Наука теология

Почему в мире теология — наука, а в России — нет

Что такое теология?

Теология — это наука о религиозном учении, раскрытие его догматов, обычаев и устоев. Отличается от религиоведения и философии религии тем, что старается обосновать и защитить вероучение о Боге и Его откровении.

Почему теология — наука?

Архимандрит Кирилл (Говорун)

— Почему теология – наука?

— В богословии мы различаем знание Бога и знание о Боге. Первое приобретается через общение с Богом во втором лице, а второе — через общение с другими людьми, когда о Боге говорят в третьем лице. Собственно богословие является вторым видом знания, которое зиждется на первом и при этом его верифицирует. Без знания Бога знание о Боге является пустым сотрясанием воздуха, а знание Бога без знания о Боге нередко приводило к искажению знания Бога, что, в свою очередь, в конце концов искажает и знание о Боге. Это нередко порождало ереси, которые являются не просто логической ошибкой, но представляют опасность для духовного развития христианина.

Различение между знанием Бога и знанием о Боге среди прочего означает, что хотя богословие и зиждется на опыте, само таковым опытом не является и опыт собой не заменяет. Игнорирование этого различения приводит к двум ошибкам: те, кто ценят только духовный опыт, считают богословие его симулятором, опасным для самого опыта. Те, кто не понимает, что такое духовный опыт, считают богословие симулятором знания, опасным для знания. Этих совершенно разных людей, которых условно можно назвать фундаменталистами и секуляристами, объединяет то, что они считают богословие опасным или как минимум бесполезным.

Между тем, богословие хотя и вербализует опыт Богообщения, делает это с помощью тех же выразительных средств, которые использются в человеческой культуре в самом широком смысле этого слова. Это может быть язык поэзии — в литургии, например, а может быть язык философии — в богословских трактатах. Когда используется язык философии, он подлежит тем же законам, что и язык гуманитарной науки. В этом смысле богословие является наукой.

— Какие у нее есть признаки науки?

— Науку в наше время принято делить на три области: точные, общественные и гуманитарные науки. Они отличаются между собой предметом и методами исследования. Говоря очень схематично, точные науки изучают материальный мир и базируются на эксперименте; общественные науки изучают человеческие сообщества и базируются на социальных опросах; область и методы гуманитарных наук шире и размытее. Гуманитарные науки изучают феномен человека в широком смысле. Этот феномен можно подвергать различного рода анализу и интеллектуальным спекуляциям.

Богословие входит в область гуманитарных наук, поскольку в его фокусе — восприятие человеком Бога. В этом смысле богословие отличается от Откровения, хотя и зиждется на нем. Откровение — это то, как Бог обнаруживает себя: движение сверху вниз. Богословие — это человеческое восприятие Откровения: движение снизу вверх. Бог проявляет Себя через несотворенные божественные логосы, а человек осознает и артикулирует их в виде смыслов, которые являются конвенциональными, то есть сотворенными человеческим разумом. Подобные конвенциональные смыслы изучает философия и в целом гуманитарное знание. Методы всех подразделений гуманитарного знания, включая теологию, похожи.

Методы теологии

— Какие методы она использует?

— Эти методы варьировались от эпохи к эпохе и определялись философским мэйнстримом каждого времени. Золотой век христианского богословия — четвертое столетие — было ознаменовано философской тенденцией сортировать опыт познания с помощью категорий. Этот диалектический метод уходил корнями в философию Аристотеля и был обновлен на основе синтеза с Платонизмом в том, что мы сейчас называем неоплатонизмом. Неоплатоническое обновление классического аристотелизма произошло приблизительно в эпоху формирования христианской доктрины, которая и использовала язык и методы неоплатонизма. Основополагающим методом Каппадокийцев, например, стало применение диалектических категорий, например таких как общее и частное, к Богу, а также заимствование философских лексем, таких как сущность и ипостась. Это был первый случай христианской схоластики.

Я понимаю, что после идей о. Георгия Флоровского о западной схоластической псевдоморфозе православного богословия у нас принято относиться к схоластике с большим подозрением, однако схоластика была изобретена не на западе и не в средние века, а на востоке и в период поздней античности. Формальным признаком схоластики является процедура различения категорий, являющихся производными от категорий, описанных в одноимённом трактате Аристотеля (Категории). Классическое восточно-православное богословие, которое было схоластическим еще в четвертом веке, но особенно проявило это свойство в шестом столетии, опиралось на неоплатоническую интерпретацию категорий, главным образом в авторстве Порфирия. Даже «мистическое» богословие, как у псевдо-Дионисия Ареопагита, и по языку и по опыту в значительной степени отражало неоплатонизм — на сей раз в авторстве Прокла.

Богословские методы, получившие распространение в эпоху поздней античности, утратили актуальность в наше время. В двадцатом веке главной, хотя и не единственной философской рамкой для православного богословия стал персонализм: и о Боге, и о человеке богословы начали писать с точки зрения понятия личности. Эта категория, неизвестная в период античности, заменила собой традиционные богословские категории общей и частной сущности. Философский инструментарий нашего времени намного богаче, чем он был в период античности или средних веков.

Я, например, в своих книгах для анализа феномена Церкви наряду с традиционной аристотелевско-порфириевой диалектикой использовал категориальный аппарат феноменологии, аналитической философии, структурализма и постструктурализма. Можно использовать и другие методы и философские языки. При этом, на мой взгляд, для успешного развития современного богословия важен метод критического анализа, который я также использовал при изучении административных структур Церкви.

— Чем похожа и чем отличается от других гуманитарных наук?

— О сходстве богословия и других гуманитарных наук я уже сказал. Можно добавить о различиях. Богословие — это слово человека о Боге. Оно невозможно без Бога, тогда как другие гуманитарные знания без Бога возможны. Хотя даже они часто говорят о Боге — например, при изучении творчества Баха или Достоевского.

-Какие есть основные претензии к теологии и каковы ответы на них?

Чаще всего говорят, что богословие нельзя считать наукой, потому что оно о Боге, в которого не все верят, а даже если верят, то это все равно субъективный опыт. Однако тогда научно нельзя изучать, например, и философию Прокла, мистика которого не менее субъективна, чем у псевдо-Дионисия. Если в университетах нельзя изучать Библию, тогда тем более нельзя изучать «Илиаду» с «Одиссеей» — «библейские» книги античного мира, интерпретировавшие отношения человека и богов, в которых верили античные люди и в которых никто не верит сейчас.

— Почему в России подвергается критике научность теологии?

— Потому что в России, как и других постсоветских странах, было очень слабо развито гуманитарное знание. В советское время настоящей наукой была только точная наука, и она заменила собой тот симулякр, который назывался гуманитарным знанием. Само по себе это неплохо, потому что точные науки служили хоть каким-то барьером на пути проникновения идеологии, а кроме того, они лучше дисциплинируют мышление.

Однако это имеет и свой побочный эффект — критерии научности условной физики в пост-советском контексте по-прежнему принято экстраполировать на критерии научности условной лирики. И в этом серьезная логическая ошибка физиков. Потому что критерии истинности в точной науке, а именно максимальная объективизация знания на основе эксперимента, не работают в гуманитарном знании. Они не всегда работают и в самой науке, как в случае квантовой механики, например, которая не может исключить субъективности наблюдателя эксперимента. Богословам одно утешение — те же претензии физики могут предъявить и к социальным и гуманитарным наукам.

Теология в России и в мире

— Почему в других странах мира спокойно живут с теологией и защищаются в этой области?

— Потому что на западе и в России разное происхождение университетов. На западе университеты начинались как теологические школы. Теологический факультет Оксфорда, например — старейший в этом учебном заведении. А Гарвард, Йель и Принстон вообще вначале были семинариям, причем фундаменталистскими. Современная Московская духовная семинария по сравнению с Гарвардом в восемнадцатом веке выглядит как форпост либерализма. В России же теология изначально была исключена из университета — для нее была создана особая образовательная система, включившая в себя церковно-приходские школы, духовные училища, семинарии и академии. Эта система соответствовала сословной структуре российского общества в период империи и предназначалась для духовного сословия. Когда сословность была разрушена после революции 1917 года, духовное образование по-прежнему осталось в гетто — теперь из-за официально объявленного атеизма. Этот статус кво богословия и хотят продлить.

Как на западе богословие по инерции остается частью университета, хотя многие интеллектуалы мечтали бы его оттуда уже изгнать, так в России богословие по инерции остается за пределами университета. Те, кто выступает против теологии в университете — как ни парадоксально это звучит, живут прошлым.

— Чего не хватает в России, чтобы это было так?

— России не хватает того, чтобы перестать смотреть в свое прошлое — имперское и советское, и начать смотреть в будущее.

Теологическое мировоззрение и его основные юрисдикции

«Мировоззрение средних веков,— писал Ф. Энгельс,— было по преимуществу теологическим… церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия — все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви…

Экономические и общественные отношения… будучи санкционированы церковью, считались созданием церкви и догмы» 7.

Мы неправильно резюмировали бы суть этих высказываний, если бы заключили, будто речь в них идет просто о господстве религии над умами людей средневековья. Не отрицая факта такого господства, Энгельс, однако, ставит во главу угла куда более специфическое духовно-идеологическое явление — доминирование церковной догмы.

Теологическое мировоззрение — совершенно особое образование, обладающее известной самостоятельностью по отношению к религии, к живому вероисповедованию, которое на первый взгляд просто со смирением толкуется и систематизируется теологами. Догматическая разработка веры — это известное видоизменение ее первоначального, спонтанно вызревшего содержания, изменение, направленность которого определяется прежде всего потребностью самосохранения церкви как особо социального института.

Это может показаться парадоксальным, но религия как самостоятельная (до известного момента принципиально непреодолимая) форма общественного сознания, как особая, по своим законам развивающаяся сфера культуры терпит от теологического за- силия ничуть не меньше, чем, скажем, искусство или мораль, или упомянутые Энгельсом «юриспруденция, естествознание и философия».

Не учитывая данного обстоятельства, невозможно понять духовно-идеологического процесса, печать которого лежит на всей эпохе ранних буржуазных революций. Мы имеем в виДу начавшийся уже в позднем средневековье массовый религиозный протест против церковной догмы, критику ее с позиций утесняемой и эксплуатируемой веры, критерий подлинности которой отыскивался, с одной стороны, в неотчуждаемо-личном опыте (раскаяний, обращений, озарений, наитий), а с другой — в дотеологиче- ском (общекультурном) документе христианства — в Писании.

То, что протест этот оказался идеологически успешным, то, что он вышел далеко за рамки непосредственных расчетов с церковью, в конечном счете объяснялось новыми социально-классовыми тенденциями,’ связанными с зарождением буржуазного экономического уклада. Но по структуре своей начатая реформаторами борьба ортодоксии против догматики, представляла собой лпшь крайнее развитие конфликта, существовавшего уже с момента перво- утверждения католической доктрины.

Основными методами политологии являются

Основными методами политологии являются

B)* системный C)* исторический G)* бихевиористский H)*институциональный

4. Предметом политологии являютсяA)* закономерности становления, функционирования и изменения

Под субъектами политики понимают

A)* отдельных граждан и организации, разрабатывающих и

6. Функция политологии, призванная разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов

A)* прогностическая

Политология входит в систему

A)* гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Под объектами в политике понимают

A)* отдельных граждан и организаций, на которых направлена политика

9. Политика- этоA)* искусство управления государством и обществом

10. Теологи объясняют, чтоA)* политика определяется богом

11. Геополитический подход к объяснению политики состоит в том, что она определяетсяA)* естественными факторами

Политология с древнегреческого языка переводится как

A)* учение о государстве

13. Категория, используемая в политологии из другой гуманитарной наукиA)* прогресс

14. Политика имморализма, выраженная в формуле «цель оправдывает средства», естьA)* макиавеллизм

Концепция политики, исходящая из всеобъемлющей политизации общества, политического командования экономикой, культурой и т. д.

A)* тоталитарная

Интегральный характер политологии характеризуется тем, что

A)* политология включает весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом

К французской школе современной зарубежной политологии принадлежит известный политолог

A)* М. Дюверже

Выдающийся представитель средневековой политической мысли

A)* А. Августин

19. Представитель политической мысли Древнего ВостокаA)* Конфуций

Представителем политической мысли Древней Греции является

A)* Аристотель

Фома Аквинский является представителем политической мысли

A)* средневековья

Жан-Жак Руссо является представителем политической мысли

A)* Нового времени

23. Мыслителем Востока, автором «Тракта о добродетельном городе» являетсяA)* аль-Фараби

24. Трактат «О добродетельном городе» принадлежитA)* аль-Фараби

Макиавеллизм» – это определение соотносят с высказыванием

A)* цель – оправдывает средства

Мотив подчинения, делающий власть наиболее стабильной

A)* интерес

27. Если власть установлена на основе Конституции, то такая власть являетсяA)* легально-легитимной

Власть – это

A)* отношение между людьми, где воля и действия одних господствуют над волей и действиями других


Найдите соответствие

ЛЕГИТИМНОСТЬ

1. традиционная

2. харизматическая

3. рационально-правовая БАЗИРУЕТСЯ НА:A) авторитете

B) законах C) обычаях D) интересах Верный ответ: 1c, 2a, 3b

30.ТРАДИЦИОННАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ БАЗИРУЕТСЯ НА:

B)* обычаях E)* традициях

Власть, осуществляющаяся с помощью научных знаний, есть

A)* духовная власть

Власть, выступающая по отношению к другим в качестве верховной

A)* политическая

Доминирующая над всеми остальными форма власти

A)* политическая

37. Если наряду с монархом в государстве существует парламент, то такое государство по форме власти ___________ *конституционное

Наиболее совершенной формой правления Аристотель считал

A)* политию

Обоснование теологической концепции власти характерно для политических учений эпохи

A)* Средневековья

Идея разделения власти заключается

A)* в разграничении специфики их функционирования

Субъектом политики человека делает

A)* активная политическая деятельность

Зарождение силовой концепции власти связано с именем

A)*Н.Макиавелли

43. Первый тип режима в рамках конституционной монархии — парламентскую монархию дала A)* английская революция

44. Взаимосвязь этнической и политической действительности изучает наука A)* этнополитология

45. Основоположником теории этнополитической общности казахстанцев являетсяA)* Р. Абсаттаров

Политика, регулирующая национальные отношения в государстве

A)* национальная политика

47. Первым аналогом понятия «политическая система общества» было древнегреческое словоA)* полития

В зависимости от концентрации и распределения власти, политические системы подразделяют на

A)* централизованные и децентрализованные

Характерной чертой президентской республики является

A)* подотчетность исполнительной власти президенту


Найдите соответствие

Верный ответ: 1В, 2А, 3D, 4C

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1. Президентская республика A) ФРГ
2. Парламентская республика B) Казахстан
3. Конституционная монархия C) Оман
4. Абсолютная монархия D) Великобритания
E) Малайзия

Политический процесс – это

A)* ход развития политических явлений

Правящая элита – это

A)* высшие привилегированные группы, слои, осуществляющие функции управления

Политическая элита – это

A)* социальная группа, обладающая политической властью

Конфуций делил общество на

A)* «благородных людей» и «низких людей»

226. Лидерство трактуется как сфера проявления подавленного либидоA)* в концепции психоанализа

227. Положение о том, что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов – места, времени и обстоятельств, является выводомA)* ситуативной теории

228. Главным признаком политического рынка являетсяA)*конкуренция

229. В основе поведения людей, по Н.Макиавелли, лежат два мотиваA)* страх и любовь

230. Лидерство неразрывно связано с феноменомA)* власти

Политический лидер» — это

A)* глава государства, руководитель политической партии, общественного движения

Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права, есть

A)* национальная безопасность

261. Отражает сложную зависимость и связь внешней политики государства с его пространственным положением A)* геополитика

Впервые предложил использовать термин «глобализация» в понимании формирования глобального измерения человеческого сознания, позволяющего рассматривать политические и иные социальные процессы в глобальной системе координат

A)* С. Хантингтон

В республике Казахстан

A)* признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность

Основными методами политологии являются

B)* системный C)* исторический G)* бихевиористский H)*институциональный

4. Предметом политологии являютсяA)* закономерности становления, функционирования и изменения