Монашеская коммуна

Монастыри в советский период
(1917-1991 годы)


События XX века, и прежде всего революционные перемены, сыграли поворотную роль в истории страны и в истории монастырей. Связано это было в первую очередь с изменением отношения государства к религии в целом и, в частности, к православным монастырям. Менялся юридический статус монашества, что серьезно подрывало имущественное и социальное положение монастырей. Стихийный захват церковных земель начался еще при Временном правительстве, когда на местах практически не было твердой власти и по существу царила анархия. О захватах крестьянами земель говорилось на Поместном соборе РПЦ, открывшемся 51 августа 1917 года.
Принятый II съездом Советов 26 октября 1917 года Декрет о земле хотя и провозглашал национализацию всей земли, но не содержал прямых указаний о разделе монастырских земельных владений. По смыслу декрета земля предоставлялась тому, кто на ней трудится. Следовательно, если монастырская братия выражала желание обрабатывать землю личным трудом, то ей должен был предоставляться надел на общих со всеми гражданами основаниях. Декрет о земле, таким образом, давал возможность монастырям при определенных условиях заниматься сельским хозяйством на урезанных монастырских землях. 23 января 1918 года был опубликован декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Он ставил РПЦ в жесткие рамки запретов и ограничений: она теряла право юридического лица, лишалась всего имущества, движимого и недвижимого, и права владеть им. Отныне церкви и монастыри могли лишь пользоваться «бесплатно» своим имуществом с разрешения местной или центральной власти. При этом полученное «в бесплатное пользование» имущество подлежало налогообложению как объект «частного предпринимательства». Во исполнение этого декрета у церкви сразу же были отобраны 6000 храмов и монастырей как «особо ценные памятники» истории и архитектуры, подлежащие переходу под охрану государства. Были закрыты и банковские счета религиозных организаций.
Настоящее наступление на монастыри началось в 1918 году, когда еще не было издано специального закона об этом, по инициативе местных властей, одобренной центральной властью. Протесты против закрытия монастырей и насильственного выселения из них монахов пресекались в судебном порядке как акты сопротивления представителям власти. Массовый характер закрытия монастырей приняло в 1919-1920 годах в ходе национализации их имущества. Оно сопровождалось глумлением над мощами святых, которые покоились преимущественно в монастырях, а также репрессиями. 14 февраля 1919 года было принято постановление коллегии Наркомата юстиции «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». В действительности же эта акция началась уже в 1918 году. К осени1920 годы было совершено 63 публичных осквернения мощей. В 1922-1923 годах были расстреляны 1962 монаха и 3447 монахинь. На1 января 1922 года было национализировано 722 монастыря. «В общенациональное достояние» перешло 8275 тыс. десятин монастырской земли, 84 завода. 1816 доходных домов и гостиниц, 277 больниц и приютов, 436 молочных ферм, 603 скотных двора и конюшни, 311 пчелиных пасек. В зданиях «национализированных» монастырей было размещено 48 санаториев и домов отдыха, 168 детских колоний, 97 школ и различных курсов, 287 «советских учреждений» (в большинстве тюрьмы), 188 военных учреждений, 349 больниц и лазаретов.
Роковым для монастырей стал 1929 год — «год великого перелома», когда в связи с начавшейся «сплошной коллективизацией» крестьянских хозяйств резко усилились и гонения на РПЦ, санкционированных принятым 8 апреля 1929 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Развернулась антирелигиозная кампания в прессе, сообщающей об антисоветской пропаганде, которую якобы ведут обитатели монастырей среди крестьян против колхозов. Авторы статей требовали ликвидации монастырских коммун. Прокатилась новая волна закрытия и разрушения православных храмов и монастырей. В том же году в Москве подверглись разрушению национальные русские святыни — кремлевские Чудов и Вознесенские монастыри, Сретенский, Никитинский монастыри, были ликвидированы кладбища Алексеевского, Андроникова, Данилова, Симонова и Новоспасского монастырей. Надгробные памятники продавались оптом как строительный материал. Летом 1932 года Ленинградский исполком принял решение о сносе знаменитых северных монастырей: Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого и Валдайского Иверского. Этому воспротивились Наркомпрос и районные власти, но решающую роль в том, что они уцелели, сыграло военное ведомство, которое рассматривало монастырские строения на случай боевых действий.
Наибольший урон РПЦ понесла во время репрессий 1937 года, когда погибло до 100 тысяч человек приходского и монашествующего духовенства. Церковная организация была разгромлена, оставшиеся немногие монастыри ликвидированы. Последним монастырем, просуществовавшим до середины 1937 года, была небольшая мужская обитель в труднодоступном лесном месте Боровичского района Новгородской области.
Важными очагами православной монастырской жизни оставались русские монастыри, оказавшиеся после 1917 года за рубежом. С провозглашением в декабре 1917 года независимости Финляндии крупный центр русского православия — Валаамский монастырь оказался на ее территории. 30 ноября 1939 года, после начала советско-финской войны, В результате которой граница была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи Валаамского монастыря были эвакуированы в глубь Финляндии. После Великой Отечественной здания монастыря занял интернат для инвалидов войны. Монастырь был восстановлен в 1989 году в составе Санкт-Петербургской епархии. Псковско-Печерский монастырь оказался на территории Эстонии в 1920 году; ныне монастырь находится на территории Псковской епархии. После Гражданской войны за пределами России, в составе восстановленной Польши, также оказались несколько русских православных монастырей, в том числе и такой крупный центр, как Почаевская лавра. В состав СССР они были возвращены в 1939 году. В присоединенных к СССР в 1939-1940 годах прибалтийских республиках, в Западной Белоруссии, на Западной Украине и в Бессарабии насчитывалось несколько тысяч православных храмов и 46 монастырей. Хотя существовали планы закрытия этих монастырей, но Отечественная война помешала их реализации.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны (1941-1945), когда в полной мере проявилась патриотическая и духовно-воспитательная роль РПЦ, И.В.Сталин пошел на существенные для нее послабления: в 1943 году было разрешено созвать Архиерейский собор, избрать патриарха, открыть часть храмов и духовных заведений. Были легализованы монастыри, существовавшие на оккупированной территории. Многие из них (в основном на Украине и в Молдавии) имели большие хозяйства, которые занимались земледелием, садоводством, ремеслами, различными промыслами. Только 24 молдавских монастыря имели 754 гектара пашни, 230 гектаров садов и 116 гектаров виноградников. В 1944-1945 годах местные власти начали выселять монахов и конфисковаться угодья, что вызвало недовольство Центра. По замыслу советского руководства монастыри должны были кормить разоренную страну, их приравняли по нормам сдачи продуктов животноводства и земледелия к подсобным хозяйствам государственных предприятий и организаций. Помимо выполнения госпоставок монастырям приходилось оказывать значительную помощь соседним колхозам и совхозам. Существование обителей было узаконено постановлением СНК от 22 августа 1945 года. Оно предписывало местным властям впредь до особых указаний не препятствовать деятельности мужских и женских монастырей, сохранять их здания, землю, инвентарь и скот. Постановлением от 29 августа 1945 года монастыри освобождались от уплаты налогов на занимаемую землю, строения, а монашествующие — от налога на холостяков.
В первые послевоенные годы советское государство продолжало оставаться лояльным к РПЦ. В сентябре 1945 года Совет по делам РПЦ обследовал 75 обителей. В заключении, сделанном по итогам обследования, говорилось о необходимости возвращения монастырям изъятых после оккупации земель, наделения землею безземельных обителей, выведения с монастырской территории государственных учреждений и предприятий, что и было зафиксировано постановлением Совета Министров «О православных монастырях» от 29 мая 1946 года. Безземельные монастыри наделялись землей из расчета по 15 соток на одного насельника, монастырям разрешалось заниматься промыслами, создавать мастерские. За монастырями было закреплено 2 тыс. гектаров, в том числе 400 гектаров новых земель; в то же время монастырям установили жесткие обязательства по поставкам сельхозпродукции.
Весной 1946 года открылась Троице-Сергиева лавра.В стенах лавры получила образование и воспитание большая часть духовенства Русской церкви, и влияние лавры на Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию всегда было велико.
Однако уже в 1948 году в масштабе всей страны прекращается процесс открытия новых храмов и монастырей: в 1948-1954 годах правительство не утвердило ни одного решения об удовлетворении ходатайств верующих.
В 1958 году возобновилось преследование РПЦ, коснувшееся и монастырей. Антирелигиозная кампания началась с гонения на монастыри как важные центры духовной поддержки верующих. 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял постановления «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». Первое постановление запрещало монастырям применять наемный труд, предусматривало значительное уменьшение их земельных наделов, а также количество самих монастырей. Республиканским властям предписывалось представить в течение шести месяцев отчет о возможности сокращения числа действующих общин. Вновь вводились отмененные в 1945 году налоги с земли и строений. Был утвержден план закрытия монастырей в 1959-1960 годах, которым предусматривалось из 63 монастырей оставить лишь 28. Некоторые обители закрывали в течение 24 часов, монахов выселяли. Из 1013 насельников закрытых монастырей в 1960 году лишь 266 перевели в другие монастыри, остальных отправили в больницы и дома престарелых. В 1963 году была закрыта Киево-Печерская лавра — колыбель христианства на Руси. С большим трудом удалось отстоять Почаевскую лавру, Псковско-Печерский и Пюхтицкий монастыри, которые также предполагалось закрыть. Одновременно прекращали свою деятельность православные храмы и духовные учебные заведения, преследованиям подвергались верующие. В результате развернувшейся антирелигиозной кампании в 1950-1960-х годах резко сократилась численность православных монастырей: с 85 в 1948 году до 15 в 1965-м; число насельников уменьшилось с 4632 (1948 год) до 1500 (1965-й).
В годы перестройки (1985-1991) существенно изменилась политическая обстановка в стране, Что благотворно сказалось и на положении РПЦ. В 1988 году торжественно было отмечено 1000-летие Крещения Руси. С этого момента началось возрождение православных монастырей. Уже к концу того же года в стране насчитывалось 22 монастыря. Численность их значительно возросла в начале 1990-х годов. Возобновляли свою деятельность прежде всего те монастыри, которые были хорошо известны в дореволюционное время: московский Данилов монастырь (1983), козельская Оптина пустынь (1988), Валаамский (1989), Соловецкий (1990), Толгский женский монастыри (1987).
После крушения советской системы в 1990-х годах в России появились условия для возрождения монастырей. В 1993 году их количество составило 360, в 1994-м — 367, в 1995-м — 382, в 1996-м — 393, в 1997-м — 442, в 1998-м — 478 монастырей. В настоящее время возрожденные монастыри РПЦ ведут обширную просветительскую, благотворительную и миссионерскую деятельность. Они существуют в основном на собственные средства, полученные от своего хозяйства на выделенной им государственной земле, а также на добровольные пожертвования прихожан и благотворителей. Монастыри в Москве и в других крупных городах помимо подсобных хозяйств (огороды вне городской черты) имеют свои издательства, иконные и книжные лавки.

монастырь

• Община монахов

• Религиозная община монахов или монахинь

• «Замок» монахов

• аббатство

• где пряталась от мафии героиня Вупи Голдберг в комедии «Действуй, сестра!»

• женское учреждение, где мужчины появляются только в виде икон

• киевско-Печерская лавра как обитель

• киевскоПечерская как обитель

• культовое сооружение, под которое иногда подводят

• лавра

• м. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. Яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. Моск. церковный двор, погост, церковная земля со строениями, с домами попа и причта. Он живет на монастыре, на церковном дворе. Монах, отрекшийся от светских сует, постриженник во ангельский образ, мних, инок, чернец, приписанный к монастырю. Католическое монашество образует ордена, братства. Рясофорный монах, послушник в рясе и клобуке, только без мантии. Есть монастыри воспитательные, как например наш Смольный. Монах шелкопряд, сумеречник, которого гусеница поедает лес. подкопном деле, монах, кусок трута, для поджога. Монахиня, монашенка; южн. зап. монашка ж. инокиня, черница. Монашка также бабочка монах. Черней монаха не будешь. черт под старость в монахи пошел. Не всяк монах, на ком клобук. Его же и монахи приемлют, вино. Хватился монах, когда смерть в головах. Черт монаху не попутчик, монах его проведет. Монах (или монахиня) на свадьбе, зловещ для молодых. Подвести дела под монастырь (убить короля). Пошла бы в монастырь, да много холостых (жаль их). него расход Кириллова монастыря, а приход репной пустыни. Идти под стукалов монастырь (солдт. под крепость, на сраженье). Пойду в монастырь, где много холостых. него дом, что монастырь, обилие. Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения). чужой монастырь со своим уставом не ходи. Монахов, монахинин, -шенкин, -шкин, им принадлежащий, -шеский, к ним относящ.; -стырский, к монастырю относящийся. По монастырской ковриги за щеку мечет. Монашек м. угольная курильная свеча. Монастырек. -рец, умалит. -рища, увелич. -ришка, презрит. -рище ср. остатки, развалины, городище монастыря. Монастырка, жительница, воспитанница монастыря. Монастырник м. -ница ж. -щик, -щица, служитель, служка, или обычный посетитель монастырей. Монастырщина ж. монастырская жизнь, обычай; владенья, имущество монастыря. Монаховатый, на монаха похожий. Монашить или -ся, подражать в чем монахам для вида, ханжить, прикидываться святым

• новодевичий …

• обитель монахов

• община монахов

• под него можно подвести

• помещение монашеской общины

• рассказ российского писателя М. Зощенко

• режимная организация (церковное)

• религиозная община, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию

• убежище от мирской суеты

• церковь и жилые помещения монашеской общины

• что скрывается за обителью

• «замок» монахов

• где пряталась от мафии героиня Вупи Голдберг в комедии «Действуй, сестра!»?

• что скрывается за обителью?

Истинная монашеская община — это прежде всего семья

Правмир продолжает обсуждение документов Межсоборного присутствия. Проект «Положения о монастырях и монашествующих» был разработан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества и в конце мая опубликован в Интернете с целью широкого обсуждения.

Ситуацию по актуальным проблемам современного монашества, поднятым в проекте, порталу «Православие и мир» комментирует иеромонах Клеопа, насельник монастыря Петрас Катафагиу, Греция.

Иеромонах Клеопа

В настоящем виде проект «Положения о монашестве» очень сырой и может рассматриваться только как основа для дальнейшего обсуждения будущего Положения. В тексте лишь фиксируется современная система монашества Русской Православной Церкви и закрепляются многие опасные формы церковной жизни, привнесённые извне, из мира или из неправославной среды, и сохранившиеся со времён Синодального периода.

Господствующий в проекте подход к монастырю как к организации, выстраиваемой сверху, с назначаемыми «сверху» игуменами и духовниками, необходимо сменить на понимание монастыря как духовной общины, семьи.

Что мы видим сейчас? Епископ присылает игумена, тот начинает собирать братию. Потом епископ может поменять игумена, забрать монахов из монастыря, потом прислать новых, поменять им устав и так далее… Всё это крайне разрушительно действует на монашескую общину, способствует господству административного подхода, внешнего делания и благоприятствует лишь тем монахам, кто стремится к карьерному росту в Церкви.

Истинная монашеская община — это прежде всего семья. Она строится, так сказать, снизу, собирается годами, часто выстраиваясь вокруг духовника. Игумен (игумения) должны выбираться насельниками из своих, из тех, кого они видят именно как духовного руководителя общины, как отца и мать в одном лице, кому они готовы довериться полностью.

Игумен — это тот, кто прожил рядом с братией многие годы, такой же хранитель предания монастыря, как и они. Невозможно забрать из семьи отца, привести в нее незнакомого человека и сказать детям: «Вот этот человек — ваш новый папа». Так и в семье духовной: братия монастыря выбирают себе отца, рождают его о Господе. Сёстры выбирают себе мать. И никто, даже Вселенский собор, не сможет заставить их воспринимать постороннего, присланного со стороны человека как мать и отца.

Фото: kcenia.belova, orthphoto.net

С учётом всего этого особенно опасным мне видится пункт о том, что служащими священниками и духовниками женских монастырей могут быть только назначенные со стороны семейные священники. Я, будучи монахом, стараюсь никогда не давать духовные советы относительно семейной жизни, потому что для меня тайна брака во многом недоступна, я не пережил её опытно.

Назначение же духовником белого священника, который окажется человеком немонашеского склада, не понимающим сути монашества, монашеской практики, — так сказать, не монахофилом, а монахофобом, — приведёт в очень короткое время к полному развалу духовной жизни в монастыре. Да просто все монахи разбегутся, или возникнет модная нынче, но разрушительная для монастыря практика: сколько сестёр, столько и духовников на стороне.

Сердцу не прикажешь, и сёстры в любом случае будут стремиться обращаться за духовным окормлением к тем, кто понимает их жизнь, их искушения. В конце концов, история монашества показывает, что наиболее известные женские монашеские общины основывались или при помощи мужских монастырей, или под руководством духовников-монахов, — например, первый женский монастырь, основанный Пахомием Великим, Шамордино, Дивеево и другие. А из новых: Ново-Тихвинский в России, 20 женских монастырей под духовным руководством старца Филофея Зервакоса, монастыри под духовным управлением старца Ефрема Филофейского, монастырь Ормилия, самый большой женский монастырь Греции, административно и духовно находящийся в подчинении афонского монастыря Симонопетра. Случаи, когда монастырь основан женской общиной, окормляемой белым священником (Пюхтицы, например), более редки.

Вообще сама возможность обсуждения проекта Положения имеет большое значение, потому что даёт возможность вносить предложения снизу со стороны тех, кому жить согласно этому документу. А дальше всё в наших руках. Надо выдвигать предложения, грамотно их обосновывать и тогда есть надежда, что все будет очень хорошо.

Всё, о чём я говорю, давным давно успешно воплощено в жизнь в других Православных Поместных Церквах, а значит может быть воплощено и в Русской Церкви.

1. Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церквью. (9 букв)2. Страна — один из крупнейших центров Реформации. (9 букв)3. Особый церковный суд. (10 букв)4. Грамота об отпущении грехов. (12 букв)5. Второе название кальвинистской церкви. (16 букв)6. Протестантский проповедник. (6 букв)7. Религиозная община монахов. (9 букв)

Какое из перечисленных событий произошло в XVII веке Ливонская война Польско-шведская интервенция Восстание под предводительством Емельяна Пугачева У каз о заповедных годах Поразмышляйте, что означал бы разрыв отношений с СССР для правительств Англии и США?​ ,,Козацькі літописи 17-18 ст. як історичні джерела,, Письмово у зошитах описуємо 3 козацькі літописи ст. 261,262 Літопис Самовидця, Літопис Григорія Г рабянки, Літопис Самійла Величка. Послушайте фрагмент «Симфонии в трёх движениях» И. Ф. Стравинского. Что в этой музыке нового, необычного по сравнению с классикой XIX века? Чи можна сказати, що після «довгого XIX століття» події в Європі були найважливішими та визначали хід світової історії у XX ст.? Выделите мероприятия, осуществлённые в годы правления Павла 1. Закрытие частных типографий 2. Секуляризация монастырских земель 3. Создание полиции 4. Регламентация частной жизни подданных 5. Создание коллегий Посол этой европейской страны принимал активное участие в заговоре против Павла I 1. Франция 2. Австрии 3. Англии 4. Пруссии 5. Неаполь Описати репродукцію картини Васнєцова «Новгородська торг» В каком веке было введено христианство на Руси: 1) IX в. 2) X в. 3) XI в. 4) VIII в. Кто из названных князей Древней Руси прославился победами над половцами и созданием «Поучения»: 1) Олег Вещий 2) Владимир Мономах 3) Святослав Окаян ный 4) Изяслав