Невротики

Как общаться и взаимодействовать с невротиком?

Невротик интерпретирует любое требование

как предательство, а любую критику — как унижение.

Карен Хорни

Для начала, ещё раз уточним терминологию, — невроз и невротизм понятия разные, но часто отождествляют или путают их. Невроз – психогенное (конфликтногенное) расстройство, а невротизм – черта личности (особенность психики). Невротик очень чувствителен к негативу, он резонирует в нём, вызывая сильную реакцию, даже на пустяковое событие.

И всё-таки, несмотря на негативный окрас и предвзятое отношение к этим типам, невротизм не так страшен, как мифы о нём в массовом сознании. По сути, вокруг нас весьма много людей с неустойчивой психикой и хотя такой человек не подарок, зная его особенности, с ним можно довольно-таки успешно контактировать.

Общаясь с невротиком, необходимо учитывать определённые правила.

— Бесполезно учить его жизни, — закончится поражением, — он слышит только себя и живёт по своему уставу.

— Не стоит с ним спорить, — всё равно останетесь в проигрыше, — он всегда «лучше и больше знает», не принимает ничьих доводов и чётко придерживается собственных убеждений. Если что-то пойдёт не так, обвинит вас в причине «провала», упрекая что «приехали в Тулу со своим самоваром».

— Уверенно и мгновенно следует принимать решения, если они связаны в отношении человека с невротической структурой. В решении какого-то вопроса переубедить его невозможно, — в арсенале имеет только два мнения: «своё и неправильное». Если это не учитывать, то от общения с ним остаются лишь раздражение, разочарование и ощущение никчемности. Но вы же не мазохист(ка), не правда ли?

— Не критикуйте, не упрекайте и не обесценивайте его предложение или убеждение, если оно не соответствует вашему. Желательно в этом случае предложить отложить решение вопроса/ситуации на другое время и мягко перевести его внимание на что-то иное.

— Если во время общения с невротиком говорить с позиции «я-сообщение» и использовать активное слушание, то есть шанс быть услышанным(ой) и выйти, хотя бы, на компромисс.

— Не ждите от невротика чистосердечного признания собственных ошибок и извинений, потому что он убеждён, «что всегда прав», а проблемы создаёт другой.

— При нереальности избежать общения с этим типом, необходимо запастись терпением и принять то, что постоянно придётся сталкиваться, с невозможностью находить, «точки соприкосновения», а значит, каждый раз делать сложный выбор между доказательством своей правоты и принятием позиции собеседника.

В целом же в отношениях с невротиком всегда присутствует тревога, которой он легко заражает. Чтоб избежать такой участи, следует включать осознанность, дабы понять чья, кому и зачем нужна эта тревога вам?

Найдя ответы, вернувшись в «здесь и сейчас», остаётся, лишь, решить, нужно ли это вам и что делать: продолжать невротическое общение или выйти из него?

Общение предполагает «2-х стороннюю» включённость и самоотдачу. В силу своего психотипа невротик не способен ничего отдавать, зато великолепно может «заглатывать» энергию других. Поэтому такие взаимодействия трудно назвать отношениями. Один партнёр даёт заряд бодрости, позитив и поддержку, — невротик же с жадностью поглощает «подаренную» ему энергию.

Измотавшись и оставшись обесточенным, нормальный человек от такого взаимодействия чувствует злость и раздражение. Он начинает понимать, что никакого общения фактически нет, — лишь потребительское отношение и использование его партнёром.

Наивная надежда на здоровое общение с невротиком — частая иллюзия адекватного человека.

Если другой не способен давать, личные ожидания человека дающего, никогда не будут удовлетворены, зато переживания, раздражение и злоба могут стать его спутниками по жизни.

Отсюда, сохраняя прежний формат отношений, нормальный человек так же превращается в невротика.

Вывод: желательно/необходимо к минимуму свести общение с невротиками, если полностью исключить их из своей жизни невозможно.

Если вы женщина и всё-таки решили связать свою жизнь с мужчиной-невротиком (любовь – не картошка), союз может быть удачным, если «не качать права», а он не «альфа-самец».

Невротики-то всё-таки хорошие ребята. Они умные («с царьком в голове»), ответственные, предусмотрительные (ценят и боготворят тех, с кем чувствуют себя в безопасности) и умело приспосабливаются к жизни.

Но нужно учитывать, что от невротизма до невроза один только шаг. Защитные свойства психики постепенно ослабевают при постоянной фоновой тревожности, и в какой-то неблагоприятный момент может произойти срыв.

Поэтому не становитесь дополнительным стрессовым раздражителем, — создайте уют семейного очага, спокойную домашнюю обстановку, и мужчина-невротик отблагодарит вас любовью, верностью и уважением.

А значит, семейное счастье не обойдёт ваш дом стороной.

Да будет так!

Возьмешь в ротик?

— Возьмешь в ротик?
Господи, угораздило ж ее вляпаться в такую ситуацию. Ну какого черта ей не сидится? Сидела бы сейчас дома и ничего бы не произошло.
Нет, ей надо было на эту дерьмовую дискотеку. Тоже мне, нарядилась, кулема. Погулять ей вздумалось.
— Ну так что?
Она даже не знала как этого типа зовут. Она вообще в первый раз видела его. Стояла, теребя запакованный презерватив. Потихоньку уже всходило солнце. Птицы просыпались и начинали душераздирающе щебетать. Вокруг кусты, да деревья. И этот тип. Он смотрел на нее с настойчивой улыбкой.
Господи, что за ночь? Сначала ее брат отвез ее на дискотеку. Договорились, что в два он за ней приедет.
И что? Познакомилась на дискотеке с парнем. В смысле познакомилась? Она уже и до этого его пару раз видела. Вроде нормальный парень с виду. Даже с братом ее двоюродным был знаком. Работал в том городе, где она жила.
Просидели с ним весь вечер, проговорили, выпили. Он казалось заинтересовано слушал все ее истории и улыбался так симпатично. Потом он предложил отвезти ее домой. Вроде как по пути. Договорился со своими друзьями, все уладил. Все в порядке.
— Ну что молчим, девушка?
Она медленно распечатала презерватив.
Надо было домой ехать, надо было с братом ехать домой. Нет, она же еще ему позвонила и сказала, что встретила Аньку и с ней домой приедет.
Вот тебе и Анька.
После дискотеки они пошли к машинам. С ними поехала еще одна девченка. Тоже дурочка. Еще спрашивала:
— Как ты думаешь? Они нас домой отвезут?
Она ответила, что да.
— Вроде нормальные парни…
А Вадима она уже подольше знала. Еще когда с Андреем дружила. Он вроде всегда хорошо к ней относился. Веселый был, любил пошутить…
Оказалось, что после дискотеки надо было еще кое куда заехать. Попали к какой то девушке на квартиру. Ее она не знала. Девушка ночью собрала живо на стол все, что было в холодильнике, поставила водку. И гулянка вроде как продолжалась. Тот парень с которым она познакомилась на дискотеке уже еле стоял на ногах. Вадим разговаривал о чем-то с девушкой. Потом все резко собрались и поехали дальше. И опять не домой.
Она стояла и растягивала презерватив, тупо смотря на эту штучку. В глаза тому типу не могла смотреть. Он был ей противен. Ей было все противно. Солнце, которое всходило, птицы, которые орали, ее узкое черное платье, туфли, волосы, размазанная тушь. Ей было абсолютно все противно. А ведь могла бы сейчас быть дома и смотреть десятый сон. Дура!
Они поехали дальше. Оказалось что надо было заехать еще к какой-то девушке. Девушка та, да ее вообще было трудно назвать девушкой, с матами открыла дверь, за что и получила первую пощечину от высокого типа. Они зашли. Квартира была маленькая и грязная. На столе стояла водка и недоеденная закуска. В другой комнате на кровати валялась еще одна девушка и храпела.
Парней эта картина явно раздражала. Они матерились и ругались. Потом встали и решили, что пора ехать домой. Она подошла к Вадиму и попросила отвезти ее. Вадим улыбнулся:
— Слышь, у меня бензина ноль, давай садись, поехали ко мне. У меня переночуешь. А завтра я тебя отвезу.
— Вадим, мне домой надо. Мамка убьет меня. Наверно и так уже переживает.
Вадим подошел к одному парню, сказал ему что-то, потом вернулся.
— Слышь, вот Вовчик тебя домой отвезет. Только ему тут парней по домам развести надо.
Она села в машину к Вовчику на заднее сиденье с двумя другими парнями. Один из них был тот самый, с которым она познакомилась на дискотеке. Он настолько нажрался, что уже не соображал что, где и как. Положил свою голову ей на плечo и захрапел. Они поехали.
Вовчику явно не нравилась мысль, что придется еще какую-тo девку везти черт знает куда. Он устал и хотел спать. Постоянно что-то ворчал под нос и матерился. Другой тип, который сидел спереди, молчал всю дорогу. Единственный у кого было хорошее настроение, это был тот, который тоже сидел с ней на заднем сидении. Он улыбался. Потом посмотрел пристально на нее и спросил:
— А ты в ротик берешь?
— Так. Слышь, так дело не пойдет. Ты что? Язык проглотила?
Она посмотрела на него. Потом посмотрела на презерватив. Опять на него. Бросила резинку на землю.
— Нет! Я не могу…
— Ну знаешь, милая…
В глазах выступили слезы.
Вовчик завернул в лесок на окраине дороги.
— Давайте, идите вон в лес.
— Парни, ну что вы как эти? Ну? Отвезите меня домой, вы же обещали!
Вовчик бросил ей свирепый взгляд.
— Вот если сделаешь хорошо, тогда и отвезем.
Она поняла, что разговор на этом окончен, вылезла из машины
и заковыляла на своих каблучках глубже в лес. За ней последовал улыбающейся тип. Когда машина скрылась из виду они остановились. Он протянул ей презерватив. Cказал ей что-то, по всей видимости доброе. Что-то вроде комплимента по поводу ее внешности. Она молчала. Она готова была убить
себя за свою же глупость и доверчивость. Надо же ей было! Ведь никто же не тянул, она же сама согласилась с ними поехать! Дура!
— Значит нет?
Она покачала головой.
— Ну что ж, тогда пошли обратно…
Они пошли назад к машине. Солнце уж почти взошло.
— Знаешь, ты хорошая девченка. Будь я твоим братом, я бы тебе таких надавал, что бы не связывалась с кем попало.
Она молчала.
Вовчик и другие ждали в машине.
— Ну что? Все?
— Да не было ничего. Не хочет она…
— Ну тогда домой пешком пойдет.
— Слышь, Вовчик, а может отвезешь все-таки?
— Я же сказал, если в рот возьмет, то отвезу. А так пускай сама добирается. Буду я тут еще всяких по домам развозить. Или у меня шоферская шапка на голове? Ты давай садись, а то с ней вместе пешком пойдешь!
Тип бросил на нее взгляд просящий прощения. Улыбнулся.
— Извини, что так…
Сел в машину. Oни уехали.
Она некоторое время еще простояла в лесу, потом пошла спотыкаясь на своих каблуках к дороге.

Начало карьеры

Вуди Аллен — псевдоним, придуманный щуплым еврейским юношей из Бруклина Алланом Конигсбергом в начале 1950-х. В ту пору он писал шутки для юмористических разделов газет, и занимался этим — а также сочинением эстрадных скетчей и сценариев для телепрограмм — долгих десять лет. В 1961-м Аллен впервые сам вышел на эстраду в качестве стендап-комика. И хотя он шутил, что на званых обедах юмористы всегда сидят за детским столиком, как стендапер он был очень успешен. Персонаж, от имени которого Аллен говорил со сцены, был типичным шлемазлом (человек, которому хронически не везет во всем. — Esquire), которому тем не менее везло с женщинами, что в сочетании с плюгавой внешностью и непрошибаемой самоуверенностью «сердцееда» создавало комический эффект.

Вуди Аллен: «У меня был страх сцены, потому что я долгие годы был кабинетным писателем. Я его преодолел, и успех пришел сразу же. Мои агенты каждый вечер приходили в кабаре и выталкивали меня на сцену. Они говорили: если стал исполнителем, остальное приложится. Я стал получать больше заказов на тексты, и потом мне стали предлагать режиссерскую работу именно потому, что я засветился как исполнитель. Сцена — своего рода витрина» ().

В 1950-е годы юмористы с телевидения выступали в «Борще» — курортном районе в горах Кэтскил, где было множество клубов. Это место облюбовали для отдыха еврейские семьи, которые постоянно заказывали в ресторанах борщ. Аллену не нравились тамошние стендаперы, все эти «традиционные комики», которые держались на эстраде как затянутые в смокинги чопорные конферансье. Но однажды он увидел выступление комика Морта Сала — тот был раскован, непринужден и владел аудиторией как бог. В посвященном стендапу 1950-х сериале «Удивительная миссис Мейзел» проводящая много времени в клубах и обожающая хороший юмор Сюзи Майерсон говорит главной героине Мидж, что единственный стендапер, который ее поразил, был как раз Морт Сал. Вуди Аллен пошел еще дальше — он признавался, что если бы не Морт Сал, сам он никогда не вышел бы на сцену.

«Городской невротик»

Итак, продюсеры фильма «Что нового, киска?» (1965) обнаружили Вуди Аллена в кабаре. Расчет был прост: раз он сам сочиняет скетчи, то может написать и сценарий — почему бы его не нанять? Аллен терпеть не мог «Киску», потому что его сценарий перекроили, но благодаря этому фильму получил карт-бланш. Первым фильмом, который он поставил самостоятельно, была комедия «Хватай деньги и беги» (1969), где он сыграл главную роль недотепы Вергилия. Этот фильм успешно запустил его режиссерскую карьеру.

Вуди Аллен: «Меня считают интеллектуалом, потому что я ношу очки, и художником — потому что мои фильмы не приносят дохода. То и другое неверно» (из книги интервью Аллена со Стигом Бьоркманом).

Everett Collection/Legion Media Кадр из фильма «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить»

Здесь он впервые предстал на экране таким, каким весь мир будет видеть его следующие пятьдесят лет, — хлипким невротиком («Невроз заменил мне аэробику!») и убежденным пессимистом, который видит опасность за каждым поворотом, хотя на самом деле ему сказочно везет.

«Вы знаете, как называются люди, которым кажется, что все их преследуют?» — «Да. Проницательные» (из фильма «Проклятие нефритового скорпиона»).

Смешной и мнительный герой Вуди Аллена, который превозмогает любые неурядицы благодаря сказочному везению, давал надежду всем недотепам мира.

Вуди Аллен: «Я всегда чувствовал себя тревожно и беспомощно, когда мне было и 5 лет, и 35, и 55. Как вы хотите, чтобы я себя чувствовал в 83 года? Я могу выйти из этой комнаты и отдать концы прямо в коридоре, и это не будет ни для кого сюрпризом. «Ну, ему было 83, чего вы еще ожидали?» Я чувствую себя так же, как и всегда. Тревожно и беспокойно».

TCD/Legion Media Кадр из фильма «Энни Холл»

Поворотной работой в карьере Аллена стал фильм «Энни Холл» (1977). Именно там звучит одна из самых известных его острот о человеческой жизни, которая бывает либо ужасная, либо несчастная. Ужасная — это у тех, кто смертельно болен, а несчастная у всех остальных. Исходя из этой логики, нужно радоваться тому, что ты всего лишь несчастен! И проживать свою несчастную жизнь с удовольствием. Согласно кодексу Вуди Аллена, комедия — это та же трагедия, просто некоторое время спустя.

Вуди Аллен: «В какой-то момент я понял, что некоторые мои картины напоминают мультфильмы: никто не истекает кровью, никто не умирает по‑настоящему. Из сцены в сцену герои просто бегают туда-сюда и шутят, шутят, шутят».

Отличительная черта алленовского городского невротика — вечный пессимизм. Он постоянно чего-то боится и бормочет привычной скороговоркой, что неровен час — земля налетит на небесную ось и все будет плохо, да куда там — просто ужасно! Это его способ «заговаривать невезение». В мире, где ему приходится обитать, превозмогая жизненные сложности, мало того что нет Бога — по выходным водопроводчика-то не доищешься! Этот мир по Аллену — страшное место, где с его хрупким героем может произойти все что угодно. И как при таких раскладах человек может понять устройство Вселенной, если он даже в Чайна-тауне ориентируется с трудом?

Alamy/Legion Media Вуди Аллен и Дайан Китон в фильме «Манхэттен», 1979 год

Женщины

Вуди Аллен: «Моя жена не желает взрослеть. Я принимаю ванну, а она топит мои кораблики».

В 1969-м во время репетиций на Бродвее своей пьесы «Сыграй это снова, Сэм» Аллен знакомится с Дайаной Китон. Они начинают жить вместе, и благодаря Дайан в его фильмах появляются блистательные женские образы. Умные и эксцентричные, они время от времени дарят своим вниманием угловатого шлемазла, но всегда ускользают, как в фильме «Манхэттен» (1979), где жена главного героя ушла от него к женщине, хотя тогда это еще не было мейнстримом.

Теперь фразы, которые с легкостью могли бы быть исполняемыми со сцены стендапом, персонажи Аллена произносят в его фильмах:

«Мы раздумывали, что делать: поехать на Багамские острова или развестись? И решили, что Багамы — удовольствие всего на пару недель, а хороший развод — на всю жизнь» (из сборника рассказов «Побочные эффекты»).

«Я потому такой хороший любовник, что много тренируюсь на себе» («Любовь и смерть»).

В самом начале карьеры Аллен снял комедию «Все, что вы хотели знать о сексе, но стеснялись спросить» (1972). Спустя много лет журналист Стиг Бьоркман, составивший книгу интервью с Алленом, задаст ему вопрос: что именно он тогда хотел знать о сексе, но боялся спросить? Ответ, как обычно, был снайперским, как шутка бывалого стендапера: «Я хотел знать про секс только одно: где его можно получить? И как скоро? Больше меня по данному вопросу ничего не интересовало. Где и сколько раз».

Персонаж фильмов Вуди Аллена, его комическое альтер эго, в этом смысле постоянно прибедняется: «Моя личная жизнь ужасна. В последний раз я был внутри женщины, когда посетил статую Свободы» («Преступления и проступки»).

Ron Galella Collection via Getty Images Режиссер Вуди Аллен, Миа Фэрроу с детьми в 1989 году

При этом личная жизнь режиссера была довольно бурной — и отдельную главу в ней занимает роман с Мией Фэрроу, с которой Аллен познакомился в 1980 году на вечеринке. Он долго и церемонно ухаживал — приглашал ее поужинать через секретаря. Фэрроу была дочерью актрисы Морин О’Салливан и режиссера Джона Фэрроу и с детства принадлежала к артистическому миру, куда он полжизни стремился попасть. Они с Фэрроу не вступают в брак, а живут каждый в своей квартире по разные стороны от Центрального парка. Утром они говорят по телефону и машут друг другу из окон полотенцами. «Она вырастила девятерых детей без травм, даже не имея в доме термометра. А я измеряю температуру каждые два часа!» — впоследствии вспоминал Аллен. В феврале 1991 года в New York Times появляется о том, какие безупречные отношения удалось выстроить режиссеру и его музе, не вступая в брак. А в 1992 году из-за связи Аллена с приемной дочерью Сун-И Превен между ними, 12 лет прожившими в согласии и сделавшими вместе 13 фильмов, начинается война не на жизнь, а на смерть. Ее последствия догонят Аллена спустя два десятилетия.

«Неуместная любовь с молодой девушкой кажется темой ваших фильмов и вашей жизни, разве нет?» — «Это не тема моей жизни. Я был женат дважды, и оба раза на женщинах практически своего возраста (на Харлин Розен и Луизе Лассер). Отношения, в которых я состоял, — с Дайан Китон и Мией Фэрроу — не то чтобы они очень молодые девушки» (из интервью , 1992).

Переосмысленные отношения Аллена с женщинами наполняли содержанием его фильмы. Однажды он признался в интервью, что ключевой шуткой его взрослой жизни и главным принципом любовных отношений стала фраза Граучо Маркса: «Я никогда не хотел бы принадлежать к клубу, членом которого может стать такой, как я». Ее перефразирует персонаж Аллена в «Энни Холл», сказав, то ни за что не будет встречаться с женщиной, которая польстится на такого, как он!

Moviestore Collection/Legion Media

Кино

Вуди Аллен: «Люди, которые делают кино, пришли к выводу, что хорошее кино им делать невыгодно и лучше потратить 200 миллионов на фильм, чем 20. Потому что на фильме за 20 они заработают 50, а на фильме за 200 — сразу 500. Фильмы становятся глупее и глупее, чтобы аудитория была больше».

В предисловии к книге интервью с Алленом Стиг Бьоркман описал его творческую ситуацию, беспримерную для индустрии: «Положение Вуди Аллена в мире кинематографа уникально. У него есть контракт с продюсерами, который дает ему полную свободу делать как минимум один фильм в год. Контракт оставляет за Алленом право выбора любой темы, сценария, актеров, съемочной команды, монтажа и так далее. Единственное ограничение — оставаться в рамках оговоренного бюджета».

Аллен обожал снимать в Нью-Йорке и всегда снобировал Голливуд, отпуская в его адрес остроты вроде этой: «Идиоты, у которых ничего не вышло в Нью-Йорке, переезжают в Лос-Анджелес и становятся там миллионерами».

Европейские синефилы и съемки в европейских столицах

В Европе Аллена всегда любили не меньше, а может, и больше, чем в Америке, что дало ему повод шутить: «Может, я больше нравлюсь иностранному зрителю, потому что мои фильмы лучше в переводе, чем в оригинале?» Но Вуди не был бы Вуди, если бы он не высмеял извечное поклонение европейских интеллектуалов сложному замороченному арт-кино. В фильме «Голливудский финал» (2002) он делает своим героем слепого режиссера, который снимает черт знает что на ощупь, но в Европе его фильм объявляют шедевром.

Вуди Аллен: «Здесь я говнюк, а там гений. Спасибо, Боже, что на свете есть Франция».

Французы действительно обожают Аллена — иначе и быть не могло: как не любить человека, который сыграл в собственном фильме сперматозоид? Ему дважды вручали французский «Оскар» — премию «Сезар» — за «Манхэттен» и «Пурпурную розу Каира». В фильме «Разбирая Гарри» он отдает дань французам, когда в адрес его персонажа звучит реплика: «Ты лишен моральных ценностей! Вся твоя жизнь — это нигилизм, цинизм, сарказм и оргазм. Кстати, во Франции с таким лозунгом легко победить на выборах».

Начиная с 2005 года и снятого в Лондоне фильма «Матч-пойнт» Вуди Аллен на десять лет отрывается от родной почвы. Вместо обожаемого (хотя, с его слов, испортившегося со временем) Нью-Йорка он начинает снимать великие европейские столицы — Париж, Барселону, Рим, Берлин. Лишь спустя долгое время Нью-Йорк снова станет сценой его фильмов. «Колесо чудес» (2017) представит Конни-Айленд, рядом с которым он вырос, а «Дождливый день в Нью-Йорке» (2019) в шутливой манере развенчает туристические мифы этого города — от катания в экипаже в Центральном парке до свидания под часами и прокуренных клубов, где играют джаз.

Entertainment Pictures/Legion Media «Вики Кристина Барселона»

Альтер эго

«Я был воспитан в иудаизме, но сейчас обратился в нарциссизм» (из фильма «Сенсация»).

Полжизни Вуди Аллен исполнял в своих фильмах роль фрустрированного интеллектуала и неисправимого ходока. И только с возрастом смирился с тем, что «его» теперь будут играть другие актеры, хотя суть персонажа и не изменится — это все тот же городской невротик в дурацких обстоятельствах, которые и называются жизнью.

Вуди Аллен: «В каждом персонаже есть что-то от меня, каждый новый герой — лишь новая маска; возраст или пол выступают лишь как средства маскировки».

В его — дай бог не последнем — фильме «Дождливый день в Нью-Йорке» целых два Вуди Аллена: молодой в исполнении Тимоти Шаламе и зрелый, которого сыграл Джуд Лоу.

Вуди Аллен: «Я бы сам сыграл Гэтсби, если бы был моложе!»

James Devaney/GC Images Вуди Аллен и Тимоти Шаламе на съемках фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»

Сериал

В 2016 году вышел сериал Вуди Аллена «Кризис в шести сценах», за который «Амазон» бился с «Нетфликсом» и победил. Победитель заплатил 79-летнему режиссеру круглую сумму и дал полную творческую свободу. Вуди Аллен раздавал по этому поводу шутливые интервью, что сам не знает, как вляпался в трудоемкий проект: сам-то он сериалы не смотрит и даже заклеил кнопку «Вкл» на своем телевизоре — но от таких денег глупо было отказываться. В сериале Вуди с бешеной энергией, как в лучшие годы, высмеивает революционные идеалы 1960-х. По сюжету в квартиру его героя Сидни забирается юная бунтарка, поклонница Че Гевары, которая в знак протеста против войны во Вьетнаме взорвала призывной пункт, а теперь мечтает сбежать на Кубу. Но пока ей приходится таскать еду из холодильника Сидни и учить старушек из книжного клуба его жены читать цитатник Мао и собирать автомат Калашникова. Вышла отличная сатира в духе молодого Аллена.

Жизнь во времена MeToo

«Стоишь юная в ресторане роскошного отеля, а потом не успеешь глазом моргнуть — а тебе уже сорок. А потом тебе продают билет в кино за полцены по пенсионному удостоверению. Так что не спрашивай, по ком звонит колокол, точнее, по ком шумит вода в клозете» (из фильма «Знаменитость»).

Единственный кровный сын Вуди Аллена и Мии Фэрроу Ронан, которого они назвали в честь любимого баскетболиста Вуди, с негодованием отбросил это имя и стал Ронаном — и все последние годы пытается сровнять с землей публичный имидж отца и его карьеру. Усилия Ронана увенчались успехом: из четырех запланированных по контракту с Amazon Studios фильмов был снят только «Дождливый день в Нью-Йорке», да и тот студии отказались прокатывать в Америке. Аллен подал в суд на Amazon за срыв договоренностей и собирался отсудить у компании $68 миллионов.

Кроме того, в марте 2020 года издательство Hachette отказалось выпускать мемуары Аллена A Propos of Nothing («Речь без повода»), причем спустя несколько дней после анонса. С критикой Hachette активно выступал Ронан Фэрроу. По данным The New York Times, помимо Hachette с Алленом отказались сотрудничать сразу четыре крупных издательства, но в итоге мемуары вышли в издательстве Arcade Publishing.

Arnaldo Magnani/Liaison/Legion Media Вуди Аллен и Су-И Превен в Нью-Йорке в 1993

Это печальная история, и на ум сразу приходит великий комик Ленни Брюс, который перестал быть смешным, когда погряз в судебных тяжбах. Впрочем, Ленни не принадлежит к числу любимых стендаперов Аллена. Он всегда предпочитал других комиков — например, Майка Николса и Эллен Мэй (последнюю он снял в роли своей жены в сериале).

История с обвинениями в сексуальном насилии над приемной дочерью Дилан остается неоднозначной — суд, состоявшийся в 1993 году, не нашел доказательств вины Аллена, но в то же время в заключении судьи , что поведение режиссера в конфликте было «чрезвычайно неприемлемым» и что «необходимо предпринять меры по защите ребенка». В результате судебного процесса Аллен проиграл тяжбу об опеке над детьми — Ронаном и приемными Дилан и Мозесом.

Позиция Аллена заключалась в том, что Миа Фэрроу выдумала историю с сексуальным насилием в целях мести. В сложном и запутанном семейном конфликте режиссера поддерживает его приемный сын Мозес Фэрроу, которому во время описываемых событий в 1993 году было 14 лет (Ронану тогда было пять). В письме в своем блоге он собственную точку зрения на эту историю, охарактеризовав Мию не лучшим образом — по словам Мозеса, Дилан выступила против Аллена под влиянием Мии.

Уже став взрослой, Дилан Фэрроу дважды публиковала открытые письма о пережитой в детстве травме: в 2014 году в , а спустя четыре года — в , где призвала голливудских звезд к ответу, почему они продолжают работать с Вуди Алленом. После этого Мира Сорвино, Грета Гервиг, Эллен Пейдж заявили, что сожалеют о сотрудничестве с режиссером и больше не будут сниматься в его фильмах, а Селена Гомес и Тимоти Шаламе отказались от своих гонораров в пользу благотворительных организаций.

В настоящее время карьера режиссера, стабильно снимавшего по фильму в год, поставлена на паузу. Его тяжба с компанией Amazon завершилась внесудебным урегулированием, но очевидно, что сотрудничества между ними больше не будет. Тем не менее Аллен успел начать и даже завершить летом 2019 года съемки нового фильма «Фестиваль Рифкина» на деньги испанских продюсеров, но теперь в историю вмешалась мировая пандемия коронавируса — если фильм и выйдет в прокат, то только в Европе, и когда это случится — неизвестно.

Вуди Аллен: «Не старость является самым верным признаком зрелости, а умение не растеряться, проснувшись на оживленной улице в центре города в одних трусах».

Знаете ли вы что чувство вины из всех живых существ способны испытывать только люди? Существует множество научных теорий, объясняющих возникновение чувства вины, однако все они сходятся в одном – это чувство критически важно для существования человеческого социума в том виде, в котором он существует сегодня. Чувство вины является неким предохранителем, не позволяющим нам вести себя агрессивно или же аморально. Страх перед муками совести способствует тому, чтобы мы выполняли возложенные на нас социальные обязательства, заботились о слабых, честно выполняли свою работу. Согласно наблюдениям криминалистов, психопаты и маньяки отличаются тем, что не способны испытывать чувство вины и сострадания и именно этот дефект в их психике позволяет им совершать преступления.

Невротическое чувство вины, что это?

Все хорошо в меру. Излишнее чувство вины так же гибельно, как и его полное отсутствие. Согласно статистике, почти 80% всех самоубийств происходит из-за избыточного чувства вины или стыда. Психологи разделяют «настоящее» чувство вины и «невротическое». Люди испытывают «настоящую» вину, если поступают плохо. А «невротическое» чувство вины возникает в ситуации, когда человек винит себя, но при этом он не сделал ничего плохого. Вот некоторые классические примеры того, как себя проявляет невротическое чувство вины:

  • Человек винит себя в том, что никак не мог предотвратить, поскольку это лежало вне зоны его ответственности и возможностей. Например, пятилетний ребенок винит себя за развод родителей. Некоторые люди способны испытывать стыд за то, что кому-то хуже им. Вам стыдно, что в Африке голодают дети, а вы съели уже вторую котлету? Это невротическая вина.
  • Человек испытывает слишком сильное чувство вины по сравнению с величиной своего проступка. Вы когда-то солгали своей маме, что потеряли дневник и теперь тридцать лет спустя все еще не можете этого забыть и чувствуете свою вину? Значит у вас именно «невротическое» чувство вины.
  • Чувство вины за «плохие» (злые, пошлые, аморальные) мысли и желания некоторые психологи так же выделяют как невротическое. Контролировать свои мысли значительно сложнее, чем поступки, а зачастую и вообще невозможно. Тем не менее, люди способны годами страдать из-за того, что когда-то подумали. Например, подростки часто испытывают вину за сексуальные фантазии или сны.

Таким образом, «невротическое» чувство вины мало зависит от того, как в реальности ведет себя человек. Даже будучи абсолютно положительным, он может постоянно испытывать изматывающее чувство вины, выражающееся в навязчивых мыслях, низкой самооценке, а в критических случаях – даже в попытках самоубийства.

Откуда берется «невротическая» вина и как ее определить?

Психологи связывают наличие невротического чувства вины с особенностями личности, сформировавшимися в раннем детстве. В возрасте от года до пяти ребенок учиться не только ходить, говорить и чистить зубы щеткой. Этот возраст так же является критическим для того, чтобы сформировать мнение о себе, как о человеке. Какой я? Хороший, добрый и честный? Или же я неправильный, плохой и вообще причина всех бед окружающих? Представление о себе у ребенка формируется на основе тех характеристик, которые транслируют ему близкие люди – родители, воспитатели, родственники. Если ребенок постоянно оказывается «виноват» во все: в том, что упал и испачкался, в том, что папа пришел злой с работы, что у бабушки поднялось давление, то это формирует основу для возникновения невротического чувства вины в будущем.

Здоровое «правильное» чувство вины говорит нам, что следует делать по-другому, чтобы стать лучше и сделать лучше мир вокруг себя. В то время как невротическое чувство вины не приносит нам ничего, кроме моральных терзаний и от подобной «вины» психологи советуют избавляться, либо самостоятельно, либо с помощью специалиста.

Чтобы определить, является ли чувство вины «настоящим» или же «невротическим», достаточно честно ответить себе на следующие вопросы:

  1. Действительно ли то, что произошло, было на моей ответственности? И если да, то что заставляет меня так думать? Есть ли тому какие-то доказательства?
  2. Какие именно моральные нормы я нарушил(а)? Являются ли эти моральные нормы адекватными и обоснованными?
  3. Могу ли я как то исправить то, что случилось?
  4. Если то же самое случиться в будущем, смогу ли я как то это предотвратить или это не в моей власти?