Неправильная речь

Содержание

Можно ли исправить дефекты речи у взрослых?

В современном мире внешний облик человека напрямую связан с его успешностью в делах, личной и общественной жизни. Большинство из нас тратит немалые деньги и время на подбор качественного стильного гардероба, приобретение средств по уходу за телом, косметики. Мы получаем образование, стараемся следить за новинками кино и литературы, покупаем всё более новые гаджеты. Все эти атрибуты позволяют нам чувствовать себя более уверенно, воплощая образ успешного человека.

Важнейшим и неотъемлемым элементом внешнего облика человека является его речь. И если в речи присутствует заметный дефект – нарушение голоса, картавость, заикание, запинки, трудность произношения определённых звуков, проблемы темпа речи – ни дорогая одежда, ни самый навороченный смартфон не улучшат общей картины. Особенно важно иметь красивую, внятную, чёткую речь для людей, работающих в сферах преподавания, управления, юриспруденции, торговли и других, где требуется постоянное общение, и где успех зависит от впечатления, которое производит человек.

Бытует мнение, что если в детстве человек не занимался с логопедом, не исправил нарушения речи, то во взрослом возрасте скорректировать речь невозможно. Это не так. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки.

Как выбрать логопеда для взрослого человека?

  1. Обратите внимание на образование логопеда. Лучше, если это будет логопед-дефектолог, так как такая подготовка предполагает наличие качественных знаний в области нейрофизиологии, неврологии, психофизиологии, патопсихологии речи, то есть знания не педагогические, а медицинские. Это является гарантией того, что речевая диагностика и коррекция будут осуществлены качественно.
  2. Общий опыт работы логопеда должен быть не менее 2-3 лет.
  3. Важно, чтобы логопед имел опыт работы именно с Вашим типом нарушения речи (особенно если речь идёт о заикании у взрослых или афазии, нарушении голоса).
  4. Важно, чтобы у специалиста была возможность принимать Вас в удобное для Вас время, при необходимости — возможность выезда на дом (в офис), поскольку заниматься придётся регулярно на протяжении нескольких недель.

Как проходит первое занятие с логопедом?

На первом занятии обязательно проводится речевая диагностика. Логопед собирает необходимую информацию Вашего анамнеза, исследует особенности Вашей артикуляции, дыхания, тонуса прилегающих мышц. С использованием специальных логопедических методик выявляет причину нарушения речи.

После диагностики логопед рассказывает о выявленных дефектах и необходимых мерах по их устранению, а также определяет прогноз и режим последующих занятий. После этого начинается коррекционная работа, которая включает те методики, которые оптимально подходят клиенту с учётом результатов диагностики. Кроме того, специалист может давать домашние задания для закрепления новых речевых навыков, ведь важно не только «поставить» нужный звук, но и ввести его в речь, что требует постоянной практики.

Сколько занятий с логопедом потребуется?

К сожалению, заочно нельзя определить, сколько именно потребуется занятий в каждом конкретном случае. Очень многое зависит от анатомических особенностей артикуляционного аппарата и других индивидуальных причин нарушения речи. Как правило, в среднем курс включает 5-10 занятий с логопедом для коррекции нарушений звукопроизношения. Для более сложных нарушений речи (заикание, афазия, патологии голоса) необходимо больше времени. Достоверный ответ о количестве занятий даст специалист после проведения диагностики речи.

Кто ведет прием по логопедии для взрослых в центре Ember?

Третьякова Елена Александровна — ведущий логопед центра, стаж работы более 10 лет. Использует в работе Дэнас-терапию, а также специализированные наушники Forbrain для ускорения результата. Работает в центре Ember с 2013 года. Ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.

Посмотреть странички всех сотрудников можно

Посмотреть цены можно

Запишитесь на занятие с логопедом для взрослого по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Неправильная речь мешает работе — изюминка, некрасивость или проблема

Какие звуки нарушены — узнайте сами

Многие люди не замечают недостатков собственного произношения. Иногда узнают о них от других людей или, когда слышат свою речь со стороны. Запись своей речи — хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены.

Логопед оценивает нарушение звукопроизношения на слух. Специальных тестов для самопроверки звукопроизношения нет. И взрослым, и детям предлагают повторить фразы или тексты, в которых «нужный» для проверки звук или группа звуков звучит в разных позициях. Например, со звуком : Шили Маше капюшон.

Я обычно не предлагаю ничего повторять, «слушаю» звучание речи собеседника в процессе разговора. Если предлагать повторение, то мне больше нравятся фразы, где встречаются звуки из разных фонетических групп: Саша и Сеня режут ножницами бумагу. Варя сушила бельё на верёвке.

Основные нарушения звукопроизношения – отсутствие, искажение, замена и смешение звуков. Замены, отсутствие и смешения – это нарушения, по сути свойственные детям. Там в принципе всё понятно – нет звука, не произносится (забор — забо_), замены по четырём признакам (по глухости –звонкости, твёрдости – мягкости, шипящие – свистящие, сонорные р-л-й), смешения – умея произносить, ребёнок путает те или иные звуки (нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4-5 годам, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся).

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

Остаётся большая группа искажений, которые могут сохраняться у взрослых и как-то их расстраивать, если речь не идёт о голосоречевой профессии. При искажении вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например, «горловое» , межзубные шипящие и свистящие, боковое звучание разных звуков.

Для того, чтобы человеку самому оценить правильно он произносит звук или нет, нужно знать артикуляционный уклад каждого звука. В принципе это нетрудно и можно освоить самостоятельно, но в целом это область специальных знаний в логопедии.

Есть хорошая таблица в книге М.Ф. Фомичёвой, известного логопеда, моего учителя. Тут описаны все искажения. Нужно произносить звуки, слова, предложения из разных фонетических групп и слушать — не искажается ли звучание, не внесено ли нарушение в таблицу.

Причин нарушений звучания много, вот основные:

— отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка),

— нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, особенно языка,

— недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти.

Если такие особенности есть, то это повод прицельно послушать звучание своей речи.

Часто взрослые принимают решение не продолжать занятия

Нарушение в искаженном звучании звука — это больше такая «некрасивость», чем проблема. Иными словами, дело вкуса – кому-то не нравится «картавое» , а кто-то, наоборот, скажет, что в этом вся изюминка, особенно если она у любимого человека, в котором всё прекрасно, а эта — вообще особый шарм.

Если речь идёт о тех людях, которые хотят нести эталонное звучание, то, конечно, лучше звуки исправить, даже если ты уже взрослый человек. Это актёры, дикторы, лекторы, учителя, певцы, политики, юристы – все те, кто сделал речь и голос своей профессией.

Обычно обращаются к исправлению звуков, когда есть необходимость. В моей практике была девушка, которая хотела стать журналистом и работать на радио. Когда человека не видно, а только слышно, то о тебе судят по речи, а звукопроизношение – это одна из её категорий. Девушка была очень старательная. Мы не только быстро исправили, но, приложив некоторые усилия, ввели «новые» звуки в речь.

А был и такой случай. Ко мне обратился взрослый человек с дизартрией, при которой практически все щелевые звуки звучали неправильно – воздух уходил в бок (боковое звучание), с одной стороны языка слабые мышцы, неправильный артикуляционный уклад и выдох. Я всегда спрашиваю о том, почему сформировалось желание исправить звуки. В данном случае звучание мешало переговорным процессам на работе, осложняло другим людям восприятие сказанного. В целом весомая причина.

При назывании проблемы было озвучено и то, что у сына похожая проблема, и они хотели бы вместе посещать занятия. Я предложила занятия для сына, а отцу – присутствие на занятии и повторение всех упражнений, которые мы делали с ребёнком. Мы занимались у большого зеркала, отец сидел за нашими спинами и пытался повторять, но вскоре понял, что это очень трудно, и даже если мы поставим звуки, он не сможет ими пользоваться в жизни, потому на этапе медленного акцентуированного произношения, когда звук как бы выделяется в речевом потоке, невозможно будет работать – очень много звуков нарушено и он просто не сможет вести переговоры, придётся какое-то время заниматься только автоматизацией звуков.

За профессиональную жизнь ко мне обращалось немало взрослых людей. Те, кто был мотивирован и работоспособен, хотел приложить усилия, тех ждал успех, но многие принимали решение не продолжать заниматься. Тут я на стороне взрослого, у каждого — свой выбор.

Логопед не только исправляет звуки

Чаще всего обращаются к логопеду только те, кто хочет связать свою жизнь с голосоречевыми профессиями. У нас в стране в целом не принято, чтобы у актёров, комментаторов было нарушено звукопроизношение, поэтому до поступления или во время обучения в институтах будущие профессионалы ставят звуки и развивают дикцию.

Но в вопросе есть вторая составляющая. Помощь логопеда обширна и касается не только исправления звуков при дислалии и дизартрии, но и коррекция заикания, восстановление речи при афазии (отсутствие сформировавшейся речи), при дисфагии (нарушение акта глотания), нарушения голоса и просодики. Логопед занимается не только коррекцией звукопроизношения, но и исправлением нарушений речи, голоса и глотания.

Огромная тема – это восстановление голоса, умения говорить при афониях и дисфониях разного происхождения при ларингитах, парезах и параличах голосовых складок, опухолях гортани. Этим занимаются логопеды-фонопеды.

Есть нарушения, которые связаны с так называемой некрасивостью звучания, а в случае с афазией или раком гортани восстановление речи и голоса – вектор к самой жизни.

Логопед, который работает в этих учреждениях сферы здравоохранения, приходит на помощь в сложные моменты жизни людей, например, после перенесённого инсульта или черепно-мозговой травмы. Причём одним из самых первых специалистов, ещё в остром периоде.

Именно сейчас, до нового года, решается важный вопрос профстандарта для логопедов, которые работают в этой сфере.

Получилось, что этих специалистов выдавливают из этой области оказания помощи больным.

На самом же деле реабилитация и абилитация взрослых людей, да и детей тоже, столкнувшихся с речевыми проблемами, представляет собой серьёзный процесс мультидисциплинарного комплексного воздействия, включающего не только медицинские, лечебные, но и педагогические, и психологические мероприятия, соответствующие реабилитационным потребностям пациента на разных этапах заболевания.

В реабилитационном процессе восстановления нарушенных функций, в том числе и речевых, участвуют врачи разных специальностей, клинические психологи и специалисты, оказывающие дефектологическую помощь. Это как раз логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, которые могут оказаться за бортом, а пациенты – без их знаний. На сегодняшний момент эта помощь сохраняется ценой неимоверных усилий.

Причины и виды нарушения речи у взрослых

Расстройство разговорной функции у взрослого человека может возникнуть внезапно как проявление тяжёлого заболевания, развиваться постепенно либо присутствовать у пациента с детского возраста из-за оставленной без внимания патологии артикуляционного аппарата.

Нарушение речи у взрослых, причины и виды аномалий очень разнообразны. Это могут быть расстройства как импрессивной (восприятие звуков, чтение) так и экспрессивной речи (письменная или устная речь).

Общая характеристика нарушения речи у взрослых

Речь является наивысшей функцией человека. Она связана, в главной степени, со способностью человека мыслить, его памятью, чувствами. Правильное произношение звуков напрямую зависит от работы головного мозга, дыхательной системы и органов артикуляционного аппарата (язык, гортань, ротоглотка, зубы, губы).

В целом физиологические механизмы формирования речи разделяют на две формы.

Первая — импрессивная.

Вторая — экспрессивная.

С детальной характеристикой форм речи можно ознакомиться в таблице ниже.

Импрессивная

Экспрессивная

  • Способность человека воспринимать услышанную речь, а также понимать написанную (чтение).
  • Проводить анализ всех звуковых составляющих речи (буквы, звуки).
  • Механизм нарушения речи по импрессивному типу связан с расстройствами в работе головного мозга, слухового и зрительного аппарата. Пациенты с данной патологией не улавливают общую смысловую составляющую фраз, не узнают обращённые к ним слова, что часто является причиной подмены звуков в слоговом воспроизведении. Иногда речь человека становится неузнаваемой для окружающих
  • Активная устная речь.
  • Способность к самостоятельному письму.
  • Умение формировать слова, предложения, произносить правильно звуки.
  • Расстройство экспрессивной речи проявляется ограниченным словарным запасом, незрелым произношением звуков. Нарушения связаны с аномальной работой головного мозга, органами артикуляционного аппарата, психологическими проблемами

Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых

Девушка с диагнозом – мутизм (фото: gidmed.com)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Спазмы в органах речевого аппарата.
  • Гнусавость. Изменение голосового тембра. Главной причиной возникновения данной аномалии является патологический процесс в области перегородки носа.
  • Замедленность, заторможенность речи.
  • Искажённое произношение звуков.
  • Непонимание общего смысла речи.
  • Охриплость, осиплость голоса.
  • Невозможность выразить свои мысли.
  • Слюнотечение.
  • Невнятная дикция.
  • Стремительный темп речи. Характеризуется проглатыванием отдельных звуков.
  • Малый запас слов.
  • Полное молчание пациента (мутизм).

Все проявления нарушений речи у взрослых являются существенным препятствием для полноценного общения пациентов и требуют лечения. Побороть данные симптомы самостоятельно практически невозможно.

Важно! Нельзя оставлять без внимания любую дисфункцию артикуляционного аппарата. Нередко речевые затруднения могут указывать на развитие тяжёлого заболевания (инсульт, опухолевый процесс в области головного мозга)

Причины нарушения речи у взрослых

Пациент с инсультом (фото: availclinical.com)

Нарушение речи у взрослых разделяют на два вида из-за причин, которые его провоцируют.

Например, такие, как органическое нарушение речи (ОНР). Причиной возникновения данного вида речевого нарушения являются черепно-мозговые травмы (ЧМТ), другие болезненные состояния, характеризующиеся поражением органов артикуляционного аппарата (язык, губы, носоглотка, зубы), отдельных звеньев нервной системы связанных с разговорной функцией, также заболевания слухового аппарата.

Признаки ОНР могут проявляться после таких перенесённых заболеваний, как:

  • Острые вирусные инфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Инсульт.
  • Тромбоз.
  • Родовые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера, Паркинсона. Страдают пожилые люди. Кроме речевого нарушения у больных наблюдаются расстройства психоэмоционального плана, проблемы с памятью.
  • Приём некоторых антибиотиков, может оказать ототоксическое действие, привести к понижению слуха, и как следствие речевым расстройствам.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит, болезнь Лайма).
  • Ботулизм. Тяжёлое инфекционное заболевание поражающее нервную систему человека.
  • Спазм сосудов мозга.
  • Прединсультное состояние.
  • Алкоголизм.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Эпилепсия.

Функциональное нарушение речи (ФНР). Данная патология может возникнуть по причине действия на организм человека следующих неблагоприятных факторов:

  • Сильный стресс.
  • Общее недоразвитие речи 3, 2-го, 1-го уровней выявленное в детском возрасте, оставленное без полноценного лечения.
  • Умственная отсталость.
  • Неврозы.
  • Тяжёлые депрессии.
  • Сильный испуг.
  • Истерия.
  • Длительный приём антидепрессантов, транквилизаторов.
  • Психические заболевания.
  • Генетическая предрасположенность.

Однако следует заметить, что разграничение речевых нарушений, отталкиваясь от провоцирующих факторов относительно. Нередко у пациентов с ФНР впоследствии при детальном обследовании выявляют отклонения органического характера.

Типы речевой дисфункции

Пациентка с потерей голоса – афонией (фото: physiatrics.ru)

Нарушение речи у взрослых в зависимости от проявлений заболевания разделяют на такие типы, как:

  • Тахилалия. Слишком быстрый темп речи с запинками и проглатыванием звуков. Может являться признаком эпилепсии, олигофрении.
  • Афония. Люди, в силу различных причин (патологии гортани, стресс) могут разговаривать лишь шёпотом из-за потери звучности голоса.
  • Дислалия. Нарушение в произношении звуков у пациентов с нормальным интеллектом, слухом, артикуляционным аппаратом.
  • Брадилалия. Замедленная моторика речи, обусловленная затруднительным мышлением. Может присутствовать при энцефалите, депрессии тяжёлой степени, ЧМТ.
  • Ринолалия. Наблюдается у людей с аномальным строением органов речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», травмы нёба), проявляется разнообразными дефектами в произношении звуков.
  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Может возникнуть в силу генетической предрасположенности, сильного стресса, испуга.
  • Такое нарушение речи, как дизартрия характеризуется расстройствами в произношении звуков, речевой моторики из-за поражения головного мозга, также недостаточной иннервации артикуляционного аппарата. Возникает при ДЦП, инсульте, рассеянном склерозе, миастении.
  • Алалия. Полное отсутствие речи либо глубокое недоразвитие речевой функции, чаще всего является следствием повреждения участков головного мозга, отвечающих за речь. Наблюдается при таких заболеваниях как ЧМТ, инсульт, аутизм.

Все вышеперечисленные симптомы связаны не только с трудностями в произношении, но и с восприятием речи, недостаточной способностью в самостоятельном формировании слов, предложений, точной формулировкой мыслей. То есть могут являться проявлением неполноценности, как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Диагностика заболевания

Доктор оториноларинголог проводит осмотр пациентки с речевыми нарушениями (фото: dmu-medical.com)

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно могут быть симптомом различных заболеваний. Необходимо, как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, оториноларингологу) для полного обследования.

Диагностика нарушений речи включает в себя следующие мероприятия:

  • Анализ разговорной функции пациента, его жалоб.
  • Сбор анамнеза. Необходимо выяснить, когда впервые возникли нарушения, с какими факторами были связаны первые проявления речевой дисфункции.
  • Оториноларинголог обследует органы артикуляционного аппарата. Назначит рентгенологическое исследование.
  • Невролог проверит рефлексы, выявит возможные нарушения психологического характера. При необходимости назначит компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. Направит на сдачу анализов (общий анализ крови, мочи) для выявления инфекционного процесса.

Лечение

Транскраниальная микрополяризация (фото: axis-nsk.ru)

В первую очередь лечение нарушений речи у взрослых заключается в правильно поставленном диагнозе.

Для восстановления, как импрессивной, так и экспрессивной речи после исключения патологий головного мозга, психических заболеваний, органических повреждений органов артикуляционного аппарата необходимо обратиться к врачу логопеду.

Эффективны будут различные упражнения для коррекции речи с учётом индивидуальных особенностей человека.

Например, специальная дыхательная гимнастика, пение помогут избавиться от заикания. Также максимальную пользу принесут физиотерапевтические процедуры.

Например, такие, как:

  • Транскраниальная микрополяризация. Новый метод, основанный на воздействии тока минимальной мощности, приближённого к физиологическим процессам организма, на головной мозг человека. Снижает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию, память. Способствует восстановлению зрения и слуха.
  • Рефлексотерапия (иглоукалывание). Улучшает работу всех органов и систем в организме человека.
  • Логопедический массаж.

Также, для полного избавления от речевой дисфункции, возможно, понадобится участие психотерапевта, психолога.

Различные психотерапевтические методики, помогут найти возможные скрытые причины, спровоцировавшие нарушения речи, приведут в норму эмоциональное состояние человека.

Пациентам, страдающим нарушением речи различной степени тяжести необходима помощь не только квалифицированных специалистов, но участие родственников, нормальные условия жизни, понимание близких людей, полноценное питание, что максимально будет способствовать восстановлению нервно-психического здоровья и речевого аппарата.

При речевых нарушениях необходимо обратиться к таким специалистам:

  • неврологу;
  • лору;
  • терапевту;
  • логопеду.

Причины невнятной речи у детей и взрослых

Речь – главный способ общения и обмена информацией. Для многих это рабочий инструмент. Если возникают проблемы с воспроизведением информации, нужно установить причину явления, а затем приступить к лечению. Иначе человек навсегда потеряет возможность нормально говорить.

Симптомы

К симптомам относятся:

  • непривычная вибрация голосовых складок, в результате которой в голосе появляется хрипота, он становится сдавленным;
  • невозможность быстро сформулировать свои мысли;
  • проблемы с восприятием речи окружающих;
  • нарушение темпа: он может быть ускоренным или замедленным;
  • нарушение тембра голоса;
  • проглатывание звуков, заторможенность речи;
  • нарушение синтаксической стороны;
  • чрезмерная речевая активность, не свойственная нормальному состоянию;
  • частое повторение одних и тех же слов;
  • заикание, гнусавость.

Почему появляется у взрослых?

У взрослых качество произношения ухудшается по причинам:

  • в результате раннее перенесенных травм головного мозга;
  • при доброкачественных или злокачественных образованиях головного мозга;
  • при болезни Паркинсона;
  • при рассеянном склерозе;
  • при болезни Вильсона;
  • в результате злоупотребления алкогольными напитками.

В перечисленных случаях изменения в произношении обусловлены органическим поражением мозга и центральной нервной системы.

Причиной невнятной речи могут быть неподходящие зубные протезы. Чтобы устранить проблему, достаточно обратиться к стоматологу-ортопеду, чтобы он исправил недочеты или заново изготовил слепки.

Проблема может возникать из-за пареза лицевых мышц, который является симптомом синдрома Мийяра – Жубле, Мебиуса и т.д.

Очень часто проблема настигает пожилых людей старше 65 лет, у которых была диагностирована болезнь Альцгеймера. Изменения в мозге приводят к ухудшения качества произношения.

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у детей может быть двух видов. Первое обусловлено нарушением внешнего оформления речи и является расстройством произношения. Второе – внутренним оформлением произносительной стороны и представляет собой системное нарушение.

Разновидности нарушений

В логопедии выделяют нарушения:

  • Афония – потеря звучности голоса при сохранности шепота.
  • Дисфония – нарушение, проявляющееся появлением гнусавости, хрипотой, осиплостью и слабостью.
  • Брадилалия – нарушение темпо-ритмической стороны речи, характеризующееся ее патологическим замедлением.
  • Тахилалия – патологически ускоренная речь.
  • Заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, характеризующееся судорожным состоянием мышц органов артикуляции.
  • Дислалия – нарушение произношения при сохранном интеллекте и иннервации аппарата артикуляции.
  • Дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, причиной которой является поражение головного мозга.
  • Ринолалия – нарушение звукопроизношения, тембра, обусловленное анатомическим несовершенством органов артикуляции.

Нарушения могут проявляться отдельно, а могут – в комплексе.

Структурно-семантическое оформление речи

По структурно-семантическому оформлению речи нарушения делятся на 2 вида.

  1. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения центральной нервной системы.
  2. Афазия – распад речи из-за локального поражения головного мозга.

Первое характерно для детей, второе – встречается чаще всего у пожилых людей. Алалия возникает из-за органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития или раннего детства. Афазия возникает из-за локального поражения мозга. Нарушение появляется после инсультов и травм.

Особенности диагностики

Диагностика проводится в несколько этапов. Для начала нужно посетить невролога. Он соберет анамнестические данные, внимательно изучит жалобы пациента. Затем специалист оценит состояние глоточных и нижнечелюстных рефлексов, установит наличие или отсутствие атрофии.

Затем врач проверит состояние рефлексов конечностей. Если невролог заподозрит наличие органических повреждений мозга, может потребоваться МРТ, которое поможет понять, действительно произошли какие-либо изменения в главном органе организма.

Далее необходимо пройти консультацию у логопеда, лора. Последний исключит наличие опухолей, которые могли спровоцировать ухудшение произношения. Логопед проведет диагностические тесты, изучит заключение других специалистов.

Только после установления точного медицинского диагноза можно приступать к лечению. Логопед осуществляет коррекцию произношения, а врачи устраняют причину ухудшения ее качества.

Принципы лечения

Главным образом лечение основывается на устранении проблемы, следствием которой стала невнятная речь. Специфика воздействия зависит от заболевания.

Новообразования удаляются хирургическим методом. Если гематома находится на поверхности, врач проводится резекцию. Если проблема вызвана повышением внутричерепного давления, принимаются меры по его нормализации.

Гнойники в черепной коробке, послужившие причиной невнятной речи, удаляются. Наряду с лечение проводятся занятия с логопедом.

Правила исправления речи

Квалифицированный учитель логопед, изучив анамнез и заключение других специалистов, подбирает оптимальный ход занятий, соответствующий случаю лингвистический материал. Принципы работы основаны на:

  • личностном ориентировании;
  • создании благоприятной эмоциональной обстановки;
  • создании положительной мотивации;
  • взаимодействии с родителями.

Без последнего невозможна полноценная, эффективная коррекция произношения. Родители должны следовать рекомендациям логопеда, выполнять упражнения.

В некоторых случаях специалист просит опекунов ребенка присутствовать на занятиях, чтобы они смогли выполнять простые упражнения в домашних условиях. Поскольку двух занятий в неделю с логопедом может быть недостаточно.

Создание благоприятной обстановки и мотивации не менее важны. Проблемы могут быть вызваны психологическими проблемами, преодоление которых ложится на плечи логопеда.

Личностное ориентирование включает в себя:

  • признание самобытности ребенка;
  • создание ситуаций, в которых бы ребенок мог реализовывать свой собственный жизненный опыт;
  • обучение, построенное на ситуациях, в которых воспитанник хочет и может учиться.

Необходимое количество занятий в начале работы определить невозможно. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и скорости усвоения навыков и умений.

Правила формирования речи

Немаловажная роль родителей в процессе исправления невнятной речи. Логопед помогает «поставить» проблемные звуки, начинает работу по автоматизации проблемных фонем. Вся остальная работа ложится на плечи родителей.

Они должны следить за собственным произношением, помнить о том, что ребенок копирует их поведение и произношение. Заострять внимание на ошибках и запинках не стоит, как и ругать за голосовые неточности.

Нужно аккуратно исправлять ошибки и время от времени показывать простые упражнения на развитие органов артикуляции. Позитивный настрой на занятия с логопедом также ложится на плечи родителей.

Прогноз и профилактика

При возникновении изменений в произножении, важно своевременно обратиться к врачу. Если вовремя заметить проблему и начать ее устранение, можно добиться хороших результатов. При регулярных занятиях с логопедом и соблюдении рекомендаций врача возможно нормализовать речь.

В таком случае ребенок не будет ничем отличаться от окружающих и проходить обучение в обыкновенной общеобразовательной школе.

Если заболевание обусловлено совокупностью сложных заболеваний, прогноз менее благоприятный. В таких случаях речевую функцию можно скорректировать, но полностью устранить проблему не удастся. Как, например, при алалии.

Логопед поможет исправить произношение звуков и разнообразит словарный запас, но особенность речи у алалика останется на всю жизнь. Ребенок будет не совсем правильно строить фразы и предложения, допускать ошибки в образовании грамматических форм и т.д.

При наличии сложных заболеваний, не поддающихся полному излечению, ребенок должен посещать специализированные образовательные учреждения. К ним относятся коррекционные детские сады, школы, реабилитационные центры. Наблюдение у невролога обязательно.

О профилактике стоит позаботиться во время беременности. Будущая мама должна оберегать свой организм от проникновения инфекций, непредвиденных травм. Во время родов важно соблюдать рекомендации врача, чтобы избежать травм при родоразрешении.

Родившегося ребенка с младенчества нужно оберегать от травм, нейроинфекций и воздействия токсических средств.