Маловерие в православии

«Батюшка, грешна маловерием…»

«Батюшка, грешна маловерием…»
Очень часто священник слышит на исповеди такие слова. Как помочь таким людям? Что сказать? Вот об этом – сегодняшняя беседа.
Совершим наше земное странствие,
неся светильник веры правой, веры живой.
Этот светильник ведет нас
в вечное Царство Божие.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)​
В каком-то отношении священнику лучше, чем обычному прихожанину. Священник в любом случае, даже если он не хочет этого (по лени или нерадению), соприкасается с человеческой душой, с духовным миром и видит его жизнь, ежедневно убеждается в реальности его существования и действенности.
Я знаю (и знал, потому что некоторые уже умерли) нескольких людей, которые были засланы в Духовную Семинарию и Академию как агенты соответствующих госорганов, контролирующих религию (КГБ это был или нет, не знаю). Ребята шептались: у него под рясой погоны.
Но вот какое происходило чудо. Такой человек, поработав несколько лет в нашей церковной среде, вдруг по-настоящему приходил к вере. Возникала дилемма. С одной стороны, все знали (а кто-то из преподавателей и предупреждал нас) об этом человеке: у него погоны и его личное дело лежит в другом кабинете. С другой стороны, это был добрый и искренне верующий человек, готовый откликнуться и помочь, защитить, дать духовный совет и проч.
Отец Андрей Кураев как-то сказал: «засланные в Церковь агенты либо очень быстро спивались, либо становились верующими». Это так!
Каждый день священник слышит свидетельства о том, что Бог поддержал, помог, вдохновил, утешил и проч., каждый день мы видим, как Таинство, совершенное нашими недостойными, священническими руками производит потрясающее действие: больные исцеляются, души людей, закрытые, как в скорлупу, обидой и черствостью, размягчаются, происходят другие чудеса.
Для священника это не вера, а факт: Церковь – не организация, не партия, а живая Богочеловеческая реальность. Все, что есть в Церкви, – действует! Все это на самом деле работает!..
Я понимаю людей, которые погружены в наш суетный и злой мир и, как белка в колесе, вращаются среди человеческой подлости, хитрости, эгоизма… Тут уж впору разувериться в том, что Церковь есть реальная сила, которая может изменить мир, что она задумана Богом, что Бог любит тебя и не бросит, что все, чему учит Церковь, – истина и т.д.
Тем более, учтем, что есть люди зрячие и незрячие. Первые, умеют подмечать в происходящем некие знаки Божии. Такой человек, даже работающий в самом грешном коллективе, видит, что по его молитве сердца еще недавно озлобленных людей умягчаются, что Господь терпит-терпит, а потом наказывает тех, кто наглеет, ворует, подличает и проч. Но незрячий человек (то есть — вторые) ничего этого не заметит, не заметит это невидимое, ненавязчивое, но реальное участие Божие в ситуации. Он и очевидное-то не видит (не научен с детства, не учится этому во взрослом возрасте, в конце-концов не очень умный, или наоборот, черезчур «умный», то есть горделивый), как сумеет увидеть неочевидное?..
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами на тему о том, как укрепить веру. Как если не справиться с маловерием, то хотя бы иметь некоторые подсказки в этом деле.
Что такое вера?
Начнем с того, что такое вера. По словам святого Апостола Павла, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).
Это очень глубокое определение. То есть, вера есть доверие к невидимому, и не просто доверие, а уверенность, что невидимое на самом деле существует. Более того, по словам Апостола, такая вера ведет к осуществлению ожидаемого.
Но вот беда. Две тысячи лет назад и даже еще тысячу верили все. Человек рождался в вере и всю жизнь был окружен верующими людьми. Не верить было невозможно! Но сегодня ситуация другая. Сегодня человек стоит перед альтернативой: верить или не верить. И за неверие его агитируют достаточно интеллигентные и образованные люди. А вот со стороны веры он часто видит как раз более слабых и жалких свидетелей: малограмотных старушек, узких и злобненьких прихожан, равнодушного, а то и сребролюбивого священника…
Сегодня, выходя с университетской скамьи, молодой человек имеет больше аргументов не верить. И тем ценней его выбор в отношении веры.
Современный человек свободно (!) принимает веру. Не потому, что ее навязывают, что без нее себе не мыслят жизни, как еще двести лет назад. Сегодня человек принимает веру, отвечая «ДА!» своим внутренним догадкам, своему стремлению к высшей правде и Истине, своему желанию быть бессмертным и желанию, чтобы это блаженное бессмертие обрели его любимые люди.
Подвиг веры
Мы говорили выше, что, по мысли автора Послания к Евреям, вера – это уверенность в невидимом. Именно в невидимом! Какое бы достоинство имела наша вера, если бы основывалась на твердом знании? Тут хочешь – не хочешь, а вынужден верить, чтобы потом не быть наказанным. Но вера наша свободна. Да, Бог дает знаки Своего присутствия и участия в нашей жизни, но они не принудительны для нашей веры. Мы их можем свободно принять, а можем и сделать вид, что не заметили, или отбросить их.
И именно такое свободное принятие веры поистине ценно. «Если мы станем все измерять своим пониманием и вовсе не предполагать даже и бытия того, что необъятно для мысли, – исчезнет награда веры, исчезнет награда надежды. Как же бы мы после того достойны были бы тех наград, которые определены за веру в невидимое; мы, доверяющие лишь очевидному для мысли?» (Свт. Василий Великий)
«Если ежедневные наши дела требуют веры, тем более – дела неизреченные и духовные» (свт. Иоанн Златоуст). Все дела, которые мы предпринимаем в жизни, требуют нашей веры (мы вступаем в брак, веря, что реализуем себя в семье, родим и воспитаем детей, проживем вместе с нашим избранником всю жизнь; мы претерпеваем трудности в получении образования, веря, что это станет фундаментом нашей дальнейшей жизни; мы садимся в самолет, веря, что долетим до пункта назначения, и проч.). Тем более, веры требует самое главное: наша надежда на Вечную Жизнь и на Царство Божие. Как в житейских делах мы предпринимаем подвиг веры, так, не смущаясь, должны и в самом важном пункте – в отношении вечной нашей судьбы – проявить подвиг веры.
Святитель Иоанн Златоуст вновь и вновь возвращается к теме, что веровать нужно, даже если это очень трудно, неправдоподобно и боязно. Истинная вера, к которой мы должны стремиться, которую должны алкать и жаждать и приобретать, – это такая вера, «когда обетования Божии бывают выше человеческого понимания, а мы твердо уповаем на силу обещанного».
О важности веры хорошо размышляет святитель Игнатий Брянчанинов: не много стоит наше желание веровать, если прежде мы просим у Бога дать нам в удостоверение истины какое-нибудь видение. «Это не сообразно с самим существом и достоинством веры, подобно тому, как и между людьми плохо верят, если требуют задатка. Это дерзость, почти неверие, хотя, может быть, не совсем чуждое желания веровать.
Это не одобрено в Фоме (Апостолу Фоме Христос сказал (Ин. 20, 29): блаженны не видевшие и уверовавшие – прот. К.П.). Но совсем другое дело – веровать без видения, и вследствие послушания веры, как дар, как награду, как подкрепление, как живительное исцеление, получить видение. Так Первомученик Стефан веровал, исповедал веру перед гонителями, предал себя смертной опасности за веру и тогда «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 55)».
Вера наша должна утверждаться ежедневным подвигом. Представим, что у нас есть греховное желание. Мы можем его удовлетворить, а можем противостоять ему. Естественно, что нам, пока мы укрепимся в твердой решимости не совершать этот грех, придется побороться… Это значит каждый день воспринимать как маленький бой. Так, кстати, советуют воспринимать свой отказ от наркотиков и алкоголя в известных программах по освобождению от наркотической и алкогольной зависимости. Продержался день – одержал маленькую победу. Еще день – еще победа. Постепенно ты все дальше уходишь от зависимости и становишься все более свободным.
В отношении веры все не так сложно (во всяком случае, пока с нами не происходят экстремальные искушения или на нас не обрушиваются беды), но механизм примерно такой же. Каждый день мы должны просыпаться и вставать перед иконами с мыслью, что мы воины Христовы и сейчас мы выйдем на бой на стороне Божией. Пусть в иной день или в целую череду дней иконы молчат, пусть все складывается плохо, пусть мы не можем справиться с проблемами, но надо приносить Богу подвиг веры. Это наш маленький и вполне посильный подвиг, но награда будет высокой.
А теперь я напомню важную вещь: Укрепляясь в умственной вере и верности Богу, необходимо делами подтверждать эту веру и верность.
Об этом нам подробно пишет Ап. Иаков, приходившийся родственником Иисусу Христу и возглавлявший Иерусалимскую Церковь: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только… Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 14-26).
Два слова скажу об этой ставшей хрестоматийной фразе Ап. Иакова: и бесы веруют, и трепещут. Несомненно, что бесы знают о Боге, о Иисусе Христе, о грядущих судьбах мира и о собственной судьбе. Знают, вероятно, лучше всякого богослова, потому, что непосредственно соприкасаются с этой реальностью. Но ведет ли их вера к спасению? Нет. Они не следуют за Христом, не исполняют заповеди Божии (для Ангелов первая и основная заповедь есть послушание Богу). Соответственно, их вера мертва. Они веруют и трепещут, так как догадываются о своей будущей судьбе. Греческое фриссо, переведенное у нас как трепещут, означает дрожать, содрогаться.
Вот так же и человек, у которого лишь теоретическая вера, умственная, пусть трепещет от того, что придется ему дать ответ за свои дела. За дела, которые противоречили вере.
… Сейчас, когда я пишу этот очерк, у меня на столе лежит книга, которую я читаю: Б. Соколов. Берия. Судьба всесильного наркома. М.: 2008.

Обложка книги.

Страница, из которой я привожу цитату.
Сделаю выписку из книги:
«Что удивительно: тот, кого позднее представляли «кровавым палачом» и «людоедом» и кто действительно загубил десятки тысяч человеческих жизней, похоже, верил в Бога. Серго Берия свидетельствует: «Отец мечтал об архитектуре и сам был хорошим художником. Вспоминаю одну историю, связанную с моим детством. Верующим человеком я так и не стал, хотя с глубоким уважением отношусь к религии. А тогда, мальчишкой, я был воинствуюшим безбожником и однажды разбил икону… Бабушка Марта была очень огорчена. Она была верующая и до конца жизни помогала церкви и прихожанам.
Возвратившись с работы, отец остудил мой атеистический пыл и… нарисовал новую икону. Тот разговор я запомнил надолго: К чужим убеждениям надо относиться с уважением».
Вряд ли этот эпизод Серго Лаврентьевич выдумал. Хотя бы потому, что, как кажется, будучи атеистом, так до конца и не понял смысл происшедшего и остался в уверенности, что отец его в Бога не верил, но с уважением относился к религиозной вере других. Однако эпизод с иконой, если он не придуман (а придумать его трудно), однозначно доказывает, что Лаврентий Павлович был верующим. В принципе невозможно, чтобы икону писал неверующий иконописец, ведь тогда она не будет иметь никакой духовной силы и обращенные к ней молитвы потеряют всякий смысл. Берия-старший не мог этого не знать и вряд ли бы подложил такую свинью горячо любимой матери, как картинка вместо иконы. Значит, он сохранил веру в Бога, и мать об этом знала. Другое дело, что, занимая высокие партийные и чекистские посты, Лаврентий Павлович вряд ли когда-нибудь ходил в церковь, а когда переехал в Москву, оставив мать в Тбилиси, вряд ли рисковал держать дома иконы. В тбилисской же квартире, где иконы на стенах оправдывались присутствием старухи-матери, Лаврентий Павлович, быть может, украдкой и молился. Только вот как вера в Бога сочеталась у него с тем, что он отправил на смерть десятки тысяч ни в чем не повинных людей? Кто знает, быть может, Берия, губя людей ради карьеры, утешал себя тем, что когда-нибудь дойдет до высшей власти в государстве и тогда уж сможет облагодетельствовать всех, искупить прежние грехи».
Как говорится, дорогие, без комментариев…
То, что вера наша должна обязательно соединяться с делами по вере, настолько несомненно, что едва ли это нужно доказывать. Впрочем, приведу несколько полезных святоотеческих цитат на этот счет:
«Если кто исповедует внешне Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется, то он осужден, даже если по особому домостроительству (это выражение означает мудрое устроение Божие. – прот. К.П.) даны были ему и духовные дарования» (свт. Василий Великий).
«Одна вера не может ввести нас в Царство Небесное. Напротив, из-за нее-то особенно и будут осуждены те, которые ведут порочную жизнь» (свт. Иоанн Златоуст).
«Вера без дел – есть бесовское богословие» (преп. Максим Исповедник).
«Не думай, что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно» (преп. Исидор Пелусиот).
Как страшно, если мы уклонились от пути истины и добродетелей! Однако не будем отчаиваться. Церковь еще в глубокой древности анафематствовала тех, кто учил, что покаяние после греховного падения невозможно. Церковь, как Мать зовет нас к покаянию и обещает ходатайствовать перед Богом о нас, просить за нас, лишь бы в нас было желание отказаться от греха. «…Ибо премилосердный Господь приемлет в число верующих и того, кто обращается от пути заблуждения к истине. Он принимая всех истинно кающихся, сглаживает Своим милосердием всякое наше беззаконие» (св. Григорий Двоеслов).
Вера укрепляется от…
А) Однажды, когда я учился в Семинарии, наш преподаватель Игорь Цезаревич Миронович сказал: «Откройте Библию. Найдите Первое послание к Коринфянам, двенадцатую главу, третий стих». Мы зашелестели страницами. Игорь Цезаревич поднял палец и нацелил на одного студента: «Читай!»
Студент прочитал: «…Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».
«Вот, – сказал Игорь Цезаревич. – И что это значит? А это значит то, что, если человек называет Иисуса – Господом, это открыл ему Дух Святой. Только Им, при помощи Духа, мы можем назвать Иисуса – Господом».
Действительно. Дар христианской веры – дар Божий. Как сегодня, вижу нашего преподавателя и слышу его слова. Потом, читая святоотеческую литературу, я убедился в справедливости его слов.
Святые отцы говорят, что вера – это то, что загорается в нашем сердце по милости Божией, но при нашем содействии. Но что дальше мы должны ее укреплять собственными усилиями и тогда Дух Святой подаст нам силу и помощь во всем.
Когда мы чувствуем оскудение веры, маловерие, будем молиться, просить Бога укрепить нашу веру! И ответ придет.
Б) Когда пловец преодолевает большое водное пространство, он должен периодически смотреть на ждущий его далекий берег. Сначала берег далек, потом все ближе и ближе. Это созерцание цели трудного путешествия придает силы и вдохновляет бороться со стихией. Вот так и мы, плывущие по волнам житейского моря, должны поднимать голову над водой и смотреть в сторону ждущего нас прекрасного Божественного мира, Царства Божьего. Это придаст нам силы плыть дальше и дальше, бороться и побеждать стихию…
В) У святителя Василия Великого читаем: «В рассуждении о сказанном Господом не нужно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом подвиг веры». Это замечательные слова! Мы должны принимать с доверием слова Господни. Но почему мы их должны принимать на веру? Да потому, что мы можем легко проверить и убедиться: все предсказанное Господом сбылось!
Библия – уникальный документ, который раскрывает перед нами историю взаимоотношений Бога с людьми. Бог что-то обещает, чем-то грозит… человек – верит или не верит. Но потом мы можем проверить, исполнилось ли обещанное Богом.
Вот смотрите:
Бог обещал из евреев произвести великий народ, который сыграет в истории планеты особую роль. Сбылось!
Бог предупреждал, что за грехи иудеи будут пленены, а их храм разрушен. Сбылось!
Бог обещал, что за покаяние Он опять возродит народ, даст ему построить новый храм, будет заботиться о народе. Сбылось!
Бог обещал прислать Мессию – Небесного Посланника. Сбылось!
Иисус (теперь уже Он – от имени Бога) предупреждает, что, если народ не примет Его, это будет для народа катастрофой. Сбылось!
Иисус обещает после Своей Смерти Воскреснуть. Сбылось!
Иисус говорит, что даст ученикам Духа Святого. Сбылось!
Иисус говорит, что весть о Нем распространится до края земли, что апостолы будут иметь скорбь и препятствие в распространении Евангелия, что их будут гнать и убивать… Сбылось!
Все сбылось!
Теперь нам обещано:
Что если мы будем верны Господу, примем Иисуса как нашего Спасителя, войдем в Церковь и будем стараться жить в вере и благочестии, то мы и в Вечности будем с Богом.
Что ждет нас такая прекрасная реальность, и помыслить о которой человек не может.
Что грешники напрасно надеются на то, что Бог закроет глаза на их страшные безобразия, но что будет воздаяние.
Что Господь преобразит всю Вселенную и наполнит ее волнами Своей любви и присутствия. Тогда сбудется обещанное, и будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28)
Почему же мы в это не веруем? Многое из того, что было предсказано в Ветхом Завете и в Новом, сбылось в истории и мы можем это подтвердить. Естественно, что еще не сбылось относящееся к конечным судьбам мира и человека. Но тут нужно просто подождать. И обязательно сбудется и это.
Г) Святые отцы писали, что самым большим укреплением нашей веры является наша христианская жизнь. Стоит человеку начать молиться, участвовать в Таинствах, стараться вести добродетельную и чистую жизнь, как приходит ощущение Бога. И чем интенсивней наша духовная жизнь, тем реальней и ближе мы Бога чувствуем. Так, например, каждый, кто пытался поститься, подтвердит, что в Великом посту мы больше чувствуем Бога, чем в другое время , когда расслаблены, немолитвенны и ведем праздную жизнь.
У святых подвижников веры мы встречаем совершенно уникальные описания близости к Богу и чувствования Бога, но это не потому, что они – любимчики Божии, а потому, что предпочли Бога всем удовольствиям и радостям мирской жизни. Бога они чувствуют так, как нам трудно представить. Но алгоритм здесь тот же, что и в нашей духовной жизни: чем больше ты углубляешься в веру, тем реальней ощущаешь Богоприсутствие и участие Его в твоей жизни и в судьбе мира.
Вот почему самым лучшим советом людям, страдающим маловерием, было всегда следующее: наложите на себя посильный пост, возьмите небольшое молитвенное правило, которое неукоснительно, даже через силу, выполняйте, исполняйте заповеди – и через короткое время Бог откроется самым убедительным образом. Маловерие будет поглощено, затоплено радостью от того, что вы чувствуете Бога и действенность того, чему учит Церковь.
Об этом хорошо сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Вера является в человеке от исполнения Евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими».
.
Д) Выше мы сказали, что христианская жизнь является мощным средством в развитии и укреплении нашей веры. Не нужно думать, что христианская жизнь – это молитва, Таинства, посты, какие-то великие проекты. Наша христианская жизнь должна проявляться и в мелочах. То, как мы относимся к начальству и подчиненным, то, что думаем о людях и, например, об обидевших нас… Вся наша жизнь должна быть пронизана нашей христианской позицией, наш взгляд на происходящее должен стать христианским. Тогда вера в нас будет увеличиваться. В этом отношении хочу привести хорошую выдержку из проповеди протоиерея Дмитрия Смирнова:
«…Если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-Божески и можем поступить по-человечески,– если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.
Если взять гирю и каждый день поднимать ее по десять раз, а через месяц мышцу измерить, мы увидим, что она увеличится в объеме; а через год она будет еще больше. Так и вера: если мы ежедневно будем совершать некий поступок не по чувствам, не по разуму, а по нашей вере, то она в нас умножится. Вот раздражает меня какой-то человек тем, что лезет ко мне со всякими глупостями; надоел до предела. Что делать? Хочется убежать или сказать ему в ответ какую-то колкость, нечто такое, чтобы он больше никогда в жизни не приставал. Это мне хочется как человеку грешному, а как я должен поступить по вере? По вере я должен рассуждать так: зачем Господь ежедневно посылает ко мне этого человека, зачем Он дал мне этот крест? Для чего меня жизнь все время с ним сталкивает? Чтобы я терпел, чтобы я приобрел смирение терпя. Значит, буду терпеть год, два, три, четыре, десять лет, пока не смирюсь полностью, пока меня не перестанет это раздражать.
И если каждый раз мы будем поступать по вере, не выплескивать свое раздражение, а, наоборот, держать его внутри и просить у Бога: Господи, помоги мне, дай мне терпение удержаться, не сказать грубость, резкость, дай мне как-то выдержать это маленькое испытание, – если мы будем так делать день, два, неделю, месяц, год, десять лет, то как мышца укрепляется и становится сильней, так будет укрепляться и наша вера. И когда случится в нашей жизни какое-то действительно серьезное испытание, тогда мы сможем в вере устоять; мы не откажемся ни от Господа, ни от веры, ни от Царствия Небесного».
Е) Милосердный Господь не оставляет нас один на один с вызовом веры, но помогает нам принять веру как основу жизни. Чем помогает? Такой помощью являются чудеса. Как личные чудеса, которые случались с каждым из нас и которые внимательный человек может отнести к Богу, так и чудесами массовыми.
Несколько лет назад я осуществлял интересный проект: я просил людей рассказать о чудесах в их жизни, вернее, о тех событиях, которые люди воспринимают как чудо. И мои собеседники делились такими рассказами. И вот какая потрясающая выяснилась закономерность: у каждого обычного человека (я не говорю про священников, подвижников и проч.) есть одно-два (реже три) совершенно потрясающих и важных для него чуда. Эти события как драгоценность человек всегда сохраняет в своей душе и в случае жизненных потрясений, как к «НЗ» (Неприкосновенному запасу), как к «запасному выходу», обращается к ним и черпает в них силы выстоять и остаться в вере.
Такой опыт есть абсолютно у всех! Я разговаривал с неверующими людьми, и они тоже признавались, что были в их жизни события, которые никак не осмыслить, кроме как какое-то чудо.
Но помимо личных чудес есть чудеса масштабные. Одно из них – схождение Благодатного огня. И тут, конечно, остается возможность человеку сказать, что ничего этого нет, но такое патологическое упорство в отрицании очевидного я не разбираю.
Другой поддержкой развращенному и неверующему роду сему я вижу другое явление: изобретение реаниматологических средств, позволяющих выводить людей из состояния клинической смерти. Люди, оказавшиеся одной ногой в мире ином, вернувшись к нам, рассказывают одинаковые вещи о том, что видели и слышали, о своих встречах с усопшими и небесными обитателями. То есть, изобретение терапии, помогающей оживить практически умершего человека (еще несколько десятилетий назад такие умирали), изобретение, которое было сделано, несомненно, по Промыслу Божию, позволяет обоснованного говорить, что со смертью жизнь не прекращается, но душа человека попадает в другую реальность.
Еще одними масштабными чудесами я назову явления Богоматери в Зейтуне (пригороде Каира). Свидетелями видений, наблюдавшихся в период с 1968 по 1971 год, были миллионы людей. Существуют фото- и видеоматериалы, подвергшиеся исследованию компетентных научных комиссий. Было доказано, что эти материалы подлинные, а не являются фальсификациями.

Одна из фотографий этого явления.
Существуют и другие чудесные события, как, например, ежегодно происходящее в Неаполе разжижение крови св. Иануария, герметично запаянной в стеклянной колбе и обычно представляющей собой коричневый порошок. Этот порошок превращается в кровь во время праздничного богослужения в день этого святого, прямо во время мессы.
Можно вспомнить чудесное мироточение икон (в том числе бумажных) и мощей, чудо Туринской плащаницы и многое другое. Про другие чудесные явления я говорить не буду. Они есть, они периодически случаются, и их свидетелями становятся тысячи и миллионы людей.
Итак, дорогие. Будем укрепляться в вере, отгонять искушения сомнения и маловерия, которые нам нашептывает лукавый. Будем верны Господу и с терпением и доверием Ему будем проходить путь своего жизненного подвига.

Маловерие

  • «Батюшка, грешна маловерием…» прот. К. Пархоменко
  • Неверие и маловерие митр. Антоний (Храповицкий)
  • Маловерие и нецерковность * Маловерие архим. Лазарь (Абашидзе)
  • Корень сребролюбия – маловерие прот. Сергий Филимонов
  • Слово о маловерии свт. Серапион Владимирский
  • Молитвы в маловерии

Малове́рие — 1) недостаточно твёрдая убежденность в истинности учения Церкви о Боге как о Творце, Промыслителе, Спасителе и Судье мира; 2) недостаточно твёрдое упование на Божественный Промысл; 3) ненадлежащее следование Божьему закону, проявляющееся в послаблениях в отношении соблюдения религиозно-нравственных требований, уклонении от исполнения христианского долга; 3) колебание в вере, сомнение относительно Божественных совершенств и возможностей (Мф.14:31).

Признак маловерия – лень, теплохладность, ропот. Фактически любой грех является следствием маловерия.

Сомнение и маловерие – как соотносятся эти понятия? Это одно и то же или нет?

– Это понятия очень близкие. Помните, Господь говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф.14:31). Маловерие – это малая вера, вера, которая живет в человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк.9:22). У него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его всемогущество. игумен Нектарий (Морозов)

Если вера именуется даром Божьим, то не является ли Бог Виновником маловерия или отсутствия веры?

Вера, как и всё доброе, существующее в мире, и действительно артикулируется как Божественный дар. Однако это не означает, что отсутствие веры у неверующих или маловеров должно интерпретировать в том грубом смысле, что они обделены этим даром по Божественной скупости или Божественному недосмотру.

Вера, в широком значении слова, есть союз между Богом и человеком. Сам Господь, будучи абсолютно Самодостаточным, не нуждается в этом союзе. В нём нуждается человек: ради спасения и наследования вечной блаженной жизни.

Возможность приобщиться к этому союзу предоставлена всем без исключения людям, как дар, ибо Бог желает спасения всем и на всех изливает Свою благодать. Принять или не принять этот Божественный дар — зависит от человека. Ведь Господь никого не спасает насильно, по принуждению (Мф.16:24).

Для того, чтобы человек сознавал, для чего ему, собственно, необходим союз с Богом, Бог даровал спасительное учение. Основные положения этого учения могут восприниматься не иначе как на основе доверия Богу, уверенности в истинности Его путей. Это внутреннее состояние тоже обозначается как вера (Евр.11:11). Доверять или не доверять Богу, и в какой именно степени, опять же, зависит от человека, от его добровольного выбора.

Как известно, со Своей стороны Бог сделал всё необходимое, мыслимое и немыслимое, для того, чтобы расположить человека к доверию, послушанию. На протяжении многих веков Он являл Свою милость народам, наставлял, исцелял, совершал чудеса и знамения. Наконец, Сын Божий, приняв образ раба, став Человеком, принёс Себя в Искупительную Жертву, умерев за нас на Кресте, после чего воскрес, вознесся на Небо, образовал Церковь, наделил её спасительными средствами, утвердил иерархию.

И если кто, по каким-то личным соображениям, не желая довериться Господу, остаётся неверующим или маловером, то виновником такого состояния является не Господь, но сам человек.

Поскольку верующим, в строгом осмыслении, именуется тот человек, кто не только признал и доверился Богу, но и ревностно исполняет обязанности христианина (в том числе каждодневные), постольку тот, кто этого не делает, тоже может быть назван маловером.

Достаточно часто причиной подобного отношения к религиозному долгу служит леность, суетливость, несобранность, безответственность. Ясно, что и при таком положении вещей виновником маловерия является не Бог, призывающий к трезвению и духовной борьбе, но сам христианин.

Что такое маловерие и как его преодолеть

12:40 / 13 Января 2020 / Церковь

Протоиерей Андрей Ткачёв

Священник, публицист, проповедник

Как практикующий священник я очень часто встречаюсь с жалобами людей на то, что у них мало веры, что у них маловерие. Некоторые из них просто долдонят эти слова как бы по привычке, не понимая, что за ними стоит. Потому что в книжке прочитали, в перечне грехов – маловерие…

А некоторые понимают, что у них мало веры. Хочется им раздражиться, и нужно бы побороться с собой, а не хватает веры – и они раздражаются. И обижаются, злятся, похотствуют – именно из-за того, что веры мало.

Но я бы сегодня предложил вам для рассуждения несколько слов об этом маловерии и о том, что вообще вера-то у людей есть. И нужно благодарить Бога за то, что она есть. И не ждать того, что она будет чудотворна и будет горы двигать, как у Николая Чудотворца или у святого Спиридона.

Например, спрашивают у человека: а ты хочешь верить больше? Он говорит: хочу. А раз ты хочешь верить больше, откуда ты знаешь, что тебе это нужно? Он говорит: ну, как же, это нужно. – Это почему? А что тебе даёт вера? Он говорит: вера даёт мне силу, радость, бесстрашие и несокрушимость, например, на грех. – Ух ты, откуда ты это знаешь? Не от Бога ли? Он говорит: наверное, от Бога. – Значит, ты верующий. Если ты знаешь, что даёт тебе вера, и ты хочешь верить больше, значит, ты имеешь эту веру?

Как одному философу Господь сказал: ты не искал бы Меня, если бы уже не нашёл. То есть иногда мы хотим то, что уже имеем. И Господь, Иисус Христос, называется в Откровении Альфой и Омегой. А ещё у Павла говорится, что Господь Бог действует в вас, «еже хотети и еже деяти». То есть, если ты хочешь верить больше – это желание у тебя от Господа. И Он даст тебе верить больше, потому что Он действует в тебе. И хотеть, и действовать.

Кроме того, Господь называется начальником и совершителем веры. Это очень важные слова. Это в Послании к Евреям Павел пишет, что начальник и совершитель веры – Иисус. Что это значит? Это означает, что вот, я сейчас верую в Иисуса Христа. Я говорю: я верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси во истину Христос, пришедый в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз. Это очень серьёзное исповедание. То есть Христос – Господь, а я грешник, Он пришел меня спасти. Я это исповедую. И я верую в это. Я это говорю устами, я верую в это сердцем. Откуда это во мне? Это мне дал Господь. Это начало веры.

А совершение? А совершение – тоже, оказывается, от Господа. Ибо Господь наш – Он есть начальник и совершитель веры, Иисус. Значит, Он дал мне веровать в то, что Он Господь, а я грешник, нуждающийся в спасении. И Он должен совершить эту веру до конца. То есть, когда мы страдаем от маловерия, мы страдаем от гордости, которая хочет сделать всё сама. «Я всё сделаю сам. Я достигну, я добьюсь, я то, я сё». Да нет, подожди. Ты начал верить, потому что Бог дал тебе и ты принял. Но Бог начал – и Бог завершит. Ты хочешь, потому что Бог действует и еже хотети, и еже действовати.

Евреи спросили у Христа: что нам делать, чтобы делать дела Божии? Он говорит: дело Божие есть веровать в Того, Кого Бог послал. То есть веровать в Иисуса Христа – это дело Божие. Это не дело человеческого ума. Не дело таланта, не дело яркого воображения. Это дело Божие. Бог даёт нам веровать в Него.

Поэтому зачем вы смущаетесь часто, на каждом шагу, и празднословите на исповеди: я маловерием согрешаю? Господь творит дела Свои в нас. Мы покоряемся вере, мы отдаемся вере, и вера делает с нами то, что Он хочет, а не то, что мы хотим. От нас требуется только поддаться этому волнообразному движению веры. Она понесёт нас к этим сладким берегам. Нужно только смириться с Божией волей. Это не от нас. Наша вера не от гениальности, не от талантливости, не от памяти, не от породы, скажем, не от крови, не от генов.

На деревья гляньте на улице – они все замёрзшие сейчас, зимой. Нет листьев, нет плодов. Ничего нет. Они все скукоженные, замёрзшие, задеревеневшие деревья такие. Это значит, что в них нет жизни? Нет, в них жизнь есть. Как только согреется земля и засветит солнце, и потекут ручьи, и заживёт земля – они покажут свою жизнь. Некоторое сильно зазеленеет, некоторое будет такое себе, получахлое, полуживое, некоторое вообще не зазеленеет. А некоторые просто-таки расцветут.

Так и люди. Вера живет глубоко в человеке. Как в Послании к Колоссянам Господь через Павла говорит, что жизнь ваша, Христос, скрыт с вами. И когда явится Христос во славе – и вы явитесь вместе с Ним. То есть я за то сейчас, чтобы мы не празднословили на исповедях. Какие-то полумонашеские словеса плетут люди – маловерие, маловерие… Что такое маловерие? У тебя вера есть – есть. Ты рад вере своей – рад. Хочешь больше – хочу. Так кто в тебе действует? Господь. Он тебе и дал веру в начале, и дает тебе желание веры большей. Ну, так что ж ты? Чего ты там сюсюкаешь? Двигайся. Работай. Читай. Молись. Трудись. Покоряй свою волю волей Божьей. Отсекай страсти, двигайся вперёд. Оттачивай ум, как шпагу, чтобы воевать с врагом. Двигайся, не болтай.

Я за то, чтобы люди поняли, что то, что в них есть, – это уже от Господа. И Он есть начальник и совершитель веры. И Он совершает в нас Свою работу. Мы движемся дальше. Поэтому прочь сюсюканье – вперёд, на работу! Все верующие должны оттачивать веру, как клинок. И воевать ею. И поражать врага. Как мушкетёры короля, небесного короля. И не бояться никого – один за всех и все за одного. Так что, друзья мои, если вы захотите поговорить про маловерие – вспомните мои слова сегодняшние, и трудитесь над тем, чтобы начавший в вас дело Господь продолжал его в вас, а вы покорялись Его действию. Наша дорога очень далёкая, красивая. Вперёд, с Богом.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи Поделиться: Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER Теги: отец Андрей Ткачев, православие, вера, маловерие, религия

Другие мнения автора:

Все мнения

  • 24.02.2020 «Блин — это просто блин»: Как отпраздновать Масленицу
  • 19.02.2020 «Будьте любезны выйти вон»: В «гражданских браках» главные виновники – мужчины
  • 12.02.2020 «На лоскуты»: Отец Андрей Ткачёв обрушился на педофилов