Не способнейший а удобнейший

Тесты по теме «История России с древнейших времен до XVII в.» для подготовки к ЕГЭ по истории

Тест №1 «Древнерусское государство».

При выполнении заданий А1–А20 из четырёх предложенных вариантов выберите один верный.

А1. Как называлась первая русская летопись?

1) «Слово о полку Игореве» 2) «Повесть временных лет» Нестора

3) «Поучение детям» Владимира Мономаха 4) «Слово о законе и благодати»

А2. Древнерусское государство образовалось в

1) 182 г. 2) 828 г. 3) 882 г. 4) 988 г.

А3. После походов какого князя прекратила свое существование Хазария, как сильное государство?

1) Игорь 2) Святослав 3) Владимир 4) Ярослав

А4. Христианство на Руси было принято: 1) 955 г. 2) 988 г. 3)1054 г. 4)1223 г.

А5. При его правлении была введена система светового оповещения (огненный телеграф) для предупреждения опасности в южных границах Руси:

1) Владимир 2) Ярослав Мудрый 3) Владимир Мономах 4) Юрий Долгорукий

А6. В каком году впервые была упомянута Москва?

1) 1132 г. 2) 1147 г. 3) 1157 г. 4) 1212 г.

А7. Кто был первым московским князем?

1) Юрий Долгорукий 2) Даниил Александрович 3) Иван Калита 4) Дмитрий Донской

А8. Эпохой расцвета Древнерусского государства считается время правления:

1) княгини Ольги 2) князя Ярослава Мудрого

3) князя Владимира Святого 4) князя Святослава

А9. Когда началась и закончилась феодальная раздробленность на Руси?

1) конец X века-до XII века

2) конец XI века-до середины XIII века

3) начало XIII века-40-е годы XVI века

4) 30-е годы XII-конец XV века

А10. В период раздробленности Руси боярские республики существовали в:

1) Новгороде и Киеве 2) Новгороде и Владимире 3) Новгороде и Пскове 4) Новгороде и Москве

А11. Первый источник юридических норм назывался:

1) «Русская газета» 2) «Русская правда» 3) «Русский закон» 4) Русское слово»

А12. В каком году состоялась Любеческий съезд князей?

1) 1054 г. 2) 1097 г. 3) 1111 г. 4) 1147 г.

А13. Какой князь завещал, чтоб впредь великим князем на Руси был старший в роду?

1) Ярослав Мудрый 2) Изяслав 3) Олег 4) Всеволод

А14. Такие люди, за денежный долг, отрабатывали господину часть своего времени, потому что заключили с ним договор, и попадали от него в зависимость:

1) холопы 2) смерды 3) закупы 4) рядовичи

А15. Каков был результат битв на реке Неве и Чудском озере?

1) Русь захватила все побережье Балтийского моря

2) было положено начало объединению русских земель

3) было остановлено наступление монголо-татар

4) было предотвращено распространение католицизма в русских землях

А16. Битва на реке Калке произошла: 1) 1223 г. 2)1242 г. 3)1380 г. 4)1480 г.

А17. Какое из событий не относится к борьбе Русского государства с монголо-татарами?

1) битва на реке Калке 2) Ледовое побоище 3) Куликовская битва 4) Стояние» на реке Угра

А18. Куликовское сражение произошло в: 1)1223 г. 2)1237 г. 3)1380 г. 4)1480 г.

А19. Укажите, какое из перечисленных литературных произведений посвящено описанию события, относящегося к XIV в.

1) «Сказание о Мамаевом побоище» 2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

3) «Хождение за три моря» 4) «Слово о полку Игореве»

А20. Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

1) Александра Невского 2) Дмитрия Донского

3) Ивана Калиты 4) Василия III

Тест №2 «Российское государство в XV– XVII вв.»

При выполнении заданий А1–А20 из четырёх предложенных вариантов выберите один верный.

А1. Какое из названных событий произошло при великом князе Иване III?

1) был издан судебник 2) был созван первый Земский собор

3) появилось стрелецкое войско 4) Западная Сибирь вошла в состав Российского государства

А2. Первым принял титул «Государя всея Руси»:

1) Василий Темный 2) Иван Грозный 3) Иван III 4)Семен Гордый

А3. Герб с двуглавым орлом появился в качестве официального символа Российского государства при:

1) Иване III 2) Иване Красном 3) Василии Темном 4) Дмитрии Донском

А4. Стояние на реке Угре произошло в:

1) 1410 г. 2) 1475 г. 3) 1433 г. 4) 1480 г.

А5. Какое событие произошло во время правления Ивана III?

1) восстановление вечевых Порядков в Московском кня­жестве

2) вывоз вечевого колокола из Новгорода в Москву

3) написание свода законов «Русская Правда»

4) строительство сигнальных башен на рубежах княже­ства

А6. Порядок замещения высших должностей в зависимо­сти от знатности рода и важности должностей, занимае­мых предками, называется:

1) тягло 2) кормления 3) полюдье 4) местничество

А7. Что из названного относится к результатам похода князя Ивана III на Великий Новгород в 1478г.?

1) расширение полномочий новгородского веча

2) получение московским князем в свое распоряжение больших земельных владений

3) предоставление новгородскому купечеству особых льгот

4) передача большей части Новгородских земель княжеству Литовскому

А8. В честь рождения Ивана Грозного в селе Коломенском был построен

1) Храм Вознесения 2) Храм Василия на Горке

3) Спасский собор 4) Покровский собор

А9. Год венчания на царствование Ивана Грозного:

1) 1530г. 2) 1533г. 3) 1538г. 4) 1547г.

А10. Введение Иваном Грозным опричнины привело к:

1) окончательному юридическому оформлению крепостного права

2) отмене местничества

3) отмене кормлений

4) укреплению личной власти царя

А11. Год присоединения к России Казанского ханства:

1) 1514г. 2) 1552г. 3) 1556г. 4) 1558г.

А12. Поход Ермака в Сибирь был организован на средства:

1) купцов-промышленников Строгановых 2) государственной казны

3) предпринимателей Демидовых 4) на собственные средства

А13. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, под каким названием вошло в историю правительство, о котором идёт речь.

«О начале правления Ивана можно даже сказать, что это была самодержавная монархия «с человеческим лицом», благодаря реформам правительства, возглавляемого Адашевым и Сильвестром. За десять лет своего пребывания у власти правительство это провело столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. Правда, предпосылки реформаторской деятельности складывались ещё до выхода Адашева и Сильвестра на историческую сцену».

1) Совет Всея земли 2) Избранная Рада

3) Приказ тайных дел 4) Ближняя дума

А14. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, когда произошли описанные события: «Воспользовавшись разложением опричного войска, крымский хан… прорвался к Москве и поджег город. Пожар перекинулся в Кремль, где спряталось множество москвичей. Почти все они задохнулись «от пожарного зною» в каменных соборах и палатах. Около двух месяцев город очищали от трупов. Не обошлось и на этот раз без измены»

1) 1558 г. 2) 1564 г. 3) 1571 г. 4) 1584 г.

А15. Что из названного относится к итогам Ливонской войны 1558–1583?

1) хозяйственное разорение северо-западных территорий Московского государства

2) присоединение к России Курляндии и Литвы

3) потеря Россией Новгорода и Пскова

4) получение Россией балтийского побережья от Выборга до Риги

А16. Прочтите отрывок из труда историка и укажите название территории, о присоединении которой к России идёт речь.

«Воины Кучума не умели воспользоваться изобретением пороха и в конце XVI века действовали единственно оружием времен Чингисовых. Каждый казак шел на толпу неприятелей, смертоносною пулею поражал одного, а страшным звуком пищали своей разгонял двадцать и тридцать. Так в первой битве на берегу Тобола, в урочище Бабасане, предводитель казаков, стоя в окопе, несколькими залпами остановил стремление десяти или более тысяч всадников Маметкуловых, которые неслися во весь дух потоптать его: он сам ударил на них и, довершив победу, открыл себе путь к устью Тобола».

1) Астраханское ханство 2) Приамурье 3) Восточная Сибирь 4) Западная Сибирь

А17. Мастер Дионисий работал над росписями:

1) Троице-Сергиева монастыря 2) Ферапонтова монастыря под Вологдой

3) Андроникова монастыря в Москве 4) Кирилло-Белозерского монастыря

А18. С какими событиями отечественной истории связаны даты 1497г., 1550 г.?

1) принятием Судебников 2) борьбой против ордынского владычества

3) опричниной Ивана Грозного 4) расширением территории Московской Руси

А19. Собор Василия Блаженного был построен в:

1) конце XVв. 2) середине XVI в. 3) концеXVI в. 4) начале XVII в.

А20. Прочтите отрывок из документа и укажите век:

«..Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал.. Которые крестьяне из за бояр и из за дворян и из за приказных людей и из за детей боярских и из за всяких людей, из поместий и из вотчин, и из патриарховых и из митрополичьих и из владычных и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего 106 году за 5 лет, и на тех беглых крестьян в их побеге. и на тех помещиков и вотчинников, за кем они выбежав живут, тем помещиком, из за кого они выбежали, и патриаршим и митрополичьим и владычным детям боярским и монастырских сел приказчиком и служкам давать суд и сыскивать накрепко всякими сыски, и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и с детьми и со всеми животы возить назад, где кто жил.»

1) XV в. 2) XVI в. 3) XVII в. 4) XVIII в.

Тест №3 «Смутное время в России»

При выполнении заданий А1–А20 из четырёх предложенных вариантов выберите один верный.

А1. Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:

1) Дания, Норвегия 2) Речь Посполитая, Швеция

3) Англия, Швеция 4) Турция, Крымское ханство.

А2. Смутным временем в России называют:

1) конец XVI века 2) первую половину XVII века

3) начало XVI века 4) конец XVI – начало XVII веков

А3. К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители:

1) крестьянского восстания 2) обороны Смоленска;

3) заговора бояр против Лжедмитрия I 4) ополчения, освободившего Москву от интервентов

А4. В период смутного времени «Тушинским вором» называли:

1) Ивана Холопко 2) Григория Отрепьева 3) Лжедмитрия II 4) Прокопия Ляпунова

А5. Второе ополчение стало формироваться:

1) в Рязани 2) во Владимире 3) в Нижнем Новгороде 4) в Москве

А6. Династия Рюриковичей закончилась после смерти:

1) Ивана Грозного 2) Фёдора Ивановича 3) Бориса Годунова 4) Михаила Фёдоровича

А7. Первым царем, занявшим российский трон не по праву наследования, а в результате избрания на царство был:

1) Михаил Романов 2) Борис Годунов 3) Василий Шуйски, 4) Лжедмитрий I.

А8. В 1598 Борис Годунов занял московский престол на основании:

1) Завещания Фёдора Иоанновича 2) Решения царицы Ирины

3) Решения Боярской думы 4) Постановления Земского собора

А9. Какой из названных документов был принят позже других:

1) Указ об урочных летах, 2) Судебник Ивана IV,

3) Указ о заповедных летах, 4) Судебник Ивана III

А10. Лидер крестьянского движения 1603-1604:

1) Ляпунов П 2) Илейка Муромец 3) Хлопок Косолап 4) Заруцкий И.М

А11. О ком В.О. Ключевский сказал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»:

1) о Фёдоре Романове 2) о Борисе Годунове

3) о Григории Отрепьеве 4) о королевиче Владиславе

А12. 1 июня 1605 года Москва присягнула:

1) Боярской думе 2) Семибоярщине 3) Шуйскому В.И 4) Лжедмитрию I

А13. Восстание 1606-1607 под руководством Болотникова И.И. было подавлено после:

1) Поражения у деревни Котлы 2) Сдачи Тулы 3) Отступления к Калуге 4) Осады Москвы

А14. В восстании Болотникова И.И. не приняли участия:

1) Стрельцы 2) Крестьяне 3) Казаки 4) Посадские люди

А15. Современниками были Болотников И.И. и:

1) Иван IV 2) Хмельницкий Б.М. 3) Шуйский В.И. 4) Разин С.Т.

А16. Прочтите отрывок из сочинения историка Н. И. Костомарова и определите пропущенную в тексте фамилию исторического деятеля, к которому относится данная характеристика. «Выбрали царем князя ______, уверившись, что прежний, убитый, названный Дмитрием, был не настоящий Дмитрий… Но народ был недоволен тем, что_______сел на трон неправильно: не вся земля через своих выбранных людей избрала его на царство, а прокричали его царем и посадили на престол благоприятели его и нахлебники в Москве»:

1) Михаил Романов 2) Борис Годунов 3) Алексей Михайлович 4) Василий Шуйский

А17. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора. «Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали»:

1) Василию Шуйскому 2) Ивану Заруцкому 3) Прокопию Ляпунову 4) Лжедмитрию II

А18. В крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского, данной при его вступлении на престол, содержалось обещание:

1) передать часть государственных земель в распоряжение церкви 2) не казнить без суда

3) осуществить крупные земельные пожалования дворянам 4) отменить государственные подати

А19. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось:

1) в создании нового органа власти – Земского собора,

2) в обещании царя подданным соблюдать законность,

3) в введении нового принципа наследования престола,

4) в учреждении в России патриаршества.

А20. К 1606–1607 гг. относится:

1) правление Василия Шуйского 2) восстание под предводительством И.И. Болотникова

3) царствование Лжедмитрия I 4) деятельность Второго ополчения

Тест №4 «Первые Романовы»

При выполнении заданий А1–А20 из четырёх предложенных вариантов выберите один верный.

А1. Что означало воцарение династии Романовых?

1) начало нового этапа гражданской войны 2) окончание Смутного времени

3) завершение феодальной раздробленности 4) начало боярского правления

А2. Понятие «раскол» в XVII-XVIII вв. означало деление населения на сторонников и противников:

1) реформ Избранной рады 2) отмены крепостного права

3) реформ патриарха Никона 4) расширения привилегий дворянства

А3. Протопоп Аввакум был:

1) одним из авторов церковной реформы 2) царским духовником

3) лидером противников церковной реформы 4) наставником царских детей.

А4. Соборное уложение 1649 г. сыграло решающую роль в:

1) становлении просвещенного абсолютизма 2) закрепощении крестьян

3) установлении сословно-представительной системы 4) замене приказов коллегиями.

А5. Что из названного относится к итогам внешней политики Алексея Михайловича?

1) присоединение к России Северного Причерноморья

2) присоединение к России Западной Сибири

3) получение Россией выхода в Балтийское море

4) присоединение к России Левобережной Украины и Киева

А6. Что из перечисленного стало результатом реформ Никона в XVII в.?

1) ликвидация монастырского землевладения 2) изменение церковных обрядов

3) создание Святейшего Синода 4) учреждение патриаршества

А7. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»?

1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.

А8. Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопрос: Когда происходили эти события?

» В это время умножился разбой в земле русской, не только в пустынных местах проезда не было, а под Москвой разбой великий был. Царь Борис много раз посылал на них войска… но ничего не удавалось с ними сделать. Бояре же надумали послать на них воеводу с большой ратью… Они (войска) пошли и сошлись с (разбойниками) близ Москвы. Разбойники бились с ними не щадя голов своих, и воеводу Ивана Фёдоровича убили… и едва превозмогли окаянных, перебив многих из них… Хлопка едва живого взяли в плен, а другие бежали на Украину и там их поймали и перевешали».

1) 1602–1603гг. 2) 1606–1607гг. 3) 1608–1609гг. 4) 1611–1612г.

А9. Русский первопечатник:

1) Иван Фёдоров 2) Андрей Курбский 3) Иван Пересветов 4) Феодосий Косой

А10. Верховная власть стала двуглавой: царь и патриарх совместно правили страной. Это были:

1) Василий Шуйский и Гермоген 2) Михаил Федорович и Филарет

3) Борис Годунов и Иов 4) Алексей Михайлович и Никон

А11. Понятие «урочные лета» означало:

1) запрет на крестьянский переход в Юрьев день

2) ограничение на переход крестьян в Юрьев день

3) срок сыска и возвращения беглых крестьян

4) годы, когда помещик переводил крестьян на оброк

А12. Государство, в котором власть монарха сочетается с существованием органов, составленных из депутатов от дворян, духовенства и горожан, называется:

1) абсолютной монархией 2) конституционной монархией

3) сословно-представительной монархией 4) олигархией

А13. В Соборном уложении было зафиксировано:

1) была проведена реформа церковной обрядности

2) уничтожались последние уделы

3) ликвидировались «черные слободы»

4) сыск беглых крестьян становился бессрочным

А14. Соляной бунт произошел в:

1) 1648 г. 2) 1645 г. 3) 1653 г. 4) 1667 г.

А15. Андрусовское перемирие России с Польшей было заключено в:

1) 1667 г. 2) 1653 г. 3) 1681 г. 4) 1689 г.

А16. Один из сподвижников Степана Разина:

1) Василий Ус 2) Юрий Барятинский 3) Филипп Колычев 4) протопоп Аввакум

А17. Несмотря на подавление Медного бунта, правительство было вынуждено:

1) Разработать новый свод законов 2) Пойти на отмену медных денег

3) Отменить крепостное право 4) Освободить податное население от уплаты налогов

А18. Восстание Степана Разина произошло:

1) 1667–1677 г.г. 2) 1667–1670 г.г. 3) 1670–1671 г.г. 4) 1669–1671 г.г.

А19. Медный бунт произошёл в:

1) 1649 г. 2) 1665 г. 3) 1662 г. 4) 1670 г.

А20. Царь, получивший прозвище «тишайший»:

Допоможыть написати практичну роботаму. Ст. 261,Практична робота на тему,, Козацькі літописи 17-18 ст. як історичні джерела,, Письмово у зошитах опи суємо 3 козацькі літописи ст. 261,262 Літопис Самовидця, Літопис Григорія Грабянки, Літопис Самійла Величка. Послушайте фрагмент «Симфонии в трёх движениях» И. Ф. Стравинского. Что в этой музыке нового, необычного по сравнению с классикой XIX века? Чи можна сказати, що після «довгого XIX століття» події в Європі були найважливішими та визначали хід світової історії у XX ст.? Выделите мероприятия, осуществлённые в годы правления Павла 1. Закрытие частных типографий 2. Секуляризация монастырских земель 3. Создание полиции 4. Регламентация частной жизни подданных 5. Создание коллегий Посол этой европейской страны принимал активное участие в заговоре против Павла I 1. Франция 2. Австрии 3. Англии 4. Пруссии 5. Неаполь Описати репродукцію картини Васнєцова «Новгородська торг» В каком веке было введено христианство на Руси: 1) IX в. 2) X в. 3) XI в. 4) VIII в. Кто из названных князей Древней Руси прославился победами над половцами и созданием «Поучения»: 1) Олег Вещий 2) Владимир Мономах 3) Святослав Окаян ный 4) Изяслав Какое событие «Повесть временных лет» относит к 862 г.: 1) призвание Рюрика в Новгород на княжение 2) крещение князя Владимира 3) восстание древлян 4) первый договор князя Олега с Византией Перечислите государства, оккупированные нацистской Германией ДО и ВО время Второй мировой войны;​

Кто на самом деле был первым русским царём?

Как правило, на вопрос о том, кто был первым русским царём, все отвечают, что это Иван IV Грозный (годы правления 1547 — 1584). И действительно, в 1547 году после венчания на царство он стал царём всея Руси. При Иване Грозном были проведены государственные реформы, страна была окончательно централизована, а её территория выросла с 2.8 до 5.4 млн.км2. Однако, эта статья будет посвящена другому правителю – Ивану III (в историографии его называют также Иван Великий), который, к сожалению, менее известен широкому кругу людей, чем Иван IV. Хотя именно Иван III (годы правления 1462 – 1505) сделал очень многое для того, чтобы Россия стала единым и сильным государством и тоже имеет право носить звание первого русского царя. Приведу несколько аргументов в подтверждение этой позиции.

1. Иван III носил титул «государь всея Руси»

Иван III освободил страну от татаро-монгольского ига в 1480 году и добился суверенитета и независимости России. Также за годы его правления страна стала больше в несколько раз – к Москве было присоединено большинство ранее раздробленных княжеств. Будучи собирателем земель вокруг столицы, Иван III абсолютно заслуженно первым из русских князей получил титул «государь всея Руси». В дипломатической переписке он иногда называл себя царём. Это имело важное символическое значение – когда русские княжества подчинялись Золотой Орде, титул царя имел ордынский хан. Теперь же царём мог называться правитель независимой России. При Иване III стало использоваться и слово самодержец.

Иван III разрывает ханскую грамоту

2. Именно в годы правления Ивана III Русь стала называться Россией

В тот период в обиход официально вошло название Россия, и появился герб с изображением двуглавого орла, который был и сейчас остаётся символом страны. При Иване III начала формироваться единая государственная идеология, отражённая в теории «Москва-Третий Рим». Согласно этой концепции подтверждалось право России быть наследницей Византийской империи, а царя – защитником православной веры. Следует отметить, что по распоряжению Ивана III были построены нынешний Московский Кремль и Успенский собор (главный кафедральный собор страны).

3. Иван III заложил политические, юридические, экономические и административные основы централизованной России

Можно назвать следующие шаги Ивана III по созданию основ единого государства:

  • В 1497 году был принят Судебник – свод законов. Он распространялся на все русские земли и устанавливал единые юридические нормы для всех групп населения.
  • Иван III провёл административную реформу, учредившую административно-территориальную структуру единой страны и систему власти на местах.
  • Была создана всероссийская система приказов (прообразов современных министерств), которая впоследствии усовершенствовалась Иваном Грозным и просуществовала до введения Петром I коллегий.
  • Введена всероссийская монетная система.

4. Россия получила международное признание

При Иване III страна расширила дипломатические отношения с Венецией, Священной Римской империей (центром империи была Германия, но входили туда и другие европейские страны), Данией, установила связи с Османской империей, вступила в союз с Крымским ханством. Брак Ивана Васильевича с Софьей Палеолог, племянницей византийского императора, заключённый в 1472 году, укрепил международный авторитет России. В 1489 году посол Священной Римской империи от лица императора предложил Ивану III титул короля – следовательно, в Европе признали возникновение независимого российского государства.

Какие же выводы можно сделать в заключение? Нет смысла оспаривать тот факт, что Иван Грозный официально признан первым русским царём. Однако основы централизованной России заложил именно Иван III. Объединив земли вокруг Москвы и избавившись от татаро-монгольского ига, он был уже не князем, а фактически монархом, «государём всея Руси», неслучайно он называл себя царём в международной дипломатической переписке. На мой взгляд – Иван III всецело заслуживает имени Иван Великий, а плодотворные результаты его правления мы можем видеть до сих пор – достаточно взглянуть на карту и герб России.

Так выглядел герб России при Иване III

Как в России выбирали Царей

Хроники Царьграда: А Грозный ли Иван?

Как ни покажется сегодня странным, в России избирали и Царей: Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского, несостоявшегося царя — польского королевича Владислава. В 1613 году произошло не просто избрание Царя, а целой Династии Романовых, которой народ наш на кресте поклялся быть верным до скончания века, и которая царствовала 300 лет. Как же и почему избирали на Руси царей?

В 1533 г. во время тяжелой болезни Царь Иоанн Васильевич Грозный составил завещание, в котором передавал престол своему годовалому сыну Царевичу Димитрию Иоанновичу. Однако ребенок при странных обстоятельствах в тот же год утонул. Выздоровевший Иоанн Васильевич завещал престол своему следующему сыну Царевичу Иоанну Иоанновичу, но тот скончался в 1581 г., скорее всего от отравления ртутью. Через три года, 18 марта 1584 года, скоропостижно скончался и сам Царь, не оставив завещания.

В ту эпоху никакого закона о престолонаследии не было, но существовало негласное правило, что на престол вступает ближайший родственник Монарха, чаще всего им был старший сын. Однако избрание Царя на Руси почти всегда производилось Земским собором, который собирался после кончины предыдущего государя и проводился для утверждения кандидатуры наследника даже в случае, когда линия преемственности была очевидной. Созыв Собора представляется как результат инициативы «всего многобезчисленного народного християнства, от конец до конец всех государьств Росийскаго царьствия».

Последний Рюрикович на русском престоле — царь Феодор Иоаннович. Фото: www.globallookpress.com

Тоже самое произошло и с Феодором Иоанновичем. Собор 1584 г. не был формальным утверждением на престоле сына Иоанна Грозного. Незадолго до своей смерти Иоанн Васильевич назначил опекунский совет, который должен был помочь сыну Феодору Иоанновичу управлять государством. В совет вошли дядя Царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князья Иван Федорович Мстиславский, Иван Петрович Шуйский, бояре Богдан Яковлевич Бельский и Борис Федорович Годунов. Между ними началась борьба за влияние. На престол претендовали родственники последней супруги Царя Иоанна Грозного Марии Нагой, от которой был малолетний сын Царевич Димитрий Иоаннович. По словам летописца, пришли изо всех городов в Москву именитые люди и молили со слезами царевича Феодора, чтоб был на Московском государстве царем и венчался царским венцом. Сильно стоял за Феодора и простой народ, любивший кроткого и христолюбивого Царевича. В результате, как сообщает Псковская летопись:

В лето 7093-го. Поставлен бысть на царьство царем, на вознесениев день, Феодор Иванович митрополитом Дионисием и всеми людьми Руския земля».

Шведский хронист Петрей писал те дни, что Феодора избрали на царство «высшие и низшие сословия».

Царь Феодор Иоаннович процарствовал недолго. Он скончался 7 (17) января 1598 года. Царь не оставил завещания, но вручил скипетр своей супруге Царице Ирине Феодоровне. Все бояре присягнули Царице, но сама она отказалась от престола и удалилась в монастырь. Так как Династия Рюриковичей пресеклась, то законным претендентом на престол стал прямой потомок Чингизидов (род, почитавшийся Рюриковичами за царский и старший) Симеон Бекбулатович, которого Иоанн Грозный в 1575 г. венчал на царство как Царя и Самодержца, а сам принял титул Великого Князя Московского. По приказу Иоанна Грозного молодой царевич женился на девушке из известного боярского рода — Марии Андреевне Клеопиной-Кутузовой. Он и так по своему положению стоял выше русской знати, так как был из рода Чингизидов, а брак с русской аристократкой только укрепил его позиции. По всей видимости, это было не «блажью» и «самодурством» Иоанна, как принято считать, а его дальновидным ходом по упрочиваю положения законной династии, в том случае, если бы всё его, Иоанна, потомство умерло или было бы убито. После кончины первой супруги, Симеон женился вторым браком на молодой вдовице княгине Анастасии Черкасской, благодаря чему он, царь Касимовский, породнился с царской фамилией, так как в жилах его второй супруги текла кровь Софии Палеолог. Недаром Борис Годунов крайне опасался Симеона, также как Царевича Димитрия, который проживал со своей матерю в Угличе.

В таких условиях началась подготовка к Земскому собору, который должен был избрать нового Царя. Надо сказать, что за Бориса Годунова стояли могущественные силы: Патриарх Иов, многие бояре, которых Годунов приблизил в годы своего пребывания в должности правителя. Однако у царского шурина были и влиятельные враги: Шуйские, Романовы и другие. Поэтому Борис Годунов не захотел воспользоваться просто поддержкой Патриарха, верных ему людей и народа, а решил стать Царем только будучи избранным Собором. До его созыва, он всячески отказывался принять царский венец. Собора Борису Феодоровичу опасаться было нечего. На соборе должны были участвовать 474 человека, из них: 99 духовных лиц, которые не могли противоречить Патриарху, 272 человека бояр, окольничих, придворных чинов, дворян, дьяков, большинство из которых были сторонниками Годунова.

Когда 17 февраля 1598 г. открылся Земский Собор, то Патриарх Иов сразу же заявил:

У меня, Иова Патриарха, у митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов и у всего освященного вселенского собора, у бояр, дворян, приказных и служилых, у всяких людей, у гостей и всех православных христиан, которые были на Москве, мысль и совет всех единодушно, что нам, мимо Государя Бориса Федоровича, иного государя никого не искать и не хотеть».

Слова Патриарха были сразу же поддержаны большинством участников, заявивших:

Наш совет и желание одинаково с твоими, отца нашего, всего освященного собора, бояр, дворян и всех православных христиан, что неотложно бить челом Государю Борису Федоровичу и, кроме его, на государство никого не искать».

Два дня в Успенском соборе торжественно служили молебны, чтобы Господь даровал православному христианству по его прошению Царя Бориса Федоровича. 20 февраля, после молебна Патриарх с духовенством, боярами и всенародным множеством отправились в Новодевичий монастырь, где Борис Годунов жил вместе с сестрой. Однако расчётливый и хитрый правитель Борис Годунов решил дожать ситуацию до конца и на мольбы принять престол ответил отказом. Патриарх благословил организовать огромный крестный ход к Новодевичьему монастырю с женами и грудными младенцами. Патриарх с духовенством приговорили тайно: если Царица Ирина не убедит своего брата, то отлучить Бориса Федоровича от Церкви и самим снять с себя святительские саны, сложить панагии, одеться в простые монашеские рясы и запретить службу по всем церквам.

Борису Годунову не удалось основать свою династию. Фото: www.globallookpress.com

Разумеется, это «тайное» решение стало известно Борису Годунову. Однако было бы неправильно полагать, что столь долгий его отказот принятия престола был вызван лишь хитростью и двуличием. Существовали причины и другого плана. Среди бояр были влиятельные сторонники ограничения самодержавной власти Царя. Они хотели, чтобы Борис Годунов целовал крест на ограничивающей его власть грамоте. Борис Феодорович этого делать не хотел, но не желал, чтобы это выглядело как его личное несогласие. Поэтому он должен был получить самодержавную власть из рук Патриарха и народа. Однако тянуть дальше было нельзя. Главный враг Бориса князь Иван Петрович Шуйский начал подговаривать народ, что неприлично более упрашивать, а надо приступить к избранию другого претендента. Поэтому, когда Патриарх и все духовенство вошло в келью к Царице Ирине, где находился и Борис, умоляя ее повлиять на него, то Ирина Феодоровна со слезами благословила его. Сам Борис Феодорович крайне взволнованный, заявил:

Бог свидетель и ты, Великая Государыня, что в мыслях у меня того никогда не было, я всегда при тебе хочу быть и святое, пресветлое, равноангельское лицо твое видеть».

В ответ Царица отвечала ему: «Против воли Божией кто может стоять? И ты бы безо всякого прекословия, повинуясь воле Божией, был всему православному христианству государем». Тогда Годунов сказал: «Буди святая Твоя воля, Господи».

9 (19) марта 1598 г. состоялось расширенное заседание «освященного собора» и боярской думы по вопросу венчания на царство Великого Государя Бориса Феодоровича и присяге ему, а 1 (11) сентября того же года это венчание состоялось. В извещении датским послам 17 марта 1598 г. говорилось, что Царь Борис Феодорович возведен на престол:

Прошением и молением Патриарха Иова и митрополитов и архиепископов, и всего священного Вселенского Собора, и за челобитьем многих государских детей и царевичей розных государств, которые под его Царскою Великою рукою и ему Государю служат, и за многими просьбами бояр, и окольничих, и князей, и воевод, и дворян, и приказных людей, всяких служилых людей всех городов Московского государства, и всего народа християнского, множества людей…».

Царствование Бориса Годунова продлилось недолго: в 1605 году он скончался, видимо, от инсульта. Его сын Царь Феодор Борисович вступил на престол без утверждения Земским собором, но вскоре был свергнут, брошен в темницу и убит сторонниками Самозванца. Тот же, захватив престол, никаких Земских соборов не созывал. Также не был избран Земским собором и сменивший убитого Самозванца Василий Шуйский, которого в 1606 г. выбрала Царем группа сторонников. Также как Лжедмитрий I Шуйский не был легитимным Царем, быстро согласившись на ограничение своей власти со стороны бояр. В 1610 г. его свергли с престола и Смутное время вступило в свой самый опасный для русской государственности период. В Москве Семибоярщина присягала польскому королевичу-католику Владиславу, в Новгороде бояре присягали шведскому королю. Русские люди готовы были избрать шведского принца на русский престол, правда, при непременном условии принятия им православия.

Шло нравственное разложение национальной элиты, а вслед за ней элементы этого же разложения стали проникать и в народ. Надо было пройти до последней черты, за которой уже было исчезновение Русского православного государства, чтобы в этих страданиях народ наконец-то услышал Божий глас через своих верных чад: Святителя Гермогена, архимандрита Авраамия Палицына и монахов Троице-Сергеевой лавры, гражданина Минина, князя Пожарского – и пришел к всенародному покаянию. А покаяние – это переосмысление содеянного. Это крайне важно, только это дает силу и новую энергию. Смута преодолевалась в сердцах и умах. И только после этого – изгнание захватчиков и понимание, что нужно делать для устройства государственной жизни: следование не своей воле, не своим амбициям, не своим желаниям, а Воле Божьей, Божьему Промыслу.

Преодоление Смуты: Царь

Эта Воля была услышана в Костроме. Для нашей истории важнейшее, переломное событие – это не просто избрание новой Династии, а согласие народа на несение нового Креста, на выполнение совершенно новой задачи: создание великой православной Империи как цивилизационной альтернативы апостасийной, рационалистической западной гибельной цивилизации.

Как только возникло нижегородское ополчение, вожди его были более озабочены немедленным избранием нового Царя, чем освобождением Москвы от поляков. Этим же требованием были проникнуты народные массы. На этом сходились все русские: и земщина, и казаки не могли представить себе Русь «безгосударной». «Не одним боярам, всем Государь надобен», – говорили русские люди. Народ требовал от князя Пожарского избрания Царя, когда ополчение еще двигалось к Москве. В самой столице незадолго до созыва собора господствовали настроения, выраженные летописцем:

Москва людна и хлебна, и на то все обещахомся, что всем помереть за Православную Веру, а королевича на царство не имати».

Собор 1613 г., избравший Царем Михаила Феодоровича Романова, был одним из наиболее полных «советов всей земли» как по числу, так и по социальному положению участвовавших в нем. В декабре 1612 года собрались в Москву представители многих городов. Судя по подписям на избирательной грамоте, более 40 городов прислали своих выборных. Только Нижний Новгород на собор 1612–1613 годов отправил не менее девятнадцати человек своих представителей, не считая дворян и детей боярских. Как отмечал С.Ф. Платонов: «Все слои свободного населения участвовали в великом государственном и земском деле царского «выбиранья». Некоторые произведения XVII века дают нам понять, что дело на Соборе не обошлось без трений.

Приидоша к Москве… изо всяких чинов всякие людии, – повествует Новый летописец об избрании Царя Михаила, – начата избирати Государя. И многое было волнение всяким людем: койждо хотяше по своей мысли деяти, койждо про коего говоряше: не воспомянуша бо писания, яко «Бог не токмо царство, но и власть, кому хощет, тому дает; и кого Бог призовет, того и прославит».

На Соборе ставился вопрос о кандидатуре шведского принца Карла-Филиппа, раздавались голоса и сторонников королевича Владислава. Русские люди XVI–XVII вв. были преданы национальной идее. Кроме того, неудачный выбор Владислава и последовавшие за ним бедствия еще более отшатнули Русь от мысли о государе-иноземце. Были сторонники князей Д.Т. Трубецкого и Д.И. Пожарского. Их кандидатуры выставлялись на Собор. Однако настроенные аристократически, они восстановили против себя очень многих русских людей, и быть может, именно тем, что поставили вопрос об иноземце-царе. Притом Пожарского не любили казаки, а Трубецкой был неприятен земщине.

Основатель трехсотлетней династии Романовых — царь Михаил Федорович. Фото: www.globallookpress.com

Наконец, после многих несогласий восторжествовал кандидат, за которого стояло казачество и земщина: молодой Михаил Феодорович Романов. О нем заговорил один из уездных представителей, какой-то галицкий сын боярский. Он напомнил о родстве Романовых с царским родом Иоанна Грозного. Заседания собора были, по-видимому, шумными. На них много спорили и горячились. Но, когда рядовая земщина и казаки дружно выдвинули своего кандидата, споры и ссоры прекратились. Почувствовали русские люди, что единодушие достигнуто, что Смуте настает конец, и воспрянули духом. Затем разослали по разным городам Руси верных людей тайно проведывать, «кого хотят Государем Царем на Московское государство». 21 февраля 1613 года, посланные прибыли с единодушным ответом о согласии с соборным избранием. Тогда «в большом московском дворце, в присутствии, внутри и вне, всего народа из всех городов России» Михаил Феодорович Романов был торжественно провозглашен Царем Русской земли.

Л.П. Решетников отмечает:

Царь – отрок, духовно чистый, не запятнавший себя братоубийственной усобицей, борьбой за власть, клятвопреступлениями. В Костроме произошел исторический акт принятия Романовыми и всем русским народом грандиозной исторической задачи. Это Романовы (само имя новой династии несло в себе мистическую смысловую нагрузку, говорившей о ее историческом предназначении: воплощении идеи Третьего Рима в жизнь) хорошо понимали. В марте 1613 г. в Костроме Дом Романовых получил в наследство небольшое разоренное государство. Вдумайтесь, несколько областей центральной России, фактически лишенных выхода к морям, охваченных уголовным террором и нарождающимся религиозным расколом. А через 300 лет это была величайшая Империя, простиравшаяся от Варшавы до Владивостока, от Земли Императора Николая II до Кушки. Дело не только в границах и территориях. Мы живем в государстве, которое создано под их водительством, мы живем в городах, ими воздвигнутых, мы передвигаемся по дорогам, проложенным и построенным в своем все еще большинстве в их правление. Мы с гордостью называем всемирно известные имена Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Чехова, Толстого, которые смогли стать как явление только в Романовской Империи. Мы с упорством, достойным лучшего применения, последние почти 100 лет пытаемся разрушить великое государство, созданное под водительством Романовых. Разрушили безумными экспериментами силового навязывания красной модели, а затем либеральной и достигли здесь результатов, и сократились чуть ли не вдвое, и народ вымирает разными способами. Но в то же время посмотрите, какая мощная конструкция была создана водительством Дома Романовых. Мы не только еще живы, но рождается новая жизнь, опять жизнь с Богом».