Неполная семья

Характеристика ученика 8 класса, проживающего в неполной семье

Характеристика на трудного ученика

на ученика 8 класса

МБОУ «сош №19»

_______________________

____________ года рождения,

Проживающий по адресу:

_________________________

Мать _______________________

Место работы

Тел _______________

ФИ ученика обучается в учебном заведении с _____ года. Воспитывается в неполной семье. За время обучения проявил средние способности. Учится на удовлетворительно. По наблюдениям классного руководителя, мальчик мог бы учиться лучше, если был бы достаточный контроль со стороны матери. Мать не имеет возможности осуществлять контроль в полном объеме в связи с производственной занятостью. Пропуски без уважительной причины место не имеют. Наибольшее внимание уделяет трудовому обучению. Поручение в классе — трудовой сектор.

Основными чертами характера ученика являются вспыльчивость и неуравновешенность. На замечания педагогов реагирует адекватно, но не принимает их к сведению. Среди одноклассников он имеет много друзей.

Внешний вид обучающегося не соответствует требованиям школы: неопрятный, отсутствует вторая обувь, учебные принадлежности. С сотрудниками школы разговаривает неуважительно, опаздывает на уроки. На замечания не реагирует.

Мать несовершеннолетнего интересуется успеваемостью сына, на звонки классного руководителя реагирует своевременно.

Несовершеннолетний из-под контроля матери вышел. Она не может осуществлять контроль за содержанием досуга сына, его контактами. Его повышенная эмоциональность превращается в агрессивность, грубость. В тоже время ученик отзывчив и всегда оказывает помощь классному руководителю, если у него хорошее настроение. После профилактических бесед он всегда обещает исправиться, но обещаний не выполняет.

На внутри школьном учете не состоит, но проводилась профилактическая работа по успеваемости учащегося. Мать приглашалась в школу, проводились индивидуальные беседы с матерью и сыном.

Получено постановление ТКДН и ЗП от ____________ в отношении употребления подростком алкогольной продукции. На классном собрании с обучающимися проведена беседа об административной ответственности несовершеннолетних. На родительском собрании доведена до сведения информация об употреблении алкоголя несовершеннолетними в подростковом возрасте. Родителям даны рекомендации по изучению нормативных документов области несовершеннолетних. Классным руководителем проведен классный час о вреде употребления алкоголя и его последствиях.

Директор школы

Классный руководитель

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ статья

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Актуальной на сегодняшний день остается проблема протекания жизни ребенка в неполной семье. Рассмотрим вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из неполной семьи. Определим характерные особенности воспитания детей родителями-одиночками и возникающими трудностями воспитания в социальной и педагогической сфере.

Ключевые слова: одинокая мать, неполная семья, воспитание

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная.

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.

В последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.

Неполная семья — это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец).

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно — психическом развитии, а тем более дети — инвалиды. Если ребенок — инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

В силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

Для маленького ребенка окружающее общество – это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Библиографический список

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребёнком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Неполной семьёй считаются также и семьи, где родители не родные, а приёмные или опекуны. Такие семьи называются нетипичными (неполные семьи с усыновлёнными детьми и воспитывающие чужих детей на правах опеки).

Установить истинное число неполных семей весьма трудно и возможно только всеобщей переписью населения. Уровень материального благосостояния большинства российских семей таков, что даже доходы двух родителей едва обеспечивают физическое выживание её членов. А что в таком случае можно сказать о неполных семьях, в которых в преобладающем большинстве единственным кормильцем остаётся мать. По данным, опубликованным в «Экспресс газете», в неполных семьях проживают 23% детей.

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость. В настоящее время число неполных семей пополняется распадом браков вследствие неоформленного юридически раздельного проживания супругов, практикой усыновления ребёнка (детей) одиноким родителем, опекой или попечительством в случае сиротства или социального сиротства при живых родителях, бросивших своих детей или лишённых родительских прав; временно неполными семьями (например, в случае призыва на службу в армию молодого родителя).

По мнению С. И. Голода, неполную семью нельзя приравнивать к материнской из-за их различного происхождения, ибо «материнская семья изначально безбрачна, а неполная–осколок моногамии». Этой точки зрения придерживаются и другие исследователи. В частности, Л.С. Алексеева отмечает, что сегодня термин «неполная семья» — исключительно собирательный, охватывающий различные типы семей, а не только матерей-одиночек. Таким образом, в обыденном сознании неполная семья понимается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: разведённая (расторжение брака), осиротевшая (смерть одного из родителей или раздельное проживание) и внебрачная (внебрачное рождение ребёнка). Рассмотрим подробнее особенности неполной семьи каждого типа.

Основными причинами формирования неполных семей являются разводы и овдовение. По подсчётам некоторых учёных, как отмечает С.И. Голод в своей работе «Семья и брак: историко-социологический анализ», в Российской Федерации из всех браков 23% прекращается из-за смерти жены, 53% – из-за смерти мужа, а остальные 24% – из-за развода. По данным НИИ семьи, в последние годы отмечается высокая вероятность смерти родителей. При современном уровне смертности, считает социолог Л.Г. Лунякова, каждый пятый ребёнок может стать сиротой ещё до совершеннолетия: вероятность смерти отца составляет 15,3%, матери – 3,2%, обоих родителей – 0,6%. В жизни многих детей бывает так, что после развода один из родителей умирает (или даже оба), если ребёнок переживает такие трагедии несколько раз – это ещё больше отражается на его психике. Однако круглых сирот очень немного. Таким образом, вдовство чаще становится уделом жен-

Однако в течение репродуктивного периода основной причиной распада семьи является развод. Так во второй половине 1990-х годов уровень разводимости в России впервые превысил половину от общего числа браков. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, образуя неполные семьи. За период между двумя переписями населения с 1989 г. по 2002 г. на 40 % возросло число разошедшихся и в результате около 400 тыс. несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей. Количество разводов в год на жителей нашей страны достигло одного из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в северных и восточных регионах число разводов может даже превышать число заключённых браков. Лишь позже, примерно к сороковому году супружеской жизни, развод уступает место овдовению. К сожалению, смертность мужчин не только в пожилые и старческие годы, но и трудоспособного и детородного возраста быстро растёт, причём чаще от так называемых «неестественных причин»: убийства, самоубийства, несчастные случаи, военные действия.

Разведённая семья. Не все семьи способны выдержать испытание на прочность. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который уже в тягость обоим партнёрам. Часто выход в такой ситуации один — развод.

Развод, как считают психологи, — стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнёров и особенно детей. Ведь развод превращает детей в полусирот. Причём большую психологическую травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая ему. Ведь для ребёнка нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Особенно болезненно реагируют на развод 5 -7-летние дети и прежде всего, мальчики, девочки же острее переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребёнка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный периоды приводит к тому, что по статистике у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% детей возникают конфликты с друзьями. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребёнок пережил в детстве разлуку с отцом.

В семьях после развода создаётся специфическая система отношений между матерью и ребёнком, формируются образцы поведения, представляющие собой иногда альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Некоторые научные данные подтверждают предположение о том, что опыт детских переживаний в процессе и после развода родителей может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. Как показывает статистика, женщины, пережившие развод родителей в малолетнем возрасте, предпочитают заводить внебрачных детей. Кроме того, те, кто вырос в разведённых семьях, более подвержены нестабильности в собственном браке.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте ребёнок остро переживает психологическую травму, которую испытывает в процессе или после развода мама. И эти переживания на депрессивное послеразводное состояние матери настолько сильны, что могут привести даже к гибели младенца.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста: плач, расстройство сна, повышенная тревожность, агрессивность, снижение динамики развития познавательных процессов, неопрятность, пристрастие к собственным вещам и игрушкам. В игре эти дети создают вымышленный мир, населённый голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители вновь начинали заботиться и ухаживать за ними. У наиболее ранимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития.

Душевная травма, нанесённая ребёнку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Эмоциональные и поведенческие реакции девочек и мальчиков, связанные с их переживаниями развода родителей, различны. Так, внутренние страдания девочек почти не отражаются на их поведении. Однако при этом могут проявиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Иногда такие реакции направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание расстающихся родителей и, если не скрепить их узы, то хотя бы убедиться в том, что её они не разлюбили. Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь, девочка может спокойно играть во дворе с другими детьми, забыв о том, что совсем недавно жаловалась родителям на боль в ноге или животе. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возможными средствами.

Поведение мальчиков имеет иногда явно провокационный характер. Это могут быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Если основные переживания девочек в ситуации развода родителей — грусть и обида, то у мальчиков — гнев и агрессивность. Страдания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.

Довольно часто дети из разведённых семей испытывают нравственно-психологическое давление со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведёт к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребёнка ещё более осложняется, если он стал свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребёнок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой — он продолжает любить обоих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу и от этого страдает ещё больше, чем от распада семьи.

Наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребёнок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

Осиротевшая семья. В такой семье существуют свои психологические проблемы формирования личности ребёнка, отличающиеся от тех, которые возникают в семье разведённых родителей. Потеря родителей в раннем возрасте ведёт к неспецифическим травмам, последствия которых зависят от пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и социального статуса развития.

Период сильного переживания горя у ребёнка обычно короче, чем у взрослого (слёзы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями чувство невосполнимой утраты может стать острее. Хотя связь смерти одного из родителей с появлением психических нарушений у ребёнка (чаще всего глубоких страхов и депрессивных состояний) выражена не так, как в тех случаях, когда ребёнок теряет родителя при распаде семьи, тем не менее риск возникновения психического нарушения увеличивается и становится максимальным, когда родитель умирает на третьем или четвёртом году жизни ребёнка, особенно если пол умершего совпадает с полом ребёнка. Это вызвано тем, что родитель того же пола играет особую роль в процессе идентификации ребёнка и его участие в формировании соответствующего полу поведения в позднем детстве и подростковом возрасте ребёнку необходимо.

Острее всего ребёнок ощущает отсутствие умершего родителя в первый год после его смерти во время семейных праздников. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает, и хотя потеря не забывается, ребёнок вместе с другими членами семьи учится справляться с нею. Таким образом, одна из первоначальных задач, которые предстоит решать овдовевшему родителю и работникам образовательных учреждений, — это помочь ребёнку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов.

Шок — первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается в молчаливом уходе или взрыве слёз. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме.

Отрицание смерти — следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мёртвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нём, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

Поиски — это очень логичная для ребёнка стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.

Отчаяние наступает, когда ребёнок осознаёт невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей.

Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его покинул. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестаёт общаться с матерью, ни за что бьёт младшего брата, грубит учителю.

Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Детей могут тревожить различные практические вопросы: «Кто будет провожать меня в школу?», «Кто поможет с уроками?», «Кто даст карманные деньги?» Для тех, кто постарше, смерть отца может означать невозможность продолжить учёбу и т.п. Все эти эмоциональные реакции ребёнка могут проявляться по-разному в зависимости от его возраста.

Наряду с нормальными реакциями могут появиться тревожные симптомы, которые должны насторожить взрослых: отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство, отсутствие переживаний, длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо чувств, анорексия, бессонница и галлюцинации (всё это чаще встречается у подростков).

Естественно, воспитание ребёнка, у которого умер один из родителей, — сложное, нелёгкое дело, так как овдовевшему родителю придётся взять на себя воспитательную роль того, кто ушёл из жизни. Но при разумной позиции родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств — бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребёнка характер жизненной ценности.

Не так давно стала распространённой новая категория неполных семей – неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы. Гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в местах лишения свободы, лишение их родительских прав, пьянство – чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков, ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности, часто они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Внебрачная семья (семья матери-одиночки). Бесспорно, преобладающая доля детей рождается в браке. Однако ещё одной важной причиной появления неполной семьи является рождение ребёнка у не состоящей в браке матери.

Впервые при проведении переписи населения в 2002 г. были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов. Из общего числа супружеских пар 3 млн. (10 %) состояли в незарегистрированном браке. Число таких одиноких матерей и их детей постоянно растёт. Судя по статистическим данным, если в 1993 году доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%, а в 2001 г. – 28,8 %. По данным последней переписи населения, за 1989-2002 гг. доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, удвоилась и составила около 30 % от общего числа ежегодных рождений.

По данным Ростовстата в 2005 г. в Ростовской области родилось 39613 человек, из них 10735 – вне брака, т.е. более четверти (27 %) младенцев родились вне брака. Это явление характерно для большинства европейских стран, например, самые высокие показатели в Исландии (в 2000г. – 65 % внебрачных детей), Эстонии (в 2001г. – 56 %), Швеции (56 %), Норвегии (50 %), Дании (45 %), Латвии (42 %). Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2000г. каждый четвертый ребенок рождался вне брака. Здесь тоже возможны различные варианты. С одной стороны, это явление может быть результатом осознанного решения зрелой женщины, которая либо, отчаявшись выйти замуж, хочет иметь ребёнка хотя бы в неполной семье, либо вовсе не видит необходимости обременять свою семейную жизнь наличием в ней мужа.

Значительная часть внебрачной рождаемости приходится на более молодых и неопытных матерей, не имеющих ни профессии, ни прочной позиции в жизни. По данным статистики, в Ростовской области доля детей, рожденных несовершеннолетними матерями составляет 3,7 % всех рождений. Более половины (60,3 %) рожденных у несовершеннолетних матерей рождены вне брака. Увеличивается внебрачная рождаемость у несовершеннолетних матерей, возрастная категория которых постоянно снижается.

Здесь проявляется не только социальная неготовность к материнству, но и физическая и психологическая. И наш, и зарубежный опыт свидетельствует, что среди внебрачных детей несовершеннолетних матерей особенно велико количество «случайных», нежелательных детей. При этом известно, что 30% незамужних беременных женщин в дородовой период не встают на учёт в женских консультациях, чем подвергают опасности здоровье как собственное, так и будущего ребёнка.

Дети, рождённые вне брака, по данным медицинских учреждений, находятся, как правило, в худших условиях вынашивания, уходы и вскармливания, и именно они составляют 30% контингента детей, поступающих затем в дома ребёнка в результате отказа от них матери. Поэтому увеличиваются показатели материнской и младенческой смертности, патологии у новорожденных, отказов от детей. Таким образом, безответственная позиция одинокой матери-«отказницы» порождает в последующем такое социальное зло, как рост числа детей, не обеспеченных родительской заботой и попечением. Нередко женщины, рожающие вне брака, принадлежат к социально ущемлённым слоям населения: рабочие — мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.

Рождение ребёнка незамужней женщиной совсем недавно считалось социально-аномальным явлением и было предосудительным с точки зрения нравственности и морали. Теперь это табу снято, число внебрачных рождений растёт. К концу 1990-х годов сложилась ситуация, при которой четвёртая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами. Демографические тенденции таковы, что семьи одиноких матерей будут формироваться и в дальнейшем. И всё-таки, внебрачная рождаемость является одним из важнейших показателей социального неблагополучия в обществе.

Определённые особенности существуют и в психологии матери-одиночки. Во-первых, это её повышенная тревожность. В своё время она взяла на себя большую ответственность, решив родить ребёнка, и всю жизнь не хочет ни с кем её делить. Во-вторых, женщина, вырастившая ребёнка одна, потом включается в его жизнь, семью. Она ощущает себя полновластной собственницей. В лучшем случае эта одинокая мама возьмёт в свою семью жену сына или мужа дочери, т.е. не отдаст кому-то своего ребёнка, а примет к себе второго взрослого ребёнка; в худшем — не даст сыну или дочери устроить личную жизнь. Мамы разводят своих детей, порой не сознавая всей пагубности этого стремления.

Возможен и другой вариант. Женщина, никогда не выходившая замуж, подсознательно готова к тому, чтобы рядом была эмоциональная поддержка мужчины. А его нет, потому что мать всецело предана сыну, о мужчинах не думает. Со временем эту пустующую психологическую нишу начинает заполнять подрастающий сын: формируется отчасти материнско-детская, а отчасти женско-мужская психологическая связь. Она устанавливается невольно, но это очень вредно для развития ребёнка.

Причин несколько:

— это и стремление сохранить независимость и свободу распоряжаться своей судьбой (в браке будет вынуждена подчиняться чужой воле);

— и спасение от одиночества;

— и предъявление более строгих требований к спутнику жизни, отцу ребёнка.

Хочется обратить внимание на то, что решение принимается женщиной на одном этапе жизни, а вся тяжесть последствий годы спустя, подстерегает не только её, но и ребёнка! На этот счёт существуют самые разноречивые мнения и суждения. Но большинство склоняется к тому, что внебрачный ребёнок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей. Социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь.

Любому человеку, а тем более ребёнку, трудно примириться с мыслью, что он незаконнорождённый, особенно когда мать не желает говорить ему о том, кто его настоящий отец. Непосильной становится для ребёнка психическая нагрузка, когда он в искажённом виде узнаёт о факте своего внебрачного рождения. Ребёнок одинокой матери уже с первых дней своего существования не может удовлетворить свои наиболее актуальные психические потребности. Одинокая мать больше занята работой, ей с трудом удаётся сочетать материнские функции и занятость вне дома, и поэтому её ребёнку достаётся меньше заботы и внимания, эмоционального тепла.

Девочки, в отличие от мальчиков, легче адаптируются к изменяющейся обстановке, с ними обычно бывает меньше хлопот в воспитании, но и по их поведению можно заметить, что им не хватает человека, которым они могли бы восхищаться и по которому могли бы составить себе представление о своём будущем партнёре в жизни. Мальчики и девочки, растущие в семьях матерей-одиночек, могут слишком долго оставаться эмоционально незрелыми, а стало быть, и в отношениях с противоположным полом они легко могут впасть в одну из крайностей: будут идти на установление связей быстро, нисколько не задумываясь о последствиях.

Таким образом, ребёнок уже изначально объективно ограничен в своих возможностях полноценного развития. Об этом говорят и специалисты: внебрачные дети не выдерживают сравнения с детьми из благополучных семей по потенциалу выживания в плане физического и психического здоровья, интеллектуальных и других возможностей.

Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстранённости, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограниченности развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность и чаще других пополняют состав колоний для малолетних преступников. Медики, как и психологи, указывают на неблагоприятную социальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки, что приводит к глубокой душевной травматизации детей. Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребёнка и формировании его личностных качеств.

Неполные семьи в России – это конечно, в первую очередь материнские семьи. Семей с отцами-одиночками всего 6,7%, т. е. на каждые 13,8 неполных семей, возглавляемых женщинами, приходится одна отцовская неполная семья. Причины этого разнообразны. Иногда складывается впечатление, что застойные традиции, под влиянием которых действуют судьи при разводе и решении судьбы детей, препятствуют справедливому распределению обязанностей по воспитанию детей, их отдают матери по стереотипу. Но, к сожалению, не очень часто и отцы выражают при разводе желание взять на себя заботы по уходу за детьми. Правда, в последние годы активно проявляет себя движение отцов-одиночек. И всё-таки чаще всего неполная семья – это мать с одним или двумя детьми.

Семьи, возглавляемые отцом-одиночкой, следует отнести к новому типу семьи. Всё больше мужчин стремятся добиться опеки над своими детьми после развода или растят детей одни, если жена уходит из семьи, хотя число таких мужчин всё же не велико. Следует отметить, что мужчины получают на попечение детей главным образом в результате раздельного жительства супругов или развода. Как считают некоторые исследователи (Римашевская Н.М., Алексеева Л.С.), только 1 % детей в таких случаях остается на попечении мужчин и чрезвычайно редко – в результате рождения ребёнка вне брака.

Во многих странах одинокие отцы объединяются в ассоциации, основанные на взаимопомощи. Главные цели таких ассоциаций – моральная, психологическая и консультативная помощь неполным семьям, в которых детей воспитывает один отец, а также информирование широкой общественности о том, что проблема одиноких отцов существует и обостряется. Одиноких отцов, воспитывающих детей, в России – тысячи, и им так же, как и матерям-одиночкам, предусмотрены аналогичные права. Так, согласно нового Трудового кодекса Российской Федерации, ряд норм, ранее касавшихся только матерей, распространяется теперь и на отцов.

В частности, они имеют право на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, право на дополнительный отпуск сроком до 14 дней без сохранения заработной платы, в соответствующих случаях они обеспечиваются пособиями при рождении ребенка, пособиями по временной нетрудоспособности и другими правами. Согласно постановления Правительства, отец-одиночка имеет право получить «материнский» капитал в случае смерти женщины, лишения ее родительских прав или других случаев, предусмотренных законодательством.

Из всего выше сказанного следует, что неполная семья – это группа с частичными неполными связями, где нет системы отношений между детьми и родителями, характерной для традиционной семьи. И возникает она по причине столкновения ранее благополучных полных семей с социально-трудными жизненными обстоятельствами. Принимая во внимание современные социально-экономические факторы, можно предположить, что неполные семьи с несовершеннолетними детьми будут формироваться и в будущем.