Митрополит Марк вятский

МАРК (ТУЖИКОВ)

Митрополит Вятский и Слободской Марк (Тужиков)

Марк (Тужиков) (род. 1961), митрополит Вятский и Слободской, глава Вятской митрополии, священноархимандрит Вятского Успенского Трифонова мужского монастыря, ректор Вятского духовного училища

В миру Тужиков Алексей Викторович, родился 26 сентября 1961 года в городе Москве.

В 1978 году окончил среднюю школу в городе Москве.

С 1978 по 1979 год работал чертёжником-конструктором в ПИ–2 Госстроя СССР.

С 1979 по 1981 год служил в рядах Советской армии.

Между 1981 и 1984 годом работал в вычислительном центре Гидрометеорологического научно-исследовательского центра СССР электромехаником 6-го разряда и одновременно учился в Московском финансово-экономическом институте. С 1984 по 1988 год работал на автокомбинате № 2 Госкоминтуриста СССР электромехаником 6-го разряда.

С 1988 по 1991 год учился в Московской духовной семинарии, а затем, до 1994 года, в Московской духовной академии.

В 1991 году принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с именем святого апостола и евангелиста Марка .

18 июля 1992 года был рукоположен во иеродиакона патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В ноябре 1992 года был направлен на послушание в Астраханскую епархию где 26 ноября был рукоположен во иеромонаха епископом Астраханским Ионой и назначен настоятелем Покровского кафедрального собора города Астрахани.

С 1 января 1993 по сентябрь 1995 года являлся наместником Успенского архиерейского собора Астраханского Кремля, делопроизводителем епархии, священником Астраханского казачьего войска, членом епархиального совета и консультативного совета при главе администрации Астраханской области.

17 июля 1995 года был избран епископом Хабаровским и Приамурским.

2 сентября того же года в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы состоялось наречение, а 3 сентября в том же соборе за Божественной литургией — архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископы Валентин (Мищук), Клинский Лонгин, Солнечногорский Сергий; епископы Истринский Арсений, Бронницкий Тихон, Абаканский и Кызылский Викентий, Дмитровский Иннокентий, Астраханский и Енотаевский Иона, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий.

С 17 июля по 11 ноября 2001 года — временно управлял Южно-Сахалинской епархией.

25 февраля 2005 года был возведён в сан архиепископа.

10 июня 2005 года был назначен ректором Хабаровской духовной семинарии.

С 28 июня 2008 по 31 марта 2009 года — временно управлял Анадырской епархией.

Архиепископ Марк (Тужиков)

22 марта 2011 года был назначен архиепископом Вятским и Слободским.

30 мая того же года был освобождён от ректорства в Хабаровской духовной семинарии.

5 октября 2011 года был утверждён в должности священноархимандрита Вятского Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова .

4 октября 2012 года был назначен главой новообразованной Вятской митрополии .

8 октября 2012 года был возведён сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры .

Является ректором Вятского духовного училища .

С 25 июля по 14 декабря 2014 года, и вновь с 26 февраля по 4 апреля 2019 года — временно управляющий Уржумской епархией .

Награды

  • Церковные:
    • орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени
  • Светские:
    • медаль государственного ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени
    • почётный знак Правительства Хабаровского края «За заслуги» имени Н. Н. Муравьева-Амурского
    • государственный орден Дружбы

Сочинения

  • «Речь при наречении во епископа Хабаровского», ЖМП, 1995, № 11, 12-13.

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата:
  • Биография на сайте Русское Православие:

День ангела 17 января.

Журнал № 127, журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года:

Журнал № 92, журналы заседания Священного Синода от 4 октября 2012 года:

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, официальный сайт Русской Православной Церкви, 8 октября 2012 года:

Биография на сайте Вятского духовного училища:

«Журнал № 65», Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 года, официальный сайт Московского Патриархата, ; «Назначены новые наместники Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Донского и Новоспасского ставропигиальных монастырей», официальный сайт Русской Православной Церкви, 26 февраля 2019, ; «ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 4 апреля 2019 года», официальный сайт Русской Православной Церкви, 4 апреля 2019,

Свежий номер

Недавний уход из жизни вятского священника Петра Шака потряс всю верующую Россию. Особенно близко к сердцу это восприняли православные Хабаровска, которые хорошо знали владыку Марка. Бывший настоятель вятского Успенского собора Петр Шак, как сообщили, повесился после того, как новый архиепископ Вятский и Слободской Марк отстранил его от служения в качестве настоятеля. Сегодня интернет полнится слухами о причинах смерти священника.

Кто довел батюшку до греха?

В городе Кирове (прежнее название – Вятка) 7 июня трагически ушел из жизни отец Петр Шак — настоятель Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря. Но сегодня в этой драматической истории, похоже, стало даже больше темных пятен, чем первоначально. Как нам сообщили хабаровские прихожане, все точки над «i», видимо, расставят в конце июля, когда состоится Священный Синод.

В Вятской епархии категорически отказались от каких-либо комментариев. В СМИ сообщили: «тело отца Петра с петлей на шее обнаружили в 8 часов утра в цокольном этаже дома, где жил священник со своей семьей — у него была жена и двое сыновей, которые сейчас служат в армии».

Самоубийство само по себе производит очень тяжелое впечатление, а если на себя налагает руки православный священник, это не укладывается в голове. Для любого православного суицид – самый страшный грех, не подвластный покаянию…

Газета «Московский комсомолец» взяла на себя смелость первой огласить возможные причины беспрецедентного случая: «Прихожане на местных интернет-форумах сходятся во мнении: к содеянию великого греха батюшку привела отставка, в которую Петра отправил новоиспеченный Вятский и Слободской владыка Марк».

При этом отмечается, что новый управляющий Вятской епархией архиепископ Марк (Алексей Тужиков), прибывший из Хабаровской епархии, начал отправлять в отставку и других местных священников. В доказательство приведены слова прихожанки: «У нас все пребывают в шоке с момента приезда нового владыки Марка. Он у нас уволил самых лучших и проверенных священников, публично оклеветав их, уволил уважаемых старцев и многих дьяконов, запретив выезжать в другие области под страхом снятия сана».

На вопрос, почему выведено за штат так много священников, владыка ответил: «Ну, во-первых, — экономические преступления, а во-вторых, я хочу работать со своей командой».

Жесткая непреклонность владыки

В интернете сотни комментариев, в которых люди отзываются об отце Петре только добрым словом:

«Отец Петр Шак стоял у истоков возрождения православия на Вятке после советского периода. Что нужно было наговорить этому мягкому и замечательному человеку, чтобы сначала довести до инфаркта, а потом до повешения?» — недоумевает одна из его прихожанок.

Действительно, когда в апреле этого года отца Петра убрали с должности, которую он занимал почти 20 лет, священник попал с инфарктом в реанимацию. Когда немного поправился, вновь попытался попасть на прием к владыке. Но безуспешно.

И на этом его беды не закончились. Вот что написано на кировском форуме: «Отец Петр накануне вечером вынес еще одно «благословение» Марка. От владыки пришла делегация и сказала срочно освободить казенную квартиру, где батюшка жил с женой и двумя сыновьями (своего жилья у него не было). Он молил о пощаде, но ему грубо ответили, что это его проблемы. Казенные квартиры сейчас отдают хабаровским, которые приезжают к владыке». В интернет-блогах также пишут, что священника попросили заплатить по миллиону рублей за каждый год проживания в служебной квартире.

«Архиепископа Марка знаю очень давно. Мы с ним вместе учились. Это жесткий человек, жесткий администратор. Он любит побуждать людей к тому, чтобы они периодически меняли вид деятельности», — заявил информагентству «Интерфакс» глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. И добавил, что в Вятской епархии бывали случаи, когда люди «радикально путали церковную кассу и свою личную кассу». Кто именно путал, отец Всеволод не уточнил.

«У нас бедная область, нет таких миллионов, чтобы их воровать, тем более в храме. А в Успенском соборе, где настоятельствовал отец Петр, там вообще всей реставрацией, строительством и украшением монастыря занимался покойный владыка Хрисанф. Откуда теперь взялись какие-то экономические преступления?», — возмущается в интернете одна из прихожанок

Владыка не проявил милосердия к отцу Петру даже после его смерти. Петра Шака похоронили без отпевания и «должных почестей».

Новые неожиданные версии

Вскоре после похорон на кировских форумах появились довольно острые комментарии о причинах самоубийства отца Петра:

  • «Пусть Чаплин подаст пример своему однокурснику Леше Тужикову и со смирением уйдет со своего властного и руководящего места, глядишь, и «Мрак» уйдет с Вятской земли, не место жестким людям и администраторам в церкви!»
  • «Мой муж родом из Хабаровска, епископа Марка знает лично. Все, что он мне рассказывал о Марке — это то, что происходит сейчас в вашей епархии. В Хабаровске точно так же доводились до больницы настоящие священники-молитвенники, разрушались приходы, в храмах забеливались расписанные стены… Развалили приход протоиерея Сергия, в котором окормлялся мой муж. А храм, который был на территории больницы №3, отдали под мирское… Правда, самоубийств священников не было, но были несчастные случаи и ДТП… Епископа называли «Мрак». А полгода назад я увидела на видео интервью со священниками и прихожанами храмов Чукотской епархии, что там творилось после истории с владыкой Диомидом, когда управление их епархии временно поручили епископу Марку: милиция с наручниками, захват храмов, изгнание настоятелей, сжигание икон, бюрократия… Люди с болью и слезами говорили об этом в открытую телекамеру».

Еще пишут, что результаты работы новой команды архиепископа Вятского и Слободского Марка уже вовсю ощущаются в жизни города: повысились цены на крещение и отпевание, на молебны и панихиды. К примеру, по новым прейскурантам за крещение требуется брать 1000 рублей (было 250 руб.), за соборование – 300 рублей, Десятирублёвые свечи приказано продавать за 50 рублей. Раньше бабушка могла подать записку об упокоении за 10-15 рублей, а по новому «тарифу» требуется аж 100!

А вскоре в интернете бесцеремонно заявила о себе и новая версия случившегося — убийство.

Предсмертное письмо

Однако через семь дней после похорон вдруг обнаружили предсмертную записку отца Петра. На трех страницах рукописного текста он прощается с родными. Кроме того, отец Пётр обращается к своему другу с просьбой помогать семье. В записке есть упоминание об одном «страшном человеке» — том самом священнике, который, видимо, свел счеты с отцом Петром.

Так что основная версия все-таки – самоубийство. Но кто довел священника до самого страшного греха?

Ирина Харитонова

Митрополит Вятский и Слободской Марк: Снять пыль с души

Владыка Марк не любит давать интервью. Объясняет это так: «Чем меньше мы говорим о себе, тем больше успеем сделать». А если и соглашается на встречу с журналистами, то только если видит подлинную заинтересованность в беседе. Нам посчастливилось. Снежным ноябрьским днём Митрополит Вятский и Слободской Марк добродушно улыбался и с неизменным прищуром наблюдал за нами, отвечая на наши вопросы.

— Владыка, каким для вас был уходящий 2013 год? Чем порадовал или, может быть, огорчил? Что важное удалось сделать?

— Сразу и не ответишь на этот вопрос! Радует то, что епархия продолжает развиваться. Вновь и вновь хотелось бы отметить подвижнические труды нашего предшественника Владыки Хрисанфа, который более 30 лет подвизался на Вятской земле. Им сделано очень и очень многое. Давайте вспомним, что епархия была в своё время разорена, и вернуть в лоно Церкви храмы – это длительный и кропотливый труд. И не просто вернуть, но и заложить основу к возрождению духовной жизни на нашей с вами земле, земле древней, с глубокими и интересными традициями. Я всегда говорю о том, что Владыка Хрисанф за время своего служения встретился не только с гонением, но и с потеплением взаимоотношений и возрождением епархии. Это не каждому удаётся.

Если говорить о делах этого года, радует, что во вновь строящемся жилом районе «Чистые пруды» у нас с вами заложен храм. Радует, что храмы продолжают восстанавливаться и количество прихожан увеличивается. Радует продолжение доброго сотрудничества с высшими учебными заведениями, плодотворная работа со светской властью, силовыми структурами.

— Хотелось бы подробнее узнать о ходе восстановления Спасского собора.

— Полностью готова и оплачена проектная документация. В наступающем году необходимо пройти экспертизу, получить разрешение на проведение реставрационных работ и идти дальше. Уже частично восстановлены фасады. Далее очень важно восстановить купольную часть Спасского собора, чтобы можно было переходить к кровле и внутреннему убранству.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать попечительский совет при Спасском соборе для более активной работы. Реставрация – это, конечно, работа не одного года. Одними словами делу не поможешь. Надо прилагать усилия, труд, финансы.

— Кто войдёт в попечительский совет?

— Пока он формируется. Войдут туда не спонсоры, а именно благотворители, те, кто осознаёт, что, направляя свои средства на восстановление храма, закладывает серьёзную основу для будущего. Восстановленные храмы уже не являются нашим с вами достоянием. Они — достояние будущих поколений. А ведь очень важно, в какой среде человек воспитывается и формируется как личность. Приходя в благоустроенные храмы, люди будущих поколений по этому образу будут выстраивать и свою душу.

Кстати, именно в Спасском соборе сейчас пребывает святыня – икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской. Также сейчас путешествует по нашей епархии икона с частицей мощей святой равноапостольной Марии Магдалины. Это первая святая, которая увидела воскресшего Христа и об этом событии возвестила Его ученикам и апостолам.

— Какие ещё храмы и святыни планируете реставрировать в ближайшее время?

— Каждая епархия имеет свои особенности. И наша — не исключение. На Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, на Сахалине, Чукотке, где раньше я проходил своё служение, особенность в том, что храмов почти не осталось: они были уничтожены. Поэтому приходилось строить новые. А на нашей с вами вятской земле другая особенность: многие храмы сохранились, но использовались не по назначению. Какой храм, особенно старый, ни возьми – его нужно реставрировать! И в самой Вятке, и в Слободском, и в Орлове, и в Шестаково, и в других городах и весях… Везде стены есть, но их ещё надо благоукрасить.

— Вы неоднократно отмечали, что было бы хорошо построить в Кирове большой кафедральный собор. Эта тема остаётся пока на словах, или уже ведётся конкретная работа?

— Пока на словах. Мы прекрасно понимаем, что кафедральный собор нужен, что временное его размещение в стенах Трифонова монастыря не удовлетворяет нашим желаниям и потребностям. Я думаю, город должен иметь достойный кафедральный собор. Конечно, хотелось бы, чтобы он находился на историческом месте. Но мы прекрасно понимаем, что городу нужна и филармония. Я думаю, можно найти какой-то компромиссный вариант, но это вопрос времени. И если мы любим свой город и дорожим своей историей, я думаю, кафедральный собор должен быть построен.

Учение – свет

— В одном своём интервью вы сказали: «В каком состоянии пребывают святыни, в таком состоянии пребывают и наши души». Поясните, как возрождение святынь связано с преображением душ?

— Если человек не заботится о своём жилище, то со временем оно приходит в ветхость и запустение. Если же он постоянно его поддерживает, проявляет заботу, то это жилище пребывает в хорошем состоянии. Так же мы говорим и о душе. Если мы имеем попечение о своей душе, исповедуемся, причащаемся и внимательно относимся к нашей жизни, постоянно эту пыль, налёт с храмин своей души снимаем, то она пребывает в благочестии и чистоте. А внутреннее устроение, конечно же, имеет внешнюю форму выражения. И если человек не может обустроить свою душу, сможет ли он обустроить вокруг себя окружающий мир? Наверное, нет. Потому что окружающий мир мы устраиваем в соответствии со своим внутренним миром, своей душой и своим сердцем.

— Но для восстановления святынь нужны средства. А среди верующих много людей бедных, которые не могут себе позволить больших пожертвований…

— А дело не только в средствах. Дело в отношении. Понимаете, храм восстанавливается всем миром. И в его восстановление каждый вносит свою лепту. Кто-то свои знания, кто-то своё умение, кто-то свой труд, а кто-то средства. Каждый в состоянии внести свой вклад! Всё не замыкается на финансах и внешних средствах.

— Как продвигается работа по возвращению Вятской епархии бывших корпусов КВАТУ? Известно, что в этих зданиях планируется возродить духовную семинарию. Какие задачи будут перед ней поставлены?

— Приказ министра обороны о передаче зданий подписан год назад. Оформляются документы. Пока разговор идёт о шести зданиях.

Мы прекрасно понимаем, что если не будет воспитываться достойное духовенство, грамотное, образованное, то будущего у нас не будет. Поэтому восстановление семинарии — одна из первоочередных задач. Тем более, что семинария – это вообще первое высшее учебное заведение, которое было на Вятке.

В настоящее время на территории нашей митрополии около 230 приходов. Есть перспектива открытия новых, и мы понимаем, что нужен приток новых сил. Как минимум, пять-восемь новых священников в год нам необходимы. Давайте не будем забывать и о том, что рядом с нами есть епархии, где нет высших духовных учебных заведений. Взять Сыктывкар, Йошкар-Олу, Вологду… Духовная семинария будет очень и очень востребована. Наша задача — вывести образование в ней на серьёзный уровень.

— Кстати, об образовании. Сегодня в России всё активнее ставится вопрос об открытии кафедр теологии в учебных заведениях. Как вы думаете, чем продиктована такая инициатива? Говоря языком рынка, на это есть спрос? Или планируется создать предложение, которое должно породить этот самый спрос?

— Это направление востребовано. Если мы хотим сформировать целостную личность, то молодому человеку, который готовится к вступлению в большую жизнь, необходимо дать знания и начальный опыт не только о материальном мире, но и о духовном. Если его не формировать духовно, то он получается ограниченным человеком. А важно целостное мировосприятие.

— Выходит, те, кто активно выступает против, не понимают этого?

На этом вопросе Владыка становится задумчив. Он закрывает глаза и упирается пальцем в переносицу. После отвечает медленно, проговаривая каждое слово.

— Они не только не понимают, но и не заботятся о будущем, потому что на плечи подрастающего поколения ляжет ответственность и забота о нашем с вами государстве. Я думаю, что передавать эту ответственность следовало бы человеку не просто высококультурному, образованному, но и высоконравственному, способному переживать за землю, за государство и за народ.

Врачевание тел и душ

— Вятская епархия ведёт активную работу по открытию домовых церквей при больницах, интернатах для больных детей…

— Человек двухсоставен. У него есть душа и тело. Поэтому если мы хотим действительно восстановить человека, то нужно врачевать и тело, и душу. Я уверен, что хорошо, когда человек, находясь в медицинском учреждении, будучи ограниченным в перемещении, имеет возможность помолиться в домовом храме и получить не только физическую, но и духовную поддержку.

— Но вот такой пример: 23 ноября в Санкт-Петербурге произошло ДТП, в котором пострадал младенец. И родители повезли его вместо больницы в церковь. Малыш умер. Как вы полагаете, такое действие родителей, скорее, истинная вера или всё-таки суеверие?

— Наверное, там просто была совершена ошибка. Хотел бы привести другой пример: как-то великий русский писатель Гоголь отказался принимать лекарства. Тогда его духовные отцы в Оптиной пустыни обратили его внимание на то, что тело лечится одними средствами, а душа врачуется в храме Божьем. Поэтому для врачевания тела необходимо обращаться в соответствующие заведения. В случае с аварией родителям необходимо было, наверное, везти ребёнка в больницу, а самим молиться о его врачевании.

— Вообще, по вашему мнению, как правильнее: обращать ребёнка в церковь с самого рождения или дать ему возможность вырасти и самому осознанно прийти (или не прийти) к Богу?

— Давайте сами честно ответим себе на такой вопрос: до совершеннолетия ребёнка вы с врагом рода человеческого, с дьяволом, договоритесь, чтобы он не трогал его бессмертную душу? Конечно, нет. Поэтому полезно и очень хорошо, чтобы человек со своего рождения воспитывался в лоне Церкви, под благодатным её молитвенным покровом, под её защитой. Важно не просто научить человека видеть, что такое хорошо и что такое плохо, но и научить делать правильный выбор в сторону добра. А это не с 16-ти или с 14-ти лет закладывается, а с самого рождения всем обществом — и государственными структурами, и церковью, и родителями. Это большой труд!

Власть и религия

— Неоднозначную реакцию жителей города вызывает процесс переименования улиц. Как вы к нему относитесь?

— Я думаю, негодования были и тогда, когда переименовывали эти исторические названия. Но давайте задумаемся: тот же Урицкий. Кем он был? Ну неужели улицы нашего с вами города должны носить имена палачей народа? Если уж есть такое желание, чтобы эти имена были на наших улицах – то строятся новые районы, давайте там эти имена!

Наша с вами история многолика, есть и светлые, и трагические моменты. Но её нужно знать, а не производить подмены понятий и ценностей. Я думаю, возвращение исторических названий – это правильное направление.

— Противники обратных переименований говорят, что советские названия — это тоже история.

— Вы ведь, наверное, на могилах своих предков другие памятники не ставите? А ставите их в другом месте, если хотите. Я считаю, не надо ругаться и попирать свою историю.

— Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл неоднократно подчёркивал, что речи о клерикализации государства или огосударствлении церкви нет. И, тем не менее, как вы думаете, может ли в нашей стране церковь стать некой действительно объединяющей силой?

— Церковь всегда являлась объединяющей силой. Да, каждый должен заниматься своим делом, но у нас и у государства есть точки соприкосновения для соработничества. Церковь занимается душепопечением. Государство должно заботиться о целостности наших границ, благополучии нашего народа, многонационального, многоконфессионального… Я думаю, в заботе о государстве у нас есть точки соприкосновения. Вспомните, кто являлся вдохновителем объединения многокняжеского государства вокруг Москвы? Митрополит московский Алексей, который эту идею вкладывал в своё духовное чадо, которым являлся Дмитрий Донской. Продолжателем этого стал преподобный Сергий Радонежский.

— И в завершение хотелось бы услышать от вас рождественское пожелание жителям Вятки.

— Давайте вспомним, какие молитвы и какие слова мы слышим в храме в дни Святок, в дни Рождества Христова: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился». Поэтому я желаю всем нам, чтобы наша с вами вятская земля преображалась, благоукрашалась, чтобы наши с вами национальные святыни не только были восстановлены, но и приумножены.

Владыка ответил не на все наши вопросы. Например, он не стал говорить о проблемах радикальных течений исламского толка, отметив, что не хочет «наступать на их больную мозоль». Дескать, и у нас при желании таких больных точек можно найти немало. Он сравнил это с океаном: на его поверхности много грязи, а внутри – мир и спокойствие. И тут сложно не согласиться! Порой слишком много внимания мы придаём внешнему, напускному, формальному. Не разбираемся в настоящем и важном. И не замечаем действительно хорошее.

Беседовала Вера Елькина

Фото: Александра Лисина

Россия — светское государство!

Mar. 5th, 2015 06:06 pm Хороший прецедент

Не судитесь, да не судимы будете
(совет наглым попам)
Вятский митрополит Марк (Тужиков) проиграл суд, который сам же и начал. История процесса: Митрополит подал в суд иск о защите чести и достоинства. Его оскорбила статья Елены Овчинниковой «Тайны вятского кира». Оскорбленный поп также раскатал губы на денежную компенсацию в размере 300 тысяч рублей. И первый суд иск удовлетворил. Коротко решение суда: «Обязать Издательский дом «Особый» разместить опровержение сведений порочащих честь и достоинство Алексея Тужикова (Митрополита Марка). Взыскать с Издательского дома «Особый» в пользу Алексея Тужикова компенсацию морального вреда 250 000 рублей. Взыскать с Елены Овчинниковой в пользу Алексея Тужикова компенсацию морального вреда 50 000 рублей». Затем был второй суд, который закатал губы митрополиту обратно. Третий суд оштрафовал попа-сутяжника на 15 тысяч. На том и сказочке конец. Под катом статья, оскорбившая митрополита.
Статья «Тайны вятского клира» (мои примечания выделены сним шрифтом):
«Ранним утром дня Рождества Пресвятой Богородицы скончался кирово-чепецкий благочинный, настоятель Всехсвятского собора митрофорный протоиерей Николай Федько. 24 сентября – в день погребения отца Николая возле алтаря Всехсвятского собора – паства роптала, ставя смерть протоиерея в вину правящему митрополиту Марку.
Убитые горем матушка и дети священника, ушедшего в иной мир на 56-м году жизни, хранят скорбное молчание, отказываясь отвечать на вопросы о последних днях покойного и возможных причинах его скоропостижной кончины. «Служащие Вятской епархии не особенно скрывают, что незадолго до смерти благочинный встречался с архиепископом, после чего был глубоко и печально задумчив.
Полагают, что Марк сообщил отцу Николаю о его смещении, что не могло не вызвать тяжёлых чувств у человека, фактически стоявшего у истоков возрождения веры в Кирово-Чепецком районе. Также в епархии утверждают, что на замену вятскому священнику уже прибыл батюшка из Южно-Сахалинской епархии. И в ожидании назначения проживает в доме Кстининской церкви», – рассказывает источник «Особой».
На смену почившему настоятелю прибыло вот это:
Новый настоятель Всехсвятского храма 27-летний Виталий Лапшин — уроженец Хабаровска, и с 10 летнего возраста был иподиаконом у Марка (Тужикова). Можно сказать «мальчик митрополита».
— Это ваш мальчик?
— Конечно мальчик! Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!
(И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»)
При этом, по словам близких, смещение было не единственной новостью, которая потрясла отца Николая и ускорила его кончину. Был ещё некий «финансовый конфликт»: якобы митрополит потребовал у благочинного деньги – значительную сумму, переданную под честное слово местным бизнесменом на восстановление или строительство храма.

До денег митрополит жаден, хотя это для попов порядке вещей. По прибытии в Вятскую епархию он резко поднял цены на магические услуги для населения. Вот что пишут: «Со сменой правящего архиерея в Вятке цены на благодать подскочили так, что мама не горюй».
Некоторые утверждают, что слышали, как в отчаянии священник повторял: «Что я скажу, куда ушли деньги?». «Добиться от матушки или детей отца Николая правды о причинах его кончины не удастся, так как сразу после смерти семья была грозно предупреждена о том, что «если кто-то откроет рот», то в четверть часа всех выкинут из дома. Сегодня родные священника отказываются говорить даже с близкими друзьями семьи и его самого. Поневоле задумаешься: а что скрывать, если батюшка умер вследствие болезни?», – удивляются друзья покойного.
Как рассказал источник из правительства Кировской области, громкие скандалы вокруг Вятской епархии, то и дело возникающие после приезда Марка, тревожа умы и души верующих, беспокоят не только руководство области, но обсуждались даже в Кремле. «Слышали, что не так давно Патриарх призывал вашего Владыку и, сердясь, устроил ему крепкий нагоняй. Говорят, что речь, в том числе, шла о гонениях на отца Георгия, уголовных делах и прочем, что неуместно для РПЦ», – сообщили в Московской Патриархии. И добавили, что имеется информация о недавно поданном митрополитом Вятским и Слободским прошении о выводе за штат: «А что тут удивительного? Человек собрался на покой… Нет, нам не известна реакция Патриарха».
Вот что говорят об этом инциденте (комментарий в ЖЖ Андрея Кураева): «Отец Петр вчера вечером вынес еще одно «благословение» владыки Марка. Отец Петр жил в казенном доме епархии,вчера вечером от владыки Марка пришла делегация, которая заявила о том, что если о.Петр не покинет дом в короткое время, то его посадят в тюрьму. У о. Петра два сына в армии и жена и идти ему было некуда он об этом сказал, молил о пощаде, но ему грубо ответили что это его проблемы.Квартиры казенные сейчас отдают хабаровским, которые приезжают к владыке». (См. также)
Этапы большого пути
…25 июля 2008 года Владыка Марк обратился с заявлением в прокуратуру Анадыря, нарушив пункт 9 главы 1 Устава РПЦ, запрещающего «должностным лицам и сотрудникам канонических подразделений, а также клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность», требуя возбуждения уголовного дела по факту хищения уставных документов. В чём ему было отказано.
…25 июля 2008 года иеромонах Спиридон (Бахарев) и миряне Анадырской епархии направили обращение в Церковный суд Русской православной церкви, в котором архиепископ Марк обвинялся в имущественных и финансовых злоупотреблениях, самоуправстве и сожжении икон храма Преображения Господня в Анадыре..
Сожжение икон после приезда Марка Тужикова на Чукотку:
…При вступлении в управление Вятской епархией архиепископом Марком были произведены кадровые перестановки. В частности, протоиерей Пётр Шак был лишён должности настоятеля Успенского собора. Отец Пётр тяжело воспринял потерю должности, перенёс инфаркт, а 7 июня 2011 года повесился в своём доме. Газеты «Известия» и «Московский комсомолец» сообщили о самой распространённой версии происшедшего: отец Пётр «был затравлен» Владыкой и покончил с собой сразу после того, как ему передали приказание архиепископа немедленно выехать из занимаемого им епархиального дома – с угрозами посадить в тюрьму в случае отказа.
…В июне 2011 года архиепископ Марк издал указ о повышении цен на свечи и церковные требы. Вятский народ и духовенство высказывают активное недовольство непосильными, выросшими в 5-10 раз сборами. Особенно возмутилось сельское население Кировской области. Прихожане Верхнекамского района направили обращение в Управление делами Московской Патриархии, где решению Владыки была дана оценка: «поспешное и не учитывающее положения народа». Но цены не были снижены, а новая волна возмущений прошла после того, как верующие узнали о том, что новый архиепископ Хабаровский (бывшее место служения Владыки Марка) снизил стоимость свечей и треб».