Михаил алдашин мультфильмы

Михаил Алдашин. Любитель сказок и защитник букашек

Мастера короткометражной анимации, выпуск №39
Утрата славных традиций отечественного мульт-производства — болевая точка многих деятелей современной российской анимации, заставших еще те времена, а сейчас вынужденных наблюдать грустные процессы в этой сфере искусства и вспоминать «золотые времена» советской мультипликации. Одним из «мостиков», соединяющий ее лучшие традиции и нынешние реалии, является Михаил Алдашин.

Михаил Владимирович успел поработать на «Союзмультфильме» последние годы до развала СССР, выпустив на студии свой дебютный фильм. В конце 80-х его учителями были все или почти все легендарные мастера советской мультипликации: Назаров, Норштейн, Хржановский, Хитрук, Татарский. В своих мультфильмах Алдашин сочетает озорство и мудрость из лучших образцов советской мультипликации с новыми технологиями в сфере анимации. Скажем так, творчество Алдашина — это старые-добрые советские мультики, адаптированные для современной аудитории, и не только детской.
Любимый жанр Михаила Алдашина — это сказка. Самая первая его режиссерская работа — «Келе» (1988) сделана по мотивам чукотской сказки. Это забавный мульт-ужастик, в котором чукотское чудовище гонится за маленькими сестричками.

После создания первой в стране частной мульт-студии «Пилот» ее руководитель, Александр Татарский, забирает Алдашина к себе. Оригинальный минималистично-карикатурный стиль «Келе» близок к юморному «пилотовскому» стилю, так что Алдашин отлично вписался в творческую атмосферу студии и стал одним из самых ярких ее авторов. На «Пилоте» аниматор сделал три мультика и все — в разных стилях. Вообще, удивительная вещь получается: каждый мультик Алдашина не похож на другие по графическому стилю. Неудивительно, что такой разносторонний художник в будущем оказался востребован в разнообразных анимационных проектах, включая зарубежные. А пока, до середины 90-х Алдашин творит на студии «Пилот».
«Пумс» (1990) — немножко вульгарная сатирическая зарисовка о том, как некий коммивояжер впаривает обитателям далекого острова всякую мелочь, нарушая культурную целостность общества аборигенов. В одной сцене мы видим страуса, очень похожего на своего сородича из м/ф Татарского «Крылья, ноги и хвосты».

Еще одна зарисовка про странных аборигенов — «Охотник» (1991). Это сатира на взаимоотношения между мужьями и женами: последние зачастую требуют от супругов всячески извращаться, чтобы добыть для женщины побольше материальных благ. Ничем хорошим такие отношения не заканчиваются.

В «Другой стороне» (1993) аниматор отходит от карикатурного «пилотовского» стиля, в рисунках появляется «сложная» живописность. В этом мультике режиссер обращается к одной из своих любимых тем — жизнь букашек (в данном случае — червячков) в мире, наполненном различными опасностями.

В середине 90-х Алдашин работает в основном как режиссер рекламных роликов, потом был опыт создания мультсериала «Mike, Lu & Og» для американского мультипликационного канала Cartoon Network, однако нельзя сказать, что сериал стал популярным.
1996 год, пожалуй, важнейший в анимационной карьере Алдашина, который успешно реализует очень сложный замысел — мультфильм «Рождество» по библейскому сюжету. «Рождество» должно было получиться сказкой, а не религиозным просветительским фильмом для младшего поколения. Алдашин во многих интервью признавался, что был недоволен результатом, однако мульт-сообщество неожиданно для режиссера приняло фильм и объявило его шедевром. На мой взгляд, «Рождество» — все-таки не шедевр, но хороший и красивый мультфильм, который получился отчасти и сказочным, и религиозным, а самое ценное в нем — ностальгические интонации, словно позаимствованные из «Сказки сказок» Норштейна.

Такое сложное произведение, как «Рождество», значительно повысило репутацию Михаила Алдашина, который прежде был известен «несерьезными» коротенькими мультиками про аборигенов и червяков. Этот успех, судя по всему, предопределил дальнейшие карьерные достижения аниматора, но об этом чуть позже. А в 2002 году Алдашин вновь обращается к любимой теме и делает «Букашек». Это история про насекомых, восставших против произвола людей, и в этом восстании им помогают инопланетные насекомые. Стиль «Букашек» близок MTV-шному, который тогда был популярен. Ничего общего с «Рождеством».

В 2000-е начинается активная деятельность Михаила Алдашина в качестве организатора, продюссера, руководителя различных анимационных проектов. После возвращения на студию «Пилот» Алдашин вносит серьезный вклад в создание и развитие мегапроекта «Гора самоцветов», для которого он на данный момент снял уже 4 мультфильма в разных стилях.
«Про Ивана-дурака» (2004) по мотивам русского народного фольклора. В основе изображения — русский народный стиль лубок.

«Мальчик-с-пальчик» (2006) — по белорусской сказке.
«Медвежьи истории» (2007) — по эвенкийской сказке.
«Бессмертный» (2012) — по дагестанской сказке (народ «таты»). Мультфильм примечателен тем, что раскрывает детской аудитории тему смерти.
В 2013 году Алдашина назначают художественным руководителем студии «Союзмультфильм»! Была программа возрождения студии, много говорилось о возврате к лучшим традициям советской мультипликации. Михаил Алдашин для этой миссии подходил отлично. Но что-то пошло не так… Типичная для России ситуация: корыстные чиновники отодвинули художников в сторонку. В 2016 году Алдашин был уволен, а в одном из последних интервью сказал следующее: «Музы молчат, не только когда пушки говорят, но и когда чиновники управляют искусством».
Сейчас Михаилу Владимировичу 58 лет, он остается одним из самых важных деятелей современной российской анимации, занимаясь преподаванием, участвуя в жюри на мультфестивалях. Новые работы от этого режиссера мы наверняка еще увидим.
ВСЕ ВЫПУСКИ
Электронная книга «Мастера короткометражной анимации» ().

Михаил Алдашин

Михаил Алдашин – один из лучших российских режиссеров анимационного кино, несомненно обладающий своим неповторимым стилем, это один из немногих традиционных мастеров, творчество которого можно увидеть в интернете. Он снял более десяти и принял участие в создании более чем ста мультфильмов, в числе которых «Келе», «Рождество», «Охотник», «Другая сторона», «История московских царей» и «Букашки», получившие более 20 престижных премий – приз Национальной Академии Кинематографических Искусств «НИКА», приз публики на МКФ анимационного кино в Аннесси (Франция), приз международного фестиваля анимационного кино в Рио-де-Жанейро.

Работал режиссером на Киностудии «Союзмультфильм» (1988), на студии «Пилот» (1989), режиссером и продюсером кинокомпании «ТЕКО» (1993). В 1997 — в США, проект телевизионного сериала для Cartoon Network. В 1997–98 — творческий продюсер «Московского Анимационного Проекта». С 1998 работает на студии «Пилот» как режиссёр, сценарист и продюсер. Художественного руководитель знаменитой серии мультфильмов «Гора самоцветов».

Алдашин о себе: «Я родился Туапсе. Ходить в школу не любил, после ее окончания поступил в техническое училище Морфлота СССР.

Службу в армии я отбывал в Севастополе. Для повышения культурного уровня нас строем водили в панораму Рубо и Музей флота. Там я увидел настоящую живопись и захотел стать художником, чтобы своим творчеством осчастливить человечество. Для этого нужно было учиться.

В Полиграфический институт меня не приняли. Друг моего детства, Леша Качура, привел меня во ВГИК, и я поступил на художественный факультет. В институте учился у замечательных людей: живописца Бориса Неменского, философов Валерия Уколова и Глеба Пондопуло.

Однако работа в кино меня не очень привлекала, я хотел стать живописцем. На последнем курсе вдруг сделал мультфильм. Конечно же, это была авантюра – я не знал даже азов анимации. Получился семиминутный фильм из трех новелл «Перевороты».

Не очень понимая, что мне с ним делать дальше, я узнал телефон Юрия Норштейна, позвонил ему и попросил посмотреть мое «рукоделие».

Увидев это произведение, он предложил мне учиться на Высших режиссерских курсах. Так я попал в компанию будущих аниматоров, среди которых были Александр Петров, Иван Максимов, Михаил Тумеля. Преподавали лучшие режиссеры: Фёдор Хитрук, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров. Это было счастливейше время в моей жизни, второе детство, если хотите.

Я остался в Москве и с головой бросился в новое дело. После очередного фильма мне позвонили от знаменитого Александра Татарского и предложили работать на студии «Пилот». Я обрадовался и пошел. И сделал там несколько фильмов. Потом уехал в Америку – зарабатывать деньги рекламой. Вернулся я уже в другую страну: СССР исчез. Жизнь стала странной, моя анимация, как мне казалось, никого уже не интересовала, и я решил ее бросить. Два года занимался рекламой.

И вдруг решил сделать еще один фильм. Это было «Рождество». Мне казалось, что ничего не выходит, я задыхался от ощущения провала, но люди, чьим мнением я дорожу, сказали, что картина получилась. И говорят, что это лучший мой фильм.

Потом опять уехал в Америку. Вернулся через четыре месяца.

С тех пор в том или ином качестве я принял участие в создании более чем ста фильмов, но среди них всего лишь несколько я, как художник, на самом деле хотел сделать. Поэтому творческий голод, ощущение недовысказанности, остались. Остались идеи, замыслы фильмов, которые нужно реализовать. Хочется сделать очень многое.»

Рождество часть 1

Рождество часть 2

Другая сторона

Келе

Думаю, ни одна из его работ не оставит вас равнодушными.

Его ЖЖ