Невеста христова — кто это?

Термин «христова невеста» не имел отношения к женщинам

В раннем христианстве термин «христова невеста» использовался для описания связи между душой любого человека и Христом. Женщиной «невеста» стала позднее — в целях укрепления патриархальной власти.

Дайян Элиот (Dyan Elliott) из Северо-Западного университета рассказала, что традиционное значение термина «христова невеста» — названия монахини, отказавшейся от всего мирского, — настолько привычно сегодня медиевистам, что довольно сложно представить себе иное. Тем не менее раньше это выражение имело совсем другой смысл. «Одно время термин «христова невеста» был лишь метафорой, не связанной с человеческим телом. И лишь позднее он стал означать деву, посвятившую свою жизнь Богу», — отметила Элиот. Метафора развивалась и видоизменялась на протяжении многих столетий, от поздней античности и до XV века. И на первых этапах трактовалась весьма своеобразно.

Брак с Христом по апостолу Павлу

Изначально связь между Богом и Израилем сравнивалась с браком. «Об этом говорит апостол Павел. Сравнивая связь души и Бога с браком, он принимал на себя роль отца невесты и писал: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», — напомнила Элиот.

В этом примере брак между Богом и душой не имеет каких-либо половых отличий. Но затем Павел сравнивал роль Христа с ролью мужа: мужья должны любить своих жен так же, как Христос любит Церковь. Здесь лежит основа будущего значения термина «христова невеста».

Тертуллиан обвинял дев во Всемирном потопе

В конце II века раннехристианский писатель Тертуллиан описывал браки между ангелами и женщинами, укрепив, таким образом, представление о девах, которые становились христовыми невестами. Писатель придерживался точки зрения, что небеса и земля во многих точках соприкасались, поэтому существовала возможность половой связи между сверхъестественными существами и обычными людьми.

«Он был одержим шестой главой Книги Бытия, в которой описывалось соитие ангелов и людей до времен Всемирного потопа: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь , что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их», — процитировала Элиот.

Тертуллиан утверждал, что девственницы были особыми объектами ангелической страсти и в конце концов именно они несут ответственность за уничтожение человечества. «Это порицание — одно из самых странных проявлений предубеждений относительно девственниц. Он не мог себе представить, чтобы ангелы покусились на замужних женщин, чья плоть, как он писал, уже была осквернена человеческой похотью. Поэтому дев следовало прятать», — отметила Элиот.

Христова невеста по святому Киприану

Святой Киприан, ставший епископом Карфагена в 249 году, продолжил традицию христовых невест. Он постановил, что мужчины-аскеты не должны были делить с девами жилые комнаты, рассказала Элиот. Эта практика называлась синейсактизм — когда праведники спали в одной комнате или даже постели с женщинами, не покушаясь на них. Окружающие их за это поносили, однако, так как они были чисты, в дальнейшем надеялись получить от Бога достойное воздаяние за свою скромность и воздержанность.

«Однако для Киприана такая практика тоже представлялась прелюбодеянием. Он писал, что, когда мужчина приходит домой и видит, что его жена лежит вместе с другим мужчиной, он возмущается и даже хватается за оружие. Как же разозлен и возмущен должен быть сам Христос в такой ситуации?» — подвела итог Элиот.

Лишь намного позднее женщины, постригающиеся в монастырь, были окружены почетом. Христовыми невестами называли и женщин любого возраста, которые так никогда и не вышли замуж и остались девственницами.

Элиот прочитала лекцию «Mystical Marriage in the Middle Ages: Divine or Diabolical?» на прошлой неделе в Фордамском университете.

Что вы найдете в нашем планере:

  • Это 160 авторски оформленных страниц с полезной и удобной структурой для решения многих задач при организации собственной свадьбы.
  • Календарь на два года для детальной и точно подготовки к самому важному дню.
  • Свободные поля для записей ваших самых смелых идей и желаний, мы хотели дать полную свободу для ведения заметок, тут можно рисовать, проектировать и записывать все, что вас вдохновляет.
  • Удобная золотая резиновая закладка, чтобы зафиксировать самые важные этапы подготовки.
  • Нежно-розовая обложка с тиснением золотом в твердом переплете, для завершения твоего делового, но непринужденного образа невесты .

Вашу библию мы бережно доставляем любым удобным для вас способом.
При покупке планера вы автоматически получаете промокод на услуги от наших друзей и партнеров. За более точной информацией следите в instagram.
Мы рекомендуем только проверенных и заслуженных специалистов свадебной индустрии.
В разделе блог вы найдете все необходимое : площадки, свадебные салоны, услуги ведущих, организаторов, декораторов , фотографов и тд, следите за обновлениями
Вместе мы помогаем создать тот праздник, о котором вы мечтали!

Невеста Христова

Cм. также раздел: ЦЕРКОВЬ

  • Невеста Христова. Святость Церкви митр. Иларион (Алфеев)

Под образом Неве́сты Христо́вой православное богословие почитает Церковь.

Аналогия этого символа известна с древности. Ещё во времена Ветхого Завета союз между Богом и Израильским народом уподоблялся брачному союзу: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя в Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20).

Причем, такое уподобление не ограничивалось только словесными метафорическими параллелями. Так, например, пророк Осия самой своей жизнью отображал отношения его народа с Богом через общение с женой. И делал он это по непосредственному вдохновению свыше: «И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос. 1:2). Верность пророка супружеским обязательствам символизировала верность Завету со стороны Господа Саваофа. Любовь же Бога к Своему народу отображалась в любви Осии к жене.

Склонность евреев к нарушениям заповедей Божьих уподоблялась склонности к прелюбодеянию грешной жены: «Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага» (Ос. 2:2-3).

Несмотря на измены народа Бог обещал заботиться о нём, как и добрый супруг обещает заботиться о жене. «Не бойся, — возвещает Исаия, — ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис. 54:4-5).
В Новом Завете образ отношений Христа и Его Церкви в форме отношений Жениха и Невесты был обозначен апостолом Павлом: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:1-2).

Кроме того, образ Церкви под символом благочестивой жены созерцал Евангелист Иоанн Богослов: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:1-2).

Исходя из всего вышесказанного понятно, что именование Церкви Невестой Христовой предполагает следующее осмысление:
— как союз жениха и невесты строится на основе любви, так и союз Христа и Его Церкви имеет в основе любовь;
— как любящий муж не лишает жену попечения и заботы, так и Христос не оставит Своей Церкви: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
— как благоразумная невеста, вступая в брачный союз, осознанно и свободно берёт на себя обязательства по исполнению супружеского долга, так и вступающий в Церковь Христову, берёт на себя обязательство жить по закону Божьему;
— как жених и невеста, наложив на себя узы брака, становятся плотью единой (Быт. 2:24), так и члены Вселенской Кафолической Церкви составляют собой Тело Христово: «И вы — Тело Христово, а порознь — члены» (1Кор.12:27).