Мшелоимство в православии

Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?

Здравствуйте, Елена!

Объяснения молитв есть в толковых молитвословах; кроме того поищите книгу «Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению», там Вы найдете объяснения всех трудных мест. Привожу Вам выдержки из этой книги, где дается объяснения интересующих Вас слов:

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» («Православный катехизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание «мшела» — корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. Примечание протоиерея Сергия Правдолюбова: Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» — поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд., или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишней работой, если во время голода продают хлеб по завышенной цене («Православный катехизис»). В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении данное слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9,5; Еф. 4,19 и 5,3; Кол. 3,5).

Лихоимание, лихоимство

Лихои́мство, лихоима́ние – 1) чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей; 2) деяние, соответствующее этой форме алчности; 3) греховная «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник); разновидность страсти сребролюбия.

***

Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство (1Кор.6:10), корыстолюбие (Рим.1:29) и любостяжание (Кол.3:5). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».

***

«Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет лихоимство идолослужением (Кол. 3:5), и лихоимца идолослужителем (Еф. 5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от Которого жизнь и все блаженство наше зависит!
Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают. И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – учит апостол (Иак. 4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно. Слушай, что через пророка Бог говорит: и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», – и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконик в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез. 33:14-15). Смотри, что похищенное должен возвратить. А если похититель впадет в такую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенное, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, – в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается. Иначе это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести. Чем более кто лихоимствует и похищает, тем более беззакония и погибели себе собирает. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его, – говорит апостол (Рим. 2:5-6)… Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним (Пс.49:21, 17-18)».

Св. Тихон Задонский

См. МШЕЛОИМСТВО, ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Если у вашей близкой подруги 12 пар обуви, и это для нее «маловато будет», и каждый свой поход в магазин она знаменует новой покупкой, смело можете заподозрить ее в грехе мшелоимства.

Впрочем, по большому счету такому же греху подвержен если не каждый смертный, то каждый второй — точно.

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко. В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие». Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

В «Православном молитвослове» в молитвах вечернего правила есть исповедание повседневных грехов, среди которых упоминается и мшелоимство.

Плюшкин — наглядный пример.

Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Мздоимство — получение подарков, подношений с целью подкупа, откровенных взяток.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хорошим шагом будет вместо спорной покупки, которая, не исключено, будет потом просто перекладываться с места на место, реально помочь кому-то, возможно, в самом магазине, купив для него нечто жизненно необходимое.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Скверноприбытчество

Что означает этот грех? Первая половина слова достаточно «говорящая»: скверно — значит нечто недостойное, «скверное приобретение». Так оно и есть, прибыль можно получать и недостойным способом, путем нечестным и неправедным. К таким относятся:

Надувательство покупателя — это скверноприбытчество.

  • обвес,
  • обмер,
  • обман,
  • обсчет.

Сюда же можно отнести и заработок, полученный в ходе, скажем, игры в карты, в казино, т.е. основанный на использовании человеческих слабостей и страстей, на их разжигании или же удовлетворении.

Скверным приобретением будет и обогащение с использованием своего авторитета, служебного положения, а если это касается церкви, то и священного сана.

Если человек подделывает или использует поддельные документы, включая проездной талон, покупает краденое, это тоже можно назвать словом скверноприбытчество.

Может показаться странным, но того же роду-племени и тунеядство. Почему? Согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, таким образом он словно крадет — и плату, и пользу.

Взятка — это тоже лихоимство.

Это понятие подразумевает греховную страсть, которая заключается в получении своей пользы за счет обездоливания другого человека, пользуясь его затруднительной или безвыходной жизненной ситуацией.

Лихоимцы способны приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение ближнего:

  • назначить высокий процент кредита,
  • загрузить излишними служебными обязанностями за ту же плату,
  • завысить цены на тот или иной товар.

В более широком смысле лихоимство представляет собой элементарную жадность, сребролюбие, жажду обогащения. Св. Феофаном Затворником лихоимство классифицировалось как страсть получать все больше и больше, связанную с неразборчивостью в средствах при заключении торговых сделок, ростовщичеством, воровством, получением взяток.

Чтобы очиститься от этого греха и спастись, надо не только осознать и перестать творить его, но и вернуть полученное неправедным путем обиженному человеку, а если сделать это по каким-то причинам невозможно, просто совершать дела милосердия.

Исповедай грех свой…

Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.

Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,

гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».

Полезное видео

Посмотреть на себя со стороны и увидеть в своем образе мшелоимца или иного грешника из этого ряда, можно внезапно и ярко: достаточно побывать на похоронах и увидеть, что с собой уносит на тот свет покойник — много ли дорогой одежды и драгоценностей, денег. Никто не спорит с тем, что вещи нужны, но это должно восприниматься однозначно: вещи (в разумных количествах) должны служить человеку, а не человек — вещам.

Может показаться, что в силу технического прогресса современная жизнь совершенно непохожа на то, как жили люди несколько тысяч лет назад. А поэтому и грехи людей стали иными. На самом деле многое осталось неизменным, и люди XXI века тоже подвержены лихоимству. Но не всегда названия грехов бывают понятны. Что такое лихоимство, и является ли этот грех нарушением заповеди? Лихоимство и мздоимство – это одно и то же? Эти вопросы подробно разберем далее

Новоначальным православным людям могут быть неясны некоторые понятия, которые сохранились не искаженными на церковнославянском языке. Недопустимо переводить богослужебные тексты на русский язык, так как современные слова не способны передать всей глубины и не обладают нужной емкостью. Поэтому следует приложить старания, чтобы не менять писания под собственные прихоти.

Известные всем православным христианам Божии заповеди выглядят краткими и предельно понятными. Но каждая из них обладает большой глубиной и мудростью, которую люди черпают из поучений и толкований святых отцов. Так, всего одну заповедь можно нарушить множеством различных грехов, имеющих общий корень.

Определение понятия «сребролюбие»

Восьмая заповедь гласит «Не укради». Ее можно нарушить не только прямым воровством, но и такими поступками, как мшелоимство или мздоимство. В чем они заключаются и отличаются?

Это разновидность страсти сребролюбия. Понятие обозначает получение прибыли, наживы, дохода нечестным, греховным образом. Сюда относится и тунеядство. Православным катехизисом оно определяется как получение платы за невыполненную работу. Таким образом, происходит кража и оплаты труда, и пользы, которую можно было бы своим трудом принести обществу.

Мшелоимство

Это еще одна разновидность страсти сребролюбия. Заключается в приобретении новых, бесполезных, ненужных в деле вещей. Это болезненное вещелюбие, при котором приобретение происходит ради вещи, а не пользы от нее.

По учению святого Игнатия Брянчанинова, под мшелоимством нужно понимать заведение любых предметов и вещей из прихоти и желания роскоши. Причем это может осуществляться разными путями:

  • получение взяток вещами;
  • страсть к подаркам;
  • коллекционирование;
  • собирание ненужного.

Святой Максим исповедник учил, что если ум человека привязан к земным вещам, он не любит Господа. Происходит порабощение человека вещами, из-за чего забота о вечной участи уходит на второй план. Сам Иисус Христос учил собирать себе сокровище на небе, а не на земле, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 19-21).

Получение взятокКоллекционированиеСобирание ненужного

Имея в себе корень сребролюбия, этот грех толкуется следующим образом:

  • сильная алчность к получению материальных благ посредством обирания других людей;
  • действия, соответствующие сильной алчности;
  • страсть иметь больше, умножать свое имущество, не делая различий в средствах достижения цели: обман в торговле и деловых отношениях, воровство и пр.

Свт. Феофан Затворник толковал это понятие, как упование на имущество. При этом его объем не имеет значения, ведь можно возлагать больше надежды на маленькое имение, чем на Бога. А можно, будучи богатым человеком, всецело уповать на Господа и быть свободным от этой страсти.

Видео «О приобретениях, лихоимстве, воровстве»

В этом видеосюжете священнослужитель рассказывает о последствиях греха для души.

Православное понимание греха

Лихоимство в любой форме – это грех, независимо от мотивов. Когда душа выйдет из тела и будет проходить 20 страшных воздушных мытарств, не будет необходимости объяснять, почему украл или соврал. Будет достаточно только факта – украл. Если человек присваивает чужое, он грешит перед Господом, нарушая Его заповедь.

Грех лихоимства осуждался со времен Ветхого Завета. Учителя православия так же говорят о пагубности и греховности получения взяток, страсти наживы на других людях. В настоящее время взятки окружают человека со всех сторон: на работе, в больнице, на учебе, при получении госуслуг и пр.

Оплатить получение должности, выгодного подряда или купить невиновность в совершенном преступлении стало привычным делом для современных людей. Но это не значит, что такое положение вещей нормально и приемлемо. Происходит нарушение Божией заповеди и вина налагается на обоих участников подобных отношений.

В грехе одинаково повинен и тот человек, кто дает взятку, и тот, кто берет ее.

Значение лихоимства и мздоимства

Еще одним грехом, имеющим тот же корень, является мздоимство. Суть определения можно понять исходя из обозначения слова «мзда». Мздоимство – это плата человеку для того, чтобы наверняка или быстрее получить от него услугу, за выполнение которой он и так получает заработную плату. Главное отличие этого греха от лихоимства заключается в моральных принципах мздоимца. Лихоимец не разбирается в финансовом и социальном положении тех, на ком он наживается.

Путь за Христом тернист и узок. Православный человек не станет участвовать в даче и получении взяток, даже если из-за этого он не сможет получить услугу, положенную ему по закону. Несмотря на то что в современном обществе наблюдается попрание истинных ценностей, каждый человек, пока он жив, еще имеет возможность покаяться и исправиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.