Маккавеи

Иуда Маккавей

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Иуда Маккавей
Йехуда бен Матитьягу ха-Хашмонай

Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum

1-й Предводитель востания Хасмонеев

Преемник:

Ионатан Хасмоней

Вероисповедание:

Иудейство

Смерть:

161 год до н. э.

Род:

Хасмонеи

Отец:

Маттафия Хасмоней

Иуда Маккавей (ивр. יהודה המכבי‎, погиб в 161 до н. э.) — третий сын Маттафии (Маттитьягу) Хасмонея, принявший, согласно предсмертной воле отца, руководство восстанием евреев против Антиоха Эпифана.

Сын ревностного о законе Моисеевом священника Маттафии, он с детства проникся той же ревностью, и после смерти отца вместе со своими братьями восстал против попытки Антиоха искоренить иудейство и на его место ввести греческий культ. Собрав около себя всех ревнителей Бога, он нанёс несколько жестоких поражений войску Антиоха и достиг на время заключения мира, которым и воспользовался для восстановления чистоты поклонения в храме.

В самом начале восстания Иуда получил прозвище «Маккавей». Чтобы объяснить его значение, выдвигалось несколько версий. Согласно наиболее распространенному предположению, это имя восходит к арамейскому маккаба (макебет на современном иврите), что означало «молот» или «кузнечный молот», в знак признания его отваги в битвах. Также возможно, что имя Маккавей является акронимом стиха Торы «Ми Камокха Ба’элим ИГВГ» — то есть «Кто среди богов подобен тебе, о Иегова?» (Исход 15:11) Раввин Моше Шрейбер пишет, что прозвище является акронимом имени отца Иуды — Маттитьягу Коген Бен Йоханан. Некоторые ученые считают, что это имя — сокращение еврейского словосочетания маккаб-ягу (от накаб, «отметить, обозначить»), и несет смысл «обозначенный Иеговой». Как в «Иудейской», так и в «Новой католической» энциклопедиях отмечается, что ни одна из выдвинутых версий не является полностью удовлетворительной.

Храм, который согласно иудейским представлениям, был осквернён языческим идолослужением, был очищен и освящён, в память чего установлен был особый праздник обновления Храма — Ханука. В возобновившейся войне Иуда Маккавей погиб, но дело его продолжалось другими его братьями — которых тоже стали называть Маккавеями.

Иуда Маккавей нанёс поражение сирийцам в двух битвах (Эммаус, Вефсура), но проиграл одно при Вефсахаре.

См. также

  • Хасмонеи
  • Масада
  • Маккавейская война

Примечания

  1. NEW CATHOLIC ENCYCLOPEDIA, 2 ed., vol. 9, p. 9
  2. ENCYCLOPAEDIA JUDAICA, Second Edition, Volume 11, p. 509

Ссылки

  • Иехуда Маккавей — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Династия Хасмонеев (152 — 37 гг. до н. э.)
Маттафия Хасмоней
Матитьягу Хашмонай
170—167
Иуда Маккавей
Иехуда Маккаби
167—160
Ионатан
Йонатан
153—143
Симон
Шим’он
142—135
Гиркан I
Йоханан Горканус I
135—103/2
Аристобул I
Аристобулус I
103/2—102/1
Александр I Яннай
Александр I Яннай
102/1—75/4
Саломея Александра
Шломцион
75/4—70
Гиркан II
Йоханан Горканус II
70—40
Аристобул II
Аристобулус II
66—63
Александр II Яннай
Александр II Яннай
56—48
Антигон II
Матитьягу Антигонус II
40—37

Девять достойных
праведные язычники Гектор • Александр Великий • Юлий Цезарь
честные иудеи Иисус Навин • Давид • Иуда Маккавей
добрые христиане Король Артур • Карл Великий • Готфрид Бульонский

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Маккавейские книги Ветхого Завета. Выводы для наших дней

«Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила»

Иуда Маккавей.

Маккавейские книги нельзя рассматривать изолированно, как и другие книги Ветхого Завета, они ценны и интересны не только сами по себе. Это важные части в единой ткани Священного Писания, и необходимые звенья в попытке понять замысел Божественного Домостроительства.

Необходимо отметить, что рамки данной работы не позволяют более подробно останавливаться и развивать ряд очень значимых положений, вытекающих из рассматриваемых текстов. Практически каждая новая тема, открывающаяся при внимательном чтении Маккавейских книг, может стать самостоятельной и заслуживающей изучения. Это, например, и Божественное Домостроительство и Правосудие Божие, молитва за умерших и воскресение праведных для Царствия Небесного. Важная тема — это мученичество за веру, война за веру и ценностная шкала ее бойцов. Отдельной темой можно считать собственно военную составляющую истории иудеев изучаемого периода. Также интересно более подробно рассмотреть один из глобальных проектов «нового мирового порядка» времени книг Маккавейских — так называемый «эллинизм». Перечисленные темы ставят ряд новых вопросов, ответы на которые, с Божьей помощью мы надеемся получить в ходе дальнейшего изучения Священного Писания, трудов Святых Отцов и Учителей Церкви. А теперь перейдем собственно к Маккавейским книгам.

1.Первая книга Маккавейская

Сразу отметим, что пересказ событий Маккавейских книг не входит в задачу этой работы, происходящее рассматривается в той мере, в какой это служит иллюстрацией ряда смыслов, в них заложенных.

Уже говорилось о неразрывной связи Ветхого и Нового Заветов, эта связь хорошо видна и при изучении Маккавейских книг и может выглядеть примерно так: «Книга пророка Даниила» — «Маккавейские книги» — «Новый Завет».

Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос дважды ссылается на пророчества Даниила, в том числе в главе 24 Евангелия от Матфея и в 13 главе Евангелия от Марка. В свою очередь, в книге пророка Даниила, задолго до произошедшего, были предсказаны события, более подробный рассказ о которых представлен в Маккавейских книгах.

Начинается первая книга Маккавейская рассказом о создании государств и новых династий полководцами Александра Македонского, в Египте (Птоломеи) и в Сирии (Селевкиды). Причем эта новая геополитическая реальность названа в Первой книге Маккавейской «умножением зла на земле». И причина здесь не в собственно изменении политического и военного баланса сил в регионе, а совсем в другом. В новой страшной угрозе для иудеев. «И вышел от них корень греха — Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» (1 Макк 1:10). О личности Антиоха Епифана немного позже, а пока обратим ваше внимание на тех, кто ожидал и со своей стороны готовил духовную оккупацию отечества. Это так называемая «пятая колонна», состоящая из тех, кто тяготился бременем избранного народа и был готов «за чечевичную похлебку» продать свое первородство. Вполне ожидаемо было узнать, что «сыны беззакония» Израиля оказались представленными образованными людьми, теми, кого принято называть в наше время «элитой общества». Своя миссия на земле зачастую предполагает определенный аскетизм, более суровый «стиль поведения», но человек слаб, и ему сложно долго выдерживать ответственность. Особенно это нелегко «образованным людям», ведь они так долго учились, столько знают и им что, тоже подчиняться заповедям, также как и остальным? А тем более, когда враг рода человеческого шепчет о людской бренности: «между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают не достигнув мудрости» (Иов 4:20-21). Именно отсюда родом философия «желудком думающих» со своим лозунгами: «живи одним днем!» и «любой каприз за Ваши деньги!»

И о них так говорится в первой Маккавейской книге: «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие.

Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (Макк 1:11-15).

Что представлял собой «новый мировой порядок», каковы были те действия, которые несли духовную смерть Израилю?

«Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом

и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя.

И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти» (Макк 1:41-50).

Этот «новый мiр» содержал для иудеев смертельную угрозу вне зависимости от того, кто пытался его им навязать, Антиох Епифан или Птоломей Филопатор.

О том, что представлял из себя Антиох Епифан сказано в книге пророка Даниила: «и восстанет на его место презренный», «и опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета», «и поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения», «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями, и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признáют его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду» (Дан 11:36-39).

«Антиох Епифан послан для того, чтобы наказать объязычившихся евреев. Евреи начали, как мы помним с вами, уже ходить в гимнастии, поклоняться Дионису, участвовать в греческих мистериях» («Толкование книги пророка Даниила» Священник Даниил Сысоев). Антиох Епифан, «благодаря» своим отрицательным качествам и тому, как он придет к власти, будет править и чем закончит, в Священном Писании представлен еще и в как прообраз Антихриста: («Книга пророка Даниила» 8:9-23).

В это время, поднимает восстание священник Маттафия, отказавшийся от предложений предателей отступить от веры предков и выполнить волю царя. О чем это говорит? О том, что, уважая власть как таковую, и предпочитая власть безвластию, а значит хаосу, благочестивые люди не должны идти на компромисс со своей совестью, несмотря на то, что к такому компромиссу призывает тот или иной правитель. Маттафия открыто выразив свое несогласие с действиями адептов «нового мирового порядка» и ушел со своими сыновьями и единомышленниками в горы, развернув против отступников партизанскую войну. Тут нужно отметить еще один момент. Ведя боевые действия против партизан Маттафии, враги заметили, что воины за веру и на войне чтут субботу не воюя в эти дни, чем они неоднократно и пользовались. В таких условиях, Маттафия принимает решение на военном совете отказаться во время ведения боевых действий от соблюдения субботы. Мы затронули еще один аспект — военную составляющую Маккавейских книг. Собственно военная история Израиля, в том числе восстание Маккавеев против господства Селевкидов, рассматривается в работе Хашима Херцога и Мордехая Гишона «Библейские сражения». Отсылая к ней уважаемых слушателей, отмечу здесь лишь вопрос соблюдения религиозных предписаний на войне.

Вместе с Маттафией сражались его сыновья: Ионафан, Симон — «муж совета», но особенно прославился военными талантами третий сын Маттафии Иуда, прозванный «Маккавеем» — «Молотом», после гибели Иуды его дело продолжилось его братьями и единомышленниками, также получившими наименование Маккавеи.

Иуда Маккавей вел боевые действия не только с иноземными захватчиками, но также с иудеями-отступниками и язычниками, почувствовавшими возможность уничтожить народ завета и вернуть былое могущество. Об этом позже, а сейчас хотелось бы обратить ваше внимание на слова, сказанные Иудой Маккавеем перед боем со значительно превосходящим по численности врагом: «ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их» (Макк 3:19-22). В этих словах и содержится ответ на вопрос, о целях и задачах войны, которые ставили перед собой иудеи, которых сейчас бы назвали фундаменталистами и радикалами.

Война за спасение своих душ и за верность законам, данным Богом — вот цель войны, которую вели Маккавеи.

Надо сказать и о роли символики, не потерявшей своего значения и в наши дни, просто сейчас, все настолько заполнено мельканием всевозможных «этикеток», «лейблов», «брендов» и прочего, что современный человек привык к этому и в большинстве случаев не придает особого значения различным символам и знакам. В описываемые в Маккавейских книгах времена все было иначе, символов и способов их тиражирования было несоизмеримо меньше и потому та или иная символика четко определялась как принадлежность тому или иному мiру. Глобалисты Маккавейских времен, торжествуя, как они думали, свою победу, ставили на иудейские «книги закона» изображения своих идолов.

Разгромив противников, Иуда, разрушив «мерзость запустения» воздвигнутую Антиохом над жертвенником, построил новый жертвенник и возобновил святилище, но до полной победы было еще очень далеко. Война, которую пришлось вести иудейским фундаменталистам, спасаясь от духовной смерти, была довольно кровопролитной, велась на нескольких ТВД (театрах военных действий), так, например, на одном ТВД действовал Иуда и его брат Ионафан, а его брат Симон, на другом. Противниками Маккавеев были не только войска Селевкидов, но и довольно многочисленные местные отступники и воинские контингенты различных уцелевших противников Израиля, например, Иуда воевал и против потомков Исава — Идумеян. Сопровождалась война большим кровопролитием и жестокостью, что, к сожалению, не удивляет, так как эта война не была «обычной», «классической» войной, ради достижения политических или экономических целей. Шла война идеологий, война смыслов и компромисс в ней был не возможен. С одной стороны ортодоксам-иудеям противостояла грозная военная машина государства Селевкидов, с другой — довольно многочисленная «пятая колонна», состоящая из иудеев-изменников.

И держава Селевкидов и ее внутренние союзники исповедовали всемирную идеологию — «эллинизм», которую приняло «все прогрессивное человечество» тогдашнего культурного мира. А иудеи-фундаменталисты, выглядели в глазах своих противников, в лучшем случае, отсталыми и «не прогрессивными» людьми, в худшем же — опасными фанатиками, угрожающему всему мiру, обществу, власти царя, нарушающем все статьи «мировой цивилизации» и, тем самым, обреченными на беспощадное уничтожение. Впрочем, у них был шанс — отказаться от веры, предать забвению завещанное предками и жить благополучно, «как все». Но так они не хотели и не могли, потому, что на другой стороне «чаши весов» была их бессмертная душа, которая стоила больше «цивилизации». После страшной смерти Антиоха Епифана на престол восходит его сын — Антиох Евпатор. Борьба с сирийцами, ренегатами и язычниками продолжилась и шла с переменным успехом.

Иуда Маккавей, помимо таланта полководца, понимал значение дипломатии и отправил в Рим своего посла Евполема. После гибели Иуды в бою ренегаты вновь овладели Иудеею. Вместо Иуды вождем сопротивления становится его брат Ионафан принимавший участие и в межсирийской войне, а также поддерживающий дипломатическую переписку с Римом и Спартой. После того, как Ионафан попадает в плен и там погибает, главой Израиля становится Симон Маккавей. Симон очистил от оккупантов Иерусалим и Израиль и народ Израильский в переписке и договорах начал писать: «первого года при Симоне, великом первосвященнике и вожде Иудеев».

2. Вторая книга Маккавейская

Является дополнением к первой, автор этой книги говорит о том, что его повествование — это сокращенный пересказ труда некоего Иасона Киренейского.

Во второй книге говорится о предателях иудеях, ради наживы и получения благ, обращавшихся за помощью к иноземцам. Вначале это был Симон из колена Вениаминова, а после Иасон в правление Антиоха Епифана. «И всегда предадут не враги, а свои» поется в одной песне и, действительно, предать может только «свой». Предатель Иасон обещал за свою поддержку Антиоху много денег, но интересно посмотреть, за что он предлагал врагу иудеев деньги, чего он хотел? «Сверх того обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами. Когда царь дал согласие и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к Еллинским нравам» (2 Макк 4:9). Он получил просимое и специально под Храмом устроил «училище для телесного упражнения юношей», привлекая туда лучших из них. Обратите внимание. Ренегат Иасон, для достижения своих целей не ограничивается внешней поддержкой, он начинает формировать себе опору в Иудее, выращивая новую элиту, оторванную от родных корней и враждебную преданиям «отечественной старины глубокой». Ничего не напоминает? И опять же, предателя, в первую очередь и быстрее прочих, поддержали представители образованной части общества — священники, которые вместо служения Богу и принесения Ему жертв, стали проводить время в палестрах — прообразах современных спортивных клубов и фитнесс — центров. Вот уж действительно «нет ничего нового под солнцем»! Профессиональный спорт и его аналог — гладиаторские бои — это также принадлежность «нового мирового порядка», где кумиров творят для «широких масс» и в культ возводят человеческое тело. И сегодня стало привычным и никого не удивляет, когда называют «цену» того или иного профессионального спортсмена…

Автор Второй книги Маккавейской, говоря о эллинезации иудеев, отмечает, что именно отступничество послужило причиной возмездия. О таком законе Правды Божией говорил в свое время и Святитель Феофан Затворник: «тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему». И вот: «Ни во что ставили они отечественный почет; только Еллинские почести признавали наилучшими. За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями; ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время» (2 Макк 4:15-17).

Еще раз приведу слова Святителя Феофана Затворника: «Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему» и «…жаль смотреть, как у наших богословов всё немчура да немчура. — Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование».

Обращаю ваше внимание еще на один интересный эпизод — Иуда Маккавей, удалившись в горы со своими приверженцами и будучи окруженным со всех сторон врагами, питался травой, чтобы не оскверниться.

Во «Второй книге Маккавейской» есть дополнительные штрихи, характеризующие «новый мировой порядок» Антиоха Епифана: «Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, — храмом Юпитера Странноприимного» (2 Макк 6:1-2). «Реформаторы» проявили и «заботу» о Самарянах предлагая и им войти в орбиту эллинизма, тем самым, увеличивая фронт против фундаменталистов. Жителям Самарии как бы говорили, » — среди Вас много пришельцев, Вашему Храму как раз подойдет наименование в честь «Юпитера странноприимного». В череде тех бедствий, обрушившихся на народ, особенно на ту его часть, которая старалась хранить древнее благочестие, но под страхом смерти и унижений была вынуждена его скрывать, было запрещено даже называться Иудеем. Ничего не напоминает? Репрессии обрушились на тех, кого подозревали в сохранении верности благочестивым традициям. Автор этой Маккавейской книги рассматривает страдания иудеев как знак великого благодеяния Божьего, вразумляющего народ Свой и не откладывая необходимого наказания на долго.

Во время постигших иудеев мучений, в высшей степени достойно повел себя некто Елеазар, «из первых книжников», который, имея возможность притворно оскверниться идоложертвенной пищей, предпочел лукавству смерть перед лицом Всевидящего Бога. Также мучениками, за отказ есть идоложертвенное мясо стали семь братьев со своей матерью. Умирая в муках, при страшных пытках, Маккавейские мученики твердо выказывали свою веру в Воскресение праведников и говорили злодею — Антиоху: «ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2 Макк 7:9), «умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (2 Макк 7:14). И также их мать, наиболее достоянная удивления и славной памяти, говорила на отечественном языке, обращаясь к своим сыновьям: «Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы» (2 Макк 7:23).

Память семи мучеников Маккавеев наша Православная Церковь отмечает 1/14 августа. «Премудрости Божия столпи седмочисленнии и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, Маккавеи всемудрии, прежде мучеников превелии мученицы, с нимиже всех Богу молитеся спастися почитающим вас» (Кондак мучеников Маккавеев. Глас 2).

На что хочу обратить ваше внимание, уважаемые слушатели и читатели, Иуда Маккавей и его братья вели не просто боевые действия против оккупантов, они сражались во имя Бога и Господь не оставил их Своим заступлением: «Когда произошло упорное сражение, то противникам явились с неба пять величественных мужей на конях с золотыми уздами, и двое из них предводительствовали Иудеями: они взяли Маккавея в средину к себе и, покрывая своим вооружением, сохраняли его невредимым, на противников же бросали стрелы и молнии, так что они, смешавшись от ослепления и исполненные страха, сами себя поражали» (2 Макк 10: 29-31). И далее неоднократно оказывал помощь, сражающимся во имя Его: «Когда они были близ Иерусалима, тотчас явился предводителем их всадник в белой одежде, потрясавший золотым оружием. Все они вместе возблагодарили милосердого Бога и укрепились духом, готовые сокрушить не только людей, но и лютых зверей и даже железные стены» (2 Макк 11:8-9).

Как-то раз, в ходе боевых действий, войска Иуды понесли определенные потери. При погребении павших воинов, под их одеждой были обнаружены вещи, посвященные Иамнийским идолам. Очевидно речь идет о амулетах-оберегах, культ которых был распространен в некогда филистимском городе Иамния. Возможно, павшие воины были из этой местности и носили такие, на первый взгляд, невинные «фенечки», «на всякий случай». Как порой и в наши дни мы можем наблюдать такую религиозную «всеядность» в нашем обществе. Как-то в Православном Храме видел молодую мать с ребенком, у которого к одежде был прикреплен амулет «от сглаза и порчи».

Когда у павших в бою были обнаружены запрещенные вещи, то окружающим стало понятно, что именно с этим нарушением заповеди Божией: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» и связана их смерть. Но Иуда Маккавей, несмотря на нарушение второй заповеди Божией своими воинами, тем не менее, молится за них: «Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное,

и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.

Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12:41-45). Почему он так поступил? Такой ревнитель благочестия, сжигающий отступников вместе с их укреплениями и разрушающий капища язычников. Наверное, потому, что его воины пали в бою за веру, за свою душу, Родину, жен и детей. Да, они допустили нарушения, но отдав свою жизнь за други своя, они получили право и на самую большую любовь Господа Бога, и Иуда просил Его простить им их прегрешения. Это очень важный момент, один из ключевых Второй книги Маккавейской и вообще, Маккавейских книг в целом. К сожалению, опять же, рамки работы не дают возможности развить такую значимую тему, оставляя ее, чтобы вернуться к ней в другой раз.

3. Третья книга Маккавейская

События «Третей книги Маккавейской» прямо не связаны с двумя предыдущими и переносят нас из Иудеи в Египет, во времена правления Птоломея Филопатора.

В один из дней, он, будучи в Иерусалиме, попытался войти в Святилище Храма, куда могли входить только иудейские священники и только один раз в году. Это вызвало очень сильные протесты, чуть не переросшие в уличные беспорядки, а за такую дерзость сам Птоломей чуть не погиб, испытав Божие наказание. Но вместо раскаяния правитель Египта затаив на иудеев злобу и вернувшись домой решил отомстить еврейской общине своей страны: «Наконец он решился публично предать позору народ Иудейский, и поставил на башне своего дворца столб, сделав на нем надпись: «Кто не приносит жертв, тому не входить в свои священные места; Иудеев же всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни; внесенных же в перепись отмечать, выжигая им на теле знак Диониса — лист плюща, после чего отпускать их в назначенное им состояние с ограниченными правами» (3 Макк 2:20-21). И тут мы видим борьбу символов, победители планируют по- своему метить покоренных. В наши дни нет такой нужды — выжигать что-либо на телах потенциальных жертв, во-первых, жертвы сами могут «расписать» свое тело и далеко не только «листом плюща», но и другими знаками — у тех, имя кому «легион» и знаков соответствующих масса, а во-вторых, и расписывать не обязательно, каждое время имеет свои капканы для души.

Птоломей знал, что один «кнут» далеко не всегда эффективен и потому приготовил для иудеев и такой «пряник», он распорядился объявить, что «если кто из них пожелает жить по обрядам языческим, тем давать равные права с Александрийскими гражданами».

Против иудеев начались репрессии по всей территории Египта. Заслуживает внимания молитва Елеазара — священника, призывающего Бога спасти Своих людей, от запланированной страшной казни. В этой молитве он упоминает о спасении пророка Даниила от львов. И вновь мы видим упоминание «Книги пророка Даниила». Господь услышал покаянные молитвы Своих людей и «два славных и страшных Ангела» посылаются Им для спасения Иудеев. Обратите внимание на изображение Ангелов Хранителей. Это не розовощекие пухлые дети, а «славные и страшные» мужи.

После спасения, иудеи обратились к царю Птоломею с просьбой своими силами наказать тех отступников из еврейской общины Египта, кто «ради права гражданского презрел отечественное благочестие». Царь дает им такую санкцию покарать отступников, которых и было убито «более трехсот». И тут, естественно, не обошлось без «пятой колонны», но очень интересными представляются слова приговора над ренегатами, они заслуживают смерти за то, что «ради права гражданского презрели отечественное благочестие». Ничего не находите? Тотальная попытка в наше время повсеместно навязать всему миру некие, якобы универсальные и подходящие для всех «права человека», вкладывая в них западноевропейскую антихристианскую модель. И это уже было.

Итоги

В качестве краткого итога. Неоднократно показана связь как книг Ветхого Завета между собой, так и книг Ветхого и Нового Завета. А также в этих книгах мы находим ряд важных положений, значимых и тогда и в наши дни. Например, во «второй книге Маккавейской» неоднократно обращается внимание читающих на то, что «чем кто согрешает, тем и наказывается» («Книга Премудрости Соломона» 11:17). То есть мы видим указание на Правосудие Божие.

В тяжелый и ответственный момент Иуда велел народу «день и ночь призывать Господа» — речь идет о непрестанной молитве. И три дня, соблюдая пост и стоя на коленях, иудеи усердно молились. Необходимость регулярной и постоянной молитвы.

Иуда Маккавей просил Господа простить его воинов, совершивших прегрешение и павших за веру. Важность молитвы за умерших.

Еще раз повторим перечень приоритетов, за что своих соплеменников призывал сражаться Иуда Маккавей: за законы Божии, за Храм, город, отечество и лишь в заключение — за права гражданские. Он знал, » что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным» (2 Макк 15:21). И потому условным знаком для своих бойцов он сделал слова: «Божия победа».

Нам все время пытаются навязать, и это происходит с разных сторон, и со стороны еретиков и сектантов и со стороны модернистов и экуменистов, что Христианин не должен сопротивляться, если даже создана угроза его вере, Церкви, Христианам, Отечеству, причем угроза, как физической гибели, так и духовной. Но события Маккавейских книг прямо говорят нам о том, что личные обиды это одно, но нельзя оказываться в стороне от борьбы за веру, за возможность правильно славить Господа Бога, мириться с тем, когда гибнут твои единоверные и единокровные братья и сестры. Неучастие, а участвовать можно в разных формах, в зависимости от талантов и способностей, при таких событиях, это не Богоугодное дело и «отойдя в сторону» от борьбы, это не спасение души, а начало ее смерти.

Господь помогает тем, кто ради Него и во имя Его готов душу свою положить за други своя, и таких Он любит больше всего, так как Сам добровольно страдал за нас и пролил за каждого из нас Свою драгоценную кровь.

Студеникин Александр, слушатель Высших богословских курсов при Московской Православной Духовной Академии

Маккавеи — династия Хасмонеев (Хашмонаим)

Маккавеи (на иврите «Макабим») — Хасмонеи (Хашмонаим), семья священнослужителей-коэнов, возглавившая восстание против насильственного насаждения эллинистической культуры в период греко-сирийского владычества в Земле Израиля.

Ивритское слово «Макаби» — аббревиатура из четырех букв: «мем», «кав», «бейт», «йуд», по первым буквам стиха: «Какая сила подобна Тебе, Вс-вышний» (Шмот, 15:11). Эти слова были начертаны на знамени восставших, и так же прозвали Матитьяу Хашмоная и пятерых его сыновей — Шимона, Йоханана, Йеуду, Йонатана и Элазара. Также слово «макаби» означает «молот» (см. ниже).

В ходе восстания Маккавеи заняли Иерусалим и возобновили службу в Храме. В честь произошедшего при этом чуда с горением масла Храмового светильника был установлен праздник Ханука. Представители семьи основали династию Хасмонеев — царей, правивших в Иудее более 200 лет.

Земля Израиля под властью эллинистической Сирии

В 3390 году (370 г. до н.э.) евреи вернулись из Вавилонского плена и постепенно отстроили Второй Храм. Земля Израиля входила тогда в состав Персидской империи.

В 3428 году (332 г. до н.э.) Персию побеждает Александр Македонский, который, как рассказывает Агада, с уважением относился к еврейским мудрецам. Евреи приняли его без войны и, пока он был жив, не испытывали никаких притеснений.

После смерти Александра Македонского его империя была разделена: один из его полководцев воцарился в самой Греции, другой в Египте, третий в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правившей в Египте, а позднее была завоевана Сирией во главе с династией Селевкидов. Отношение к евреям стало существенно ухудшаться.

Эллинизм. Правление Антиоха IV Эпифана.

В странах, завоеванных Александром Македонским, распространился эллинизм (от слова Эллада — Греция) — мировоззрение и культура, особенностями которых были культ физической силы и красоты, вера в абсолютность человеческого разума, отрицание любых этических норм и ограничений. Насаждались занятия гимнастикой, устраивались фестивали разнузданных танцев, повсеместным стало поклонение греческим божествам. Завоеванные народы охотно восприняли греческий образ жизни. Среди евреев также нашлись его сторонники. Их называли «митъявним» — т.е. уподобившиеся грекам, эллинисты. Но большинство евреев продолжало жить по Торе и верить в Единого Бога.

Греко-сирийский император Антиох IV Эпифан («Безумный») решил заставить всех евреев эллинизироваться. Он объявил вне закона еврейскую веру: запретил изучение Торы и соблюдение основных заповедей. Первосвященник Йоханан был смещен, а впоследствии и убит. На его место был назначен эллинист.

В 3593 году (167 г. до н.э.) Антиох осквернил Иерусалимский Храм, поставив там греческого идола и принеся ему жертву.

Начались жестокие гонения на евреев. Убивали всех, кто соблюдал шабат, делал обрезание своим сыновьям, отказывался есть свинину или поклоняться идолам. Евреи-эллинисты активно помогали сирийцам.

Восстание в Модиине

Однажды прислужники Антиоха прибыли в городок Модиин, чтобы собрать налоги и заставить жителей поклониться греческим богам. В Модиине правил престарелый Матитьяу из рода Хасмонеев, сын первосвященника Йоханана.

Когда сирийские солдаты построили в центре городка жертвенник и потребовали от Матитьяу принести на нем жертву, тот с достоинством ответил: «Я, мои сыновья и вся наша родня будем преданы союзу, который Г-сподь заключил с нашими праотцами». Один из евреев хотел было принести жертву, но Матитьяу выхватил меч и убил его. Сыновья Матитьяу и их товарищи набросились на солдат, убили их и разрушили жертвенник.

Матитьяу прекрасно понимал, что Антиох не простит убийства своих посланцев. Поэтому он с семьей и сторонниками ушел из Модиина в Иудейские горы.

Матитьяу призвал всех верных Торе евреев присоединиться к нему. Его лозунгом стал призыв Моше покарать виновных в грехе Золотого тельца: «Ми ле-а-Шем — элай» («Тот, кто за Г-спода, пусть следует за мной!» — см. Шмот, 32:26).

Под руководством Хасмонеев начали формироваться отряды, которые время от времени выступали в походы, разрушая языческие жертвенники и нападая на сирийских солдат.

Когда Матитьяу почувствовал приближение смерти, он поручил военное руководство своему сыну Иеуде, обладавшему выдающимися способностями

полководца. Иеуду, а впоследствии и всю его семью прозвали Макаби (Маккавей) — «молот». Кроме того, как сказано выше, «Макаби» — это также аббревиатура из четырех букв: «мем», «кав», «бейт», «йуд», по первым буквам стиха: «Какая сила подобна Тебе, Вс-вышний»(Шмот, 15:11). Эти слова были начертаны на знамени восставших.

Победы Маккавеев и чудо Хануки.

К отряду Иеуды Маккавея присоединялось все больше людей. Маккавеи начали вступать в открытые сражения с сирийцами и всякий раз чудесным образом одерживали победы — силы врага во много раз превосходили их численностью.

Через три года дороги Иудеи, наконец, были освобождены. Евреи подошли к Иерусалиму.

Печальное зрелище ждало их на Храмовой горе: святилище было полно грязи и осквернено языческими изображениями. Евреи общими усилиями очистили Храм. После этого они построили новый жертвенник, т.к. старый был уже непригоден, и 25 Кислева 3596 года (164 год до н.э.) освятили его, т.е. в первый раз принесли на нем жертвы. Освящение на иврите «ханука» — отсюда название праздника Ханука.

Золотой семисвечник, стоявший прежде в Храме, был украден. Вместо него изготовили железную менору. Когда захотели ее зажечь, не оказалось достаточного количества чистого масла — нашли только маленький кувшинчик с печатью первосвященника Йоханана. Этого масла должно было хватить только на один день, но произошло чудо: оно горело восемь дней, пока не приготовили новое чистое масло (семь дней требовалось для исполнения ритуала храмового очищения, и еще один день — на приготовление масла).

В память о чуде мудрецы постановили каждый год в течение восьми дней, начиная с 25 Кислева, праздновать Хануку, зажигая огни и восхваляя Создателя.

Воспоминание о Маккавеях в молитвах Хануки

В память о чудесных победах, посланных Вс-вышним через Маккавеев, в молитвах «Шмонэ эсрэ» (основной еврейской молитве) и послеобеденной молитве «Биркат а-мазон» в дни Хануки читают специальную вставку «Аль а-нисим»(«За чудеса») — благодарность «за чудеса, и за избавление, и за могущество (Твое), и за спасение, и за войны, которые свершил Ты отцам нашим в те дни, в это время (года)…».

В дни Хануки мы также прославляем и благодарим Вс-вышнего, читая в утренней молитве «Шахарит» полный «Алель» (псалмы, восхваляющие Б-га). А траурные отрывки — Таханун, «Б-г долготерпеливый», «Начальнику хора» и «Долготерпеливость Твоя» — принято пропускать.

В утренней молитве в Хануку читают специальные отрывки из Торы, рассказывающие об освящении жертвенника в Мишкане (о принесении жертв главами каждого колена), а в последний день Хануки — также об изготовлении семисвечника-меноры (Бамидбар, 7:1—8:4).

Династия Хасмонеев после Хануки

Через четыре года после Хануки, в 3600 году (160 г. до н.э.) Иеуда Макаби погиб в бою. Его братья Йонатан и Шимон продолжали войну.

Йонатан воспользовался борьбой за власть между различными селевкидскими правителями, и один из них назначил его первосвященником. Впоследствии Йонатан был захвачен и убит сирийцами. Первосвященником и правителем стал Шимон, которому удалось полностью изгнать сирийцев из страны.

В 3625 году (135 г.) до н. э. Шимон и два его сына, Матитьяу и Йеуда, были предательски убиты в Иерихоне зятем Шимона. Третьему сыну Шимона, Йоханану Гиркану, удалось одержать верх в борьбе за власть. Он правил до 3656 года (104 г. до н.э.) и значительно расширил границы Хасмонейского государства.

В конце своего правления Йоханан Гиркан принял сторону цдуким (саддукеев), которые отрицали Устную Тору, понимая то, что написано в Торе, буквально.

Сын Йоханана Йеуда Аристобул (3656-3657 гг. / 104—103 гг. до н.э.) стал первым правителем Хасмонейской династии, который объявил себя царем.

При его брате Александре Янае еще более углубился конфликт Хасмонеев с прушим (фарисеями) — евреями, которые, в отличии от цдуким, полностью соблюдали Тору. Царь начал преследовать еврейских мудрецов.

После смерти Александра Яная власть перешла к его жене Шломцион (3684-3693 гг. / 76—67 гг. до н.э.), сестре мудреца Шимона бен Шатаха. При ней было восстановлено судебное и религиозное руководство мудрецов.

После смерти царицы Шломцион началась междоусобная война между ее сыновьями, Гирканом и Аристобулом. В 3697 году (63 г. до н.э.) обе стороны обратились за помощью к римскому полководцу Помпею, и тот воспользовался этим, чтобы подчинить Иудею Риму. Римляне оставили за Гирканом титул первосвященника, но упразднили царскую власть и отторгли значительные территории от бывшего Хасмонейского царства.

В окружении Гиркана большим влиянием стали пользоваться эдумей Антипатр и его сын Гордус (Ирод).

В последующие годы было несколько неудачных восстаний против римлян, возглавляемых Аристобулом и его сыном Александром. Последнюю попытку восстановить прежнее величие Хасмонейской династии предпринял сын Аристобула Матитьяу Антигон. Воспользовавшись враждой парфян с Римом и овладев с их помощью Иерусалимом, он стал царем и первосвященником. Но ненадолго.

Трагический конец династии Хасмонеев

В 3723 году (37 г. до н. э.) римские войска взяли Иерусалим после длительной осады. Матитьяу Антигон был казнен, и римляне возвели на престол Ирода.

Желая, чтобы евреи относились к нему как к законному царю, Ирод решил породниться с династией Хасмонеев и женился на Мирьям, внучке Гиркана. Через несколько лет Мирьям была казнена по приказу Ирода. Он убил также ее брата, деда и мать.

В конце концов, из рода Хашмонеев в живых осталась лишь одна молодая женщина, на которой Ирод решил жениться. Но она, чтобы избежать этой участи, покончила жизнь самоубийством.

Уничтожение династии Хасмонеев было наказанием за то, что члены этой семьи, будучи коэнами (священнослужителями), присвоили себе царскую власть и не хотели отдавать ее потомкам царя Давида, которым она принадлежит по праву.

Антиох IV Епифан

Тип статьи:

Регулярная статья

Автор статьи:

Л.Гроервейдл

Дата создания:

Антиох IV Епифан
Αντίοχος Επιφανής

200 pxpx

Монета Антиоха IV Епифана

Монета Антиоха IV Епифана

8-й царь Империи Селевкидов

175 — 164 до н. э.

Предшественник:

Селевк IV Филопатор

Преемник:

Антиох V Евпатор

Рождение:

Смерть:

164 год до н. э.

Отец:

Антиох III Великий

Мать:

Лаодика III

Супруга:

имя жены неизвестно

Дети:

1. Антиох V Евпатор
2. Лаодика

Антиох IV Епифан (др.-греч. Αντίοχος Επιφανής, «славный», «со славой явленный»), сирийский царь из династии Селевкидов македонского происхождения, сын Антиоха III Великого], царствовал в Сирии в 175—164 годах до н. э. Проводил политику эллинизации населения, которая привела в конечном итоге к восстанию в Иудее и Маккавейским войнам. Период правления Антиоха IV характеризовался относительным подъёмом и стабилизацией Сирийского царства, однако после его неожиданной смерти это государство окончательно пришло в упадок.

Обстановка к началу правления

В 175 г. до н. э. Антиох IV вернулся в Сирию из Италии, где долгое время провёл заложником, и сверг узурпатора, убившего его брата, и вернул власть законной династии, за что и получил прозвище «Епифан», ставшее впоследствии официальным.

В это время царство Селевкидов находилось в глубоком кризисе после поражения в войне. Численность греко-македонского населения, составлявшего основу армии и административного аппарата, резко сократилась. Территории собственно Греции, Македонии, греческой Малой Азии (в частности, Пергам) и Родос уже находились под сильнейшим влиянием Рима, что препятствовало миграции эллинов на восток. Всё это привело к упадку селевкидских полисов.

Политика

Антиох IV совершил два успешных похода на Египет, в ходе которых захватил огромную добычу. К 168 г. до н. э. Сирийское царство подчинило себе почти всю территорию Египта, в руках Птолемеев оставалась лишь Александрия, но в это время в войну вмешался Рим, заставивший Антиоха отказаться от всех своих завоеваний.

Антиох IV стремился укрепить свой авторитет среди эллинского населения, используя для этого разнообразные приёмы.

Он также предпринял попытку восстановить военную мощь государства и укрепить царскую власть за счёт резкого ускорения процесса эллинизации местного населения Сирии и Месопотамии.

Рядом с уже существующими городами (например, с Вавилоном) создавались новые полисы. Поощрялось строительство театров, гимнасиев. Некоторые местные храмы посвящались греческим богам (например, самаритянский храм на горе Гаризим).

Принимающие греческую культуру получали различные привилегии. В целом эта политика была довольно успешной и привела к временному подъёму царства.

Вмешательство в дела Иудеи

Антиох IV неоднократно вмешивался в дела Иудеи и даже в назначение первосвященников. В результате, каждый последующий первосвященник являлся все более раболепным и покорным в отношении политики эллинизации.

Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в том числе некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство, и самой спецификой иудаизма.

В 170 г. до н. э. Антиоху пришлось ввести в город войско, чтобы восстановить порядок.

Во время второго похода Антиоха IV против Египта в 168 г. до н. э. ложный слух о его смерти привел евреев к восстанию.

По возвращении из Египта Антиох штурмом взял Иерусалим, уничтожил тысячи евреев и еще большее число продал в рабство. Вместо них в Иерусалиме были поселены греки.

После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. В 167 г. до н. э. Антиох пытался под угрозой смерти заставить евреев отречься от веры их отцов и переименовать Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Он лично заклал свинью на его алтаре.

Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками и т. д. Городские укрепления были срыты, и неподалеку построена новая крепость, куда переселились филэллины.

Это было исключительным событием в эллинистическом мире. Возможно, что религиозные притеснения казались царю единственным средством добиться политической устойчивости в Иудее, религия которой была чужеродна эллинизированной империи Антиоха.

Частично его действия приписывались его странному поведению вообще, за которое современники называли его Эпиман (Безумец) вместо Эпифан (Великолепный).

Вскоре жестокие гонения вызвали новое восстание под предводительством Маккавеев (165 г. до н. э.), принявшее характер войны за независимость.

Внезапная смерть помешала царю организовать новый поход против иудеев. Существуют по крайней мере 3 версии гибели Антиоха IV.

  • Первая — царь умер от внезапной болезни,
  • вторая — был обезглавлен жрецами Нанеи (отождествлялась с Артемидой) при попытке ограбить их храм,
  • третья — что его отравила собственная мать.

Несмотря на неоднократные попытки наследников Антиоха вновь покорить Иерусалим, борьба закончилась созданием независимого еврейского государства под управлением династии |Хасмонеев.

  • Маккавеи
  1. Антиох, цари Сирии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.

Литература и источники

  • Электронная еврейская энциклопедия, статья «Антиох» на основании КЕЭ, том 1, кол. 139–140
  • Гоффман, «Антиох IV Epiphanes», Лейпц., 1873 г.
  • Бикерман Э., «Государство Селевкидов», М., 1985
  • Ростовцев М. И., «Сирия и Восток»
  • Кошеленко Г. А., «Греческий полис на эллинистическом востоке», М., 1979
  • 1 и 2 книги Маккавейские
  • Полибий, «Всеобщая история»
  • Аппиан, «Римская история»
  • Иосиф Флавий, «Иудейские древности»

Маккавеи: 10 фактов о святых и несвятых

14 августа Православная Церковь чтит память святых мучеников Маккавеев. Что мы знаем о них?

1. Маккавеи — ветхозаветные мученики

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Святые мученики Маккавеи

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

2. Смерть мучеников Маккавеев принесла земные плоды

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

3. Если нужно будет определить небесных покровителей партизан, ими наверняка окажутся святые братья Маккавеи

Война Маккавеев против захватчиков была партизанской. Началом восстания стало убийство Маттафией еврея, который принес жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьей бежал в горы и вскоре объединил и возглавил ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды. Священник Маттафия, вставший во главе восставших, мешал деятельности царской администрации, совершал набеги на соседние местности, разрушая алтари, карая отступников от веры предков и евреев, лояльных новой политике.

Вскоре Маттафия умер, и повстанцев возглавил его сын Иуда.

4. Маккавеев было больше, чем семеро

Первоначально это прозвание получил Иуда Маккавей из династии Хасмонеев, возглавивший восстание против ига сирийских греков. Позднее оно стало применяться к остальным сыновьям Маттафии, иудейского священника из рода Иоарива: Иоанну, Симону, Елеазару и Ионафану, — которые тоже принимали активное участие в восстании. Потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана.

5. Иудеи тоже установили празднование в честь этих событий

Важным результатом восстания под руководством Хасмонеев считается создание независимого иудейского государства с центром в Иерусалиме и восстановление храмового богослужения. В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука (ивр. «освящение»). Династия Хасмонеев правила Иудеей (сначала под контролем Сирии, затем независимо) почти 120 лет (с 152 по 37 до н. э.).

6. Все эти события описаны в Библии

Если у вас протестантское издание Священного Писания, вы их там не найдете. Мученическая смерть семи братьев Маккавеев и Маккавейское восстание описаны в Маккавейских книгах. Они относятся ко второканоническим, т.е. книгам Ветхого Завета, еврейский текст для которых в первые века нашей эры не был известен, однако они были включены в состав Септуагинты.

Первая книга Маккавейская состоит из 16 глав, где после краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и распаде его империи, рассказывается о страшном гонении Антиоха Епифана на иудеев, строго соблюдающих свою религию, что в итоге вызывает восстание под рукодствовм священника Маттафии, а затем и его сыновей Иуды, Ионафана и Симона. Повествование заканчивается общим примечанием о заслугах сына и преемника Симона — Иоанна.

Текст Второй книги Маккавейской не является продолжением Первой, а лишь дополнением к ней. Если первая книга Маккавейская представляет собой почти документальное повествование, то вторая книга изобилует драматическими эпизодами, диалогами, описанием чудес, произошедших при изгнании Селевкидов и эллинистов из Иудеи и образовании независимого царства Маккавеев. Мученическая смерть семи братьев, память которых мы празднуем сегодня, описана во Второй книге Маккавейской (6:18 – 7:42).

7. Третья книга Маккавейская — совсем о другом

Третья книга Маккавейская не имеет ничего общего с двумя первыми книгами, так как описываемые в ней события относятся к другому времени и другой местности: речь идет о гонениях на палестинских евреев во времена египетского царя Птоломея IV Филопатора. Состоит она из семи глав.

8. Четвертую книгу Маккавейскую читать не рекомендуется

Четвертая книга Маккавейская относится к апокрифам — произведениям позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшим в библейский канон и содержащим грубое искажение исторических фактов и/или нехристианские идеи. Впрочем, ни в одном издании Библии вы эту книгу не найдете.

9. Освящение мака к Маккавеям отношения не имеет

Слово «маккавей» произошло от арамейского «makkaba» — «молот» (как оружие на врагов), также связывается с еврейским «makkevet», имеющим то же значение. С русским «веять мак» это слово просто созвучно, но в народном сознании память мучеников Маккавеев прочно связалось с освящением мака и приготовлением блюд из него.

Однако не будем спешить осуждать наших «полуязыческих» предков. Неизвестно, знали бы люди вообще о существовании святых братьев, если бы не эта традиция. К тому же, хорошо приготовленные блюда с маком — это просто вкусно. Но водителям не стоит забывать, что какое-то время после их употребления тест на опиаты может показать, что вы находитесь в состоянии наркотического опьянения.

10. Между святыми братьями, известным актером и фотографом портала Православие и мир есть нечто общее

От слова «Маккавей» были образованы фамилии Маккавеев, Маковейчук, Маковецкий и прочие подобные.