Наталья икона

Икона святой Натальи — о чем перед ней молятся

Святой образ мученицы Натальи имеется практически в каждом доме, где проживает женщина с одноимённым именем. Служители православной христианской церкви утверждают, что икона Святой Наталии – это яркая покровительница семейного очага, вследствие чего, многие христиане веруют, что данный образ или список, является оберегом семейного счастья и направлен в основном на защиту семейного очага.

История иконы

Когда новый правитель прибыл в Никомедию, он решил бороться с непонятной религией. Христиане обязаны были приносить жертвы идолам, либо их приговаривали к смерти. По всей стране сжигались храмы, священные книги. В такой ситуации неудивительно, что многие скрывали свою веру. Так поступала и Наталья, которая была тайной христианкой. Даже ее муж, Адриан, не знал, что она отреклась от языческих богов.

Поскольку Адриан занимал высокое положение, он стал свидетелем того, как пытали последователей Иисуса. Его удивило терпение, с которым они переносили мучения. После общения с христианами, он и сам уверовал, о чем объявил всем окружающим. Тут же его бросили в темницу. Так в один миг богатый чиновник стал бесправным арестантом, приговоренным к пыткам. Конечно, обо всем стало известно жене Адриана.

В тот момент, когда супруг Святой по имени Адриан был арестован, женщина не покинула его, а помогала не только ему, но иным арестованным православным христианам. Наталья практически ежедневно навещала их и возносила вместе с ними хвалебные молитвы, направленные к Господу.

Зачастую, Наталья и иные заключенные, а также и ее супруг просили у Всевышнего не защиты, а сил и мужества для того, чтобы достойно принять собственную мучительную смерть от рук язычников. Адриан супруга Натальи приговорили к смертной казни, и в этот момент его супруга не покинула его.

Изначально, палач отрубил мужчине нижние конечности, а после и верхнюю, но Наталья забрала руку и спрятала, именно за это и за ее веру во Всевышнего, а также в силу собственного духа она впоследствии была изображена в образе Святой на иконе. Спустя время, тела всех заключенных забрали и перевезли в город для того, чтобы спасти от сожжения.

Супруга Адриана приехала именно в этот город и по собственному желанию соединила свою руку с рукой мужа. В тот же самый день, когда женщина спала ей привиделся сон, в котором она увидела собственного мужа, который сказал, что в ближайшее время ее душу смогут снова воссоединит. Так и случилось, на следующий день после его казни, женщина Наталья упокоилась на теле собственного супруга.

Икона святой Натальи показывает тесную духовную связь молодой женщины с мужем. Она очень была рада, когда узнала, что муж тоже принял Христа. Возможно, кому-то в данных обстоятельствах это покажется немного странным, но это суетный мирской взгляд. Святые же думали о том, как угодить Богу. Их жертвы были нужны, чтобы утвердить веру по всей земле. Прошло столько лет, а люди до сих пор помнят Никомедийских мучеников, мощи их нетленны, души — в раю.

Священный союз

В вечности у людей не будет следов земных страданий. Поэтому великомученики Наталья и Адриан на иконах имеют совершенный вид. Это два молодых человека с прекрасными лицами. Они были в расцвете своей молодости и красоты, когда умерли за свою веру, но в царстве Божием все будут молоды и здоровы.

Существуют не только совместные иконы святой пары, но и одиночные — их можно подарить на День Ангела, на крестины новорожденному. Однако церковное празднование святым установлено в один день, и в молитвах они упоминаются вместе.

Святая Наталья очень переживала, что после смерти мужа ее вынудят вновь выйти замуж. Она была еще молодой, красивой и очень богатой женщиной. Поэтому просила супруга, чтобы он молился Господу за нее, когда окажется в раю. Есть две версии кончины святой:

  • умерла на третий день после казни мужа, сидя на его могиле;
  • Наталья убежала от преследований в Византию, где вскоре умерла.

В любом случае, Господь услышал ее молитву и забрал к себе непоруганной. Поскольку святая Наталья проявила много мужества, ее икона помогает тем, кому не хватает терпения, веры.

Виды икон

Иконы Натальи и ее мужа появились сначала в Византии, затем почитание перешло в Россию. Церковь бережно хранит жития святых, с полной их версией можно ознакомиться в специальной книге — Четьи-Минеи. Чтения о жизни святых очень полезны для души.

Современные художники тоже не забывают древних святых — появляются новые иконы мученицы Натальи. Она изображается обычно в красном плаще и белом платке.

  • Можно меняться стиль изображения, но всегда в правой руке будет крест;
  • В левой может находиться платок. Это символ того, что святая ухаживала за супругом — ему перебили кости и он не мог ходить;
  • Свиток — символ знаний, личное откровение Божие, которое святой постиг.

Образ святого может находиться в любой комнате дома. Главное, чтобы это место было чистым, возле него удобно было стоять во время молитвы.

Значение и почитание иконы

В действительности великомученицу трудно представить без ее мужа Адриана, прекрасная пара, жившая в конце третьего, начале четвертого века прославилась верностью христианской вере и взаимной любовью друг к другу. Их вера стала примером для последующих поколений христиан.

Наташам, Наталочкам в качестве подарка дарят икону святой мученицы, которая является скорой помощницей в моменты, когда угасает вера, заканчивается терпение и опускаются руки.

На заметку! Женщины, желающие сохранить счастье семейное на долгие годы, в семейном иконостасе хранят образ Натальи, как хранительницы семьи.

Внимательно всматриваясь в светлый лик, поражаешься печальному выражению глаз святой. Молодая женщина держит в руках крест, как символ православной веры. Существует несколько видов святого образа, но неизменным остается крест в правой руке.

Есть образа, на которых в левой руке великомученицы может быть:

  • платок как символ ухода за мужем и мучениками;
  • свиток — послание Бога святой.

На иконах Наталья изображается либо в красной одежде с белым платком на голове, символизирующей веру в искупительную силу крови Иисуса Христа, либо в белых одеждах, символизирующих чистоту и страдания, которые перенесла любящая пара.

Значение святого образа заключается в постоянном напоминании о любви и верности вере и мужу. Верная жена прожила с супругом счастье, радость и горе, была с ним в последние его дни. Единство души и духа Натальи и Адриана, поддержка великого Бога помогла им в период истязаний и душевных пыток.

Важно! Иконы Натальи и Адриана напоминают каждой семье о том, что совместная жизнь не только ведение общего хозяйства, дети и общая постель, а единство веры, мыслей и поступков, взаимоподдержка в моменты болезней, беды и безысходности.

Первые иконы святой мученицы были написаны в Византии, затем стали их писать и в России. Основное отличие иконы св. мученицы от остальных образов состоит в том, что великомученица нарисована во весь рост.

В чем помогает икона св. Натальи

Наталья немедленно пришла к мужу, она сообщила ему то, что раньше скрывала — у них общая вера. Она стала поддерживать супруга. Сама святая не подвергалась пыткам, но ведь смотреть, как мучается близкий человек тоже тяжелое испытание. Жена была с Адрианом до самого конца.

Такое единение супругов весьма угодно Господу. Икона святой Натальи помогает:

  • молодоженам построить крепкий союз;
  • сохранить счастье в браке;
  • пережить трудности в карьере;
  • сохранить веру в период испытаний, во время несправедливых обвинений.

Дарить утешение, поддержку своему супругу — очень достойная задача для женщины, о ней сегодня многие забыли. Не стоит смотреть свысока на тех, кто придерживается старых семейных устоев — для Бога ничего не изменилось. Те, кто сумел сохранить верность в браке проявляют уважение не только к партнеру, они воздают должное Богу.

Значение иконы Адриана и Наталии — напоминать о том, что семью заводят не для того, чтобы «законно» ложиться с кем-то в постель. Это прежде всего — малая Церковь, из которой состоит и Церковь вселенская, то есть тело Христово на этой земле. Жить надо в уважении, поддерживать друг друга. Когда Адриану пришлось терпеть пытки в течение нескольких дней, верная супруга была постоянно рядом. Утешала, поддерживала.

Оба знали, что скоро наступит мучительный конец. Но Наталья, как могла, поддерживала бодрость духа супруга. Она напоминала, что все земное проходит, а главным сокровищем для них является Христос. Также ухаживала за другими заключенными, омывала их раны, приносила еду, постоянно молилась.

Молитвы святым мученикам Адриану и Наталии

О, святая угоднича Божия Наталия, подвигом добрым подвизався на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

День празднования

Днём памяти Святой Натальи Никомидийской, которая изображена на чудодейственной иконе мученицы, считается 8 сентября. Именно в этот день большое количество православных верующих христиан отправляются в храм или же церковь, дабы вознести молебны о защите и милости, направленные к данной Великой мученице.

Священнослужители утверждают, что очень часто к данному святому образу обращаются молодые семейные пары или же люди, которые только лишь собираются вступить в законные священные узы. Они просят у Великомученицы покровительство их семейного очага, а также помощи в сложных жизненных семейных неурядицах.

Служители храма, церкви и монастыри рекомендуют каждому христианину, обращаться за помощью к иконе Святой Наталье с чистым сердцем и душой, дабы молитвы были услышаны в короткий срок. Конечно же, помимо, молебна можно читать акафист или возносить иную мольбу.

Мученица Ната́лия Никомидийская

Кондак 1

Избраннии служителие Божии и всехвальнии мученицы Христови, всю мира сего суету презревшии любве ради ко Христу, Сыну Божию, и живот свой положившии, яко жертву непорочную и чистую, паче желая прияти мучения и смерть, неже отрещися Бога истиннаго, восхваляем вы любовию, святии Адриане и Наталие! Вы же, в веселии предстояще Престолу славы Господни и выну наслаждающеся Того лицезрением, молитеся о нас, грешных, с верою и благоговением к вам притекающих, да благодарственно вопием вам:

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Икос 1

Ангельскою ко Господу горящи любовию, нерестанно возсылала еси усердныя молитвы к Богу Спасителю твоему, Наталие всеблаженная, да просветит лучем Своея благодати помраченное сердце супруга твоего и обратит е к познанию Его, Творца и Владыки твоего, дондеже Царь царей услыша слезныя прошения твоя и коснуся сердца Адрианова, и абие уверова супруг твой от всея души, и бодренным сердцем претерпе лютейшия муки, и самую смерть за Христа не убояся прияти. Темже благоговейно удивляющеся вашей ко Христу любви и ревности по Бозе, радостно взываем вам:

Радуйтеся, светильницы всесветлии, горящии любовию Божественною;

радуйтеся, столпи непоколебимии противу озлоблений идолослужителей нечестивых.

Радуйтеся, Крест Христов с терпением и преданностию понесшии;

радуйтеся, сим победы святыя знамением победившии диавола и его козни посрамившии.

Радуйтеся, нетления венцы восприявшии и славою от Господа венчаннии;

радуйтеся, яко ныне на Небеси предстоите Престолу Вседержителеву и молитеся за ны, грешныя.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 2

Видя Господь чистоту сердца твоего, Адриане всечестне, аще и помраченнаго тьмою многобожия, обаче готоваго прияти Истину, благоволи призвати тя в чудный Свой свет и открыти тебе двери Царствия Своего, молитвами святыя супружницы твоея, с неюже в веселии взывал еси Триединому Богу, просветившему твою душу, хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум истиннаго боговедения внезапу объя душу твою, Адриане, егда, по повелению цареву, вписывал еси с прочими нотарии имена святых мученик, на страдание и смерть за имя Христово ведомых, егда бо вопросил еси служителей Господних, кое воздаяние имут прияти от Господа во Царствии Его за вся муки, тии отвещаша ти, яко несть мощно бренному языку изрещи и уму слабому постигнути, яже уготова Бог любящим Его. Ты же, абие оставль все идольское зловерие, всем сердцем ко Христу устремился еси и возопил еси дерзновенно: «И аз христианин есмь!» Почитающе убо твое обращение ко истинному Солнцу Правды молим тя, приими вкупе с супружницею твоею, святою Наталиею, от нас, грешных, похвалы сицевыя:

Радуйтеся, истиннаго Бога святии служителие;

радуйтеся, Того воли ревностнии исполнителие.

Радуйтеся, яко вся красная и сладкая мира сего любве ради Христовы презрели есте;

радуйтеся, яко любовь земную и супружеское счастие в жертву Возлюбившему вы принесли есте.

Радуйтеся, научающии нас не прилеплятися к земным благам, но возноситися духом горе, к Богу;

радуйтеся, немощь нашу просвещающии и восходити на лествицу святыни нам помогающии.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 3

Силою свыше укрепленный, шествовал еси, блаженне, мужественно на предлежащий ти подвиг, жаждая умрети за возлюбленнаго Спасителя и Бога твоего. Супружница же твоя, святая Наталия, молитвами и увещании помогаше ти подъяти крест, от Господа тебе посылаемый, и прияти и венец нетления, уготованный ти на Небесах, и дерзновенно Богу воспевати: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй изыти на беззаконное судище Максимианово, затворен был еси в темницу мрачную, идеже с прочими святыми мученики всю нощь в молитвах, песнопениих и беседах духовных провел еси. Любвеобильная же супружница твоя, немощь женскую презревши и естественную любовь плотскую ни во чтоже вменивши, всячески тя убеждаше не отступати от веры Христовы, но до конца пребыти непоколебимым исповедником имене Иисусова и не боятися смерти. Темже вам, яко истинным воином Христовым, в духовном веселии взываем:

Радуйтеся, правоверия мужественнии ревнителие;

радуйтеся, зловерия неустрашимии обличителие.

Радуйтеся, терпением, яко крепкою бронею, облекшиися;

радуйтеся, Крест Христов яко непобедимое оружие в руце приемшии.

Радуйтеся, яко беззаконных мучителей преестественным мужеством вашим удивили есте;

радуйтеся, яко вами имя Божие прославися.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 4

Бурю малодушия и боязни от сердца твоего отгоняющи, славне Адриане, и на предлежащий мученический подвиг тя укрепляющи, блаженная жена твоя Наталиа всю нощь не преставаше с тобою беседовати о чудном и велицем воздаянии, еже Бог уготова за Него живот свой положившим, и тако вещаше тебе: «Блажен еси, господине мой, яко обрел еси сокровище безценное, драгоценный бисер – Христа Господа твоего! Не отступай паки во тьму идольскую, но выну пребывай верен Возлюбившему тя, вопия Ему от всего сердца: Аллилуия».

Икос 4

Слыша святая Наталиа, в дому своем седящая, яко грядеши к ней из темницы, и возмневши, яко мук убоялся еси и отверглся еси Христа, плакася горько и, предтекши тебе из дверей дома, нача укоряти тя, почто от веры Христовы отступил еси. Ты же, радуяся духом и паче укрепляяся на страдания, со слезами ей поведал еси, яко не токмо не отступил еси от Христа, но паче желаеши за имя Его Святое страдати. Таковей высоте любве христианския удивляющеся, со умилением вам взываем:

Радуйтеся, образ истинный супружества христианскаго явившии;

радуйтеся, любовь небесную в себе поистинне показавшии.

Радуйтеся, на подвиг самоотвержения Христа ради нас одушевляющии;

радуйтеся, вся красная мира сего преходящаго презирати нас научающии.

Радуйтеся, дольняя оставляти и духом взлетати к горним нас увещевающии;

радуйтеся, во всех, бываемых с нами, волю Божию зрети нам помогающии.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 5

Чудное милосердие и любовь показующи, о, Наталие, припадала еси к ногам узников, в темнице вкупе с мужем твоим за имя Христово заключенных, и священныя язвы их лобызающи, отирала еси гной их, облегчение и отраду всячески им содевая и в сердечном умилении к Богу Небесному вопиющи ангельскую песнь: Аллилуия.

Икос 5

Узрев мучитель злочестивый узники святыя, в темнице с тобою затворенныя, толикаго от ран изнеможения достигшия, яко отнюд не мощи им претерпети лютейшия муки, повеле единаго тя, Адриане, привести пред судище свое и всячески тя увещеваше отрещися Христа, устрашая тя предлежащими муками. Обаче, выше укрепляемый и блаженною супругою твоею утешаемый, пребыл еси тверд, аки адамант, противу искушения вражескаго. Сего ради твое за Христа страдание любовию ублажающе и святую супружницу твою величающе, радостно вам взываем:

Радуйтеся, Бога Вышняго победоноснии служителие;

радуйтеся, веры Христовы громогласнии исповедницы.

Радуйтеся, идольския прелести дерзновеннии обличителие;

радуйтеся, славы Божия неустрашимии проповедателие.

Радуйтеся, Максимианова гнева не убоявшиися;

радуйтеся, того ярость ни во чтоже вменившии.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 6

Проповедник велегласный явился еси, Адриане, егда, предстоя судищу цареву, небоязненно исповедывал еси Христа быти Бога истиннаго, сотворившаго небо и землю, идольскую же прелесть обличил еси, и за сие исповедание и обличение жесточайшее биение подъял еси, к Подвигоположнику твоему вопия: Аллилуиа.

Икос 6

Свет славы Небесныя осия лице твое, мудрый страдальче, егда по чреву биемый, яко и утробе твоей излиятися от жестоких ударов, не преставал еси славити Христа и пред всем народом имя Его Святое исповедати. Блаженная же Наталиа радовашеся духом, зрящи терпение твое и мужество, и молитвенно тя укрепляше, да не изнеможет душа твоя и да пребудеши до конца верный служитель Христов, ейже вкупе с тобою мы, грешнии, воспеваем сице:

Радуйтеся, Духа Святаго священная жилища;

радуйтеся, благодати Христовы славная вместилища.

Радуйтеся, душевно и телесно светом Божественным осияваемии;

радуйтеся, от Христа Царя свыше просвещаемии.

Радуйтеся, силою Божества Его укрепляемии;

радуйтеся, на подвиг страдания небоязненно шествовавшии.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 7

Хотя царь злочестивый паки тя призвати на судище, славне Адриане, в темницу тя затвори с прочими святыми мученики, идеже приступи к тебе Наталиа святая и нача терпение твое ублажати и укрепляти тя, глаголющи: «Блажен еси, господине мой, яко сподобился еси части святых мучеников Христовых!» С неюже радуяся, Богу взывал еси: Аллилуия.

Икос 7

Новую кознь измышляя мучитель злый, повеле воем своим отнюд не впускати в темницу к узником жен, из града приходящих утешения ради и облегчения страдальцев Христовых. Тогда и тебе, святая Наталие, возбранено бысть мужа твоего видети и служити ему; обаче повеление царево небрегши, в мужеском одеянии в темницу приходила еси и якоже прежде святаго супруга твоего подкрепляла еси, да мужественно грядет на мучения и смерть за Христа Господа. Сего ради достойно восхваляем тя вкупе со святым мужем твоим и сице вам вопием:

Радуйтеся, служителей Христовых украшение пресветлое;

радуйтеся, исповедников имене Иисусова велелепная славо.

Радуйтеся, путь узкий возлюбльшии и нам его указующии;

радуйтеся, яко путем сим тихаго пристанища, Царствия Христова, достигосте.

Радуйтеся, яко ныне в славе и блаженстве нескончаемем пребываете;

радуйтеся, яко нас молитвами вашими от бед и напастей сохраняете.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 8

Странное и чудное зримо бысть в темнице, идеже заключен был еси, Адриане, с прочими страдальцы Христовыми, егда по повелению грознаго мучителя голени твои сокрушати хотяху. Тогда бо святая жена твоя сама подъя нозе твои и положи их на наковальню, да пребиются от мук мучительских, и ты скорее соединишися с Господом твоим, воспевая непрестанно Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горя любовию ко Христу, мучениче Адриане, в терпении пребывал еси до самыя блаженныя кончины твоея, егда чистая душа твоя с Господом твоим соединися, за Егоже имя толико страдал еси, яко и руце твоей отсеченной быти. Почитающе убо твою мученическую кончину, верою тебе и святей Наталии взываем:

Радуйтеся, душевные муки вкупе с телесными за Христа претерпевшии;

радуйтеся, крилами небесныя любве горе к Богу возлетевшии.

Радуйтеся, яко орли, к Солнцу Правды воспарившии;

радуйтеся, к Свету Невечернему из юдоли плача возвысившиися.

Радуйтеся, в сонме святых мученик водворившиися;

радуйтеся, вкупе со всеми святыми на Небесех чудную песнь Богу воспевающии.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 9

Вся гордыня мучителя безчеловечнаго посрамлена бысть, егда сильный дождь погаси пламень огненный и не допусти сгорети честным останком святых мученик Христовых, еще же и град весь потоплен бысть водою, и люди нечестивии громом и молниею устрашени быша. Ты же, блаженная Наталиа, в веселии воспевала еси Христу, вся благоустрояющему: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство похвал земных не довлеет ко восхвалению подвигов ваших, святии мученицы Христови Адриане и Наталие, ов убо о временней славе и величии земном небрег, вся остави и положи душу свою за веру во Христа, ова же, естественную женскую немощь преодолевши, мужески подвизася, укрепляющи супруга своего в его мучениих и радующися его блаженней кончине. Толикая деяния ваша достойно восхвалити недоумеюще, с любовию вам взываем:

Радуйтеся, бодренным сердцем Крест Христов на рамо подъемшии;

радуйтеся, под тяжестию его не изнемогшии.

Радуйтеся, подражателие Христовых страстей бывшии;

радуйтеся, плоть вашу со страстьми и похотьми распявшии.

Радуйтеся, образ любве и кротости в себе показавшии;

радуйтеся, друг друга тяготы носити нас научившии.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 10

Спасти хотя телеса святых мученик от поругания и безчестия, прииде некий благочестивый муж с женою своею ко святей Наталии и прочей братии христианстей, прося их соизволити ему, да возмет с собою в Византий святыя мощи и положит их тамо честно до времене, егда умрет Максимиан злочестивый. Христиане же града Никомидии соизволиша прошению сего мужа и препоручивше ему многоценное сокровище, Богу радостно вопияху: Аллилуиа.

Икос 10

Яко стеною ограждаеми есмы вашими святыми молитвами, святии Адриане и Наталие, се бо во всяких бедах и напастех наших нам всегда помогаете, наипаче же егда память вашу с любовию празднуем и славим о вас Христа Бога нашего. Сохраняемии убо вашими теплыми о нас молитвами, верно восхваляем вас звании сими:

Радуйтеся, о нас к Богу непрестаннии молитвенницы;

радуйтеся, любовию к нам горящии теплии наши помощницы.

Радуйтеся, скории заступницы наши и наставницы;

радуйтеся, учителие наши, жити богоугодно нас научающии.

Радуйтеся, любвеобильнии друзи наши, к немощем нашим снизходящии;

радуйтеся, на высоту девственныя чистоты и безстрастия нас возводящии.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 11

Пение Богу от всего сердца приносила еси, блаженная Наталие, егда избави тя от руки трибуна, желавшаго тя себе в жену пояти. Ты бо, яко верная супруга мученика Христова Адриана, не восхотела еси второе посягнути за мужа и с молитвою бежала еси, седши на корабль, в Византий, идеже тело святаго мужа твоего положено бысть. Достигши убо града сего, с любовию взывала еси Господу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник пресветлый явися корабль, на немже морскую пучину проплыла еси, имея с собою многоценный бисер, руку святаго мужа твоего, егоже молитвами преследования трибуна избегнувши, невредимо Византия достигла еси и, с радостною душею лобызающи тело блаженнаго господина твоего, в душевном умилении душу твою в руце Господни предала еси. Величающе убо твое ко Господу отшествие вкупе с Адрианом святым, воспеваем вы сице:

Радуйтеся, супрузи блаженнии, на земли в любви пожившии и по смерти не разлучившиися;

радуйтеся, ближнии друзи Господни, у Престола Его пребывающии.

Радуйтеся, лицезрением Его всесветлым выну наслаждающиися;

радуйтеся, блаженство вечное всецело вкушающии.

Радуйтеся, в селениих праведных упокоение обретшии;

радуйтеся, на земли святыя мощи своя на исцеление нам оставившии.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 12

Благодати исполненнии сосуди показашася честныя ваша мощи, Христом Богом нам дарованныя, к нимже усердно притекающе святии мученицы Христови, грехов разрешение молитвами вашими приемлем, всем сердцем вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще честное ваше срадание и блаженную кончину, еюже взыдосте в Горняя, ко всем святым, от века Богу угодившим, хвалим вас, всеславнии мученицы Христови, Адриане и Наталие, и усердно молим непрестанно поминати у Престола Славы нас, ублажающих вы сице:

Радуйтеся, мученицы прехвальнии и доблии воини Христови;

радуйтеся, непобедимии страстотерпцы и победоносцы славнии.

Радуйтеся, истинныя веры поборницы изряднии;

радуйтеся, добродетелей светильницы неугасимии.

Радуйтеся, углие, любовию Божественною горящии;

радуйтеся, венценосцы, небесными благами от Христа венчаннии.

Радуйтеся, святии Адриане и Наталие, мученицы Христови всехвальнии и страдальцы непобедимии!

Кондак 13

О, святии мученицы Христовы, Адриане и Наталие! Услышите нас, усердно вам молящихся и в храм ваш притекающих, и молите милостиваго Владыку Господа нашего Иисуса Христа даровати нам мир и здравие душ и телес, и спасти души наша, да выну поем Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, священная двоице, святии мученицы Христови, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы! Услышите ны, молящиися вам со слезами, и низпослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших! Ей, святии мученицы, приимите глас моления нашего и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от напрасныя смерти и от всех бед, печалей и болезней, да выну, вашими молитвами и предстательством укрепляемии, прославим Господа Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Владимир_Гринчув У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница.

У каждого свой крест, свои иконы,
свои стихи, своя же тишина.
Пред зеркалом, мы часто бьем поклоны,
не замечая, что что и в них все та же пустота..

У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения. Молитесь своей иконе , просите через нее Господа об исцелении и оно обязательно будет. У каждой профессии, у каждого направления существует свой негласный небесный покровитель. По традиции, в давние времена все верующие люди имели дома икону своего святого. Все иконы священны. От многих из них исходит лучезарный свет, другие мироточили или благоухали. Иконы не раз спасали города от пожаров, захвата и разрушения. В храмах бесчисленное множество икон, и все они почитаются. Прежде всего иконы дают людям помощь — исцеляют, избавляют от смерти, гибели. Все иконы каким-то образом проявляют чудеса, с их помощью мы обретаем покой и силу.

Для каждого человека слово «вера» значит что-то свое. Кто-то ходит в церковь и молится, кто-то просто верит в душе и считает, что ходить в церковь каждую неделю вовсе не обязательно. И каждый прав по-своему. Ведь вера — она в нашей душе, в нашем сердце. Практически у каждого верующего человека в доме есть православные иконы, а если у кого-то нет, то эти люди ходят в церковь и молятся там. Хотя для молитвы икона вовсе не обязательна. В истории христианства иконы играют огромную роль. По сути икона – это некая форма Божественного откровения. И предназначение ее заключается в очищении душ людей, созерцающих ее и молящихся перед ней. Перед иконами молятся. И молитва может быть разной. Иногда люди просят помощи, иногда благодарят за нее. Икону при этом почитают, но не поклоняются ей, так как поклоняться подобает только Богу.

Прошлое — это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать.

Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января, защитит икона Божьей Матери «Державная», а ангелы-хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.

С. Бехтеев

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их иконы Божьей Матери «Владимирская» и «Неопалимая Купина». «Владимирская» икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов. Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

А.Белый

Икона Иверской Божьей Матери является заступницей тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта. Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский. История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Святой апостол и евангелист Лука, в то время, когда Пресвятая Матерь Божия жила ещё в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Её Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали её последующие поколения и роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: «Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с вами да будет». Предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки от трёх до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

Родившимся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник. Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери. Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.

Казанская Богоматерь и её святая, чудотворная, спасительная икона (она возвращает слепым зрение, слабым даёт силу) считаются практически официальными заступницами, защитницами России от внешних и внутренних врагов. Также в народе считается, что молитва пред православной иконой Божьей Матери защищает и освобождает молящегося человека от его видимых и невидимых врагов, т.е. от злых людей и от нечистой силы..

Иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери защитят рожденных с 21 апреля по 20 мая. Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богосолов являются их ангелами-хранителями. Свое название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». От чудотворного образа произошло много чудесных исцелений. Споручница грешных означает Поручительница за грешных перед Господом Иисусом Христом. Перед чудотворным образом Божией Матери «Споручница грешных» молятся о даровании покаяния, в унынии, отчаянии и душевной скорби, об исцелении различных недугов, о спасении грешников.

Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери «Споручница грешных» из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней. Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.

Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин. По преданию, икона Божьей Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего впоследствии высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных. Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане»(7 век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают Матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуджших в Церковь.

Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери — заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл — их ангел-хранитель. «Всех Скорбящих Радость» — одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов. Многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед.

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

Царица неба и земли, скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли: в Тебе — надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей, блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней склони всевидящее око.

Святая Русь — твой светлый дом почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем: иной никто о нас не знает.

О, не оставь Своих детей, скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей от наших скорби и страданья.

Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, а икона «Покров Пресвятой Богородицы» их защищает. В православной Руси под словом «покров» понимается и покрывало и покровительство. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные люди испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи. На Руси этот праздник был установлен в XII веке святым князем Андреем Боголюбским. Узнав о том, что святой Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, державшую Свой покров над православными, он воскликнул: «Не может такое великое событие остаться без празднования ему». Праздник был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой покров над землей Русской. Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего».

Покров Пресвятой Богородицы – великий православный праздник в память о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 году во время осады Константинополя. Покров Пресвятой Богородицы – это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией. На иконе изображено шествие на небеса по облакам, к Спасителю. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род.

Просить защиты у икон «Неопалимая Купина» и «Страстная» следует тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября. Их ангелы-хранители — святые Александр, Иоанн и Павел. Икона Пресвятой Богородицы «Страстная» получила свое название оттого, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних — крестом, губкой, копием. Святой образ был прославлен во времена царствования Михаила Федоровича.

«Когда помолишься пред тем образом с верою, то получишь исцеление и ты, и многие другие».

У икон Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня» должны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Охраняет их святой Сергий Радонежский. Честной и Животворящий Крест Господень был обретен в 326 году в Иерусалиме недалеко от места распятия Иисуса Христа. В память об этом событии 14/27 сентября Церковью установлен праздник. Предание об обретении Креста Христова тесно связано с жизнью святых равноапостольных Елены и Константина. Животворящую силу Своего Креста Спаситель показал через оживление умершего, к которому был приложен Крест. При обретении Креста, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, патриарх воздвигал (поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

Сейчас для нас крест — священный, самый главный и са­мый дорогой символ. Более двух миллиардов людей на земле (если точнее — 2 миллиарда 100 миллионов — столько на планете христиан) носят его на груди как знак своей причастности к истинному Богу. Две тысячи лет назад в Палестине, да и во многих других местах, крест был всего-навсего орудием казни — как сейчас электрический стул в Америке. А гора Голгофа вблизи городских стен Иерусалима была обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение.

Около трехсот лет прошло с крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. Христианство, несмотря на жестокие преследования, все более и более распространялось по всей земле, привлекая к себе и бедных и богатых, и могущественных, и слабых. Римский император Константин Великий, его отец был язычником, мать, царица Елена, христианкой. После смерти отца у Константина возникла война с правителем города Рима. Накануне решительной битвы, когда стало заходить солнце, Константин и все его войско увидели на небе крест, с надписью — «Сим победишь». Во сне, ночью, Константин тоже увидал Христа с крестом. Господь велел ему сделать на знаменах своих войск кресты и сказал, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие, а одержав победу и войдя в Рим, велел поставить на площади города статую с крестом в руке. С воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, потому что считал себя недостойным раньше принять это таинство.

Святой Павел — ангел-хранитель родившихся с 24 октября по 22 ноября. Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Иерусалимская» их защищают. История иконы Божией Матери «Скоропослушница» насчитывает уже более тысячелетия. По преданию она является современницей основания афонского Дохиарского монастыря и написана в X веке по благословению основателя обители преподобного Неофита. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже — в XVII веке, когда от нее произошло чудо. На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница», ведь она прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования, являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

Перед этой иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологических болезнях, о помощи в родах и о кормлении молоком, о детях. А прежде всего молятся Скоропослушнице, когда не знают, как лучше поступить, о чем просить, в растерянности и недоумении.

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. В 988 году царь Лев VI преподнёс икону в дар великому князю Владимиру, когда он крестился в городе Корсуне (нынешний Херсон). Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону БогоМатери новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенёс её в Москву в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона Божией Матери была похищена и увезена во Францию, где находится и поныне.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества у икон Божьей Матери «Тихвинская» и «Знамение». Святой Николай Угодник и святая Варвара — их ангелы-хранители. Тихвинская икона Божией Матери считается покровительницей младенцев, ее называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи. После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об усмирении враждующих и избавлении от междоусобной брани..

В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы (Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей. Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название).

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие ее чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами».

Семейная икона это икона с изображением тезоименных святых всех членов семьи.Семейная икона это святыня, которая связывает всех членов семьи, обьединяет их дух. Семейная икона это часть родового наследия, которое передается из поколения в поколение. Присутствие в доме семейной иконы сплочает семью, укрепляет их веру, помогает в различных семейных вопросах. Духовная сила такой иконы заключается в её соборности, вознося свои молитвы каждый член семьи молится не только за себя, но и за своих родителей, детей и близких.

В последнее время традиция семейной иконы повсеместно возрождается. На семейной иконе святые покровители членов семьи изображены все вместе. Здесь как бы вне времени собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе. Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей — основателей рода. Для написания такого образа подбирают по именам каждого святого, при этом находят и редких святых.

Вера — на то и вера, что не нуждается в доказательствах. Тем не менее за последние две тысячи лет собрано столько доказательств каждого эпизода евангельской истории, что усомниться в том, что всё это происходило на самом деле, может только… не очень информированный человек.

Совершение чуда, то есть исполнение молитвы, прежде всего, зависит от веры молящегося. Если у того, кто устами произносит молитву, нет сознательного и сердечного обращения к Богу, то даже перед самой чудотворной иконой молитва останется бесплодной…

Мученикам Адриану и Наталии (тропари, кондаки и молитвы)

Тропарь, глас 4:

Му́ченицы Твои́, Го́споди, / во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего: / иму́ще бо кре́пость Твою́, / мучи́телей низложи́ша, / сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. / Тех моли́твами // спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь мученику Адриану, глас 3:

Бога́тство неиждиву́щее вмени́л еси́ / ве́ру спасе́нную, треблаже́нне, / оста́вль оте́ческое нече́стие / и Влады́ки стопа́ми ше́ствуя, / Боже́ственными дарова́нии обогати́лся еси́, / Адриа́не сла́вне; / Христа́ Бо́га моли́ // спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4:

Му́ченик возсия́ Боже́ственная па́мять / и земны́я озари́ вся концы́ све́тло, с весе́лием зову́щих: // Ты еси́ му́чеников, Христе́, ра́дование.

Ин кондак, глас 4:

Жены́ Богому́дрыя Боже́ственная словеса́ в се́рдце положи́в, / Адриа́не, му́чениче Христо́в, к муче́нием усе́рдно устреми́лся еси́, // с супру́гою вене́ц прие́мь.

Молитва первая

О свяще́нная дво́ице, святи́и му́ченицы Христо́ви, Адриа́не и Ната́лие, блаже́ннии супру́зи и до́блии страда́льцы! Услы́шите нас, моля́щихся вам со слеза́ми, и низпосли́те на ны вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим, и моли́те Христа́ Бо́га, да поми́лует нас и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й, да не поги́бнем во гресе́х на́ших. Ей, святи́и му́ченицы, приими́те глас моле́ния на́шего и изба́вите ны моли́твами ва́шими от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, гра́да, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от напра́сныя сме́рти и от всех бед, печа́лей и боле́зней, да вы́ну, ва́шими моли́твами и предста́тельством укрепля́емии, просла́вим Го́спода Иису́са Христа́, Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О святи́и му́ченицы Адриа́не и Ната́лие! Услы́шите нас, раб Бо́жиих (имена), в час сей к вам моля́щихся: помоли́теся о нас Влады́це Христу́ Бо́гу, мно́го бо дерзнове́ние к Нему́ стяжа́ли есте́, и́скреннии моле́бницы о нас су́ще. Умоли́те Го́спода отпусти́ти на́ша грехи́ и Небе́снаго Ца́рствия сподо́бити нас, да ку́пно с ва́ми просла́вим великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Супруги Адриан и Наталия († ок. 305 и не позже 311), мученики Никомидийские, пострадали при имп. Максимиане Галерии. Их память в Православной церкви совершается 8 сентября, в день перенесения мощей из Константинополя в Рим. Мощи св. Наталии в настоящее время покоятся в базилике Сан Лоренцо Мажоре в Милане, по адресу Corso di Porta Ticinese, 35.

Житие свв. мучеников Адриана и Наталии

Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил начальником судебной палаты в Никомидии, где находилась резиденция императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка.

Мчч. Адриан и Наталия. Фреска из собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в.

Император поручил Адриану оформить протоколы допросов 23 христиан, арестованных по доносу язычников в пещерах, где они тайно молились. Мученики были жестоко избиты, но не отреклись от Христа. Свидетель истязаний, Адриан захотел узнать, ради чего христиане столь терпеливо и мужественно переносят тягчайшие страдания. Те поведали Адриану о вечной жизни и воздаянии, которое они надеются получить от Бога: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Услышав об этом, Адриан пожелал последовать за исповедниками и умереть за Христа. Он попросил вписать свое имя вместе с христианами в судебные книги. Максимиан приказал заковать Адриана и заключить в темницу вместе с другими христианами.

За тринадцать месяцев перед этим Адриан женился на Наталии. Узнав о причине ареста мужа, Наталия обрадовалась. Она отправилась в тюрьму и стала умолять Адриана мужественно принять мученический венец ради Христа. Она ухаживала за христианами, искалеченными пытками, облегчая их страдания. Когда заключенных христиан присудили к смертной казни, Адриана отпустили на короткий срок домой, чтобы он сообщил своей жене об этом. Увидев Адриана, Наталия испугалась, что он отрекся от Христа и не впустила его в дом. Святой убедил жену, что он не бежал от мучений, а пришел известить ее о дне своей кончины.

Мучение св. Адриана. Тзортзи Фука. Фреска. Афон, Дионисиат, 1547 г.

Через семь дней Адриан вместе с христианами предстал перед императором, и истязания были продолжены. Затем арестованных снова отправили в тюрьму, где Наталия вместе с благочестивыми женами заботливо ухаживала за ними и убеждала не отрекаться от веры и стойко претерпевать страдания. Она просила его принести за нее первую молитву Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Испугавшись, что Адриан может поколебаться при виде страданий и кончины других мучеников, Наталия попросила палачей начать казнь с ее мужа и сама положила его ноги на наковальню. Когда Адриану перебили ноги, Наталия подставила под удар молота его руку. Палач сильным ударом отсек ее, после чего Адриан предал душу Господу (ему было 28 лет).

Наталия тайно взяла руку мужа и спрятала ее, а Максимиан, казнив всех христиан в темнице, повелел сжечь тела мучеников. Но по воле Божией началась сильная гроза, и многие из мучителей были убиты молнией. Дождь погасил горящую печь, и христиане смогли вынуть из печи не поврежденные огнем тела святых.

Благочестивый христианин по имени Евсевий собрал останки святых и привез в г. Аргирополь близ Византия. Спустя некотрое время Наталия была вынуждена бежать из Никомидии, т. к. император хотел отдать ее в жены знатному языческому военачальнику. Она взяла руку Адриана и отправилась на корабле в Аргирополь. Военачальник, узнав о побеге Наталии, преследовал ее на корабле, но попал в бурю и повернул корабль назад, при этом многие из плывших на нем утонули, а корабль с христианами буря обошла стороной. Их спас Адриан, явившись им в сиянии света.

По прибытии в Аргирополь Наталия пришла в храм, в котором были похоронены тела мучеников, и соединила руку Адриана с его телом. В тот же день она умерла и была похоронена около мартирия святых мучеников. Блж. Наталия не подвергалась пыткам, но за сострадание мученикам получила от Бога мученический венец.

Мощи свв. Адриана и Наталии

В IV в. свят. Митрофан, епископ Византия, построил церковь во имя Адриана и Наталии, где хранились их мощи. Позже мощи были перенесены из Константинополя в Рим, где папа Гонорий I (625-638) построил на форуме (в бывшем здании сената) посвященный им храм. Уже в ХХ веке храм этот был снесен в период между 1930 и 1936 годами ради восстановления более древнего здания римского форума. Житие святых мучеников, по всей вероятности, составлено в V в.

Точно не известно, когда мощи св. Наталии были перенесены в Милан. Сейчас они находятся в церкви Сан Лоренцо Маджоре, в часовне св. Ипполита. Каждую среду на мощах св. Наталии совершается молебен с акафистом мчч. Адриану и Наталии. Начало богослужения в 15.00.

Мощи св. Наталии в капелле св. Ипполита, базилика Сан Лоренцо Мажоре, Милан.

Кроме того, ежегодно в день памяти свв. мчч. Адриана и Наталии 8 сентября ежегодно совершается Божественная литургия на мощах св. Наталии.

Литургия на мощах св. Наталии 8 сентября 2016 года.