Метод анат баниэль при ДЦП

Содержание

Метод Фельденкрайза: использование для восстановления детей с ДЦП и других особенных малышей

Метод Фельденкрайза – это особая двигательная терапия, которая была разработана Моше Фельденкрайзом (инженером, физиком, психологом, педагогом)
Ее целью является развитие человека в процессе движения, а, точнее, работы над движениями собственного тела
Другое название данной практики – метод соматического обучения

Сегодня метод Фельденкрайза успешно используется во всем мире для реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом

Данная статья написана на основе труда последователя этой терапии Фельденкрайз-практика, самого страдающего ДЦП, Пола Дорона Дорофтея

Метод Фельденкрайза в лечении ДЦП

Сам Фельденкрайз говорил о своем открытии так

Я не исправляю, не лечу и не учу. Я просто создаю условия для обучения

Автор статьи считает метод Фельденкрайза – прорывом в области лечения ДЦП
Даже несмотря на то, что эта терапия пока не получила широкого распространения в мире

Таким образом, у каждого ребенка с повреждениями нервной системы появляется шанс обучиться чему-то новому, развиваться и справляться с физиологическими трудностями, вызванные болезнью

Метод Фельденкрайза дает возможность обучаться
Каждое живое существо стремится в той или иной форме к самовыражению
И данное утверждение касается абсолютно всех, даже тех, кто из-за физических нарушений, делает это с большим трудом
Так ребенок, который парализован спастически, не выказывает явного интереса к окружающему его миру
Однако зачастую его умственные способности не слишком отличаются от способностей здоровых детей
Просто в силу физических патологий такой малыш не может выразить свои эмоции, проявить заинтересованность происходящим вокруг
Так не слишком опытные люди искусства – актеры, музыканты, художники – чувствуют очень много, но не всегда способны выражать это

Однако артист не скован физическими ограничениями, в отличие от парализованного ребенка, который помещен в жесткие рамки собственного тела
Человек искусства набирается опыта посредством обучения – усвоения тех или иных навыков, необходимых его профессии и максимально помогающих проявить его талант
При этом спастически парализованного ребенка общество воспринимает как неспособного к обучению, а потому он лишен даже шанса на получение новых знаний и навыков

Представители традиционной медицины относятся к детям с ограниченными физическими возможностями как к «бракованной машине»
Ее, по их мнению, нужно либо чинить при помощи операции, либо программировать – заставлять делать то, что она делать просто не в силах
Но в данном случае речь идет вовсе не об обучении особенных детей
Это скорее дрессировка, принуждение

Метод Фельденкрайза: принципиально новый подход к особенным детям

Естественно, такой тяжелый недуг, как ДЦП, препятствует развитию ребенка
Следовательно, грамотный терапевт должен найти то, что будет этому развитию способствовать

Важно запустить такой обучающий процесс, который активизирует собственные ресурсы организма, задействует тот мощный потенциал, который скрыт в каждом из нас, даже в особенных детях

Правильно разбуженные биологические импульсы освободят ребенка от существующих ограничений и помогут предотвратить или сдержать разрушительные последствия спастического паралича

Вот те вопросы, благодаря которым можно осознать пользу метода Фельденкрайза

1.Какие условия дают гарантию нормального развития нервной системы ребенка, только что появившегося на свет?
2.Какие из них разрушает возникновение и развития ДЦП?
3.Какими методами возможно воссоздать нарушенные болезнью условия?

Известно, что для нормального развития маленького человека ему необходимы восприятие собственного тела, а также сила тяжести, которая действует на него
Она-то и является самым первым стимулом для развития нервной системы
Здоровый малыш учится регулировать напряжение своих мышц за счет влияния силы тяжести на различные части своего тела
Это необходимо для создания целенаправленных движений тела
Знакомство с силой тяжести происходит в течение нескольких недель после рождения ребенка, при условии, что у него нет патологий
Так маленький человек получает способность исследовать отношения между восприятием собственного тела, силой тяжести, а также движениями, которое тело совершает в ее пределах
Именно эти три составляющие и определяют успех дальнейшего развития младенца

Естественно, что у ребенка, страдающего детским церебральным параличом, при котором повреждаются сенсорные способности нервной системы, этот природный процесс нарушается
Нервные клетки мозга у таких детей разрушаются
А они отвечают за регуляцию нервных центров, которые контролируют определенные мышцы тела
На внешнем уровне это проявляется как увеличение мышечного тонуса в тех частях тела, которые поврежденный мозг контролировать не в состоянии

То есть, нарушается правильное взаимодействие между мышцами-агонистами и антагонистами, которые должны работать одна за другой
Получается, что сгибатели и разгибатели включаются в работу одновременно, и они просто блокируют движения друг друга

Все силы ребенок с ДЦП отдает не движению, а поддержанию этого мышечного противостояния
Вот почему малышам с таким заболеванием так сложно двигаться
И виной тому – вовсе не недостаток или переизбыток энергии, как принято считать, а ее неверное приложение

Пример неспособности правильно адаптироваться к силе тяжести – человек, попавший в воду и не умеющий плавать
Что он делает? Просто хаотично молотит руками по воде
Так и дети с ДЦП – их движения кажутся здоровым людям странными, но никто не задумывается о том, что они пытаются управлять своим телом в незнакомой для них обстановке
Только представьте себе, что из-за неправильного тонуса мышц шеи больной ребенок не может поворачивать голову на внешний раздражитель
Более того, такой малыш не научится переворачиваться на живот – он просто не сможет найти решение данной задачи
Само собой, отсутствие развития в данном направлении негативно отразится на мышцах спины, которые не смогут окрепнуть должным образом
А, значит, такой ребенок и ползать не научится
И, соответственно, он не сможет сидеть, стоять и ходить
И все это будет лишь из-за того, что спастически парализованы мышцы шеи

Метод Фельденкрайза – это не лечение, а обучение

Данная терапия подчеркнуто называется обучением движению, а не способом лечения больных детей
Такая разница принципиальна
Да, метод Фельденкрайза способен устранить физические проблемы тела, а, значит, исцелять его
Но самое главное – такие ошеломляющие результаты достигаются с помощью обучения
Каждый ребенок, к которому применяется эта терапия, проходит обучение на физическом уровне – кинестетическом, телесном

С течением времени он сам начинает чувствовать, где именно концентрируются те нарушения, которые мешают ему выполнять определенные двигательные задачи

В процессе обучения по методу Фельденкрайза дети самостоятельно формируют те методы движения, которые максимально эффективны для его тела, а, значит, наилучшим образом соответствуют поставленным целям

Если внимательно наблюдать за ростом маленького человека, то можно понять – все функции его организма развиваются иерархично, в определенной последовательности

Видео

Осознавание тела через движение

Нервная система начинает реагировать на все тело в целом, не разделяя его действия на функции
Иначе говоря, новорожденный лежит таким образом, как его положили взрослые – он пока не умеет переворачиваться самостоятельно
Да, он может шевелить отдельными частями тела, но эти движения носят не целенаправленный характер, они хаотичны
Можно сказать, что в первые месяцы своей жизни малыш ведет себя как спастичный ребенок
Новаторский метод Фельденкрайза в своей основе имеет убеждение – человек со спастической парализацией не является дефектным
И его не нужно чинить и, уж тем более, агрессивно вмешиваться в его организм, пытаясь заставить делать то, что «нужно»

Кстати, практические результаты последующих научных исследований подтвердили эту мысль

Если у ребенка спастическая парализация, он тоже способен к обучению – только к более корректному
Его так же, как и здорового малыша, можно адаптировать к взаимодействию с силой тяжести
Эту роль просто берут на себя другие клетки головного мозга взамен тех, которые были разрушены ДЦП

Естественно, что, чем раньше начнется обучение, тем более впечатляющими будут результаты
За счет этого неправильные привычки тела ребенка просто не успеют интегрироваться в его восприятии как единственно возможные
А потому у малыша будет больше шансов для реализации оптимальных движений своего тела
Если грамотно контактировать с телом ребенка, страдающего детским церебральным параличом, то здоровые клетки мозга, которые до поры находились в резервном состоянии, мобилизуются

И их можно будет задействовать в решении поставленных задач

Как известно, ДЦП сложно распознать в первые месяцы после рождения, ведь месячный или двухмесячный младенец еще не умеет переворачиваться, ползать, говорить, захватывать и удерживать в руках предметы

То есть, он не совершает те действия, которые могли бы сказать о его спастичности
И только когда родители и врачи замечают явные отставания в развитии, ставится вопрос о диагнозе «детский церебральный паралич»
Важно диагностировать недуг как можно раньше, чтобы иметь возможность восстановить нормальные функции тела

Нужно только позволить малышу с ограниченными физическими возможностями ощутить взаимодействие с силой тяжести
Тогда развитие его тела само пойдет по правильному пути – без дополнительной помощи

Так маленький организм получит уникальную возможность самостоятельно пройти все необходимые ему стадии развития – он научится переворачиваться, ползать, садиться, стоять, ходить, говорить

В методе Фельденкрайза важнейшей составляющей обучения являются техники восстановления способностей нервной системы к восприятию действительности

Что такое восприятие?

Организм получает некий стимул из внешней среды или внутри самого себя и распознает его воздействие на один из существующих органов чувств

Так, например, звезды не видны на дневном небе
Вы стоите возле включенного самолетного двигателя и не слышите, что говорит вам человек, стоящий рядом

Вы несете тяжелую сумку и не ощущаете веса бабочки, севшей на нее
С внутренними стимулами примерно такая же картина
Вы полностью погружены в обдумывание какой-либо мысли, а потому можете не замечать происходящего вокруг
Тот стимул, который выражен сильнее всех в данный период времени, преобладает над остальными
Именно по этой причине нервная система больного ребенка сбита с толку поступлением многочисленных хаотических стимулов от спастичности
Из-за этого она не способна адекватно воспринимать действие на тело силы тяжести, а, следовательно, оптимально адаптировать движения организма

Метод Фельденкрайза: применение контрастов

Получается, что нервная система ребенка, страдающего ДЦП, перегружена внутренними стимулами и не способна должным образом воспринимать информацию, идущую из внешних источников

Метод Фельденкрайза направлен на обострение восприятия, которое призвано улучшить усвоение внешних стимулов
Техника создания контраста применяется как раз в этом ключе
Один и тот же стимул, получаемый регулярно, в итоге, становится монотонным и со временем затухает
А вскоре наша нервная система и вовсе перестает замечать его

Здесь можно привести в пример туфли, которые мы со временем не ощущаем на ногах, или интересную книгу, которую мы буквально «глотаем» даже когда вокруг темнеет, забыв об окружающем мире

Автор труда, на основе которого была написана эта статья, Пол Дорон Дорофтей, чтобы объяснить на практике абстрактные для большинства людей термины «дифференциация» и «осознавание», провел следующий эксперимент

В методе Фельденкрайза указанные явления используются на уровне восприятия

Сам Моше Фельденкрайз утверждал

Мы улучшаем наше функционирование, делая ту же самую вещь более чем одним способом

Дорофтей пробует применять озвученную концепцию разными способами и, таким образом, получает понимание реального опыта, а также способствует более легкому процессу обучения

Возьмем, к примеру, семантический уровень восприятия – восприятие текстовой информации

Цель эксперимента – позволить читателям почувствовать то, что ощущает больной ребенок, когда его тело высвобождает энергию во время применения метода Фельденкрайз

Попробуйте прочитать этот текст

Эуатуиохт тируексат пзаозвохидлит вканм пхеронсиятедь оалещмеуифнщение лелтгкоанссти, вкотсоороцые иывспырлвтывылдает чеывловфвеццк воц вывресымя доревмаижерения, кроогседа блуеивспиолеелзные, уасто-сомляюанщие пореатылтервныыв ноапывряпрженывисчя угббраыврныы

Согласитесь, вы мало что поняли из прочитанного… А теперь читайте этот

Эутуот тиексат пзозвохлит вкам пхонсять оащущмение лелгкоасти, котсороцые ивспыртывает чеылофвецк воц ввреымя дрвижерния, кроогеда беисполелзные, уатомляющие пеаттерны ноапряпжения убрваныы

Уже понятнее, некоторые слова даже читаются и воспринимаются, но с трудом
Переходим к следующему отрывку

Этуот тексат позвохлит вкам пхонять ощущмение лелгкости, котороые испыртывает челофвек во ввремя движерния, когеда бесполеызные, уатомляющие паттесрны напряпжения убраныы

Почти все понятно
И, наконец, вот оно – ощущение легкости

Этот текст позволит вам понять ощущение легкости, которое испытывает человек во время движения, когда бесполезные, утомляющие паттерны напряжения убраны

Данный эксперимент наглядно показал вам, что нельзя агрессивно воздействовать на восприятие человека, пораженного различными паттернами
Более того, если вы будете прикладывать максимум усилий к прочтению непонятного текста, это не даст результатов

Восприятие больного ребенка должно очищаться медленно, постепенно

Метод Фельденкрайз мягко устраняет все паттерны, засоряющие его, снимает лишнее напряжение, а, значит, позволяет адекватно воспринимать действительность – в частности, предложенный для чтения текст

Создавая контраст, мы можем уменьшить напряжение и усилить ощущение реальных функций тела
Более того, мы получаем возможность отличить одно от другого, а, значит, берем только то, что действительно необходимо организму
Метод Фельденкрайз учит детей, страдающих ДЦП, обращать внимание на движения головы, глаз, таза и других частей тела

Он учитывает различные комбинации движений, не принятые в классической физиотерапии – голова двигается в одну сторону, а глаза – в другую или таз – в одну, а голова – в противоположную и т.д.

Все эти техники позволяют увидеть всю картину в целом – насколько тело ребенка сковано теми или иными паттернами
Со временем маленький пациент начинает осознавать, какие усилия при попытке совершить движение, являются лишними
В результате регулярного выполнения таких контрастных упражнений, ребенок приобретает свой язык движений, который очищен от излишнего напряжения
Таким образом, создание контраста улучшает восприятие
Так, например, если вы то и дело снимаете свои туфли и ходите какое-то время без них, то они будут явно ощущаться на ваших ногах, когда вновь будут там!

Техники контраста в методе Фельденкрайза реализуются как в прикосновениях, так и в движениях – они развивают осознанное восприятие силы тяжести, действующей на тело, и учат его приспосабливаться к ее воздействию наилучшим образом, с учетом его особенностей

Метод Фельденкрайза: техника прикосновений

В данной терапии техника прикосновений играет важную роль и выполняет сразу два значимые функции

1. Учит спастичного ребенка, к которому применяется метод, чувствовать собственное тело, осознавать себя
2. Способствует поддержанию различных частей тела ребенка, то есть, дает ему возможность делать перерывы во взаимодействии с силой тяжести и наслаждаться ими в полной мере

Такого рода поддержка действительно очень важна – ребенок со спастической парализацией начинает воспринимать действительность уже не так искаженно, а значит, его реакции на нее будут все более адекватными

Специалист, работающий по методу Фельденкрайза, в определенный момент занятий оказывает своему маленькому пациенту должную поддержку

И тогда нервная система малыша с ДЦП, которая долгое время порождала хаотичные движения, почти всегда противоречащие друг другу, получает важный опыт

Она убеждается в том, что одно и то же действие можно совершать с приложением меньших усилий
Более того, в некоторых случаях открытием для нее становится сам факт достижения той или иной цели

Благодаря этой технике ребенок открывает для себя все новые и новые возможности движения своего тела – например, он осознает, что его руки могут двигаться не хаотично, а в результате намерения

В процессе применения метода Фельденкрайза происходит постоянный сенсорный диалог рук терапевта и тела маленького пациента
Так руки специалиста передают телу малыша определенную информацию наиболее доступным ему способом
И оно без труда воспринимает ее, потому что терапевт знает, как привлечь внимание ребенка

Во время своей практики последователь Фельденкрайза Дорофтей сделал для себя удивительное открытие – большинство его маленьких пациентов во время занятий улыбаются, причем даже во сне

Это явное доказательство того, что Фельденкрайз создал физиологически обоснованный эффективный метод обучения особенных детей

Во время занятий по его методу плач затихает, малыши успокаиваются и начинают проявлять живой интерес ко всему, что с ними происходит

Пристальное внимание ребенка – реакция на мягкие и тактичные движения и прикосновения терапевта
В них нет грубости и насилия, он не перенапрягает маленькое больное тельце с хаотичными неустойчивыми движениями
Руки последователя метода Фельденкрайза – тактичная, но эффективная поддержка действий и чувств ребенка

Маленький пациент понимает, что с их помощью он сможет найти оптимальный способ своего существования в окружающей действительности

Дорофтей говорит о сложности процесса трансформации, который происходит во время занятий по указанному методу
Он сравнивает его с раскрывающимся цветком – все происходит в свое время наилучшим образом, мягко и естественно, как это задумала сама природа

Метод Фельденкрайза в практике Пола Дорона Дорофтея

Пол Дорон Дорофтей считает своей главной задачей во время занятий с маленькими пациентами максимальную адаптацию к их состоянию
Для начала он всеми силами старается утешить плачущего малыша, то есть, привести его в такое состояние, в котором он успокаивается сам
Второй, не менее важный шаг – создание условий для легкого комфортного дыхания ребенка
И, наконец, заключительным этапом в настраивании специалиста на состояние пациента можно считать привлечение внимания малыша к тому, что с ним происходит
Это важно, ведь в процессе использования метода ребенок обучается и постепенно становится здоровым
Все стадии процесса указаны в строгом хронологическом порядке и при этом неотделимы друг от друга
Согласитесь, трудно обучаться чему-то в состоянии тревоги и обеспокоенности
Прекращение плача – явный сигнал того, что процесс обучения начался
Маленький пациент изменил свое отношение к происходящему
Дорофтей отмечает, что даже самые тяжелые запущенные случаи требуют не более 10-15 занятий для того, чтобы добиться стойкого результата на первых двух стадиях
Они являются прочным фундаментом для появления третьей стадии – возникновения интереса ребенка к процессу
Все этапы будут совершенствоваться по мере обучения малыша – с их помощью он будет осваивать все более сложные дифференцированные функции
И с каждым разом это будет даваться ребенку все легче

Как только малыш убедится, что окружению можно доверять, он перестает кричать и плакать
Первостепенная задача практика метода Фельденкрайза – доказать ребенку это как можно быстрее
Деликатное прикосновение к телу маленького пациента – лучший способ убедить его в отсутствии угрозы со стороны специалиста
Имен тактильное воздействие рук терапевта наилучшим образом отражает его намерение относительно пациента
Поведение маленьких детей в большей степени продиктовано инстинктами, а потому их сложно обмануть – они прекрасно все чувствуют

Так прикосновение, очищенное от принуждения, лучше всего убеждает малыша в дружественности намерений специалиста и помогает установить между ними доверительные и даже теплые отношения

Как прикосновения формируют у ребенка уверенность?

Прикосновения, как уже было отмечено выше – та необходимая поддержка, которую ребенок получает от практика метода Фельденкрайза
Это опора

Если малыш сможет расслабиться в чужих руках, как в удобном кресле, все быстро пойдет на лад
Хотя задача терапевта – вовсе не в расслаблении пациента
Он должен обращаться к его ощущениям в пределах действия на тело силы тяжести
Рукам специалиста важно дать понять телу ребенка, что оно спокойно может в них отдыхать
Важно четко понимать, что нашим общим страхом с самого рождения является страх падения
При падении тело напрягает все свои мышцы-сгибатели – и именно это является главным условием выживания
Так грудная и клетка смогут защитить внутренние органы от повреждений
Тело сокращается и, таким образом, энергия падения преобразуется в энергию перемещения на той поверхности, на которую оно упало
Именно по этой причине у беспокойных людей постоянно напряжены мышцы-сгибатели – как будто в целях защиты

Главная цель работы практика метода Фельденкрайза – освободить маленького пациента от всех тех факторов, которые повреждают его и не дают выражаться, реализовывать его намерения, то есть, препятствуют превращению новорожденного во взрослого полноценного человека

Вот почему во время занятий Дорофтей старается не подчинять себе волю ребенка, не препятствовать его желаниям – насколько это возможно
Практик не заставляет своих пациентов принимать какие-то определенные позы и уж, тем более, не двигает их конечности по каким-то жестким траекториям

Специалисту важно понять то, как малыш сам хочет двигаться, отождествлять себя с его намерениями, то есть, постараться предоставить ребенку такие условия, чтобы он чувствовал себя в них максимально свободно

В созданной специалистом действительности маленький пациент быстро научится двигаться с минимальным напряжением – в согласии со своим телом
Часто детей с ограниченными физическими возможностями люди считают отсталыми
Это происходит потому, что они не могут определить, что действительно мешает его полноценному развитию
Если создать особенному ребенку оптимальные условия для развития, он сможет самовыражаться настолько, насколько это позволит сделать его тело

С каждым новым занятием маленький пациент начинает обучаться все лучше, делать все больше, а, значит, постепенно избавляется от предвзятого отношения к себе со стороны своего ближайшего окружения

Негативное отношение к особенному ребенку всегда очень сильно отражается на его состоянии и, следовательно, на его способности к обучению
Пока малыш не умеет говорить, он воспринимает мир посредством чувств, которые хорошо развиты у него
И, будьте уверены, маленький человек, страдающий ДЦП, очень четко «считывает» все ваши мысли по отношению к нему
На данном этапе своей жизни ребенок-инвалид начинает воспринимать ограничения своего тела, которые вскоре становятся его частью

Метод Фельденкрайза: отзывы родителей особенных детей

На тематическом родительском форуме «Дети-ангелы» ведет обсуждение метода Фельденкрайза
Участники форума делятся ценной информацией
Для того чтобы обучать своего ребенка по данному методу, можно собрать группу желающих в своем городе, а затем пригласить доступного Фельденкрайз-практика
Так выйдет дешевле, чем поездка с ребенком к ученице Фельденкрайза Анат Баниэль
Список специалистов, практикующих данный метод, постоянно обновляется здесь feldy.ru/links

В России с особенными детьми занимаются Фельденкрайз-практики

Петр Андреев
Ангелина Власенко
Сибирский центр соматики

Плохих отзывов о методике Фельденкрайза и Анат Баниэль в сети не встретить
Если и проскакивают сообщения недовольных родителей, то они относятся к конкретным практикам, а не к самому подходу в целом
Родители пишут о том, что указанная терапия по-настоящему развивает ребенка, сохраняя при этом его психику и стабилизируя нервную систему

Скептически настроенные мамы и папы пишут о том, что улыбка и спокойствие ребенка во время занятий – вовсе не показатель их эффективности в лечении ДЦП

О специалисте из Киева Наталье читайте ТУТ

Метод Анат Баниэль: улучшение жизни особенных детей

Анат Баниэль – уникальный человек
Она – клинический психолог, автор книг и создатель собственной терапии для детей с особыми потребностями

Эта женщина имеет 30-летний опыт работы в данной области
Открыла специализированную клинику в Калифорнии

И на сегодняшний день обучает своему эффективному методу восстановления сотни терапевтов, которые продолжают это благое дело

Анат Баниэль прошла обучение у Моше Фельденкрайза – разработчика системы развития потенциала человеческого организма, который основан на изучении и осознании себя в процессе работы над движениями тела

В начале 80-х годов прошлого века Фельденкрацйз передал своей ученице работу с особенными детьми из своей собственной практики
В настоящее время Баниэль получила почетное звание эксперта международного уровня по улучшению функционирования особых детей

Анат выпустила целый ряд учебных видеопособий для родителей таких малышей, чтобы они могли самостоятельно помогать своим детям

Также она проводит семинары по темам, касающимся здоровья детей с особыми потребностями

Сайт автора методики: anatbanielmethod.com

Данная статья написана на основе перевода оригинальной статьи Анат Баниэль

Когда на свет появляется маленький человечек, он, так или иначе, двигает ручками и ножками, подергивает тельцем

Все эти движения естественны и непроизвольны

Постепенно малыш начинает крепнуть и развиваться
Сам держит голову
Трогает материнское лицо
Хватается за палец взрослого
Затем переворачивается

Однако случается и так, что нормального развития тела ребенка не происходит

И причин тому множество

ДЦП (детский церебральный паралич)
Различные нарушения работы мозга и нервной системы
Аутизм
Врожденные патологии
Генетические аномалии
Дисфункции сенсорной интеграции

И еще много-много явных и не видимых глазу причин, по которым в организме малыша происходят сбои
Родители не могут в полной мере контролировать развитие ребенка, так как обладают довольно ограниченными знаниями о нем

И, тем более, они не могут понять, как помочь своему особенному малышу, когда сталкиваются лицом к лицу с одной из перечисленных выше серьезных проблем

Методы традиционной медицины, применяемые в таких случаях, направлены на то, чтобы буквально заставить маленькое тело делать то, что оно должно делать в соответствующем возрасте

Так,

Физиотерапия
Реабилитационные методы
Лекарственные препараты
Операционное вмешательство

Действуют в большинстве своем грубо, внешне, неэффективно
Например, если полуторагодовалый ребенок с ДЦП должен в этом возрасте сидеть, то, скорее всего, его просто будут сажать
И ждать-надеяться, что когда-нибудь он действительно сядет – сможет укрепить, таким образом, свой мышечный корсет и улучшить координацию тела

Метод Анат Баниэль – нечто принципиально иное

Она переводит фокус своего внимания с симптоматики на основную их причину

То есть, вместо того, чтобы прилагать колоссальные усилия и разрабатывать мышцы, кости, суставы детей с ограниченными возможностями, автор методики занимается восстановлением их мозга

Она устанавливает коммуникацию с мозгом особенных малышей и пытается раскрыть потенциал, заложенный в нем

Тем самым доктор Баниэль способствует формированию новых нейронных связей головного мозга, независимо от других причин заболевания
Она реализует 9 принципов, благодаря которым мозг получает новые эффективные модели движения, эмоций, мышления
Было замечено, что именно движение и осознание являются главными инструментами взаимодействия с головным мозгом
Они лежат в основе реализации потенциала ребенка, то есть, его способности к обучению и развитию
Анат Баниэль пошла дальше в своем учении и расширила применение этого принципа до эмоциональной и интеллектуальной сфер

Всем известно, что человек реализует лишь крохотную часть уникальных способностей своего головного мозга
Если мы расширяем возможности его коммуникации, то получаем потрясающие результат
То же справедливо и для особенных детей

Грубо говоря, «все ограничения в голове»

Метод Анат Баниэль расширяет эти границы и выводит способности мозга на более высокий уровень

Вот реальные примеры их частной практики Баниэль

Метод Анат Баниэль: как ползать ребенку без руки?

Маленькой Жасмин было всего 10 месяцев, когда она попала к доктору Баниэль
У девочки с рождения отсутствовали правая кисть и предплечье, то есть, правая ручка была только до локтя
Жасмин не могла ползать
Врач-физиотерапевт, которому до этого мама показывала ребенка, пытался «заставить» ее делать это
Малышка плакала и переживала
Естественно, такой странный метод не сработал – ползать ребенок так и не стал
Анат отдавала себе отчет в том, что полностью отсутствующую конечность восстановить невозможно

Ее не нарастить
Однако можно обратиться к мозгу девочки и научить его справляться с поставленной задачей в таких вот анатомически ограниченных условиях
Ведь каждый малыш начинает осознавать собственное тело с помощью тысяч ежедневных движений
Да, руки здоровых младенцев на месте, но их образ в мозге складывается постепенно, со временем

Здоровой левой ручкой маленькая Жасмин касалась материнской груди и ощущала это прикосновение через руку всем позвоночником

Она могла сжимать левый кулачок и осознавала, что он есть
Отсутствующую правую руку мозг девочки не осознавал
И именно по этой причине он не мог понять, как ползать без одной руки
Руки Жасмин были разной длины, а потому ее тело должно было найти свой особенный уникальный способ ползанья

Анат Баниэль стремилась связаться со здоровым мозгом ребенка и передать ему такой опыт, при котором он мог бы, наконец, осознать правую руку

Доктор положила девочку на левый бок и обнаружила, что правая сторона ее грудной клетки менее развита, она сильно зажата

Когда рука Баниэль легла на левый бок малышки и коснулась пары позвонков, чтобы подвинуть тельце вверх, мозг ребенка не обнаружил эти движения – тело не начало двигаться в ответ

Доктор продолжала устанавливать физический контакт с ребенком, осторожно двигая его позвоночник разными способами

И в какой-то момент правое плечико Жасмин начало двигаться – это значит, головной мозг девочки осознал правую руку
Баниэль повернула позвоночник и грудную клетку малышки в правую сторону так, чтобы кончик локтя поврежденной правой руки коснулся стола
Так мозг получил информацию о том, каково состояние этой руки
Затем доктор перевернула ребенка на спину и подняла вверх здоровую левую ручку, мягко надавливая на нее

То же самое было проделано и с правой рукой, чтобы мозг смог понять различия и получить необходимый для выполнения поставленных задач опыт

Как описывает сама Анат, в тот момент ее не волновало, начнет ли Жасмин ползать
Ее задачей было – предоставить мозгу девочки всю необходимую информацию о состоянии ее тела
И делать это нужно было до тех пор, пока мозг сам не решит, каким образом он сможет реализовать ползанье при таких ограниченных условиях
Таким образом, Баниэль не искала за девочку решения, не учила и, тем более, не заставляла ее ползать
Это должен был придумать сам организм Жасмин

Доктор просто своими действиями подключилась к мощному потенциалу мозга ребенка

Дала ему новые возможности для развития
Помогла начать искать оптимальное для ее тела решение
Ведь мышцы, кости, суставы управляются и организуются именно мозгом
А ему нужна четкая информация об их состоянии, чтобы начать рационально действовать

Анат Баниэль перевернула девочку на живот
И малышка сразу же встала на четвереньки
Оперлась обеими локтями об стол
Развернула ребра и позвоночник в правую сторону, чтобы равномерно распределить вес между руками

И через секунду Жасмин поползла!

Вся процедура заняла не более 40 минут
Автор этой уникальной методики утверждает, что дело вовсе не в способностях конкретной девочки
Такие трансформации доступны и другим детям с ограниченными возможностями
При этом любой квалифицированный доктор может задействовать мощный потенциал мозга особенного ребенка

Самое главное – понять, как именно это делать в каждой конкретной ситуации

Дифференциация

Если разобраться, то ребенок с ДЦП тоже имеет мышцы, кости и суставы, равно, как и здоровый малыш
Однако он не может дотянуться до определенного предмета

В чем тогда разница между телами этих детей?

Все дело в дифференциации мозга

Это процесс, с помощью которого клетки и ткани организма развиваются с соответствии со своим специализированным функционированием, то есть, день за днем увеличивается их функциональная и структурная сложность

Сначала движения ребенка и его восприятие в большинстве своем недифференцированы
Мозг передает сигналы мышцам не избирательно
Например, когда малыш встревожен, его мышцы сокращаются одновременно
Руки отражают движения друг друга
Таким образом, здесь работает принцип максимализма – или все, или ничего
Со временем мозг ребенка начинает осознавать движения и ощущения собственного тела
И вот тут подключается процесс дифференциации
В головном мозге создаются новые связи между нервными клетками
Мышечные возбуждения становятся более точными – задействуется все меньше групп мышц
Так создаются очень сложные конфигурации
Ведь, чтобы дотянуться до предмета, тело, на самом деле, активно включается в работу
Оно должно выполнить колоссальный алгоритм и задействовать мышцы руки, плеча, шеи, глаз, поясницы, грудной клетки, ключиц

При этом между всеми указанными движениями строятся определенные взаимоотношения
Здоровому человеку совсем несложно дотянуться до нужного предмета
В том случае, если имеют место перечисленные болезни, травмы мозга, врожденные патологии, то все эти процессы нарушают дифференциацию мозга
Ограничения и симптомы многократно усложняют данную задачу, а то и вовсе прекращают ее
Если доктор, работающий по методике Анат Баниэль, помогает головному мозгу преодолеть все установленные недугами рамки, то результаты поистине восхищают

Основные принципы, на которых базируется метод Анат Баниэль

В самом начале статьи было упомянуто 9 принципов, на которых строится работа с особенными детьми

Если выполнять эти условия, то практика восстановления малышей с ограниченными возможностями будет успешной – физическая стимуляция будет преобразовываться мозгом в информацию и, таким образом, будет налаживаться процесс дифференциации

Анат Банаэль в своей статье подробно рассказала о трех основных принципах, указала конкретные инструменты для работы с ними, а также привела примеры из своей личной практики

Все 9 принципов вы можете изучить в книге автора методики «Дети без границ»

1.Вариативность

Этот принцип создает ребенку возможности для осознания различий

Он дает мозгу информацию, необходимую для процесса дифференциации

А также для формирования более эффективных моделей, чем те, которыми он оперирует на данном этапе

Доктор должен создавать различные вариации, постоянно меняя свои действия относительно маленького пациента

Каждый раз нужно убеждаться в том, что одно и то же не повторяется вновь и вновь

Например, если ваша задача – помочь ребенку поднимать руку, научите его сгибать ее чуть сильнее, а затем отпустите ее

Параллельно можно повернуть головку малыша сначала в одну сторону, а затем в другую

В тот момент, когда он будет сгибать ручку по вашему примеру, проделайте то же самое с его ногой

То есть, специалисту необходимо постоянно варьировать свои действия, направленные на пациента

Проигрывайте различные вариации с движениями, когда ребенок лежит на спине, на боку, на руках у мамы, сидит и т.д.

После этого важно сделать что-то кардинально отличающееся от предыдущего: например, перекатить малыша из стороны в сторону

Затем можно вновь вернуться к сгибанию и разгибанию рук, но при этом тщательно анализировать, стал ли данный процесс проходить легче

Все дело в том, что множество различных вариаций активизируют мозг – включают его, заставляют усиленно работать

Вот почему доктор, следующий методике Анат Баниэль, должен быть изобретательным

Чем больше будет различных вариаций движений, тем лучше мозг начнет осознавать их и тем быстрее начнет искать оптимальные решения поставленных задач

А ребенок начнет обучаться, ускорится его развитие

Отсутствие вариативности лишает головной мозг той информации, которую он жаждет получать

Даже если доктор и ребенок будут очень стараться выполнить нужные задачи, то их труды не принесут должного результата без вариативности

Запомните: малыш не сможет сделать то, что его будут заставлять делать! Его организму важно найти собственное решение проблемы. А для этого необходима вариативность

Если маленький пациент делает то, что предлагает ему специалист – самое время перейти на другой уровень взаимодействия

Как работает на практике принцип вариативности? Майкл, 1 год и 1 месяц

Именно в этом возрасте Майкл попал к доктору Баниэль

У него была врожденна дисплазия тазобедренных суставов, то есть, вертлужные впадины этих суставов были сформированы не полностью

Врач, у которого ранее наблюдался мальчик, решил, что лучший способ оградить ребенка от вывиха суставов – ограничить его движения

Когда младенцу было 3 недели от роду, все его тельце облачили в гипсовый корсет

В таком стесненном положении ребенок прожил 9 месяцев

Поэтому, когда он попал на прием к Анат, то не мог практически ничего

Он не делал движения позвоночника, грудной клетки, ребер, живота, ключиц, таза, которые пробуют выполнять даже дети с подобными диагнозами

Более того, мальчик был лишен дыхательных движений, характерных для данного возраста

Гипс не давал ему совершать исследовательские движения и познавать новые ощущения, то есть, мешал взаимодействовать с окружающим миром

Когда же ему, наконец, сняли этот корсет, то ребенок просто не мог двигаться

Он был вполне здоровым мальчиком, однако в его головном мозге не были сформированы соответствующие паттерны, которые позволили бы ему переворачиваться, ползать, ходить, вставать

В связи с этим Майкл был очень раздражительным

И потому его считали несчастным ребенком

Врач-физиотерапевт буквально заставлял малыша делать то, что он должен был делать в своем возрасте

И, естественно, результатов он не добивался

Майкл не откликался на настойчивые требования «специалиста»

Анат Баниэль хорошо изучила историю жизни и болезни своего маленького пациента

А затем она стала мягко и осторожно, при этом очень медленно двигать тельце Майкла в различных вариантах, давая возможность его мозгу уловить все движения

Доктор Баниэль двигала таз ребенка вперед и назад, влево и вправо
Двигала поясницу, чтобы она то округлялась, то становилась вогнутой
Двигала и поворачивала его позвоночник то в одну сторону, то в другую
Двигала его таз вместе с ногами и вместе с руками, совместно с головой

Все эти движения доктор совершала в самых разных положениях тела ребенка – то обоих боках, на спине, на животе

Каждое движение давала его мозгу ценную информацию, которой он до этого был лишен

А потому мозг Майкла как будто проснулся, включился

И произошло это в течение всего лишь нескольких минут

Тельце ребенка стало осваивать все эти новые движения

Поясница начала выгибаться – процесс дифференциации начался!

Уже спустя 20 минут после начала первого занятия с Анат Баниэль Майкл активно ползал на четвереньках

Впервые в жизни!

Мама мальчика, да и сама Анат были просто поражены происходящим на их глазах чудом

Майклу хватило нескольких занятий с доктором Баниэль, чтобы освоить все движения, свойственные его возрасту

Подробности этой удивительной истории восстановления описаны в книге Анат Баниэль «Дети без границ»

Конечно, тем специалистам, которых в университете учили четко следовать инструкциям, сначала может быть очень не по себе при выходе за границы «дозволенного»

Однако рамки практики просто необходимо расширять, нужно предлагать и собственному мозгу различные вариации терапий, чтобы заставлять его работать и добиваться сногсшибательных результатов

Важно внимательно следить за маленькими пациентами
Анализируйте полученные результаты
Прислушивайтесь к собственным ощущениям во время занятий с детьми
И вы увидите, что ребенок начнет развиваться прямо у вас на глазах

2. Утонченность

При работе с особенными детьми существует еще одно важное правило – нельзя прилагать чрезмерные усилия, чтобы вынудить ребенка выполнить поставленную перед ним задачу

Утонченность метода Анат Баниэль состоит в том, чтобы не принуждать и заставлять маленького пациента, а мягко производить изменения

Именно этот аспект работы – утонченность – позволяет мозгу ребенка заметить и уловить малейшие изменения в работе его тела

Причем они происходят и на двигательном, и на интеллектуальном, и на эмоциональном уровнях

Ведь основой интеллекта как раз и является умение осознавать вот эти малейшие различия
Чем менее выражен стимул, тем более мозг способен воспринимать отличия
Этот закон даже имеет имя Вебера-Фехнера
Когда все вокруг тихо, слух способен уловить даже шорох

Так и тело
Новорожденные, а затем и младенцы двигаются очень мягко с минимум энергозатрат
При этом они отчетливо различают свои ощущения
Вот почему в первый год жизни человек учится наиболее продуктивно

Как проявляется принцип утонченности на практике?
История Кати, 7 лет

Семилетняя девочка с ДЦП по имени Катя сидела в инвалидной коляске
Во время разговора ее тело – голова и руки – совершало непроизвольные движения
Вставать и садиться в кресло самостоятельно девочка не могла
Врач-физиотерапевт принуждал Катю работать над этими задачами – стоять и сидеть
Анат попросила родителей девочки переместить ребенка к ходункам
Она взялась за них, а ее тельце при этом сильно сжалось и напряглось, ноги стали жесткими
Видно было, что они не выдерживают веса своей владелицы
По просьбе доктора родители уложили Катю на стол
Так Баниэль пресекла те интенсивные усилия, которые прилагала девочка, чтобы сесть или встать
Также от родителей девочки доктор узнала, что за границей, куда ребенка возили на лечение, врач порекомендовал привязать к ее лодыжкам грузы
Так спина девочки якобы станет сильнее
Анат понимала, насколько неправильно был выстроен метод «лечения»

Такое жесткое и агрессивное принуждение подавило врожденную мозговую способность к обучению и развитию
Он просто не мог прислушиваться к изменениям, происходящим в теле, так как нагрузки были очень интенсивными
Но даже не смотря на такие испытания головной мозг ребенка стремился к получению новой информации
Доктор Баниэль старалась, чтобы все ее действия по отношению к Кате были утонченными – мягкими, деликатными, осторожными

Она положила девочку на живот и аккуратно и медленно подвигала ее спину
Все это время Катя произносила бессвязные речи
Доктор в это время двигала правой рукой девочки
Спустя 10 минут разговор маленькой пациентки затих
Она стала прислушиваться к движениям своего тела, ловить новые ощущения
Мозг девочки стал, наконец, получать необходимую ему информацию и запустил процесс дифференциации

Девочка с ДЦП по имени Катя ходила на занятия с Анат 3-4 раза в неделю
Спустя три недели таких регулярных уроков мама Кати обнаружила своего ребенка стоящим возле стола и играющим игрушками
Она дошла туда сама!

Учителя стали хвалить девочку и отмечать ее успехи
По чтению и математике ребенок был переведен из классов коррекции в обычные
Непроизвольные подергивания головы и рук остались в прошлом
Катя научилась более четко формулировать свои мысли
У девочки появился энтузиазм
Было видно, что она стала счастливой

Доктор Анат Баниэль советует своим последователям при работе с детьми убеждаться в том, что они воспринимают тонкие различия
«Традиционная» тенденция в лечении физиологических и психологических недугов – как можно заставлять и как можно меньше ощущать
Методика доктора Баниэль работает с точностью до наоборот

И она действительно работает!

Просто уменьшите силу воздействия на тело ребенка
Примените принцип утонченности
Это пригодится и вам, как родителям и специалистам – вы начнете лучше чувствовать и себя, и детей
А, значит, будете проявлять свои творческие способности в лечении

3. Медленность

Этот принцип гласит о том, что относительно особенных детей все манипуляции нужно проводить в размеренном темпе – очень медленно

Тем самым вы привлекаете внимание мозга к движениям
Быстрый темп уместен там, где мозг и так уже справляется
Если же вы помогаете малышу осваивать новые ощущения, делайте все как можно медленнее
Замедленный темп движений в сочетании с утонченностью исключают автоматизм
Они включают у ребенка осознанность
У мозга появляется время воспринять и запомнить получаемую информацию
А, следовательно, добраться до потенциала мозга и запустить процесс дифференциации

Как работает медленность на практике? История Джека, 1 год и 3 месяца

У Джека диагноз «аутизм»
К Анат Баниэль он попал в возрасте 1 года и 3 месяцев
Мальчик не говорил и не реагировал на обращенную к нему речь
Он жил в своем мире, играл сам с собой и никак не проявлял себя по отношению к другим людям, даже к собственным родителям
В самом начале занятий Джеку было нелегко – он корчился

Однако затем он становился все более спокойным
Начал обращать внимание на действия доктора
На пятом уроке внимание маленького аутиста привлекла игрушечная собачка
Мама мальчика по просьбе Анат положила игрушку возле сына
Баниэль попросила показать, где у собачки нос
Через несколько секунд Джек ткнул пальчиком прямо в нос собаки
Так малыш дал понять, что понимает, о чем ему говорят

Затем он показал по просьбе Анат ее нос и нос своей мамы
Но собственный нос малыш показывать не стал
Тогда доктор взяла его палец и приложила к его носу
Поочередно они изучили все части лица Джека – глаза, рот, щеки
Стало очевидным, что мальчик просто не знал, что у него есть лицо
Затем то же самое было проделано с лицом мамы ребенка

После этого, когда доктор попросила малыша показать его носик, он легко сделал это

Принцип медленности требует от специалиста жесткого самоконтроля
На самом деле, то, что кажется нам простым и непримечательным, для особенных детей имеет большую важность

В данной методике быстрота не сыграет на руку, она лишь затормозит процесс восстановления маленького пациента
Когда вам удастся замедлиться настолько, чтобы мозг ребенка начал улавливать малейшие изменения своего тела, тогда вы получите удивительные результаты
Во время занятий по методике Анта Баниэль активизируется мощнейший потенциал мозга

И на глазах родителей и докторов происходят настоящие чудеса!

Ученик Анат Хуан Карлос Конча Матус (Juan Carlos Concha) приезжает в Россию
Он бывает в Санкт-Петербурге и занимается с мамами

Хуан Карлос начал обучение у Анат Баниель (Калифорния, США) в 2009 году
Ранее более 15 лет практиковал в сфере мануальной терапии с использованием техники краниальной остеопатии (Osteopathy in the Cranial Field)
Он бывший профессиональный музыкант и преподаватель Тай-Чи (Taoist Tai-Chi)

После обучения у Анат Баниель он соединил принципы и техники АБМ с имеющимся у него опытом работы

с младенцами
детьми
и взрослыми

с разными нарушениями здоровья

Хуан Карлос обладает уникальным пониманием устройства работы мозга
Благодаря этому успешно трансформирует его работу через обучение и движение
С момента прохождения курса и сертификации в АБМ центре в 2011 году и повышения квалификации в 2012, Хуан Карлос постоянно работает в разных странах

Испания
Португалия
Германия
Россия
Белоруссия
Черногория

по приглашению родителей и специализированных центров с целью помочь детям с особыми потребностями

Его частный центр находится на Майорке (Испания)
Хуан Карлос не прекращает совершенствовать свои знания и навыки в сфере движения и его связи с исцелением мозга

Курсы и сертификаты:

2011 – сертификат практика по методу Анат Баниель
2012 – сертификат мастера центра Анат Баниель по направлению «Дети с особыми потребностями»
2012 – сертификат мастера центра Анат Баниель по направлению «Жизненная сила и анти-возрастная терапия» (Vitality and Anti – Aging)
2012 – сертификат мастера центра Анат Баниель по направлению «Работа с профессионалами» (музыкантами, атлетами, танцорами и т.п.)

Видео с выступлением Хуан Карлоса «Нейромувемент для остеопатии» на английском без перевода на русский

Наши мамы тоже пользуются её методикой

Мама Валерия

Я сейчас еду на Анат бониэль занятие 80 евро и орг сбор 200
Ощутимая разница,она ещё и организатор по Фельденкрайз спецов из Европы
Вообщем спасибо тебе за наводку
У Анат немного другие принципы там все через осознание процесса это переработанный Фельденкрайз
Но как я читала больше нагрузка на мозг,как я понимаю..
У Фельденкрайз больше работа с костями
Мечтаю чтоб Еся хоть голову держала,совсем не хочет ничего
Мы едем первый раз просто на занятия по АВМ
Это безболезненная методика
К сожалению обучиться можно только в Америке
Это стоит около 50000долларов и занимает 4 года, если работать с детками
Ссылку могу скинуть на организатора в Киеве, которая приглашает специалистов из Европы
На Украине, к сожалению,таких спецов нет
Но есть уже много россиян,мам которые закончили эти курсы или просто специалистов, работающих с детками
Методика очень хорошая,но каждому помогает по разному,как в принципе и все
Я знаю мам,которые совмещают и бфм и АВМ и Фельденкрайз
Так как у меня малая в физическом плане почти ничего не может, я этой методикой заинтересовалась
Там идёт осмысление мозгом тех связей,которые нарушены,в связи с различными нарушениями в мозге
У некоторых прогресс идёт с первого занятия
Расскажу историю с Книги Бониэль, у неё на приеме был мальчик,который не ходил
Оказалось ,что он просто не понимал,что у него две ноги,поэтому он не знал как ими управлять
На занятиях Анат ему просто на ногах нарисовала разные картинки, и он впервые понял, что это ноги и они разные..
И начал ими управлять
Просто ,как я понимаю, если нарушения в мозге, мозг, как у здоровых людей, не может автоматом включить некоторые функции, так как нет осознания
Занятия направленны именно на восстановление этих пробелов
Это как я понимаю
Мозг такая штука,что даже малая его часть может на себя взять все функции
Мамы, у которых детки с дцп, как основной диагноз
Рассказывали мне,что дети стали и сидеть и ходить и проявлять интерес к миру
Про АВМ я узнала именно на курсах по бфм,там всегда много очень продвинутых мамочек
Они этот метод очень хвалили,прошло больше года и я решила попробовать

ДЦП: что нужно знать, чтобы избежать болезни

В Казахстане свыше 16 тысяч детей с диагнозом «детский церебральный паралич». Зная причины возникновения недуга, можно предотвратить его появление. Подробнее об этом — в материале корреспондента Tengrinews.kz.

По данным Министерства здравоохранения, в Казахстане 16 750 детей с ДЦП, взрослых — 5 184 человека. Врач-невропатолог с 30-летним стажем Алия Досымбекова рассказала о том, что нужно знать каждой молодой женщине, планирующей беременность и рождение ребенка для того, чтобы минимизировать риск возникновения недуга.

«Детский церебральный паралич — это широкое понятие, которое охватывает различные симптомы комплексно. Имеет схожие проявления и причины возникновения. В основном ДЦП развивается в перинатальном периоде. То есть буквально от момента зачатия до рождения ребенка.

Способствуют этому те нарушения, которые возникают во время беременности. Это все заболевания мам: вирусы и скрытые инфекции. Происходит повреждение какого-то участка структур головного мозга, и после рождения мы видим дефекты в двигательной сфере, ребенок может задерживаться в психоречевом развитии, какие-то гиперкинезы — произвольные движения, которыми ребенок не может управлять, нарушается координация движений, слух, зрение, речь, психика и так далее», — объясняет врач.

Как отмечает невролог, ДЦП — заболевание хроническое, и оно не прогрессирует. Оно не заразное и не передается по наследству. Хотя в последнее время выходят статьи, где какую-то роль играет и наследственность.

«Болячки» будущих мам, которые влияют на развитие ДЦП у ребенка

На появление этой болезни может влиять целый спектр вирусных инфекций — это цитомегаловирус, вирус простого герпеса, так называемые TORCH-инфекции (Т — токсоплазмоз, О (other) — другие инфекции (гепатит B, сифилис, хламидиоз, другие инфекции, вызванные различными вирусами и бактериями), R (rubella) — краснуха, C (citomegalia) — цитомегаловирусная инфекция, H (herpes) — герпес I-II, II типа). Вероятность рождения с врожденными дефектами головного мозга с наличием таких инфекций большая, отмечает Досымбекова.

«Наша молодежь не интересуется этим. В цивилизованных странах подходят к рождению ребенка очень серьезно. Они заведомо готовятся. Проводят профилактические мероприятия, лечение. Хотя бы за шесть месяцев до зачатия.

Надо готовиться, обследоваться, заранее пролечиться. Есть препараты, которые предотвращают возникновение хронических заболеваний. Во время беременности оберегаться, принимать лекарства, которые предотвращают возникновение каких-то дефектов. И тогда можно сказать, что ребенок родится здоровым», — отметила Алия Досымбекова.


Иллюстративное фото: .com

«Печально, что наши девочки не знают о подготовке к беременности»

«Сейчас на прием к нам приходят молодые мамы, у которых первая беременность. И когда задаешь простой вопрос, как протекала беременность, мамы не могут ответить на этот вопрос. Говорят: нормально. Потом начинаешь задавать наводящие вопросы: была анемия? Был токсикоз? Были угрозы на прерывание беременности, какие-то заболевания на фоне беременности ОРЗ и так далее.

И тогда мы выявляем, оказывается, во время беременности мама болела, у нее была угроза и анемия в достаточно высокой степени. Поэтому хотелось бы, чтобы в школе вводились дополнительно уроки для девочек, чтоб они знали, как готовиться к беременности и родам.

Я сама работаю в реабилитационном центре и очень тесно связана с больными ДЦП. Мы проводим анализ, и 50 процентов деток, которые здесь находятся, это преждевременные роды, роды в ранний срок, недоношенность. Это является одной из главных причин. Цитомегаловирусные инфекции и другие виды вирусов.

Причину надо искать до родов, во время беременности и даже до возникновения беременности. У нас большой процент мам, которые страдают анемией. Зачастую причинами анемии являются недоедание элементарного характера, однообразное питание. Анемия — это диагноз, который тоже приводит к хронической гипоксии головного мозга плода», — говорит специалист.

ДЦП как следствие сложных родов

Во время родов также бывает патологическое течение, которое приводит к ДЦП. Когда мама не подготовлена, зачастую поступают уже со схватками, неправильное ведение родов тоже может способствовать травмам, асфиксии, острой гипоксии. Головной мозг очень чувствителен к кислородному голоданию, погибают клетки мозга, и могут возникнуть какие-то двигательные дефекты или дефекты умственного развития.

По статистике, причиной 10 процентов случаев ДЦП у детей явилась асфиксия. А зачастую причинами являются скрытые инфекции у мамы, которые токсически действуют на мозг плода.

Также другими причинами могут быть: очень крупный плод, неправильное предлежание, узкий таз мамы, преждевременная отслойка плаценты, резус-конфликт, очень быстрые роды. Когда идет стимуляция родов. Это тоже способствует возникновению травм во время родов.

Все должно идти физиологическим путем. Все, что делается для стимуляции, это ускоряет процесс родов. Это быстрые роды, и плод проходит через родовые пути быстро, тем самым он травмируется. Это те предпосылки, которые вызывают риск ДЦП.

Когда можно понять, что у ребенка ДЦП?

На сегодня ребенку выставляется группа риска с учетом анализа данных о том, как женщина забеременела, как она вынашивала плод, какими болезнями страдала и как лечилась, на каких сроках возникло заболевание. Таких мам берут на учет гинекологи. В первый месяц жизни очень сложно это понять, так как ребенок только родился, для него это стресс. Но тем не менее при внимательном осмотре можно увидеть некоторые предпосылки.

Обычно приходят на прием в месячном возрасте, в два месяца. Уже тогда маме говорят, что есть предпосылки. Что надо сделать для профилактики и предотвращения возникновения грубых изменений в головном мозге. Также в диагностике помогает УЗИ головного мозга.


Иллюстративное фото: pexels.com

Еще одна из причин — затяжная желтушка новорожденных

Неонатальная желтуха в норме длится 10-15 дней у новорожденных. Когда идет затяжное течение, нужно проводить ряд обследований. У недоношенных детей желтушка удерживается дольше. Если же показатели билирубина в крови зашкаливают — более 200-300 микромоль на литр, эти дети в группе риска. Билирубин токсически действует на мозг, погибают клетки мозга, соответственно, есть риск возникновения ДЦП.

Но опять-таки причиной затяжной желтушки могут быть скрытые инфекции матери. Также причиной желтушки может стать резус-конфликт, недоношенность и множество других факторов.

Можно ли полностью вылечить ДЦП?

Как отмечают специалисты, ДЦП не прогрессирующее хроническое заболевание. Если ребенку уже выставили этот диагноз, с ним он будет жить до конца своей жизни. Но по мере роста ребенка, за счет измененного тонуса мышц, у него возникает много осложнений, чтобы эти осложнения не возникли, ребенок проходит реабилитационное лечение. Такой ребенок должен все время получать реабилитационное лечение.

В зависимости от степени выраженности ДЦП ребенок может учиться в школе, но большинство учится на дому. К сожалению, болезнь эта не вылечивается. Но если выявить и начать лечить ее на ранних стадиях, можно не довести до грубых нарушений и осложнений в организме.

Лечится ДЦП при помощи лечебной физкультуры и специальной аппаратуры. Также есть препараты для снятия напряжения в мышцах. Но за рубежом эти лекарства не применяются, так как под собой не имеют доказательной базы.

«Чудесного исцеления не бывает, у человека могла быть неярко выраженная форма, когда он интеллектуально сохранный, легкая форма. Эти люди ведут обычный образ жизни, как все. У них может быть еле заметно в походке, но это человек, который все время трудился, работал над собой и сейчас трудится», — заметила врач-невропатолог.

Пока ребенок растет, реабилитация заключается в том, чтобы не было осложнений — чтобы кости не смещались, чтобы суставы не нарушались. И уже когда сформируется как взрослый, кости окрепли, уже легче, но до этого нужно с детского возраста довести.

По словам директора благотворительного фонда «ДОМ» Аружан Саин, основной проблемой является недостаточное количество бесплатных реабилитационных центров для детей с ДЦП. Им по возможности помогают благотворительные фонды страны.


Аружан Саин.

Аружан Саин об основных проблемах в реабилитации детей с ДЦП

По словам основательницы фонда, «ДОМ» помогал таким детям по отдельности, оплачивая реабилитацию в клиниках за рубежом. Но в 2015 году фонд принял решение помогать детям страдающим ДЦП комплексно, так как поток детей был очень большим.

«Основная проблема, что нам нужно создать нужное количество реабилитационных центров. На сегодняшний день у нас таких толковых фактически два — республиканский центр и центр «Балбулак». Есть также частные, это либо платные, либо благотворительные. Их мало, и они не могут охватить всех нуждающихся», — отметила Аружан Саин.

Сейчас, по ее словам, в стране разрабатывается дорожная карта по сокращению инвалидизации. Карта разрабатывается специалистами Министерства здравоохранения совместно с группой независимых экспертов. На ее разработку уйдет примерно год.

По словам общественного деятеля, результаты реабилитации по-настоящему эффективны и заметны, если она проводится практически с рождения.

«Результаты есть, когда вовремя. А у нас реабилитация начинается поздно, из-за этого эффективность страдает, допустим, специалисты в Китае очень возмущались, что наши дети к ним приезжают, когда уже возможности получения реабилитации упущены. Они таких детей с рождения реабилитируют. И для них было самым шоком, что от нас приезжают дети, уже когда упущено время и сложно ждать суперэффекта.

На чем мы делаем акцент — это должно быть раннее вмешательство. Ребенок родился, есть какая-то настороженность во время беременности. Когда нужно на ребенка обращать внимание и подключать необходимые меры: назначение невропатолога, реабилитационные процедуры. Тогда ребенок может избежать инвалидизации. А сейчас получается, что у нас поздно ставится сам диагноз, либо неврологическая настороженность.

Даже если у нас врач видит, что ребенок может иметь какие-то последствия, ввиду того, что он недоношенный, маловесный, есть какой-то неврологический статус. Даже если он видит, куда он его отправит? У нас очень хорошо оснащенных центров всего два в республике. А туда очередь по несколько лет», — замечает Аружан Саин.

В стране, как пишет «Казправда», функционирует 35 реабилитационных центров для детей. Дети, больные ДЦП, получают реабилитационную помощь на республиканском уровне в АО «РДРЦ», в РДКБ «Аксай», в РДРЦ «Балбулак». Для детей с ДЦП также есть лечение по месту жительства в реабилитационных центрах неврологического и смешанного профиля.

Кроме государственных реабилитационных центров, в стране есть частные центры, построенные на средства благотворительных фондов. Также есть Ассоциация родителей детей-инвалидов (АРДИ), которая помогает детям в реабилитации. Так, летом прошлого года в Алматы был открыт Центр непрерывной реабилитации для детей с ДЦП. В Астане с 2017 года действует центр раннего вмешательства «Балапан». Также действуют медицинско-реабилитационные центры (МРЦ) «Жұлдызай» в Астане, Алматы и Атырау.