Ментальной арифметике

Содержание

Ментальная математика / арифметика, Новосибирск — отзыв

Всем доброго дня!

С малых лет моя дочь проявляла свои таланты в области рисования, лепки и прочих художественных навыков. В школе с легкостью отвечает на задания любой сложности по окружающему миру и заучивает длинные стихи на раз-два, а вот математика… Нет, не так, а МАТЕМАТИКА!!! С ее элементами геометрии, скоростью и умножением — это у дочери всегда вызывало множество затруднений.

1 и 2 класс — это так, раскачаться) Ребенка учат основным навыкам работы с числами, фигурами, примерами и задачами. Чаще всего задания идут на простые вычисления и логику. А вот 3 и 4 класс уже требует усилий, накопленных знаний и скорости понимания материала. Это я про что — ребенку необходимо быстро вникать во все аспекты науки — сегодня мы проходим скорость и расстояние, а завтра нужно рассчитать площадь поля.

Вот тут (в 3 классе) у нас и пошли первые проблемы. Таблица умножения никак не хотела заучиваться, а на ее основе много задач решается, это и объяснять не надо, а следовательно и расчеты проходили дольше и труднее. Собственные силы (я всегда помогала ей с уроками морально и физически) уже не помогали, самооценка и моральное состояние моей девочки уже дало трещину, поэтому было решено искать пути решения проблемы.

Курсы ментальной арифметики достаточно популярное направление работы с детьми и в нашем городе, и в интернете, поэтому мы решили заниматься изучением этой науки и постигать магические пути запоминания чисел и действий.

Что такое ментальная арифметика?

Если по простому, то это способ научить ребенка быстро считать в уме.

Само слово «ментально» предполагает счет «в уме», не задумываясь. Ребенок осваивает работу с числами объемно и учится выполнять действия сложения и умножения быстро.

Ментальная арифметика — это методика обучения быстрому (почти мгновенному!) счету.

Метод обучения ментальной математике подходит для развития детей от 4 до 14 лет.

Конкретного определения этому понятию я в интернете не нашла, все педагоги интерпретируют его по-своему. Вот например еще одно определение:

Методика детского образования, способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме

В общем то я отчасти с этими расшифровками согласна, отчасти — нет. Но у всех есть общее — нужно научить ребенка быстро производить вычисления различной сложности в уме.

На что рассчитывали мы, когда решили посещать эти курсы?

Поскольку дочь уже укоренила мысль, что она с легкостью осилит литературу, а математика для нее это трудно, я была настроена доказать ей, что ее способности высоки и что она не должна думать, что «в жизни это все равно не пригодится», и «вообще, кому то дана математика, а кому то нет»!

Вот особенно по поводу последних высказываний,которые благополучно перешли из уст родителей в уста детей, как отмазка от усилий (а че, теперь то можно и не напрягаться, я все равно не могу…), я конечно рвала и метала! Один ребенок сказал, а все подхватили — Да! Я же тоже не могу! А и фиг с ним, не всем же быть математиками!

Я настроила дочь, что у нее все получится и она с легкостью победит все трудности счета, умножения и прочие сложности.

Пробное занятие дочь посетила летом. Педагог в нашем центре талантлива, женщина с многолетним стажем. Она около 40 минут беседовала с дочерью, задавала ей простые примеры и наблюдала за скоростью реакции, общим уровнем развития и способностями.

После мы с ней разговаривали индивидуально, где было решено посещать занятия курсом, продолжительностью минимум полгода, но весь курс продолжительностью 9 месяцев.

* Естественно педагог посоветовала нам заниматься! А то такая: «Нееее! Вам не надо, у вас отличное скорочтение! Зачем вы будете посещать дорогие курсы 3 раза в неделю после школы???» Ага!

Стоимость занятий достаточно высока. Я бы даже сказала, что это самые дорогие занятия из всех, предложенных нашим развивающим центром.

Стоимость одного занятия 500 руб, в неделю надо посетить 3 занятия, соответственно в месяц выходило от 5000 до 6000 руб, в зависимости от календарных дней.

Пропускать занятия не желательно, как и в любой секции или спорте. Пропустил — упустил новую тему, догонять надо вдвойне. Детям, кто все же пропускал занятия по болезни или другим причинам приходилось очень тяжело. Моя дочь достаточно крепкого здоровья, поэтому ходила постоянно, исключения были только несколько раз (около 5 занятий) когда мы уезжали на соревнования по бальным танцам.

Работа по ментальному счету проходит с помощью соробана — инструмента, похожего на счеты. На нем детей научили градировать единицы, десятки, сотни и тысячи.

Работать нужно быстро, шайбочки передвигаются вверх или вниз (смотря какой пример). Короче там втянута еще и ловкость рук или развитие мелкой моторики пальцев, поэтому если у ребенка плохо с руками — придется туго.

Плюс руки нужно держать определенным образом, там своя технология.

Работать с соробаном дочери всегда нравилось — она легко передвигала шайбочки в нужных секциях, редко ошибалась, поэтому это ей в принципе доставляло только удовольствие.

Как происходит обучение счету?

Занятия проходят в групповой форме.

Дети сидят в классе, за партами и выполняют задания на распечатанных листках. принцип работы — от простого к сложному.

Примеры решаются сложные, пошаговые. Ребенку нужно посчитать сколько будет 5+4-2+3 и записать только ответ.

То есть сначала дети выполняли совсем простые примеры на единицы, потом из десятков отнимали единицы:

2+7-2=

5-2+1=

6+4+3=

15-8+2=

18-3+5=

16-7+8=

Затем усложняется до действий между десятками

23+11=

31+6+5=

15-4+6=

64-23-12=

54-16+12=

А уже к концу курса оперируют с сотнями и десятками

125+12=

110+15+12=

113-18+45=

110-47-23=

Все эти действия дети вычисляют с помощью соробана,а ответ записывают в нужную клетку. По итогу выполнения заданий педагог диктует правильные ответы, а дети считают — сколько у них решено верно, а сколько нет.

Никаких журналов оценок или подобного контроля нет! Педагог ставила целью развить у детей ощущение числа и действия, поэтому если на занятии много неудач и мало правильных ответов — эту тему шерстили снова.

Про домашние задания. Как ни странно, но тут нам тоже приходилось закреплять полученные знания дома. Для этого в вац апе создана группа, где педагог наговаривала «диктанты», а дети должны были выполнить задания.

Скажу честно дочери это давалось не легко! После школы надо уроки сделать, плюс еще и тут сконцентрироваться и правильно выполнить все действия.

Итак, мы проходили 9 месяцев! Чего мы достигли?

Скажу сразу, моя Кристина одна из всей группы успешно доходила все 9 месяцев обучения. Из группы 12 детей около 5 человек бросили еще до Нового Года, а оставшиеся 6 — ближе к концу учебного курса.

Результатом было общее развитие математических навыков и способностей. Теперь дочь с легкостью выполняет счёт на десятки и сотни на соробане, и пытается выполняет эти действия в уме, но пока что для неё это ещё тяжело.

Подтянулся устный счёт, стало легче запоминать примеры и задачи. Больше всего улучшилась и окрепла память на числа и пошаговые примеры. Ориентироваться в десятках и единицах научилась на раз-два.

В целом дочь стала хорошо ориентироваться в математических задачах, решать для неё сложные вычисление стало легче.

В общем для нас скачок в развитии был на лицо, Кристя перестала говорить о том, что математика — это сложно, и стала относиться к занятиям проще, появился интерес, и как следствие задания теперь решаются легко.

Самым большим достижением для нее былa написанная на отлично контрольная ВПР! Мамочки меня поймут) Из всего класса, только 2 детей написали эту работу на 5 баллов. Гордости было хоть отбавляй) Да и я, чего скрывать — тоже ей горжусь!

Что могу сказать по поводу этих дорогих и сложных занятий?

В интернете часто пишут, что ментальная математика помогает развивать внимание, концентрацию и логику, и еще много способностей мозга. однако тут я не со всем согласна. Если у вашего ребенка нет внимания, то только менталкой его не развить, надо применять и другие способы развития.

Логика и смекалка — ну это тоже за уши притянуто…

В общем занятия определенно идут на пользу детям, у кого сложности с числовым рядом, счетом, таблицей умножения и пошаговыми примерами. Однако, чтобы эта польза была — нужно очень постараться как самому ребенку, так и родителям — иногда нужно настоять на том, что это важно и полезно.

Читала очень интересную мысль Яжематери:

Зачем нужно платить деньги, чтобы научиться считать? Вы не можете сами с сыном поиграть, позаниматься устным счётом?

Ну блин ага, то то я смотрю все мои знакомы только и сидят с детьми занимаются….

Итак, занятия ментальной арифметикой я вам рекомендую, но говорю сразу, что усилия нужно приложить не слабые!

Ментальная арифметика сегодня на пике популярности. В каждом городе появляются новые развивающие центры, в уже существующих создаются специальные курсы. Родители, которых интересует этот вопрос, уже наверняка видели детей, производящих в уме без калькулятора сложные математические действия. Однако всем ли подходит эта методика обучения и в чем ее особенности, знают единицы.

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика – это методика, которая учит быстрому счету. По сути, это набор упражнений для тренировки и развития мозга в процессе мысленной визуализации арифметических действий на специальных счетах. Чтобы научиться пользоваться этими счетами в уме, необходимо запомнить расположение косточек на спицах, а также выучить все ключевые манипуляции с ними. Счеты абакус представляют собой рамку с перекладинами и шестью спицами, на каждой из которых по пять костяшек.

Интересно!

Корни ментальной арифметики уходят в Древний Китай, но сама новаторская методика была изобретена в Турции. Она призвана дать человеку понимание пространственности и состава числа, что является отличной базой для дальнейшего изучения математики.

Кому подходит эта методика обучения?

Обучиться ментальной арифметике могут все желающие, но лучше всего эта программа усваивается детьми от 4 до 12 лет, поскольку именно в этом возрасте развитие мозга происходит максимально интенсивно, а многие навыки, полученные в этот период, сохраняются на всю жизнь.

Не стоит думать, что дети, которые не имеют направленности на точные науки, не смогут освоить данную методику.

Занимаясь ментальной арифметикой, они смогут совершенствовать свои творческие способности, а также забыть про свою нелюбовь к цифрам. Гиперактивные дети научатся обуздывать свои порывы и станут более спокойными.

Справка!

Обучиться ментальной арифметике могут не только дети, но и взрослые.

Зачем?

В реальной жизни ментальная арифметика поможет:

  1. Направлять внимание на главное. Если послушать интервью успешных людей, можно понять, что прийти к заветной цели им помогли вера в свои силы, настойчивость и умение концентрироваться на одной задаче. Ментальная арифметика научит сосредотачивать внимание на одной задаче и за счет этого справляться с ней максимально быстро.
  2. Быстро принимать решения. Ежедневные тренировки прививают умение оперативно находить решение, поэтому тот, кто владеет методикой ментальной арифметики, в любой кризисной ситуации выберет то, что важно.
  3. Быть уверенным в себе. Когда домашние задания перестают быть тягостными и невыполнимыми, ребенок чувствует себя гораздо увереннее, у него закрепляется установка «я победитель», следовательно, он сможет справиться с любыми сложными задачами в своей жизни.
  4. Творчески подходить к решению вопросов. Во время занятий ментальной арифметикой развивается воображение, поэтому появляется навык нешаблонного мышления.
  5. Легко общаться. Так как ментальная арифметика развивает оба полушария мозга, центры, которые отвечают за общение и эмоции, тоже активизируются. Это способствует более легкому общению, умению сопереживать и делиться.

Основные подходы

Как уже понятно из названия методики, ее принцип основывается на развитии способности считать в уме.

Начальные занятия проводятся в легкой игровой форме, поэтому у ребенка не будет создаваться впечатление о сложности этой программы и развиваться неуверенность в собственных силах.

Методика заключается в преодолении 10 этапов, каждый из которых рассчитан в среднем на 3–4 месяца при занятиях не реже 2 раз в неделю.

Важно! Положительные изменения можно заметить уже через 2–3 месяца регулярных занятий.

Сначала примеры будут простыми, но в дальнейшем их сложность увеличивается. На первых этапах обучения дети будут использовать счеты, что способствует одновременному развитию обоих полушарий головного мозга.

Далее наступает этап обучения счету без специальных приспособлений.

Это помогает не только развитию воображения и умению обращаться с цифрами в уме, но способности удерживать их в памяти.

Такая мощная стимуляция развития воображения и многозначности позволит ребенку производить в уме математические вычисления и при этом заниматься другими делами.

Важно!

В процессе учебы ребенок может также изучать иностранный язык – проговаривать свои действия на другом языке.

Учитель задает на дом задания, которые ребенок должен выполнять самостоятельно. При допущении ребенком ошибки, его никто ругать не будет, наоборот, ему представится возможность найти ее самостоятельно.

Суть обучения ментальной арифметике заключается в развитии интеллектуальных способностей, что является основой для личностного развития и успехов в учебе.

Благодаря ментальной арифметике ребенок:

  • освоит быстрое решение математических действий без использования калькулятора;
  • разовьет воображение и раскроет свои творческие способности;
  • станет более наблюдательным;
  • увеличит скорость своей реакции;
  • научится концентрировать свое внимание, что, разумеется, пригодится ему на занятиях в школе;
  • станет более целеустремленным, обретет уверенность в собственных силах;
  • будет легче запоминать стихотворения, ему будет проще изучать иностранные языки.

Минусы

Сразу стоит сказать, что минусов в метальной арифметики мало. К основным из них можно отнести следующее: механический счет формирует у детей не очень правильные математические представления.

Привычка быстро производить вычисления может превратиться в излишнюю поспешность. В результате ученики могут допускать ошибки только из-за своей невнимательности.

У многих родителей возникает вопрос – не возникнут ли у ребенка проблемы с освоением школьной программы, ведь счет в ментальной арифметике не совсем такой, как в школе. По этому поводу существует два мнения.

Одни учителя говорят, что никаких проблем не возникнет, так как мозг у детей очень гибкий и способен обрабатывать, усваивать и фильтровать большой объем информации.

Обратите внимание!

Тренировка обоих полушарий головного мозга способствует лучшему усвоению школьного материала.

Другие утверждают, что на первых порах ребенок может немного путаться в методах вычисления ментальной и школьной арифметики. Но все сходятся во мнении, что дети быстро адаптируются, и никаких проблем в дальнейшем не будет.

Полезное видео

В видео ниже рассказано, как правильно пользоваться абакусом и показаны простые упражнения для пальчиковой гимнастики.

Вывод

Оценивая все за и против ментальной арифметики, можно с уверенностью сказать, что изучение данной методики вычислений – это с пользой потраченное время и деньги. Конечно совершенствовать интеллект ребенка можно и другими способами, но ментальная арифметика развивает сразу два полушария головного мозга, что делает ее уникальной.

Ментальная арифметика для детей: плюсы и минусы, мнения специалистов

Способность ребёнка быстро и правильно считать в уме, по мнению школьных преподавателей, является одним из признаков наличия у него математических способностей. В последние тридцать лет в мире среди родителей получили популярность центры, в которых умению быстро считать могут обучить каждого ребёнка. Для этого используется особая методика, называемая ментальной арифметикой.

Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта

В настоящее время в мире насчитывается более 5 тысяч школ, в которых обучаются ментальной арифметике более 5 млн детей. Существует несколько десятков разновидностей этой методики. Только в России учебные центры работают по десяти популярным франшизам:

  • Абакус;
  • Smartykids;
  • Менар;
  • UCMAS;
  • GENIUS;
  • ALOHA;
  • Unicum kids;
  • Abacumo;
  • Соробан;
  • Пифагорка.

Единый принципиальный подход заключается в том, что обучение ведётся на специальных механических счётах абак (абакус). В Китае их разновидность называется суньпань, в Японии — соробан. В общем случае абак — это семейство счётных досок, которые применялись для арифметических вычислений ещё до нашей эры в древних культурах Европы и Азии. Соробан представляет собой совокупность вертикальных спиц с нанизанными на них камнями. Одним из примеров абака являются русские счёты.

Счёты соробан состоят из нечётного количества вертикальных спиц с нанизанными на них костяшками

Чем отличается ментальная арифметика от обычных занятий по арифметике, как проводится обучение

Обучаясь ментальной арифметике, дети сначала учатся считать на абаке, механически передвигая камни руками, затем стараются выполнять математические операции в уме, мысленно представляя свои действия со счётами. В конце концов, дети становятся способны выполнять следующие операции в уме быстрее, чем на калькуляторе:

  • вычитать, умножать, делить шестизначные числа;
  • извлекать корень;
  • находить проценты.

Согласно рекомендациям специалистов по ментальной арифметике, лучше всего даётся обучение детям в возрасте от 4 до 14 лет. Причём если обычная программа обучения математическим вычислениям предполагает, что дети после первого класса должны уметь складывать и вычитать в пределах двадцати, а после второго класса в пределах ста, то дети, освоившие ментальную арифметику, могут уже в возрасте 5–6 лет спокойно оперировать трёхзначными числами.

Стандартный курс ментальной арифметики рассчитан на два года. Дети должны заниматься в классе раз в неделю. Занятие длится 1–2 часа. Но залогом успеха является ежедневное выполнение домашних заданий, на которые затрачивается от 10 до 20 минут.

Отличие изучения классической арифметики от ментальной в том, что в первом случае основой являются слуховые и визуальные ощущения, а во втором добавляются зрительные образы и тактильные ощущения. Математические операции на счётах на начальном этапе осуществляются перемещением косточек на спицах с помощью обеих рук одновременно.

Ментальной арифметикой дети занимаются в специальных классах раз в неделю в течение двух лет

Аргументы в пользу этих развивающих занятий для ребёнка

Именно развитие моторики обеих рук и зрительной памяти позволяет сторонникам ментальной арифметики говорить, что при вычислениях по данному методу оказываются задействованными оба полушария головного мозга. Поэтому считается, что такие занятия развивают:

  • воображение;
  • память;
  • логическое мышление;
  • концентрацию внимания;
  • умение абстрагироваться.

В подтверждение этого дети, прошедшие полное обучение, могут одновременно производить сложные вычисления, слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.

В интернете можно обнаружить краткое описание исследований учёных из Мадрасского университета в Индии. В исследованиях принимали участие две группы детей по 160 человек в каждой. Дети, которые изучали ментальную арифметику, лучше запоминали числа и концентрировались на заданиях, были более креативными.

Доктор социальных и экономических наук Максим Белицкий считает, что занятия ментальной арифметикой в будущем могут пригодиться руководителям бизнеса любого уровня, так как им приходится оперировать большими массивами чисел.

По ментальной арифметике проводятся чемпионаты мира, в которых участвуют сотни детей

Аргументы против

Правда, бо́льшая часть педагогов и учёных относятся довольно настороженно к ментальной арифметике. Например, преподаватели математики Леонид Звавич и Александр Шевкин напоминают, что в мире существует масса других систем быстрого устного счёта. Также российских педагогов настораживает агрессивное продвижение ментальной арифметики в качестве бизнес-модели.

Американские учёные изучали эффективность этой методики на учениках начальной школы. Каких-либо преимуществ перед другими методиками не было выявлено. Скептики приводят в свою пользу и другие аргументы:

  • нет необходимости в длительных занятиях ментальной арифметикой, так как в решении стандартных школьных задач на логику этот метод не помощник;
  • развивается только навык устного счёта, а другие математические способности атрофируются;
  • из-за шаблонного подхода утрачивается способность к поиску оптимального метода решения той или иной математической задачи.

В решении задач на логику из стандартной школьной программы, задач на вступительных экзаменах навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, пригодятся очень мало. Это широко распиаренный ход для родителей, которые не хотят сами работать с детьми.

Видео: о ментальной арифметике в передаче «Жить здорово»

Я также довольно скептически отношусь ко всем школам раннего развития. Наш старший сын посещал одну из таких школ в трёхлетнем возрасте. Там учителя пытались его учить рисовать, читать и писать. Особо ничего у него не получалось, так как он был не готов к восприятию такой информации. Зато сегодня он на отлично учится в обычной и художественной школе. Мы с женой поняли, что всему своё время, и не стараемся делать из детей вундеркиндов.

Многие наши знакомые отдавали детей в школы ментальной арифметики, потому что это было модно. Дольше трёх месяцев никто не выдержал. Во-первых, занятия отнимали много сил и времени, во-вторых, особых успехов не было, в-третьих, обучение серьёзно истощало семейный бюджет.

Мы ходим уже 4 месяца В феврале сдали первый уровень, просто. Считали без перехода через 5, но дошли до счёта трёхзначных в уме. Однозначные считает с сумасшедшей скоростью, даже 20 действий за один пример с интервалом 1 секунда. Трёхзначные, кажется, было 10 действий. Сейчас братья, 10 двухзначных в уме на скорости 1 с. В общем, это удивительно, и смотрится дико, потому что я ни фига не успеваю за ней. Но это колоссальная, трудоёмкая работа! Каждый день надо делать, и это не по 20 мин, а бывает и до часу доходит В день надо решить 3 по 10 примеров, т.е. 30 разнообразных на платформе, учитель задаёт задание, и методичка, которую мы не успеваем.

У меня у подруги дочка 9 лет ходит несколько месяцев в Соробан. Ей пока нравится, я своих не спешу отдавать, у нас хватает всего интересного, чем позаниматься. И в школе успеваемость хорошая. Особых чудес и прогресса за два месяца я не увидела, характер не изменился, усидчивость у Насти не прибавилась. Мне кажется самое важное в данном случае это то, чтобы ребёнок занимался тем, что ему нравится. В любом случае — это лучше, чем игры на планшете и телевизор. Но во всём нужна мера.

Мне есть с чем сравнить. Мой ребёнок занимался летом пару месяцев соробаном. Дурь полная. Это я вам как мама олимпиадника по математике говорю и как педагог знающий про нейронные связи. Музыка (у нас частная музыкальная школа) даёт ребёнку куда более развитый мозг и способности к реальной математике, а не тупому счёту (и не убеждайте меня что, там ещё что-то есть). Хотите развивать математические способности, занимайтесь олимпиадной математикой, музыкой, шахматами. Пользы однозначно будет! У меня ребёнок без всякого соробана очень быстро умножает и делит 3 и 4-значные числа (у него свой алгоритм действий), но никакой соробан думать и рассуждать над задачами не научит.

Мы проходили год — ну такое, научилась она быстро считать, но чтобы это что-то особое ей дало — не знаю И там не так просто учиться — каждый день ребёнок делает домашние задания на компе. Перепрыгнуть нельзя. То есть если один день не сделал — завтра нужно сделать два задания. А если заболели или уехали — догнать очень сложно. Мы очень уставали. Ребёнок в конце года уже соробан ненавидел просто. Поэтому и перестали ходить. Но нужно отдать должное — стихи она стала учить значительно легче — или выросла или действительно память соробан развивает.

Занятия ментальной арифметикой могут принести пользу ребёнку в обучении быстрому счёту. Но не стоит ожидать чудес от этой методики. Лучше направлять усилия на всестороннее развитие ребёнка. При этом не надо его торопить в достижении результата. Часто попытки сделать из ребёнка гения приводят к тому, что в дальнейшем он плохо адаптируется к взрослой жизни.

  • Алексей Андреев

Ментальная арифметика отрицательные отзывы специалистов

Свой сегодняшний отзыв я хочу посвятить новомодному тренду в образовании под названием ментальная арифметика.

Мой опыт

Дело в том, что мой сынок в следующем году пойдет в первый класс. Вот и решила я его подготовить к школе и отдать в Центр ментальной арифметики AMAKids. В детском саду всегда хвалили способности моего ребенка, да и до этой «чудо школы» мы уже посещали подготовительные занятия в другом детском образовательном центре.

Мне очень хотелось что бы мой ребенок выделялся среди будущих одноклассников, ради этого мы и пошли в эту школу. Мало того, что дозвониться им получилось только с пятой попытки, так на мой телефонный ответили очень резко. Договорились о времени первого занятия. Мы с сыном пришли. Помещение у них оказалось очень маленькое и мне показалось совсем не уютным. Женщина, которая нас встречала даже не представилась. Практически сразу начала разговор об оплате. На мои вопросы о методике, о самом центре, о практике и прочем ответ был расплывчатым, и не уверенным. За то когда подошли к вопросу оплаты тут и зазвучал заученный текст. На данный момент, по их акции цена составляет 3500-3800 рублей в месяц (восемь занятий, но четыре урока). То есть занятия всего раз в неделю. Дороговато конечно. но мне для моего ребенка, никаких денег не жалко. Тем более на его образование и развитие. Судя по всему оплата за занятия интересует руководство центра на много больше, чем сам процесс обучения детей.

Но мы все равно стали ходить наз эти занятия, так как по оплате они нас устроили, да и эта школа удобно расположена совсем недалеко от нашего дома. так что мне больше не надо было возить ребенка через полгорода на его «развивашки». Прозанимались мы с сентября уже почти два с половиной месяца и положительных результатов особо я не увидела. Нам обещали «гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга ребенка», повышение концентрации внимания, улучшение памяти, дети станут увереннее в себе и. т. д. Незначительные сдвиги конечно были. Однако, я привела туда своего ребенка именно с целью улучшить память и внимание — уходили огорченными. Да, мой сынок просто отлично стал считать на счетах и в уме, НО (!) у него не появлялось умение концентрироваться на занятиях, рассеянность никуда не уходила. Рассеянность это наша главная проблема.

Можно заниматься самостоятельно

Так что заниматься таким образом можно и дома самостоятельно с ребенком. Это обойдется вам намного дешевле, чем в подобных школах. Да и отзывы специалистов о ментальной арифметике разняться, многие ее ругают за несовершенную методику. А вообще купить такие счеты Соробан овсем не проблема, например на Алиэкспрессе. А вот с книгами и учебниками уже сложнее. Все методички держаться в строжайшем секрете. На самом деле литературы полно, но она вся на английском или китайском/японском. Я находила в интернете очень много хороших учебников в PDF формате, но только на английском. В свободной продаже в России методической литературы лично я не встречала.

На самом деле всё гораздо проще. Но вредного в этой методике точно нет. Это зарядка для мозга и только. Как математика вообще. Ничего в этом плохого. Сейчас волна спроса спадёт и будут спокойно желающие заниматься. Я знаю о чем говорю. Изучила достаточно, чтобы составить своё мнение. Можно заниматься самим дома с ребенком. А еще можно на Плеймаркете скачать бесплатное приложение на смартфон и не париться и не отдавать кучу денег за сомнительные занятия.

Так что решать конечно вам, стоит ли отдавать своего ребенка на ментальную арифметику. Лично я решила отказаться от этих занятий, так как ощутимой пользы для моего ребенка просто не вижу.

Видео обзор

Все(5)

Ментальная арифметика отрицательные отзывы специалистов Отзыв преподавателя о ментальной арифметике Психолог: Зачем ребенку ментальная арифметика | Abakus-center Руны как магическая система СТИГМАТИЗАЦИЯ И РОМАНТИЗАЦИЯ ментальных расстройств

«Считают вслух, но не умеют мыслить и дружить». Почему отдать ребенка на ментальную арифметику — спорная идея

Ментальная арифметика — это программа развития умственных и творческих способностей, основанная на системе устного счета. Освоив ее, ребенок сможет решать арифметические задачи в уме всего за несколько секунд. Программа обещает улучшение памяти и внимания, воображения и творческого мышления. Но как все обстоит на самом деле?

Методика без научного обоснования

Яна Полянских

Никакие адекватные исследования, доказывающие эффективность методики, не проводились. «Методика развивает оба полушария мозга!» — пишут в рекламках. Правда, никто не делал детям тесты мозговой активности до и после… но это ерунда.

Давно доказано, что любая наша деятельность (даже простое лежание, глядя в потолок) задействует оба полушария: неврологи из США провели исследования на довольно репрезентативной выборке и доказали, что ни у одного из подопытных не удалось выявить ведущее полушарие. Конечно, есть задачи, связанные больше с левым или правым полушарием, но второе в эти задачи тоже существенно вовлечено.

Взаимодействие полушарий — основа всех психических функций. Но распределение задач, которые решают оба полушария, не статично, оно меняется с возрастом. И вообще, даже если вдруг ментальная арифметика и развивает чудесным образом мозг, не стоит забывать, что он пластичен. Сохранятся ли результаты через год-два?

Единственное научное исследование, которое мне удалось найти, это исследование К. Васуки. В городе Ченнай (Индия) были взяты две выборки детей: 160 человек из экспериментальной группы и 160 человек контроля (задания не выполняли). Ни в одну из групп не включили участников из малообеспеченных семей и детей, родители которых не окончили школу (какие осознанные критерии отбора, правда?).

По результатам предварительного тестирования видно, что выборки, в целом, статистически однородны, уровень концентрации, памяти, творчества и пространственного восприятия у всех был примерно одинаковым.

Беда в том, что контрольная группа была какой-то странной… и такой подход статистику обычно не устраивает: дети из нее не занимались вообще ничем. Не занимались по другой, доказанной методике, например. Они вообще не развивались на протяжении этих двух лет эксперимента. И это очень заметно по представленным данным — уровень их развития существенно упал за это время. Если честно, то вот какую методику ни возьми, а дети, занимающиеся хоть чем-то, будут показывать результаты лучше. Но почему-то исследователи решили, что этот прорыв относится именно к ментальной арифметике. А еще, что странно, я не смогла найти эту статью в рецензируемых научных журналах. Наверное, именно потому, что рецензенты в курсе, что такое статистика.

А вот реальное научное исследование профессоров из департаментов психологии университетов Калифорнии, Стенфорда и Пенсильвании показало весьма интересные вещи. Они в течение года изучали рандомную выборку учащихся из 1-х и 2-х классов начальной школы и выяснили, что ни одна из возрастных групп не показала значительного улучшения когнитивных функций или математических способностей, по сравнению с контрольной группой. Причем школа, в которой проводились исследования, была этнически и социально-экономически разнообразной. В группы были включены как дети с нарушениями в развитии, так и высокоинтеллектуальные ученики. Некоторые из детей так и не смогли в течение года освоить эту методику, а те, кто освоили, в реальном математическом тестировании не показали значительных успехов.

Дрессировка, натаскивание и заучивание

Для меня, как преподавателя математики, методика менара довольно сложная. Например, для того, чтобы умножить 23*47, необходимо, цитирую: «Сначала берем правую цифру множимого (3) и умножаем на крайнюю левую цифру множимого 3×4=12. Число 12 откладываем слева от множимого, затем эту же цифру множимого умножаем на следующую слева направо цифру множителя 3×7=21, получившееся число 21 прибавляем к результату, но уже сдвинув вправо на один разряд…» А-а-а! Не знаю, как вы, но я уже запуталась.

Есть гораздо более удобные способы умножения. Почему бы не научить им, причем за пару занятий? Почему нужна эта адская последовательность действий?

В рекламах центров по ментальной арифметике написано, что эти действия развивают творческое мышление. Нет, ребята, это просто дрессировка, натаскивание и заучивание.

Причем, чтобы полностью освоить методику, необходимо 2-3 года! Это правда интересно детям на протяжении двух лет? Ведь там одни и те же действия каждое занятие и они не так разнообразны. Поделитесь своим опытом.

Готовые ответы вместо творческих решений

На ребенка с потенциально хорошим математическим мышлением эта система может оказать даже пагубное воздействие. Ведь думающему ученику сложно понять, а почему надо делать именно это действие? Можно ли попробовать по-другому?

В менаре — нельзя. Но непонятно, почему. Им бы лучше дать попробовать настоящую математику, где логические связи, интересные задачи про волшебников и гномов, вспомогательные раскраски… Где можно попробовать и самому понять. А не просто месяцами выполнять действия, которые показал учитель.

Математика учит мыслить рационально, анализировать ситуации, представлять в уме картинки задач. Математические модели отлично подходят для современного мира, и ребенку важно научиться ими оперировать.

А это — лишь продвинутая техника вычислений, не стоит возлагать на нее особых надежд. Вычисления вычислениями, а мы тут уже посмотрели на исследования и поняли, что бонусов в школьном обучении она как-то не особо дает. Ибо «можно научить дельфина крутить мяч на носу, но поможет ли это ему ловить рыбу?»

К сожалению, все мои ученики, которые ранее занимались менаром, показывали плохие результаты. Вместо того, чтобы вдумчиво прочитать задачу, попробовать ее нарисовать, предположить — они начинали говорить ответы: 256, 712… На вопрос о том, что это за числа, они ответить не могли. Зато быстро посчитали. Сложили и умножили. Непонятно, зачем.

Ведь методика сложных вычислений в уме тренирует память, внимание, да, но не имеет никакого отношения к пониманию алгоритмов и причинно-следственных связей.

У меня была ученица пятого класса, год ходила на менар, участвовала в международных соревнованиях, даже занимала призовые места… и занималась со мной подготовкой к обычным школьным контрольным. Успехов в математике у нее не было.

Непосильное развитие без цели

Сейчас все родители стремятся развивать своего ребенка. И это было бы нормально, если бы развитие было по возрасту… Еще в советские годы знаменитый педагог Лев Выготский писал о «зоне ближайшего развития» — о том, что задача, предложенная ребенку, должна быть ему по силам. Если задача слишком сложная или, наоборот, слишком простая, то мотивации к обучению не будет.

На мой взгляд, менар представляет собой именно ту категорию задач, которая немыслима без помощи взрослого. А значит, рано или поздно она повлияет на мотивацию ребенка. И ладно бы только на мотивацию.

Мои коллеги-психологи в один голос утверждают, что такое непосильное развитие без понятной цели негативно отражается и на физическом, и на психологическом здоровье. Новомодные неизученные занятия в сочетании с высокими нагрузками для неокрепшей детской психики могут оказаться весьма опасными.

Да и зачастую занятия «развивашками» идут взамен плавания, любимого футбола и простого общения со сверстниками. Только правильные, развивающие игрушки, кружки, репетиторы с двух лет.

А современные дети, между тем, не умеют дружить и общаться, не могут без манипуляции и истерики попросить что-то, они не умеют честно играть и проигрывать, практически у всех младших школьников начисто отсутствует мелкая моторика… А мы развиваем им быстрый устный счет. Ну да, это ж показатель развития.

Если мамочка, сидящая рядом с вами в поликлинике, радостно щебечет о том, что ее малыш чемпион по шахматам и участвует в международных конкурсах, умножая в уме пятизначные числа… Пожалейте того ребенка.

И дайте своему догрызть тот стул. Это важно сейчас.

Источник: Facebook Яны Полянских