Мощи Елизаветы Федоровны

К истории монастыря святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду

«…Как благоволите усмотреть на прилагаемой фотограмме, распрекрасная церковь Ваша получила тот вид, которым она отселе на бесконечность лет и веков выступит с не посрамленным лицом на суд всего света.»
(Из дневника о. Антонина Капустина за 1887 г.)

За Кедронским потоком на западном склоне Елеонской горы, напротив восточных стен Иерусалима располагался древний Гефсиманский сад. В тишине его оливковых деревьев Иисус Христос не только находил покой, но и молился до кровавого пота в ночь перед Своим Распятием на Голгофе. Здесь, в Гефсиманском саду Он просил Своега Небесного Отца пронести мимо Него Чашу Страданий, добавляя в молитву слова: «Но да будет не Моя воля, но Твоя.» По воле Своего Отца Он — Богочеловек — взял на себя грехи всего рода человеческого, испив Чашу Страданий до дна. Как Агнец непорочный, Он приносится в жертву на Голгофе за наше искупление. От евангельского Гефсиманского сада осталось всего несколько старых масличных деревьев у самого подножия Елеонской горы. Но все равно, западный склон, до его середины благочестивые паломники называют Гефсиманией.

«Поднявшись из Гефсиманского сада мы вышли на узкую площадку, окруженную кучею камней, составлявших некогда здание легко угадываемого назначения. — Вот здесь, по нашему мнению, молился Господь, — сказал мне спутник — а там на камнях спали его ученики. Обозрев местность, с первого раза находишь вероятным такое мнение. Я постарался успокоить себя и восслал грешными устами молитву против страха смертного к скорбевшему здесь до смерти единому Бессмертному. Вместе с тем поскорбел и о том, что святейшее это место остается неогражденным…», — пишет о. Антонин в своем дневнике в 1857 г., когда впервые посетил Святую Землю. Пройдет три десятилетия, прежде чем величественный храм будет возведен на этом пустынном месте и станет «визитной карточкой» окрестностей Иерусалима. Можно предположить, что став в 1865-м году Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, о. Антонин не забыл об этом месте, которое долгое время оставалось свободным. Однако купить участок, согласно законам Османской Империи, о. Антонин, как российский подданный, не мог. Нужен был надежный человек, подданный Порты, на имя которого можно было бы приобретать участки. Впоследствии «мнимый собственник» переписывал «свой» участок земли на имя подлинного хозяина, под видом возврата денежного долга. Таким человеком у о. Антонина стал ближайший его помощник и поверенный в делах, переводчик Русской Миссии — драгоман Якуб Егорович Халеби. Как опытный дипломат, проживший долгие годы на Востоке, о. Антонин держал при себе намерение «прикупить» Гефсиманский участок и терпеливо дожидался удачного случая осуществить задуманное. О. Антонину нужна была такая поддержка в этом деле, против которой были бы бессильны как собственные петербургские «доброжелатели», так и политические и конфессиональные противники усиления русского влияния в Палестине. Спустя долгие годы в мае 1881-го года такой случай ему предоставился во время посещения Святой Земли великими князьями Сергием и Павлом Александровичами, прибывшими вместе с великим князем Константином Константиновичем и свитой отметить годовщину кончины своей матери-Императрицы Марии Александровны. Сопровождавший их по Святым местам о. Антонин не упустил случая показать им город с центральной площадки перед «лицем» Иерусалима, что напротив Золотых ворот, и подсказал купить этот уникальный, к тому моменту случайно еще свободный участок на западном склоне Елеонской горы, прямо над католической Гефсиманией. Исключительная роль о. Антонина в деле покупки земли и постройки на нем храма-памятника, подтверждается словами письма великого князя Сергея Александровича к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву: «Начальнику Русской Духовной Миссии, о. Архимандриту Антонину, главным образам обязана церковь Св. Марии Магдалины своим существованием. Идея сооружения церкви в память почившей императрицы всецело принадлежит о. архимандриту».

К покойной императрице о. Антонин питал чувства глубокого уважения и преданности, восхищаясь ее терпением и христианским достоинством, с которыми она несла свой крест, как супруга и мать. Ревностная покровительница русского паломничества в Палестину, она до последних дней своей жизни заботилась о нуждах Духовной Миссии. Ее пожертвования были большой помощью для о. Антонина в его деятельности на Святой Земле. В критический для Русской Миссии момент, когда «доброжелатели» о. Антонина практически добились решения о закрытии Миссии, «одно только заступничество умирающей Государыни Императрицы спасло от совершенного уничтожения Миссию и все дело, так широко задуманное» — пишет В.Н. Хитрово. В последний день пребывания Великих князей на Святой Земле о. Антонин, отозвав в сторонку великого князя Сергея Александровича «дерзнул молить его не давать мне креста с брильянтами, а лучше сделать по-прежнему блестящею всю нашу Миссию и прежде всего добиться уничтожения царского декрета о закрытии Миссии и пр.и пр.» — из дневника о. Антонина.

При виде великих князей, горячо любивших свою мать, мысли о. Антонина неоднократно возвращались к ней, их матери и Императрице Марии Александровне, перед памятью о которой он так благоговел. «Чистые, благие и святые души цесаревичей пленили меня. Это несомненно Она, высокая Боголюбица и смиренная христианка, возрастила и сохранила их такими в усладу и похваление всем ревнующим о духе, небе, Боге. Мир духу Ея!» — пишет в своем дневнике в мае 1881-го года о. Антонин.

После отъезда великих князей о. Антонин со свойственными ему энергией, но и осторожностью стал готовить юридическую базу будущей «Великой сделки». «Реляция об успехах по Гефсиманскому делу — пишет он — найден подставной хозяин, крикун и ворчун, как раз подходящий» (некий шейх из близ лежащей деревни Силуан). Из письма от секретаря Палестинского Общества М.П. Степанова о. Антонин узнал, что Государь дал свое согласие на покупку Гефсиманского клочка земли. «Отлично!» — записал в своем дневнике 23 сентября 1881-го года о. Антонин. Целый год дело о покупке Гефсиманского участка проходило все стадии Турецкой бюрократической машины. В дневнике о. Антонина лишь только 10 сентября 1882-го года появляется запись: «Султан дал разрешение на покупку места в Гефсимании.» Вскоре, в начале октября того же года русская Гефсимания была приобретена на имя генерального консула в Иерусалиме В.Ф. Кожевникова. Св. Синод отправил письмо Иерусалимскому Патриарху Иерофею, которым информировал Его Блаженство о предстоящем в скором времени строительстве церкви в Гефсимании. Письмо было с просьбой, когда потребуется, «не отказать в Вашем каноническом благословении сему храму, оставив оный в благочинном управлении нашего о. Архимандрита в Иерусалиме».

Проектирование храма было поручено петербургскому русскому немцу, придворному архитектору Д. И. Гримму. Вероятно, по желанию Высочайших заказчиков, был определен для будущего храма модный в эпоху Александра III неорусский стиль, имитирующий русские храмы 17-го века. Чертежный проект храма не вызвал энтузиазма у о. Антонина, привыкшего за 36 лет жизни на Востоке к «простым, чистым, величественным формам византийского архитектурного стиля. Я поражен был массой вычурных налепков, приставок, маковок, коковок и всякого рода прибауток, характеризующих наш так называемый русский стиль», — пишет с едкостью в своем дневнике о. Антонин. Общее руководство строительством, о. Антонин предложил поручить его давнему знакомому Иерусалимскому городскому архитектору и археологу Конраду Шику. Изучив чертежи о. Антонин, совместно с К. Шиком, составил общую смету постройки на сумму 177 200 рублей серебром. Однако, на всю постройку, за исключением внутренней отделки, выделялось всего 100 000, за рамки коих предписывалось не выходить «ни в коем случае». Предлагаемая сумма казалась совершенно недостаточной, и К. Шик отказался браться за постройку. Тогда о. Антонин привлек другого архитектора- инженера, левантийского грека, католика, подданного Османской империи Георгия Франгья. Но, как видно из фотографий альбома тех лет, К. Шик согласился, видимо по личной просьбе о. Антонина, и далее наблюдать и контролировать работы по возведению здания. При постройке фундамента храма были найдены древнееврейские могилы, высеченные в скале, пещеры и искусственные катакомбы, в одной из которых нашли клад серебряных монет времен крестоносцев, который о. Антонин отослал «августейшим хозяевам места.» Строительство шло ускоренными темпами. «Работы идут превосходно и теперь, имея средства, пойдут еще лучше. На чудном месте воздвигается памятник, достойный царской семьи и славы России,» — извещал в своем письме консул Д.Н. Бухаров. В течение года шла непрерывная работа по подбору камня, вытачиванию, как отмечал о. Антонин «разных финтифлюшек и выкомур печального русского стиля». Помошниками о. Антонина были драгоман Якуб Халеби и грек Симеон Сердие — инженер. Вот как писал о. Антонин секретарю Палестинского Общества М.П. Степанову: «Счастливый вышел подбор как его (архитектора), так и неусыпного эпистата (смотрителя), не говоря уже о моем драгомане, без умения и энергии которого у нас положительно ничего не шло бы вперед». Церковь строилась из нескольких разновидностей местного природного камня, что в немалой степени ее украсило. К началу июня 1887 года свод церкви был завершен и о. Антонин с радостью сообщает тому же М.П. Степанову, что «славная и именитая церковь Гефсиманская… Есть, состоялась, высится и красуется» и «столько бывших здесь около праздника Пасхи иностранцев, посещая Елеонскую гору, заглядывались на нашу постройку и в буквальном смысле разевали рот, когда им говорили, что вся эта ослепляющая глаза калейдоскопщина выведена в течение 12 месяцев!», и что он только озабочен теперь ее украшением и подготовкой к торжественному и достойному освящению. Со стороны главного фасада, на столбах храма сделана была надпись на четырех языках: русском, греческом, латинском и арабском: «В память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны.»

Западные фотографы, работавшие в то время в Иерусалиме, отреагировали мгновенно и включили снимки церкви Св. Марии Магдалины в наборы коллекционных фотографий с видами Иерусалима и окрестностей.

До середины следующего 1888-го года продолжались внутренние работы в храме, настилка мраморных плит, привозимых из Италии, штукатурка и окраска стен и монтаж присланного из России иконостаса. И если внешний вид храма в конечном счете успокоил архитектурный вкус о. Антонина, то внутренность церкви, по его словам: «…была темна, тесна, вытянута, вымученна, просто странна! Чтобы сделать ее соответствующею внешности, необходимо расписать ее гениальной кистью, чтобы взять если не мытьем, то катаньем, по пословице. Придется написать в трех простенках — южном, западном и северном — на месте закрытых окон, по картине из жизни Св. Марии Магдалины… Но как украсить всю громадную поверхность восточной стены над иконостасом? Место самое видное во всем храме, и самое темное и голое, от самого пола до самого выспреннего фонаря (купола)? Вот бы изобразить исторически и топографически и всячески верную сцену поднесения мироносицей императору красного яйца со словами: «Христос Воскресе!» Предложение о. Антонина было принято и художественное его исполнение было поручено петербургскому живописцу С. Иванову. Огромные холсты представляли сцены из жизни Св. Марии Магдалины: «Исцеление Марии Магдалины Спасителем», «Магдалина у креста Господня», «Явление Марии Магдалине Воскресшего Христа». Полотна разместили на каждой из четырех стен церкви», а самую большую картину на которой «Мария Магдалина возвещает императору Тиберию о воскресении Христа» поместили на восточной стене над алтарем. Местные иконы для иконостаса и иконы Царских дверей написал Василий Петрович Верещагин. Сам государь Император Александр III в августе 1886-го года одобрил их эскизы. «Тайная вечеря» над Царскими вратами — икона кисти художника В.В. Васильева. Некоторые иконы для храма были выполнены художником А.И. Корзухиным. Иконы в алтаре храма: «Явление ангела женам-мироносицам» и «Моление о Чаше» — кисти В.В. Верещагина. Главным украшением храма стал беломраморный иконостас работы лучших русских мастеров. Он украшен изумительным ажурным орнаментом из метала.

Торжественное освящение церкви Марии Магдалины состоялось на праздник Покрова 1-го октября 1888г. в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы Федоровны — супруги великого князя Сергия. Возглавлял освящение церкви Иерусалимский Патриарх Никодим в сослужении с владыками Иорданским и Севастийским, тремя архимандритами и о. Антонином. Вот как он описывает в своем дневнике чин освящения: «Началось освящение Храма по Славянскому требнику с славянским пением нашего хора, который изредка сменяли греки. Мыли, обливали, мазали, обтирали Св. Престол и, ублаживши его и жертвенник всем от тука земли и росы небесной, сделали троекратное обхождение церкви… обнося частицы мощей святыя Марии Магдалины и священномученика Ермолая, которые потом вложили в углубление престольной доски, залитое мастикою и закрытое потом мраморную вставкою… При положении святых мощей в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную память и все присутствовавшие опустились на колени. Минута была торжественная и в высшей степени трогательная.»

Несомненно, посещение Святой земли великой княгиней Елисаветой Федоровной и освящение величественного «Царского» храма не могло не затронуть ее чуткую душу. Молодая, прекрасная, чистая, полная жизненных сил — помышляла ли она тогда о смерти, выбирала ли место своего погребения? Возможно страницы несохранившегося дневника открыли бы нам те сокровенные переживания, которые испытывала Великая княгиня на освящении Русского Храма на склоне Елеонской горы. «Как хорошо бы умереть и быть погребенной здесь» — слова, сказанные по преданию Великой княгиней, здесь в Гефсимании — сбылись. Справа и слева от иконостаса стоят раки с мощами преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, которая добровольно 18 июля 1918г. разделила с Елизаветой Федоровной мученическую смерть в Алапаевской шахте.

Почти полвека, до середины 30-х годов храм существовал только как Храм-памятник. Богослужения в нем совершались по субботам и поминальным дням. За алтарем храма на террасах было разбито кладбище, на котором были погребены: Якуб Халеби — драгоман Русской Миссии, священно-служители, монахи, деятели ИППО и сестры Гефсиманской обители. Среди погребенных в Русской Гефсимании есть имена дипломатов, флигель-адъютантов, балерин и простых людей, тех кого революционное лихолетье лишило своей Родины и кого приютила Святая Гефсиманская Земля.

В 1932-м году на поклонение в Иерусалим прибыли две подруги — шотландки, Варвара Робинсон (в иночестве Игумения Мария) и Аликс Спрот (в иночестве монахиня Марфа). Приняв православие, а вскоре и монашество, они учредили на свои средства, с благословения будущего Первоиерарха РПЦЗ владыки митрополита Анастасия (Грибановского), новую женскую монашескую общину, которая первоначально располагалась на русском участке в Вифании. Позднее игумения Мария, с благословения церковного начальства, переселилась с сестрами общины на русский участок в Гефсимании при храме Марии Магдалины. Обители, которой она управляла до своей кончины в 1969 г., было дано официальное имя: «Вифанская община во имя Воскресения Христова с церковью Марии Магдалины в Гефсиманском саду». Монахиня Марфа (Спрот) осталась в Вифании руководить основанной ими в 1937 г. русской православной школой для девочек-арабок.

В марте 1939 г. игумения Мария получает в дар от Ливанского митрополита Илии Карама старинную византийского письма икону Божией Матери «Одигитрия». История сей иконы Пресвятой Богородицы ведет свое исчисление от 25-го марта 1554 г., так было написано в документе, который прилагался к иконе: «…в 1935 г. жители селения Рехани поднесли ее мне по случаю моей хиротонии в епископа Ливанского… В настоящий момент мы, законный владелец сего великого и святого сокровища, удостоверяем, что сию св. икону мы передаем в дар всечестной матери Игумении Марии. Содержание сего документа подтверждаем своей митрополичией печатью.» Вскоре, темная, почти черная икона самообновилась, стала мироточить и притекающие к ней с верой и молитвой начали получать исцеления. Праздник иконы Гефсиманской Одигитрии отмечается 27 июля/10 августа. По традиции, Св. икону крестным ходом обносят по всей территории монастыря.

Сейчас Гефсиманский монастырь уже не маленькая Вифанская Община, состоящая из нескольких сестер, а живущая полноценной монашеской жизнью женская обитель с действующей в Вифании школой, в которой обучаются около 500 учениц и приютом для православных арабских девочек.

В храме Св. Марии Магдалины ежедневно за Божественной Литургией упоминается имя «виновницы» его постройки «высокой Боголюбицы и смиренной христианки» в Бозе почившей Великой Государыни Императрицы Марии Александровны. Нет сомнения, что о. Антонин выполнил свой нравственный и религиозный долг перед нею. И нет лучше того дара, который он оставил благодарным потомкам, чем величественный храм, в котором звучат слова молитв о упокоении души усопшей Императрицы.

О храме

В настоящее время на пересечении 15-й Парковой улицы и Сиреневого бульвара г. Москвы действует временный небольшой храм (на 50 человек) в честь святого апостола Иоанна Богослова. Ведется подготовка к строительству храмового комплекса с главным храмом в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны.

1 ноября 2015 года, в День рождения небесной покровительницы прихода, на месте строительства нового храма состоялся первый молебен.

24 ноября 2015 года началось возведение временного храма в честь апостола Иоанна Богослова.

27 апреля 2016 года епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством, совершил чин малого освящения «временной» церкви в честь святого апостола Иоанна Богослова.

В мае 2019 года был разработан эскизный проект храма прмц. Елисаветы в Восточном Измайлове, архитектор Александра Борисовна Пушина.

Проектное решение отсылает нас одновременно и к византийским, и к новгородским прототипам. Так, купол и весь архитектурный декор взят из византийской традиции, а конструктив и рисунок кровель, учитывающие северный климат со снежными зимами, взяты из новгородской школы храмового зодчества.

Проект предполагает строительство колокольни, превышающей по высоте здание храма, как это принято в традиционном храмостроительстве. Новый храм рассчитан на 400 человек.

Эскизный проект храмового комплекса в честь прмц. Елисаветы

Просмотры (1905)

Как мы готовимся ко встрече святой Елисаветы

Наш монастырь снова готовится к важному событию: 29 мая в Минск прибывает ковчег с десницей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары.

В нашей обители святыня будет находиться с 30 мая по 6 июня. В белорусскую столицу ковчег с мощами будет принесен из Знаменского Синодального собора г. Нью-Йорка. Привозят святыню ключарь собора протоиерей Андрей Соммер и представители Молодежной ассоциации святого князя Владимира.

Насколько значимо это событие для обители и как в монастыре готовятся встречать святыню — читайте в сегодняшнем материале.

Игумения Евфросиния (Лаптик):

— Всегда хочется ощущать связь со святыми. Помню, я всё переживала, что долгое время не чувствовала какой-то реальной близости со святой Елисаветой. Преподобномученица была для меня очень высоким, недосягаемым примером.

А потом внезапно я ощутила ее присутствие, еще до приезда десницы в монастырь. Но ее посещение нашего монастыря стало дополнительным, зримым, реальным подтверждением, что она с нами и заботится о нас.

Я вижу и понимаю это так: всё происходящее в монастыре случается по ее благословению и ее молитвам. В этом у меня нет сомнения, я постоянно нахожу этому подтверждение.

Духовник монастыря протоиерей Андрей Лемешонок:

— Правой рукой мы получаем благословение. В приезде десницы святой Елисаветы я вижу благословение на те труды и тот путь, по которому мы сегодня идем. И на те огромные планы, которые по-человечески нереальны. Но у Бога свои планы и свое благословение. Кому больше верить — человеческим меркам или Божиему благословению? Всё в руках Божиих… И если Господь благословляет, значит, всё должно совершиться, всё должно построиться.

Для всех нас приезд мощей святой Елисаветы — большая поддержка. Ее десница благословляет нас на дерзновение: «Всё можем, только помоги, Господи, только не дай усомниться!» По водам пройдем, если нужно будет. Только чтобы Бог был рядом, чтобы ты Его видел, а не волны вокруг, которые тебя вот-вот захлестнут. Вопрос именно в том, что ты видишь: Божие благословение или какие-то обстоятельства, свои немощи или немощи других людей?..

Наверное, не случайно, что уже во второй раз святая Елисавета посещает нашу обитель. Это огромное утешение. Очень важно, что в прошлом году молитва длилась круглые сутки: молебны служили и днем, и ночью. Молитва напитывала всё вокруг. Каждому из нас необходимо отрываться от всяческих попечений, житейских дел, человеческих волнений и прорываться в вечную жизнь, доверять всё в руки Божии.

В любых житейских вопросах и сложных ситуациях нужно всегда оставлять место Богу и чуду. Медицина говорит: невозможно иметь детей… Но Бог может сделать чудо! Веришь ли ты в это? Вот в чем вопрос. Если мы не верим, конечно, ничего не получается. А если верим или хотя бы хотим верить? Господи! помоги моему неверию (Мк. 9: 24). Наверное, на этом построен весь наш путь в Царствие Небесное. Ну как ты туда попадешь со своей гордостью, малодушием, ропотом, унынием? Да никак! Человеку это невозможно, но Богу возможно всё. Помоги нам, Господи!

Это действительно такой экзамен, когда человек должен уходить от правил этого мира и учиться другим правилам, по-настоящему впускать Бога в свою жизнь. И тогда все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13). Любви Христа хватит для каждого из нас. Но при условии, что она нам нужна.

Старшая сестра сестричества Зинаида Лобосова:

— В Иерусалиме мне довелось делать доклад о матушке Елисавете. Когда я готовилась и читала письма преподобномученицы Елисаветы и статьи о ней, пришло ощущение, что ее образ и ее личность на данном этапе непостижимы. Но именно в этом, пожалуй, и есть наш путь как сестер милосердия: постигать ее образ, больше узнавать о ней, молиться нашей святой покровительнице.

Очень важно всматриваться в жизненный путь матушки Елисаветы и учиться ее необыкновенному милосердию. Понятие «быть в Боге», как мне кажется, нам всем можно познавать и постигать через пример матушки Елисаветы, через ее письма: как она решила принять Православие; как шла нелегким путем помощи и служения ближним; что значили для нее православная вера и Церковь.

Поражает и ее деятельность: основание Марфо-Мариинской обители, забота о бедных, обездоленных, сиротах… В том докладе в Иерусалиме мне нужно было перейти от рассказа о святой Елисавете к рассказу о нашей обители. И вот где-то в ее письмах я встретила мысль, что матушка мечтала о том, чтобы подобные обители милосердия возникали и в других городах. Когда я прочитала и осмыслила прочитанное, внутренне мне стало понятно, почему здесь, на этом пустыре, после 70 лет безумного атеизма, возник наш монастырь. Ведь он действительно стал обителью милосердия, и именно такой, как это понимала святая Елисавета. Особенно близка ей была помощь страждущим душой. И вот, пожалуйста, — рядом с нами самая большая психиатрическая больница в Европе.

Если ее пример будет для нас ориентиром, если мы будем просить Господа укрепить нас в служении сестры милосердия, — мы будем идти правильным путем. Нужно искать своего личного соответствия образу святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Дай нам Бог каждому наполниться благодатью, смыслом и укрепиться на нашем послушании сестры милосердия.

Сестра милосердия Ирина Бондарик:

— Одевая облачение сестры милосердия, мы невольно примеряем на себя образ святой Елисаветы. И наше послушание, и наш образ должны ориентироваться и равняться на образ матушки Елисаветы. И как важно осознавать, что мы должны поступать так же, как она!

Принесение десницы в наш монастырь — для меня, конечно, это возможность прикоснуться к чуду. Мы все очень любим святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Чудотворца, многие из сестер были у их мощей. Но они жили так давно! А преподобномученица Елисавета — практически наша современница, пример святой жизни для каждого из нас, причем пример, близкий нашему времени.

К принесению ковчега с ее мощами лично я пытаюсь подготовить себя покаянием. Чтобы в тот момент, когда ты прикоснешься к ее деснице, искренне попросить прощения и помолиться о самом главном…

Монахиня Иоанна (Орлова):

— Хочется вспомнить самый первый приезд мощей святой Елисаветы в наш монастырь. Это был, наверное, год 2009-й. Я тогда училась в мединституте, и пропустить занятия никак было нельзя. А мне так хотелось попасть на встречу мощей! Внезапно у меня развился сильнейший конъюнктивит, и, конечно же, мне сразу выдали справку. Счастливая и свободная, я поехала с сестрами встречать святую Елисавету. Встречая поезд, мы пели на перроне, с пением несли частичку мощей… Какое-то необыкновенное счастье переполняло нас тогда.

А потом наступил длительный период, когда не чувствовалось близости с матушкой Елисаветой. И я всё думала: а где и в чем наша связь со святой? И внезапно в какой-то момент всей душой ощутилось, что в каждой детали монастыря — она. Я удивилась тогда: какое же у нее огромное смирение, как незаметно она строит наш монастырь, сестричество и всю нашу деятельность! Преподобномученица Елисавета всё устраивает как-то исподволь, тихо… Меня это поразило до глубины души.

Святая Елисавета для меня, конечно, главная звезда на святом небосклоне. Бог сподобил побывать в Иерусалиме, и, попав в Гефсиманию, всё время, пока группа подавала записки, я провела у раки с мощами. Как же не хотелось от нее уходить… То же самое происходило, когда в нашу обитель приезжала десница святой.

Прибытие ее мощей лично для меня — очень важное подкрепление. А еще благословение и подтверждение: вы правильно идете, продолжайте двигаться в этом направлении… Надеюсь, и в этот раз будут проживаться те же чувства.

Монахиня Мария (Егерева):

— Когда в прошлом году мы готовили выставку к 100-летию мученической гибели преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, я около трех месяцев изучала различные материалы: фотографии, фильмы, воспоминания, письма. И чем больше я узнавала о жизни святой, тем больше удивлялась: как она смогла оставить такую роскошь и богатство? Ее муж, Сергей Александрович, окружил свою супругу невероятной любовью и великолепием: драгоценности, зеркала, дорогая одежда, балы… Как она потом говорила: «Вы возвели меня на пьедестал, который я не заслуживала, и всегда понимала, что он из песка».

Наверное, сделать такой шаг ей помогло то, что с детства Элла воспитывалась в христианском духе. Кроме того, Елизавета Федоровна с ранних лет перенесла много скорбей: гибель братика, смерть сестрички, мамы…

Принесение десницы преподобномученицы Елисаветы в нашу обитель — это проявление Божией любви и любви нашей святой покровительницы, ее желание нас поддержать, укрепить.

Мы с радостью ждем приезда ковчега с мощами. Конечно, для всех нас это большой труд: доставить ковчег с десницей из Америки; принять много людей и организовать всё так, чтобы каждый желающий смог прикоснуться к мощам святой преподобномученицы Елисаветы и попросить ее помощи.

Но это не только труд, это еще и большой праздник, на который можно просто прийти порадоваться.

Всю неделю с 7:00 до 22:00 Державный храм нашей обители будет открыт для всех, и в нем непрестанно будут служиться молебны перед ковчегом с десницей святой преподобномученицы Елисаветы.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, имея высокий статус в обществе, осталась смиренной и верной христианкой. Будучи с рождения лютеранкой, она смогла разглядеть в православии истинную живую веру. Приняв православие, она со смирением несла свой крест: была верной женой и просто хорошим человеком. В конце жизни Господь сподобил ее принять мученическую смерть.

Теперь княгиню почитают в лике святых, и с верой и молитвой идут к месту, где хранятся мощи княгини.

История обретения мощей

Начало XX века стало кровавым как для Российской империи, так и для остального мира.

В этот период княгиня в письмах к родным и близким часто вспоминала о том, как неспокоен русский народ. Рабочий класс не желал видеть царя у власти. После смерти супруга княгиня решает посвятить свою жизнь служению Христу.

Икона преподобномученицы Елизаветы Федоровны

Елизавета Федоровна купила часть земли на Большой Ордынке. Здесь в 1909 году она организовала центр милосердия для бедных и сирот. Здесь она и хотела получить место последнего пристанища, но воля Господа была иной. Княгиня отказалась покидать страну после прихода к власти большевиков. Как следствие, в мае 1918 году она и еще несколько инокинь были арестованы.

18 июля 1918 года большевики скинули ее и еще нескольких представителей царской семьи в шахту около Алапаевска. Они скончались от голода и полученных ран.

После прихода белогвардейцев тела были извлечены. В кладбищенской церкви совершили отпевание, но уже скоро тела пришлось переправить на Восток. Из Пекина, а потом из Шанхая останки были доставлены в Иерусалим. Рака с мощами была установлена в церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании. Этот храм был построен в память императрицы Марии Александровны, матери князя Сергия Александровича.

Канонизация произошла в 1981 году. По сей день мощи святой находятся в Иерусалиме. День памяти преподобномученицы Елизаветы Федоровны совершается 15 июля, в день кончины.

Интересно! Княгиня вела благочестивую жизнь, всегда помогала бедным, при этом не превозносясь над ними. Она простила убийцу своего мужа, написав прошение императору о помиловании.

Как добраться до церкви Святой Магдалины

Сейчас храм принадлежит Русской православной церкви заграницей. Находится он в городе Гефсимания, на нижнем склоне горы Елеон.

Рака с мощами святой княгини Елизаветы Федоровны

Добраться сюда можно на автобусе № 99 или пешком. От Львиных ворот нужно идти в сторону дороги на Иерихон. За церковью Всех Наций нужно повернуть направо.

На заметку! Храм доступен для посещения во вторник и четверг, с 10 до 12 часов дня.

В чем помогает прошение и как молиться мощам

У православных христиан возникла традиция молиться определенным святым в определенных ситуациях. Так, при болезнях молятся великомученику Пантелеймону, помощи в торговле просят у святого великомученика Иоанна Сочавского. Ведь первый был связан с врачеванием при своей земной жизни, а второй — с торговлей.

Чем же примечательна жизнь Елизаветы Федоровны? Она была верной женой и христианкой. У нее можно просить помощи при семейных проблемах или во время ослабления веры.

Синод РПЦ утвердил тропарь и кондак святой, которые официально используются во время Богослужений в день памяти. Их читают и простые миряне, когда молитвенно обращаются к святой.

Тропарь

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Мощи святой княгини Елизаветы Федоровны