Музыкальное образование

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МУЗЫКЕ

Тестовые задания по музыке «Проверь себя»

5-7классы

Составитель Иванова А.В.,

учитель музыки

Староказинского филиала

МБОУ Новоникольская СОШ

ТЕСТЫ

Тестовые вопросы разделены на 4 раздела: «Проверь себя», «Формы в музыке», «Великие и гениальные», «Знаешь ли ты музыку». К каждому из предложенных ниже вопросов прилагается три ответа. Но только один из них правильный. Попытайтесь найти правильные ответы (правильный ответ выделен жирным шрифтом).

Раздел 1: «Проверь себя»

1. Музыка – это искусство:

а) звуков

б) красок

в) слов

2. Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального

образования:

а) галерея

б) консерватория

в) театр

3. Какой из инструментов является самым большим в мире:

а) орган

б) рояль

в) арфа

4. Полет какого насекомого положен на музыку:

а) осы

б) комара

в) шмеля

5. Как называется торжественная государственная песня:

а) гимн

б) ода

в) кантата

6. Скорость звучания или движения в музыке:

а) тембр

б) ритм

в) темп

7. Самый низкий мужской голос:

а) баритон

б) бас

в) тенор

  1. Первый примитивный музыкальный инструмент «монохорд» был изобретён:

а) Аристотелем

б) Пифагором

в) Сократом

  1. Проговаривание текста нараспев называется

а) чтение

б) разговор

в) речитатив

10. Одной из особенностей православного богослужения является хоровое

пение…

а) без сопровождения

б) с инструментальным сопровождением

в) и с сопровождением, и без сопровождения

11. К миру искусства принадлежит:

а) живопись, литература, математика

б) музыка, литература, живопись

в) литература, музыка, природа

  1. Какой струнный инструмент бывает русским, гавайским и испанским:

а) скрипка

б) мандолина

в) гитара

13. Произведения, представленные к просмотру или прослушиванию на

концерте:

а) список

б) репертуар

в) хронология

14. Что называют «верным спутником человека»:

а) романс

б) песню

в) оперу

15. Что обозначает понятие «тембр голоса»:

а) окраска звука

б) высота звука

в) динамика звука

16. Исполнение музыкального произведения вдвоем одновременно это

а) диалог

б) монолог

в) дуэт

17. К вокальным жанрам относятся:

а) опера, симфония

б) песня, романс

в) песня, балет

18. Каким певческим голосом обладал Федор Иванович Шаляпин:

а) баритон

б) тенор

в) бас

19. Какой из этих предметов является инструментом симфонического

оркестра:

a) вилки

б) тарелки

в) стаканы

  1. Вид искусства, в котором выразительными средствами являются

пластические движения человеческого тела в сопровождении музыки

а) песня

б) танец

в) марш

  1. Какой танец раньше было принято танцевать с кинжалами:

а) полька

б) мазурка

в) лезгинка

  1. Как называется музыкальное сопровождение песен:

а) этюд

б) фантазия

в) аккомпанемент

23. Музыкант, владеющий блестящей инструментальной и вокальной

техникой:

а) виртуоз

б) специалист

в) техник

24.Чередование коротких и длинных долей в музыке, чередование звуков

различной длительности:

а) темп

б) ритм

в) амплитуда

25. Аккорды, сопровождающие мелодию это:

а) полифония

б) гармония

в) гомофония

  1. Осмысленная, выразительная одноголосная последовательность звуков, «душа музыки» это:

а) аккомпанемент

б) мелодия

в) гармония

27. Музыка, предназначенная для слушания в небольшом помещении, для

небольшого круга слушателей:

а) танцевальная

б) симфоническая

в) камерная

  1. Музыка, созданная на основе христианских текстов, получила название:

а) церковная музыка

б) духовная музыка

в) православная музыка

  1. Спектакль, в котором главным является танец:

а) оперетта

б) балет

в) опера

  1. Торжественный польский танец

а) вальс

б) полька

в) полонез

  1. Какие литературные произведения в древности было принято

не рассказывать, а петь:

а) былины

б) сказки

в) загадки

  1. Назовите музыкальное произведение для голоса без слов:

а) вокализ

б) романс

в) ария

  1. «Программная музыка» — это:

а) танцевальная музыка

б) музыка для кинофильмов

в) музыка, у которой есть название

  1. Слово «полифония» означает:

а) окраску звука в музыке

б) многоголосие в музыке

в) несколько звуков, взятых одновременно

36. Несколько звуков, взятых вместе одновременно:

а) аккорд

б) гамма

в) арпеджио

37.Какой музыкальный термин относится к динамике звука:

а) крещендо

б) аллегро

в) легато

Раздел 2: «Формы в музыке»

1. Музыкальное произведение, состоящее из четырех последовательно

расположенных танцев, называется:

а) симфония

б) сюита

в) кантата

  1. Как называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения:

а) импровизация

б) интерпретация

в) композиция

3. Как называется повторяющаяся часть формы «рондо»:

а) куплет

б) припев

в) рефрен

4. Что такое «Увертюра»:

а) краткое литературное содержание музыкального спектакля (оперы, балета, оперетты)

б) оркестровое вступление к музыкальному спектаклю (опере, балету, оперетте)

в) музыкальная пьеса, в которой сначала излагается основная тема, а затем следуют ее повторы в несколько измененном виде

  1. Старинный быстрый английский танец матросов, четвертый в сюите:

а) аллеманда

б) куранта

в) жига

  1. Что означают слова «прелюдия» и «фуга»:

а) «вступление» и «бег»

б) «соревнование» и «бег»

в) «открытие» и «бег»

  1. Многочастное произведение траурно-возвышенного характера для хора и оркестра:

а) кантата

б) реквием

в) оратория

  1. Музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют и

соревнуются солист и оркестр:

а) фантазия

б) рапсодия

в) концерт

  1. Как называется последняя часть симфонии:

а) сонатное аллегро

б) скерцо

в) финал

  1. Как называется многократное повторение в музыке одной и той же темы, только в разном изложении:

а) вариации

б) рондо

в) фантазия

  1. Полифоническое произведение, в котором несколько голосов как бы

догоняют друг друга:

а) прелюдия

б) фуга

в) этюд

  1. Танцевальная сюита – это музыкальное произведение, в котором четыре танца расположены в следующей последовательности

а) аллеманда, куранта, сарабанда, жига

б) куранта, аллеманда, сарабанда, жига

в) аллеманда, сарабанда, куранта, жига

  1. Какая разновидность танцев в переводе означает «танец-шествие»:

а) полонез

б) мазурка

в) вальс

  1. Драматический центр сонатной формы, где темы экспозиции показаны

в столкновении, сопоставлении, в широком видоизмененном развитии:

а) разработка

б) реприза

в) экспозиция

  1. Какая музыкальная форма считается самой распространенной в

песенном жанре:

а) вариации

б) 2-х частная

в) куплетная

16. Назовите форму музыки, где чередуется главная тема и эпизод:

а) рондо

б) вариации

в) фантазия

17.Крупное музыкальное произведение, предназначенное для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра

а) кантата

б) концерт

в) увертюра

18.Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, которое сочетает в себе вокальную и инструментальную музыку, танец и разговорный диалог:

а) опера

б) оперетта

в) канцона

19. Какой музыкальный термин в переводе означает «шутка»:

а) скерцо

б) багатель

в) рондо

  1. Музыкальное произведение для развития беглости пальцев

а) этюд

б) рапсодия

в) экспромт

Раздел 3: «Великие и гениальные»

(по страницам зарубежной музыки)

1. Где служил итальянский композитор Дж. Палестрина с 1551 года:

а) Собор Святого Марка в Венеции

б) Собор Святого Петра в Ватикане

в) при дворе герцогов Миланских в Милане

  1. Во времена классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – складывается классический тип симфонического оркестра. Какая группа инструментов не вошла в его состав:

а) медные

б) струнно-смычковые

в) струнно-щипковые

  1. Какой из великих композиторов уделял много внимания развитию фортепианной музыки и сочинил 32 сонаты для фортепиано:

а) Иоганн Себастьян Бах

б) Вольфганг-Амадей Моцарт

в) Людвиг Ван Бетховен

  1. Какой великий композитор начал свою концертную деятельность с пяти лет:

а) Вольфганг-Амадей Моцарт

б) Фридерик Шопен

в) Людвиг Ван Бетховен

  1. «Так судьба стучится в дверь» — кому принадлежат эти слова:

а) Вольфгангу Амадею Моцарту

б) Людвигу Ван Бетховену

в) Йозефу Гайдну

  1. Кого из композиторов называют «Королем вальса» — о ком речь?

а) Иоганн Штраус

б) Фридерик Шопен

в) Иоганн Брамс

  1. Кто из композиторов романтиков занимался не только музыкой, но и литературной деятельностью под псевдонимами «Флорестан» и «Эвзебий»:

а) Франц Шуберт

б) Роберт Шуман

в) Фридерик Шопен

  1. Кто из композиторов написал знаменитую пьесу для оркестра под названием «Болеро»:

а) Морис Равель

б) Гектор Берлиоз

в) Густав Малер

9. Кто является известным мастером жанра «Песня без слов»:

а) Феликс Мендельсон

б) Эдвард Григ

в) Роберт Шуман

10. Композитор К. Сен-Санс в 1889 году написал «Карнавал животных».

Какой подзаголовок он дал своему сочинению:

а) «Симфоническая сказка о животных»

б) «Зоологическая фантазия»

в) «Поэма о львах и тиграх»

  1. Композитор Орландо Лассо был известным мастером нидерландской полифонической школы, создавал мадригалы, мотеты. Для какой эпохи был характерен этот жанр:

а) Возрождения

б) Барокко

в) Классицизм

12. Какое произведение И.С. Бах написал на сюжеты из Евангелия:

а) Страсти по Матфею

б) Высокая месса си минор

в) Чакона

13.Какой композитор сочинил «Рондо в турецком стиле»

а) Йозеф Гайдн

б) Вольфганг-Амадей Моцарт

в) Людвиг Ван Бетховен

14. В 1804 году Л.В. Бетховен написал симфонию и посвятил ее Наполеону Бонапарту, но, узнав, что последний провозгласил себя императором, уничтожил посвящение и дал симфонии другое название. Какое?

а) «Торжественная» симфония

б) «Ода к Радости»

в) «Героическая» симфония

15.Какой великий композитор написал много музыкальных произведений и после потери слуха:

а) Иоганн Себастьян Бах

б) Вольфганг-Амадей Моцарт

в) Людвиг Ван Бетховен

16. Назовите главный жанр в творчестве Франца Шуберта:

а) опера

б) песня

в) балет

17. В каком жанре не сочинял музыку Ф. Шопен:

а) баллада

б) опера

в) этюд

18.П.И. Чайковский и А. Вивальди создали популярные произведения под названием «Времена года». Кто еще из композиторов написал сочинение с таким названием:

а) Й. Гайдн

б) Г. Ф. Гендель

в) И. Брамс

19.Французский композитор Морис Равель написал «Болеро». Какой инструмент непрерывно играет на протяжении всего исполнения произведения:

а) саксофон

б) малый барабан

в) труба

20. Какой из композиторов сочинил наибольшее количество опер -26:

а) Вольфганг-Амадей Моцарт

б) Джузеппе Верди

в) Жорж Бизе

«Великие и гениальные»

(по страницам русской и советской классики)

1. Кто из композиторов создал первую национальную русскую оперу:

а) Модест Петрович Мусоргский

б) Михаил Иванович Глинка

в) Петр Ильич Чайковский

  1. Какой великий русский композитор написал несколько балетов и стал новатором в области балетной музыки:

а) Александр Порфирьевич Бородин

б) Петр Ильич Чайковский

в) Сергей Васильевич Рахманинов

  1. Кто из русских композиторов был по профессии морским офицером и совершил кругосветное путешествие по морям вокруг света:

а) Александр Сергеевич Даргомыжский

б) Николай Андреевич Римский-Корсаков

в) Цезарь Иванович Кюи

  1. Какой великий русский писатель был дипломатом, хорошим пианистом, написавшим несколько фортепианных пьес:

а) Михаил Юрьевич Лермонтов

б) Александр Сергеевич Грибоедов

в) Василий Андреевич Жуковский

  1. Какой русский композитор, проживая вторую часть своей жизни в США, в годы Великой Отечественной войны отдавал деньги от своих концертов в пользу Красной Армии:

а) Игорь Стравинский

б) Сергей Рахманинов

в) Александр Скрябин

  1. Кто из русских композиторов был сыном бывшего наполеоновского солдата:

а) Милей Балакирев

б) Александр Скрябин

в) Цезарь Кюи

7. Кто из перечисленных композиторов не входил в состав кружка

«Могучая кучка:

а) Петр Ильич Чайковский

б) Модест Петрович Мусоргский

в) Александр Порфирьевич Бородин

8. Кому принадлежат слова: «Мелодия – душа музыки»?

а) Петру Ильичу Чайковскому

б) Михаилу Ивановичу Глинке

в) Сергею Васильевичу Рахманинову

  1. Какой композитор, а также художник, писал картины по мотивам

своих музыкальных произведений:

а) А. Скрябин

б) Чюрленис

в) А. Лядов

  1. Какая рок-опера была написана композитором Алексеем Рыбниковым

на либретто Андрея Вознесенского:

а) «Юнона» и «Авось»

б) «Иисус Христос — Суперзвезда»

в) «Нотр – Дам де Пари»

  1. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 года в

Петербурге. Сейчас эта опера идет и под другим названием. Каким?

а) «Царская невеста»

б) «Князь Игорь»

в) «Иван Сусанин»

  1. Какой великий русский композитор был известным ученым-химиком:

а) Михаил Иванович Глинка

б) Модест Петрович Мусоргский

в) Александр Порфирьевич Бородин

13. Какой русский композитор был руководителем кружка «Могучая

кучка»:

а) Александр Сергеевич Даргомыжский

б) Милей Алексеевич Балакирев

в) Николай Андреевич Римский-Корсаков

14. Какому композитору принадлежат слова: «Музыка – душа моя!»

а) М.И. Глинке

б) П.И. Чайковскому

в) С.В. Рахманинову

15. Какой русский композитор создал балеты «Петрушка», «Жар- птица»,

«Весна Священная»:

а) Игорь Стравинский

б) Сергей Рахманинов

в) Сергей Прокофьев

16.Кто из композиторов был и выдающимся дирижером, и пианистом:

а) Александр Скрябин

б) Сергей Рахманинов

в) Игорь Стравинский

17.Какому герою греческой мифологии посвящена симфоническая «Поэма огня» А.Н. Скрябина:

а) Аполлону

б) Прометею

в) Антею

18. Какой композитор, а также художник, писал картины по мотивам

своих музыкальных произведений:

а) А. Скрябин

б) Чюрленис

в) А. Лядов

19.Какая рок-опера рассказывает о любви русского дипломата Рязанова и

дочери калифорнийского губернатора:

а) «Нотр Дам де Пари»

б) «Иисус Христос — Суперзвезда»

в) «Юнона» и «Авось»

20.Какому русскому композитору принадлежат слова: «Сочиняет музыку

народ. А мы – композиторы лишь аранжируем ее»

а) Михаил Иванович Глинка

б) Петр Ильич Чайковский

в) Модест Петрович Мусоргский

Раздел 4: «Знаешь ли ты музыку?»

  1. В каком симфоническом произведении вся главная музыкальная тема исполняется не оркестром, а женским голосом:

а) романс Л. Бетховена «Сурок»

б) «Вокализ» С. Рахманинова

в) Д. Шостакович Симфония №7 «Ленинградская»

  1. Мелодия какой народной песни звучит в финале Первого концерта

П.И.Чайковского:

а) украинская народная песня «Веснянка»

б) русская народная песня «Со вьюном я хожу»

в) белорусская народная песня «Перепелочка»

  1. Какую песню сочинил композитор Исаак Осипович Дунаевский:

а) «Катюша»

б) «Песенка о капитане»

в) «Песня Сольвейг»

  1. В какой опере исполняется хор «Уж как по мосту-мосточку»:

а) С. Прокофьев «Война и мир»

б) А. Даргомыжский «Русалка»

в) П. Чайковский «Евгений Онегин»

  1. Какой композитор сочинил оперу » Руслан и Людмила:

а) Петр Ильич Чайковский

б) Сергей Сергеевич Прокофьев

в) Михаил Иванович Глинка

  1. В каком балете П.И. Чайковского использована его же «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома»:

а) «Спящая красавица»

б) «Лебединое озеро»

в) «Щелкунчик»

  1. Как было имя дочери Ивана Сусанина в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»:

а) Антонида

б) Марфа

в) Людмила

  1. Сколько Иванов в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»:

а) 1 (один — главный герой оперы)

б) 2 (двое — главный герой и его приемный сын)

в) 3 (трое — главный герой, приемный сын, жених дочери)

9. Что является эпиграфом к произведениям фортепианного цикла

«Времена года» Петра Ильича Чайковского:

а) картины русских художников

б) строки из стихотворений русских поэтов

в) комментарии об исполнении данного произведения

10. В каком балете П.И. Чайковского звучит «Танец феи Драже»:

а) «Спящая красавица»

б) «Лебединое озеро»

в) «Щелкунчик»

11. В какой опере М.И. Глинки звучит финальный хор «Славься»:

а) «Руслан и Людмила»

б) «Иван Сусанин»

в) «Борис Годунов»

12.Кто из русских композиторов написал музыку на слова стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»:

а) М.И. Глинка

б) П.И Чайковский

в) С.В. Рахманинов

13. В каком балете П.И. Чайковского звучит «Вальс цветов»:

а) «Спящая красавица»

б) «Лебединое озеро»

в) «Щелкунчик»

15. Кто написал цикл «Времена года»:

а) П. И. Чайковский

б) М.И. Глинка

в) М. Мусоргский

16.Кто из русских композиторов любил писать музыку на сказочные

сюжеты:

а) А.П. Бородин

б) Н. Римский-Корсаков

в) С.В. Рахманинов

17.В какой опере П.И. Чайковского звучит ария «Что наша жизнь? Игра!»:

а) «Евгений Онегин»

б) «Иоланта»

в) «Пиковая дама»

18.В каком фортепианном цикле, есть следующие пьесы: «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга), «Два еврея, богатый и бедный», «Богатырские ворота»:

а) П.И. Чайковский «Детский альбом»

б) М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

в) Р. Шуман «Альбом для юношества»

19.Премьера первого балета «Жар-птица» состоялась в «Русских сезонах» в Париже весной 1910 года и принесла композитору раннюю славу. В полной мере дар этого композитора раскрылся в музыке к балету «Петрушка». Назовите имя этого русского композитора:

а) Игорь Стравинский

б) Александр Скрябин

в) Сергей Рахманинов

20.В творческом наследии этого композитора более 100 песен и романсов. Особое место занимают сатирические песни на стихи поэтов-«искровцев»: «Старый капрал», «Титулярный советник», «Червяк» и др. Назовите имя этого композитора:

а) Модест Мусоргский

б) Цезарь Кюи

б) Александр Даргомыжский

КРОССВОРДЫ

  1. «Музыка М.И. Глинки» (по опере «Руслан и Людмила»)

Если все слова в кроссворде будут вписаны правильно, то в одном из столбцов (по вертикали), можно будет прочитать слово, которое обозначает в опере большую песню главного героя.

Вопросы:

  1. Главный герой сказочной оперы М.И. Глинки.

  2. Злой волшебник из оперы «Руслан и Людмила».

  3. Великий русский поэт, написавший сказочную поэму, по которой М.И. Глинка создал оперу «Руслан и Людмила».

  4. Легендарный русский певец-сказитель, персонаж оперы «Руслан и Людмила».

Ответы: 1. Руслан 2. Черномор 3. Пушкин 4. Баян

Слово по вертикали — АРИЯ.

2. «Вспомни ноты»

Думается, каждый знает названия семи нот. Попробуйте вписать названия в горизонтальные ряды, пользуясь «словом-подсказкой» и ответить на вопрос: какая нота «потерялась».

Ответы: МИ, РЕ, СОЛЬ, ДО, МИ, ЛЯ.

Потерялась: нота ФА

3. «Опера»

  1. По горизонтали: Номер в опере, исполняемый одним певцом с сопровождением оркестра. По вертикали: Перерыв между действиями, актами театрального спектакля.

  2. Литературный текст музыкально-сценического произведения.

  3. Небольшая оперная ария, с которой герой впервые появляется на сцене.

  4. Нотная запись многоголосного музыкального произведения.

  5. Инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления.

  6. Род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи.

  7. Небольшая ария свободного построения.

  8. Совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками.

Ответы:1. По горизонтали — ария, по вертикали — антракт 2. либретто 3.каватина 4. партитура 5. увертюра 6.речитатив 7. ариозо 8. ансамбль

ГОЛОВОЛОМКА

1. «Музыкальная пирамида»

Заполните пирамиду названиями инструментов симфонического оркестра:

1 вариант

Ответы: альт, фагот флейта, кларнет, валторна, контрабас

2 вариант

Ответы: арфа, гобой, тамтам, скрипка, ксилофон, виолончель

2.»Сколько в ансамбле певцов?»

Сколько участников в этом ансамбле?

Найди правильный ответ.

П

Е

В

Е

Ц

П

Е

В

Е

Ц

П

Е

В

Е

Ц

П

Е

В

Е

Ц

Ответ: 7 (семь)

3.»Сколько раз?»

Фамилию этого немецкого композитора, органиста, пианиста, дирижера и педагога можно прочитать как слева направо, так и справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Внимательно посмотрите на головоломку и посчитайте, сколько раз в действительности можно прочесть эту фамилию?

Р

Е

Р Е Г Е Р

Е

Р

Ответ: 12 (двенадцать)

4.»Переставьте буквы» и получатся…

А) названия музыкальных инструментов

яльро — ….. (рояль) акевслин — ……. (клавесин)

бойго — ….. (гобой) акпиркс — ……. (скрипка)

фара — …. (арфа) нинопиа — ……. (пианино)

небуб — ….. (бубен) торвална — …….. (валторна)

янаб — …. (баян) монборт — ……. (тромбон)

кетнлар — ……. (кларнет) лирытва — ……. (литавры)

Б) средства музыкальной выразительности

алд — ……. (лад) долияем — ……. (мелодия)

тимр — …. (ритм) омрагяим — …….. (гармония)

емпт — …. (темп) сртерги — ……. (регистр)

ребмт — ….. (тембр) андиакми — …….. (динамика)

5. Докажите, что большинство овощных растений из всех нот предпочитает ноту «РЕ»

— репа

— редис

— редька

— ревень

— перец

— хрен

— порей

— огурец

— сельдерей

6. «От «А» до «Я» или путешествие по творчеству М.И. Глинки»

Двигаясь по смежным клеткам в определенном направлении, прочитайте:

— Название симфонического произведения М.И. Глинки;

— Фамилия первого исполнителя роли Ивана Сусанина;

— Название драмы Н. Кукольника, к которой М.И. Глинка написал музыку;

— Название оперы М.И. Глинки;

— Имя персонажа оперы «Руслан и Людмила»;

— Имя персонажа оперы «Руслан и Людмила»;

— Фамилия автора либретто оперы «Руслан и Людмила»;

— Кто исполняет партию Головы в опере «Руслан и Людмила»;

— Название одного из романсов М.И. Глинки;

— Название заключительного хора в опере «Иван Сусанин»

Ответы:

— Арагонская хота

— Петров

— Князь Холмский

— Иван Сусанин

— Ратмир

— Наина

— Ширков

— хор

— Сомнение

— Славься

7. «Жанры народных песен»

В каждой строчке этой головоломки вписано название жанра народных песен. Только слоги в песнях перепутаны.

Переставьте слоги так, чтобы в каждом ряду получилось правильное название жанра народных песен.

ДО ТРУ ВЫЕ

РЯДО ОБ ВЫЕ

ЧЕС КИЕ ЛИРИ

НЫЕ ВОД ХОРО

РИЧЕС КИЕ ИСТО

РУТ РЕК СКИЕ

НЫЕ ДЕБ СВА

Ответы: ТРУДОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ЛИРИЧЕСКИЕ, ХОРОВОДНЫЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ, РЕКРУТСКИЕ, СВАДЕБНЫЕ

8. «Балет»

Вставьте пропущенные буквы

а) сольный бальный танец

В ___ ___ ___ ___ ___ ___ Я

б) ансамблевые сцены, где главные герои балета танцуют вдвоем

П ___ — ____ ____ — ____ Е

в) медленная часть танца, сопровождается музыкой лирического характера

А ___ ___ ___ ___ О

г) группа артистов, принимающих участие в массовых сценах

К ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ Т

е) род театрального действия без слов, где различные переживания и чувства выражаются лишь жестами, движениями, мимикой

П ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ А

Ответы: вариация, па-де-де, адажио, кордебалет, пантомима

9. «Ступеньки»

Все слова здесь начинаются на букву «Б».

Каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву, отчего написанные столбиком слова будут напоминать ступеньки.

Вопросы:

1.Великий немецкий композитор и органист, фамилия которого в переводе означает «ручей».

2.Французский композитор, автор оперы «Кармен».

3.Вид искусства, в котором все содержание передается через танец.

4. Венгерский композитор, создавший музыкальный цикл для фортепиано под названием» Детям».

5. Композитор, автор знаменитой песни «Катюша».

6. Великий немецкий композитор, который в середине жизни потерял слух.

7. Музыкальное произведение, название которого в переводе с итальянского означает «песня лодочника».

Ответы: 1. БАХ. 2. БИЗЕ. 3. БАЛЕТ. 4. БАРТОК. 5. БЛАНТЕР. 6.БЕТХОВЕН. 7. БАРКАРОЛА

ДШИ

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

Аббревиатура, неизменяемая. Используется в качестве существительного.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. сокр. от детская школа искусств ◆ Ее исполнил хор старших классов ДШИ Медногорска в сопровождении камерного оркестра. И. Гречановская, «»Брависсимо» юным музыкантам» // «Оренбуржье», 1997 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. сокр. от детская школа-интернат ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. сокр. от декадно-шаговый искатель ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. детская школа искусств
  2. детская школа-интернат
  3. декадно-шаговый искатель

Антонимы

  1. ?

Гиперонимы

  1. школа, учреждение
  2. интернат
  3. ?

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Буквенная аббревиатура от различных словосочетаний.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Ученики музыкальной школы Участник конкурса Победители конкурса Музыкальный конкурс

      Что такое музыкальное образование?

      Музыкальное образование также употребляется в значении «профессионального образования», включающее в себя — начальное, среднее специальное и высшее. Начальное дают музыкальные школы со сроком обучения не менее 7 классов. По окончании музыкальной школы, выпускники, которые приняли решение продолжать обучение, могут поступать в музыкальные училища или колледжи, которые обеспечивают среднее специальное образование. После окончания которых, желающие могут продолжить продолжить учебу в консерватории, институте или академии искусств, для получения высшего музыкального образования.

      Какие учебные организации и заведения дают музыкальное образование?

      • Музыкальные студии для детей
      • Центры развития детей
      • Детские муниципальные музыкальные школы
      • Частные детские музыкальные школы
      • Специализированные детские музыкальные школы
      • Музыкальные училища
      • Музыкальные колледжи
      • Музыкально-педагогические институты
      • Музыкальные консерватории
      • Институты культуры
      • Академии искусств

      Начальное музыкальное образование

      Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 7, 8 или 10 лет учебы. Базовое 7-8 летнее музыкальное образование дает право для поступления в средние специальные учебные заведения с музыкальным уклоном.

      Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.

      В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или только сугубо игре на определенном инструменте. В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.

      Среднее-специальное образование

      С того момента, когда ученик музыкальной школы принимает для себя решение заниматься музыкой профессионально, начинается этап подготовки к поступлению в музыкальное училище или колледж. При поступлении абитуриент должен будет пройти творческие испытания по той специальности, которую он выбрал, а также сдать экзамены по общеобразовательным дисциплинам, которые являются обязательными. Сегодня выбор средне-специальных учебных заведений широк. Это не только музыкальные училища и колледжи, которые совершенствуют игру на том или ином музыкальном инструменте или профессионально оттачивают вокальные навыки вчерашних школьников. С начальным музыкальным образованием можно поступать в училища культуры, чтобы по окончании реализовать себя в сфере культуры. Можно выбрать музыкально-педагогическую специальность, для дальнейшего преподования музыки в детском саду, школе, студии, музыкальной школе. А вот для того, что бы выступать на эстраде, можно закончить эстрадно-цирковое училище или колледж.

      Музыкальные ВУЗы

      Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п. Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания. Целью обучения в ВУЗе является приобретение студентом высокого профессионализма.

      В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.

      Как получить музыкальное образование в России?
      Информация для тех, кто решил начать или продолжить обучение музыке в учебном заведении.

      Существует три основных ступени музыкального обучения:

      1. Начальное музыкальное образование (для детей)
      2. Среднее специальное образование (для выпускников школ)
      3. Высшее образование (для выпускников школ и средних специальных учебных заведений)

      Большинство учащихся в рамках классического музыкального образования проходит по всем трем ступеням: ребенок с малых лет начинает учиться музыке в подготовительном отделении музыкальной школы, поступает в школу, заканчивает ее, затем поступает в музыкальный колледж, а после окончания колледжа — в ВУЗ. Но бывают и исключения. Например, некоторые вундеркинды поступают после школы сразу в консерваторию. Или занимаются с частными преподавателями начальным музыкальным образованием, а затем поступают в музыкальный колледж.

      Музыкальное образование считается одним из самых длительных. С момента поступления в музыкальную школу до окончания института может пройти 16 лет. В ДМШ, как правило, учатся 5-7 лет; в училищах и колледжах — 4 года; в консерваториях и институтах — 5 лет. Срок обучения зависит от выбранной специальности и от индивидуальных способностей. Дольше всех обучаются по специальностям: композиция, теория музыки, дирижирование, классическое исполнительское искусство (фортепиано, инструменты классического оркестра) . Быстрее проходит обучение по специальностям: вокал, народные инструменты.

      Следует учесть, что существуют нетиповые музыкально-образовательные учебные заведения, которые могут отличаться от указанных сведений.

      Дополнительное музыкальное образование детей как условие для формирования эстетических ориентаций

      В современной действительности наблюдается значительный спад в области культуры, искусства. В связи с этим понижается общий уровень развитости, как взрослого человека, так и личности ребенка. Таким образом, наступает духовный кризис общества, который ведет к деградации человека. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации духовного кризиса мы видим приобщение детей к ценностям культуры, приобщение к искусству. На современном этапе развития действительности дети могут дополнительно заниматься различными видами деятельности.

      Слово «дополнение» означает то, что дополняет, служит добавлением к чему – либо, дополнительно, сверх чего – либо. В словаре синонимов «дополнительный» – это добавочный, лишний, прибавочный, сверхштатный, сверхкомплектный, еще один . Словарь русского языка Ожегова С. И. трактует «дополнение» как сделать более полным, прибавив к чему – нибудь, восполнить недостающее в чем – нибудь, добавить новые данные, сведения к тому, что сказано другим, то, чем дополнено, прибавление. А дополнительный раскрывает как: «Дополнительный,-ая, -ое. 1. Являющийся дополнением к чему – н. Д. параграф. Д. отпуск. Взять на себя дополнительное обязательство. Сообщить дополнительно (нареч.). 2. В грамматике: выполняющий роль дополнения (в 3 знач.). Дополнительное придаточное предложение»..

      Железнякова О. М. в своем исследовании «Дополнительность как метапринцип педагогики» отмечает, что дополнительность, являясь по существу механизмом синтеза, предполагающий анализ, реализуется через единство двух взаимоисключающих друг друга процессов анализа и синтеза. Она говорит, что «сущность дополнительности заключается во взаимодействии различного рода элементов, категорий, явлений и процессов на основе единства аналитико – синтетических и дифференциально – интегративных процессов, результатом которого является полнота и целостность» .

      Так различается стандартизированный и нестандартизированный вид дополнительности. Стандартизированный вид дополнительности отражает все типы дополнительности в рамках обязательного. Нестандартизированная дополнительность представляет собой только личностно значимую, вариативную, динамичную дополнительность содержания образования. Нестандартизированный вид дополнительности является содержанием образования, который выбирает сам человек, и который в рамках традиционных представлений называется дополнительным образованием.

      Дополнительное образование – это образование, получаемое дополнительно к основному общему или профессиональному образованию через дополнительные образовательные программы и услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

      В научно-педагогической информации отмечается, что дополнительные образовательные программы – это образовательные программы, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

      К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ в образовательных учреждениях дополнительного образования посредством индивидуальной педагогической деятельности. Дополнительное образование, в силу своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости учащихся.

      Одним из видов дополнительного образование является музыкальное образование детей. Как и любое другое образовательное пространство, дополнительное музыкальное образование может быть рассмотрено как система.

      Как правило, под системой понимают определенный порядок в расположении и связи частей чего – нибудь. Это также форма организации, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Краткий словарь современных понятий и терминов определяет систему как: «Система (гр. systema –целое, состоящее из частей, соединение) – 1) нечто целое, сложное единство, объединяющее множество элементов, связанных друг с другом; совокупность, способная делиться на подсистемы; нервная с., филос. с.; с. «человек-машина»-сложная с., в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т. п.; 2) определенный порядок расположения, связи; особенности построения, организации; с. образования; избирательная с.; 3) форма социального устройства, общественный строй; капиталистическая с., социалистическая с.» . Философия трактует понятие «система» как объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места . Социология понимает под системой «1. Упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. 2. Порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, направленных в работе, принятый установившийся порядок ч.-л. 3. Форма, способ устройства, организация ч.-л. (напр. с. государственная, с. избирательная). 4. Общественный строй. 5. Совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое .

      Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Также под музыкальным образованием нередко понимают и самую систему организации музыкального обучения. Основным путем получения музыкального образования является подготовка под руководством педагога, чаще всего в учебном заведении.

      Учитывая то, что практически каждый объект окружающей действительности может быть рассмотрен как система, то дополнительное музыкальное образование также является системой.

      Так система дополнительного музыкального образования детей рассчитана на 7 лет и 5 лет обучения и содержит такие дисциплины как музыкальный инструмент (сольное пение), сольфеджио, практикум по сольфеджио, музицирование, аккомпанемент и игра (пение для вок.) в ансамбле, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль, камерный ансамбль), предмет по выбору. Самыми главными в музыкальном образовании ребенка естественно являются такие исполнительские дисциплины как выбранный специальный инструмент, сольфеджио, хор. Музыкальные дисциплины не только позитивно влияют на творческое развитие детей, но формируют ценностные ориентации, учат наслаждаться красотой, восхищаться духовным богатством, утверждая свою эстетическую функцию. И любая эстетическая информация не оставляет к себе равнодушной, вызывая либо отрицательные, либо положительные эмоции. Также музыка развивает сферу чувств и способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных впечатлений на субъекта: она заставляет радоваться и страдать, мечтать, грустить, думать. Любое восприятие произведения искусства есть его переживание. При творческой деятельности как бы в один узел стягиваются многие процессы эстетического переживания: активизация восприятия, продуктивность практической деятельности, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции. Воспроизведение музыкального произведения предполагает эмоционально – оценочное отношение к нему, в котором участвует весь психический мир учащегося, чувства, интеллект, воля. Музыкальные произведения, оцениваемые ребенком, не исчерпывают себя акустическими особенностями звуковысотной последовательности. Воспитанник более или менее адекватно сопереживает воплощенное в форме музыкального произведения идейно – эмоциональное содержание. Такому содержанию оценку дают не только чувства, но и разум. Интерпретация музыкального произведения не может быть сведена ни к чисто эмоциональному, ни к чисто мыслительному процессу. Она содержит в себе также эстетическое наслаждение произведением и его рациональную оценку. Отметим, что всякое человеческое действие, кроме интеллектуальной оценки (знания), сопровождается соответствующей чувственной оценкой, эмоциональным суждением. У воспитанника возникает эмоция, сообразная каждой конкретной ситуации. Эстетическое развитие при этом приобретает новые качества, становится на иную ступень. Таким образом, приобретенное ребенком трансформируется, и возникают новые качественно отличные сдвиги в становлении личности ребенка. То есть в процессе музыкального образования у детей формируются эстетические ориентации.

      Как известно эстетикос – это чувственное познание, философская наука о прекрасном, об искусстве. Словарь русского языка Ожегова С. И. дает нам следующее определение понятия «эстетический»: «Эстетический -1.см. эстетика. 2. Художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте. Эстетическое воспитание. Эстетическое удовольствие» . Эстетический словарь трактует «эстетическое» следующим образом: «Эстетическое (от греч. aistethetikos- чувствующий, чувственный)- исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: э. чувство, э. отношение, э. вкус, э. идеал, э. ценность, искусство как вид специфически эстетической деятельности и т. п.» . Индивид создан и природой, и обществом, и трудом. Эстетическое же – это определенная форма, тип, критерий общего содержания жизни – ситуация гармонии, ее основных элементов. Г.Д. Гачев утверждает, что эстетическое опирается на все основные элементы человеческого бытия.

      Словарь русского языка Ожегова С. И. трактует понятие «ориентация» следующим образом: «Ориентация, и, ж. 1.Определение своего местонахождения. О. на местности. 2.Умение разобраться, осведомленность в чем – нибудь. Хорошая о. в вопросах политики. 3. на кого -что и какая. Направленность деятельности в интересах кого – чего-н. (книжн.). Страны социалистической ориентации (развивающиеся страны, вставшие на путь подготовки социалистических преобразований). О. на массового читателя» . Так же «ориентация» определяет пространственный фактор, то есть ориентированность в окружающем мире, и определяет фактор направленности действий, деятельности.

      Среди видов ориентаций наиболее важными являются ценностные ориентации индивида. Ценностным характером могут обладать вещи, созидаемые людьми, сам процесс познания, в частности, эстетические восприятия, переживания, вкус, идеалы, сам человек; продукты духовной деятельности, произведения искусства, так как их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой.

      Ценность эстетическая – это особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т. п. Так связь эстетической ценности с другими классами ценностей обусловлена их общей аксиологической природой: все виды ценностей (добро, польза, справедливость, красота, т. д.) характеризуют значимость объекта для субъекта. Таким образом, в эстетической сфере, как и в других областях, ценностные ориентации человека, понятие «ценность» соотносится с понятием «оценка». Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности, то есть непосредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентируемым на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организации и упорядоченности реальных объектов.

      Исходя из сказанного, мы под эстетическими ориентациями в нашем исследовании будем понимать ценностное отношение субъекта к явлениям окружающего мира, выраженное в чувственной форме, которое создает новообразования в структуре личности, то есть формирование восприятия красоты и эстетического вкуса.

      Толковый словарь русского языка дает шесть определений понятия «красота»: «Красота, -ы;- соты; ж. 1. к. Красота среди русского пейзажа. К. рук, К. движений. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте. 2. Красивое, прекрасное. Какая к. кругом! Чувство красоты. К. жизни. Красота спасет мир (Дост.). 3. Красивая привлекательная внешность. Тайна женской красоты. Она была наделена красотой и талантом. Со следами былой кр. 4. Трад.-поэт. Красавица. Дева – красота. 5. мн.: красоты,- сот. (чего) Красивые места (в природе, произведениях искусства). Осиатривать местные красоты. Выразить мысль просто, без стилистических красот. 6. в функц. сказ. Разг. Удивительно, поразительно. Хорошо поработали, к.» . Эстетика трактует понятие «красота» как одну из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающую эстетический смысл явлений, их внешние или внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение и моральное удовлетворение. Красивый, Красота — это доставляющее удовольствие взгляду, то есть такой, на который приятно смотреть. Речь идет об удовольствии от рассмотрения зрительно воспринимаемого объекта. Можно сказать, что мелодия была красивой и тогда, красота будет исходить от слушания. В процессе музыкального образования, дети начинают ощущать красоту, они начинают ее воспринимать как нечто целостное, как гармонию целого. Это ощущение красоты в первую очередь исходит из восприятия красоты музыкальной гармонии, лаконичности формы музыкального произведения, от правильного восприятия фразы, ее логичности, иными словами от выразительности музыкального произведения. Красота звучания музыки, красота воспроизведенного звука, приучение воспитанника к красивому и правильному звукоизвлечению, исполнению, является внутренним и внешним проявлением. Воспитанник учится представлять будущее музыкальное звучание сперва в своем сознании, а затем пытается воспроизвести это звучание на музыкальном инструменте. Педагог постоянно напоминает воспитаннику о том, чтобы звук был красивым, а не жестким и грубым. Постепенно в процессе работы дети начинают оценивать и воспринимать должную красоту звучания. То есть красота есть выразительность восприятия окружающей действительности.

      Под эстетическим вкусом мы понимаем способность самостоятельной оценки переживания художественного произведения, адекватной его объективно – эстетической ценности. Л.И. Новикова утверждает, что эстетический вкус имеет генетическое основание, но формируется он на основе социального взаимодействия. В процессе этого взаимодействия субъект не только усваивает эстетические нормы, выработанные на основе всей предшествующей культуры, но имеет возможность проверить их на лучших образцах искусств. Отсюда следует всеобщность эстетического вкуса. Она в свою очередь является одним из критериев вкуса. То есть, оценивая то или иное произведение искусства или красоту природных форм, заранее предполагается, что наше суждение вкуса соответствует восприятию и оценке их всеми другими. Так как эстетический вкус формируется как духовная способность личности под воздействием всего комплекса её душевных переживаний и представлений, жизненных установок, то индивидуальность и избирательность эстетического вкуса – важный критерий и показатель. Формируясь в процессе социального взаимодействия, эстетический вкус закрепляется, переходит в потребность личности ребенка. А потребность в свою очередь становится активной силой. Эстетический вкус – это система эстетических предпочтений и ориентаций, которое основывается на обобщенной и творческой переработке эстетических впечатлений. В нашем исследовании эту основу составляет музыка. А так как музыка стремится к совершенству, к идеалу, то можно сказать, что понятие эстетического вкуса тесно соприкасается с понятием эстетического идеала как представления о высшей гармонии и совершенстве. Ведь цель преподавателя – добиться от воспитанника правильной игры, точности и доводить ее до совершенства, на каком бы то ни было этапе обучения. Стремление к совершенствованию собственной игры воспитанника постепенно переходит в естественную потребность для него. Естественно, что многие дети в силах отличить изящное от грубого, но какие – либо нюансы, отличить могут не все. Восприятие этих нюансов начинает формироваться, различаться в процессе постоянного и глубокого влияния музыкального образования и все нюансы будут относиться к перцептивной организации личности. Так мы можем сначала обнаружить внутреннее чувствование предмета или музыкального произведения, а затем это внутреннее качество переходит во внешнее восприятие. Под внешним восприятием мы имеем в виду словесную характеристику или суждение о предмете.

      Формирование эстетических ориентаций в процессе дополнительного музыкального образования является позитивным новообразованием в личности воспитанника и актуальным источником развития в современных социокультурных условиях.

      Литература

      2. Большой толковый словарь русского языка/ Сост. И гл ред. С. А. Кузнецов.- СПб.: Норинт, 2000.- 1536с.

      3. Бычков В. В. Эстетика: учебник/ В. В. Бычков. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2006.- 573с.

      4. Гачев Г. Д. Воображение и мышление.- М.: Вузовская книга, 1999.- 190с.

      5. Железнякова О. М. Дополнительность как метапринцип педагогики. (Опыт не очень популярной монографии). – Ульяновск: «Симбирская книга», 2006. – 186 с.

      7. Новейший философский словарь/ В. А. Кондрашев, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина, А. П. Ярещенко. Ростов- на Дону: Феникс, 2005. – 668с.

      8. Новикова Л. И. Искусство и труд: Учеб. пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 1974.- 176с.

      9. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств/ новая ред. –М.: научно-методич. центр по худ. образованию, 2005г. – 30с.

      10. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 54000слов/ ред. чл.- корр. АНСССР Ю. Шведова.- 20-е изд. стереотип.- М.: Рус. яз., 1988.- 750с.

      11.Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор – координатор – академик РАН Г. В. Осипов.-М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 1998.-488с.

      12.Столович Л. Н. Красота, Добро, истина: очерк истории эстетики. аксиологии- М.: Рес-ла, 1994.- 464с.

      14.Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. — 447с.