Можно ли молиться на коленях?

Когда креститься, когда кланяться… 1

Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 1
Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно?..
Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.
Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.
Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
Впрочем, мы отвлеклись.
Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.

Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.
Поклоны
Существует три вида поклонов:
1. Простое преклонение головы;
2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.
В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:
Преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.
Длительное преклонение головы
При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
Ж. Во время чтения Святого Евангелия.
Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
Д. После пения Честнейшую Херувим.
Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
М. В начале пения молитвы Отче наш.
Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.
Земные поклоны
Земные поклоны отменяются:
А. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
Б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
Г. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
Д. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона:
1) после слов священника: Преложив Духом Твоим Святым;
2) и тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите.
Вот в эти два момента земные поклоны даже в воскресный день сделать благословляется. В другие моменты – не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).
Первый из моментов – окончание освящения Святых Даров – нелегко отследить, если царские врата закрыты и через них не видно, как священнослужители делают земной поклон. В таком случае, можно совершить земной поклон при возгласе священника: Святая святым.
Если день не воскресный, то к этим двум земным поклонам во время Литургии нужно прибавить еще один. Этот поклон делается, когда Чашу последний раз являют верующим. А это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные молитвы (подробнее об этом см. https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=6699). После этого священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В это время тоже положено совершить земной поклон. Если день воскресный, то нужно осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.
Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.
Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.

Прекрасная древняя традиция: ставить свечи перед иконами. Возжигая свечу, мы мысленно воздаем дань любви Первообразу, то есть тому, кто на иконе изображен.
Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-prezhdeosvjashhennykh-darov-08079
Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.
Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).
Окончание следует

В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ.

Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).

Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.

Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.

Отчего это?

На этот вопрос отвечает святой первоверховный апостол Павел: «Уже неси раб. Но сын» (Гал. 4:7). То есть земной поклон прообразует собою раба – человека, совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение, в глубоких смиренных и покаянных чувствах кающегося в своих грехах.

А Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, малые пасхи рядовых воскресений, святки и двунадесятые праздники – это время, когда «Уже неси раб. Но сын», – то есть Господь наш Иисус Христос восстанавливает и исцеляет в Самом Себе образ падшего человека и восстанавливает его в сыновнем достоинстве, снова вводя его в Царствие Небесное, устанавливая Новый Завет-союз между Богом и человеком. Потому земные поклоны в периоды вышеупомянутых праздников – это оскорбление Бога и будто бы отвержение человеком этого восстановления в сыновстве. Человек, делающий земной поклон, в праздник словно говорит Богу слова, противоположные стихам Божественого Павла: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». К тому же такой человек прямо нарушает каноны Церкви, установленные благодатью Святого Духа апостольскими правилами и Вселенскими Соборами.

Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.

Людям, которые не ходят в храм на вседневные богослужения (повторюсь, что это не грех. Занятого человека можно понять), я бы рекомендовал взять на себя подвиг земных поклонов в келейной домашней молитве в будничные дни. Сколько кто понесет, чтобы со временем это также не стало бременем неудобоносимым: пять, десять, двадцать, тридцать. А кто может – и больше. Установите норму с Божьей помощью для себя сами. Земной поклон с молитвой, особенно с Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – очень полезная вещь. Но, как говорится, всему свое время.

На воскресной же Литургии земной поклон делается в двух местах богослужения. Также примерно и смыслово их кладет и священник в алтаре перед Престолом. Первый момент: при окончании пения «Тебе поем», когда происходит кульминация евхаристического канона и всей Божественной литургии, – на Престоле пресуществляются Святые Дары; хлеб, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Второй момент: при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением в алтаре также делает земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными. Больше на воскресной Божественной литургии или Литургии в иной вышеобозначенный период земные поклоны не делаются.

Если же вы, дорогие братья и сестры, находитесь на Литургии будничного дня, то тогда земные поклоны разрешаются Уставом в двух уже вышеназванных случаях, а также при начале пения «Достойно и праведно»; конец молитвы «Достойно есть», или задостойника; в конце Литургии при возглашении священником «Всегда, ныне и присно», когда батюшка в последний раз на Литургии появляется с Чашей с Телом и Кровью Христовыми в руках в Царских вратах и переносит ее с престола на жертвенник (символ Вознесения Господня). На вечернем же богослужении земной поклон разрешается (на утрене), когда священник или диакон выходит с кадилом из алтаря после восьмой песни рядового канона и возглашает перед иконой Девы Марии на иконостасе «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее поется песнь преподобного Космы Маиумского «Честнейшую Херувим», во время нее тоже принято стоять на коленочках из-за любви и благоговения перед Пресвятой Богородицей, так как считается, что Она в это время пребывает в храме и посещает всех молящихся в нем.

Будем же, дорогие братья и сестры, стараться соблюдать Устав церковный. Он – наш золотой фарватер в мутной воде внешнего мира и внутреннего сердечного с его эмоциями и чувственностью. С одной стороны, он не дает нам уклониться в леность и нерадение, с другой – в прелесть и духовное заблуждение «прижизненной святости». И по этому фарватеру корабль церковный плывет в Царствие Небесное. Наше же дело на его борту – благодатное послушание. Ведь все святые отцы ставили его и ценили очень высоко. Ведь непослушанием первые люди отпали от Бога, а послушанием мы соединяемся с Ним, видя пример, конечно же, Богочеловека Иисуса, Который был послушлив до смерти и даже смерти крестной.

Иерей Андрей Чиженко

Как молиться дома перед иконой на коленях или стоя

Молитвенное правило
Каждый из нас находится в своей точке длинного пути к Господу. Каждый из нас обладает своими временными и физическими возможностями для молитвы. Соответственно, единого молитвенного правила для всех не существует. Каждый человек должен молиться ровно столько, сколько он может. Сколько именно? Это должен определить священник.

Молитва перед едой и после – вещь обязательная.

На молитве желательно не отвлекаться на посторонние дела – телефонные звонки, свистящий чайник, заигрывания домашних животных.

Несмотря на то, что молитва требует определённой сосредоточенности и внимания, полезно молиться и через силу. Наш мозг может не воспринимать прочитанное, но душа обязательно всё услышит и получит свою порцию божественной благодати.

Фото: Фотобанк Лори

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

Для этого жеста

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

Каждый верующий человек знает, что молитва очень важна в жизни каждого, кто верит в Бога, соблюдает или, по крайней мере, пытается соблюдать все заповеди, кто хочет спасти свою душу. Но далеко не каждый верующий знает, как правильно молиться дома, какие правила надо соблюдать, и вообще, как вести себя во время молитвы.

Многие говорят, что молитва в Храме или в Церкви отличается от домашних молитв, и отличие это состоит в том, что в Храме Господь нас лучше слышит, ведь Храм — это Его дом, там ощущается Его присутствие. Конечно, мы не можем с этим спорить, тем более, что в самой Библии написано нечто подобное, но так же мы не можем отрицать и важность домашних молитв, да и некоторым людям дома легче сосредоточиться на общении с Господом нежели в Церкви. Но даже если вы молитесь в домашней обстановке, это совсем не значит, что вам можно расслабиться и прочитать молитвенные слова кое-как, тут тоже есть много правил и нюансов, которые необходимо соблюдать.

Многие из нас, вставая на молитвенное чтение, совершенно не задумываются о том, как к этому правильно относиться. Но если вы поговорите с батюшкой, то он вам разъяснит, что время, которое мы уделяем Богу должно восприниматься нами как встреча с другом или с другим дорогим нам человеком, которому мы рады, и которому готовы открыть свое сердце и душу, не боясь нечего. Многие из нас встречи с друзьями и знакомыми воспринимают поверхностно, и точно так же поверхностно мы молимся, но такие прошения вряд ли дойдут до небес.

Каждый из нас знает и должен помнить о том, что Творец всегда слышит нас, всегда помогает и любит, и в христианстве у нас есть возможность непосредственно общаться с Господом, мы ощущаем Его присутствие, чего нет в буддизме, например. Там люди медитируют и погружаются в какое-то безразличное сверхбытие, в котором он как бы растворяется, но не чувствует, не ощущает присутствие того, кому он посвящает весь свой обряд.

Если вы задаетесь вопросом, как именно нужно молиться дома, то должны помнить о том, что беседа с Творцом не должна быть для нас чем-то обыденным, она должна быть не фоном, а самым главным, что есть в нашей жизни.

Многие задаются вопросом, для чего молиться и просить у Спасителя что-либо, ведь Он и так знает, что нужно каждому человеку? Да, безусловно, Он лучше нас знает, что нам нужно, но молитвенные слова мы должны воспринимать как способ что-то выпросить у Христа, как мы уже выше сказали, когда мы молимся, мы встречаемся с Христом, наша душа и сердце встречаются с Ним. Да, конечно, мы можем что-то просить для помощи в своих повседневных делах, но главное отнюдь не это. Мы должны молиться для того, чтобы на некоторое время почувствовать присутствие Создателя в нашей жизни, побыть с Ним наедине.

Но нужно сказать, что присутствие Христа далеко не всегда ощущается. Иногда мы чувствуем, что стоит какая-то стена, а наши слова просто пустой звук, который не доходит до небес. Если вы это испытывали, а это, по утверждению священников, испытывает каждый человек, то вы, наверное, задавались вопросом, почему же так происходит? Ведь вы вроде бы знаете все правила, как правильно молиться дома, а ощущения воссоединения с Христом нет. И тут, конечно, приходит на ум, что Сам Создатель не хочет слышать нас из-за наших грехов. Но на самом деле, это не так. Помните, мы рассказывали о встрече с близким другом или с просто знакомым? И если мы вспомним как мы общаемся, то поймем, что далеко не всегда нисходим до уровня этого человека, мы ставим какие-то стены, которые и разделяют нас. Точно также мы воздвигаем стены и в общении с Отцом Небесным своими многочисленными грехами. Мы закрываемся от Него, когда Он всегда нас слышит и всегда находиться рядом с нами.

Есть еще один вид молитвы в виде диалога. В ней мы можем не только обращаться к Иисусу, но и слышать его ответ. И здесь самое главное не только высказать все, что у вас на душе, но и максимально открыть свое сердце, чтобы услышать Его ответ нам. Конечно не нужно ждать, что ответ придет немедленно, он может прийти и через час и через два, а то и через несколько дней, важно помнить и не сомневаться в том, что ответ обязательно будет, возможно в виде помощи, о которой вы просили.

Часто мы, не зная, как нужно правильно молиться дома, приступаем к этому действу со своими представлениями о образе Божьем, а это большая ошибка, так как наши фантазии не дают нам увидеть Истинного Бога, каким Он перед нами может открыться. Ни в коем случае не создавайте в своем создании, какой-то образ, идола, которого вы в последствии будете благодарить и просить о помощи. Это искусственно созданный образ считается мертвым, и он мешает нам увидеть Истинного Бога, он становиться барьером между нами. Поэтому, когда будете приступать к молитве, выкиньте из головы все образы, освободите свое сознание и помните, что мы только знаем образ Христа, который явился на землю в обличии человека, но ни как не Его Отца.

Иногда, а может быть даже довольно часто, мы не слышим ответ, который ждем свыше, и думаем, что там про нас забыли, но это не так. Ответ есть всегда, другое дело настроены ли мы соответствующим образом, чтобы услышать его. Если вы не слышите ответа, то постарайтесь настроить себя, как своеобразный музыкальный инструмент, который правильно передает все ноты. Настройте струны своей души, и тогда ответ к вам обязательно придет.

Вы, наверняка, слышали, что в Церкви существуют определенные правила, по которым рекомендуют молиться. Но многие священники считают, что у каждого из нас должны быть свои индивидуальные правила чтения молитвослова. Некоторые люди, если им позволяет время, могут посвящать этому от 20 минут до часа, но и то, только в том случае, если все тексты вы читаете не на автомате, а осознанно, вчитываясь и вникая в каждую строчку. Если же вы так не можете, и ваши мысли постоянно отвлекаются, то можете читать короткий текст пять минут. Главное ведь не то, сколько вы посвящаете этому времени, а то, как вы это делаете, с каким настроем.

Особенно короткие тексты рекомендуется читать тем, кто только начал воцерковляться, таким людям трудно еще удерживать долго свое внимание на одних и тех же текстах, поэтому коротенькой молитвы, но от души и с пониманием, достаточно.

В современном мире мы всегда куда-то спешим, и бывает очень трудно выделить час или даже полчаса на прочтения канонов, акафистов и т.д., но это и не надо делать. Главное, вы сами для себя должны решить сколько вы времени можете уделить этому, выбрать для себя подходящие молитвы и сосредоточиться на Боге. Вы можете каждый вечер читать разные тексты, можете какой-то один, но прочитывать их нужно вдумчиво, можно прочесть одну строчку и немного подумать над ней, затем вторую и т.д.

Есть в общении с Богом такая опасность, как привыкание. То есть мы привыкаем к одному и тому же тексту и уже наш мозг не воспринимает его, и это очень плохо. Но чтобы такого не происходило, вы каждый день можете читать совершенно разные каноны и т.д. Например, в один вечер можете просто помолиться своими словами, в другой день прочесть «Отче Наш», в третий день прочесть какой-нибудь канон.

Вы должны учиться правильно и осознанно молиться дома, а для этого нужно проделать над собой работу, нельзя просто произносить какие-то звуки, когда вы стоите перед иконой.

Также нужно следить за тем, что предшествует и что следует молитве. Если вы раздражены или испытываете другие сильные эмоции, то в таком состоянии приступать к этому действу нельзя. Нужно внутренне подготовить себя, успокоится и настроить струны своей души на разговор с Создателем. Также и после этого не нужно сразу начинать делать какие-то свои ежедневные дела, посидите в тишине, дайте себе время, чтобы услышать ответ Творца, чтобы в вас что-то дрогнуло.

Помните, любой разговор с Всевышним должен давать плоды, благодаря им мы должны меняться в лучшую сторону, жить по-другому, если же этого не происходит, значит мы что-то делаем неправильно.

В Церкви есть правила, по которым молящиеся должны либо стоять на ногах и отвешивать поясные и земные поклоны, либо стоять на коленях в позе пророка Илии, и никак иначе. И вот это правило многих отпугивает, некоторые люди в церковь не ходят из-за того, что не могут стоять, некоторые и дома не произносят молитвенных текстов из-за невозможности стоять на коленях или на ногах.

Конечно, важно, чтобы тело участвовало в священнодействии, это многое нам дает, мы больше вникаем в то, что происходит. Но если вы по каким-то причинам не можете стоять, то молитесь сидя или даже лежа — это не возбраняется, вы же помните, что главное этот момент сердцем и душой быть с Богом. Один подвижник по этому поводу говорил: «Лучше молиться сидя, чем стоя думать о ногах», поэтому делайте так, как вы можете. Если вы конечно можете стоять на ногах и на коленях, то не нужно пренебрегать , так как от участия тела в богослужении и в молитве, зависит ее интенсивность, тело должно работать.