Малабарская церковь

Самые древние храмы России. Вторая часть

На территории России не так много по-настоящему сохранившихся древних зданий. Центральная часть неоднократно подвергалась военным нашествиям и разрушениям, а восточная стала осваиваться лишь в XVI веке.

Надежда только на церкви. Именно их в любом селе первыми строили из камня среди прочих деревянных домов. И именно у них больше всего было шансов пережить различные катаклизмы.

Рассказываем о самых старинных православных российских храмах, дошедших до наших дней.

Церковь Иоанна Предтечи, Керчь

Самый древний действующий православный храм на современной территории России. Он был построен в те времена, когда Руси еще не существовало.

Керчь. Церковь Иоанна Предтечи. Фото: Наталия Судец/Strana.Ru

Церковь построена византийцами, которые господствовали здесь в первое десятилетие нашей эры. Точной даты постройки никто не знает. Датировка основана на греческой надписи на одной из колонн. Она гласит: «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта (часа — прим. ред.) 10, в лето от Адама 6265». От Рождества Христова это 752 год. Кроме того, в стенах найдены амфоры VIII–IX веков. Их использовали при строительстве, чтобы облегчить давление и улучшить акустику. Сосуды устанавливались горлом внутрь помещения и назывались «голосниками».

Полосатая красно-белая кладка — узнаваемый элемент византийской архитектуры. Белокаменные блоки чередовались с тонкими «предками кирпичей» — плинфами. Эта техника позволяла сделать стены более прочными.

Церковь Иоанна Предтечи. Фото: Наталия Судец/Strana.Ru

Храм неплохо сохранился благодаря частым реставрациям и тому, что во времена Крымского ханства использовался как мечеть. Правда, внутри не осталось никакой росписи: мусульмане замазали ее побелкой. При последних работах штукатурка была удалена и проступают кое-какие краски и очертания. Некоторые историки узнают в изображениях стиль Феофана Грека, считая, что они сделаны его учениками в XIV веке.

Колокольня пристроена в XIX веке.

Адрес: Керчь, пер. Димитрова, 2. Вход свободный.

Софийский собор, Великий Новгород

Самый старый из сохранившихся древнерусских соборов и храмов вообще. Самая древняя из каменных построек Руси, дошедшая до наших дней. Князь Мстислав сказал: «где святая София, там Новгород».

Храм Софии Премудрости Божьей был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром в 1045 году. Почти тысячу лет он остается главным кафедральным храмом всей Новгородской земли.

Величественный белокаменный собор строили всего пять лет. Освятил его епископ Лука Жидята то ли в 1050 году, то ли в 1052. В храме пять нефов и три галереи. Такие строились на Руси только в XI веке. Сегодня храм белого цвета, но считается, что первоначально побелен он не был. Только своды были покрыты фресками, а внутренние и внешние стены были неприкрыты.

Великий Новгород. Софийский собор со стороны Магдебургских врат. Фото: Павел Пелевин/Strana.Ru

Но к росписи приступили не сразу, только в 1109 году. От этих фресок остались фрагменты на центральном куполе. С XI века сохранились изображения святых Константина и Елены в Мартирьевской паперти. У фрески необычная техника: она расписана не по сырой штукатурке, как это принято, а по сухой. Подобных примеров больше нет.

Главный портал храма (Западный вход) украшен бронзовыми вратами XII века. Они приехали из немецкого города Магдебург как военные трофеи. В ячейках изображены сюжеты Ветхого и Нового Заветов, в том числе на редкую тему — сотворение Евы из ребра Адама. На левой створке внизу по центру вместо одного из разделителей видна фигура — это русский мастер Аврам, который чинил и устанавливал врата в соборе, решил «подписать» свою работу. Он действовал по образцу: слева и справа — фигуры его заграничных коллег, создавших портал.

Во время советской власти Софийский собор стал музеем. Но он сильно пострадал в Великую Отечественную войну: с куполов была содрана позолота, похищено убранство, уничтожены фрески и пробиты стены. Церкви он вернулся в 1991 году.

Фрески на стенах Софийского собора. Фото: Антон Агарков/Strana.Ru

Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Он действующий, богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00.

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11. Вход свободный.

Церковь Петра и Павла на Городянке, Смоленск

После Софийского собора это самая древняя сохранившаяся церковь Руси, стоящая сама по себе, не в составе монастыря. Собором называют главный храм города или местности. Церковью же — любое здание, в котором проводятся богослужения и читаются молитвы. Софийский собор был призван стать кафедральным и великим. Церковь Петра и Павла была скромным «домашним ухом» для молитв смоленских князей.

Она была построена в честь апостолов Петра и Павла при князе Ростиславе Мстиславовиче, внуке Владимира Мономаха. Традиционно принято считать, что ее возвели в 1146 году. Храм построен из красной тонкой плинфы. Между собой она скреплялась глиной. Стены не оштукатурены, что выделяет ее среди других домонгольских построек. Впрочем, многие историки считают, что именно так выглядело большинство из них.

Смоленск. Церковь Петра и Павла на Городянке. На заднем плане — церковь великомученицы Варвары. Фото: Фотобанк Лори

Скорее всего, церковь была поставлена на территории княжеских охотничьих угодий за Днепром. Возможно, здесь находился и княжий двор. Стояла она на реке Городянке, которая впадает в Днепр и сегодня заключена в подземные трубы.

В Смутное время в 1611 году Смоленск был захвачен польско-литовскими войсками и присоединен к Речи Посполитой, польскому государству. Петропавловская церковь стала католическим костелом. Архиепископ Лев Кревза-Ржевусский учредил здесь свою резиденцию. Для его удобства в 30-х годах XVII века у западного входа храма построили двухэтажные палаты.

Русские вернули Смоленск в 1654 году. Церковь снова стала православной, а дом по соседству был уничтожен. На его месте в 50-х годах XVIII века построена церковь Святой великомученицы Варвары. Тогда же основательно перестроена церковь Петра и Павла.

Во время наполеоновского нашествия в 1812 году она была разграблена. Бушевавший пожар оплавил даже колокола. Ремонт сильно изменил ее облик.

Церковь Петра и Павла в 1975-75 годах. Фото: oitru/pastvu.com

Только в 1962 году к празднованию 1100-летия Смоленска были проведены основательные реставрационные работы, которые очистили церковь от позднейших пристроек и вернули ей первоначальный вид. Церковь действующая.

Адрес: Смоленск, ул. Кашена, 20. Вход свободный.

Церковь Ризоположения из села Бородава, Кириллов

Это самое старое деревянное здание России с известной датировкой. Уточнение важное, потому что у церкви Ризоположения есть серьезная соперница — церковь Воскрешения Лазаря в Кижах. Долгое время именно она считалась самой старшей в России — ее относили к XIV веку. Однако нет никаких документов о точном времени ее постройки.

Кириллов. Церковь Ризоположения из села Бородава. Фото: Официальный сайт Кирилло-Белозерского монастыря

Церковь Ризоположения в этом отношении куда менее загадочна. Ее возраст известен из надписи на холщовом антиминсе. Это отрез материи, в который вшита частичка мощей святого. Он лежал в алтаре на престоле. Надпись на этом антиминсе называет точную дату освящения храма — 1 октября 1485 года.

Дендрохронологические исследования, то есть анализ срубов, показали, что деревья были спилены в 70-е и 80-е годы XV века.

Церковь стояла в селе Бородава на месте впадения одноименной речки в реку Шексну. Сегодня это Вологодская область. Деревянный храм заложил архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф. Он, кстати, был знатного рода, из князей Оболенских, но постригся в монахи после смерти супруги в родах.

Церковь очень простая и скромная, из трех срубов разного размера и высоты: храма, алтаря и трапезной. Последняя была окружена галереей, которую уничтожили при ремонте 1848 года.

Советские годы пощадили ее — она была признана уникальным памятником архитектуры. В 1950 году для сохранности ее решили разобрать и перевезти в Кирилло-Белозерский монастырь в городе Кириллове. Это обитель XIV века, которая с 1924 года стала историко-архитектурным музеем-заповедником. Там о деревянной церкви легче было заботиться. При перевозе ее тщательно отреставрировали. Службы там не проводятся.

Адрес: Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Вход платный.

Республика Бурятия. Мурочинский дацан. Фото : Антон Агарков / Strana.ru

Рассказываем о самых древних храмах на территории современной России, не относящихся к православию: о мечети, кирхе, синагоге и дацане.

  • Христианский Восток
    • Христианский Восток. Краткая справка
      • Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
    • Ветхозаветные времена
      • История Израильского царства
    • Родина святых
    • Христианские Церкви
      • Константинопольская Православная Церковь
      • Александрийская Православная Церковь
      • Антиохийская Православная Церковь
      • Иерусалимская Православная Церковь
      • Православные арабы
      • Древние Восточные Церкви
    • Византия
      • Страницы истории
      • Христиане и мусульмане
      • Византия и Святая Русь
    • Связи Востока и России
      • Церковные и дипломатические связи
      • Культурные и торговые связи
      • История русского паломничества
      • Иерусалим — центр мира
      • Синай
      • Афон
    • Русское рассеяние на Востоке
      • Русская Палестина
      • Египет
      • Ливан
      • Тунис
      • Турция
      • Греция
    • Христианство на Ближнем Востоке сегодня
      • Аналитика
      • Интервью и статьи
      • Иностранная пресса
    • Археология
      • Библейская археология
      • Военные конфликты и памятники истории
  • Святые места
    • Традиции паломничества
      • О чудесах
      • Паломничество вчера и сегодня
    • Россия
      • Москва и окрестности
      • Дивеево и Нижний Новгород
      • Урал и Сибирь
      • Юг России
      • Север России
    • Болгария
      • Храмы и монастыри
      • Святыни
    • Греция
      • Святые и святыни
      • Храмы и монастыри
      • Афон
      • В паломничестве по Греции
    • Египет
      • Монастыри
      • Храмы
    • Израиль
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Паломничество по Святой Земле
      • Служение на Святой Земле
    • Иордания
      • Святые места
      • Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
      • Русский паломнический центр на Иордане
    • Италия
      • Святыни Италии
      • Храмы
    • Кавказ
      • Святыни и святые места
      • Паломнические заметки
    • Кипр
      • Почитаемые святые
      • Храмы
      • Монастыри
    • Ливан
      • Храмы и монастыри
    • Палестина
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Подворья РДМ
    • Сирия
      • Святые места Сирии
      • Храмы и монастыри
      • Война в Сирии и ее культурное наследие
    • Турция
    • Черногория
      • Храмы и монастыри Черногории
      • Святыни
    • Праздники на Святой Земле
      • Рождество
      • Пасха
      • Троица
      • Богородичные праздники
    • Информация для паломника
      • Реликвии Искупления в современном мире
      • В Израиль без визы
      • Авиабезопасность Израиля
      • Что взять с собой в Израиль
      • Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
      • Адреса монастырей
      • Гостиницы РДМ
      • Музей путешествий и паломничества по святым местам
    • Приглашаем в паломничество
  • Православная культура
    • Святая Земля в культуре Руси
    • Паломничество и русская литература
      • Паломничество и культура
      • Образ Святой Земли в русской литературе
      • Путешествия русских писателей на Восток
    • Священное Писание в русской литературе
      • Стихи о Библии и Евангелии
      • Ветхий Завет в русской литературе
      • Евангельская история в стихах русских поэтов
      • Авторские строки
    • Русская литература и христианство
      • Обзоры
      • Перечитывая классиков
      • Православная литература как жанр
    • Псалмы и молитвы в русской поэзии
      • Молитва в творчестве русских поэтов
      • Стихи-молитвы русских поэтов
      • Переложение псалмов в русской поэзии
    • Святая Земля и Восток в живописи
    • Ветхий Завет в живописи
      • Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
      • Статьи
    • Евангелие в русской живописи
      • Иоанн Предтеча
      • Бегство в Египет
      • Христос-отрок
      • Христос в пустыне
      • Христос в уединении на Генисаретском озере
      • Проповедь Христа и евангельские притчи
      • Чудеса Христа в русской живописи
      • Женщины, служившие Христу
      • Страстной цикл в русской живописи
      • Образы и деяния апостолов в русской живописи
      • Страшный суд в русской живописи
      • Статьи
    • Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
      • БАСИН П.В. (1793-1877)
      • БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
      • БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
      • ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
      • ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
      • ГЕ Н.Н. (1831-1894)
      • ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
      • ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
      • КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
      • КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
      • ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
      • ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
      • НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
      • ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
      • ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
      • РЕПИН И.Е. (1844-1930)
      • РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
      • СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
      • СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
      • ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
      • ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
      • Первые христиане и мученики в русской живописи
      • Святой Николай Чудотворец в русской живописи
      • Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
      • Образ Владимира святого в русской живописи. Е. А. Скоробогачёва
      • Калики перехожие в русской живописи
      • Образ странника-богомольца в русской живописи
      • Выезды и походы на богомолье в русской живописи
      • Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
      • Монашеская жизнь на полотнах русских художников
      • Лица монашествующих на полотнах русских художников
      • Православная вера глазами русских художников
      • Крестный ход в русской живописи
    • Православные праздники в искусстве
      • Рождество Христово
      • Крещение Господне — 19 января
      • Сретение Господне — 15 февраля
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
      • Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
      • Пасха
      • Вознесение Христа, Троица, Духов день
      • Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
      • Преображение или яблочный Спас — 19 августа
      • Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
      • Богородичные праздники
      • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
    • Паломнические реликвии
      • Евлогии с Востока
    • Храмоздательство и церковное искусство
      • Храмовая архитектура
      • Храм в русской живописи
      • Ставрография
      • Иконопись и иконография

Церковь Малате

  • Адрес: 2000 M. H. Del Pilar St, Malate, Manila, 1004 Metro Manila, Филиппины
  • Телефон: +63 2 523 2593
  • Открытие: 1934 год
  • Сайт: malatecatholicchurch.org
  • Статус: Приходская церковь
  • Архитектурные стили: Архитектура барокко, неомудехар
  • Назначение: Церковь, Приходская церковь

Хотя испанские колонисты покинули филиппинские берега много лет назад, память о них до сих пор присутствует в религии, культуре, языке и, конечно, архитектуре. Церковь Малате, или Пресвятой Девы Марии Заступницы, является одним из старейших храмов, расположенных за пределами исторического района Интрамурос. Это единственная сохранившаяся церковь с элементами стиля барокко.

Исторические особенности церкви Малате

Всю историю храма можно условно разделить на следующие важные периоды:

  1. Начало строительства. В исторических летописях первое упоминание о храме датируется 1591 годом. Там же говорится о монастыре, построенном рядом, который, однако, не сохранился. Причиной этого стало землетрясение, произошедшее в 1645 году. Оно разрушило оба здания, поэтому губернатор Сабиниано Манрике де Лара приказал снести постройки.
  2. Повторное возведение храма. Деньги на строительство новой церкви стали собираться с 1669 года, но работы начались не раньше 1677 года. Работы велись под руководством отца Дионисия Сауреса, который не смог увидеть плоды своих трудов. Строительство нового храма завершилось при отце Педро де Меса в 1680 году.
  3. Упадок церкви. К 1721 церковь и монастырь снова оказались в упадочном состоянии. Поскольку финансов едва хватало на приобретение самых необходимых материалов, работа по восстановлению продвигалась крайне медленно. В 1762 году церковь Малате превратилась в штаб-квартиру англичан, что совсем не способствовало ее возрождению. Последним ударом, которого храм не выдержал, оказался сильнейший тайфун. Неконтролируемый природный катаклизм практически стер здание с лица земли.
  4. Новое возрождение. Третий храм возводился под началом отца Франциско Куадрадо на том же самом месте. Для этого средства собирались не только по всей Маниле, но и по соседним городам. Благодаря щедрым пожертвованиям новый храм был почти готов уже в 1864 году. Отцу Николя Даланту, сменившего отца Франциска, осталось выполнить небольшую реставрацию и закончить верхнюю часть фасада. Последняя работа была проделана в 1894-98 гг.
  5. Реставрационные работы. В церкви Малате регулярно проходили службы вплоть до 1945. Тогда усилиями японской императорской армии величественный храм снова был разрушен. После наступления мирного времени были предприняты попытки восстановить церковь. В 1950 году приличный облик вернули крыше, алтарю и куполу, а чуть позже расписали внутренние стены. Работы завершились к 1978 году.

Описание здания

Церковь Малате – это удивительно сочетание мусульманского дизайна и мексиканского барокко. Храм является одним из двух церквей Ордена Францисканцев, расположенного на бульваре Рохас. Его архитектура имеет следующие особенности:

  1. Основание храма прямоугольное, а трехэтажный фасад окружён двумя выступающими цилиндрическими опорами. Витые колонны придают церкви солидность, а декор выполнен так, как будто поверхность представляет собой монолит.
  2. Опознавательный знак Августинцев – пламенное сердце с резными деталями по бокам, он разместился над главным входом. В архитектуре храма также можно найти черты мавританского стиля и эпохи Возрождения. В церкви находится образ Богоматери Нуэстра Сеньора де-Лос-Ремедиос, привезенный в XVI веке. Святыня расположена над алтарем.

Как добраться до храма?

Церковь Малате расположена напротив парка Раджа-Сулейман и залива. Посещение храма можно совместить с прогулкой по набережной.

II. Учение несториан

Главный пункт учения, который отличает и отделяет несториан от других христиан, это – учение о лице Господа нашего Иисуса Христа. В учении этом заслуживают особенного внимания и составляют большое затруднение встречающиеся в несторианских книгах выражения: «две ипостаси» (ὑπόϛασιϛ) и «одна парсона» (parsopa, или πρόσωπον)42. Оставляя в стороне филологические тонкости, представим само учение, так как оно излагается в богослужебных книгах, которые единственно и должны быть названы символическими книгами нынешних несториан, и тогда ясно будет, в какой мере нынешние несториане заражены ересью древнего Нестория.

«Благословен едине милосердый, сохранявший жизнь нашу чрез пророчества; потому что Исаия видел очами ума своего Деву чудесно рождающею и Мария без мужа родила Еммануила Сына Божия. Он зачался в Ея утробе наитием Святаго Духа для того, чтобы быть достопокланяемою обителью и храмом для лучей Отца – в едином Сыновстве; человечество, воспринятое Им в минуты Своего чудесного зачатия, Он соединил с Самим Собою во едину честь, дабы таким образом исполнить все свои намерения о спасении людей, так как Ему угодно. Един есть Мессия, двум природам которого все покланяются, который, по своему божеству, раждается от Отца предвечно, а по человечеству родился от Марии во исполнение времен, приняв от нее тело. Божество Его не от существа матернего, равным образом человечество не от существа Его Отца, но природы и субстанции существуют в одной ипостаси сего сыновства. Как в Боге три лица естество одно, так сыновство Сына из двух природ и одной ипостаси (parsopa). Святая церковь так учит нас исповедовать Сына, который есть Мессия. Посему, Господи, мы покланяемся Твоему божеству и Твоему человечеству, не разделяя их; потому что держава Отца и Сына и Святаго Духа одна, одно владычество, одна воля и одна слава» (Антифон, взятый из «кудры», который произносят во все время от первого воскресенья Филиппова поста до самого Богоявления)43.

«Благословенна Ты, Дева, дщерь Давидова, потому что на тебе исполнились все обетования, на тебе осуществились все пророчества, поелику ты чудесным образом, без мужа, пребывая Девою, зачала и чудесным образом родила Мессию, Сына Божия, как было написано. Святый Дух образовал Его в Тебе, и Слово соединилось с Ним, без смешения или превращения; природы остались неизмененными, а так же и существенные качества той и другой. Божество и человечество существуют в одном лице сыновства» (Из геззы – в службе на Рождество Христово)44.

Тот, который, по своему самостоятельному бытию, есть совершенный Бог, Слово, обильный в сострадании к нашей немощи восприял на Себя наш образ, который бы был храмом для Его божества… Кто в состоянии объяснить это чудесное рождение? Мы так славим, так веруем и исповедуем, как научены, так что если бы и ангел с небеси пришел к нам и стал нам сообщать другое учение, нежели какое преподано нам в Евангелии, то мы, не слушая и его (ангела), никогда не отвергли бы ни человечества Его (Сына Божия), ни того, что Воплотившийся, по божеству Своему, не мог страдать» (из кудры – в службе на 5-ю неделю Вел. поста)45.

«Он (Иисус Христос) был в лоне Своего Отца прежде всех миров и веков, будучи истинным Богом».

«Он пришел к нам во исполнение времен, восприял на Себя нашу плоть и тем искупил нас, будучи истинным человеком».

«Пророки видели Его в видениях, и праведные изображали Его, как истинного Бога».

«Он был во утробе 9-ть месяцев, и родился как истинный человек».

«Ангелы восхваляли Его, потому что Он Бог».

«Он был положен в ясли, как человек».

«Звезда указала на Него, как на Бога».

«Он кормился грудью, как человек» и т. п.46

(Из геззы – служба на Рождество Христово).

«Мы уверены, что Мессия один при двух естествах, и две природы (субстанции) существуют в одной ипостаси, или личности сыновства, потому что природы не смешиваются, точно так, как и их качества или свойства. Божественная природа соединилась (буквально: облеклась) с человеческою, которая чрез это получила равенство во своем, в почитании и хвале, потому что они обе соединяются в одном лице (parsopa – πρόσωπον); но так как субстанции между собою различны, то слияние их и невозможно47.

Животворящий Дух действовал при Его пречистом зачатии и дал Младенцу тело и члены силою Божией и соединил Его (Сына Божия) с Ним (Младенцем) в одно неизменяемое личное достоинство» (Из геззы – в службе на Рождество Христово)48.

Частая встреча слов «жилище», «храм», «вместилище», «одежда», которые в богослужебных книгах несториан употребляются для определения отношения Сына Божия к воспринятому Им человеческому естеству, с первого взгляда, по-видимому, выражает ту мысль, будто единородный Сын Божий выбрал одного человека и потом поселился в нем, но на такое толкование не дает права учение самих несториан: «когда ангел возвестил Деве, что ее чудное зачатие будет по действию Святаго Духа, тогда она поверила, что это сбудется. И в то самое время Слово образовало для себя в ней приличное тело и сделало его своим храмом, но не так, что Он сначала образовал тело, а потом поселился в него… нет; Он воспринял в свое бесконечное существо человеческую природу во всей ее первобытной цельности и полноте, образовал душу и тело, и в самый момент их образования сделал их своею собственностью, так что они уже не были ничем другим, как только Его собственностью, и не существовали сами по себе, а только в Нем и с Ним, будучи такою же Его собственностью, как и Его божественная благость, или Его вечное сыновство, или Его совершенное подобие Отцу». (Из геззы – служба на Рождество Христово)49.

Представленные свидетельства об Иисусе Христе заимствованы нами из богослужебных книг. Но для полноты мыслей нынешних несториан о главной существенной разности их от прочих христианских вероисповеданий, мы изложим здесь общий проект присоединения несториан50, представленный ими в нынешнем столетии иерархам англиканской церкви.

«Узнали мы, что примас и епископы апостольской церкви в Англии благорасположены к нам ради имени Христова, носимого нами между неверными, и желают восстановления того прочного единения и обобщения между нами, о котором повелел Господь и Спаситель наш пред страданиями своими, но которое нарушено было между несторианскою церковью и всеми другими апостольскими церквами (последовавшими соборам Эфесскому и Халкидонскому) еще с пятого века.

«И поелику это желание церкви англиканской доброе и христианское, то и мы желаем того же не меньше их, и можем видеть много благодеяний, которые, по милости Божией, будут оказываться нашей несторианской церкви и народу от союза братского единения с англиканскою апостольскою церковью и народом; и, кроме того, мы знаем, что англиканская церковь, по учению и богослужению, более согласна и сходна с нашею церковью, чем какая-либо другая церковь51, исключая только пункт, произведший начальное разделение, потому что в этом англичане согласны с римским папою и греческим патриархом Константинополя и с халдеями, ныне соединившимися с папою, живущими на ровной долине по берегам Тигра».

«При таком положении дела, так как нет никакого иного средства произвести единение церкви англиканской с несторианской, как только изъяснить тот один пункт и обеим сторонам на будущее время согласиться касательно одинакового учения и слововыражения (без чего невозможно действительное единение); то поэтому мы попытаемся, с Божией помощью, исследовать это затруднение и обратимся к Господу со смиренною молитвою, чтобы Он просветил очи умов наших и не попустил тем, которые между собою братья по расположенности и любви, оставаться в разобщении на будущее время вследствие ли недостатка понимания, или по двусмыслию и неопределенности слововыражений».

«И так, поелику, по нашему мнению, это неоспоримо, что не может быть двух истин, противных одна другой, ни двух вер, но существует один Господь, одна вера, одно крещение: то следует, что, во-первых, или различие между апостольскими церквами, принимающими соборы Эфесский и Халкидонский, и церковью несторианскою, еще доселе отвергающею эти соборы, не важно само по себе и не относится к вере; или, во-вторых, которая-нибудь сторона еретичествует, отпала от истинной веры; или, в-третьих, вообще не существует на самом деле разницы той, но лишь только недоразумение в словах».

«Чтобы такой вопрос сам в себе был не важен и не относился к спасающей вере: так в настоящее время никто не может думать. Несправедливо, по нашему мнению, считать все остальные, за исключением несторианской, апостольские церкви, принимающие соборы Эфесский и Халкидонский (в чем согласны между собою и латиняне, и греки, и англичане) еретическими. Потому что, хотя несправедливо определять истину числом ее последователей, все-таки мы не можем, без крайней невероятности, предположить, что Господь попустил почти всем своим церквам сделаться еретическими и отступить от истинной веры вследствие соборов Эфесского и Халкидонского, и чтобы после того Он постоянно увеличивал число еретиков, попустил им совращать множество народов и распространяться по всему миру в течение 1400 лет, так что они в настоящее время насчитывают у себя около 240 000 000 душ христианских, между тем как истинной и православной церкви52 попустил замкнуться в горах Курдистана, быть гонимою от неверных и едва ли иметь у себя более четырнадцати епископов и 70 000 душ53. Думать так, по нашему мнению, не основательно. А с другой стороны, и англичане не могут нас укорять за ту мысль, что Бог, столь чудно хранивший нас в течение 1400 лет, со времени нашего отделения от остальной церкви, не совсем покинул или отверг нас, и не допустил нас окончательно впасть в какую-нибудь неисправимую ересь».

«Поэтому, принимая во внимание, что, с одной стороны, мы не говорим того, будто все прочие апостольские церкви, существующие по вселенной, мертвы и отпали от истинной веры; а с другой стороны, не предполагаем же и того, что наша собственная церковь, хотя маленькая, оставлена Богом за вину в ереси, – мы заключаем, что различие между нашею несторианскою церковью и прочими апостольскими церквами, принимающими соборы Эфесский и Халкидонский (правда, это еще спорный вопрос) на самом деле состоит в недоразумении слов, а не составляет истинной разности в существе веры вообще54.

Поэтому мы охотно допускаем, что, когда церковь римская, или британская, или греческая говорят согласно с определениями соборов Эфесского и Халкидонского, что «в одном лице Христа, Господа нашего, два естества», и когда мы говорим, как будто вопреки определениям соборов, что во Христе два естества, две субстанции и одно парсона (πρόσωπον – лицо); то и те, и другие из нас вообще означают одно и то же. А при таком положении дела нам остается рассмотреть вопрос: которое слововыражение из этих двух на будущее время следует принять всем вообще церквам, при восстановлении единения? Всем ли другим апостольским церквам следует оставить их собственное слововыражение и принять наше? или нам нужно принять ихнее? Признаемся, мы, конечно, не можем рассчитывать на то, чтобы они приняли слововыражение нашей церкви и устранили свое собственное; напротив, скорее нам придется пожертвовать своим и принять их слововыражение. Потому что, если нам придется на будущее время выбрать терминологию для выражения общей нашей веры, то благовиднее и благоговейнее предпочесть ту, которой Бог так, видимо, покровительствовал и споспешествовал в течение многих веков, и, кроме того, разумнее нашей несторианской церкви принять терминологию всех остальных апостольских церквей (за исключением монофизитов), чем всем другим христианам вселенной следовать нам, столь малочисленным.

Поэтому мы охотно предлагаем и соглашаемся на будущее время принимать определения соборов Эфесского и Халкидонского, из святцев и наших церковных книг удалить имена Нестория, Феодора и других, которых вся остальная церковь (христианская) может быть, анафематствовала по именам; а также изгладить или выпустить все те места из чинопоследований церковных, в которых встречаются слововыражения, противные слововыражению прочей церкви и соборам Эфесскому и Халкидонскому.

С другой стороны, мы просим наших братьев, англиканских епископов, умоляем и прочие апостольские церкви, всегда следовавшие соборам Эфесскому и Халкидонскому, чтобы те предоставили нам свободу думать о личности Нестория, Феодора и других, как нам желательно, – так, чтобы анафематствование их заблуждений, произнесенное соборами Эфесским и Халкидонским, не обязывало нас анафематствовать личности их; но да будет позволено нам думать, что или Несторий или другие не поняли и действительно не намерены были держаться тех ересей, которыми они отягчены. Главным образом мы желаем, чтобы нас освободили от анафематствования наших отцов; и хотя мы согласны вперед не употреблять их слововыражений, но да позволено нам будет думать, что слововыражения, от которых мы теперь отказываемся, они употребляли в смысле не необходимо противном истинной вере, утвержденной соборами Эфесским и Халкидонским»55.