Неопалимая купина

Многие верующие знают, что Богоматерь чиста и непорочна, ведь зачатие Иисуса было безгреховным. Поэтому православные с таким трепетом и вниманием относятся к данной святыне. Чудотворная икона «Неопалимая Купина» является еще одним запечатлением Святой, которое имеет свое особое предназначение.

История иконы

История иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» славится множеством чудесных и поистине удивительных событий. Это сегодня образ известен нам таким, с множеством символов, с различными фигурами, но изначально на святыне рисовали лишь горящий куст, в который была заключена Богоматерь, и пророка Моисея, приклонявшегося пред растением. Более сильный и глубокий образ иконы от пожара возник на грани XVI века, насытив ее всевозможными значениями.

Одна среди самых древних икон Богородицы «Неопалимая Купина» имеется в Благовещенском соборе, в Москве. Туда она попала благодаря инокам из Палестины, которые в 1390 году вернули святыню на место, где по преданию Моисей заметил дивный куст. В 1812 году, во время войны с Наполеоном, драгоценная риза святыни была похищена, однако вскоре солдат возвратил ее священнику, так как с момента кражи его мучила невыносимая тоска.

Еще одна икона «Неопалимая Купина» находится в Славянской церкви Троицы. Именно она тогда, в 1822 году, спасла целый город от неуправляемой стихии – огня. На тот момент количество пожаров и поджогов в городке сильно возросло. Горели дома за домами и однажды во сне одной жительнице Славянска пришло видение, что ненастья прекратятся сразу же, после написания святыни. Об этом женщина сообщила протоиерею, который тот час же распорядился создать чудотворную икону. «Неопалимая Купина» была создана, а после очередного поджога нашлась и виновница всех бед, которая от неразумия чуть не погубила целый город. Так образ Пресвятой Девы избавил местных от бушующего огня, в благодарность чего они соорудили для нее кивот, подписав «»В па­мять 1822 го­да за спасение града от пожара».

Значение иконы

Для верующих очень важна икона Божией Матери «Неопалимая Купина», значение которой содержится в иконографии лика Пресвятой. Образ Святой есть в различных вариациях Ее изображения, но наилюбимейшим остается тот, где присутствует множество символов, которые в общей совокупности и создают образ Богородицы-защитницы, оберегающей все человечество.

Центральным образом святыни является сама Дева Мария, которая держит в левой руке Сына Божьего, а правой обхватывает лестницу, что символизирует схождение Иисуса Христа на землю грешную. Близь лестницы изображена гора, которая наоборот означает восхождения. Ромбы, что находятся позади главного образа, вогнуты внутрь, а их края формируют восьмиконечную звезду. Один из них, зеленый (темно синий), который более приближен к Богоматери символизирует пережитый пожар, а второй, позади, больший, указывает на само пламя красным. Кроме того, если пристально посмотреть на икону, можно найти и растение, именем которого названа икона Богородицы «Неопалимая Купина».

Также на иконе Неопалимой присутствуют три духа: Господень с короной и с Иисусом Христом, дух с вратами и дух с мечом, который символически изображает покровительство и оберег. Вокруг Пресвятой Девы много ангелов, каждый из которых имеет уникальное значение, например: ангел мудрости, учительства, приношения, дарования.

В чем помогает икона «Неопалимая Купина»

Как уже упоминалось икона «Неопалимая Купина» не раз приходила на помощь во времена пожаров, но это не единственное, в чем помогает лик Святой. Небесная Царица никогда не оставит нуждающихся без поддержки.

Икона сохраняет домашний очаг от напастей и пламенем избавляет людей от совершения греха. Она покровительствует тем, чья профессия – спасать, защищать жизни людей: пожарным, врачам и военным.

К тому же чудотворный образ помогает излечиться от психических заболеваний и нанесенных телу ранений в виде ожогов и других увечий.

Где вешать икону дома

Так как «Неопалимая Купина» спасает людей от несчастий, то икона в доме должна быть обязательно. Определенных правил, куда вешать святыню нет, однако традиционно ее принято размещать над входной дверью в дом или квартиру.

Именно при входе икона «Неопалимая Купина» оберегает все помещение, а значит и всю семью, что там проживает, ведь Божья Матерь является хранительницей семейного благополучия.

Молитвы перед иконой Божией Матери «Неопалимая икона»

Празднование чудотворного образа датируется 17 сентября, когда отмечается день памяти пророка Моисея и несгорающего в огне куста.

В этот час в церквях читается акафист и молитва перед иконой «Неопалимая Купина». Впрочем, молитва пред святыней не терпит ограничений и считается, что взывать к Пресвятой Деве необходимо в сложные времена, а не в обозначенный день в календаре. Обращаться к Богородице следует только с благими намерениями: защитить, уберечь, сохранить. Это может касаться как семейного благополучия, так и жизни близких людей. Поэтому во время молитвы перед иконой «Неопалимая Купина» просить о защите тех, чья профессия подвергает опасности, нужно искренне.

Тропарь, глас 4

И́же во огни́ купины́ неопали́мыя, дре́вле Моисе́ем ви́денныя,/ та́йну воплоще́ния Своего́ от неискусобра́чныя Де́вы Мари́и Прообразова́вый,/ Той и ны́не, я́ко чуде́с Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель,/ ико́ну Ея́ святу́ю чудесы́ мно́гими просла́ви,/ дарова́в ю́ ве́рным во исцеле́ние неду́гом/ и в защище́ние от о́гненнаго запале́ния./ Сего́ ра́ди вопие́м Преблагослове́нней:/ наде́ждо христиа́н, от лю́тых бед, огня́ и гро́ма изба́ви на Тя упова́ющия// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко милосе́рда.

Перевод: Тот, кто во огне купины неопалимой, в древности Моисеем увиденной, тайну воплощения Своего от Девы Марии, брака не познавшей, предзнаменовал, и сейчас, как Творец чудес и всего тварного Создатель, икону Ее святую чудесами многими прославил, даровав ее верующим для исцеления болезней и для защиты от пожаров. Потому взываем к Преблагословенной: «Надежда христиан, от жестоких бедствий, огня и грома избавь на Тебя надеющихся и спаси души наши, как милосердная».

Ин тропарь, глас 4

И́же в Купине́, огне́м горя́щей и несгора́емой,/ показа́вый Моисе́ови Пречи́стую Твою́ Ма́терь, Христе́ Бо́же,/ Огнь Божества́ неопа́льне во чре́ве прии́мшую,/ и нетле́нну по Рождестве́ пребы́вшую:/ Тоя́ моли́твами пла́мене страсте́й изба́ви нас,/ и от о́гненных запале́ний град Твой сохрани́,// я́ко Многоми́лостив.

Перевод: В купине, огнем горящей и несгораемой, показавший Моисею Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, Огонь Божества, не опалившись, принявшую во чреве и непорочной после Рождества пребывшую, по Ее молитвам избавь нас от пламени страстей и от пожаров город Твой сохрани, как Многомилостивый.

Кондак, глас 8

Предочи́стим чу́вствия душ и теле́с на́ших,/ да ви́дим та́инство Боже́ственное,/ о́бразно явле́нное дре́вле вели́кому во проро́цех Моисе́ю купино́ю,/ горе́вшею огне́м и не сгара́вшею,/ в не́йже Твоего́ безсе́меннаго Рождества́, Богоро́дице, предвозвеще́ние испове́дуем,/ и, благогове́йно покланя́ющеся Тебе́/ и Ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, со стра́хом вопие́м:// ра́дуйся, Влады́чице, Покро́ве, и Прибе́жище, и Спасе́ние душ на́ших.

Перевод: Предочистим восприятие душ и тел наших, чтобы увидеть таинство Божественное, явленное в древности пророку Моисею как пылающий и не сгорающий в огне куст, в нем же Твоего бессеменного Рождества, Богородица, предсказание исповедуем, и, благоговейно поклоняясь Тебе и родившемуся от Тебя Спасителю нашему, со страхом взываем: «Радуйся, Владычица, Защита и Прибежище и Спасение душ наших».

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вны и пресла́вны чудеса́ содева́еши, от о́гненнаго запале́ния и молниено́снаго гро́ма жили́ща на́ша спаса́вши, неду́жныя исцеля́еши и вся́кое благо́е проше́ние на́ше во бла́го исполня́еши. Смире́нно мо́лим Тя, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, сподо́би ны немощны́я и гре́шныя Твоего́ Ма́терняго уча́стия и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, оби́тель сию́, всю страну́ на́шу правосла́вную, и вся ны припа́дающия к Тебе́ с ве́рою и любо́вию, и умиле́нно прося́щия со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая, умилосе́рдися на нас, обурева́емых греха́ми мно́гими и не иму́щих дерзнове́ния ко Христу́ Го́споду, проси́ти Его о поми́ловании и проще́нии, но Тебе́ предлага́ем к Нему́ на умоле́ние Ма́терь Его́ по пло́ти: Ты же, Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоприи́мнии ру́це Твои́ и предста́тельствуй за нас пред Бла́гостию Его́, прося́ще нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны, и до́браго отве́та на стра́шнем Суде́ Его́. В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное Твое́ заступле́ние и держа́вное вспоможе́ние: да спаса́еми всеси́льными Твои́ми ко Го́споду моли́твами вре́меннаго наказа́ния Бо́жия зде избе́гнем и ве́чное блаже́нство ра́йское та́мо унасле́дуем: и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пное и́мя поклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва и акафист Богородице перед иконой Неопалимая Купина

Тропарь и кондак

ТРОПАРЬ И КОНДАК БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ИКОНОЙ ИМЕНУЕМОЙ НЕОПАЛИМОЮ КУПИНОЮ

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же

В купине, огнем горящей и несгараемей, показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, огнь Божества неопальне во чреве приимшую и нетленну по Рождестве Пребывшую. Тоя от пламене страстей избави нас и от огненных запалений град Твой сохрани, яко Многомилостив.

Кондак, глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное, образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею, в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

МОЛИТВЫ К ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ ИМЕНУЕМОЙ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

Молитва первая

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши.
Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог.
Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши.
Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.
Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его.
В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровительнице всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотворному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, избавит от вечныя муки и не лишит Своего Небеснаго Царствия.
О, Пресвятая Богородице, Ты- «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,- именуемая- «Утоление печали», утоли и мою печаль. Ты — «», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты- «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покровительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюбленным Сыном Твоим, Господом нашим, Иисусом Христом.
Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.

Молитва четвертая

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных.
Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердия заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купина заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого огня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.

АКАФИСТ К ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ ИМЕНУЕМОЙ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

Как правильно читать акафист

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованной Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение; Ты же, о Богомати, Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти:
Радуйся, Благодатная, , огненнаго запаления нас избавляющая.

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас, земных и перстных, возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойни есмы пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал и, яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих:
Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопальне носившая; радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая.
Радуйся, силу адову пречестным рождеством Твоим упразднившая; радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая.
Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая; радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая.
Радуйся, Благодатная, , огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 2

Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сгоравшую, ужасеся, и се бысть глас к нему Божественный от купины: Иззуй сапоги от ногу твоею: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть. Сего послушающе, и мы, смиреннии, таинство воплощения Бога Слова от Пречистыя Девы, чудом неопалимыя купины прообразованное, исповедуем, и со страхом поклоняемся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнути таинства смотрения Божия, от сложения мира искупление падшего человечества предопределившаго в Совете превечном Триипостаснаго Божества, обаче Духом Святым вдохновленныя святии Божии пророцы, издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными имущее совершитися искупление рода человеча обетованным Искупителем, Емуже Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Мати Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе:
Радуйся, огнезрачная палато на херувимех Седящаго; радуйся, светоносная ложнице серафимом Повелевающаго.
Радуйся, одре Царя великаго верху горы небесныя; радуйся, престоле одушевленный Обладающаго горними и дольними.
Радуйся, кивоте освященный Божества, Святая Святых больший; радуйся, стамно всезлатая, в Нейже манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца.
Радуйся, Благодатная, , огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 3

Силою Всевышняго действующи, Владычице преблагая, силу естества огненнаго укрощаеши святою иконою Твоею и многа чудеса ею содеваеши во вселенней; темже род христианский ублажает Тя гласы хвалебными и в бедах внезапных, наипаче же во время огненнаго запаления, к Тебе молитвенно притекает, приемля помощь от Тебе благовременну. Сего ради благодарственно вопием прославльшему Тя Царю славы Христу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи любовь велию к людем, искупленным честною кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистая, прияла еси от Него власть строити и покрывати род христианский; Ты бо грешником еси споручница покаяния их пред Творцем, ненадежным надежда спасения, бедствующим скорая помощь, погибшим взыскание державное и всему миру покров. Тебе, милосердой и благолюбивой заступнице нашей, за любовь любовию воздающе, смиренномудренне глаголем:
Радуйся, радосте всемирная, Еюже слезы отъемлются от очес страждущих и скорбящих; радуйся, прибежище благоотишное, в Немже спасаются обуреваемии бурею страстей житейскаго моря.
Радуйся, утолительнице всемогущая праведно движимаго на нас гнева Божия; радуйся, пламень огня угашающая росою молитв Твоих пред Престолом Вседержителя.
Радуйся, от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным; радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой души, верно Тебе молящейся.
Радуйся, Благодатная, , огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 4

Буря огненная егда найдет на нас внезапно и пламень грады и веси наша обымет, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь к нам безпомощным и иконою Твоею честною защити и избави нас от огненнаго наказания, егоже сотворихомся достойни грех наших ради, Тебе бо грешнии имамы заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюще силу Твоих, рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим и видим чудеса велия, от иконы Твоея бываемая, Царице наша Всеблагая, юже даровала еси нам во утешение и защиту в несчастиих; се бо и всепоядающий огнь изнемогает в силе своей пред силою благодатною Твоего пречистаго образа, якоже многажды видехом и испытахом, Неопалимую Купину Тя именующе в изображении сего Твоего образа и пред ним воспевающе гласы хвалебными сице:
Радуйся, молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая; радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая.
Радуйся, ризою Твоею честною от всяких несчастий нас сохраняющая; радуйся, Матерним покровом щедрот Твоих жилища наша от огня и грома соблюдающая.
Радуйся, всемилостивая услышительнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии; радуйся, державная скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний.
Радуйся, Благодатная,

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, яко песка морскаго и звезд небесных множае суть; от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны, идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милости и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ради славословим Тя гласы песней духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи и ликом сил ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изображенную, моисейскую Неопалимую Купину таинственно пронареченную, от неяже дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недужныя врачуеши, скорбящия утешаеши и всем вся благая и душеполезная низпосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице:
Радуйся, о Нейже радуется и торжествует ангельский собор и человеческий род; радуйся, Еяже слава превосходит похвалы земныя и небесныя.
Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею назирающая; радуйся, юдоль земную многоскорбную благодеянии Твоими посещающая.
Радуйся, нейсчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя; радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных.
Радуйся, Благодатная, , огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 7

Хотя Господь явити любовь Свою к людем, искупленным Его кровию, дарова нам в покров и защиту Матерь Свою Пренепорочную и Сию сотвори прибежище благоотишное всякой души христианстей, скорбящей и озлобленней, помощи и милости требующей. Ведуще убо таковое милосердное служение Твое роду человеческому, Владычице Всеблагая, к Тебе очи наши в скорбех возводим и руце молебно простираем, утешения от Тебе единыя просяще, да спасеши нас предстательством Твоим от скорбей временных и вечных и сподобиши на земли живых, в радости святых пети Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую,, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 8

Странно есть видети, яко икона Твоя, Владычице, на дске написанная и по естеству своему огненному действу подверженная, силу пачеестественную являет и присутствием своим силу огня укрощает. Познающе в сем силу Божию и Твоих действо, величаем возвеличившаго Тя Зиждителя всяческих Бога, во отраду и утешение нам даровавшаго образ Твой чудотворный и сим спасающаго нас от огненнаго запаления, да присно зовем Ему благодарственно и хвалебно: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир христианский славит имя Твое преблагословенное, Марие Богородице, и всякому верному сладостно и утешительно есть взирати на пречистаго лика Твоего подобие, имже обыкла еси являти многая и преславная чудеса. Се и мы, смиреннии, Твою святую икону видяще, благолепно ей поклоняемся и с любовию ю лобызаем, чающе от нея помощи и заступления Твоего державнаго, наипаче же во время беспомощия нашего, егда грех ради наших огненное запаление на ны найдет внезапно, да спасаеми Тобою от погибельнаго пламене, благодарственными усты Тебе вопием:
Радуйся, нерукотворенная скиние Бога Слова, херувим превысшая и серафимы превосходящая святынею и чистотою; радуйся, облаче легкий Солнца правды, Имже Небесный к земным прииде, да на небо с Собою возведет.
Радуйся, райския двери отверзшая падшему человечеству Рождеством Твоим Святым; радуйся, небо и землю воедино совокупльшая, во еже пети Тебе и Рождшемуся от Тебе немолчныя хвалы.
Радуйся, Божественный источниче, Воду жизни источивый, от Негоже пиющии ктому не умирают; радуйся, Грозд спасения возрастившая благословенная лозо, вино безсмертия искапающий человеком.
Радуйся, Благодатная, Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 9

Всяку похвалу превосходит слава Твоя, Преблагословенная и Препрославленная Мати Господа нашего; недоумевают бо и уми безплотнии пети Тя по достоянию, паче же нам земным и перстным сие неудобно есть, обаче любовию к Тебе побеждаеми, дерзаем приносити Тебе посильное пение хвалы и благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому, егоже возлюбила еси и емуже благотворити не престаеши, подвизающи всяк возраст верных взывати рождшемуся от Тебе Спасу Христу: Аллилуиа.

Икос 9 Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 10

Спасение человеческое устрояя, Един от Троицы воплотитися от Тебе изволи, Богоневесто Владычице, естество человеческое прославив седением одесную Отца на престоле Божества, яко Сын Единородный, Тойже и Сын Твой по плоти бысть и Тебе с Собою прослави славою, превысшею всякия славы, еяже добротою осеняема, не забываеши милостивно род человеческий, но молитвенно предстательствуеши пред Творцем, в Троице Единым, о всех верно поющих Ему славословия песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девственным ликом и иноческим собором, Богородице Дево, и всем усердно к Тебе в молитвах притекающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим; Тебе бо единей даровася от Господа благодать всемирнаго заступления и верных в девстве и чистоте утверждения. Темже непорочнаго жития рачителие под Матерний покров Твой от бури страстей прибегают и благоотишие душевное находят, согласно Тебе взывающе:
Радуйся, иноков и инокинь благочестивых изрядная покровительнице и теплая к Богу о них ходатаице; радуйся, тайных среди мира рабов Божиих всегдашняя помощнице и в подвизех духовных руководительнице.
Радуйся, юных наставнице целомудрия и воздержания; радуйся, старцев благоговейных упокоение и отрадо.
Радуйся, домы и семейства христианския осеняющая благим Твоим покровом; радуйся, всяк возраст верных сподобляющая Твоего благосердаго попечения.
Радуйся, Благодатная, Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 11

Пение хвалебное приносит Тебе немолчно святая Христова Церковь, Всепетая Владычице, возвещающи милости Твоя и чудеса, имиже обогатися вся вселенная. Воистину, кто бо, якожеТы, скоропослушлив есть к молитвенным прошением нашим? Но и самая прошения обыкла еси предваряти, милующи и ущедряющи требующих помощи Твоея святыя, еяже не лиши и нас смиренных, в час сей поющих во славу имене Твоего и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная Твоя икона, Богомати Пречистая, просвещает потемненныя грехми души наша сиянием Божественных чудес, в нихже познаем Божия всемогущества силу и Твое милосердие неисчетное, присно готовое способствовати нам в покаянии и обращении от злых дел на путь спасения. Молим убо Тебе, Всеблагая, не остави нас заблуждати в дебрех грехов и страстей, но приведи к тихому пристанищу благочестнаго и богоугоднаго жития, да возможем достойно приносити Тебе сия песненныя дары:
Радуйся, враги наша невидимыя запинающая бодренною Твоею ; радуйся, сим не попускающая обладати нами насилием смертнаго сего телесе.
Радуйся, яко беси имене Твоего святаго боятся и трепещут; радуйся, яко икона Твоя честная всяку силу диаволю присутствием своим прогоняет.
Радуйся, подвижников благочестия укрепляющая в брани духовной со враги спасения человеческаго; радуйся, в час кончины помогающая любовь и веру к Тебе имущим.
Радуйся, Благодатная, Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 12

Благодати Божия причастну исповедуем Твою святую икону, богоблагодатная Дево, и светло торжествуем праздник ея явления; во образе бо купины сия явльшися, тожде и действо показует своими чудесы, от огненнаго пламене сохраняющи и соблюдающи жилища наша своим присутствием. Сию убо, яко щит и забрало, имуще, Тебе, помощницу нашу державную, хвалами песненными ублажаем и рождшемуся от Тебе Спасителю нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, Богородительнице, едину надежду и упование наше, исповедуем милости Твоя, не таим чудес Твоих, прославляем неисчетную благость Твою к роду христианскому, благословляем имя Твое святое, еже воистину миро излиянное есть любящим Тя, благоуханием духовным исполняющее благочестивыя души. Облагоухай убо и нас, Владычице, смердящих страстьми греховными, и сподоби чистым сердцем и нескверными усты взывати к Тебе:
Радуйся, миро источающая сладостное и душеспасительное, имже умащаются сердца боголюбивая; радуйся, недуги душевныя и телесныя врачующая единым прикосновением к иконе Твоей святей.
Радуйся, водительнице благая, на путь благоугождения и спасения направляющая кающихся грешников; радуйся, лествицею добродетелей возводящая подвижников Христовых ко вратам Царствия Небеснаго.
Радуйся, смиренных и терпеливых страдальцев венчающая утешением благодатным; радуйся, изгнанных и гонимых безвинно услаждающая предвкушением блаженства райскаго.
Радуйся, Благодатная, Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 13

О всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово и Неопалимая Купина от нас недостойных именуемая! Вонми гласу молений и пений наших, пред святою иконою Твоею усердно Тебе возносимому, и теплою Твоею ко Господу огня временнаго и вечнаго избави нас, хвалящих имя Твое и прославляющих чудеса Твоя, Сыну же Твоему и Богу нашему вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас, земных и перстных, возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойни есмы пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал и, яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих:
Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопальне носившая; радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая.
Радуйся, силу адову пречестным рождеством Твоим упразднившая; радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая.
Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая; радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая.
Радуйся, Благодатная, Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованной Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение; Ты же, о Богомати, Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти:
Радуйся, Благодатная, Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

В чем помогает молитва иконе Божией матери «Неопалимая Купина» и как ее правильно читать

Давным-давно Моисей увидел куст на горе Хорив, окруженный огнем. Интересно, что этот куст остался нетронутым после пожара. Его назвали тогда Пылающим Куполом. А потом люди стали ходить к этому кустарнику и отрывать ветки, которые не допускали в дом пожар. При пересадке в другое место куст не приживался.

В его честь была написана икона с изображением Девы, которая находится в центре рисунка. Вокруг Божией Матери была восьмиконечная звезда, состоящая из двух прямоугольников с изогнутыми сторонами и острыми углами. Красный цвет на картинке — символ огня, который обнял куст. А зеленый цвет — это естественный цвет священного куста. Затем с Божьим промыслом появилась молитва Божией Матери Неопалимая Купина, которая помогает людям обрести здоровье и душевное спокойствие.

В чем помогает молитва иконе Божией матери «Неопалимая Купина»

Молитва Богородице Неопалимая Купина защищает дом от злодеев, пожаров и других опасностей:

  1. Молятся во время пожара, чтобы огонь не перебросился на соседние строения. Были случаи, что по молитве разоблачались поджигатели и спасались целые города от пожаров.
  2. Молитва призывает защищать тех, чья профессия связана с защитой населения от стихийных бедствий и войн. Военнослужащие и врачи часто молятся Богородице.
  3. Икона защищает пожарных. Ее полезно иметь дома и на работе. Даже в пожарной машине хорошо иметь небольшой образ Божией матери «Неопалимая Купина».
  4. Просят у Бога прощения за грехи, веря, что святой огонь может освятить человеческую душу.
  5. Вера и молитва Богоматери защищает от сглаза.
  6. Просят Пресвятую Деву помочь избавиться от болезней психоэмоциональной системы. Иконка помогает избавиться от черных грехов и мыслей. По словам священнослужителей, молитва адресована образу «Неопалимая Купина» поможет сжечь все зло огнем человеческой души.
  7. Часто помогают в ситуациях, когда никто не может помочь.
  8. Перед изображением горячего дыма люди просят Богородицу защитить их от враждебных нападений, а также исцелить их души и тела.

Молитва иконе Неопалимая Купина помогают спасти ваш дом от огня, пожара и молнии. Но самое важное значение этой молитвы — защитить наши души от огненного ада.

Божья Матерь помогает сжечь все наши духовные грехи и страсти огнем.

Правила чтения молитвы

Чтобы почитать иконку «Неопалимая Купина», важно знать, как это сделать правильно. Молитва Неопалимая Купина читается в храме, дома, в дороге. Можно представить себе икону Девы Марии и молиться с просьбой о помощи. Рекомендуют хранить небольшую икону в сумке или кармане, чтобы вы могли в любой момент помолиться. Это особенно актуально для людей, которые задействованы в военных или спасательных службах.

Если не можете вспомнить молитвенный текст в критических ситуациях, то молитесь с помощью своих слов. Мысли должны быть чистыми в этот момент, быть искренними и добрыми. Перед молитвой нужно простить всех своих обидчиков. Не забывайте о крещении, когда ищите помощи у иконы, иначе вы не сможете получить Божью благодать.

При молитве в храме крестятся три раза. Каждый, кто служит православию, должен знать и уважать святыни религии. Верьте в то, что вы видите, слышите и просите. Верьте в чудо исцеления, на которое вы уже не надеялись. Верьте в то, что изменит вашу жизнь или жизнь вашего близкого к лучшему.

Любой может купить иконку «Неопалимая Купина», чтобы иметь ее дома. Икону вешают на восточной стороне, как и все православные святыни. Ее размещение в доме не может быть случайным или соответствовать потребностям интерьера. Там, где находятся иконы, все должно быть подчинено одной цели — создать духовное, молитвенное настроение.

В древности изображения по всей России располагались в красном уголке — самой дальнем от входа стене. Молитвы совершались в красном углу, с которого начинались все основные дела. Это было самое важное и лучшее место в доме. Помимо икон, здесь хранились предметы, освященные в церкви: святая вода, ветви ивы, пасхальные яйца, Евангелие.

Иконы, кресты перед тем, как попасть в дом, освящаются специальной молитвой и окропляются святой водой. До освящения священные образы, хотя и посвященные Богу и Божеству и в некотором смысле уже освященные своим духовным содержанием, остаются лишь продуктами человеческих рук. Освящение дает благодать Святого Духа и способность быть в единстве с Богом. Иконы, свечи, кресты покупаются в храмах.

Икона Божией Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина́» – одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею.

Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.

Моисей увидел Ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут – услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было святой землей. Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении – вывести народ израильский из египетского рабства, Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал даром красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.

Монастырь Святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив)

На Синайском полуострове, у подножия горы Синай стоит монастырь Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель, которая никогда не закрывалась. Ее насельники – греческие православные монахи. Там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения.

На территории монастыря растет Неопалимая купина́ — куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Считается, что это единственный куст терновника такого рода на всем Синайском полуострове…

По преданию – это и есть тот самый куст Неопалимой Купины. Это растение обладает удивительными биологическими особенностями. Ботаники относят его к семейству рутовых, русское название – ясенец, встречается на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!

В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины».

Интерьер часовни Неопалимой Купины

Куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.

Богословское толкование

Неопалимая Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор. Внизу иконы приведены слова из тропаря и дата поновления: «Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо ее мы рабы. Да не постыдимся. Возобновленъ въ 1835 апреля 2 день.»

В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование. Это очень важная параллель – Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную – по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины – Преображение.

Всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается. Она приняла в Себя Святого Духа, и – оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней.

Иконография

Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее иконографии. Это образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив (Исх.3:1-5). Неопалимая купина́ — это объятый пламенем, но несгораемый куст, истолкованный богословами как прообраз Богоматери и воплощения Сына Божиего.

Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы.

Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним.

Позднее, уже в XVIв., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.

Центр композиции – овальный медальон с изображением Богоматери – Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, которая и есть Сама – лествица, по которой проложен путь в небеса. Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают купину, т.е. куст, четыре красных луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XVI века. Соловецкий монастырь

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Она окружена архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. Вверху — Ветхий Денми, внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем — видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу — видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, — видение Иезекиилю затворенных врат, справа — Иакову — лествицы с ангелами.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Чудотворные образы

Благовещенский собор Московского Кремля

Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.

Церковь Божией Матери иконы Неопалимая Купины. 1882 год

Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины» в Хамовниках, разрушенной в 1930 году, от которой осталось лишь имя в названии Неопалимовского переулка. Ее история связана со следующим преданием. Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм.
Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечали, что в нем бывали очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами.

Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В 1835 году церкви в Хамовниках был пожертвован еще один образ «Неопалимой Купины». На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Вместе с исчезновением храма эти святыни были также утрачены.

В новое время чудотворный образ «Неопалимая Купина» особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен. В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами. 12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник – день спасателя Украины — в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/

Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.
Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати cладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

Программа из цикла «СВЯТЫНИ» — НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.

Икона Неопалимая купина

Неопалимая купина (несгоревший куст) — это объект, описанный в Книге Исхода (3:1—4:17) и находящийся на горе Хореб. Согласно повествованию, куст был в огне, но не был уничтожен пламенем. В библейском повествовании, горящий куст — это место, в котором Моисей был назначен Богом, чтобы вывести израильтян из Египта в Ханаан.

Значение

Икона Несгоревший терновый куст (Неопалимая Купина) является «языческим» представлением о том, что нарисованная икона божественных фигур имеет силу защищать от огня. В старой России, если бы дом или здание загорелось, люди стояли бы с этой иконой лицом к огню, веря, что оно погаснет.

Икону вешали для защиты жилищ от огня. Учитывая, что деревянные строения и дома были очень распространены, а пожар представлял постоянную угрозу, неудивительно, что эта икона — «страховка от пожара» — была настолько популярна, особенно среди старообрядцев.

Сюжет иконы — это смесь событий Ветхого Завета, таких как Книга Еноха и Книга Юбилеев, особенно те части, которые относятся к ангелам, окружающим центральную фигуру Марии, держащей ребенка Христа (Спас Эммануил).

Русский стиль, который начал распространяться в конце XVI века, значительно отличается от стандартного греческого типа. Это подробная икона, часто имеет длинные и незнакомые надписи.

При обсуждении иконографии этой иконы следует иметь в виду, что существуют вариации от примера к примеру, как в рисунках, так и в надписях. Обычно они имеют одни и те же значения. Разные художники могут расположить фигуры по-разному и варьировать надписи в соответствии с доступными им моделями и в соответствии с их собственным пониманием. А художники иногда совершали ошибки.

Икона состоит из образа Марии и Младенца Христа (Спаса Эммануила), расположенных в ярком круге, в центре сине-красной восьмиконечной звезды, символизирующей не только Восьмой День Творения, но и Божественность в её двух проявлениях — свете и тьме — в том, что открыто и что является тайной («Божественная Тьма»).

Богоматерь окружена ангелами, как в голубом четырехугольнике, так и во внешних «лепестках», которые образуют вытянутую простую розовую форму. В четырех углах находятся сцены Ветхого Завета, считающиеся прообразами Марии.

Итак, что является в иконе главным? Начнём с заглавной надписи иконы:

Отделим слова, переведём их на современный язык. Надстрочные («написанные выше») буквы будут заключены в скобки, а опущенные буквы будут добавлены в квадратные скобки.

  • ОБРАЗ — «ИЗОБРАЖЕНИЕ»
  • НЕОПАЛИМЫЯ — «НЕСГОРЕВШАЯ»
  • КУПИНЫ — «ТЕРНОВЫЙ КУСТ»
  • ПРЕС(ВЯ) ТЫЯ — «ПРЕСВЯТАЯ»
  • Б (Д) ЦЫ — «БОГОРОДИЦА»

Все вместе они дают нам: ОБРАЗ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, или, говоря более современным языком, «образ Несгоревшего Тернового Куста Пресвятой Богородицы».

Теперь о самой иконе. Начнем с центрального круга.

Большая фигура, очевидно, Мария, как указано в аббревиатуре MP ΘΥ «Meter Theou» над ней, что означает «Матерь Божья».

Она держит Спаса Эммануила, ребенка Иисуса, как указано в аббревиатуре IC XC (Иисус Христос) над его головой. В левой руке он держит свернутый свиток, а правой благословляет.

На груди Марии — уменьшенное изображение Иисуса в одеянии епископа, «Великого первосвященника». Он над скалистым холмом. Этот образ символизирует небесный Иерусалим, в котором Христос является великим Первосвященником в храме.

На левом плече Марии — еще одно увенчанное изображение, но в красном цвете. Это Иисус как «София, Мудрость Божия». В этом облике он изображен ангелом с красным лицом.

Под правой рукой Богоматери лестница. Это один из ее символов. В акафисте есть слова «радуйся, Небесная Лестница, по которой Бог спустился». Таким образом, Мария символизирует «лестницу», которая дала жизнь Христу, что означает приход его с небес на землю.

Теперь мы посмотрим на четверых в красном четырехугольнике. Они являются символами четырех евангелистов.

Первый, в виде ангела с книгой, это евангелист Матфей, он держит в руках Евангелие.

Второй — Евангелист Марк. Он изображен в виде орла, держащего свое Евангелие.

Третий — евангелист Лука. Он изображен в виде быка и держит свое Евангелие.

И четвёртый — Евангелист Иоанн.

Теперь перейдем к менее знакомым фигурам — ангелам в голубом четырехугольнике звезды.

Во-первых, это многокрылый ангел. Традиционно Серафим окрашивается в красный цвет, а херувим — в синий, но некоторые художники не следуют этому строго, и на этой фигуре нет надписи. Но мы предположим, что это Серафим, из-за огненной природы этой иконы.

Надпись на этих двух «синих» ангельских фигурах гласит — «дух бури, Ангел ветра».

Этот ангел, в нижней части голубого четырехугольника определяется надписью — «Ангел Господень — приносит молитвы и кадило перед Богом». Некоторые считают его «Ангелом непрестанной молитвы».

Последний ангел в голубом четырехугольнике — вот он:

Надпись гласит: «И облаком, Ангел радуги».

Теперь перейдем к ангелам во внешних «лепестках» мандалы. Во-первых, верхний левый:

Надпись гласит: «Творят Ангелы своё служение снегу и инею». Вы заметите еще одну красную надпись над головой «зеленого» Ангела, но мы разберемся с этим позже.

Надпись здесь гласит: «Дух силы, Ангел росы и мглы».

Надпись — «Дух силы, Ангел творит иней и лёд — давая всем спасение».

Надпись — «Дух благочестия, Ангел мести врагам, подносящий чашу горя».

Надпись — «Дух разума, Ангел, пробуждающий ото сна».

Надпись: «Ангел испепеления, который будет праведно судить за дела».

Надпись гласит — «Дух страха Божия, Ангел грома и молнии, и страшное показывает Пришествия»

Надпись — «Дух премудрости, Ангел горящего огня, который возвещает будущее настоящего века».

Теперь мы вернемся к слову, которое упоминали ранее на верхней фигуре. На самом деле есть несколько таких слов. Они широко расположены по внешнему краю «розы». Чтобы понять их значение, мы должны собрать их:

Сложив всё вместе мы получим Послание к евреям 1:7:

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

Существует ряд апокрифических источников, объясняющих это представление об ангелах, контролирующих погоду и стихии, но одним из наиболее очевидных является Книга Юбилеев, Глава 2:

И Ангел лица сказал Моисею по слову Господа, говоря: «Напиши все повествование о творении, как Господь Бог совершил в шесть дней все Свои произведения, которые Он сотворил, и в седьмой день соблюдал субботу, и освятил ее на все века, и утвердил ее в знамение для всех Своих творений».

Ибо в первый день Он сотворил небеса, которые вверху, и землю, и воды, и всех духов, которые Ему служат, и Ангелов лица, и Ангелов прославления, и Ангелов духа огня, и Ангелов духа ветров, и Ангелов облачных духов мрака, и града и инея, и Ангелов долин, и громов и молний, и Ангелов духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и Ангелов всех духов Его творений на небе, и на земле, и во всех долинах, и духов мрака и света, и утренней зари, и вечера, которые Он приготовил по предвидению Своей премудрости. И тогда мы увидели Его произведения, и прославили Его, и восхвалили Его за все произведения Его, ибо семь великих произведений Он сотворил в первый день.

Можно видеть, что части этой иконы имеют большое отношение к огню, горению и молнии, а также к морозу, льду, дождю и облакам. Когда сочетаешь их с «огненными» атрибутами Марии, нетрудно понять, как возникла вера в то, что эта икона может управлять стихиями и подчинять огонь.

Теперь давайте посмотрим на прообразы Марии в четырех углах иконы:

Надпись гласит: «Я видел куст, горящий огнем и не сгорающий; Господь сказал о кусте: Сними обувь с ног Твоих, ибо это место, на котором ты стоишь, Свято.”

Мы видим, как Моисей, преклонив колени, чтобы снять обувь, смотрит на горящий куст, в котором видна Мария в Знамении с Младенцем Иисусом. Слева от куста ангел. Этот образ означает, что горящий куст Моисея был прообразом Марии, которая во время беременности Иисуса была наполнена огнем божества, но не была уничтожена.

Событие зафиксировано в Исходе 3:

1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

Надпись гласит: «Отрасль от корня Иессея, и цветок из него — Христос».

То, что взято из Исаии 11, считается предсказанием Иисуса в Восточном православии:

1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

Этот образ «Отрасли Иессея» иногда заменяется образом губ Исайи, очищаемых огнем угля, взятого с алтаря Серафимом. (Исаия 6:5-7); Мария считалась очищенной, будучи беременной «огнем Божьим».

Надпись: «Иаков спал и видел лестницу, установленную на земле, верх которой достигал неба, и Ангелы Божии восходят и нисходят по ней».

Это исходит из Бытия 28:12:

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

Эта лестница в Восточном православии считается прообразом Марии, «лестницей», по которой Христос спустился с небес на землю. В Акафисте сказано: «радуйся, Небесная лестница, по которой Бог спустился».

Надпись гласит: «Иезекииль видел на востоке закрытую дверь; никто не проходит через нее, кроме Господа Бога Израилева.”

Эта надпись из Иезекииля 44: 1-2:

1 И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.
2 И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены.

Закрытая дверь — тоже прообраз Марии, «Дверь Торжественной Таинственности» в Акафисте. Это символизирует вечную девственность Марии при рождении Иисуса.

Существуют вариации Неопалимой Купины. На некоторых иконах показана только центральная фигура Марии и ребенка на звезде с изображениями четырех евангелистов вокруг них. Более поздние вариации показывают Архангелов вместо Ангелов погоды и Апокалипсиса.

О чём молятся перед иконой

Лику Святой Богородицы на иконе Неопалимая Купина молятся чаще всего в следующих случаях:

  • для сохранения жилища о огня, молнии, природных катаклизмов;
  • исцеления недугов;
  • для помилования грехов.

Образу Богородицы молятся против пожара. И буквально и относительно. Она тушит гневный пламень сердец наших, друг против друга. Теперь, когда мы горим не пламенем горячей веры, а пылаем, огнем пожара и злобы.

Молитва

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!

Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши.

Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения.

Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его.

В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков.

Аминь.

Видео, в котором раскрываются тайны Неопалимой Купины:

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах «Неопалимой Купины» к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву «А» от звезды «Анатоли», Архангел Гавриил — букву «Д» от Западной звезды «Дисис», Архангел Рафаил — букву «А» от Северной звезды «Арктос» и Архангел Уриил — от Южной звезды «Месембрии» букву «М». Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери «Знамения» с Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль перед закрытыми вратами «видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими» (Иез. 44: 1-2). Видение пророку Исаие Серафима «в руце у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника» (Ис. 6: 6). Горящий уголь — символ Христа, клещи — символ Богоматери (см. икону «Уголь Исаево»). На некоторых иконах «Неопалимой Купины» добавляется «Корень Древа Иессеева», по пророчеству Исайи: «вместо терновника вырастет кипарис… в знамение вечное несокрушимое» (Ис. 11: 10; 55: 13). Богоматерь «Царица Небесная», честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий «атрибут», как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века. Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие. Первая икона «Неопалимой Купины» была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня. Появление «Неопалимой Купины» в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680. Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем. В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона «Неопалимая Купина». Она написана по следующему случаю. В 1820-21 в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ «Неопалимой Купины» и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились. Празднуется 4/17 сентября. Прот. И. Бухарев… смотреть