Нет любви без доверия

Как научиться доверять любимому

Без доверия нет любви. А что делать, если доверие подрывали столько раз, что от него уже практически ничего и не осталось. Статистика утверждает, что в 79% семей существует эта проблема? Так как же научиться доверять своему мужчине?

Инга Адмиральская (психолог):

Для начала давайте разберемся, что мешает вам доверять? Тревога, страх, неудачный прошлый опыт, сомнения — этот список вы можете дополнить сами, ведь с проблемой недоверия сталкивался каждый. Что «забирает» недоверие у отношений? Близость, радость, возможность принимать поддержку, опереться на другого и так далее, список можно продолжать бесконечно. Недоверие действует разрушительно, и если вы хотите от него избавиться, попробуйте сделать следующее: каждый раз, когда замечаете это за собой, немедленно задавайте себе вопрос: «Что происходит? Почему именно сейчас я испытываю недоверие к партнеру? Он действительно сделал что-то, что меня смущает, или я себя накручиваю, во мне говорят обиды и разочарования прошлого?». Если вас на самом деле смутило конкретное действие вашего мужчины, аккуратно задайте вопрос о том, что он имел в виду, когда делал и говорил то, что вызывало в вас недоверие. Эта процедура называется проверкой на реальность. Она помогает протестировать, насколько жизнеспособны ваши подозрения, относятся ли они к данной конкретной ситуации или являются плодом вашего воображения.

Мария Разбаш (психолог, тренер Центра позитивной психологии):

Любые гармоничные отношения построены на доверии. Если вы хотите доверять друг другу, то вам необходимо:

1. Научиться видеть только те отношения, в которых вы сейчас находитесь. Забудьте весь предыдущий опыт, особенно негативный. Ведь с нами чаще всего случается то, чего мы боимся — мысль недаром считают материальной.

2. Не нужно видеть в любой ситуации признаки измены. Иногда опоздание на час может быть просто опозданием. А если не ответил сразу на звонок, то действительно был у начальства. Не требуйте отчета.

3. Не ставьте партнера в оправдательную позицию. Не заставляйте его все время отчитываться перед вами о каждом шаге. Ваши постоянные упреки из разряда «Опять со Светкой задержался “по делам”?» могут навести на мысль, что Светка вполне заслуживает его особого внимания. Зачем создавать атмосферу повышенного интереса к другим объектам?

4. Если вы хотите доверительных отношений, то исходите из того, что партнер перед вами абсолютно честен. Перестаньте проверять его телефон на предмет опасных смс и звонков. Это очень унизительно, причем как для него, так и для вас.

5. В сложных ситуациях часто спасает чувство юмора. Постарайтесь в прозрачной ситуации не ловить партнера с поличным, а просто посочувствовать ему, что так неловко получилось. Не устраивайте скандалов!

6. Старайтесь видеть в партнере его лучшие качества и говорить ему об этом. Делайте акцент на том, что вы доверяете ему. Так как это легче настроит его на открытые и честные отношения.

Имейте в виду, что напрасные подозрения могут стать для партнера серьезным поводом для того, чтобы сделать что-то недозволенное. Логика подсознания работает следующим образом: если меня подозревают, то пусть хотя бы не напрасно!

А вот, что думают о доверии наши читатели.

Лиза (28 лет):

Если нет доверия в отношениях, нет и глубины. Если вы настроены на серьезные отношения, начните доверять своему мужчине здесь и сейчас.

Алина (27 лет):

Нужно уважать своего мужчину. Если есть уважение, есть и доверие. Принимайте его таким, какой он есть. Вы же полюбили именно этого мужчину со всеми его достоинствами и недостатками. Разговаривайте с любимым мужчиной. Доверие рождается в диалоге.

Мария (26 лет):

Хотите научиться доверять человеку? Сначала, научитесь понимать его!

Валерия (34 года):

Моего мужа отправили на полгода в командировку в другую страну. Как это ни странно, именно разлука научила меня полностью доверять любимому — ведь нельзя подозревать человека 24 часа в сутки, так можно просто свихнуться. Я поняла для себя: либо доверяю, либо мы расстаемся. Я выбрала доверие.

Олег (31 год):

Отсутствие доверия — это эгоизм. Я люблю свою жену больше, чем себя. Поэтому всецело доверяю ей, и она, в свою очередь, доверяет мне. Доверие всегда взаимно.

Александр (25 лет):

Настоящая любовь невозможна без доверия. Нет доверия, значит, нет любви.

Анна Кopытuна

Просмотров страницы: 479

ЛЮБОВЬ И ДОВЕРИЕ

Можно ли человека любить и ему не доверять? Можно. Истинная любовь к человеку совсем не означает обоготворения всех его качеств, и преклонения пред всеми его действиями. Истинная любовь может замечать и недостатки человека, столь же остро, как и злоба. Даже еще острее. Но любовь, не как злоба, а по-своему, по-любовному относится к недостаткам человека. Любовь бережет и спасает человеческую душу для вечности; злоба же топит, убивает. Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту… И более остро, чем злоба, видит все несовершенство этого мира.

Подвиг прозорливости духовной – видеть все грехи людей и судить все зло и, при этом, не осудить никого… Только свыше озаренный человек способен на такую любовь.

Да, можно любить, и – не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь – шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь… Старец Амвросий Оптинский или Преподобный Серафим любили людей пламенной любовью, и, в Духе, служили им. Однако, не всем открывались, и открывались мало; хранили душу свою от людских взоров, проникая своим взором в души людские. Духовник на исповеди совсем не открывает своей души исповедующемуся. Но душа истинного духовника открыта – не обнаружением, но любовью; и через любовь обнаруживается в мире.

Старец не всегда и не всем открывает все, что знает от Бога. Но, сообразуясь с состоянием каждого, к каждому подходит соответственно.

Мать, которая не все, что приходит ей на мысль, говорит своему ребенку, не по нелюбви скрывает, но по любви не доверяет, а являет именно ребенку свою любовь, скрывая от него все ему неполезное, до чего не дорос он еще, чего не может принять в свое незрелое тело, и в свою незрелую душу.

Неискренность, не непосредственность, не простота, как и «недоверчивость», – могут быть благими… Врач не все открывает больному, начальник – подчиненному, учитель – ученику.

Состояние и возраст, вместимость и приготовленность определяют предмет и истину, являемую в мире.

Кораблю подобна человеческая душа. Корабль имеет подводную часть, и душа должна иметь свое невидимое для мира сознание. Не «подсознание», но укрываемое, – ради блага истины – сознание. Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью и праведностью.

Не всякая «не прямота» есть неправда; и не всякое «недоверие», есть измена последнему доверию.

Последнее доверие можно иметь лишь к Богу Триединому, и ко всем Его законам и словам. Недоверие же к себе есть всегда мудрость, и всякое подлинное, положительное недоверие, по любви, к другим есть продолжающееся святое недоверие к самому себе… Ибо не волен бывает, подчас, в своих делах и словах человек, мятется во зле, и сам не отдает себе в этом отчета.

«Не во всем доверять себе»… – это имеет глубокий и спасительный смысл. Свой опыт, свой ум, свое сердце, своя мысль, свое настроение… все это шатко, бедно и неопределенно; здесь нет абсолютного предмета для доверия… А от недоверия ко всему шаткому проистекает всесовершенное и безграничное доверие к Богу Триединому.

Ближним, столь же нельзя доверять (и столь же можно!), как себе; а себе – лишь по мере своей согласованности с Откровением Божьим, с волей Христовой, открытой в мире, и открывающейся в душе.

Лишь духовным отцам и руководителям – истинным и испытанным – во Христе, можно всецело доверять себя, более, чем себе, и предавать свой слух и свою душу во имя Бога.

Ближний же мой, друг мой, есть лишь частица меня самого (ибо он частица всего человечества, коего я – частица). Следствия первородного греха, страсти, – присущи и ему, и мне. Конечно, в разной мере и в различных оттенках, но как он, так и я – мы имеем основание – не доверять своей, пока еще двойственной природе и не преображенной воле. Мы действуем, почти всегда, «по страсти», с примесью греховного, а не «бесстрастно»; не свободно – во Христе.

Я, действительно, изменчив, непостоянен; колеблюсь различными «приражениями» лукавого и чистота глубины души моей, то и дело замутняется поднимающимся со дна ее илом. Ближний мой так же изменчив как я, и столь же способен на доброе, как и на злое.

Я нуждаюсь в постоянной проверке себя, и ближний мой – так же. Я должен без устали проверять свои действия в мире: «по Богу ли» они? Проверки требует не только злое, но и «доброе» мое, ибо злое часто бывает очевидно, тогда как доброе лишь кажется «добрым», а на самом деле бывает злым. Впрочем и злое нуждается в проверке; и злому нельзя «доверять», по первому признаку «злого». Людям потемненным (каковы мы) и хорошее представляется плохим, если оно сопряжено с болью, тягостью и оскорблением нашего самолюбия.

Не о злой подозрительности здесь речь, а о благом творческом недоверии к себе, и ко всему, что окружает нас в мире.

Грех нам представляется, почти всегда, чем-то «сладким»; – не нужно доверять этой сладости, ибо она есть горчайшая горечь и страдание. Страдание же (напр., в борьбе за чистоту тела и души) представляется невыносимым и отвратительным; не нужно доверять и этому выводу; за благим страданием следует мир, который превыше всякой радости.

Люди много, и, часто, подолгу говорят, и как будто идеи их должны служить благу; но, сколько неверного, соблазнительного и – пустого льется из их уст. Не нужно доверять всем словам людей… Люди часто сами страдают за те слова, которые они сами сказали, и раскаиваются в них.

Да, не все, что исходит от человека (даже при самых благородных его намерениях!) есть благо. Многое бывает ненужно, напрасно, греховно, и таковым является не только для того, кто это ненужное – изводит, но и для того, кто его неосторожно принимает.

Углубляя свою любовь к людям, никогда не надо забывать, что все люди больны, и необходимо жить среди них в постоянном трезвении, не только в отношении себя, но и в отношении всех окружающих… Лишь при первом, бывает плодоносно последнее.

Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию. Степень доверия следует всегда менять, соразмерно состоянию просветленности человека в Боге. Если человек, которого мы любим, и кому всегда до сих пор доверяли, вдруг, явится пред нами нетрезвый и начнет нам давать какие-нибудь советы… исчезнет ли наша любовь к этому человеку? Если мы глубоко его любим, любовь наша не исчезнет, и даже не ослабится. Но доверие исчезнет, не только к словам, но и к чувствам этого человека, пока он в таком состоянии.

Опьянение вином реже бывает у людей, чем опьянение какой либо иной страстью: гневом, злопамятством, похотью, деньголюбием, славолюбием… Страсти как вино действуют на разум и на волю человека и извращают всю его душу. Опьяненный какой-либо страстью не владеет собой, перестает быть самим собой, делается «игралищем бесов»; даже тот, который в свободное от страсти время бывает исполнен подлинной глубины и чистоты Христовой, посколь она возможна в пределах нашей земной, личной и наследственной греховности.

Более светлому состоянию человека принадлежит и более совершенное доверие… Например: я хочу произнести Слово, или – принять Св. Тайны, но чувствую, что душа моя полна смятения и страсти… Я должен в этом случае поступить по Евангелию, т.е. оставив свой дар у жертвенника, пойти помириться с душою, «с моим братом»; иначе сказать – умиротвориться, войти в небесную жизнь. Вот образец праведного и благого недоверия себе, во имя Христовой любви к самому себе. Эгоистическая любовь моя, напротив, желала бы презреть, не заметить моих недостатков и сочла бы душу мою «достойной», неправедно доверила бы ей, и позволила бы ее греховному состоянию излиться на мир, или безпокаянно приблизиться к Богу, к Его горящей купине Дозволила бы, – не по заповедям Божьим (которые суть: «изуй сапоги» твои (Исх.3, 5), т. е. греховное состояние души) а по своеволию… И опалился бы я непреложными законами Божьей чистоты.

Несомненно, что я должен беспристрастно относиться к себе и к другим. Но не будет ли это значить, что я «творю суд», над кем-нибудь, вопреки Слову: «не судите, да не судимы будете» (Мф.7, 1)? Нисколько. Рассуждение есть признак выхода человеческой души из дурного ее младенчества. Рассуждение это – «мудрость», про которую сказано: «будьте мудры, как змии» (Мф.10, 16). Рассуждение есть венец любви, и Св. учители Церкви даже – о тайна! – считают его выше «любви», выше, конечно, «человеческой», неразумной, часто даже погибельной – любви. Рассуждение есть небесная мудрость в жизни, духовный разум любви, который не отнимает, ее силу, но дает ей соль.

«Не мечите бисера вашего» (Мф.7, 6) – это не отсутствие любви (Слово Божие учит лишь одной любви!), но мудрость любви, знание высших законов неба, изливающегося на весь греховный мир, но не смешивающегося ни с чем греховным.

«Не мечите бисера вашего» – есть заповедь о недоверии в любви, заповедь, ведущая к любви, оберегающая любовь.

«Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя» (Мф.6, 10) Я постоянно хочу осуществить в себе, и во всем, эту любовь; – упразднить «царство свое», и открыть – Божие. Не доверять, не принимать ничего «своего», «человеческого», греховного, и полугреховного… Открыть свой слух и свое сердце (всю его глубину!) лишь Божьему, чистому, светлому… «Да приидет Царствие Твое»! Я – до смерти – не хочу успокоиться в алкании его – во всем. Я молюсь, и не холодно слетает слово это с уст моих, оно исторгается из всего существа моего, и заставляет меня томиться, как в пустыне.

Сладок Суд Божий, совершающийся в моем сердце, над моим сердцем… Сладостно мне Пришествие Христово. Я встречаю Господа везде. Не везде является мне Господь, но я встречаю Его, в каждом слове, и каждом дыхании… В разговорах, намерениях и действиях человеческих.

Я хочу лишь Его. И ненависть хочу иметь ко всякой и не Его правде. Я все хочу лишь в Нем, без Него мне ничего не надо, все мне бесконечно тяжело и мучительно. Он свет сердца моего. Я бы не сделал ничего доброго, если бы знал, что это доброе Ему не угодно. Я знаю всегда – и ночью и днем – что Он близ меня; но не всегда я слышу Его горячее дыхание, ибо не всегда я сам устремлен к Нему и хочу Его более всего другого. В этом своем переживании я чувствую такую немощь, такую слабость и нищету, что ни в чем земном не могу успокоиться, ничто не может поддержать меня. Лишь Он, сказавший: «Мир Мой даю вам» (Ин.14, 27).

Как избавиться от недоверия к людям

Недоверие к людям — это постоянные сомнения, которые касаются окружающих, правдивости их высказываний. Такое состояние не позволяет получать удовольствие от жизни в полной мере. Оно способно порождать еще больше проблем, как психологических, так и даже физиологических. В современном мире нельзя избежать обмана. А значит, следуя этому правилу, люди в той или иной степени испытывают чувство недоверия к окружающим или даже к тому, что с ними происходит. Однако и от чрезмерной подозрительности лучше избавляться. И начинать нужно с истоков.

Основные причины возникновения недоверия к людям

Слово «недоверие» знают и употребляют все люди. Однако мало кто задумывается о его значении. Итак, недоверие — это сомнение в достоверности, правдивости, а также подозрительное отношение к чему-либо или кому-либо.
Разумеется, любое чувство должно иметь основания. Психологи говорят о нескольких причинах недоверия к людям. Любопытно, что о некоторых вариантах большинство обывателей даже не догадывается.
Давайте выясним, с чего начинается недоверие:

  • Заложено с ранних лет. В детстве человек не получал материнскую заботу надлежащего качества. Дело в том, что основы уверенности в себе и доверия к окружающему миру закладываются в первый год жизни ребенка. И если мать в этот период по каким-либо причинам не уделяла малышу должного внимания, уровень доверия впоследствии будет очень низким. Кроме того, в старшем возрасте на психологическое развитие оказывают влияние такие факторы, как неуверенность родителей в своих воспитательских способностях, противоположность в методике воспитания (мама «ведет» в одну сторону, а папа в другую, или родители с бабушками и дедушками, так сказать, тянут в разные стороны), различие между культурами и образами жизни родителей и так далее. Все это становится залогом того, что у ребенка возникает страх за свое благополучие в будущем, боязнь окружающего мира в целом и отдельных людей, окружающих личность, в частности. И с возрастом эти тенденции будут лишь усиливаться. Хоть уже и не ребенок, человек теряется в окружающем мире. Он не понимает, куда правильно двигаться. Но самое главное — не чувствует поддержки. Как известно, каждому нужен крепкий тыл.
  • Воспитание. Основанное на упреках, акцентировании внимания на недостатках ребенка, оно также является причиной недоверия к людям и общей замкнутости человека. Большая часть проблем берет свои истоки из детства, и эта — не исключение. К сожалению, многие родители, занятые потребностью зарабатывать деньги на жизнь, забывают, что воспитание — это не только красивые вещи, хорошая школа и правильное питание. Предоставленные сами себе дети часто обжигаются при общении с ровесниками, старшими товарищами. Их детские мечты, доброта и открытость постепенно сменяются на недоверие, ожидание подвоха от окружающих. Особенно остро проходит процесс у тех, кто отличается чем-либо от других детей. Именно особенный ребенок чаще попадает под бойкот, игнорирование сверстниками, а без должной поддержки родителей с ситуацией справляются правильно единицы. Детские обиды всегда находят отголоски и во взрослой жизни.
  • Особенности профессии. Давно известно, что выполнение обязанностей по работе накладывает на личность человека свой отпечаток. И во многих случаях эффект оказывается негативным. Например, работники правоохранительных органов, служб безопасности, разведчики даже в повседневной жизни не доверяют окружающим людям, везде ждут подвох и по несколько раз проверяют поступающую информацию.
  • Пережитые психологические потрясения. Речь идет о тех случаях, когда в определенных ситуациях человека предавали или подводили близкие люди или просто окружающие, даже когда он сам уже не помнит подобных ситуаций. Нанести непоправимую травму может развод. Так происходит, когда один из партнеров верил, что в семье все хорошо, а второй влюбился в нового человека и ушел. После такого недоверие к противоположному полу подорвано, создать новую семью становится очень проблематично.
  • Страх собственной уязвимости. Это ощущение также заставляет держать, как говорится, ухо востро. Обычно в эту категорию попадают люди с заниженной самооценкой, тихие и спокойные по жизни.
  • Эффект бумеранга. Человек сам по себе относится к окружающим так, что не заслуживает доверия: обманывает, ворует, предает, мошенничает. Он ждет, что и другие будут поступать так же, как и он сам.
  • Желание показать себя людям лучше, успешнее, чем есть на самом деле. В этом случае возникает эффект, так сказать, двух сторон одной медали. Одну сторону человек демонстрирует охотно, а другую старается скрыть всеми силами и боится, что кто-либо о ней узнает. Этот страх порождает дополнительную подозрительность и чувство недоверия к людям.

Поскольку в качестве одной из причин замкнутого состояния было названо предательство, на нем стоит остановиться подробнее.

Как влияет предательство на чувство недоверия к людям

Люди, которые попытались разобраться в природе своего недоверия к окружающим, в первую очередь находят объяснение, сведенное к двум словам — «меня предали». И сразу вслед за этим начинаются душевные терзания «за что и почему». Но для начала стоит разобраться, какие поступки можно считать предательством.
Так можно называть нарушение данных кому-то обязательств или невыполнение человеком своего долга перед кем-то или чем-то. Таким образом, далеко не все ситуации и поступки попадают под это определение.
По большому счету настоящим предательством можно считать следующие поступки:

  1. Государственная измена. Зачастую это могут сделать государственные служащие, агенты, военные.
  2. Супружеская измена. К сожалению, статистика говорит о том, что чаще мужчина уходит из семьи, но иногда и женщина может предать.
  3. Оставление родителями своих детей. Это может быть как возложение вопросов воспитания на бабушек и дедушек, так и полный отказ от ребенка с помещением его в детский дом. Возраст в этом случае роли не играет. Дети помнят причиненную обиду всю жизнь.
  4. Религиозное отступничество. Многие крайне болезненно принимают необходимость смены верования. Однако они идут на этот шаг, если любимый человек относится к другому вероисповеданию.
  5. Невыполнение профессионального долга. Зачастую последствием становится недоверие к себе, ненависть к работе. Этому подвержены врачи, потерявшие пациента, милиционеры, которые не смогли защитить близких или напарника и т.д. В этом случае возникает агрессия, недоверие к себе и своим способностям, утрата веры в справедливость и страх перед повторением ситуации.

Причем, нельзя забывать и о том, что у совершившего эти осуждаемые в любом обществе поступки может быть вполне обоснованная причина поступить именно таким образом. И вполне возможно, что она будет так называемым меньшим злом.
Основные причины для предательства:

  • Эгоизм. В принципе, здоровый эгоизм — это явление не только нормальное, но и даже полезное для отдельно взятой личности. И в этом случае человек почти всегда просчитывает наперед последствия от своих поступков. Речь идет о том, когда эгоист заботится об удовлетворении своих желаний и не особо переживает, если может нанести кому-то другому вред. Практически каждый человек когда-нибудь совершал эгоистические поступки, из-за которых даже недоверие к любимому человеку возникало, как говорится, надолго и всерьез.
  • Слабость. Речь идет не только и не столько о физическом ее проявлении, сколько о морально-волевом и духовном. В этом случае люди склонны решать свои проблемы, следуя по пути наименьшего сопротивления, то есть за счет предательства других. Они не в состоянии взять на себя ответственность, отвечать за свои поступки. Им проще подставить других, чем очернить свою репутацию и имя.
  • Неосознанность самого себя, своей личности. В данном случае люди поступают, повинуясь сиюминутным порывам, не отдавая себе отчета и не утруждая себя просчитать хоть немного возможные последствия своих поступков.

Как уже понятно, к целенаправленному, осознанному предательству может толкать человека только чрезмерный эгоизм. Во всех остальных случаях предатель может совершить поступок, даже не осознавая этого, а потом раскаиваться в своей минутной слабости.
Для чего нужно понимание всего вышеперечисленного? Оно поможет преодолеть привычку подозревать всех и во всем. Ведь она зачастую не столько избавляет человека от неприятностей, сколько награждает его новыми. Состояние, в котором постоянно приходится ждать подвоха и подозревать всех окружающих в желании обмануть, причинить вред, не может проходить бесследно для психики.

Главные последствия замкнутого состояния

На почве недоверия к окружающим могут возникнуть и проблемы в отношениях между мужем и женой, партнерами, сожителями, коллегами по работе, друзьями. Наиболее частые последствия — это ревность, желание контролировать все аспекты жизни своей второй половинки. Отсутствие контроля или сопротивление ему порождает страх и агрессию.
Желание отслеживать личную жизнь и подчинять окружающих может возникнуть и у одиноких людей. Со всеми вытекающими последствиями, вплоть до серьезных психических расстройств. Возникают фобии и мании, которые мешают нормальной жизни не только самого их носителя, но и его окружения. Может служить наглядным примером тяжелых последствий недоверия к людям болезнь паранойя, когда человек постоянно выискивает врагов, «раскрывает» планы заговоров против себя.
Тяжелее всего приходится тем, кто прошел через предательство. Если это были родители, то человек в принципе будет с трудом строить личную жизнь, заводить друзей. Его можно назвать отшельником, так как он настолько боится еще раз пережить ощущения, что предпочитает просто отказываться от общения в целом. Среди преданных отшельников, проблемы которых идут с детства, можно встретить программистов, компьютерных гениев и геймеров.
Если предал самый близкий и любимый, а человек остался один на один со своей проблемой, в большинстве случаев он вообще откажется строить новую семью, отдав предпочтение животным. Как пример можно привести очаровательных женщин, которые всю жизнь проживают с кошками. Они прекрасны, умны, обладают неординарным умом и чувством юмора. Но они боятся самостоятельно строить новые отношения, а смелых мужчин, готовых топить ледяную стену на пути к их сердцу, шаг за шагом завоевывать доверие, единицы.
И хотя во многих случаях и во многих сферах человеческих взаимоотношений излишняя открытость и доверие может только навредить, излишняя недоверчивость является помехой, от нее стоит избавиться.

В особо тяжелых случаях может понадобиться помощь психолога или психотерапевта. Однако многие люди могут и сами разобраться с проблемой, выполняя советы специалистов. Конечно, не стоит забывать, что в каждом случае есть индивидуальные особенности.
Помочь самостоятельно справиться с недоверием к людям помогут следующие шаги:

  1. Разберитесь в причине проблемы. Конечно, в первой части статьи было сказано, что часто причина лежит в раннем детстве. Однако во многих случаях основная часть проблемы формируется под воздействием факторов в более сознательном возрасте. Возможно, впечатление от одного какого-то эпизода, например, соответствующий поступок со стороны конкретного человека, лежит в основе недоверия к другим людям.
  2. Найдите позитивные моменты. На фоне установления причины будет очень полезным вспомнить противоположный, положительный опыт в прошлой или в настоящей жизни. Чем больше удастся привести примеров того, когда доверие оправдывалось, тем лучше. В большинстве случаев, если, конечно, жизнь человека не находится под влиянием таких мощных факторов, как, например, профессия, положительных примеров будет намного больше, чем отрицательных подтверждений привычки относиться ко всему с подозрением.
  3. Постарайтесь понять мотивы других людей. В том числе и тех, которым были или есть причины не доверять. Возможно, что чувство к ним окажется лишь результатом каких-то необоснованных или завышенных ожиданий. Отсюда следует еще один совет.
  4. Мыслите реально. Не стоит возлагать на окружающих больших надежд, не предъявляйте завышенных требований. Необходимо уметь трезво оценивать способности и личные качества людей, чтобы не испытывать впоследствии разочарований. Особенно это касается собственных детей. Имеются в виду те случаи, когда родители хотят видеть ребенка тем, кем они сами не стали по каким-либо причинам. И поэтому необходимо вовремя понять, когда чувства и мечты берут верх над трезвой оценкой ситуации.
  5. Открыто поговорите. Иногда для того, чтобы избавиться от недоверия к людям, стоит с ними открыто обсудить особо скользкие, спорные и непонятные моменты. Ведь иногда в основе сложившейся проблемы лежит всего лишь разная точка зрения и трактовка тех или иных фактов и событий.
  6. Смените окружение. Если вокруг человека будут всегда окружающие с позитивным настроем и мышлением, то причин для возникновения недомолвок и, как следствие, подозрений практически не останется.
  7. Осознайте поступок и простите. Особенно сложно сделать это брошенным детям. Тем не менее, для их же блага стоит принять поступок родителей, осознать, что, возможно, в тот момент они не видели другого выхода, не могли поступить иначе. Но также понять, что не все такие.

Как видно из всего, что было написано выше, начать испытывать чрезмерное недоверие и подозрительность в нынешних условиях очень просто. А все, что сверх меры — уже ненормально и может навредить. Однако из любого состояния можно найти выход, если только этого захотеть и действовать осознанно и решительно. Важно отпустить прошлое и учиться жить будущим.
Как избавиться от недоверия к людям — смотрите на видео:

Избавиться от недоверия к людям не только можно, но и необходимо, если человек желает вести нормальную жизнь в социуме и дорожит своим психическим и физическим здоровьем. Сделать это бывает не всегда легко, но вполне возможно. Однако для начала необходимо сознать две вещи: во-первых, что проблема существует, а во-вторых, что у нее всегда есть причины, которые иногда могут иметь очень длинные корни. И самое главное заключается в том, что осознав и научившись доверять окружающим, человек может научиться сам вести себя таким образом, чтобы вызывать доверие у других. В особо тяжелых случаях лучше обратиться за помощь к психологу

Влюблённость, любовь и доверие

Отношения состоят из доверия и любви. Однако, именно доверие, а не любовь, является основой отношений. Доверие обеспечивает ощущение непрерывности, стабильность отношений, это «быть рядом», тогда как любовь есть сила, притягивающая друг к другу. В конечном счёте, разделение этих двух составляющих условно, как условно и противопоставление доверия и любви — обычно они входят друг в друга. Но понятия разные, именно так их и будем использовать.
Итак, доверие есть возможность удаления без опасений, где бы человек не находился, что бы ни делал, он всё равно мой. Доверие обеспечивает ощущение психической стабильности, непрерывности отношений. Именно доверие делает другого человека частью себя — причём, необходимой частью, как наша рука или нога. Любовь есть необходимость сближения, соединения в одно целое. Как у Брюсова, «где слиты воедино «я» и «ты» и ранит насмерть лезвиями нежность». В отличие от любви, доверие не притягивает друг к другу, но, напротив, позволяет отталкиваться.
Любовь делает другого нашей лучшей частью. В настоящей любви всегда любимого считают лучше. Это полный вздор, что сначала надо полюбить самого себя — напротив, необходимо полюбить другого. Мы лучше тогда и только тогда, когда любим — своё Дело, другого человека… Любить себя — извращение, сходное с онанизмом. Лишь в любви к другому человек возвращается к самому себе, к своей сущности. И не только возвращается — становится лучше. Любовь к другому вовсе не равна любви к себе — это совершенно разные чувства, они имеют не только разные объекты, но и происхождение. Любовь к другому связана с самоотверженностью, то есть с Богом, любовь к себе, в конечном счёте, имеет происхождение демоническое. Она выглядит невинной лишь на самых поверхностных психических этажах.
Доверие находится на более глубоком уровне души — собственно, самом глубоком, там где находится вера. Слово «доверие» ведь и произведено от неё. Доверие есть явление порядка религиозного, в то время как любовь — эмоциональна и чувственна. В православной аскетике жёстко разделяют чувства, возникающие при молитве и подлинно-духовный религиозный опыт. Церковь учит, что чувства могут обманывать. С верой и доверием такого не происходит никогда. Мы — это наша вера. Человек определяется тем, во что верит, а не не тем, что ест. «Выбирая богов, мы выбираем судьбу».

Влюблённость отличается от любви отсутствием доверия. Этого последнего как бы нет, оно заменено, вытеснено сплошною любовью. Это такое «тяготение в тяготении». Доверие обеспечивает нашу автономность от любимого, даже свободу, во влюблённости же никакой свободы нет. Влюблённый в отсутствии своего «предмета» не может дышать, хочет видеть его каждую минуту. Где тут перенести кратковременное отсутствие!
Как и любая страсть, влюблённость делает несвободным. Она, ко всему, не позволяет и развиваться. Поскольку полностью подчиняет человека, его душу себе. Влюблённый как бы застывает, весь погруженный в свои переживания. И находится в этом состоянии, пока влюблённость не пройдёт.
Влюблённость не даёт свободы именно потому, что не включает доверия. По отношению к влюблённости о доверии нельзя говорить — это другое. Влюблённость вообще качественно иное, отличное от всего. И прежде всего от любви. Мы не равны нашим страстям, напротив, они нас принижают, делают хуже. Но горе тому, кто не заплатил им свой долг! Не ведает подлинного взлёта тот, кто не прошёл через падение…
В настоящем супружестве, где есть доверие и любовь, всегда будет и развитие. Полноценные отношения непременно обогащают, так как имеют внутреннюю динамику. Две половинки не просто дополняют друг друга — в правильном союзе люди всегда развиваются. Потому что кроме любви, у них есть доверие. Такая система, где люди любят и доверяют друг другу, обеспечивает множество внутренних свобод. Куда больше, чем у развивающегося одиночки. Если вы чувствуете, что не развиваетесь в браке — значит, в отношениях что-то неправильное, допустили перекос.
Влюблённость обогащает так же, как доза спиртного или наркотика. Рано или поздно влюблённость обязательно должна пройти. Настоящая любовь никогда не проходит.