Не получается поститься

Содержание

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Алексей_Ковальков Без заголовка

Философия поста
Нужно ли поститься?
Каждый решает это сам для себя. Кто-то считает, что посты могут негативно сказаться на его здоровье, поскольку организм человека на время лишается необходимых витаминов. Другие полагают, что отказ от скоромной пищи — это просто очередная жесткая диета. Однако следует понимать, что пост и диета вещи не совместимые! Несовместимые, прежде всего по своим задачам. Ведь главная цель любой диеты – привести в порядок ваш организм, наладить процессы пищеварения. Постясь, верующие стремятся очистить душу, и в этом — основная разница.
В нынешних реалиях даже люди, далекие от религии, следуя моде или по каким-то другим соображениям, нет-нет, да и постятся. Но уметь делать это правильно — целая наука.
Постные дни есть в каждой религии – не только в православии, но и в католицизме и мусульманстве. В календаре христиан четыре больших поста. Однажды я задумался, а почему посту придается такое огромное значение уже на протяжении несколько веков?
Верующий человек на этот вопрос скорей всего ответит, что пост для него — закалка духа и молитва Богу, когда ты меньше всего зависишь от своего земного, бренного начала. Главная цель поста — молитва, которая дает сближение с Богом. В постные дни верующий ограничивает себя в пище животного происхождения – молочной, мясной, рыбной, употребляя пищу только растительную.
Пост и медицина
Давайте теперь рассмотрим физиологические аспекты соблюдения поста. С точки зрения медицины православные посты не только отличный способ «разгрузить» тело, но и привести в порядок нашу психику. Биохимические исследования подтвердили, что зимой и летом организм усваивает пищу по-разному. Для холодного времени года характерен белково-жировой обмен, а для лета — белково-углеводный. Чтобы переключиться с одного типа обмена на другой без подрыва здоровья, между сезонами следует проводить своеобразную перезагрузку. Может быть, в этом и заключается природный вековой смысл поста.
Некоторые диетологи считают, православный пост гораздо полезнее, здоровее и безопаснее, чем любые искусственно придуманные системы питания и диеты. Ведь, на время исключая из рациона животные жиры и перейдя на растительную пищу, мы выводим из организма лишние холестерин, канцерогены и токсины. Постная пища содержит антиоксиданты, которые стабилизируют состояние сердца, сосудов и опорно-двигательного аппарата.
Во время поста из-за сокращения объема пищи уменьшается нагрузка на желудочно-кишечный тракт. Происходит как бы обновление слизистой оболочки желудка. Благодаря самоочищению организм избавляется от ненужных, балластных веществ посредством органов выделения, кожи, легких, почек. Так, например, исследования западных ученых обнаружили в мясе и молочных продуктах молекулу чужеродного вещества из категории «сахаров». В 1 кг мяса содержится от 5000 до 12000мг подобного «сахара», в молоке — 600-700мг. Этот токсин с годами может вызвать онкологические опухоли и серьезные болезни. Православный человек не употребляет мяса и молока более 200 дней в году и тем самым очищает свой организм от подобных токсинов. Строгое соблюдение постов в несколько раз снижает риск приобретения тяжелых неизлечимых болезней.
Обезьяны на диете
В 1989 году американские биологи начали проводить эксперимент над популяцией макак. В течение всех 20 лет, пока он длился, учёные докладывали о его промежуточных результатах, но итоги были подведены только недавно. Сначала исследователи изучали 30 особей обезьян в возрасте от 7 до 14 лет (в неволе эти приматы живут, как правило, до 25-27 лет). В 1994 году к первой группе ученые добавили ещё 46 обезьян.
В чем суть эксперимента? Обезьян разделили на две группы. Половина питалась как обычно — эти особи составили контрольную группу. Другой половине макак ученые в течение трех месяцев «урезали» 30% калорий, такой рацион обезьянам «прописали» на всю жизнь. При этом биологи не забывали подкармливать этих приматов витаминами и минералами, которые те недополучали из-за вынужденной диеты. В остальном условия животных были равны. Итогом обычного питания в контрольной группе стали 5 случаев заболевания диабетом и 11 случаев повышения уровня глюкозы в крови. В то же время их «голодающие» собратья до сих пор полностью здоровы. Их полуголодная диета на 50% уменьшила вероятность сердечно-сосудистых заболеваний и опухолей. Неудивительно, что эти макаки имели меньший вес, но учёных заинтересовало совсем другое: результаты магнитно-резонансного сканирования показали, что количество серого вещества в мозгу у этих обезьян превышало таковое у контрольной группы. Они стали умнее!
Итак, по мнению биологов, диета делает жизнь длиннее и лучше. То есть ограничение пресловутых калорий не только замедляет процесс старения, но и в три раза уменьшает риск появления старческих болезней.
Немного истории
С древнейших времен пост являлся важным средством мобилизации физических и душевных сил, а также главным инструментом работы над собой. В знак покаяния и смирения перед Богом постились и цари, и простолюдины. Моисей до обретения скрижалей с главными христианскими заповедями сорок дней и сорок ночей не вкушал пищи и молился на горе Синай. Появление многодневных постов относится уже к традициям древнего христианства. Один из них – Рождественский. О нем сейчас и хочется сказать несколько слов.
Рожественский пост
Праздник Рождества Христова стали отмечать еще во времена Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца». Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
Сначала Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. При константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле на соборе 1166 года было положено всем христианам хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Рождественский пост, считают священнослужители, установлен для того, чтобы ко дню Рождества Христова православные люди очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием, чтобы благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и принести Ему в дар чистое сердце и желание следовать Его учению.
Лев Великий в V веке писал: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам другого святого отца Симеона Фессалоникийского: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
С того момента, как Церковь получила свободу и стала господствующей в Римской империи, упоминание о празднике Рождества Христова появляется во всей Вселенской Церкви. Император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
Азбука Рождественского поста
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста церковным уставом запрещены рыба, вино и елей, дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается по субботам и воскресеньям и в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и православным христианам приходится быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, человек должен соблюдать и духовный пост. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — проповедует Святая Церковь. Только пост телесный ничего бесполезен для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается мыслью о собственном превосходстве от сознания того, что он постится. Поэтому кощунственно отождествлять святой пост с диетою, дабы избавиться от живота обременяющего. Истинный пост связан с молитвой, покаянием и воздержанием. Пост – это смирение плоти и очищение от грехов, а без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Как я уже сказал, христианские посты ведут свою историю еще от пророка Моисея, который 40 дней постился в пустыне. Но такой же подвиг совершил Иисус Христос. По Священному Писанию, он «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей…» Соблюдая посты, христиане стремятся показать свою готовность сопротивляться искушениям. Только Православие из всех христианских конфессий сохранило обязательность соблюдения постов для прихожан.
Великий пост
У православных самым значительным постом стал Великий пост, который длится 7 недель и приходится на март-апрель. Я убежден, что Великий пост полезен телу не меньше, чем душе. 40-дневный отказ от мясной и жирной пищи готовит тело человека к периоду летнего и осеннего «травоедения». Если организм очищен, и подготовлен – витамины свежей зелени, по весне и лету хорошо усваиваются и перевариваются.
В древности в Великий пост разрешалось вкушать только хлеб, сушеные фрукты и овощи, да и то только один раз в сутки – вечером. Требования к тем, кто поститься, сейчас стали заметно мягче, но Церковь до сих пор настаивает на соблюдении ряда жестких правил.
В первые два дня первой недели Великого поста, (если следовать предписаниям Церкви) нельзя есть вообще ничего – можно только пить воду. И хотя я всегда был против голодовок но даже в этом тоже есть определенный физиологический смысл: после недели блинов с маслом, икрой, творогом, организму необходимо передохнуть. Разгрузиться.
В будние дни поста можно есть пищу, приготовленную на огне, не добавляя в еду масла. В своей новой книге я подробно обосновываю такой способ приготовления пищи. Дважды разрешается употреблять в пищу рыбу. Во время Страстной седмицы в пятницу и субботу надо вовсе отказаться от еды. Легче соблюдать пост, когда от него ничего не отвлекает. В старину на Руси на время Великого поста запрещались праздники, закрывались мясные лавки и даже приостанавливались судебные тяжбы. Я бы на время поста предложил добровольно отказаться от просмотра телевизора и сосредоточить свое внимание на изучении серьезной (не праздной) литературы.
Если вы решили соблюдать Великий пост, учтите, что подходить к этому надо разумно. Не будьте к себе чрезмерно строги и ешьте чуть более разнообразную пищу, чем рекомендуют строгие предписания для верующих.
Если вы человек верующий, предварительно посоветуйтесь со своим духовником. Он подскажет, как вам следует соблюдать пост и даст свое благословение. Не помещает поговорить и со своим лечащим врачом. Поскольку есть болезни, при которых строгое соблюдение поста чревато необратимыми изменениями в организме. Учитывайте также, что во время поста вам придется ходить на работу и выполнять свои повседневные обязанности. Не должны соблюдать посты дети, больные люди (с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, гастритами, холециститами, панкреатитами, диабетом, после операций, физических или душевных травм), беременные и кормящие женщины и путешественники. Если вы рассматриваете ожирение как системное заболевание, а не как косметический дефект и проходите курс лечения у врача – вы так же с благословления своего настоятеля можете получить послабление или даже освобождение от строгих правил соблюдения поста. При этом всю духовную составляющую следует не только соблюдать, но и преумножить. Разговенье – окончание Великого поста.

Зачем православным поститься? Это не вредно для здоровья? В чем надо себя ограничивать? Стыдные вопросы о посте

Обед в трапезной мужского монастыря в Рязанской области во время Великого поста Александр Рюмин / ТАСС / Vida Press

19 февраля у православных начинается Великий пост, который продлится до 7 апреля. В современной России сложно не заметить этот период: чуть ли не в каждом кафе появляется постное меню, а в некоторых магазинах — целые постные отделы. «Медуза» попросила ответить на простые вопросы о посте архимандрита Кирилла (Говоруна), профессора университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе.

Зачем вообще нужен пост и все эти ограничения? Какая связь между голодом и праздником?

Идея религиозного поста основана на двух предпосылках. Первая, что человек — это не только тело, но и душа; и реальность души такая же, как реальность тела. Вторая, что душа и тело тесно связаны между собой, так что происходящее с душой отражается на теле, и наоборот. На этих же предпосылках, кстати, основывалась идея спорта в классической античности: атлеты занимались им не столько чтобы продемонстрировать результаты и обойти конкурентов, сколько с целью приобрести нравственные навыки, которые позволили бы им стать лучше как личности. Современному человеку часто непонятен пост, потому что душа для него — это метафора, а тело существует как самодостаточная ценность. Кстати, по тем же причинам и современная идея спорта отличается от античного оригинала. Ну а связь между голодом и праздником прямая: только человек, который существенно ограничивал себя в еде в течение нескольких недель, знает, насколько полной бывает радость от праздника, в который наконец можно разговеться (то есть съесть непостной еды). В такой праздник радуются и душа и тело, и становится очевидным, насколько они связаны друг с другом.

Почему в пост отказываются именно от мясного, молочного и яиц? Животных жалко?

Возможно, что и из таких соображений, но не только. В древности еда животного происхождения считалась большей роскошью, чем растительная, поэтому от нее и отказывались в пост. Кстати, было время, когда птица и рыба относились к одной категории постной еды, потому что, согласно библейскому повествованию, они были сотворены в один день.

Для современных православных пост — это что-то обязательное? Если не постишься, не допустят к причастию?

Все без исключения религиозные традиции предполагают самоограничения в еде и других телесных нуждах и радостях. Пост — это условие необходимое, но недостаточное для принадлежности той или иной традиции. Совместный пост в Церкви усиливает чувство общности и солидарности. В XIX веке в России жил известный философ и богослов Алексей Хомяков. В отличие от многих своих образованных современников, он тщательно соблюдал все православные посты. По его словам, это усиливало его чувство причастности ко всему народу, который также постился. Он еще называл это чувство соборностью. Но одно только соблюдение поста еще не делает человека частью Церкви. Для этого также необходимы вера, дела милосердия, участие в таинствах — прежде всего евхаристии (причащении). Хотя к причастию, конечно, могут допустить и без поста — например, если вы болеете. Этот вопрос всегда решается индивидуально.

Я слышал, что в путешествиях православным можно есть и непостное. Это что, не считается грехом?

Действительно, есть древнее предписание, что путешествующий человек может не поститься. Это предписание было связано с тем, что путешествие в древности было целым приключением, и найти в дороге постную еду было совсем непросто. В наше время эта проблема легко решается и поститься путешествующим можно без проблем. Тем не менее, многие и сейчас пользуются этим древним предписанием и немного расслабляются в дороге.

Александр Рюмин / ТАСС / Scanpix / LETA

Говорят, что пост придумали в том числе для того, чтобы объяснить народу недостаток еды. Это так? Как появился пост?

Пост — неотъемлемая часть человеческой истории еще с тех времен, когда исторических записей не велось. А когда они появились, то человечество уже постилось. Так, древнейшие библейские книги говорят о посте как о явлении уже известном и понятном для ближневосточных народов. Поэтому нет исторических свидетельств, что пост кто-то придумал. Не существует религиозной традиции, которой была бы незнакома идея поста как добровольного ограничения в еде и других телесных потребностях. Это связано с тем, что все религиозные традиции сходятся в том, что человек — это не только тело, но и душа, которая чувствует себя лучше, когда тело ограничено в своих потребностях. И эти ограничения должны быть добровольными. Проще говоря, пост — это не когда недостаток еды, а когда ее хватает, но человек усилием свободной воли отказывается от нее.

Правила поста придумали давным-давно. Почему мир меняется, а эти правила не меняются?

На самом деле правила меняются — даже на памяти одного поколения. Тем более в масштабах столетий и культур. Например, в первые века христианства практиковался пост как полный отказ от еды до захода солнца. Сейчас эта практика осталась в исламе в течение месяца Рамадан. А христианство между тем перешло к обновленному формату поста — когда едят и днем, но ограничивают себя в том, что едят. В раннем христианстве не было некоторых постов, которые существуют сейчас. Так, в более позднее время появились все длительные посты кроме Великого перед Пасхой (Рождественский, Петров и Успенский посты).

Даже в современном православии традиции поста отличаются в зависимости от страны. Изначально нормы поста прописывались для условий Средиземноморья. И сейчас правила поста в том регионе несколько отличаются от правил в северных широтах. Так, например, в Греции есть обычай начинать Великий пост полным воздержанием от еды в течение первых трех дней. Далеко не все, но многие практикуют такой обычай. А вот в Эфиопии, которая тоже представляет древнюю восточно-христианскую традицию, пост вообще суров. В целом количество постных дней там доходит до 250 в году. Причем дольше всех постятся священники. У нас наоборот, священники постятся меньше, потому что как правило не говеют перед каждой литургией, как миряне.

Как постятся веганы?

Если ежедневная диета человека и так напоминает строгий пост, это не означает, что он не может поститься — ведь пост это не только диета. В принципе это может быть любое самоограничение: в активности, развлечениях, комфорте и даже сне.

В пост можно заниматься сексом? Курить? Смотреть сериалы?

Пост предполагает воздержание от супружеской жизни. Однако поскольку такая жизнь — дело не индивидуальное, а предполагает участие двух человек, то оба должны быть согласны на воздержание. Курение вредно для здоровья и в пост, и не в пост. Поэтому Церковь против курения в любое время года. А что касается сериалов и прочих развлечений, то многие в наше время в пост перестают смотреть телевизор или сериалы, а также уходят на этот период из социальных сетей. Впрочем, общих правил на этот счет нет, и подобные казуистические вопросы каждый решает для себя индивидуально с духовником или священником на исповеди.

Пост — это не вредно для здоровья?

Лучше об этом спросить у врачей, хотя их мнения по этому поводу разнятся. С религиозной точки зрения, которая предполагает наличие у человека не только тела, но и души, — пост однозначно полезен для человеческого естества в его психосоматической целостности. Если человеку нельзя соблюдать строгий пост по состоянию здоровья, это никак не осуждается Церковью.

Дарья Саркисян, медицинский редактор «Медузы»: Есть достаточно много исследований, насколько православный пост может быть вредным или, наоборот, полезным для здоровья. Общий вывод, который делают авторы систематического обзора, примерно такой: человек употребляет меньше калорий, изменяются некоторые жизненные показатели (артериальное давление, уровень холестерина), но какой эффект это имеет на развитие заболеваний, пока непонятно. А что касается вреда — во время поста люди употребляют меньше некоторых витаминов (D и B12) и минералов (в основном, кальция), что теоретически может вылиться в дефицит. Так что нужен индивидуальный подход.

Почему именно пост в России стал таким модным? Постятся даже те, кто и в церковь-то не ходит.

Возможно, мода на пост стала реакцией на новую культуру потребления. Во многом эта реакция инстинктивная, не обусловленная предписаниями какой-то конкретной религиозной традиции. Люди чувствуют, что для комфортного существования им нужно не только много еды и прочих радостей жизни, но и ограничения в них. Поэтому и возникает запрос на пост.

  • Напишите нам

Надо ли поститься, если пост не в радость?

Кто пришел в Церковь в сознательном возрасте, помнит, как радовал поначалу пост, как легко было его соблюдать. Но часто с годами радость проходит, наступает охлаждение, и приближение поста пугает. Перед началом Великого поста протоиерей Алексий Потокин в интервью Правмиру ответил, в чем причины этого охлаждения и почему даже при таком отношении к посту лучше его не нарушать.

Почему не радует пост?

— Отец Алексий, многие признаются, что с годами пост перестает быть в радость, воспринимается чуть ли не как повинность. Почему так происходит?

— Дело в том, что наше отношение к Богу зеркально отражает отношение к людям. Господь заповедовал нам возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя — это две первые заповеди, и исполняем мы их, как, впрочем, и остальные восемь, плохо.

Начну с отношения к ближнему. Когда мы влюбляемся или хотим подружиться с кем-то, помним об этом человеке день и ночь, готовы, как нам кажется, горы свернуть ради него, и в этот период еде, как и всему, что отвлекает от глубокого общения, уделяем минимум времени и внимания. Но когда другой человек входит в нашу жизнь как жена или друг, через какое-то время не просто привыкаем к нему, но он надоедает или даже начинает раздражать, нам кажется, что отношения себя исчерпали, да и изначально были ошибкой, надо искать новых друзей и новую супругу.

И вчерашние друзья в лучшем случае просто перестают общаться, а иногда и становятся врагами, распадаются браки, дети растут без отцов. Картина эта знакома всем. Думаю, что и подобные чувства чаще или реже испытывал каждый. Забывчивость, непостоянство — главное, что отличает человека от Бога. В отношениях с Ним мы так же непостоянны, и началось это еще с Адама. Он согрешил, потому что захотел иметь что-то без своего Отца, личное, индивидуальное, только ему принадлежащее. И взаимность между человеком и Богом, без которой нет подлинных отношений, была нарушена.

Весь Ветхий Завет свидетельствует, что люди помнили об утраченной взаимности, но редко кому удавалось ее восстановить. Бывали вспышки веры, но они как вспыхивали, так и затухали. Чаще же мы видим в Ветхом Завете пропасть между людьми и Богом, между братом и братом, отцом и сыном.

Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос говорит: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф., 11, 11), который по праву считается родоначальником монахов, всю жизнь проводил в посте и молитве. Почему? Он ждал встречи с Богом, а его пост был как раз признанием, что взаимность утрачена. Постясь, он напоминал нам, что еда и питие могут доставить удовольствие, но это не то, что делает человека счастливым. Они удовлетворяют аппетит тела, но не души. А чем больше душа жаждет общения с Богом, тем меньше пищи требует тело.

В основе всякого поста — признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Пост для христианина — путь к встрече с милующим Богом. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним, поэтому пост неотделим от молитвы. Молитва — не автоматическое вычитывание правил, а обращение к Богу из глубины сердца сокрушенного и смиренного.

Если я просто воздерживаюсь от скоромной пищи и читаю молитвенное правило, а думаю о земном, продолжаю потакать страстям, это еще не пост. Но неофитам Господь дает возможность почувствовать радость от воздержания, узнать себя. В каком бы возрасте человек ни пришел в Церковь, на первых порах он для Бога ребенок, младенец — в духовном смысле. За детей поначалу все делают родители, но постепенно приучают их к самостоятельности. Не всем детям это нравится — нам гораздо приятней, когда с нами нянчатся, а мы ни за что не отвечаем.

Так и в отношениях с Богом. Не за труды наши, а по великой любви Своей Бог дает новоначальным благодать, чтобы они поняли смысл духовной жизни, но потом предлагает потрудиться самим. Спросите любого человека, что лучше: ездить на коляске или ходить на своих ногах? Ответ очевиден. Но когда речь идет не о физических возможностях, а о духовной жизни, мы не хотим ходить, предпочитаем, чтобы Бог носил нас на Своих плечах. Хотим брать, а не отдавать. При таком отношении пост не может быть в радость.

Отказ от поста — выбор в пользу страстей

— И надо ли в этом случае принуждать себя к посту или честнее будет не соблюдать то, что не в радость? Может быть, именно тогда, не соблюдая пост, человек почувствует сначала опустошенность, а потом и потребность в посте?

— Как вы понимаете, принудить к посту никого нельзя — это свободный выбор каждого. Мы можем лишь попробовать понять, что полезней для души. Опять я проведу аналогию с отношениями между людьми. Даже в отношениях с самыми близкими бывают моменты раздражения, неприязни вплоть до враждебности — такова падшая человеческая природа. Но и в эти минуты можно поступить порядочно, проявить доброе отношение к ближнему — сдержать свои негативные эмоции, не поднять руку на человека, не ранить его худым словом.

Один подвижник говорил: «Грех побеждает человека легко, но стоит сопротивляться». Зло сильнее нас, но даже в малом сопротивлении ему есть свидетельство веры. «Грех предо мною есть выну (то есть всегда)», — это слова из 50 псалма, который входит в утреннее правило. Кто читает правило не автоматически, а вдумываясь в слова молитв, понимает свой эгоизм, сребролюбие, чревоугодие — свои немощи, — а раз понимает, уже становится иным. Он понемногу, незаметно для других и для себя, меняется, потому что борется со своими страстями. Меняется, несмотря на то, что всегда терпит в этой борьбе поражение.

Мне страшно подумать, что бы я натворил, если бы без борьбы потакал своим страстям. Они сокрушили бы все и всех вокруг, а в итоге и меня самого. Это тоже путь, который помогает убедиться в своей негодности, но все же лучше узнавать правду о себе, не доходя до таких крайностей.

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз», — читаем мы, готовясь к причастию, а священник, выходя из алтаря с Чашей, повторяет эти слова. Изначально понимаем их как гиперболу, но те, кто в Церкви не один год, убеждаются, что это глубочайшая правда, правда, которая не убивает, не приводит в отчаяние, а дает необыкновенную радость — столько мне простили! Простили, потому что я хотел этого, просил милости, хоть вполсилы, но трудился. Бог никому Себя не навязывает, но всегда отвечает взаимностью на пусть даже робкую попытку человека восстановить отношения.

Представьте, что я с вами только познакомился и первое время радуюсь каждой встрече, каждому вашему приходу. А потом меня это начинает утомлять: приходите — отвлекаете меня от телевизора, компьютера, других игрушек. Вы сразу почувствуете перемену отношений и после двух-трех таких встреч перестанете приходить. Пройдет немного времени, и я почувствую, как одинок, пойму, какое сокровище променял на пустяки: дружбу, взаимность — на игрушки. И не на кого обижаться — сам сделал свой выбор.

Отказ от поста — тоже выбор в пользу страстей. Поэтому лучше не соблазняться, а сопротивляться. Нет в сердце молитвы и покаяния — я все равно прочитаю молитвенное правило. Не хочется поститься — доверюсь многовековому опыту Церкви, святых и не стану вкушать скоромное. Лучше такой тупой фарисейский труд, чем непротивление страстям. Этот труд, возможно, не сразу, но принесет плоды, и пост и молитва снова станут глубокой внутренней потребностью.

Пост — возвращение к жизни не одинокой, не себялюбивой, а во взаимности с другим. Отказ от скоромной пищи и необязательных развлечений — только средства, а цель поста — восстановление взаимности.

Не лишить себя Пасхальной радости

— Это помогает понять цикл великопостных богослужений. Но ряд важнейших служб Великого поста совершается в будни, и многим прихожанам не удается попасть ни на чтение канона Андрея Критского, ни на 12 Евангелий, ни на вынос Плащаницы, ни на погребение Христа.

— Ничего страшного. Работа — это послушание, а послушание выше поста и молитвы. Важно, как человек относится к тому, что из-за работы не может попасть на вечернюю великопостную службу. Если он переживает, что сегодня не в церкви, Господь ему воздаст. Потому что его нет в храме по не зависящим от него обстоятельствам, но душой он с Церковью, участвует в ее жизни.

А вот когда он радуется, что по уважительной причине ему не надо стоять три часа на 12 Евангелиях, это, как вы понимаете, совсем другой сердечный настрой. Но и при таком настрое возможно восстановить взаимность, если искренне сожалеть о своем маловерии и просить у Господа, чтобы укрепил в вере.

Вспомните «Слово огласительное на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь». Всех принимает Господь: и тех, кто много трудился, и тех, кто мало. Принимает, если человек хочет, чтобы встреча с Господом состоялась. Но если он решит не поститься, потому что пост стал ему в тягость, велика вероятность, что и встретиться с Господом он не захочет и даже не придет в Пасхальную ночь в храм. Выбор за человеком. Искушения в духовной жизни неизбежны, но пусть каждый подумает, хочет ли он лишить себя Пасхальной радости.

Беседовал Леонид Виноградов

Что делать если нарушил пост? Неужели все старания впустую?!

Фото открытого источника

Вот и подошла к концу первая неделя Великого поста, самого строго и значимого в жизни каждого православного христианина. Но пост, это не только про кулинарные изыски, это стяжание духа, более усиленная молитва, жертвенность и борьба с собственными страстями. И так уж бывает, что многие постящиеся часто свидетельствуют о более усиленных искушениях во время поста. И как же быть, если постящийся по той или иной причине съел «запрещенный» продукт или своим словом/делом по своей слабости нарушил Великий пост? Неужели все испорчено и нет выхода?

В первую очередь нужно помнить, что пост, это наиболее тщательный самоанализ, стремление хоть немного приблизиться к Господу, хоть на шажок стать к Нему ближе и быть готовым встать при падении на этом не простом пути как настоящий воин Христов.

Церковь очень снисходительно относится к слабостям мирян, и допускает различные послабления людям по согласованию с духовником, но любое нарушение поста, это не повод для впадения в уныние, а наоборот знак для еще большей собранности и концентрации на себе.

В случае нарушения поста православная Церковь нам говорит о необходимости в исповеди совершенных грехов и еще более тщательном соблюдении правил поста!

Иными словами, если по той или иной причине вы нарушили правила поста, то следует как можно скорее сходить на исповедь и конечно же не оставлять путь поста, а с еще большим смирением и усердием стремиться ко спасению своей души.

Помогай нам Господь на не простом пути поста!

Храни Всех Господь!

Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а на моей страничке в инстаграм @pravoslavnyi_bloger много полезных православных советов, приходите в гости:) .