Милостивая икона

«Милостивая». «Услышательница». «Божия Матерь с ушком». Снова в родной обители

20 лет назад, 25 ноября 1999 года, в Москве был памятный крестный ход, прошедший в морозный ясный день небольшое расстояние, но запомнившийся многим особой торжественной атмосферой и большим числом участников. В перенесении чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая» из храма святого пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Зачатьевскую обитель участвовало четыре архиерея, более ста священников и диаконов, сестры монастыря и множество мирян-богомольцев. Встречали святой образ Царицы Небесной, возвращавшийся домой, Святейший Патриарх Алексий II и настоятельница монастыря монахиня Иулиания (Каледа).

Старинный игуменский жезл у чудотворной иконы, или объединенные детской памятью

У маленьких прихожан церкви Илии Обыденного, ставших ныне известными в церковном мире, сохранились яркие воспоминания и о молитвенных службах, и о дивных иконах, перед которыми люди с благоговением зажигали свечи. А возле одной иконы всегда стоял жезл, что, конечно, у ребятишек вызывало любопытство: почему он тут стоит? Что он означает? Этот вопрос волновал детей крупного ученого-геолога, доктора наук Глеба Александровича Каледы – впоследствии ревностного священнослужителя, церковного писателя. Волновало это и Мишу – сына талантливого математика Александра Юрьевича Геронимуса, дерзнувшего принять на себя крест священства во времена так называемого «застоя» и ставшего любящим пастырем, православным богословом. И Ане – правнучке протоиерея Константина Всехсвятского, служившего в Обыденском храме заштатным священником, тоже было интересно. Неудивительно, что услышанная ими история появления в храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Милостивая», и игуменского жезла, поразила детские сердца.

На память приходят слова священника Михаила Геронимуса, настоятеля двух храмов в Подмосковье, который долгое время работал хирургом, но после кончины отца избрал священнический путь. Беседовали мы с ним четыре года назад, как раз накануне 20-летия возрождения Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Мысленно возвращаясь в свое далекое детство, батюшка признался, что в детской голове не все укладывалось, не все было понятно, что-то вызывало недоумение.

– Но теперь, в зрелом возрасте, эту историю, связанную с чудотворным образом Богоматери «Милостивая», я переживаю по-новому, – продолжил он. – У каждого молящегося перед ним, наверное, свои связи. У меня они тоже есть, и словами это не передать. Скажу только, что от святыни исходит большая ласка, большая любовь. Ей можно пошептать на ушко, поплакаться, поведать о своих печалях и получить утешение. Может, и не сразу, как это бывает в духовной жизни, но утешение придет.

Чудотворную икону вместе с другими почитаемыми реликвиями принесли в Ильинский храм из разоренной Зачатьевской обители в 1923 году. Игумения Мария (Коробка) собрала сестер на последний молебен перед намоленной святыней и после совершения чина молебного пения настоятельница произнесла прощальное слово, поручая монахинь и всю обитель попечению и предстательству Пресвятой Богородицы. Она сказала, что отныне Милостивая Божия Матерь – Игумения, Наставница и Руководительница сестер. В подтверждение оставила у иконы свой жезл. В том же 1923 году, 18 ноября, 66-летняя матушка Мария, на чью долю выпали самые трагические события истории монастыря, отошла ко Господу. Какая-то часть насельниц – монахини, послушницы, трудницы – была арестована и сослана в Казахстан и Северный край сроком на три года, но дальнейшая судьба страдалиц неизвестна. Другая же часть – небольшая общинка уцелевших от репрессий Зачатьевских сестер – нашла пристанище в подвалах и многонаселенных квартирах окрестных домов и несла послушания при храме святого пророка Илии, где возникла самобытная и глубокая православная атмосфера.

О пастырях Ильинской церкви и негласном между ними «распределении» с большой теплотой рассказал митрополит Липецкий и Задонский Арсений. «Распределение» было следующим: кто-то окормлял монашествующих или склонных к монашеству, кто-то – простых мирян, кто-то – интеллигенцию, из чьей среды вышло немало священнослужителей, которые и сейчас совершают богослужения в нашей святой Церкви. А монахини, вынужденные жить в миру и «не выставлять себя», смогли среди верующих прихода создать атмосферу уважения к святыням и стремления их сохранить. Этот дух, по словам архиерея, передался последующим поколениям. Проникновенные, пронизанные мягким юмором воспоминания Его Высокопреосвященства, наряду с волнующими рассказами других людей, вошли в замечательный фильм, подготовленный монастырем к нынешней дате – 20-летию возвращения чудотворного образа в родную обитель.Остается добавить, что именно он, владыка Арсений, в то время архиепископ Истринский, возглавил памятный крестный ход 25 ноября 1999 года. Именно он, вначале викарий Московской епархии, затем первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по Москве, с самого начала возрождения Зачатьевского монастыря принимал непосредственное участие в этом процессе, отмеченном как всевозможными трудностями, так и явными чудесами по молитвам к Пресвятой Богородице. Поэтому всё здесь архипастырю близко, знакомо, дорого сердцу. Всё для него тут родное!

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, вспоминает, как выглядела эта обитель в центре Москвы, когда он с младшей сестрой Машей, будущей настоятельницей монастыря, игуменией Иулианией, пришел сюда в начале 90-х первый раз, чтобы посмотреть возможность возрождения монастыря.

– Я после этого несколько ночей вообще не спал, понимая, в каком разоренном состоянии монастырь находится. Еще школа посреди него! – произнес батюшка. – И какие труды надо было понести, чтобы здесь возродилась монашеская жизнь, и вообще что-то было возрождено!

А Маше, Марии, активной прихожанке, пришлось отстаивать возможность возрождения обители со всем бесстрашием юной души. Теперь это вызывает улыбку, но тогда… Услышав, что Православное братство во имя Всемилостивого Спаса, которое объединило духовные общины целого ряда московских протоиереев, обратилось к Святейшему Патриарху с ходатайством отдать им территорию монастыря для создания на ней православной гимназии, издательства и т.д., она потеряла покой. Сердцем не могла это принять: как можно древнейшую женскую обитель отдать под издательство или учебное учреждение – пусть и православное? Переживания вылились в необыкновенно горячий, эмоциональный разговор с ее духовным отцом протоиереем Александром Егоровым. Мария всё твердила, что это недопустимо – надо, чтобы там был монастырь! Позже она попросит у отца Александра прощения за то, что так с ним разговаривала, а батюшка в ответ улыбнется и скажет, что специально не соглашался с ее доводами, чтобы проверить: действительно ли столь велико ее желание возрождать обитель? И вот в 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Ильинском храме было образовано Сестринство в честь иконы Божией Матери «Милостивая», старшей сестрой которого назначили Марию Каледа. Оно поставило своей целью воссоздание разоренной обители, и, говоря о ее достижении, приведу слова священника Михаила Геронимуса, бывавшего здесь по приглашению матушки-настоятельницы со своей семьей, своими прихожанами, и видевшего, что обитель переживает чудесное обретение новой жизни:

– Монастырь в его современном виде – это образ Воскресения. Здесь сохраняется молитвенная связь, пронизывающая время, начиная с XIV века, когда обитель была основана преподобными Иулианией и Евпраксией по благословению их брата святителя Алексия, митрополита Московского. Молитва совершает чудо, и память о почивших сестрах, игумениях становится не просто памятью, а самой жизнью, соединяющей нас в едином предстоянии перед Господом.

А по утверждению отца Кирилла Каледы, обитель на Остоженке радует не только церковных людей, приходящих сюда за духовной поддержкой и помощью. Батюшка уверен, что возрожденный собор Рождества Пресвятой Богородицы является украшением нашего города – первопрестольного града Москвы.

«В какой-то степени мы ведь тоже пишем историю»

Маленькая Аня, знавшая от своих близких, что Обыденский храм был родным приходским храмом для нескольких поколений ее семьи, выросла и стала иконописцем, реставратором. С иконой Божией Матери «Милостивая» и игуменским жезлом, на котором Анечка когда-то по благословению священников меняла бантики к большим православным праздникам, у нее связаны не только детские воспоминания. Об одном событии, произошедшем в начале 90-х годов прошлого века, Анна Даниловна Марченкова и сегодня вспоминает с большим волнением, едва сдерживая слезы. Ее рассказ тоже маленькой жемчужинкой вошел в фильм, посвященный 20-летию перенесения святыни в родной монастырь. (Попутно замечу, что в самом фильме звучат отдельные фрагменты воспоминаний разных людей, а полностью эти записи можно послушать на сайте Зачатьевского монастыря. Господь судил написать Анне список чудотворного образа «Милостивая» для возрождающейся обители. (Видимо, переносить туда саму святыню из-за незащищенности монастыря – и внешних воздействий, и недобрых людей – было рановато). Правда, вначале, выслушав просьбу своего духовного наставника протоиерея Александра Егорова, молодой иконописец отказалась. Во-первых, она училась в совершенно других традициях написания икон. Во-вторых, «благочестивая девица», как указал в характеристике для поступления в иконописную школу настоятель Илии-Обыденского храма протоиерей Николай Тихомиров, и помыслить не могла о том, чтобы дерзнуть написать этого образа.

Дерзновение пришло после того, когда отец Александр, глубоко поклонившись ей, повторил высказанную им просьбу уже от имени храма. Далее был молебен. На двух аналоях лежали две иконы: точнее, на одном – подлинник, на другом – чистая доска. Окропляли святой водой подлинник, а водой, что с него стекала, окропляли чистую доску. Затем две недели великая святыня находилась у Анны Даниловны. Она смотрела на образ и писала, смотрела и писала… И все же отдав копию-список отцу Александру (а приехала иконописец в храм к концу службы), она подумала: «Сейчас батюшка посмотрит и скажет: «Я понимаю, Анечка, я все понимаю. Ты не волнуйся, мы кого-нибудь попросим, и он напишет новый образ. Ну, не получилось. Ну, так бывает»». Но отец Александр, подойдя к окошку и рассмотрев образ, повернулся к людям со словами: «Список иконы Божией Матери приехал к нам!». И большим-большим крестом, вспоминает Анна Даниловна, всех благословил. И все попадали на колени.

Вскоре после написания списка он был передан в обитель для утешения сестер, и произошло чудо – икона замироточила. По убеждению Анны Марченковой, свершилось оно по глубоким молитвам Зачатьевских сестер «нового призыва» и вызвало небывалый подъем духа, укрепив силы как насельниц, так и самой Анны Даниловны, у которой на тот момент была трудная домашняя ситуация. О мироточении списка ей рассказала по телефону матушка Иулиания. Но прежде, чем позвонить, она много раз проверила и, только лишь окончательно убедившись, решила сообщить такую удивительную новость. Спустя много лет Анна Марченкова по просьбе настоятеля храма в воинской части, собиравшего списки чудотворных икон, напишет еще один список. Затем – список для монастырского подворья в подмосковной Барвихе. На них «Милостивая» будет изображена с игуменским жезлом, поскольку этот символ законной власти над монашеской семьей стал частью истории, связующим звеном прошлого, настоящего и будущего.

– Для меня это очень важно, – заметила Анна Даниловна. – В какой-то степени мы ведь тоже пишем историю.

24 ноября 1999 года, накануне перенесения чудотворной иконы «Милостивая» в Зачатьевский монастырь, сестры обители с благоговением перенесли мироточивый список в Обыденскую церковь, где он и сейчас находится. Прихожане его особо почитают. А к главной святыне Зачатьевской обители, незримой ее хранительнице, люди идут отовсюду. Все больше и больше появляется свидетельств о благодатной помощи, полученной молящимися от Пресвятой Богородицы через Ее образ «Милостивая». Кому-то Небесная Заступница помогла в благополучном исходе житейских невзгод. Кто-то получил исцеление от тяжелой болезни. Записаны случаи, когда женщины, долгое время лечившиеся от бесплодия, после горячих молитв у иконы обрели счастье материнства. А одно явное чудо на радость сестрам, прихожанам и участникам того памятного крестного хода произошло буквально накануне перенесения святого образа в обитель. С 1937 года перед монастырем стояла бензоколонка, которая, по словам владыки Арсения, была «некрасиво расположена» – машины заправлялись прямо у входа в монастырь. Неожиданно накануне крестного хода бензоколонку убрали.

– Как матушка Иулиания добилась этого, я просто не знаю, – с улыбкой произнес митрополит Арсений. – Завтра утром переносят образ, а ночью бензоколонку демонтируют. Выкапывают ее баки, тут же всё бетонируют. Кому говорить спасибо? Префекту? Мэру? Не знаю. Знаю одно: волей Божией каждый из нас стал маленьким орудием в большом торжестве возвращения Царицы Небесной в свою обитель.

Необычный для Руси образ

В размышлениях о непрерывной череде чудес, явленных по молитвам перед чудотворным образом, главным чудом наших дней и сестры, и прихожане, и просто знающие о нем люди считают, казалось бы, немыслимое, неосуществимое в обозримом будущем воссоздание монастырского комплекса, рождение монашеской семьи и укрепление в ней подлинного монашеского духа. Как сказала искусствовед Ирина Языкова, святыня хранила обитель, даже когда там не было стен.

– Это икона Божией Матери в необычной для Руси иконографии, которая называется «Взыграние», – продолжила Ирина Константиновна. – Все виды иконографии Пресвятой Богородицы можно разделить на три типа. Как есть вера, надежда, любовь – три наших христианских добродетели, так и здесь. Когда изображается Боговоплощение – то, во что мы верим, Богородица изображается молящейся (тип икон «Оранта»), и у Нее на груди или в круге проступает Богомладенец. То, на что мы надеемся, воплощает или изображает икона «Одигитрия», где Матерь Божия держит на руке Спасителя, – Бога, на Которого мы надеемся. Богородица на Него указывает. Поэтому и «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Третий тип иконографии являет нам образ любви, когда Божия Матерь прижимает к Себе Младенца. Классический вариант – Владимирская икона Божией Матери, очень почитаемая на Руси. А другие варианты этого типа иконографии – «Умиление», «Милостивая» (Киккская).

По словам искусствоведа И.К. Языковой, «Милостивую» из Зачатьевского монастыря часто соединяют с образом Киккской Божией Матери («Елеусой-Киккской»). Написан он, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, и с XII века пребывает в древнем Царском Киккском монастыре на Кипре. Согласно предположению наших специалистов, московская икона могла быть привезена оттуда. Однако между той святыней, что на Кипре, и чудотворным образом в Зачатьевском монастыре есть некоторая разница. Но все равно последний восходит к образу «Взыграния», к образу Киккской Божией Матери. Находясь на руках Пречистой, Божественный Младенец мог играть, резвиться, потянуться к Ее лику. На этой иконе Богородица повернулась, удерживая Богомладенца, и обнажилось Ее ушко. Видимо, отсюда и второе название – «Услышательница», или, как в народе говорят, «Божия Матерь с ушком».

Первое историческое упоминание о пребывании в Зачатьевской обители чтимого образа «Милостивой» Богоматери относится к XVIII столетию. Также известно, что до закрытия монастыря в 1923 году каждую среду перед ним совершалось молебное пение с акафистом. Теперь по четвергам совершается Параклис, с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста перед этим дивным образом, который находится в белокаменном шатре в старинном киоте, и рядом всегда стоят живые цветы.

Нельзя не назвать еще одно важное событие, произошедшее 20 лет назад в тот довольно-таки холодный по погодным условиям и духоподъемный по ощущениям многих верующих день, когда из Ильинского храма «Милостивую» крестным ходом переносили в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Во время Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Алексий II возвел монахиню Иулианию (Каледа) в сан игумении и вручил ей старинный посох, оставленный последней игуменией обители подле образа Пречистой Богородицы. Трогательный момент! Ведь это был тот самый посох, который настоятельница с детства видела возле иконы… При этом Его Святейшество выразил надежду, что предстательство Милостивой Царицы Небесной всегда будет над обителью и ее насельницами. Действительно, спустя время, матушка Иулиания отметит, что после возвращения главной монастырской святыни сам воздух здесь стал другой, и все процессы, связанные с освобождением монастырских строений, восстановительными работами пошли быстрее и успешнее.

Как уже упоминалось, в 2015 году обитель праздновала 20-летие своего возрождения. Накануне торжеств Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Всякий раз, когда я бываю в Зачатьевском монастыре, я вижу, как он благоустраивается, как много сил было положено матушкой игуменией и сестрами для того, чтобы в центре нашего града воссиял этот величественный собор, главный храм монастыря, и чтобы до неузнаваемости изменился весь внешний облик святой обители, некогда разрушенной и посрамленной, а ныне возродившейся к жизни».

Очень многие из наших современников, приходящих в монастырь на Остоженке и любящих его всей душой, говорят, что это настоящая жемчужина Москвы. Да, мы сегодня видим благолепный и благоустроенный монастырь, который находится в тесном пространственном, архитектурном, историческом и духовном единстве с Московским Кремлем, Храмом Христа Спасителя, храмом святого пророка Илии в Обыденном переулке. Но каким трудным было начало, какими неимоверно трудными были первые шаги на пути возрождения монастыря, когда в октябре 1992 года Сестринству в честь иконы Божией Матери «Милостивая» передали первую квартирку в северном сестринском корпусе обители! По воспоминаниям матушки Иулиании, дверь в помещение оказалась забита – сестрам разрешили влезть туда через окно. Они влезли и увидели огромное количество пустых бутылок и пустых ампул из-под наркотиков, плакаты с непотребными картинками. Но до чего же все были счастливы – даже целовали стены, потому что эти стены видели Зачатьевских монахинь! Отец Александр Егоров, которого сестры через несколько дней пригласили к себе, наведя в квартирке-келье какой-то порядок (и приставив к окну два ящика из-под овощей, чтобы батюшка смог по ним забраться), то и дело повторял: «Какой ужас! Это невозможно!» Однако невозможное человеку возможно Богу. Под Покровом Его Пречистой Матери настоятельница и сестры стали возделывать в разрушенных стенах древней обители духовный сад, чьи плоды теперь вкушают все, кто приходит в монастырь в поисках спасения души и дороги к Богу, утешения в скорбях и болезнях. А в последние годы к «Милостивой» притекают и архиереи, игумены и игумении, руководители обителей, приезжающие в Москву на Международные Рождественские образовательные чтения для участия в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности».

…Благодать Божия преподается от главной монастырской святыни каждому, кто с верой и упованием прибегает к чтимому образу Царицы Небесной – Матери и Заступницы всех православных христиан.

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)

Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 января

Богородица есть слава человеков, слава мира… как личное жилище Духа Святого, есть воистину и личное возглавление Церкви, сердце Церкви, Главою которой является Христос… Будет неправильно сказать в общей форме, что Мария есть Церковь, и однако можно говорить, что Церковь представляется Марией, насколько в лице Ее соединяются все свойства Церкви, в личном, и притом высшем, предельном воплощении. Ибо если Церковь живет и движется силою и дарами Духа Святого, то в Ней Он обитает; если Церковь воображает Христа в чадах своих и Его в них как бы рождает, то в Богоматери Он родился и вочеловечился. То, что есть Церковь, составляет самое существо Марии, Которая есть и вместилище Духа Святого, и Матерь Божия, и Богоневеста.

Протоиерей Сергий Булгаков
«Купина Неопалимая» (1927)

Дивный остров Кипр… Он вытянулся к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи православных паломников. Кипр славен своими святынями. И одна из самых чтимых среди них — икона Божией Матери «Милостивая» Киккская.

Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю — престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах.

Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека.

В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос — многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви.

Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.

Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия.

В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.

Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».

Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца.

Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».

Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.

Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью.

С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»).

Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.

Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).

Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.

Икона Богородицы «Милостивая»

Кондак 1

Избра́нней Бо́гом от человече́скаго ро́да послужи́ти воплоще́нию Предве́чнаго Сло́ва, Преблагослове́нней Де́ве Богоро́дице, досто́йно воспева́емой от а́нгел на небеси́, мы, гре́шнии на земли́, дерзаем приноси́ти хвале́бное пе́ние, е́же ми́лостиво от нас прие́мши, Госпоже́ Всеблага́я, от вся́ких бед вре́менных и ве́чных нас свободи́, да зове́м Ти: Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Икос 1

Арха́нгел Гаврии́л с небесе́ по́слан бысть от Тебе́, Богоро́дице, к смире́нному послу́шнику Горы́ Афо́нския, в пусты́нней ке́лии воспева́вшему Ти хвале́бныя пе́сни пред свято́ю Твое́ю ико́ною, да научи́т его́ пе́ти песнь небе́сную, е́юже славосло́вят Тя а́нгели в Сио́не го́рнем. Те́мже и мы, до́льний, воспомина́я таково́е Твое́ о лю́дех благопромышле́ние, со благодаре́нием вопие́м Ти си́це:

Ра́дуйся, досто́йно восхваля́емая от арха́нгел и а́нгел;

Ра́дуйся, блажи́мая от всех Небе́сных сил.

Ра́дуйся, присноблаже́нная и пренепоро́чная;

Ра́дуйся, Ма́терь Бо́га на́шего.

Ра́дуйся, честне́йшая херуви́м;

Ра́дуйся, сла́внейшая без сравне́ния серафи́м.

Ра́дуйся, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшая;

Ра́дуйся, вои́стину су́щая Богоро́дице.

Ра́дуйся, велича́емая на небеси́ и на земли́;

Ра́дуйся, воспева́емая го́рними и до́льними.

Ра́дуйся, еди́на благослове́нная в жена́х;

Ра́дуйся, израсти́вшая нам плод живота́.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 2

Ви́дев послу́шник пусты́нный ди́внаго прише́льца, в ке́лию его́ прише́дшаго и песнь пресла́дкую Тебе́, Влады́чице, воспе́вшаго, не разуме́ в нем а́нгела бы́ти, но зело́ услади́ся пе́нием его́ небе́сным и проси́, да напи́шет ему́ словеса́ пое́мыя пе́сни: егда́ же узре́, я́ко под пе́рстом его́ ка́менная дска умягчи́ся, и пи́шемая словеса́ на ней углуби́шася, я́ко на песце́, позна́ в сем чуде́сное де́йство, и возопи́ ро́ждшемуся от Тебе́ Бо́гу Сло́ву: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зум Боже́ственныя пе́сни открыва́я, рече́ Арха́нгел послу́шнику, я́ко та́ко воспева́ют Тя, Богоро́дице, а́нгелов ли́цы в оби́телех го́рних, и повеле́ ему́, да возвести́т челове́ком словеса́ пе́сни небе́сныя и научи́т земноро́дныя ангелоподо́бно вопи́ти Тебе́:

Ра́дуйся, Благода́тная Мари́е;

Ра́дуйся, я́ко Госпо́дь с Тобо́ю.

Ра́дуйся, Благослове́нная Дщи Отца́ Небе́снаго;

Ра́дуйся, Неискусобра́чная Роди́тельнице Бо́га Сло́ва.

Ра́дуйся, непоро́чное селе́ние Ду́ха Свято́го;

Ра́дуйся, зача́тие несказа́нное яви́вшая.

Ра́дуйся, рождество́ нетле́нное показа́вшая;

Ра́дуйся, Ма́терию и Де́вою пребы́вшая.

Ра́дуйся, во обою́ непоро́чно и свя́то Себе́ сохра́ньшая;

Ра́дуйся, а́нгелов чистото́ю Твое́ю превозше́дшая.

Ра́дуйся, го́рних умо́в непрестаю́щее удивле́ние;

Ра́дуйся, челове́ческаго ро́да возвыше́ние.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 3

Си́лою Бо́жиею Гаврии́л Арха́нгел тве́рдый ка́мень в мя́гкий воск претвори́

и на нем пе́рстом свои́м написа́ словеса́ пе́сни хвале́бный Тебе́, Богоро́дице, да вси позна́ют вели́кое чу́до и несомне́нно уве́руют, я́ко та́ко вои́стину воспева́ют Тя горе́ Си́лы небе́сныя, имже подража́юще, пое́м вели́чия Твоя́, Де́во, и в ра́дости духо́вней вопие́м просла́вльшему Тя Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 3

Име́я простоту́ душе́вную и непоро́чное се́рдце, послу́шник смире́нный сподо́бися а́нгельския бесе́ды и лицезре́ния чинонача́льника го́рних сил, мы же, лука́вством и зло́бою потемне́ннии, не сме́ем взира́ти на святу́ю ико́ну Твою́, Влады́чице, и мо́лим Ти ся приле́жно: обрати́ ны от злоб на́ших десни́цею Твое́ю и научи́ нас во смире́нии и кро́тости ду́ха глаго́лати Тебе́:

Ра́дуйся, Го́ру Афо́нскую освяти́вшая Твои́м благоволе́нием;

Ра́дуйся, хо́лми и де́бри ея́ испо́лнившая сла́вою Твои́х чуде́с.

Ра́дуйся, а́нгельскаго явле́ния сподо́бльшая пусты́ню ея́;

Ра́дуйся, оби́тели и́ноческия в ней умно́жившая во спасе́ние душ челове́ческих.

Ра́дуйся, подвиза́ющимся в ней в посте́ и моли́тве обеща́вшая Твое́ заступле́ние;

Ра́дуйся, от треволне́ния мо́ря жите́йскаго зде спаса́ющая избра́нники Твоя́.

Ра́дуйся, ми́лость Сы́на Твоего́ и Бо́га ме́сту сему́ исхода́тайствовавшая до сконча́ния ве́ка;

Ра́дуйся, рай мы́сленный показа́вшая го́ру сию́ и́ноком пустыннолюби́вым.

Ра́дуйся, приста́нище небу́рное соде́лавшая в ней всем и́щущим спасе́ния;

Ра́дуйся, сих потре́бными к по́стническому житию́ снабжа́ющая всегда́ любвеоби́льно.

Ра́дуйся, жи́тельствующим зде богоуго́дно пода́тельнице благ вре́менных и ве́чных;

Ра́дуйся, хода́таице им Ца́рствия Небе́снаго.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 4

Бу́ря недоуме́ния смути́ ста́рца и́нока, егда́ услы́ша он песнь но́ву и пречу́дну во усте́х своего́ ученика́ и узре́ дску ка́менну, чудотво́рно начерта́нную пе́рстом неземны́м: егда́ же уве́да о посеще́нии ди́внаго посети́теля, Гаврии́лом наре́кшагося, уразуме́, я́ко той се есть, и́же дре́вле благовести́ Тебе́, Де́во, безсе́менное зача́тие Бо́га Сло́ва. Те́мже, велича́я вели́чия Твоя́, Цари́це го́рних и до́льних, воспева́ше ра́достно а́нгелов и челове́ков Творцу́: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́шавше о посеще́нии Арха́нгелом и́ноцы Горы́ Афо́нския стека́хуся ви́де ти дску, чудотво́рно начерта́нную письмена́ми пе́сни небе́сныя, и воспева́ху сию́ благогове́йно пред свято́ю ико́ною Твое́ю, Влады́чице, пред не́юже воспе́т Ю Арха́нгел. Приими́, Всеблага́я, и на́ша пред не́ю усе́рдно приноси́мыя Тебе́ моли́твы, с пе́нием таковы́м:

Ра́дуйся, я́ко о Тебе́ ра́дуется а́нгельский собо́р;

Ра́дуйся, я́ко о Тебе́ торжеству́ет челове́ческий род.

Ра́дуйся, на руку́ Твое́ю носи́вшая Предве́чное Сло́во;

Ра́дуйся, нете́сно вмести́вшая во чре́ве Твое́м Творца́ небесе́ и земли́.

Ра́дуйся, Созда́телю Твоему́ плоть заимода́вшая;

Ра́дуйся, красне́йшаго па́че сыно́в челове́ческих воплоти́вшая.

Ра́дуйся, поста́ве кра́сный, оде́жду пло́ти Христо́вы истка́вший;

Ра́дуйся, от крове́й Твои́х де́вственных порфи́ру Царя́ царе́й соста́вльшая.

Ра́дуйся, де́вства похвало́;

Ра́дуйся, ма́терей сла́во.

Ра́дуйся, в рождестве́ де́вство сохра́ньшая;

Ра́дуйся, рождество́ с де́вством совоку́пльшая.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 5

Богови́дец Моисе́й иногда́ на ка́менных скрижа́лех Зако́н Бо́жий, начерта́нный на Горе́ Сина́йстей, получи́, и́ноцы же Горы́ Афо́нския песнь небе́сную во сла́ву Богома́тери, на дсце ка́менней начерта́нную, от Арха́нгела прия́ша, и сим науче́ннии, а́нгельское славосло́вие Тебе́, Пречи́стая, воспе́та, зову́ще та́ко благоволи́вшему о них Триеди́ному Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́девше нача́льницы Горы́ Афо́нския чу́до ве́лие в явле́нии Арха́нгеловом и пе́сни но́вой, всей Це́ркви Христо́вой явле́нное, дску чудотво́рно начерта́нную письмена́ми пе́сни, препроводи́ша к царю́ и патриа́рху Византи́и, во увере́ние и́стины пресла́внаго сего́ чудесе́: ти́и же радостно прия́ша ю, я́ко зало́г благоволе́ния небе́снаго, и во всей Це́ркви Правосла́вней узако́ниша воспева́ти песнь а́нгельскую в похвалу́ Тебе́, Богоро́дице, зову́ще Ти во умиле́нии глубо́цем си́це:

Ра́дуйся, преукраше́нная ле́потами всех доброде́телей, Де́во;

Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная, сия́ющая де́вства чистото́ю.

Ра́дуйся, возрасти́вшая цвет неувяда́емый, Христа́;

Ра́дуйся, раю́ слове́сный, дре́во жи́зни посреде́ иму́щий, Пресла́дкаго Иису́са.

Ра́дуйся, се́не небе́сная, от зно́я страсте́й нас сохраня́ющая;

Ра́дуйся, покро́ве ми́ру, ши́рший о́блака.

Ра́дуйся, дре́во благосенноли́ственное, прохла́ду спаси́тельную всем подаю́щее.

Ра́дуйся, исто́чниче воды́ живы́я, от нея́же пию́щии ктому́ не умира́ют.

Ра́дуйся, Судии́ Пра́веднаго умоле́ние;

Ра́дуйся, грехо́в на́ших проще́ние.

Ра́дуйся, во сла́ве небе́сней одесну́ю Бо́га пребыва́ющая;

Ра́дуйся, земноро́дных милосе́рдием Твои́м не оставля́ющая.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 6

Пропове́дует Свята́я Це́рковь вели́чие чуде́с Твои́х, Мари́е Богоро́дице, и све́тло красу́ется, воспева́я Ти песнь а́нгельскую, чуде́сно от небе́с на зе́млю принесе́нную чинонача́льником го́рних сил и Твои́м изря́дным служи́телем Гаврии́лом: с ни́мже помоли́ся, Госпоже́ Пречи́стая, к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу, да незы́блему во благоче́стии и правосла́вии сохрани́т Он Це́рковь Свою́, и посрами́т вся воста́ния ерети́ческая, нас же, ве́рных чад ея́, сподо́бит неосужде́нно воспева́ти Ему́: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́ла еси́ мно́гими луча́ми чуде́с от Ми́лостивыя ико́ны Твоей, Влады́чице, и си́ми всю Го́ру Афо́нскую облагода́тствовала еси́ благоутро́бно: ми́лости бо Твоей струи́, неоску́дно всем тре́бующим от ней источа́еши, Де́во, и всех подвиза́еши зва́ти Тебе́:

Ра́дуйся, Ра́досте на́ша свята́я, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая;

Ра́дуйся, засту́пнице на́ша блага́я, на по́мощь к нам всегда́ ускоря́ющая.

Ра́дуйся, зало́г спаси́тельный нам в ико́не Твое́й дарова́вшая;

Ра́дуйся, Афо́нскую Го́ру е́ю зело́ просла́вльшая.

Ра́дуйся, наде́ждо на́ша изве́стная;

Ра́дуйся, упова́ние на́ше непосты́дное.

Ра́дуйся, скорбе́й на́ших утеше́ние;

Ра́дуйся, печа́лей на́ших утоле́ние.

Ра́дуйся, ве́ры правосла́вныя утвержде́ние;

Ра́дуйся, неве́рия посрамле́ние.

Ра́дуйся, любве́ Божественный явле́ние;

Ра́дуйся, чуде́с пресла́вных соверше́ние.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 7

Хотя́щим жа́ти спасе́ние в пусты́нях Горы́ Афо́нския, Ми́лостивая Покрови́тельница и Помо́щница явля́ешися, Ма́ти Бо́жия, и при́сно хода́тайствуеши за них к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу: а́ще бо кто та́мо и паде́т в не́кое согреше́ние, не́мощию пло́ти смуща́ем, Тобо́ю воста́ние получа́ет во спасе́ние, я́ко всем хо́щеши спасти́ся и в ра́зум и́стины приити́ жи́тельствующим в жре́бии Твое́м, и немо́лчно воспева́ющим Христу́, Царю́ и Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 7

Но́во не́бо и нова́ земля́ угото́ваны Сы́ном Твои́м и Бо́гом лю́бящим Его́, Госпоже́ Всеблага́я, к ни́мже стяжа́хом Тя Путеводи́тельницу и Наста́вницу, а́ще то́кмо внима́ем внуше́нием Твои́м Боже́ственным. Мо́лим Тя, Цари́це Всеми́лостивая, не попусти́ нас поги́бнути в де́брех грехо́вных, но приведи́ нас стезе́ю пра́вою в страну́ све́та и ра́дости ве́чныя, да Тебе́ вопие́м хвале́бно:

Ра́дуйся, Сио́на го́рняго пе́рвейшее украше́ние;

Ра́дуйся, оби́телей до́льних присного́товое заступле́ние.

Ра́дуйся, земле́ блага́я, клас спаси́тельный ми́ру израсти́вшая;

Ра́дуйся, ни́во неора́нная, оплодотворе́нная Ду́хом.

Ра́дуйся, огнь Божества́ во чре́во Твое́ прие́мшая;

Ра́дуйся, глад па́дшаго челове́чества Хле́бом Жи́зни утоли́вшая.

Ра́дуйся, херуви́мскаго Царя́ престо́ле;

Ра́дуйся, серафи́мскаго Влады́ки пала́то, преукраше́нная чистото́ю.

Ра́дуйся, хра́ме одушевле́нный Триипоста́снаго Бо́га;

Ра́дуйся, вмести́лище Божества́.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 8

Стра́нное и пресла́вное явле́ние Арха́нгела, на Горе́ Афо́нстей иногда́ бы́вшее, смотре́ние бысть Боже́ственное, и́мже просла́вися препе́тое и́мя Твое́, Мари́е Богоро́дице, и вси ве́рнии научи́шася ангелоподо́бно воспева́ти Тя, херуви́мов честне́йшую и серафи́мов славне́йшую Ма́терь Бо́га на́шего, о Не́йже ра́дуется вся́кая тварь, и род челове́ческий благода́рно взыва́ет ко Го́споду: Аллилу́иа.

Икос 8

Все упова́ние на́ше на Тя возлага́ем, Ма́ти Бо́жия, и в ско́рбех на́ших к святе́й ико́не Твое́й усе́рдно притека́ем, ча́юще от нея́ утеше́ние благода́тное получи́ти, Твои́м ми́лостивым к нам уча́стием, Всеблага́я. Помози́ нам, Влады́чице, с терпе́нием и благодаре́нием вся́кия ско́рби переноси́ти, и вме́сто ро́пота малоду́шнаго, благо умиле́нно взыва́ти Тебе́:

Ра́дуйся, всех скорбя́щих Ра́досте;

Ра́дуйся, всех печа́льных Утеше́ние.

Ра́дуйся, тружда́ющихся и обремене́нных сла́дкий поко́е;

Ра́дуйся, боле́знующих и огорче́нных живи́тельная отра́до.

Ра́дуйся, в час ско́рбных недоуме́ний мысль благу́ю на се́рдце полага́ющая;

Ра́дуйся, во дни уны́ния наде́ждою ве́чных благ воодушевля́ющая.

Ра́дуйся, искуша́емым ру́ку по́мощи Твоея́ простира́ющая;

Ра́дуйся, гнев Бо́жий от глав на́ших отводя́щая.

Ра́дуйся, ми́рное устрое́ние обурева́емым напа́стьми подаю́щая;

Ра́дуйся, во благи́х жела́ния на́ша ди́вно исполня́ющая.

Ра́дуйся, терпели́вых страда́льцев дара́ми благода́тными увенчава́ющая;

Ра́дуйся, и́ноков благоподвиза́ющихся блаже́нства ра́йскаго сподобля́ющая.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 9

Вси а́нгели небе́снии немо́лчными похвала́ми Тя ублажа́ют, Цари́це и Влады́чице всея́ тва́ри, мы же, земни́и и пе́рстнии, ку́ю похвалу́ досто́йную принесе́м Ти, Всепе́тая; оба́че, наде́ющиеся на милосе́рдие Твое́ неисче́тное, любо́вию к Тебе́ понужда́еми, пое́м чудеса́ Твоя́, пропове́дуем благодея́ния Твоя́, славосло́вим и́мя Твое́ и, усе́рдно припа́дая к многоцеле́бней ико́не Твое́й, ра́бски вопие́м изображе́нному на ней вку́пе с Тобо́ю Богомладе́нцу Христу́: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́й ри́торския глаго́лы недово́льны к пе́нию чуде́с Твои́х, Богоро́дице, оба́че Блага́я су́щи, ве́ру на́шу, вме́сто ри́торскаго благослове́сия, ми́лостиво приими́, ве́си бо и любо́вь на́шу, е́юже сердца́ на́ша к Тебе́ испо́лнены. Те́мже благоутро́бно услы́ши нехи́тростныя на́ша пе́сни, и́миже дерза́ем благохвали́ти Тя си́це:

Ра́дуйся, сопресто́льное Отцу́ Сло́во в ложесна́х Твои́х вмести́вшая;

Ра́дуйся, Свет незаходи́мый ро́ждшая.

Ра́дуйся, жизнь ве́чную ми́ру дарова́вшая рождество́м Твои́м;

Ра́дуйся, а́нгельскаго Царя́, я́ко младе́нца, на руку́ Твое́ю носи́вшая;

Ра́дуйся, гра́де одушевле́нный присноца́рствующаго;

Ра́дуйся, ски́ние освяще́нная Жива́го Бо́га.

Ра́дуйся, ни́жняя сочета́вшая с вы́шними;

Ра́дуйся, Мирополо́жнице, Боже́ственнаго ми́ра преиспо́лненная.

Ра́дуйся, до́брых вино́вная;

Ра́дуйся, злых премене́ние.

Ра́дуйся, ору́жие на враги́ всекре́пкое;

Ра́дуйся, щи́те ве́рных несокруши́мый.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 10

Спаси́тельное прибе́жище от суе́т ми́ра преле́стнаго яви́ся жре́бий Твой земны́й, свята́я вои́стину Гора́ Афо́нская, Богоро́дице Де́во, освяще́нная мно́гими Твои́ми чудесы́, преиспо́лненная прича́стными благода́ти Твои́ми ико́нами, и населе́нная и́ноками, ве́рно служа́щими в преподо́бии Сы́ну Твоему́ и Бо́гу, Его́же умоля́ти не преста́й, Всеблага́я, неотсту́пна пребыва́ет благода́ть Его́ от ме́ста сего́, Тобо́ю возлю́бленнаго, на не́мже от лет дре́вних пое́тся Ему́ хвале́бная песнь: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ еси́ заступле́ния де́вственным ликостоя́ниям, Преблагослове́нная Де́во, и столп кре́пок от лица́ вра́жия всем подви́жником чистоты́: Тебе́ бо даде́ся ве́лия си́ла те́мныя а́дския си́лы побежда́ти и от искуше́ний их душепа́губных челове́ки избавля́ти, наипа́че тех, и́же целому́дренно и свя́то на земли́ пребыва́ют. Сего́ ра́ди де́вства рачи́тели согла́сно Тебе́ зову́т:

Ра́дуйся, чистото́ю сия́ющая па́че со́лнца;

Ра́дуйся, де́вства нача́ло и освяще́ние.

Ра́дуйся, кри́не, облагоуха́вший па́дшее челове́чество;

Ра́дуйся, во смире́нии Твое́м осене́нная благоволе́нием Всевы́шняго.

Ра́дуйся, ве́рная рабо́ Госпо́дня;

Ра́дуйся, я́ко Тя блажа́т вси ро́ди.

Ра́дуйся, сто́лпе утвержде́ния всем подви́жником чистоты́;

Ра́дуйся, ве́нче добро́ты, исплете́нный десни́цею Вседержи́теля.

Ра́дуйся, зна́мение Бо́жия к лю́дем благоволе́ния;

Ра́дуйся, гре́шных к Бо́гу дерзнове́ние.

Ра́дуйся, оде́янная в све́тлую ри́зу ми́лостей и щедро́т;

Ра́дуйся, преиспо́лненная сострада́ния и любве́ к христиа́нскому ро́ду.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 11

Пе́ние на́ше, а́ще и тмочи́сленное бы бы́ло, не довле́ет к досто́йному прославле́нию мно́гих ми́лостей Твои́х и щедро́т, Преблагослове́нная Ма́терь Го́спода на́шего, и́миже непреста́нно благоде́тельствуеши ро́ду на́шему: оба́че да не неблагода́рни яви́мся пред Тобо́ю, Благоде́тельнице на́ша, по си́ле на́шей благода́рственныя пе́сни Тебе́ прино́сим с ве́рою и любо́вию и, прославля́я неисче́тная чудотворе́ния Твоя́, вопие́м Верхо́вному Творцу́ чуде́с Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 11

Светопода́тельными луча́ми чуде́с ико́на Твоя́ «Ми́лостивая», Влады́чице, на святе́й Горе́ Афо́нстей немерца́емо сия́ет, и весь мир правосла́вный благода́тно просвеща́ет. Сего́ ра́ди гряду́т к ней от лет дре́вних на поклоне́ние правосла́вных собо́ры, благоумиле́нно воспева́я пред не́ю благохвале́ния Ти такова́я:

Ра́дуйся, Царя́ Христа́ ми́ру яви́вшая;

Ра́дуйся, на ико́не Твое́й вку́пе с Ним изображе́нная.

Ра́дуйся, клеще́ та́инственная, Иса́иею прови́денная;

Ра́дуйся, Купино́ неопали́мая, богови́дцем Моисе́ем предзри́мая.

Ра́дуйся, руно́ ороше́нное Гедео́на;

Ра́дуйся, ча́ще приосене́нная Авваку́ма.

Ра́дуйся, две́ре затворе́нная Иезекии́ля;

Ра́дуйся, горо́ несеко́мая Дании́ла.

Ра́дуйся, мно́гажды от проро́к предвозвеще́нная;

Ра́дуйся, проро́ческих рече́ний сбытие́ прине́сшая.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 12

Благода́ти прича́стная Твоя́ ико́на, Богоро́дице Де́во, я́ко у́тварь драга́я Це́ркви Христо́вой подаде́ся от щедро́т Твои́х, Всеблага́я, в не́йже обеща́лася еси́ с на́ми бы́ти до сконча́ния ве́ка, ре́кши о первопи́санней Твое́й ико́не: «С не́ю благода́ть Моя́ и си́ла!» Ве́руем, Всепе́тая, я́ко не оскуде́ет глаго́л Твой сей и ны́не, в ико́не Твое́й святе́й на вся́цем ме́сте, иде́же ве́рно пое́тся Сы́ну Твоему́ и Бо́гу хвале́бная пе́снь: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще чудеса́ Твоя́, Богоро́дице, припа́даем усе́рдно к ми́лостивей и чудоде́йственней ико́не Твое́й, лобыза́ем ю с серде́чною любо́вию и, я́ко при́сно су́щей Ти с на́ми, мо́лим Ти ся приле́жно: воззри́ на ны милосе́рдием Твои́м, Ма́ти Бо́жия и, я́коже Тя зрим ны́не на ико́не изображе́нную, та́ко сподо́би нас узре́ти Тя в час гро́зный сме́ртный, от руки́ диа́воли нас исхища́ющую и в Ца́рствие Христо́во приводя́щую ны держа́вною десни́цею Твое́ю, да Тебе́ благода́рственно взыва́ем:

Ра́дуйся, по Бо́зе кре́пкое нам прибе́жище и покро́ве;

Радуйся, ма́терними щедро́тами Твои́ми весь мир христиа́нский объе́млющая.

Ра́дуйся, во всех доброде́телех ве́рныя утвержда́ющая;

Ра́дуйся, благу́ю христиа́нскую кончи́ну ублажа́ющим Тя подаю́щая.

Ра́дуйся, от вла́сти лю́таго мироде́ржца упова́ющия на Тя избавля́ющая;

Ра́дуйся, на мыта́рствах возду́шных сла́вящия Тя заступа́ющая.

Ра́дуйся, врата́рнице Боже́ственная, врата́ ра́йския ми́лостиво нам отверза́ющая;

Ра́дуйся, Ца́рствие Го́рнее лю́бящим Тя хода́тайствующая.

Ра́дуйся, во сла́ве небе́сней приседя́щая Сы́ну Твоему́ и Бо́гу;

Ра́дуйся, созерца́ти сла́ву Его́ Боже́ственную чту́щия Тя сподобля́ющая.

Ра́дуйся, теле́с на́ших здра́вие;

Ра́дуйся, душ на́ших спасе́ние.

Ра́дуйся, Ми́лостивая христиа́ном Помо́щнице.

Кондак 13

О Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая святы́х Святе́йшее Сло́во, от а́нгел пева́емая на Небеси́, и от челове́к сла́вимая на земли́! Приими́ ми́лостиво сие́ ма́лое моле́ние на́ше и да́руй теле́сное здра́вие и душе́вное спасе́ние всем, ве́рно восхваля́ющим Тя и пою́щим о Тебе́ Триеди́ному Бо́гу: Аллилу́иа.

Этот кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1.

Молитва

О Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Го́спода, Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ми́лостивая Богоро́дице и Присноде́во Мари́е! Припа́дая к святе́й и чудотво́рней ико́не Твое́й, смире́нно мо́лимся Тебе́, Благо́й и Милосе́рдой Засту́пнице на́шей: вонми́ гла́су гре́шных моле́ний на́ших, не пре́зри воздыха́ний от души́, виждь ско́рби и бе́ды, нас обыше́дшия, и я́ко любвеоби́льная вои́стину Ма́ти потщи́ся на по́мощь нам безпомо́щным, уны́лым, во мно́гия и тя́жкия грехи́ впа́дшим и при́сно прогневля́ющим Го́спода и Созда́теля на́шего, Его́же умоли́, Предста́тельнице на́ша, да не погуби́т нас со беззако́ньми на́шими, но яви́т нам человеколю́бную Свою́ ми́лость. Испроси́ нам, Влады́чице, у бла́гости Его́, теле́сное здра́вие и душе́вное спасе́ние, благоче́стное и ми́рное житие́, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны и благослове́ние свы́ше на вся блага́я дела́ и начина́ния на́ша, и я́коже дре́вле призре́ла еси́ ми́лостиво на смире́нное славосло́вие послу́шника Афо́нскаго, воспева́вшаго Ти песнь хвале́бную пред пречи́стою ико́ною Твое́ю, и посла́ла еси́ к нему́ Арха́нгела Гаврии́ла научи́ти его́ пе́ти песнь небе́сную, е́юже славосло́вят Тя а́нгели горе́, си́це приими́ благоутро́бно и на́ше ны́не усе́рдно приноси́мое Тебе́ молитвосло́вие, и принеси́ е Сы́ну Твоему́ и Бо́гу, да ми́лостив бу́дет Он нам гре́шным, и проба́вит ми́лость Свою́ всем чту́щим Тя и с ве́рою покланя́ющимся свято́му о́бразу Твоему́. О Цари́це Всеми́лостивая, Ма́ти Бо́жия Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоно́сныя Твои́ ру́ки, и́миже Его́, я́ко младе́нца, носи́ла еси́, и умоли́ Его́ вся ны спасти́ и изба́вити поги́бели ве́чныя. Яви́ нам, Влады́чице, Твоя́ щедро́ты: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́: благопоспеши́ всем нам носи́ти и́го Христо́во в терпе́нии и смире́нии и сподо́би нас благоче́стно житие́ сие́ земно́е сконча́ти, христиа́нскую непосты́дную кончи́ну получи́ти, и Небе́сное Ца́рствие унасле́дити, Ма́терним хода́тайством Твои́м к ро́ждшемуся от Тебе́ Христу Бо́гу на́шему, Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Издательство Зачатьевского монастыря. Москва, 2012 г.

В христианской духовной культуре есть много чудодейственных икон, но одна из таких: икона Киккской Божьей Матери является особенно уникальной. Она находится в Киккском монастыре. К этой иконе с древних времен верующие совершали паломничество и читали молитвы. Святые лики на иконе всегда прикрыты покрывалом. Есть древнее поверие, что на лики, изображенные на иконе нельзя смотреть. Те, кто нарушал этот запрет – слепли. Даже монахи, которые ухаживают за этой иконой, соблюдают это условие.

Дата празднования:

  • 25 ноября
  • 8 января

Согласно преданию, икону Киккской Божьей Матери создал евангелист Святой Лука. Он писал икону по образу самой Богородицы, еще при ее жизни на земном пути. Лука изобразил ее с сыном Иисусом на руках. Святой Лука увез икону в Египет. Во время периода иконоборчества, иконе чудом удалось уцелеть, и она была переправлена в Константинополь. В 12 веке, в честь исцеления дочери византийского императора, икона была передана святому старцу Исайе, жившему на Кипре. Там же был построен монастырь на горе Киккос. С тех пор и хранится святыня в этом монастыре.

В каких случаях надо молиться Киккской Божьей Матери?

Верующие люди читают молитвы иконе Киккской Божьей Матери в следующих случаях:

  • от стихийных бедствий;
  • о помощи от засухи;
  • от эпидемий;
  • от ссор в семье;
  • от избавления от напастей;
  • о помощи в делах и достатке;
  • об исцелении от бесплодия;
  • об исцелении заболеваний головы и избавлении от головных болей;
  • об исцелении нарушений речи и слуха;
  • об исцелении от бесплодия;
  • о беременности и рождении здорового ребенка;

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Милостивая»

Слава о чудодейственной иконе Кикской Божьей Матери распространилась не только в христианском мире, но и далеко за его пределами. В ее исцеляющую силу верят люди со всего мира и едут, для того чтобы преклониться перед ней и обратиться за помощью к Богородице. Безграничная ее милость распространяется на всех людей, и они, молясь Киккской Божьей Матери получают ее помощь и исцеление. В переводе с греческого икона называется «Родник Милосердия». В благодарность, верующие называют эту икону «Милостивой». Обращаясь с верой в сердце с молитвой к Кикской «Милостивой» иконе Божьей Матери с кормителем (младенцем Иисусом) люди попадают под чудотворный исцеляющий источник и покровительство Богородицы. Верующие люди нуждаются в поклонении и мольбе о помощи, поэтому было сделано много дубликатов. И в России есть копия иконы в храме Зачатьевской обители.

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.