Любимов Борис Николаевич

Профессор Борис Любимов: «Важно понимать, что это не навсегда»

С началом пандемии творческие вузы, как и все остальные учебные заведения, вынуждены были перейти на дистанционное обучение. Но если в отношении «обычных» учебных программ этот процесс более или менее представим, то к программам театрального образования, включающим такие дисциплины, как фехтование и вокал, возникает много вопросов. Как сейчас организован учебный процесс в театральных институтах? Что делать с дипломными спектаклями? И когда теперь будет проходить творческий конкурс? На вопросы «Театрала» ответил ректор ВТУ им. Щепкина, профессор Борис ЛЮБИМОВ.
– Борис Николаевич, как построено онлайн-обучение в вашем вузе?
– Прежде всего, я хотел бы отметить, что преподавание онлайн – не более чем выход из трудного положения. Важно понимать, что это не навсегда. Говорю это потому, что любую подобную кампанию бывает трудно остановить. Уже и эпидемия закончится – а мы, охваченные технологическим азартом, все будем переходить на онлайн-лекции. Такого, конечно, быть не должно. Театральное образование тем и отличается, что предполагает живой контакт, – как и само театральное искусство. Посмотрите, какие блестящие возможности сейчас предлагает интернет: в записи можно посмотреть лучшие спектакли со всего мира. Но это ведь не отменяет театра. Он потому и дорог человеку, несмотря на все открытия кинематографа и телевидения, что по-прежнему дает возможность общаться между собой, обмениваться энергией. Я очень надеюсь, что, когда все это кончится (а я верю, что это не за горами), люди рванут в театр. Потому что почувствуют нехватку того самого общения.
Переход в онлайн мы осуществили, но здесь тоже важно трезво оценивать ситуацию. Во-первых, студенты находятся в разных условиях – и в смысле проживания, и в смысле технического оснащения. У кого-то довольно продвинутые гаджеты, у кого-то нет. Во-вторых, не все педагоги блестяще владеют техникой. Я это знаю и по Щепкинскому училищу, и по ГИТИСу, с которым постоянно держу связь. Сейчас мы стараемся преодолевать эти сложности. В-третьих, далеко не все дисциплины можно преподавать через интернет. Одно дело – теоретические предметы и совершенно другое – вокал, фехтование, сцендвижение, сценречь или мастерство актера. Хотя на самом деле и театроведение – это все равно общение глаза в глаза, которое невозможно заменить онлайн-лекцией.
– Как вы поступили с такими дисциплинами, которые принципиально не могут существовать в сети?
– Общение педагогов и студентов, конечно, продолжается: ведутся консультации, даются советы. В остальном, я думаю, мы будем наверстывать упущенное, когда соберемся вновь – или в мае, или летом (сейчас точных дат не назовет никто).
В этом смысле приходится преодолевать психологию тех, кто считает, что ничего не произошло и все должно быть так же, как прежде. Помню, когда я только объявил о приостановке занятий, ко мне подходили и спрашивали: но через неделю-то мы вернемся? Я на этих людей смотрел с некоторым недоумением, потому что понимал: мы не вернемся ни через неделю, ни даже через месяц. Еще в марте я предлагал наверстать учебные часы в июле-августе. Конечно, это перестроит нашу привычную жизнь, в том числе и отпуска. Ну, что делать, придется потрудиться – такой год. Люди, которые начинают фыркать и негодовать, напоминают мне тех, кто в 41-м году, в ответ на предложение отправиться в эвакуацию в Ташкент, говорил: да что вы, какой Ташкент, у меня путевка в Прибалтику!
Проблема есть, и с ней приходится считаться. Поэтому 2020 год нужно прожить без паники, но чрезвычайно собранно.
– Что делать с дипломными спектаклями? И есть ли понимание, когда проводить творческий конкурс?
– Если говорить о нашем институте, то практически все дипломные спектакли уже сыграны, поэтому у нас есть основания для выдачи дипломов. Другое дело, что одни спектакли вышли в мае 2019 года, а другие были готовы только к середине марта нынешнего года – как раз тогда, когда мы были вынуждены приостановить занятия. Между тем, возможность много раз выходить на разную публику очень важна для студентов, ведь таким образом приобретается практика.
Теоретические дисциплины, учитывая экстраординарную ситуацию, можно сдать и онлайн. Но, повторюсь, очень важно, чтобы это не превратилось в постоянную практику. Переживем коронавирус и вернемся к нормальной работе.
Что же касается творческого конкурса, решение по нему будут принимать Министерство культуры и Министерство просвещения. Дело в том, что мы зависим от даты ЕГЭ. Если Единый госэкзамен будет проходить в более поздние сроки, то и прослушивания мы передвинем.
О том, как переживают дистанционный формат другие театральные вузы, читайте в «Театрале» в ближайшее время.

Любимов Борис Николаевич

Министерство Министерство

  • Полномочия
  • Руководство
  • Структура
  • Департаменты Департаменты
    • Департамент музеев Департамент музеев
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент кинематографии Департамент кинематографии
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент государственной охраны культурного наследия Департамент государственной охраны культурного наследия
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент науки и образования Департамент науки и образования
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент экономики и финансов Департамент экономики и финансов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент инвестиций и имущества Департамент инвестиций и имущества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Нормативно-правовой департамент Нормативно-правовой департамент
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Планы
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент управления делами Департамент управления делами
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент регионального развития и приоритетных проектов Департамент регионального развития и приоритетных проектов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Конкурсы
    • Департамент информационного и цифрового развития Департамент информационного и цифрового развития
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Отдел государственной службы, кадров и наград Отдел государственной службы, кадров и наград
      • Новости самостоятельного отдела
  • Подведомственные организации Подведомственные организации
    • Государственные академии наук
    • Театрально-зрелищные учреждения
    • Музеи
    • Библиотеки
    • Концертные учреждения
    • Киностудии
    • Цирковые учреждения
    • Продюсерские учреждения
    • Самостоятельные музыкальные коллективы
    • Научные организации
    • Образовательные организации высшего образования
    • Профессиональные образовательные организации
    • Общеобразовательные организации
    • Реставрационные учреждения
    • Музей
    • Прочее
  • Территориальные органы Территориальные органы
    • Положение о территориальных органах
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
  • Координационные и совещательные органы Координационные и совещательные органы
    • Коллегия Министерства культуры Российской Федерации Коллегия Министерства культуры Российской Федерации
      • Состав коллегии
      • Повестки
      • Доклады
      • Решения
    • Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Новости
      • Официальные документы
      • Рабочие группы Рабочие группы
        • Компетенции Рабочих групп Общественного совета
        • Документы рабочих групп Общественного совета
        • Состав Президиума Общественного совета
        • Рабочая группа №1 по вопросам музеев
        • Рабочая группа №2 по вопросам поддержки искусства и народного творчества
        • Рабочая группа №3 по вопросам кинематографии
        • Рабочая группа №4 по вопросам государственной охраны культурного наследия
        • Рабочая группа № 5 по вопросам науки и образования
        • Рабочая группа №6 по вопросам регионального развития и приоритетных проектов
        • Рабочая группа №7 по вопросам информационного и цифрового развития
      • Задачи и функции
      • Порядок ротации
      • Требования к кандидатам
      • Общественный совет в комиссиях Минкультуры России
      • Комиссии Общественного совета
      • Результаты общественных обсуждений законопроектов и отчетов Минкультуры России
      • Запросы членов Общественного совета
      • Комментарии, мнения, предложения
      • Публикации СМИ
      • Трансляция заседаний ОС
      • Обращение в Общественный совет
      • Общественный совет 2013-2015 гг. Общественный совет 2013-2015 гг.
        • Задачи и функции Общественного совета
        • Методика оценки и критерии эффективности деятельности Общественного совета
        • Порядок ротации членов ОС
        • Требования к кандидатам в члены ОС
        • Документы
      • Контакты общественного совета
    • Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Положение
      • ХХIV заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХIII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХI заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХ заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
    • Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Экспертный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
  • Открытое министерство
  • Государственная служба Государственная служба
    • Конкурсы на замещение вакантных должностей и в резерв
    • Условия прохождения гражданской службы
    • Квалификационные требования
    • Порядок обжалования
    • Регулирующие документы
    • Кадровый резерв
    • Порядок поступления на гражданскую службу
    • Документы, необходимые для поступления на государственную гражданскую службу
    • Конкурсная комиссия
    • Архив вакансий и конкурсов
    • Молодежная политика
  • Совет ветеранов
  • Национальный проект «Культура» Национальный проект «Культура»
    • О нацпроекте
    • Публикации
    • Телесюжеты
    • Документы
    • Культурно-образовательные комплексы
    • Федеральный проект «Культурная среда»
    • Федеральный проект «Творческие люди» Федеральный проект «Творческие люди»
      • Программа «Волонтеры культуры»
      • 15 центров образования и повышения квалификации
    • Федеральный проект «Цифровая культура»
    • Официальная символика

Как известно, весь мир — театр, а люди в нем — актеры. Именно поэтому новому министру культуры Ольге Любимовой будет чуть проще понимать происходящее на территории современной российской действительности. Ведь она изучала театроведение и драматургию еще в ГИТИСе.

Так кто такая Ольга Любимова, и как она оказалась на этом посту?

Телеведущая, православный публицист, руководитель шоу «Время покажет»

Новый министр культуры РФ Ольга Любимова — потомственный чиновник от культуры, дочь театроведа и ректора Щепкинского театрального училища Бориса Любимова.

Родилась 31 декабря 1980 года в Москве. Три года училась в православной гимназии, после чего «разочаровалась в религии» (дословно: «к седьмому классу православная гимназия для меня стала лагерем Аль-Каиды»), однако после школы стала заниматься православной журналистикой на уровне публицистики — эту идею подсказал Ольге друг, с которым они и пришли устраиваться в Информационное агентство Русской Православной Церкви. Впоследствии Любимова создала более 80 документальных фильмов о православии в качестве сценариста, шеф-редактора или продюсера (трансляции cхождения Благодатного огня, фильмы о Святейшем Патриархе Алексии и др.).

Окончила журфак МГУ и факультет театральной журналистики ГИТИС (РАТИ).

С 2001 года работала на телевидении — сначала в качестве корреспондента программы «Ортодокс» на ТВЦ, потом корреспондентом программ «Итоги недели с Глебом Пьяных», «Главная тема», «Цена вопроса», «Дольче Вита» на Третьем канале. Там же — шеф-редактором православного ток-шоу «Русский взгляд» с Иваном Демидовым. А еще вела ток-шоу «Горожанка» на «Столице».

В 2010 году перешла на телеканал «Культура», где руководила итоговой информационно-аналитической программой «Контекст», ведущий которой писатель Юрий Поляков (а затем и достоевист Игорь Волгин) обсуждал новости уходящей недели.

Поделиться видео </> xHTML-код

Ольга Любимова: культурный министр.»Не знаем пока, какой она министр, но собаке её прадеда Есенин писал стихи», — так в соцсетях комментируют назначение Ольги Любимовой на должность главы Минкульта. Кто же эта женщина?

В 2015 году Ольга Любимова стала советником Департамента кинематографии Минкультуры России, занималась проблемами документального кино.

А в 2016 года ушла на Первый канал, где стала заместителем Андрея Писарева, которого называет «папой в професии», — главы Дирекции социальных и публицистических программ, руководила выпуском полемических ток-шоу «Время покажет» и «Мужское/Женское».

В 2018 году Ольга Любимова вернулась в Минкульт России в должности и.о. Департамента кинематографии. Тогдашний министр культуры Владимир Мединский подчеркнул, что Любимова — «плоть от плоти из отрасли».

Раскрыла прибыльность и провалы российских фильмов

То, что во всем мире считается нормой, в России часто вызывает ужас. Финансы — в первую очередь. Голливудские продюсеры не скрывают затрат на кино, в определенной степени это даже козырь: мол, смотрите, как мы потратились. Старались для вас, скорее в кино! У нас же попробуйте задать вопрос создателям о гонорарах, бюджете картины, инвесторах или его окупаемости: увидите скорбную мину, указательный палец у губ и отрицательное мотание головы. Это страшная тайна. Почему? Нарушение этики? Вовсе нет. Потому что зачастую это гигантский кусок теневой экономики, который принято «пилить».

Однако с появлением Любимовой в Департаменте кинематографии возникли заметные проблески прозрачности. 21 октября 2019 года Минкульт РФ и Фонд кино вдруг опубликовали список финансируемых последние четыре года государством картин. Никогда такого не было! Там был указан и объем субсидий, и возвратная часть — то, что киноделы должны потом вернуть в казну. Данные произвели фурор. Теперь стало понятно, на что государство тратит бюджеты (5 миллиардов рублей на кино ежегодно) и, главное, кто тянет российское кино ко дну. Или, наоборот, со дна.

Так появился термин «черный список» Мединского, в который вошли неокупившиеся в прокате кинокартины («Семь пар нечистых», мультик «Баба Яга. Начало», «Рубеж», «Невидимки» и др.) и списки недобросовестных продюсерских компаний, задолжавших денег стране. Важнейшее для общества раскрытие этих данных — народ всегда хочет знать, куда уходят налоги —приписывают как раз Ольге Любимовой.

Убирала порнографию, оставляла эротику

Несмотря на огромный список докфильмов о православии и работу над религиозными телепрограммами, в кинодепартаменте Минкультуры России у Ольги Любимовой нет репутации охранителя или «глубокоскрепного» ревнителя. Наоборот, к отбору картин для проката в России она подходила аккуратно и особенно спорные моменты преподносила шефу, Владимиру Мединскому, весьма деликатно, делая акцент на художественных достоинствах кино.

Так было с картиной «Верность» Нигины Сайфуллаевой — первой, как уверяли некоторые кинокритики, эротической драмой в истории российского кино. В фильме, получившем диплом от жюри «Кинотавра» исследовалась женская сексуальность и было немало эротических сцен (сейчас картину можно посмотреть на онлайн-сервисе PREMIER). Любимова лично отсмотрела фильм с продюсером Сергеем Корнихиным, не нашла в нем ничего предосудительного или пошлого и понесла рекомендацию Владимиру Мединскому. Работу выпустили в прокат, она собрала более 1,6 миллионов долларов (около 100 миллионов рублей), при этом не имея негативного отклика даже от жестких поборников морали.

Совсем другая история была с эпопеей «Дау» — долгострой Ильи Хржановского о нобелевском лауреате, физике Льве Ландау, снимали с 2008 года, в итоге из 700 часов отснятого материала смонтировали 13 фильмов и сериалов разного хронометража — ведомство Любимовой не выдало прокатное удостоверение четырем частям проекта. Потому они включали, как посчитала чиновница, откровенно порнографические сцены.

В 2018 году прогремела другая история, тоже связанная с ведомством Ольги Любимовой. Отозвали прокатное удостоверение у британско-французского политического памфлета Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина». Премьера, намеченная на начало года, не состоялась. Юристы и Общественный совет при Минкультуры сочли ленту, в которой Иосифа Сталина детально расчленяют, а Лаврентий Берия приказывает медсестре сделать всем членам Политбюро минеты, оскорбительной.

Даже фильм со свастикой разрешила

Как понятно из интервью Ольги Любимовой, новый министр культуры в курсе киноповестки, финансовых проблем Ленфильма, хорошо знает о кризисе детского кино, работе прокатчиков, рынке и механизмах взыскания штрафов с горе-продюсеров. Она участвовала в питчингах игрового кино («защита диплома» от кинопродюсеров в надежде получить деньги Минкульта на новый фильм) и не питает иллюзий по поводу состояния российского кинематографа и обоснованности иронии в отношении него.

Кроме того, Любимова, что ценно для чиновника, внимательно обращает внимание на то, что может вызвать неприятный резонанс в обществе. И делает это здраво. Так было с эротической картиной «Верность», а еще с исторической документалкой «Похищенные сокровища Европы» (2018 год) производства Италии, Германии и Франции. Выдачу прокатного удостоверения картине «подморозили», поскольку в ленте активно фигуировала свастика — сюжет связан с тем, как нацисты пытались сделать из родного Гитлеру Линца новый Лувр и свозили туда, а еще в резиденцию Геринга, сворованные из галерей шедевры Боттичелли, Матисса, Моне, Шагала, Ренуара и других (пять миллионов экземпляров). Посоветовавшись с юристами и проведя экспертизу, ведомство Любимовой картину к прокату допустило — нарушений закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», запрещающего пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской символики, в ней не нашли.

— У россиян тяжелая жизнь, они хотят ходить на «Бабушку легкого поведения», — сетовала Ольга Любимова. — Но сейчас видно, что люди исстрадались по умному продукту. Когда-нибудь он вернется на телевидение. Я надеюсь, что эта свежая кровь вздернет и федеральные каналы. Больше нельзя будет показывать это телемыло. Это обязано измениться.

В 2018 году Ольга Любимова задекларировала доход в 2,4 млн руб. В документе так же указано, что у нее двое несовершеннолетних детей.

РОДСТВЕННИКИ

Прапрадед — вологодский губернатор Михаил Николаевич Кормилицын.

Дед — Николай Михайлович Любимов, советский переводчик, в том числе «Легенды об Уленшпигеле» и собрания сочинений Марселя Пруста. Автор многотомных мемуаров.

Бабушка — Маргарита Романовна Любимова (Кессель), тоже переводчик.

Еще один прадед — великий актёр и педагог Василий Иванович Качалов, собаке которого Сергей Есенин посвящал стихи.

Прабабушка — Нина Николаевна Литовцева, русская и советская актриса, театральный режиссёр и педагог, народная артистка РСФСР.

Ещё один дед — Вадим Васильевич Шверубович — театральный деятель, педагог, мемуарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Папа — Борис Николаевич Любимов, советский и российский театровед и педагог, театральный критик, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, заведующий кафедрой истории театра России ГИТИС .

Дядя — Алексей Вадимович Бартошевич, советский и российский театровед, историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира.

Лавров, Шойгу и Голикова остались. А вот что известно о новых членах Правительства России

00:00 00:00

Муж — Евгений Баранов, корреспондент Первого канала. Дети — Никита и Варвара.

Супруг Ольги Любимовой — Евгений Баранов, корреспондент Первого канала. У них двое детей — Никита и Варвара Фото: личная страница Евгения Баранова

Поделиться видео </> xHTML-код

Кто вошёл в новое правительство.Объявлен состав нового правительства России. Обороной и энергетикой будут управлять прежние министры, а вот наукой, культурой, соцзащитой — новые

«Ненавижу длинные юбки с детства»: 10 цитат нового министра культуры Ольги Любимовой

Бывший руководитель Департамента кино Минкульта РФ Ольга Любимова 21 января 2020 года была назначена новым министром культуры вместо Владимира Мединского. «КП» представляет самые яркие цитаты чиновницы, которая в 39 лет возглавила крупное государственное учреждение (подробности)

«Начинала простым корреспондентом»: ведущий радио «КП» рассказал о знакомстве с Ольгой Любимовой

Кинокритик Давид Шнейдеров познакомился с будущим министром культуры задолго до высоких постов (подробности)

КСТАТИ

Что пишут в соцсетях о новом министре культуры Ольге Любимовой

Назначение Ольги Любимовой на пост министра культуры изрядно взволновало киношную общественность. Теперь уже бывшую главу Департамента кинематографии Минкульта в этой сфере, разумеется, хорошо знают (подробности)

Еще Есенин и Бунин писали о прадеде нового министра культуры РФ

И хотя в министерстве культуры она успешно руководила департаментом кинематографии, а прежде работала на телевидении, к театру, как оказалось, Ольга Любимова имеет родственное отношение. Можно с уверенностью сказать, что Ольга Борисовна из потомственной семьи театралов. (подробности)

В ТЕМУ

Новый министр культуры живет со своими детьми в съемной квартире

Ольга Любимова не только новый министр культуры РФ, но и представитель российской элиты. Дочка ректора театрального института им.Щепкина — Бориса Любимова. Правнучка великого русского актера Василия Качалова и внучка блистательного переводчика и литературоведа Николая Любимова (подробности)