Лукиан благовещенский и тындинский

Русская Православная Церковь

Лукиан, архиепископ Благовещенский и Тындинский (Куценко Леонид Сергеевич)

Дата рождения: 8 апреля 1965 г.

Дата хиротонии: 16 октября 2011 г. Дата пострига: 26 апреля 1989 г. День ангела: 16 июня

Страна: Россия Биография:

Родился 8 апреля 1965 г. в с. Белка Ивановского района Одесской области. Крещен в младенчестве в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Краснознаменка.

В 1978 г. окончил неполную среднюю школу и продолжил обучение в вечерней школе г. Одессы при профессионально-техническом училище № 3. Одновременно с учебой трудился псаломщиком в Покровской церкви п. Дачное под Одессой.

В 1984-1986 гг. трудился в Ростове-на-Дону в резиденции митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира.

В 1986-1990 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии.

26 апреля 1989 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (впоследствии Патриархом Московским и всея Руси) пострижен в монашество.

3 сентября 1989 г. митрополитом Ленинградским Алексием рукоположен во иеродиакона.

24 мая 1990 г., в праздник Вознесения Господня, митрополитом Ленинградским Алексием за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иеромонаха.

1 октября 1990 г. утвержден в должности настоятеля церкви Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга.

1 июня 1991 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна основал Покрово-Тервенический женский монастырь (д. Тервеничи Лодейнопольского р-на Ленинградская обл.) и был назначен духовником новой обители.

В 1992 г. в Санкт-Петербурге восстановил заброшенное здание XVIII в. — уцелевший флигель усадьбы Воронцовых, преобразованный в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 11 февраля 1992 г. назначен настоятелем храма.

23 декабря 1997 г. освобожден от должности настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Покрово-Тервенического монастыря в Санкт-Петербурге и назначен на должность и.о. настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

8 апреля 1998 г. к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.

В августе 1999 г. утвержден в должности настоятеля Александро-Свирского монастыря.

10 декабря 2002 г. назначен духовником Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

14 октября 2004 г. возведен в сан архимандрита.

С 2002 г. руководил строительством храма Святой Троицы в родном селе Белка Ивановского района Одесской области.

3 января 2006 г. назначен на должность благочинного Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии.

В мая 2006 г. закончил полный курс Киевской духовной академии.

Являясь благочинным Лодейнопольского благочиннического округа, расположенного в Лодейнопольском и Подпорожском районах Ленинградской области, проводил административную и богослужебную деятельность в 8 приходах, 10 приписных храмах.

30 марта 2009 г. к празднику Святой Пасхи удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской».

На состоявшемся 26 июля 2010 г. в Киево-Печерской лавре заседании Священного Синода Русской Православной Церкви избран викарием Санкт-Петербургской митрополии с титулом «Лодейнопольский» (журнал № 63).

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 110) избран Преосвященным Благовещенским и Тындинским.

7 октября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры наречен, 16 октября за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Благовещенского и Тындинского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 54) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря в с. Троицкое Ивановского района Амурской области.

1 февраля 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.

Образование:

1990 г. — Ленинградская духовная семинария.

2006 г. — Киевская духовная академия.

Епархия: Благовещенская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Лукиана (Куценко) при наречении во епископа Благовещенского и Тындинского.

Награды:

Церковные:

Светские:

  • 2008 г. — орден Дружбы.

ЛУКИАН (КУЦЕНКО)

Епископ Лукиан (Куценко)

Лукиан (Куценко) (род. 1965), архиепископ Благовещенский и Тындинский, священноархимандрит Троицкого мужского монастыря в селе Троицком Ивановского района Амурской области

В миру Куценко Леонид Сергеевич, родился 8 апреля 1965 года в селе Белка Ивановского района Одесской области. Крещён в младенчестве в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Краснознаменка.

В 1978 году окончил неполную среднюю школу и продолжил обучение в вечерней школе города Одессы при профессионально-техническом училище № 3. Одновременно с учёбой трудился псаломщиком в Свято-Покровской церкви посёлка Дачное под Одессой.

С 1984 по 1986 год трудился в Ростове-на-Дону в резиденции митрополита Ростовского Владимира.

В 1986 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.

26 апреля 1989 года пострижен в монашество с наречением имени в честь священномученика Лукиана Бельгийского митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером).

3 сентября 1989 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием.

24 мая 1990 года рукоположен во иеромонаха митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

1 октября 1990 года утверждён в должности настоятеля церкви Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга.

1 июня 1991 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна основал Покрово-Тервенический женский монастырь (Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Тервеничи) и был назначен духовником этой новой обители.

В 1992 году в Санкт-Петербурге восстановил заброшенное здание XVIII века — уцелевший флигель усадьбы Воронцовых, преобразованный в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 11 февраля того года назначен настоятелем этого храма. Вскоре храм был преобразован в подворье Тервенической Покровской обители.

В сентябре 1997 года благословил инокиню Леониду (Сафонову) на поиск мощей преподобного Александра Свирского . 23 декабря 1997 года был освобождён от должности настоятеля Санкт-Петербургского храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и назначен исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря.

8 апреля 1998 года возведён в сан игумена.

19 июля 1999 года был утверждён в должности настоятеля Александро-Свирского монастыря .

10 декабря 2002 года был назначен духовником Введено-Оятского женского монастыря.

С 2002 года руководил строительством храма Святой Троицы в родном селе Белка Ивановского района Одесской области и стал инициатором создания при нем женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

13 октября 2004 года возведён в сан архимандрита в Преображенском соборе Александро-Свирского монастыря митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром за усердное служение Русской Православной Церкви, за возрождение Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря и за духовное окормление Покрово-Тервенического и Введено-Оятского женских монастырей .

3 января 2006 года назначен на должность благочинного Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии.

В мая 2006 года закончил полный курс Киевской духовной академии.

Являясь благочинным Лодейнопольского благочиннического округа, расположенного в Лодейнопольском и Подпорожском районах Ленинградской области, проводил административную и богослужебную деятельность в 8 приходах, 10 приписных храмах.

26 июля 2010 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии, но так и не был хиротонисан.

5 октября 2011 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Благовещенским и Тындинским .

7 октября был наречен, а 16 октября 2011 года хиротонисан во епископа Благовещенского и Тындинского. Хиротонию в в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершили: патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), епископ Воскресенский Савва (Михеев), епископ Магаданский и Синегорский Иоанн (Павлихин), епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин (Кириллов).

13 июля 2015 года был утверждён священноархимандритом Троицкого мужского монастыря в селе Троицком Ивановского района Амурской области .

1 февраля 2018 года был возведён в сан архиепископа патриархом Московским и всея Руси Кириллом в кафедральном соборном храме Христа Спасителя города Москвы.

Награды

  • Церковные
    • набедренник
    • наперсный крест (28 июля 1994)
    • палица (к празднику Святой Пасхи 3 апреля 2001, вручена 29 апреля 2001)
    • наперсный крест с украшениями (к празднику Святой Пасхи 3 апреля 2001, вручена 30 апреля 2001)
    • серебряная медаль св. благ. кн. Александра Невского (от митрополита Санкт-Петербургского Владимира, 30 апреля 2003)
    • орден Украинской Православной Церкви преподобного Нестора Летописца III степени (5 июня 2004)
    • серебряная медаль святого первоверховного апостола Петра (от митрополита Санкт-Петербургского Владимира, 14 сентября 2005)
    • орден преподобного Серафима Саровского III степени (19 июля 2006)
    • орден Украинской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира I степени (10 декабря 2006)
    • право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской» (к празднику Святой Пасхи, 30 марта 2009)
  • Светские
    • орден Дружбы Российской Федерации (9 января 2008)

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата:

Биография на информационном портале Благовещенской епархии —

Cм. видео Тайнозритель преп Александр Свирский, реж. Дмитрий Золотов, 2005, — с 25.18 мин. и далее.

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Главная сила — только в вере

Он с детства хотел стать священником и монахом. За веру в Бога его выгнали из советской школы, на месте которой спустя годы он поставил храм. Его избивали сотрудники спецслужб, угрожая сделать инвалидом, но он остался верен Православию. В 18 лет он стал старостой церкви, которую отремонтировал. За время своего священнического пути построил и восстановил десятки храмов и три монастыря, а теперь возглавляет Благовещенскую епархию.

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан

— Владыка, что такое было быть верующим ребенком в советской школе? Что помогало устоять?

— Мне суждено было родиться и вырасти в семье, где, несмотря на годы богоборчества, придерживались крепких православных традиций. В доме были иконы. К тому же, общался с родными людьми преклонного возраста, которые когда-то в молодости посещали храм, жили церковной жизнью и смогли сквозь время пронести свою веру. Мои дедушки и бабушки сохранили память о священниках-мучениках, о закрытых церквях. Истории об этом передавались из уст в уста.

Вдохновленный такими примерами, я ходил за 30 с лишним километров в ближайший храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в село Краснознаменка, где меня крестили. По рассказам я знал, что в этом храме находится келейная икона Спасителя, принадлежащая священномученику Павлу Гайдаю, которую мне впоследствии и отдали на хранение. Я хранил её 25 лет и передал храму в честь этого священномученика, который построил в моем родном селе.

— В Слове при наречении во епископа Вы сказали, что имели устремление стать монахом с раннего детства? Когда Вы впервые задумались о монашестве?

Новопоставленный епископ Лукиан

— Сколько себя помню, хотел стать монахом и священником. Самое тяжелое, что меня не все поддержали в этом устремлении, поскольку тогда это было необычным и сулило неприятности. Мои родители, родные братья, одноклассники, соседи — все были против такого выбора жизненного пути.

Им было трудно понять, откуда у меня появились такие настроения. Это выглядело тогда ненормальным. На такого человека смотрели словно на неполноценного, как на урода. Было даже такое, что мою маму хотели лишить родительских прав из-за меня. А самое печальное, что меня лишали права учиться.

— А как произошла главная ВСТРЕЧА в Вашей жизни, которая определила Ваш жизненный путь?

— Это очень интимная тема. Я слишком много видел своими глазами чудес, о которых я не могу никому поведать до времени. Но могу сказать, что этому послужили впечатления о жизни и чудесах, совершенных священномучеником Павлом Гайдаем, канонизированным на Архиерейском соборе 2000 года. Он был духовником нашей семьи. В 20-хгодах ушедшего века он служил в храме вмч. Георгия Победоносца, что в селе Капаклиево, ныне Раздельнянского района Одесской области.

Этот подвижник благочестия повторил подвиг праведного Иоанна Кронштадского, жив со своей супругой как брат с сестрой, а по сути, вел монашеский образ жизни. Имел дар прозорливости. Люди получали исцеления не только по его молитвам, но даже прикоснувшись к его рясе. Особенно он был ревностен в вере в период обновленчества. Это сильно раздражало безбожные власти. В результате отец Павел провел в ссылке и лагерях около 10 лет, где его истязали, а в 1937 году был расстрелян. Живые свидетельства об этом дали импульс моим порывам посвятить жизнь Богу.

Самые яркие впечатления детства я получал во время встреч с настоящими исповедниками православной веры, которые долгие годы своей жизни провели в ссылках и лагерях. Это были духовные чада священномученика Павла, которые были живыми свидетелями духовной высоты не только его подвигов, но и других новомучеников и исповедников 20 века.

— В том же слове Вы выразили благодарность Блаженнейшему митрополиту Киевскому Владимиру, в Ростовской резиденции которого трудились в молодости. Что Вам больше всего запомнилось из тех лет?

— Более всего меня поразила жертвенность митрополита. Потрясающая жертвенность и неутомимое служение. И это проявлялось не только в богослужениях, но и в умении пожертвовать своим свободным временем ради людей. День и ночь он принимал у себя народ, который шел к нему со своими скорбями и проблемами.

— Чем отличается церковная жизнь на Дальнем Востоке от церковной жизни в Петербурге и Ленинградской области? Какие задачи пришлось решать в первую очередь?

— Не вижу никаких особенных отличий в церковной жизни здесь и в Санкт-Петербурге. Что там, что здесь — нужно работать. Надо идти вперед — выполнять благословения Святейшего Патриарха, постановления Священного Синода, воплощать в жизнь решения Архиерейских соборов. Просто нужно жить интересно. К этому стремятся что жители Ленинградской области, Санкт-Петербурга, что на Дальнем Востоке.

У всех есть желание духовного возрождения. Поэтому отличий здесь не может быть никаких. Кроме, разве, климатических условий, которые, так или иначе, сказываются. Ну, и в тоже время, здесь меньше храмов и святынь, а это значит, что нам нужно трудиться больше.

— Планируется ли в епархии миссионерство среди китайцев, работающих на Дальнем Востоке?

— Считаю, что это слишком масштабный проект, к которому нужно приступать после завершения миссионерства среди своих собственных сограждан. Это в первую очередь. Если у нас будет достаточно просвещенных, церковных людей, тогда китайцы, которые приезжают к нам, так или иначе войдут в здоровую воцерковленную среду, что позволит им лучше понять нас и нашу веру.

— Есть ли у Церкви на Дальнем Востоке сложности во взаимоотношениях с обществом, сталкивались ли Вы с проявлениями антицерковных настроений? Насколько активна приходская жизнь по сравнению с Петербургом?

— Здесь замечательные люди, которые встретили меня очень тепло. Но когда я приехал в Благовещенск, то не обнаружил здесь большой активности приходской жизни. Да, есть отдельные люди, которые стараются как-то активничать, что-то делать для Церкви. Но в целом, епархия была не очень активной, безынициативной.

— Что вас сегодня больше всего беспокоит, о чем больше всего волнуетесь?

— О том, что очень мало храмов в нашей епархии, которую я возглавляю. Считаю, что если будут храмы, то будут и прихожане.

— Как создавался Покрово-Тервенический женский монастырь? Сколько было сначала насельниц?

— Все началось с храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преобразованного из старинного флигеля усадьбы графа Воронцова в Санкт-Петербурге. При храме начали образовываться сестричества. Людей, пожелавших посвятить себя Богу, оказалось не так мало. Поэтому мы решили найти место под подворье. Так постепенно из небольшого подворья общины в с. Тервеничи вырос полноценный женский монастырь.

Более того, этот монастырь дал монахинь еще двум женским обителям: Введено-Оятскому монастырю Ленинградской области и монастырю «Всех скорбящих Радосте» в с. Белка Одесской области Украины. Сегодня только в Покрово-Тервенической обители около 40 насельниц.

Храм с нуля

— Чьей идеей было чудом уцелевший флигель семьи Воронцовых не просто восстановить, но преобразовать в храм? Тогда было трудное время — церковная жизнь только возрождалась. Сегодня назначили бы Вы начинающим монахам такое послушание?

— Для меня это было нетрудным делом, поскольку я вырос в том крае, где не сохранились храмы и было очень много молитвенных домов. Поэтому начинать с молитвенного дома — это было естественной ситуацией, когда у тебя нет таких средств и других возможностей.

Что касается заброшенного флигеля графа Воронцова, то он по своей архитектуре был очень похож на православный храм в стиле классицизма. В этом плане, его было несложно переоборудовать под церковное строение.

И если бы мне встретился искренний, горящий, жертвенный монах, то я бы с удовольствием назначил бы такому подобное послушание.

— Вы восстанавливали Александро-Свирский монастырь по благословению митрополита Владимира — в каком он был состоянии тогда?

Александро-Свирский монастырь

— Можно сказать, что не было никакого состояния. Только полуразрушенные стены без крыш и окон. Жуткие развалины. В одном из зданий, некогда известного монастыря, располагалась психиатрическая лечебница областного значения, в которой пациенты находились в ужасных условиях. Для них пришлось построить новую современную больницу благодаря помощи властей региона и меценатов.

— С 2002 года Вы руководили строительством храма в своем родном селе под Одессой…

— Исполнилась мечта детства — построить храм в родном селе.

— Судя по тому, что Белка — село, до революции там был храм. Когда его уничтожили? Троицкий храм построен на том же месте?

— В Белке не было своего храма. А теперь там их три — один сельский и два в женском монастыре «Всех скорбящих Радосте». Троицкий храм был построен на месте моей бывшей школы, из которой меня выгнали за то, что я был верующий.

Интересная история связана с этой школой. Тогда мне не дали даже справки об образовании, что я закончил 8 классов. Когда я пытался коснуться документов, то оказалось, что в школьном табеле были вырваны листы, касающиеся моей биографии. Как будто бы я там никогда не учился. Мне пришлось заканчивать обучение в вечерней школе г. Одессы при ПТУ. Между учебой я пытался где-то подрабатывать, потому что меня могли тогда посадить за тунеядство.

В женской обители построено две церкви: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и в честь священномученика Павла Гайдая.

— Наверное, с таким опытом восстановления храмов и монастырей легче было приступить к архиерейскому служению?

— Меня с детства учили трудиться, поэтому я никак себя иначе не воспринимал по-другому, как только трудиться, восстанавливать, строить на благо Церкви. Например, уже с 18 лет мне довелось выполнять функции приходского старосты, заниматься ремонтом храма. Первый храм, в котором я трудился, был в честь Покрова Пресвятой Богородицы, располагался под Одессой на станции Дачное. Я там был пономарем, алтарником, псаломщиком, строителем и всем, чем надо.

— Один мужской и два женских монастыря — наверное, много для такой небольшой по численности епархии, или есть ресурсы для открытия новых монастырей?

— Считаю, что взгляд на монастырскую жизнь должен заключаться не в количестве, а в качестве. Хотя для Благовещенской епархии три монастыря, может быть, и мало, поскольку вся духовная жизнь держится на монашестве. И монастырь из 10–15 насельников может быть настоящей жизнеспособной обителью. Думаю, что мы придем к хорошему уровню амурских монастырей, пусть немногочисленных по количеству, но качественных.

Немного личных вопросов

— В чем Ваша самая большая радость?

— С детства эта радость заключалась в том, что я — верующий. И сегодня я безгранично благодарен Богу, что имею веру и могу оглянуться на свою прошлую жизнь без сожаления.

— Чему самому главному Вы научились от родителей?

— Может это громко будет сказано, но — это трудиться и стремиться к доброте душевной.

— Была ли когда-то ваша жизнь в опасности? Повлияло ли это как-то на вас?

— В своей жизни я перенес множество опасностей, катастрофических случаев, но из всех неприятностей выбирался благодаря молитве и помощи Божией. C детства меня, как человека верующего, пытались «вразумлять» различными способами: и избивали, и угрожали. Но я выходил из этих ситуаций просто чудесным образом и видел в этом промысл Божий и заступничество Божией Матери.

— К какой книге или автору вы возвращаетесь чаще всего?

— Ну, в первую очередь для меня это Священное Писание. Также люблю читать святых отцов. Из художественной литературы — люблю Чехова и Лескова.

— Что бы вы хотели рассказать — донести всем людям?

— Что на свете есть Бог и Божия Матерь. Чтобы везде и во всем был Бог и на первом месте, тогда все будет на своих местах.

— В какой момент Вы чувствовали, что опускаются руки, и нет сил бороться дальше? И как вышли из такого состояния?

— Слава Богу, что у меня таких состояний никогда не было. Бывают другие состояния, когда не хватает физического здоровья, когда сильно утомляешься.

— Как Вы боролись с теплохладностью и окамененным нечувствием? Как возгревать в себе веру, когда все становится скучным и обыденным?

— Признаюсь, что у меня не бывает ощущения обыденности и скуки. Я стараюсь жить очень активно и интересно, что иногда сказывается на здоровье. У меня немножко не такая работа, чтобы страдать теплохладностью. Нас учили: работать, так работать; отдыхать, так отдыхать; молиться, так молиться; любить, так любить.

— В чем главная проблема священников сегодня, и на что вы более всего обращаете внимание пастырей? А мирян — в чем главная проблема?

— Это — слабая вера. Причем это проблема как духовенства, так и мирян. Или это твердая вера, горение и дела или элементарная теплохладность, которая сегодня не должна никак приветствоваться в Церкви. В наше непростое и, можно сказать, решающее время нужны люди дела, а не умники, которые сами ничего не делают и другим не дают. Поражает, почему некоторые люди не спешат жить в вере и интересно.

— А главная сила современного христианина — в чем она?

— Главная сила — только в вере.

Лукиан (Куценко)

Епископ Лукиан

Епископ Благовещенский и Тындинский

c 16 октября 2011 года

Избрание:

5 октября 2011 года

Церковь:

Русская православная церковь

Предшественник:

Гавриил (Стеблюченко)

Имя при рождении:

Леонид Сергеевич Куценко

Рождение:

8 апреля 1965 (47 лет)
село Белка, Ивановский район (Одесская область), Одесская область, УССР, СССР

Принятие священного сана:

3 сентября 1989 года

Принятие монашества:

26 апреля 1989 года

Епископская хиротония:

16 октября 2011 года

Епи́скоп Лукиа́н (в миру Леонид Сергеевич Куценко; 8 апреля 1965, село Белка, Ивановский район, Одесская область) — епископ Русской православной церкви, епископ Благовещенский и Тындинский.

Биография

Крещён в младенчестве в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Краснознаменка.

В 1978 году окончил неполную среднюю школу и продолжил обучение в вечерней школе города Одессы при профессионально-техническом училище № 3. Одновременно с учёбой трудился псаломщиком в Свято-Покровской церкви посёлка Дачное под Одессой.

С 1984 по 1986 год трудился в Ростове-на-Дону в резиденции митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана).

В 1986 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.

26 апреля 1989 года пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером).

3 сентября 1989 года рукоположён во иеродиакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием.

24 мая 1990 года рукоположён во иеромонаха митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

1 октября 1990 года утверждён в должности настоятеля церкви Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга.

1 июня 1991 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) основал Покрово-Тервенический женский монастырь (Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Тервеничи) и был назначен духовником этой новой обители.

В 1992 году в Санкт-Петербурге восстановил заброшенное здание XVIII века — уцелевший флигель усадьбы Воронцовых, преобразованный в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 11 февраля 1992 года назначен настоятелем этого храма.

23 декабря 1997 года освобождён от должности настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Покрово-Тервенического женского монастыря в Санкт-Петербурге и назначен на должность исполняющего обязанности настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

8 апреля 1998 года к празднику Святой Пасхи возведён в сан игумена.

19 июля 1999 года постановлением Священного Синода утверждён в должности настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

10 декабря 2002 года назначен духовником Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

С 2002 года руководил строительством храма Святой Троицы в родном селе Белка Ивановского района Одесской области.

13 октября 2004 года в Преображенском соборе Александро-Свирского монастыря митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) возведён в сан архимандрита за усердное служение Русской Православной Церкви, за возрождение Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря и за духовное окормление Покрово-Тервенического и Введено-Оятского женских монастырей.

3 января 2006 года назначен на должность благочинного Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии.

В мае 2006 года окончил полный курс Киевской духовной академии.

Являясь благочинным Лодейнопольского благочиннического округа, расположенного в Лодейнопольском и Подпорожском районах Ленинградской области, проводил административную и богослужебную деятельность в 8 приходах, 10 приписных храмах.

26 июля 2010 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии, однако хиротония архимандрита Лукиана во епископа Лодейнопольского так и не состоялась.

5 октября 2011 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Благовещенским и Тындинским.

7 октября 2011 года в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лукиана во епископа Благовещенского.

16 октября 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Благовещенского и Тындинского. Чин хиротонии совершили: патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), епископ Воскресенский Савва (Михеев), епископ Магаданский и Синегорский Иоанн (Павлихин), епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин (Кириллов).

В июне 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходил курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев.

Награды

Церковные

  • Серебряная медаль св. благ. кн. Александра Невского (от митрополита Санкт-Петербургского Владимира, 30 апреля 2003)
  • Орден Украинской Православной Церкви преподобного Нестора Летописца III степени (5 июня 2004)
  • Серебряная медаль святого первоверховного апостола Петра (от митрополита Санкт-Петербургского Владимира, 14 сентября 2005)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (19 июля 2006)
  • Орден Украинской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира I степени (10 декабря 2006)

Светские

  • Орден Дружбы (9 января 2008)

Примечания

  • Блог епископа Лукиана // ИА «Портамур»
  • Лукиан, епископ Благовещенский и Тындинский (Куценко Леонид Сергеевич) // Патриархия.Ru
  • Лукиан (Куценко) // Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • Тайны и загадки мощей чудотворца А. Свирского
  • Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: Главная сила — только в вере
  • Епископ Благовещенский Лукиан: Сегодня все больше людей приходит в храмы