Монастырь на соловках

Истоки 5 класс. Тема «Соловки» учебно-методический материал (5 класс) на тему

Кафедра истории и культуры религий народов России

ВСЕ-118 Методика преподавания и содержание междисциплинарного учебного курса «Истоки» в 5 классе основной школы

План-конспект урока

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

Активное занятие №16 (развивающее)

Автор-разработчик: Агеева Вера Александровна, учитель русского языка и литературы, социокультурного курса «Истоки», ГБОУ Школа 2065

г. Москва

План-конспект урока

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

Активное занятие №16(развивающее)

Цели урока:

Образовательные цели:

1) углубление знаний о Соловецком монастыре;

2) обучение работе в ресурсном круге.

Развивающие цели: развитие творческого воображения, формирование у ученика целостного образа монастыря на основе воображения

Воспитательные цели: осознание духовной ценности монастыря как источника нравственности.

Оборудование: фото Соловецкого монастыря, видеофрагмент,

Ход урока:

1. Подготовительный этап (1 минута):

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о величественном Соловецком монастыре. Давайте попробуем совершить путешествие к Белому морю к Соловецкому монастырю, увидим его величие и красоту, прикоснемся к этим святым местам и постараемся почувствовать особенную атмосферу этого места.

2. Актуализация (15 минут):

Просмотр отрывков фильма «Чудеса России. Соловки. Крепость духа» https://www.youtube.com/watch?v=qSSy-ACQOGE

Перед просмотром класс делится на группы (четверки). Каждая группа получает задание:

— Что вам показалось необычным в решении преподобных Савватия и Германа поселиться на берегу Белого моря? Почему?

— Что заставляет наших современников выбирать это место для своей жизни?

— Как вы понимаете выражение «крепость духа»? Что влияло на укрепление духа живущих в этих местах?

Зачем человеку нужен «крепкий» дух? В каких ситуациях важно обладать крепким духом?

Учащиеся обсуждают свои варианты ответа, приходят к единому мнению, представляют результаты работы всему классу. (3-4 мин)

3. Изучение новых понятий и способов действия (20мин):

Ресурсный круг «В Соловецком монастыре». Учитель и учащиеся садятся в круг. Учитель напоминает учащимся последовательность выполнения задания, целью которого является создание целостного образа на основе визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Учащимся предлагается мысленно перенестись на берег Белого моря, представить себя в стенах Соловецкого монастыря, описать зрительные образы, услышать звуки, ощутить запахи, рассказать о своих чувствах.

Первый круг:

1 ученик: Я вижу бескрайние снежные просторы…

2 ученик: Я слышу поскрипывание снега под ногами…

3 ученик: Я чувствую холодное прикосновение снежинок к лицу…

4 ученик: Я вижу снежную поземку…

5 ученик: Я слышу завывание ветра…

6 ученик: Я чувствую пронизывающий холод…

7 ученик: Я вижу мощные каменные стены…

8 ученик: Я слышу шуршание снега…

9 ученик: Я чувствую уважение к тем людям, кто это смог построить…

10 ученик: Я вижу купола храмов…

11 ученик: Я слышу колокольный звон…

12 ученик: Я чувствую радость – звон очень красивый…

Рефлексия:

Ребята, спасибо за вашу работу. Сейчас мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:

1. Удалось ли нам сформировать целостное представление о монастыре?

2. Что нам помогло это сделать?

3. Что осознал каждый из вас по завершении работы?

Домашнее задание: Подумайте, что обозначает слово «преображение» и что каждый может преображать в своей жизни.

Соловки. Где находятся. Как добраться

  • Валаам: экскурсии
  • Валаам: фото

Где находятся Соловки?

Соловецкие острова находятся в юго-западной части Белого моря.

Острова закрывают вход в Онежскую губу. Однако они находятся на 200 километров западнее Архангельска и в целом не представляли никакого стратегического интереса ни для обороны северного торгового пути, ни для обороны порта Архангельск.

Тем удивительнее, что на островах появился Соловецкий монастырь, построенный как полноценная боевая крепость.

Для защиты от шведов и англичан место не годилось.

Даже как центр влияния Москвы на местные слабоподчиненные карельские племена — тоже.

Для этого лучше подходили бы Кемь или современный Рабочеостровск. Все-таки материковая Карелия.

Почему и зачем казна выделяла деньги на грандиозное строительство — неведомо.

Как добраться до Соловецких островов?

Путешествие на Соловки проходит по стандартным вариантам:

  • На автобусе через Карелию (Из Москвы или Санкт-Петербурга, это дешевый тур)
  • На поезде до Кеми или Беломорска
  • Речные круизы по Беломоро-Балтийскому каналу

Если цена регулярных туров кажется слишком высока, можно поехать на Соловецкие острова самостоятельно.

На поезде:

На поезде Санкт-Петербург-Мурманск или Москва-Мурманск до станций Кемь или Рабочеостровск.

Там можно купить билет на регулярные теплоходы.

Этими же теплоходами перевозят и обычные группы туристов.

  • Добираться из Кеми (Рабочеостровска) на Соловки — 2:00-2:30 часа
  • Путь теплохода из Беломорска — 3:30-4:00 часа

Билеты на теплоходы можно купить прямо на причале. Но всё — по остаточному принципу: туристы и местные — вперед.

Если заминка в пути — в Рабочеостровске и Кеми есть нормальные гостиницы.

Самолетом:

Если нужно побыстрее, то жителям Петербурга надо лететь самолетом до Архангельска.

Оттуда добраться на Соловки местной авиалинией можно быстро (полет около 50 минут).

Или ехать в Петрозаводск и оттуда тоже можно попасть на Соловки самолетом.

Прямые рейсы из Петербурга и Москвы не осуществляются. Хоть билеты на рейс Петербург — Соловки купить можно, но это все равно с пересадкой в Архангельске.

На машине:

Попасть на Соловки на машине напрямую практически невозможно.

Но проехать по всей Карелии, заглянуть по пути в Петрозаводск, Кондопогу и Медвежьегорск — весьма интересно.

Из Питера все довольно просто: трасса Р-21 «Кола» (Санкт-Петербург-Мурманск) приведет почти к берегу Белого моря.

Почти, потому что, чтобы попасть в Беломорск, надо сворачивать за поселком Пушной (и еще + 30 километров).

В Кемь с «Колы» надо сворачивать после шлюзов Путкинского водохранилища.

Останется всего 14 км дороги Кемь-Калевала.

Состояние дорог примерно одинаково. Но от Кеми до Соловецких островов существенно ближе.

В любом случае а порту придется машину оставлять, и дальше добираться на Соловки самостоятельно, на теплоходе.

На машине из Москвы есть две дороги:

сперва на Санкт-Петербург с выходом на «Колу» или через Ярославль-Вологду по северному берегу Онежского озера по дороге А-119.

В Межвежьегорске А-119 сливается с «Колой». Но по пути почти нет достопримечательностей.

Есть только Вытегра, где интересно посмотреть старинные шлюзы времен Петра Первого (их остатки). И Музей-подводную лодку.

Зимой на Соловки попасть можно только на самолете.

В межсезонье теплоходы не ходят. Когда встает лед, иногда отваживаются совершить этот путь на снегоходах.

Да и нет смысла: жизнь на соловецких островах замирает.

Вне пределов жилой застройки и монастыря снег не расчищают. Так что посмотреть внешние достопримечательности невозможно.

Только монастырь, школа Юнг и что осталось от наследия «архипелаг ГУЛАГ».

Есть еще один очень редкий, но невероятно фантастический способ:

Добраться до Соловков самостоятельно, на катере.

В интерете каждый год появляется по несколько таких отчетов.

Это большие путешествия на каютных катерах и даже простых резиновых лодках! Впечатления от таких морских походов не передать.

Но нужно быть очень подготовленным.

Уметь шлюзоваться, понимать навигационную обстановку и неписанные правила на реке.

«Купить» права в ГИМС, купить большую моторную яхту…. Ну, у некоторых так принято. Но с собой придется еще брать чемодан денег.

И не факт, что они помогут.

Ни Ладога ни Белое море ошибок не прощают.

А у стенки шлюза можно простоять хоть сутки, будь бы трижды «абрамович».

В Карелии, у простых рабочих людей свои понятия.

И далеко не все здесь можно купить за деньги.

А для опытных капитанов на пути только одна беда — трудности с заправками…. .

Соловецкий район

У этого термина существуют и другие значения, см. Соловецкое сельское поселение.

Соловецкий район
Сельское поселение Соловецкое

Герб

Страна

Россия Россия

Статус

район / сельское поселение Приморского муниципального района

Входит в

Архангельскую область

Включает

5 населённых пунктов

Административный центр

пгт Соловецкий

Дата образования

1987 год

Глава муниципального образования

Амброче Елена Васильевна

Население (2016)

↗943

Плотность

271,76 чел./км²

Площадь

3,47 км²

Часовой пояс

MSK (UTC+3)

Код автом. номеров

ОКТМО

Координаты: 65°01′ с. ш. 35°42′ в. д. / 65.017° с. ш. 35.700° в. д. (G) (Я)

Соловецкий район — административно-территориальная единица (район) в Архангельской области Российской Федерации, в границах которой образовано муниципальное образование в статусе сельского поселения в составе Приморского муниципального района Архангельской области Российской Федерации.

Административный центр района и сельского поселения — посёлок Соловецкий.

Официальными наименованиями сельского поселения являются: муниципальное образование «Сельское поселение Соловецкое», «Соловецкое муниципальное образование», «Соловецкое сельское поселение», «МО «Соловецкое», «муниципальное образование «Соловецкое».

География

Соловецкий район относится к районам Крайнего Севера.

Расположен на Соловецких островах. На территории островов расположен Соловецкий монастырь.

В границы муниципального образования «Соловецкое» входят территории посёлков Исаково, Малая Муксалма, Муксалма, Реболда, Савватьево, Соловецкий, Хутор Горка и хуторов Берёзовая Тоня, Гора Секирная, Новососновская, Троицкий.

История

Соловецкий район был образован в составе Архангельской области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1987 года на территории Соловецких островов. В ходе муниципальной реформы в в 2004 году Соловецкий район получил статус муниципального района.

Статус и границы сельского поселения установлены Законом Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области».

С 1 января 2006 года законом Архангельской области от 03 марта 2005 года № 14-2-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон „О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области“» статус муниципального образования изменён на сельское поселение, а территория включена в состав Приморского муниципального района.

Население

Половой состав

Численность населения на 14 октября 2010 года — 861 человек, из них 428 мужчин и 433 женщины.

Состав сельского поселения

Населённый пункт Тип населённого пункта Население
1 Малая Муксалма посёлок ↘0
2 Реболда посёлок →0
3 Савватьево посёлок ↘0
4 Соловецкий посёлок, административный центр ↗860
5 Троицкий хутор ↘0

Упразднённые населённые пункты

В 2014 году были упразднены хутора Берёзовая Тоня, Горка, Новососновая и посёлки Исаково, Муксалма.

В 2014 году упразднены хутора Гора Секирная и Троицкий

Напишите отзыв о статье «Соловецкий район»

  1. c точки зрения административно-территориального устройства
  2. c точки зрения муниципального устройства
  3. 1 2 www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  4. (с изменениями на 29 июня 2015 года)
  5. 1 2
  6. . .
  7. web.archive.org/web/20080803055508/www.dvinaland.ru/region/mo/primorsk.html Приморский район. Численность постоянного населения на 1 января 2007 года
  8. . Проверено 2 января 2014. .
  9. arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/resources/2edc58004f857ef7ae20af9b972d8349/численность.doc Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность по муниципальным образованиям и населённым пунктам Архангельской области
  10. . Проверено 4 мая 2014. .
  11. . Проверено 31 мая 2014. .
  12. . Проверено 16 ноября 2013. .
  13. . Проверено 2 августа 2014. .
  14. . Проверено 6 августа 2015. .
  15. по результатам Всероссийской переписи населения (2010), Архангельскстат, .htm, 3.6 Mb
  16. 1 2 3 4 5 . Проверено 20 ноября 2014. .

Ссылки

Муниципальные образования Приморского района

Административный центр: Архангельск
Города: Архангельск • Вельск • Каргополь • Коряжма • Котлас • Мезень • Мирный • Нарьян-Мар1 • Новодвинск • Няндома • Онега • Северодвинск • Сольвычегодск • Шенкурск
Административно-территориальное устройство:
Города областного значения: Архангельск • Коряжма • Котлас • Мирный • Новодвинск • Онега • Северодвинск
Районы: Вельский • Верхнетоемский • Вилегодский • Виноградовский • Заполярный1 • Каргопольский • Коношский • Котласский • Красноборский • Ленский • Лешуконский • Мезенский • Новая Земля • Няндомский • Онежский • Пинежский • Плесецкий • Приморский • Соловецкий • Устьянский • Холмогорский • Шенкурский

Муниципально-территориальное деление:

Городские округа: Архангельск • Коряжма • Котлас • ЗАТО Мирный • Нарьян-Мар1 • Новая Земля • Новодвинск • Северодвинск
Муниципальные районы: Вельский • Верхнетоемский • Вилегодский • Виноградовский • Заполярный1 • Каргопольский • Коношский • Котласский • Красноборский • Ленский • Лешуконский • Мезенский • Няндомский • Онежский • Пинежский • Плесецкий • Приморский • Устьянский • Холмогорский • Шенкурский

1 В составе Ненецкого АО

Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг

Отрывок, характеризующий Соловецкий район

Несмотря на то, что в Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу, в Петербурге общество их было смешанное и неопределенное. В Петербурге они были провинциалы, до которых не спускались те самые люди, которых, не спрашивая их к какому они принадлежат обществу, в Москве кормили Ростовы.
Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как и в Москве, и на их ужинах сходились самые разнообразные лица: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики с дочерьми и фрейлина Перонская, Пьер Безухов и сын уездного почтмейстера, служивший в Петербурге. Из мужчин домашними людьми в доме Ростовых в Петербурге очень скоро сделались Борис, Пьер, которого, встретив на улице, затащил к себе старый граф, и Берг, который целые дни проводил у Ростовых и оказывал старшей графине Вере такое внимание, которое может оказывать молодой человек, намеревающийся сделать предложение.
Берг недаром показывал всем свою раненую в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно не нужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это событие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, и Берг получил за Аустерлиц две награды.
В Финляндской войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднес начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую войну Берг получил две награды. В 19 м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие то особенные выгодные места.
Хотя некоторые вольнодумцы и улыбались, когда им говорили про достоинства Берга, нельзя было не согласиться, что Берг был исправный, храбрый офицер, на отличном счету у начальства, и нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе.
Четыре года тому назад, встретившись в партере московского театра с товарищем немцем, Берг указал ему на Веру Ростову и по немецки сказал: «Das soll mein Weib werden», и с той минуты решил жениться на ней. Теперь, в Петербурге, сообразив положение Ростовых и свое, он решил, что пришло время, и сделал предложение.
Предложение Берга было принято сначала с нелестным для него недоумением. Сначала представилось странно, что сын темного, лифляндского дворянина делает предложение графине Ростовой; но главное свойство характера Берга состояло в таком наивном и добродушном эгоизме, что невольно Ростовы подумали, что это будет хорошо, ежели он сам так твердо убежден, что это хорошо и даже очень хорошо. Притом же дела Ростовых были очень расстроены, чего не мог не знать жених, а главное, Вере было 24 года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения. Согласие было дано.
– Вот видите ли, – говорил Берг своему товарищу, которого он называл другом только потому, что он знал, что у всех людей бывают друзья. – Вот видите ли, я всё это сообразил, и я бы не женился, ежели бы не обдумал всего, и это почему нибудь было бы неудобно. А теперь напротив, папенька и маменька мои теперь обеспечены, я им устроил эту аренду в Остзейском крае, а мне прожить можно в Петербурге при моем жалованьи, при ее состоянии и при моей аккуратности. Прожить можно хорошо. Я не из за денег женюсь, я считаю это неблагородно, но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое. У меня служба – у нее связи и маленькие средства. Это в наше время что нибудь такое значит, не так ли? А главное она прекрасная, почтенная девушка и любит меня…
Берг покраснел и улыбнулся.
– И я люблю ее, потому что у нее характер рассудительный – очень хороший. Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?… Неприятно… А моя невеста… Вот будете приходить к нам… – продолжал Берг, он хотел сказать обедать, но раздумал и сказал: «чай пить», и, проткнув его быстро языком, выпустил круглое, маленькое колечко табачного дыма, олицетворявшее вполне его мечты о счастьи.
Подле первого чувства недоуменья, возбужденного в родителях предложением Берга, в семействе водворилась обычная в таких случаях праздничность и радость, но радость была не искренняя, а внешняя. В чувствах родных относительно этой свадьбы были заметны замешательство и стыдливость. Как будто им совестно было теперь за то, что они мало любили Веру, и теперь так охотно сбывали ее с рук. Больше всех смущен был старый граф. Он вероятно не умел бы назвать того, что было причиной его смущенья, а причина эта была его денежные дела. Он решительно не знал, что у него есть, сколько у него долгов и что он в состоянии будет дать в приданое Вере. Когда родились дочери, каждой было назначено по 300 душ в приданое; но одна из этих деревень была уж продана, другая заложена и так просрочена, что должна была продаваться, поэтому отдать имение было невозможно. Денег тоже не было.
Берг уже более месяца был женихом и только неделя оставалась до свадьбы, а граф еще не решил с собой вопроса о приданом и не говорил об этом с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское именье, то хотел продать лес, то занять денег под вексель. За несколько дней до свадьбы Берг вошел рано утром в кабинет к графу и с приятной улыбкой почтительно попросил будущего тестя объявить ему, что будет дано за графиней Верой. Граф так смутился при этом давно предчувствуемом вопросе, что сказал необдуманно первое, что пришло ему в голову.
– Люблю, что позаботился, люблю, останешься доволен…
И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.
– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…
Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.
Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.

С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых.
Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие:
– В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе.
Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом.

История Соловецкой обители

Соловецкий монастырь находится на Соловецких островах в Белом море. Точный адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, Соловецкое сельское поселение, посёлок Соловецкий, Соловецкие острова.

Добраться на Соловки можно через Архангельск (из аэропортов Васьково и Талаги или через Северное морское пароходство) или Кемь (из порта в пригороде Кеми — Рабочеостровска).

Карта архипелага

Официальный сайт Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря

Основатели Соловецкого монастыря

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему».

Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Читайте также — Священник Александр Волков: В 1971 году митрополит Никодим и будущий Патриарх приехали на Соловки…

Устроитель Соловецкого монастыря преподобный Зосима

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.

В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

Преподобный Герман и Соловецкий монастырь

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

Преподобный Герман раньше других иноков побывал на Соловках. Он сопровождал на острова преподобных Савватия и Зосиму, был «сподвижником в духовной жизни, сотрудником в устроении обители и участником в их видениях и откровениях». Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV — начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.

Пять столетий истории Соловецкого монастыря

В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь — форпост Православия в Северной Руси.

В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь.

Игуменство святителя Филиппа

В годы игуменства святителя Филиппа (1548 — 1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552 — 1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. По благословению святителя Филиппа прокладывали дороги, озера соединяли каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма. Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь.

В 1558 году заложен главный храм обители — Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. В 1566 году строительство собора было завершено (уже в отсутствие игумена Филиппа). 6 (19) августа храм освящен, а 8 (21) августа святые мощи первооснователей Соловецких перенесены в придел.

Соловецкий монастырь и жертвы опричнины

В 1566 году, повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь. В 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви.

Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году.

В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582 — 1594 годах были построены из природного камня мощные стены и башни. Очертания стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). В 1601 году он возвел над Святыми вратами церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Этому зодчему возможно принадлежат и другие сооружения: западное крыльцо, примыкающее к трапезной; галерея, соединяющая центральные храмы обители, построенные при святителе Филиппе.

Читайте также — Соловки: За монастырской стеной

Защита монастыря

Тяжелые заботы по защите монастыря и прибрежных владений легли на плечи преподобного Иринарха, который был игуменом с 1614 по1626 год. Отряд стрельцов, состоящий на монастырском содержании, нес сторожевую службу. Число «воинских людей» было увеличено до 1040 человек. Понимая трудное положение обители и ее важную роль в обороне Поморья, царь Михаил Феодорович на 5 лет освободил монастырь от уплаты пошлины и пожаловал его новыми угодьями.

В 1646 году игумен Илия получил грамоты от царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа с торжественным повелением открыть мощи святителя Филиппа. Мощи торжественно поставили в Спасо — Преображенском соборе. В 1652 году по царскому указу состоялось перенесение мощей великого угодника Божия в Успенский собор Московского Кремля. В монастырь прибыло посольство во главе с соловецким постриженником митрополитом новгородским Никоном, будущим патриархом. Он привез грамоту, в которой царь, излагая свое пожелание видеть мощи святителя в Москве, просит у великого подвижника прощения своему предку. Незадолго до этого события, в 1651 году по указу царя игумен Илия получил сан архимандрита. С этого времени настоятели Соловецкого монастыря возводились в этот сан.

«Соловецкое сидение»

В многовековой истории обители выделяются события, связанные с «Соловецким сидением» (1668 — 1676г.г.), восстанием иноков против церковных реформ. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, что привело к разорению монастыря.

Посещение обители Петром I (1694, 1702 г.г.) стало свидетельством прощения опального монастыря.

Монастырское хозяйство

В середине XVIII века серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 году по высочайшему указу, так называемым «екатерининским штатам», в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли. Число монахов в обителях было строго регламентировано светскими чиновниками. Нововведение имело и положительные стороны. Государство, взяв в свое управление Соловецкие вотчины, приняло на себе обязанность защищать обитель и весь северный край от неприятеля. В 1765 году монастырь становится ставропигиальным: из епархиального подчинения переходит в ведение Святейшего Синода.

В 1777 году было предпринято строительство каменной колокольни, а в 1798 году возведена больничная церковь во имя святителя Филиппа.

В XIX веке новый каменный храм, возведенный на месте деревянного, изменил архитектурный облик обители: в 1834 году завершено строительство церкви святителя Николая.

Испытания военного времени

Монастырь не избежал суровых испытаний военного времени. В 1854 году, когда Россия переживала трагические события Крымской войны, древние крепостные стены выдержали нападение с моря англо-французской эскадры. Оборону монастыря возглавил архимандрит Александр (Павлович).

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство.

В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, построена в 1860 году освященная в его честь церковь.

Паломники в начале XX века

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших «ради молитв преподобных» безденежно, и несколько сот наемных рабочих.

Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда».

Подвижники благочестия

Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.).

Разрушение Соловецкого монастыря

XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины.

Добровольное заточение

После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали «инструкторами» на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. В 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены. «… Не стало больше окутывавшей остров оберегаемой от века тишины; место смиренных монахов и просветленных богомольцев заступили разношерстные лагерники и свирепая охрана; уже меркли тени прежних молельников за Русь и на развалинах скитов и часовен воздвигали лобное место для всего народа, — душа и сердце продолжали испытывать таинственное влияние вершившейся здесь веками жизни… несмотря ни на что! Влияние, заставлявшее вдумываться в значение подвига и испытаний», — пишет соловецкий узник Олег Васильевич Волков.

Мученики

Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них в 1932 — 1938 годах были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, с упованием на Господа мужественно стоявших за веру и Отечество. Более тридцати новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 года. Среди них имена священномучеников Евгения, митрополита Горьковского (1937); Александра, архиепископа Семипалатинского (1937); Илариона, архиепископа Верейского (1929); Петра, архиепископа Воронежского (1929); преподобномучеников архимандрита Вениамина (1928) и иеромонаха Никифора (1928).

Воспоминания

«Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря особого назначения, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь… Верующие люди считали для себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей — Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю. И ныне вся Русская Православная Церковь воспевает и прославляет подвиги первооснователей нашей обители вкупе с трудами, испытаниями и страданиями новомучеников и исповедников Соловецких», — говорит архимандрит Иосиф, с 1992 года наместник возрождающегося Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

Восстановление Соловецкого монастыря

Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. Разорение, которое пережила обитель и ее скиты в XX веке, оказалось настолько серьезным, что потребуются колоссальные усилия для воссоздания былого благолепия. Но невозможно восстановить Соловецкие святыни, ограничиваясь лишь реставрацией и хранением исторических и архитектурных памятников.

Возрождение монашеской жизни

В обители начала возрождаться монашеская жизнь. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Богослужения совершались в домовой церкви, устроенной насельниками обители во втором этаже корпуса у Никольских ворот. В Наместническом корпусе, разделяющем Северный и Центральный дворы монастырского комплекса, большая часть первого этажа была передана монастырю. Там разместились братские кельи, трапезная, подсобные помещения.

Указом от 9 февраля 1992 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил преосвященный Евлогий, епископ (ныне архиепископ) Владимирский и Суздальский.

Новая история

Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 года, наместник монастыря совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давались по жребию: одному из них досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому — Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзере. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 года, наместник монастыря по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.

19 — 21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время Божественной литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита. 22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых.

Продолжение древней традиции

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигает Поклонные кресты. Первый из них в наше время был поставлен у Секирной горы 21 августа 1992 года в память всех погибших узников соловецкого лагеря. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер 3 июля 1994 года.

Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь».

Летом 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во второй раз посетил Соловецкую обитель. В дар монастырю была передана икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири.

Обретение мощей

В 1999 году на острове Анзер были обретены честные мощи архиепископа Воронежского Петра (Зверева), принявшего мученическую кончину в Соловецких лагерях. Ныне мощи священномученика почивают в монастырской церкви святителя Филиппа, митрополита Московского, а на месте их обретения, за алтарем церкви Воскресения Христова, поставлена часовня. В 2000 году подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита на острове Анзер и перенесены в церковь Воскресения Христова.

Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10 (23) августа.

На торжества в Соловецкую обитель в августе 2001 года прибыли Святейший Патриарх Алексий II и Президент России В.В. Путин. Патриарх освятил восстановленную церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, Соловецкого чудотворца, передал монастырю ковчег с частицей его святых мощей и чтимую реликвию — принадлежащее некогда святителю Филиппу каменное возглавие.

Освящение часовни

Памятным событием стало освящение часовни на берегу бухты Благополучия, построенной в XIX веке во имя святых апостолов Петра и Павла в память о посещении монастыря Петром I.

Помощь и поддержку Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю оказывают его попечители, ставшие продолжателями издревле существовавших на Руси традиций благотворительности. Многие из них приняли участие в соловецких торжествах и вместе с паломниками молились за патриаршими богослужениями. В 2001 году был образован Попечительский совет, в состав которого вошли около 20 различных организаций.

В августе 2002 года, к главным праздникам Соловецкой обители, в Спасо-Преображенском соборе сооружен пятиярусный иконостас, изготовленный попечением Вячеслава Кисилева, председателя Международного фонда имени преподобного Андрея Рублева.

29 августа 2002 года воздвигнут и освящен Поклонный крест в пустыни Святителя Филиппа, установленный в память невинно осужденных узников соловецкого лагеря. Крест знаменует также место, где находился храм во имя Божией Матери «Живоносный Источник». Изготовлен крест при поддержке Московской международной детской киношколы.

Имя Божие не бывает поругаемо

Соловецкие острова — место особое в нашем Отечестве. Возрождается прославленная русская святыня. Безумие человеческое, которое творилось здесь, несло разрушения и смерть. «Как бы человек, последующий гордыне диавольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, будь то язычники-императоры Диоклетиан, Севериан и другие, начиная с Понтийского Пилата, и кончая теми, кто в прошлом веке преследовал всех, кто, исповедуя имя Божие, достойно пронес свой жизненный крест, — все гонители оказались посрамлены, — говорит наместник Соловецкой обители архимандрит Иосиф. Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники Российские. Если в 20-е годы минувшего столетия слово «Соловки» звучало зловеще, то теперь сюда тянутся многие сотни паломников из различных районов нашего необъятного Отечества и из зарубежья. Это свидетельствует о том, что имя Божие не бывает поругаемо».

Примечания Правмира

Основные даты из истории Соловецкого монастыря

  • В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова.
  • В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.
  • В 1558 году заложен главный храм обители — Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия.
  • В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью».
  • В середине XVIII века серьезные изменения претерпело монастырское хозяйство. В 1764 году по высочайшему указу, так называемым «екатерининским штатам», в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли.
  • После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН
  • Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры.
  • Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10 (23) августа.
  • 29 августа 2002 года воздвигнут и освящен Поклонный крест в пустыни Святителя Филиппа, установленный в память невинно осужденных узников соловецкого лагеря.

О Соловецком монастыре на Правмире:

  • Соловки: Возвращение к простоте
  • Соловки: 10 скитов и пустыней
  • Не бойтесь Соловков, там Христос близко
  • «На Соловках я понял, что каждый человек — человек…»

Старинные и известные легенды Соловков. Часть 1.

Наибольшей популярностью и известностью пользуется легенда о первых годах жизни святых Германа и Савватия на островах, известная как «Изгнание ангелами семьи рыбака».

Изгнание ангелами семьи рыбака

Гора Секирная (1429) Герман и Савватий поставили на острове крест и небольшую келью и «начали жить о Господе, в непрестанных трудах, молитве и пении псалмов».

«До тех пор на Соловки только наезжали временно рыбаки, но теперь два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера. Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера. Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину. Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. «Мне, — говорила она, — встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то — смерть вас постигнет». После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. » (Костомаров Николай. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отдел 1. Глава 12. Соловецкие чудотворцы Савватий и Зосима. 1872.)

Легенда о названии горы «Секирная»

Узнав о происшедшем, Преподобные Савватий и Герман возблагодарили Бога, определившего Соловецкий остров в жилище инокам. А рыбак, поспешно забрав семью, навсегда покинул Соловецкий остров. После этого никто из местных жителей уже не смел селиться на Соловецком острове. В память об этом чуде гора посреди Соловецкого острова получила название «Секирной». Так зовется она и поныне.

Максим Горький воспринял легенду об изгнании ангелами семьи рыбака как марксист — с точки зрения политико-экономической…
Почтовая марка с церковью апостола Андрея Первозванного на Соловках.

Историческую ценность представляет также церковь апостола Андрея Первозванного, сохранившаяся доныне на берегу Заяцкой гавани. Одноглавая деревянная церковь построена по указанию Петра I и представляет довольно редкий «смешанный тип»: в ее архитектуре соединены черты, свойственные старинным шатровым церквам и церквам с кровлей в два или четыре ската. Сооружена эта церковь «тщанием придворного уставщика» Ивана Степановича Торжнева. Сейчас этот интереснейший историко-архитектурный памятник, лишенный соответствующего ухода, к сожалению, гибнет. (Автор не известен. Блок «Историко-культурный комплекс Соловецких островов» По мат.: УФПС «Татарстан почтасы». Казань. www.tatpochta.ru. 2009)

Легенда о непристойных царских указах

В одном из интервью кинорежиссер Сергей Соловьев рассказывал: «Я родился у черта на куличках в никому не известном городе Кемь… Императрица Екатерина II, ссылая особо провинившихся подданных, писала на монарших указах резолюцию: «Отправить к е… матери». Начальные буквы этого «адреса» и составили название моей малой родины — Кемь. Это на Белом море. Дальше уже только Соловки…

К сожалению, Сергей Александрович повторяет расхожую грубую байку (см. Ю.Носов. В кн. «Моржом по нерпе! (северные байки)». Архангельск, 2000, стр. 32.), мало похожую на правду. И дело даже не в том, что империатрица Екатерина II, урожденная София Фредерика Августа Анхальт — Цербстская, будучи одной из самых образованных женщин того времени, врядли использовала брань, подписывая Указы.

Екатерина Алексеевна (1729 г.р., императрица — с 28.06.1762 г.) коронована — 22.09.1762 г. то есть через 130 лет после того, как знаменитый датчанин Исаак Масса (Isaac Massa, 1586-1643) побывал в России и составил одну из первых европейских карт Русского Севера («Русска Московиа»). На этой карте он указал не только Соловецкий архипелаг, но и город Кемь (Kema) в устье ближайшей к архипелагу реки, впадающей в Белое море. Очевидно, что происхождение названия ближайшего к Соловкам города совершенно не связано с указами Екатерины II. ( В настоящее время карта хранится в библиотеке университета Tromso (University Library of Tromso).)

Легенда о Большой Рыбе

Легенда о том, как царь Петр ездил в Соловки на богомолье

Е.Барсов рассказывает северную легенду о поездке Петра Первого в Соловки:»…поехал Петр Первый по Неве и по Ладожскому озеру; вдруг поднялась буря-падара, погода непомерная; насилуй доплыли к Сторожевскому носу (где маяк Сторожевский). Вышел царь на берег; кружит его — укачало сине море. «Ай же ты мать сыра земля, — закричал царь.- Не колыбайся! не смотри на глупо, на Ладожское озеро!» Того часу приказал подать кнут и порешил наказать сердитое море. Место, где изволил наказать своима царскима рукама, звали сухая луда, а с тех пор называется царская луда…» прочитать легенду >>

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Кассиан Муезерский, соловецкий подвижник наказал нерадивых пьяниц

Шофер лесовоза из деревни Ушково на Муезере: в 1976 году реставрировали храм Николая Чудотворца. Жили реставраторы в часовне Спаса Нерукотворного и сильно пили. На гранитной плите, связанной с памятью прп.Кассиана, они выпрямляли гвозди, что-то рубили, а потом разожгли на ней сильный костер, от которого плита раскололась на несколько частей… В ту ночь несколько реставраторов сошли с ума. Приплыв в деревню, они «с выпученными глазами махали руками и с жутким страхом ушли куда-то». Беда еще и в том, что с этими горе-реставраторами исчез и один кусок плиты с отпечатком стопы, наверное, прп. Кассиана, но водитель уверял, что Ангела. Позже мы услышали этот рассказ еще раз от рыбака, живущего в Ушково (В.Карсаков).

Явление святого Арсения Мацеевича в истинных одеждах

Рассказывают, что перед своей смертью в Ревельском каземате, соловецкий инок и узник святитель Арсений Мацеевич являлся людям в одеждах мирополита. «Когда пред смертью Арсения пришел священник напутствовать его, он, только что войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: «Вы мне говорили, что надо исповедывать и приобщить преступника, а предо мною стоит на коленях архипастырь в полном облачении».

Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант и сказал духовнику: «Сын мой, пред тобою не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Господу Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение Господне неизреченной милости Божией: это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела».

В старинной тетради сохранилось еще другое описание. Находясь в пути, ссыльный упросил сопровождавших его остановиться у ближайшей церкви, чтобы ему исповедаться и приобщиться. В конце обедни, когда открылись царские двери, Арсений явился в архиерейском облачении и приобщился у престола, как приобщаются священники. Затем принял прежний вид.

Легенда о том, как святой Зосима прогнал Степана Разина
Легенда о разбойнике Кудеяре — соловецком иноке