Мой крестный

Содержание

Можно ли поменять крестного отца ребенку: ответы священников

Крёстный отец — это человек, который добровольно взял на себя ответственность по духовному воспитанию маленького христианина. Но можно ли изменить крёстного по желанию родителей или самого ребёнка? У священников однозначный ответ на этот вопрос.

Можно ли сменить крёстного

Причины, по которым родители или сам крестник могут захотеть сменить одного из крёстных родителей, многочисленны и разнообразны. Это и грешное поведение самого крёстного отца, и его неприязнь к крестнику или крестнице, и переезд, и смерть. Но никакую из этих причин церковь не считает достаточной для того, чтобы переписывать свидетельство о крещении.

Акт крещения, правильно совершенный однажды, уже не повторяется, и, естественно, нет никакой возможности взять других крестных, поскольку нет второго крещения.

Священники акцентируют внимание на том, что даже если крёстный отец не ведёт праведную жизнь, не оправдал ожиданий родителей и не научил ничему хорошему крестника — это не скажется негативным образом на ребёнке. Грехи крёстных родителей не перекладываются на их «церковных детей». Задача крёстного — не быть непогрешимым ангелом-хранителем или священным талисманом, но научить крестника церковным истинам, заниматься его духовным развитием. Даже если он с этой задачей справляется из рук вон плохо, церковь не считает это достаточной причиной для смены.

Нередко крёстного отца выбирают из близких друзей в надежде, что тот будет неравнодушен к ребёнку и его жизненному пути

Однако есть одна небольшая, слабая, но всё же лазейка — можно найти причину, по которой крещение будет считаться недействительным. Некоторые церковнослужители придерживаются мнения, что крещение в младенчестве можно считать неправильным. В Библии сказано: «Идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам» (Матф. 28:19, 20). Это значит, что люди, которых крестят, должны уже осознанно принять христианство. У младенца же такой возможности не было — значит, крещение происходило без его согласия.

И тем не менее вопрос о повторном крещении остаётся спорным в православной церкви. Некоторые священники согласятся, что крестить маленького ребёнка — это против правил, другие же скажут, что такое крещение тоже считается правомерным и повторять обряд нельзя.

В таком случае некрещенного истинно человека справедливо крестят еще один раз, но истинно, отказываясь от неистинного крещения, как ошибки, которая не возродила человека свыше. Но при этом неправильно говорить, что его крестят второй или третий раз. Его крестили истинно всего лишь один раз.

К слову, крещение в католической церкви признаётся православными священниками. А католические церковнослужители придерживаются того же мнения касательно смены крёстного, что и в православии — этот духовный наставник определяется один раз и на всю жизнь. Никакие его грехи (включая самоубийство) не являются поводом для смены крёстного.

Если крёстный отец перестал выполнять свои обязанности, наложенные на него православным крещением, то не стоит от него отказываться. Ребёнок не несёт ответственности за грешные действия или неправедные взгляды, которым следует его церковный родитель.

  • Лина Сергеева

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Крестины – это великое таинство, ответственный и важный шаг как в жизни ребёнка, так и его родителей. Этот обряд означает принятие новорождённого церковью, а в её обличии и самим Господом. Эта процедура – одна из самых давних и имеет многовековую историю. Сама же традиция хоть и видоизменилась до сегодняшнего дня, всё же сохранила все самые основные правила и каноны.

Как проходят крестины мальчика, Вы сможете узнать из нашей статьи. Крещение готовит маленького человека к жизни через духовность и веру, и тому, кто это познает и поймёт, Всевышней дарует свою вечную благодать.

Правила крестин мальчика

В христианской культуре существует целый ряд правил для крещения мальчика и девочки, а также прописаны обязанности крёстных, которые должны выполнятся неукоснительно.

Основные церковные законы при крещении мальчика:

за несколько дней до крестин очень желательно, чтобы крёстные прошли обряд очищения и исповедались;

  • все, кто принимает участие в обряде, должны приехать в храм заранее, быть умиротворёнными и спокойными;
  • родители ребёнка в церкви во время таинства не должны присутствовать в церкви;
  • мальчика в храм заносит крёстная, как только священник подаст ей знак;
  • ребёнок не должен быть одетым, можно закутать его в белую ткань;
  • крёстные родители чётко повторяют все молитвы за батюшкой, отрекаясь таким образом от всего греховного и принимая Божьи заповеди к исполнению;
  • мальчика поворачивают к западу, помазывают елеем и погружают в купель (приход Святого Духа);
  • далее надевают крестильный набор и кладут крестить на грудь (защита от греха);
  • далее совершается прохождение вокруг купели (христианский символ вечности);
  • в конце священник сам несёт мальчика на алтарь, где проходит завершение таинства;
  • после крестин все присутствующие отправляются в дом ребёнка для проведения праздника.

Если же обряд крещения проходят мальчики-близнецы, то крёстные родители у них обязательно должны быть разные, но крестить их можно в один и тот же день.

Также есть вопросы, которые необходимо знать родителям малыша, в частности матери. В основном церковь не разрешает её присутствие в храме во время обряда, но если желание достаточно сильное, но это возможно при выполнении следующих условий:

  • священник должен прочесть специальную молитву как до таинства, так и после него;
  • мать пройти ритуал исповеди (если в ближайшее время она этого не делала);
  • мать должна поститься несколько дней непосредственно перед крестинами.

В среднем весь обряд занимает от 30 минут до часа. Главное, чтобы всё прошло правильно, это очень важно и для мальчика, и для крёстных, и для его родителей, потому что с этого момента они – одна духовная семья, которую благословил Всевышний.

Набор для крещения мальчика

Такой набор – также очень важная составляющая таинства. Поэтому к его выбору взрослым нужно подойти со всей серьёзностью и ответственностью. В него входит:

  • самый главные элемент – крыжма (белая пелёнка, часто ажурная с вышитыми инициалами малыша или православным крестом);
  • крестильная рубашка (простая, либо же нарядная с отделкой);
  • белое одеяльце.

Чепчик и носочки для мальчика приобретать не обязательно. Сам же набор является реликвией, которая должна хранится в доме долгие годы, его нельзя использовать в быту. Но стоить помнить, что крыжма наделена целительными свойствами, поэтому если вдруг ребёнок заболеет, то это крестильное полотно может помочь ему в выздоровлении.

Также существует поверье: если родители хотят, чтобы следующий мальчик, рождённый в этой семье, был дружен со своим братом, то и его тоже крестят в этой крестильной рубашке.

Крестины мальчика, правила для крёстной мамы

Существует определённые свод правил для каждого из крёстных родителей, выполнять который нужно чётко, ведь от этого зависит вся дальнейшая жизнь малыша.

  • Правила для крёстной матери:
  • не должна быть беременной;
  • не иметь психических заболеваний;
  • провести исповедь перед обрядом;
  • не быть в браке с крёстным и не быть его близкой родственницей;
  • не быть монахиней;
  • быть совершеннолетней.

Что покупает крёстная на крестины мальчика:

  • ткань, в которую заворачивают малыша (крыжма);
  • крестильный набор (рубашка, одеяльце, можно чепчик);
  • шёлковый платок священнику.

Крестины мальчика, правила для крёстного

  • исповедаться перед таинством крещения;
  • не состоять в браке с крёстной матерью, не быть её ближайшим родственником;
  • не иметь проблем с законом и психических недугов;
  • не быть служителем церкви (монахом);
  • достигнуть совершеннолетия.

Что покупает крёстный на крестины мальчика:

  • приобретение крестика для ребёнка;
  • покупка подарка;
  • выполнение всех финансовых обязательств.

Обязанности крёстных при крещении мальчика

  • обязательно быть примером для наследования;
  • регулярно молится за своего крестника;
  • наставлять мальчика на путь истинный согласно Божьим заповедям;
  • всегда поддерживать с ним связь (даже если проживают далеко от него);
  • присутствовать при первом причастии малыша;
  • в случае болезни или смерти родителей взять всю ответственность за воспитание ребёнка на себя.

Но самое главное, чтобы крёстные понимали всю важность своего чина, а мальчик знал, что рядом с ним всегда есть люди, который помогут, подскажут, поддержат. Крёстные родители – это духовные воспитатели, и их роль в жизни крестника переоценить невозможно.

Обязанности крёстного при крещении мальчика

Ещё одной достаточно немаловажной обязанностью крёстного отца является покупка подарка для своего крестника. И к её выполнению нужно отнестись с особым пониманием. По традиции крёстный должен подарить на крестины серебряную ложечку.

Нужно сказать, что именно изделия из этого благородного металла являются наиболее частыми подарками к обряду крещения. Это символ достатка и полноты жизни. Прекрасным подарком может быть Библия. Её чтение поможет в формировании духовного мира мальчика.

Также нередко крёстный дарит подарок с гравировкой. Эта вещь для ребёнка становится очень личной и проходит с ним по жизненному пути, оберегая от всяческих невзгод.

Кроме этого, крёстный может подарить:

  • серебряные или золотые украшения;
  • именной фотоальбом;
  • одежду;
  • тематические религиозные и художественные книги;
  • различные игрушки.

Имена для крещения мальчика

Выбор имени для крестин – очень важный вопрос при подготовке к ним и достаточно большая проблема, так как здесь иногда встречаются разные мнения, согласовать которые не всегда приходится возможным. Но чаще всего родители обращаются к священнику.

Если имя мальчика православное, то его можно и не менять, но всё же многие стараются сделать это, так как таким образом хотят защитить малыша от всего плохого. Имя подбирают в основном по святцам, учитывая день (или период), в который родился ребёнок, при этом имя может быть как созвучное с мирским, так и совсем отличаться от него.

Что нужно для крещения мальчика

Крещения ребёнка – великая миссия человека на Земле. Что нужно для крещения ребёнка, мальчика – главное, нужно быть особенно внимательным и подготовленным. Крёстные должны читать как можно больше духовной литературы, дабы иметь возможность помочь своему крестнику в любой жизненной ситуации.

И что немаловажно, крёстный как мужчина должен развивать и формировать лучшие мужские качества, такие как: смелость, выдержку, самообладание, силу воли и духа. Ведь роль крёстных родителей не заканчивается сразу после обряда крещения, это долгий путь становления маленького человека, и здесь права на ошибку быть не может.

Поэтому, готовясь стань крёстными, нужно много раз взвесить все “за” и “против”, постараться понять самого себя, изучить религиозную литературу, быть образованным в сфере духовности, а главное – быть настоящим примером для ребёнка.

Жизнь готовит испытания каждому, но далеко не каждый может с ними справиться. И часто наступают такие моменты, когда помочь могут отнюдь не родители, близкие родственники или друзья, а именно крёстные, потому что их духовный уровень и знание жизни достаточно высоки.

Они словно “верные спутники”, которые идут с человеком по жизни, а когда нужно – приводят к Богу с помощью причащения, исповеди, молитвы. И именно благодаря им, уже с самого раннего детства ребёнок чувствует безграничную уверенность, заботу и благодать Всевышнего.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о таинстве крещения:

Крестные родители: кому можно быть крестным?

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!

Крестные родители

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее — у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта «Татьянин День».

— Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

— Быть крестным — и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте .

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, — это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

— А что подарить крестнику?

— Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины — это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

— А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

— Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

— Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

— Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

— Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

— До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

— А кто не может быть крестным?

— Разумеется, не могут быть крестными нехристиане — атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация — если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены — тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

— А кто из родственников может быть крестным?

— Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

— Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

— Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии — католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни — по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

— Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

— Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

— Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

— С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

— Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

— Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
— Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

— Крест носите?

— Молитвы читаете?

— Евангелие читаете?

— Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

— Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

— Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

— Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
— Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Источник: Н.Е. Сухинина. Укажите мне край, где светло от лампад.

Можно ли крестить первую девочку?

Среди распространенных суеверий есть и такое: нельзя крестить первую девочку незамужним девушкам. Попробуем разобраться в причинах этого суеверия и выяснить, можно ли крестить первую девочку на самом деле. Также приведем мнение РПЦ (русской православной церкви) на этот счет.

Почему нельзя крестить первую девочку?

На этот счет есть два объяснения: одно действительно из области суеверий, а вот второе вполне реалистичное, с которого мы и начнем. Считается, что молодая незамужняя девушка еще не имеет достаточно жизненного опыта для того, чтобы быть полноценной крестной для малышки, заботиться о ней по-настоящему в случае чего. Однако здесь стоит заметить, что, во-первых, все люди разные: кто-то уже и к 20 годам вполне зрелый для того, чтобы заботиться о других, а кто-то и в 50 остается сущим ребенком. Именно поэтому, если девушка настроена серьезно и хочет быть крестной, а мать малышки также согласна, никаких помех для этого ее желания нет и быть не может. Другое дело, что к крестинам часто не относятся серьезно, не осознают, что это ответственное дело, ведь, по сути, мы становимся ответственными за судьбу малыша.

Второе объяснение относится уже к области суеверий. Якобы, если молодая незамужняя женщина или девушка станет крестной матерью для маленькой девочки, то это значит, что она сама не сможет родить и будет несчастлива в личной жизни. Спорить с людьми, которые фанатично отстаивают такую точку зрения, мы не будем. Во-первых, они часто глухи к доводам рассудка, во-вторых, они вам приведут массу примеров в подтверждение. Так, на одном из форумов я прочитал буквально следующее: «Много примеров из жизни, когда крестные мамы, будучи незамужними или без детей, покрестили девочек — и так и остались либо с неустроенной личной жизнью, либо потом не имели детей. Я даже скажу: слишком много таких примеров». А с другой стороны: «У меня вот сестра стала крестной у подруги в 18 лет. И ничего страшного: и замуж вышла, и свою дочку родила!» — и таких примеров я насчитал не меньше. Из этого напрашивается очевидный логический вывод: счастье или несчастье женщины, покрестившей девочку до своего замужества, никак не зависит от крестин. Здесь действуют совершенно другие причины, не являющиеся темой нашего разговора. Поэтому на вопрос о том, можно ли девушке крестить первую девочку, нужно отвечать, исходя не из примет, а из собственной готовности к столь серьезному шагу.

Мнение церкви по этому вопросу

Церковь считала, считает и будет считать, что подобные разговоры — лишь глупые суеверия, не имеющие ничего общего с действительностью. Священники говорят, что, конечно, можно крестить первую девочку, ничего страшного с вами не случится. Единственным препятствием для этого может стать то, если крестным отцом будет молодой человек, за которого девушка собирается замуж. Поскольку крестная мать и крестный отец породнятся после крестин, родственникам жениться уже будет нельзя. Однако это распространяется лишь на венчание, никаких ни биологических, ни гражданских предпосылок для этого нет и быть не может, так что тут все зависит, опять же, от вашей суеверности.

Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится? Для меня это до сих пор проблематично!!! А у вас????

Бабушка, бабка — мать отца или матери, жена деда.

Брат — сын в отношении к другим детям одних родителей.

Брат крестный — сын крестного отца.

Брат крестовый, брат по кресту, брат названый — лица, обменявшиеся нательными крестами.

Братан, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.

Братанич — племянник по брату.

Братаниха — жена двоюродного брата.

Братанна — дочь брата, племянница по брату.

Брательница — родственница двоюродная или дальняя.

Братова — жена брата.

Братыч — сын брата, племянник по брату.

Вдова — женщина, не вступившая во второй брак после смерти мужа.

Вдовец — мужчина, не вступивший во второй брак после смерти жены.

Великая тетка — сестра деда или бабки (двоюродная бабка).

Великий дядя — брат деда или бабки.

Ветвь — линия родства.

Внук — сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы.

Внучатая двоюродная племянница — внучка двоюродного брата или сестры.

Внучатая племянница — внучка брата или сестры (троюродная племянница).

Внучатный, внучатый — являющийся родственником в третьем колене, троюродный.

Внучатые братья и сестры — троюродные братья и сестры.

Внучатый двоюродный племянник — внук двоюродного брата или сестры.

Внучатый племянник — внук брата или сестры.

Внучатый троюродный племянник — внук троюродного брата или сестры (троюродный племянник).

Внучка, внука — дочь сына или дочери, племянника или племянницы.

Двоюродная бабушка — сестра бабушки или деда.

Двоюродная прабабушка — сестра прабабушки или прадеда.

Двоюродная прапрабабушка — сестра прапрабабушки или прапрадеда.

Двоюродная племянница — дочь двоюродного брата или сестры.

Двоюродная сестра — дочь дяди или тетки.

Двоюродная тетка — двоюродная сестра отца или матери.

Двоюродный — состоящий в родстве во втором колене.

Двоюродный брат — сын дяди или тетки.

Двоюродный дед — брат деда или бабушки.

Двоюродный дядя — двоюродный брат отца или матери.

Двоюродный племянник — сын двоюродного брата или сестры.

Двоюродный прадед — брат прадеда или прабабушки.

Двоюродный прапрадед — брат прапрадеда или прапрабабушки.

Деверь — брат мужа. Дед (дедушка) — отец отца или матери.

Дед крестный — отец крестного отца.

Дедина, дедка — тетка по дяде.

Дедич — прямой наследник по деду.

Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дочь названая — приемыш, воспитанница.

Дщерич — племянник по тетке.

Дщерша — племянница по тетке.

Дядька — человек, ухаживающий за ребенком.

Дядя — брат отца или матери, а также муж тетки.

Единокровные дети (однородные) — дети, рожденные от одного отца (однородного отца), но разных матерей.

Единоутробные дети (одноутробные) — дети, рожденные одной матерью, но от разных отцов.

Единоутробный — рожденный той же матерью, но от другого отца.

Жена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в браке.

Женима, женища — невенчанная четвертая жена.

Жених — сговоривший себе невесту.

Золовка, золовища, золова — сестра мужа, иногда жена брата.

Зять — муж дочери, сестры.

Колено — разветвление рода, поколение в родословной.

Крестная мать — участница обряда крещения в роли духовной матери.

Крестник — крестный сын.

Крестница — крестная дочь.

Крестный отец — участник обряда крещения в роли духовного отца.

Кровное родство — происхождение от одних родителей.

Кровный — о родстве в пределах одной семьи.

Кузен — двоюродный брат.

Кузина — двоюродная сестра.

Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.

Кума — крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу.

Малая тетка — сестра отца или матери (двоюродная тетка).

Малый дядя — брат отца или матери.

Мать — женщина по отношению к своим детям.

Мать крестная, крестовая — восприемница при обряде крещения.

Мать названая — мать приемышу, воспитаннику.

Мать молочная — мамка, кормилица.

Мать посаженная — женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

Мачеха — неродная мать, другая жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.

Молочная сестра — ребенок (женщина), вскормленный чужой матерью по отношению к ее детям.

Молочный брат — ребенок (мужчина), вскормленный чужой матерью по отношению к ее детям

Муж — мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке.

Невестка — жена брата или жена сына, а также жена одного брата по отношению к жене другого брата.

Незаконнорожденный — рожденный от родителей, не состоящих в церковном браке.

Однородный (единокровный) — происходящий от одного отца.

Одноутробный (единоутробный) — происходящий от одной матери.

Отец — мужчина по отношению к своим детям.

Отец крестный — восприемник при обряде крещения.

Отец названный — отец приемышу, воспитаннику.

Отец прибеседный, посаженный, ряженый — мужчина, заменяющий на свадьбе родного отца жениха.

Отчим — неродной отец, другой муж матери по отношению к ее детям от прежнего брака.

Отценачальник — старший в поколении.

Отчинник, отчич — сын, наследник.

Падчерица — неродная дочь одного из супругов.

Племянник — сын брата или сестры. Племянница — дочь брата или сестры.

Племяш — родич, родственник, земляк.

Побочный (сын, дочь) — сын или дочь, происходящие не от законного брака.

Поколение — родственники одной степени родства по отношению к общему предку.

Полнородный — происходящий от одних родителей.

Потомок — человек, происходящий по рождению из какого-нибудь рода, человек по отношению к своим предкам.