали в нем Учителя, но в тот же момент Господь стал невидим для них. Тогда апостолы стали припоминать все подробности встречи с Воскресшим, и им стало понятным то пламя восторга, которым горели сердца их во время Его речи:

-«Не горело ли в нас сердце наше, — сказали они друг другу, — когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?»

Апостолы сейчас же поспешили в Иерусалим, чтобы поделиться своею радостью и с другими учениками Христа. Здесь они нашли апостолов из двенадцати, кроме Фомы, всех вместе с верующими, в той самой горнице, в которой, по вознесении Господа на небо, они обычно пребывали в ожидании Утешителя. Их встретили радостною вестью, «что Господь истинно воскрес и явился Симону». В свою очередь, и еммаусские путники увеличили общую радость, поведав о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба».

Первые явления Воскресшего Христа

Молитвы путешествующих и за тех кто в пути

Дорогие друзья, добрый день. Представляю вашему вниманию сборник православных молитв для тех, кто в пути, или за тех, кто в пути.

Каждый верующий человек должен начинать своё утро с молитвы к Богу, а каждое своё действие, будь то работа, дорога или что иное, должно начинаться с испрошения Его благословения.

Если вы собираетесь в путь на автомобиле, самолёте, теплоходе или просто пешком, не поленитесь и помолитесь о добром пути.

Для удачного пути в основном молятся: Господу Иисусу Христу, Богородице, Святому Николаю Мирликийскому чуотворцу, севастийским мученикам, святому великомученику Прокопию, преподобным Кириллу и Марии, читают псалом 90.

Желательно молиться на удачную дорогу не только самим путешествующим, но и родным за тех кто в пути.

И главное, благополучно вернувшись домой, будьте благодарны, хотя бы в краткой молитве: «Слава Богу за всё».

Тропарь, глас 2
Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща, и невредимых, к славе Твоей, от всякаго зла во всяком благополучии соблюдающа, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 2
Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый, Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй.

Молитва Иисусу Христу перед дорогой (путешествии)

Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистей Ти Деве Матери во Египет изволивый, и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый!

И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим Твоею благодатию спутешествуй. И якоже рабу Твоему Товии, Ангела Хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа; и даждь им все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно в славу Твою исполнити.

Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Обращение к Пресвятой Богородице о благословении в путь

О Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь.

О благая Спутнице и Защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем, и направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, буди ми во всем помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне, Госпоже моя, Сына Твоего Христа Бога нашего, да послет в помощь мне Ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя, да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Рафаила, на всяком месте и во всякое время хранивша его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управив и сохранив мя небесною силою, здрава да возвратит мя, мирна и всецела к жилищу моему во славу имени Своего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед иконой «Скоропослушница»

Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим!

Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе всещедрей Матери Человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити все, еже на пользу во утешение и спасение, коемуждо устрояющи.

Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу и различными образы страждущих утеши.

Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго расслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед иконой «Смоленская Одигитрия («Путеводительница»)»

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие!

Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия.

Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

О добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, святителю Христов Николае!

Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашым и не умрем в лукавых деяниих наших: моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашым и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших: моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашым спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва Севастийским мученикам о защите в пути

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим, усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерней любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведного Судии предстанем.

Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим Великое и Достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва святому великомученику Прокопию

О святый страстотерпче Христов Прокопие! Услыши нас грешных, предстоящих ныне пред Святою иконою твоею и умильно молящих тя: помолимся о нас (имена) к Иисусу Христу Богу нашему и Его рождшей Матери, Владычице нашей Богородице, еже отпустити нам согрешения наша, яже содеяхом.

Испроси у Господа к пользе душевней и телесней милость, мир, благословение, во еже избавитися нам всем в день судный страшный, шуия части спастися, стати же одесную со избранными Его к наследию Царствия Небеснаго, яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва преподобным Кириллу и Марии (родители преподобного Сергия Радонежского)

О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие!

Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе.

Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена).

Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • Категории:С Богом
  • Ключевые слова:Молитвы

Апостол от 70-ти Клео́па, брат Ио́сифа Обручника

Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Клеопа

Клео­па был млад­ший брат св. пра­вед­но­го Иоси­фа, об­руч­ни­ка Пре­свя­той Де­вы Ма­рии; он был же­нат на до­че­ри Иоси­фа (чрез пять лет по воз­вра­ще­нии из Егип­та в На­за­рет) Mapии (Ин. 19:25). С этою Mapиею осо­бен­но друж­на бы­ла Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия и они жи­ли как род­ные сест­ры. Еван­ге­лист Иоанн пи­шет, что при Кре­сте Иису­са сто­я­ла Ма­терь Его (Пре­св. Де­ва) и сест­ра Ма­те­ри Его (Mapия Клео­по­ва). Эта Ма­рия, как дочь прав. Иоси­фа, об­ру­чен­но­го с св. Пре­св. Де­вою – Mapиею – (Мф. 1:14-20) счи­та­лась (у жи­те­лей Иepyса­ли­ма) Ее сест­рою (хо­тя не род­ною, а свод­ною).

Клео­па вме­сте с Лу­кой был спут­ни­ком Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля в Ем­маус. В по­вест­во­ва­нии о сем со­бы­тии вид­но, что Клео­па при­ни­мал са­мое жи­вое уча­стие во всем, что ка­са­лось Гос­по­да Иису­са Хри­ста, на ко­то­ро­го воз­ло­же­ны бы­ли на­деж­ды, что он, (Ис. 10р.) как про­рок, силь­ный в де­ле и сло­ве пред Бо­гом и людь­ми, из­ба­вит Из­ра­и­ля (Лк. 24:19), и что неко­то­рые из на­ших жен (ст. 22) изу­ми­ли ве­стью о вос­кре­се­нии Его из мерт­вых, а в чис­ле жен при­хо­див­ших на гроб Спа­си­те­ля бы­ла и же­на Клео­пы – Ма­рия.

О по­сле­ду­ю­щей жиз­ни св. Клео­пы ни­че­го неиз­вест­но. Цер­ков­ное пре­да­ние со­об­ща­ет, что он был убит иуде­я­ми за ве­ру во Хри­ста в Ем­мау­се и имен­но в том до­ме, в ко­то­ром он вме­сте с еван­ге­ли­стом Лу­кой «по­знал» Гос­по­да в пре­лом­ле­нии хле­ба.

О св. Кле­о­пе су­ще­ству­ют раз­лич­ный мне­ния; од­ни пред­по­ла­га­ют, что Клео­па – муж Ма­рии (Ин. 19:25), ли­цо, от­дель­ное от Клео­пы – ем­мауско­го спут­ни­ка (Лк. 24:11) по­то­му, что у еван­ге­ли­ста Иоан­на Клео­па на­зван Klopas (греч.), а у ев. Лу­ки Kleopas (греч.); но это од­но и то ­же имя, толь­ко на раз­ных язы­ках (пер­вое ара­мей­ско-ев­рей­ское, а вто­рое – гре­че­ское). Церк. ис­то­рик Ев­се­вий сви­де­тель­ству­ет, что Клео­па был брат Иоси­фа (об­руч­ни­ка Пре­св. Де­вы) и же­на его Ма­рия Клео­по­ва бы­ла свод­ная сест­ра Бо­го­ма­те­ри (дочь Иоси­фа пра­вед­но­го; кн. 3 XI).

Дру­гие ду­ма­ют, что Клео­па и Ал­фей од­но и то­ же ли­це и что оба име­ни раз­ли­ча­ют­ся толь­ко по неоди­на­ко­во­му про­из­но­ше­нию ев­рей­ско­го име­ни на гре­че­ском язы­ке (см. А. Гор­ский, Еван­гел. ис­то­рия, 5 стр.; про­тив­ное се­му мне­ние см. у Ки­баль­чи­ча – св. ап. Иа­ков). Ес­ли Клео­па од­но и то­ же ли­це с Ал­фе­ем, то он был бы от­цом св. апо­сто­ла Иа­ко­ва из 12-ти, но это про­ти­во­ре­чит пре­да­нию пра­во­слав­ной церк­ви, ко­то­рая счи­та­ет Ал­фея, от­ца св. апо­сто­ла Иа­ко­ва, за от­дель­ное ли­цо от Клео­пы (па­мять св. Ал­фея – 26 мая).

Есть мне­ние, что Иосиф об­руч­ник пе­ре­жил сво­е­го бра­та Клеопу и всту­пил в брак с его вдо­вой, как без­дет­ной, для вос­ста­нов­ле­ния се­ме­ни бра­та сво­е­го и имел от нее че­ты­рех сы­но­вей (Иа­ко­ва, Иосию, Иу­ду и Си­мо­на) и двух до­че­рей; но это мне­ние опро­вер­же­но у св. Ди­мит­рия (см. Че­тьи Ми­неи 27 апр.).

Па­мять св. ап. Клео­пы в Пра­во­слав­ной Церк­ви со­вер­ша­ет­ся 30 ок­тяб­ря (греч.) и в Со­бо­ре 70 св. апо­сто­лов (17 января).

Ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий (Сам­би­кин)

Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник. — 1906. Т. 1, с. 75-77