Не Иерусалим

Только 6 причин увидеть Иерусалим своими глазами

Мы были в Иерусалиме первый раз. Да что там, мы вообще в Израиле были новичками. Для нас всё было ново и необычно — после затянувшегося трипа по Европе, Ближний Восток в лице Израиля был глотком свежего воздуха, которым невозможно надышаться даже за пару недель пребывания.

Выбрав Тель-Авив базой нашего путешествия в Израиль, на выходных мы отправились в Иерусалим. Тот самый город, где уживается три религии: христианство, иудаизм и ислам. До сих пор неизвестно как они это делают. Город с мощной энергетикой, который возвращает на тысячи лет назад.

Важно знать! В Израиле есть свой священный выходной, который является маленьким праздником и во время которого нельзя работать вплоть до нажатия кнопок в лифтах, на различных приборах и подобном. Начинается шаббат со второй половины пятницы и продолжается до вечера субботы. И если в Тель-Авиве в это время недели можно застать шумные вечеринки, забитые до верха кафе и рестораны, рабочие магазины, то Иерусалим в шаббат очень тихий и практически безлюдный. Конечно, можно постараться найти некоторые открытые кафе и магазины. Но они платят штраф за работу в шаббат.

Как добраться в Иерусалим из Тель-Авива

Есть несколько способов попасть в Иерусалим из Тель-Авива — ближайшего крупного города к столице Израиля.

На автобусе

Автобусы (№405, 471, 480, 481) в Иерусалим из Тель-Авива курсирует каждые полчаса с 6 утра до полуночи от главной автобусной станции по адресу Levinsky str. 108 и до центрального вокзала Иерусалима. Время в пути составляет около 55 минут. А билет стоит 16 шекелей (4,5 долларов) и покупается непосредственно у водителя автобуса.

Точное расписание автобусов смотрите на сайте транспортной компании Egged.

На поезде

Поезд курсирует каждый час с главной ж/д станции Тель-Авива и не по такому выгодному тарифу как автобус (20 шекелей = 5,7 долларов). Да и дольше это — время в пути занимает 2 часа, перевозки начинаются с 5:40 до 20:40. Прыгнуть на поезд можно с любой из трех станций в Тель-Авиве: Тель-Авив — Мерказ — Центральная, станция HaShalom, Тель-Авив — Хагана.

Сейчас в процессе постройки скоростное железнодорожное сообщение между этими городами и, обещается, что в будущем время на дорогу не займет более 30 минут.

За расписанием подглядывайте на официальный сайт железных дорог.

UPD: в тестовом режиме начал ходить скоростной поезд между Тель-Авивом и Иерусалимом. На время тестирования проезд бесплатный (это не шутка).

Сразу по приезду на центральную авто и ж/д станцию Иерусалима, до Старого города можно проехаться на новеньком и единственном трамвае за 6 шекелей на человека. Выйти нужно на станции City Hall.

Дальше расскажу вам что нужно сделать в Иерусалиме, если вы приехали всего на один день.

Стены Старого города

Исследуйте Старый город

Иерусалим до верха забит историческими и культурными достопримечательностями — сам Старый город чего стоит! И если вы приехали сюда только на один день, то есть смысл рассматривать только самые значимые места.

Основное, что нужно знать, Старый город Иерусалима делится на четыре квартала: еврейский, христианский, мусульманский и армянский. Постарайтесь прогуляться по всем кварталам, тем более, что сам Старый город располагается на маленьком кусочке земли — площадь его составляет чуть менее одного квадратного км. Но, поверьте мне, заблудиться там можно!

На входе в Старый город, в туристическом информационном центре бесплатно можно взять бумажную и понятную карту, чтобы проще ориентироваться на местности.

Эта статья основывается на моем личном опыте. В этот раз нам не удалось посетить исламские святые места — Храмовую гору с мечетями Купол Скалы и Аль-Акса. Мечеть Аль-Акса считается третьей по значимости святыней для мусульман после Мекки и Медины.

На Храмовую гору посетителей, отличной от ислама веры, пропускают только в определенные дни и часы (зимой с 7:30 до 10:30, с 12:30 до 13:30, летом с 8:00 до 11:00, с 13:15 до 15:00 — информация от Israel Gid). Пройти на Храмовую гору можно только через Магрибские ворота. Так же, вход на Храмовую гору часто перекрывают полицейские и никого не пропускают. Говорят, связано с конфликтами на этой территории. Нас тоже полицейские не пропустили.

Где-то среди улочек Старого Иерусалима

Еврейский квартал Хачкар в Армянском квартале
Мусульманский квартал
Христианский квартал

Напишите письмо Богу у Стены Плача

Главная еврейская святыня. Стена Плача или Восточная стена — это с виду обычная локация, но единственное место, где можно поглазеть на ортодоксальных евреев. Пейсы, черные наряды, шляпы и кипы. Желательно не фотографировать представителей этой религии и даже не спрашивать о возможности сделать фотографию. Это по меньшей мере, неправильно.

Люди любой другой веры могут зайти на территорию и помолиться. Для женщин и мужчин существуют отдельные входы и разделения.

Читайте также: «К Стене Плача в Иерусалиме подведут канатную дорогу»

Не забудьте взять с собой лист бумаги и ручку, чтобы на месте (или заранее) записать свои желания или молитвы к Богу и положить их в одну из щелей между желтыми камнями стены.

Когда-то, мои родственники уже летали в Иерусалим и я, зная об особенностях Стены Плача, написала на бумаге пару желаний, которые потом попросила их положить между камней. Спустя какое-то время могу с уверенностью сказать, что многие желания со списка — сбылись!

Стена Плача

Посетите Храм Гроба Господня

Тот самый Храм Гроба Господня, где на Пасху происходит восхождение Благодатного огня. И откуда ведут прямую трансляцию по телевидению на всем постсоветском пространстве. Говорят, в тот год, когда огонь не пройдет через купол храма наступит конец света. Я, конечно, слабо в это верю… Но как можно объяснить то, что сошедшим огнем невозможно обжечься первые 20 минут? Загадка!

По Храму Гроба Господня можно очень долго бродить, рассматривать и молиться, в конце концов.

Храм Гроба Господня


Посмотрите на главные храмы трех религий с высоты

Чтобы сформировать полную картину города, как всегда бывает, нужно идти на смотровые площадки. Например, на стену со стороны армянского квартала или возвышенности рядом со Стеной Плача. Или, как прекрасная альтернатива, найти смотровые площадки на террасах кафе. Мы так и не дошли до одной интересной локации — Austrian Hospice, откуда открываются хорошие виды на город. Если рискнете, то вот Google.

Купите вкусняшек на главном рынке города Махане Иегуда

Вот уж где разбегаются глаза! Восточный рынок — это всегда красиво разложенные фрукты, овощи, цветные прилавки с дурманящими специями, ароматы свежего хлеба с кунжутом и, конечно же, горы сладостей, орехов и сухофруктов.

Обязательно нужно попробовать восточную прикуску к чаю/кофе — финики. Купить орешков погрызть и заесть это все сочной клубникой. Узнать больше о рынке Махане Иегуда, который еще называют Желудком Иерусалима, можно в этом материале.

Для перекуса или неспешного пикника на улице можно собрать корзину продуктов самостоятельно, купив свежего хлеба, хумуса, оливок и сыра. Или прийти на рынок вечером, когда он превращается в тусовочное место и попить крафтового пива в одном из баров.

Свежий хлеб

Наешьтесь шакшукой и хумусом

После долгих походов по городу, после десятков километров пешком, неплохо зайти в кафе и пообедать шакшукой. Несмотря на то, что шакшука считается еврейским завтраком, я бы её ела в каждый прием пищи!

Представьте себе картину: вам приносят раскаленную чугунную сковородку, в которой утопают жаренные яйца в сочной жиже из жилистых помидор, приправленных сладким и острым перцем. К шкварчащей красной сковородке прилагается пита (хлеб), дополнительно какой-нибудь салат, оливки и хумус. Пальчики оближешь!

Конечно, шакшука может встретится разная, например, в томатной пасте вместо помидор. Тут как уж повезет! Запомните — идеальная шакшука готовится только с жилистыми свежими помидорами. Кстати, на рынке Махане Иегуда из прошлого пункта есть множество интересных кафе, где можно покушать.

Шакшука (правда с томатной пастой вместо помидор)

Потискайте котиков

Котики — отдельная приятная составляющая Израиля в целом. За любовь к котам уже можно полюбить котов. Ухоженные маленькие мордочки будут позировать вам на фоне старинных стен, конечно, перед этим попросив поесть ? Единственные существа, которые работают за еду.

В целом, для людей не религиозных, но готовых созерцать и принимать культуру и религию других народов, Иерусалим станет интересным опытом. А для тех, кто верит и подавно — лучшим направлением для паломничества.

Завсегдатай иерусалимских ресторанов

Где остановиться в Иерусалиме

Основное, что нужно помнить в Иерусалиме — не заходить в опасные для туристов районы (арабские кварталы и восточная часть города) и во время прогулок следить за своими сумками и рюкзаками. Если вы хотите остановиться в Иерусалиме подольше, то выбирайте отели и хостелы в безопасных районах или не гуляйте ночью. Например:

  • лучший хостел в Иерусалиме: Abraham Hostel Jerusalem;
  • лучший бюджетный отель: Koresh Hotel;
  • лучший отель средней стоимости: Prima Kings Hotel;
  • лучший Luxury отель: Waldorf Astoria Jerusalem.

Хотите выбрать другой отель в Иерусалиме?

Проверьте также листинг апартаментов на Airbnb. На сайте можно найти варианты дешевле отелей.

Чтобы быть в курсе новостей и обновлений, подписывайтесь на страницы блога в соцсетях: FacebookVKontakteTelegram

Вечный Иерусалим: история города мира

В Иерусалиме, древней столице Израиля, никогда не было полезных ископаемых, выращивать урожай там было негде, да и питьевой воды не всегда хватало.

Почему же вот уже более 30 столетий армии разных народов борются за этот город? И как Иерусалим стал центром трёх религий, привлекая миллионы туристов и паломников со всего мира?

Давайте вернёмся в прошлое на несколько тысячелетий.

Первые упоминания о Иерусалиме относятся к 18-19 вв. до н.э., когда он упоминался под именем Русалимум в «египетских надписях проклятий» – надписи, сделанные на глиняных сосудах или фигурках, содержащие проклятия, которые должны были пасть на тех людей, которые предпримут враждебные действия против Египта.

В списках из Тель Амарны (14 в. до н.э.) упоминается как Урусалим, в надписях фараона Санхерива (конец 8 века до н.э.) — Урусалимму. До завоевания царем Давидом носил название Иевус. В книге Бытия упоминается как Шалем (полный, совершенный). На древнееврейском языке слово «Иерусалим» звучит как «Ерушалаим», что означает «Город мира». Но мирной судьбу Иерусалима назвать нельзя: ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на его долю.

Он менял хозяев более 80 раз, за время его существования его 16 раз разрушали и 17 раз восстанавливали!

Ханнаанеи и филистимляне, ассирийцы и иудеи, греки и персы, вавилоняне, римляне, египтяне, византийцы, арабы, мамлюки, крестоносцы, турки — все они сражались за право обладать Иерусалимом. Его разрушали десятки раз, но он снова и снова восставал из праха и пепла.

Точно не известно, кем и когда был основан Иерусалим.

Около 1000 г. до н.э. он был захвачен иудейским царем Давидом у евусеев и провозглашен столицей. Давид перенес туда и Ковчег Завета, где хранились каменные таблички с высеченными на них Десятью Заповедями, главная святыня для иудеев. Царь Давид начал подготовку к возведению Иерусалимского Храма на горе Мория.

Но Первый Храм был построен только сыном царя Давида – Соломоном – около 960 года до н.э. Соломон расширил и укрепил город, а также перенес в Храм Скрижали с Десятью Заповедями и Менору – золотой светильник, в котором непрерывно должно было гореть чистейшее оливковое масло.

Над постройкой Храма целых семь лет трудились 70 тысяч носильщиков, 80 тысяч каменотёсов и почти 4 тысячи надзирателей. Самое удивительное, что за всё это время не заболел и не умер ни один из строителей. Мало того, рассказывают, что даже ни один инструмент не сломался.

После смерти Соломона его царство распалось на два: Северное — Израиль и Южное — Иудея. Иерусалим стал столицей Иудеи.

В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. И после неудачных восстаний иудеев в 586 г. до н.э. полностью разрушил Иерусалим и сжег Храм Соломона. Большинство населения города было либо уничтожено, либо уведено в рабство в Вавилон.

Но уже в 538 году персидский царь Кир разрешает частичное возвращение изгнанников. Проводятся работы по восстановлению города и Храма. И в 516 г. до н.э. происходит освящение Второго Храма.

Второй Иерусалимский Храм не был столь внушителен и великолепен, как Первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором Храме уже не было Ковчега Завета. По легенде он был увезен в Вавилон после разрушения Храма, а на его месте находилась лишь мраморная плита.

В 332 г. до н.э. Иудея и Иерусалим практически без боя сдались Александру Македонскому.

164\5 год до н.э. народные повстанцы под предводительством Иуды Маккавея овладевают Иерусалимом и очищают Храм от принадлежности к языческому культу.

Спустя 100 лет Иерусалим попадает под власть Рима. Рим назначает правителем Иудеи царя Ирода, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим. Во времена его правления Иудейское государство достигло большого расцвета. Ирод сильно перестроил город, восстановил, по свидетельству Иосифа Флавия, Храм в том великолепии, в котором он был при царе Соломоне, проложил новые дороги и перестроил систему водоснабжения.

Правление сына Ирода не было удачным, и римляне поставили сюда своего правителя – прокуратора.

Роковую роль в истории израильского народа сыграла Иудейская война 66-73 годов.

Весной 70-го года римский военачальник Тит, сын императора Веспасиана, подошел со своим войском к городу и осадил его. Этот год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Иерусалимского Храма.

В тот же день (9 ава), когда был разрушен Храм Соломона, запылал и Второй Храм. Весь Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая Гора была распахана.

В 135 году, после подавления очередного восстания, в Иерусалим приезжает римский император Адриан. Чтобы уничтожить всё, напоминающее об историческом прошлом евреев, Иудею называют «Сирия-Палестина», а Иерусалим получает новое название — «Элия Капитолина».

На развалинах древнего Храма по императорскому повелению было сооружено святилище Юпитера Капитолийского, а евреям под страхом смерти запрещалось входить в Иерусалим.

В городе строится много церквей, и он становится центром христианства.

335 год — освящение Храма Гроба Господня.

В 638 году Халиф Омар ибн аль-Хаттаб завоёвывает Иерусалим — и город оказывается под властью ислама.

На территории Храма, (которая до этого времени была превращена в свалку мусора), строится мечеть Аль-Акса, святыня мусульман. При мусульманах Иерусалим стал называться Аль-Кудс — Святой, место, с которого, как считается, Магомет вознесся на небо, чтобы получить Коран.

Следующими правителями была египетская династия Фатимидов, которую сменили в 1077 году турки-сельджуки. Их жестокость по отношению к христианам, была одной из причин Крестовых войн.

В 1095 году папа римский Урбан II призвал католиков Европы освободить из рук неверных главную святыню христианского мира — Гроб Господень.

На целый век Иерусалим стал центром царства крестоносцев (1098-1187).

Правление крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию Иерусалима. Многие мусульманские святыни были превращены в церкви (например, мечеть Купол скалы — в церковь Храма Господня, мечеть Аль-Акса в церковь Соломона, главную резиденцию ордена тамплиеров).

Крестоносцев сменил знаменитый завоеватель Востока Салладин, затем мамлюки.

При мамлюках Иерусалим становится центром мусульманского богословия и множество паломников устремляются в город. Мамлюки всячески подчеркивали значение Иерусалима для ислама, поощряя строительство мечетей и заезжих дворов для паломников.

С 13-14 вв. Иерусалим становится одним из центров мусульманской учености.

Христианам не запрещалось посещать Святые Места, но, например, за вход в храм Воскресения паломник должен был вносить определенную плату.

Мамлюки мало заботились об экономическом развитии Иерусалима и поэтому, несмотря на превращение города в религиозный центр, экономическое положение его населения, которое к концу 15 в. вряд ли превышало десять тысяч человек, было весьма тяжелым.

В 1517 году город завоевывает турецкий султан Селим, и начинается 400-летняя эпоха владычества Османской империи.

При султане Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима была возведена новая стена, сохранившаяся до наших дней. Шесть из современных ворот в Старый город тоже были сооружены в царствование Сулеймана.

Но вскоре годы бурного строительства сменились периодом застоя. В глазах турецких властей Иерусалим перестал быть стратегически значимым и стал всего лишь фортом для отражения набегов, кочевавших по пустыне, бедуинов.

Император Наполеон также предпринимал попытку завоевать Иерусалим. В то время он командовал армией, но еще не был главой государства. В самом начале его карьеры Наполеону пришла в голову мысль завоевать для евреев Иерусалим и, таким образом, «исполнить пророчество». Наполеоновская авантюра закончилась так быстро, что история почти ничего не говорит о ней. Ему не удалось дойти до Иерусалима, его армия была остановлена у города Акко.

Конец турецкому владычеству положил в 1917 году английский генерал Алленби. Британский фельдмаршал, лорд Алленби (в составе его армии находился еврейский легион), вступает в Иерусалим без боя, пешком, в знак уважения к Святому Городу.

На Ближнем Востоке был установлен режим управления Великобритании по мандату Лиги Наций. Не увенчавшиеся успехом попытки английского правительства «примирить» арабских и еврейских жителей Палестины, вынудили Англию передать этот вопрос на рассмотрение в ООН.

В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации британского мандата и разделении Палестины.

А 14 мая 1948 года Бен Гурион провозглашает Израиль независимым государством. Правда, свою независимость израильтянам пришлось завоевывать в последовавшей на следующий же день войне Израиля со всем арабским миром.

Результатом этой войны было разделение Иерусалима на арабскую (впоследствии Иорданскую) и Израильскую части. К Иордании отнеслись также Западный берег реки Иордан и значительная часть Галилеи, к Сирии — Голанские высоты.

13 декабря 1949 г. правительство Израиля официально провозгласило Иерусалим столицей государства Израиль и перевело Кнессет и правительственные учреждения из Тель-Авива в Иерусалим.

Но с тех пор история города не прерывается.

Этот город знает войны и мир, победы и поражения, любовь и ненависть, богатство и бедность, радость и боль своего народа. И сегодня сюда приезжают миллионы людей со всего мира с надеждой и верой. Потому, что Иерусалим — это город веры, город откровения, где всё кажется выстраданным и выстроенным самим Творцом.

uritsk


Иерусалим — один из самых удивительных городов на Земле! Священный город для христиан, мусульман и иудеев, тысячелетия истории, разнообразие культуры, три мировые религии, соседствующие и сосуществующие друг с другом вместе в одном тесном историческом котле. Обо всём этом написаны бесконечные тома книг, трудов и энциклопедий — в формате короткого отчёта о путешествии всего не описать, да и пытаться не нужно, наверное. Чтобы детально посмотреть Иерусалим и все его окрестности нужно, навскидку, дня три-четыре. У нас же был один полный день и плюс ещё два вечера после возвращения с экскурсий из других районов Израиля — всего не увидишь, но достаточно для того, чтобы познакомиться со Старым Городом и прочувствовать весь его колорит и атмосферу. Ниже приведу фотографии Старого Иерусалима с короткими комментариями, не претендующими на историческую полноту. Могу лишь подтвердить, что Иерусалим — это другая планета, только на Земле. И не важно — верующий вы или нет, христианин, мусульманин, иудей или просто любитель путешествий, желающий познать новые места и культуру — равнодушным вас Иерусалим не оставит.
1. Улица Яффо — одна из главных улиц, ведущих из районов Западного Иерусалима к Старому Городу. По ней ходит скоростной трамвай — удобный транспорт для перемещения по городу, особенно если нужно добраться в центр от авто- или ж.д вокзала.

2. Приближаемся к Старому Городу со стороны улицы Яффо — цитадель Давида, башня минарета мечети на территории цитадели (построенного при османском владычестве), а правее вдали — башня немецкого католического аббатства Дормицион, расположенного за пределами стен Старого Города у Сионских ворот.

3. Яффские ворота — одни из главных ворот крепостной стены Иерусалима, парадные ворота Старого города. Свое название получили по одноимённой дороге, исторически связывавшей Иерусалим и древний порт Яффо (ныне территория Тель-Авива). Яффские ворота — самый удобный вход, чтобы попасть в Христианский и Армянский кварталы Иерусалима.

4. У Яффских ворот находится цитадель Давида — стратегические фортификационные сооружения, построенные ещё во II веке до нашей эры при царе Ироде и последовательно разрушавшиеся и перестраивавшиеся на протяжении столетий при римлянах, османах и других завоевателях Иерусалима. Сегодня цитадель представляет собой две четырёхугольные, соединённые стеной башни, возведенные в XVI веке при османском султане Сулеймане Великолепном. На территории цитадели находится музей истории Иерусалима, а с башни открывается отличный вид на Старый город.

5. Старый Город Иерусалима делится на четыре квартала — Христианский, Мусульманский, Иудейский и Армянский — но при этом необычайно компактен. На этой фотографии, например, одновременно видны главные христианские и мусульманские святыни Иерусалима: серые купола слева — это храм Гроба Господня, а справа золотится Купол скалы, расположенный на вершине Храмовой горы рядом с мечетью Аль-Акса, третьей после Мекки и Медины святыни ислама.

6. Купола храма Гроба Господня.

7. Колокольня лютеранской церкви Спасителя (Редимер) была построена в 1898 году. По меркам Иерусалима — это новострой, но сегодня 40-метровая колокольня является одной из ярких доминант Старого города.

8. Мечеть Омара расположена прямо напротив храма Гроба Господня. Мечеть датируется 1189 годом, а её 15-метровый минарет — 1465 годом. История её интересная. Построена в честь халифа Омара — во время арабского завоевания в 638 году Иерусалимский греческий патриарх Софроний отказался сдаться всем, кроме халифа Омара. Омар приехал в Иерусалим и принял сдачу, при этом обещал не разрушать и не захватывать христианские церкви. Софроний пригласил Омара в храм Гроба Господня, рядом с которым новый мусульманский правитель помолился за пророка. В том месте рядом с храмом Гроба Господня, где молился халиф Омар, спустя несколько столетий и была построена эта мечеть.
Храмовая гора — священное место для трёх религий — иудаизма, ислама и христианства.
— У христиан эта гора отождествляется с местом, где Бог попросил Авраама принести в жертву сына Исаака.
— У евреев здесь с X века до н.э по I век н.э. стоял Иерусалимский храм, центр религиозной жизни еврейского народа — вначале храм Соломона и позднее грандиозный Второй храм, разрушенный римлянами. Храм был разрушен, евреи отлучены от Иерусалима, затем в Палестину пришёл ислам. А от древнего Иерусалимского храма до наших дней сохранилась лишь часть Западной стены, называемая сегодня Стеной Плача. Это самое святое место на земле для евреев всего мира, символ их веры и надежды.
— Когда в начале VII века в Палестину пришёл ислам, на Храмовой горе были построены мусульманские объекты — мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Мечеть Аль Акса — третья святыня ислама (после мечетей в Мекке и Медине). У мусульман она отождествляется с перемещением пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Аль-Кудс), его молитвой здесь и вознесением на небеса, где он получил от Аллаха завет мусульманской веры. А Купол Скалы — построен над той 17-метровой скалой, с которой, по преданию, пророк Мухаммед совершил тот самый прыжок в небо. Этот золотой купол сегодня является одним из главных символов Иерусалима.
9. Взгляд на Храмовую гору и золотой Купол Скалы — а за Храмовой горой возвышается более высокая Масличная (или Елеонская) гора, отделённая от Старого города Кедронской долиной.
10. Купол Скалы, откуда пророк Мухаммед, по преданию, вознёсся в небо, и Русская православная церковь Марии Магдалины на склоне Елеонской горы на заднем плане.
11. Взгляд на Иудейский квартал Старого города. Синагога Хурва — белокаменный купол, подпираемый величественными арками. Первоначально построенная в начале XVIII века, она два раза разрушалась — в 1721 и 1948 годах. В 2010 году синагога была восстановлена в облике XIX века.
12. Взгляд на внутренний двор цитадели Давида, памятники археологии и минарет, построенный на территории цитадели османами.

14. Взгляд вдоль стены Старого города на север. Вдоль стены и улицы проходит граница между Западным и Восточным Иерусалимом. Восточный Иерусалим, на территории которого, к слову, находится Старый город, с 1948 по 1967 год находился под контролем Иордании (в этот период под контролем Израиля была только западная часть Иерусалима), и был взят израильской армией в ходе Шестидневной войны 1967 года. Международный статус Восточного Иерусалима и по сей день с юридической международной точки зрения остаётся предметом споров. Хотя по факту сегодня Иерусалим — единый город, просто в западной части преобладает еврейское население, а в восточной — арабское.
15. Теперь спустимся с панорамной площадки, пройдёмся по кварталам Старого города и последовательно обойдём четыре квартала — Христианский, Армянский, Иудейский и Мусульманский. Площадь перед храмом Гроба Господня — главная точка Христианского квартала. Двери храма открыты практически всегда — тут очень оживлённо.
16. По соседству с храмом Гроба Господня находится мечеть Омара XII века — построенная на том месте, где халиф Омар молился вместе с греческим патриархом Софронием Иерусалимским после завоевания Иерусалима арабами. (Софроний пригласил Омара в храм, но мусульманин не мог молиться в христианском храме, и помолился за пророка рядом во дворике).
17. Вход в капеллу Архангела Михаила, справа от главного входа в храм.
Храм Гроба Господня на месте Воскресения Христа был построен в 325 году императором Византии Константином I — позднее неоднократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. История его насыщена драматическими событиями, и предмет скорее отдельной книги, чем короткого поста. На территории Храма находится множество церквей, капелл, приделов и часовен — здесь находятся последние пять станций Крестного пути Христа, в частности прибитие к Кресту, смерть Иисуса на Кресте и снятие тела с Креста. Сама Голгофа находилась в те времена за пределами крепостной стены — сегодня это тоже территория храма, лестница на Голгофу ведёт справа после главного входа в Храм. А сразу при входе в храм находится обнесённый лампадами Камень Миропомазания, на который был положен Иисус для умащения тела после смерти. В центре большой Ротонды храма находится главнейшая святыня христианства — Гробница Иисуса Христа, которая помещена в небольшую часовню («эдикула» или «кувуклий») размером 8 на 6 метров. Здесь на Пасху происходит ритуал схождения благодатного огня, который наверняка видел каждый по ежегодным телетрансляциям.
Чтобы подробно обойти все святыни Храма, нужен полноценный день, а чтобы подробно описать их — полноценный отдельный пост. Не буду здесь пытаться сделать это — лучше исторических и религиозных книг я всё равно этого не сделаю, да и не то это место, где нужно носиться наперевес с фотоаппаратом — независимо от того, верующий вы или нет.
18. Приведу лишь несколько фотографий. Внутри главного храма возле Камня Миропомазания.
19. Мозаика на Храмовой стене, изображающая процесс прощания с Иисусом.

21. Большая Ротонда диаметром 32 метра и часовня-«кувуклий», внутри которого находится Гробница Иисуса Христа.
22. Чтобы попасть внутрь кувуклия, нужно простоять приличную очередь — мы стояли минут 20-25.
23. У входа в пещеру Гроба, где на Пасху происходит схождение Благодатного огня.

25. Покинув храм, продолжим прогулку по Христианскому кварталу Иерусалима — торговые ряды в районе площади Муристан.
26. Центр площади Муристан украшает фонтан в окружении четырёх колонн различного исторического периода.

К югу от Христианского квартала Старого города находится Армянский квартал — пожалуй, наиболее тихий и спокойный из четырёх исторических кварталов Иерусалима. Основные туристические маршруты по Старому городу часто обходят его стороной, — но при этом здесь много интересного! Небольшая в общем-то армянская община Иерусалима занимает огромную нишу в его христианской структуре. Армяне приняли христианство уже в 301 году, за 24 года до Византийской империи. На территории Армянского квартала Иерусалима находится здание Армянской Патриархии, библиотека, насчитывающая более 30 тысяч книг и две древние церкви. А старинные улочки привлекают колоритными сувенирными киосками и уютными заведениями кавказской кухни, многие из которых работают даже в шаббат.

28. Каменная арка у перекрестка дороги, ведущей к Армянской Патриархии и Сионским воротам Старого города с улицей Святого Иакова.
29. Собор Святого Иакова — кафедральный собор армянской церкви в Иерусалиме. Современный ансамбль собора включает здания XII — XVIII веков. Внутренний дворик храма.

31. Армянские кресты — хачкары.
32. Улица Святого Иакова пересекает Армянский квартал и ведёт по направлению к следующему, третьему на нашем пути историческому кварталу Иерусалима — Еврейскому кварталу.

34. Арки узеньких улочек.
Еврейский квартал Иерусалима — и древний, и молодой одновременно. Он был населен евреями аж с 8 века до нашей эры, но вскоре после завоевания римлянами и разрушения Иерусалимского храма император Адриан изгнал евреев из Иерусалима и запретил им вступать на его территорию. Запрет был снят только в 361 году но лишь спустя тысячелетие, в XIII веке под сохранившейся стеной Иерусалимского храма («Стена Плача») снова стали активно появляться еврейские поселения. В XX веке во время битвы за Иерусалим в 1948 году еврейский квартал был полностью окружён арабскими силами и древние синагоги были разрушены. С 1948 по 1967 год квартал находился под контролем Иордании — а в ходе Шестидневной войны 5-10 июня 1967 года окружённый крепостной стеной Старый город в составе Восточного Иерусалима был отвоёван Израилем. Большинство нынешних зданий еврейского квартала Старого города были построены уже после 1967 года — часть из них находится на месте найденных при раскопках старых построек, но основная часть — это всё-таки новодел. На территории еврейского квартала находятся бесчисленные иешивы (высшие религиозные учебные заведения) и синагоги, про самую известную из которых, Хурву я уже писал.
35. Площадь Хурва — центр еврейского квартала Старого города. Белоснежный купол одноименной синагоги в соседстве с минаретом ещё одной мечети в честь Халифа Омара.
36. Пройдя вперёд, оказываемся у восточной части Старого города, где в районе Храмовой горы проходит граница Еврейского и Мусульманского кварталов и фантастически соседствуют друг с другом главные святыни мусульман и иудеев. На этой фотографии — мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, третья святыня ислама после мечетей Мекки и Медины.
37. Чуть левее и севернее на Храмовой горе — золотой Купол Скалы, расположенный в том месте, откуда по преданию мусульман пророк Мухаммед совершил вознесение на небо. А перед ним — главная иудейская святыня, Стена Плача, сохранившаяся часть стены Иерусалимского иудейского храма, находившегося прежде на Храмовой горе и разрушенного в I веке римлянами, за 500 лет до пришествия сюда ислама. Удивительные исторические страсти всё-таки кипели (да и кипят) на Храмовой горе — древний Иудейский храм, разрушение и изгнание евреев римлянами, пришествие мусульман, появление на Храмовой горе мусульманских святынь, постепенное возвращение евреев, для которых символом веры и возрождения становится малая часть стены их бывшего Храма у подножья горы, на которой сегодня находятся символы мусульман. Потрясающее переплетение истории, народов и религий на малюсеньком клочке земли!
38. Стена Плача разделена на мужскую и женскую часть.
39. Люди подходят к Стене, молятся, оставляют записочки в расщелинах древних камней.

42. Отвлечемся ненадолго от прогулок по Старому городу и полюбуемся панорамами Иерусалима с Елеонской (Масличной) горы.
43. Купол Скалы на Храмовой горе — сама Храмовая гора сегодня находится под управлением мусульман, и вход туда для туристов строго ограничен.
44. Вид на Кедронское ущелье, разделяющее Храмовую и Масличную горы.
45. Русская православная церковь Марии Магдалины.
Вернёмся теперь в Старый город и пройдёмся по улицам Мусульманского квартала. Это самый большой из четырёх исторических кварталов Старого Иерусалима — помимо Храмовой горы (куда вход туристам строго ограничен), он включает в себя территорию в северной и восточной частях Старого города, на которой, помимо многочисленных улочек и мечетей, находится несколько крупных и необычайно колоритных базаров.
46. Заходим в Старый город через Львиные ворота.

48. В Северной части Старого города, по границе Мусульманского квартала, проходит улица Виа Долороза, по которой, согласно преданию, проходил Крестный путь Иисуса Христа и где находятся первые восемь станций Крестного пути.

50. Сердце Мусульманского квартала Иерусалима — огромные арабские базары, занимающие едва ли не половину его территории.

53. Протискиваясь в толпе, приближаемся к Дамасским воротам, главным воротам Мусульманского квартала.
54. Дамасские ворота — вход в арабские кварталы Старого Иерусалима, сердце арабской части города. Мы через них покидаем территорию Старого города. Неподалёку от этих ворот находится автовокзал, обслуживающий маршруты по преимущественно арабскому Восточному Иерусалиму, отсюда также отправляются междугородние автобусы в Вифлеем и другие отделённые от Израиля Палестинские территории. Ещё пишут, что Дамасские ворота — самое опасное место в Старом Иерусалиме. Возле них в прошлом было совершено несколько терактов и нападений на туристов — и сегодня тут дежурят усиленные наряды полиции. Впрочем, если не знать, то и не подумал бы — чисто внешне сегодня всё совершенно спокойно.
55. В заключение — ещё одна прогулка по Иерусалиму, приятным августовским вечером. По уже знакомой дороге приближаемся к Яффским воротам Старого города. Бородатый ортодокс на самокате — экзотика! 🙂
56. Османский минарет на территории цитадели Давида.
57. Мусорные (также Марокканские) ворота — расположены с юго-восточного угла Старого города, близ Стены Плача и мечети Аль-Акса.
58. Мечеть Аль-Акса и древние археологические раскопки на склонах Храмовой горы.

60. Площадь перед Храмом Гроба Господня и мечеть Омара.
61. Вечер пятницы. Начало шаббата — возле Стены Плача творится что-то невероятное. Шум, гам, какие-то танцы, необычайные по своему колориту ортодоксы в шапках. Очень много израильских военных — крики, возгласы, лозунги, снова танцы… Фотографией не передать — это надо просто увидеть!
62. И параллельно с танцами евреев у Стены Плача — внезапно пронизывающее до мурашек пение муллы с минаретов мечетей расположенных тут же арабских кварталов города.
63. Переплетение культур и религий просто потрясающее!
64. В завершение — пройдём ещё раз по древним улочкам Иерусалима и полюбуемся панорамой ночного города с Елеонской горы.

Остаётся только добавить, что расклад короткого отпуска позволил отвести на Иерусалим только один полный день и два вечера, за которые невозможно подробно посмотреть всего. Сейчас, по возвращении детально изучая книги и путеводители, отмечаю десятки мест, которые было бы здорово досмотреть, или изучить подробнее. Израиль вообще очень интересная страна, а Иерусалим — потрясающий город! Не важно какой вы веры, конфессии, или просто турист-путешественник — в любом случае этот город останется в вашем сердце навсегда!
К оглавлению >>>
Tags: Иерусалим, Израиль